Программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов). Из них: уроков развития речи – 10, уроков внеклассного чтения – 12, уроков-практ - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Уроках учебного предмета «Литературное чтение» 1 59.54kb.
По литературе Классы: 8класс Учитель: Антипова Ирина Ивановна Количество... 2 609.5kb.
Отчёт о проведении тематических уроков, посвящённых 70-летию Сталинградской... 1 22.01kb.
Календарно-тематическое планирование уроков по Новой истории в 8... 1 56.54kb.
Уроков литературы в 8 классе № п/п Наименование раздела Все го часов... 1 131kb.
Уроков 3 декабря 2013 года была проведена «Большая Олимпийская викторина» 1 151.75kb.
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю): из них Всеобщая... 1 260.44kb.
Конспект внеклассного мероприятия по географии "Красная Поляна горноклиматический... 1 147.88kb.
Краткие рекомендации для педагога по использованию презентации 1 170.58kb.
Нестандартные формы уроков русского языка 1 148.59kb.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе 1 166.03kb.
Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального... 1 205.39kb.
- 4 1234.94kb.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов). Из них: уроков развития речи - страница №1/1




Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта для основной общей школы 2004 года и авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (автор - В.Я. Коровина).

Значительными преимуществами данной программы можно считать следующие:


  1. авторы программы считают необходимым «вернуть» важные для учащихся произведения (А. Пушкин. «Дубровский», «Сказка о мёртвой царевне…»; И.С. Тургенев. «Бежин луг»; В. Короленко. «В дурном обществе» и др.), традиционно изучавшиеся в школе и незаслуженно исключённые из многих альтернативных программ;

  2. создатели программы предлагают для изучения ранее не входившие в

программы произведения писателей Русского зарубежья и

другие художественные тексты, необходимые для учащихся того

или иного возраста, расширяющие их читательский кругозор и

обогащающие их представления о художественном наследии русской

и зарубежной литературы;

3) сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная программа концентра 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы – это живое поступательное движение.



Программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов). Из них: уроков развития речи – 10, уроков внеклассного чтения – 12, уроков-практикумов – 6, уроков контроля – 4.

В учебнике-хрестоматии даны специальные рубрики, обращающие внимание учащихся на работу со словом («Совершенствуем устную речь», «Будьте внимательны к слову» и т.п.). В программу включён перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы. Учебник снабжён фонохрестоматией.


Учебно-методическое обеспечение программы.


  1. Полухина В.П. и др. Литература.: 6 кл.: Учеб.: В 2 ч./ Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009.

  2. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2008.

  3. Полухина В.П. и др. Литература: 6 кл.: Метод. Советы/ Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008.

  4. В.Я. Коровина. В.П. Журавлёв. В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс». Издательство «Просвещение» - М., 2008.


Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.

В результате изучения литературы в 6 классе учащиеся должны знать/понимать:

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути изучаемых писателей;

- такие теоретико-литературные понятия, как: миф, мифологический сюжет, персонаж, житие, сказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение; реальное, фантастическое, фабула, баллада; двухсложные и трёхсложные размеры стиха, строфа, роман, авторское отношение к героям; стопа, типы стоп, метафора, инверсия; героическая повесть, типы речи и разнообразие лексических пластов; образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел; автобиографическая проза; повесть, художественная деталь, портрет и характер; юмор, юмористическая ситуация, деталь и её художественная роль в юмористическом произведении; цветообраз; кольцевая композиция;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;

- давать характеристику героев;

- находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;

- выявлять авторское отношение к героям;

- выражать своё отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;



Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

Календарно-тематическое планирование.



№ п.п

Наименование разделов и тем. Основное содержание.

Всего часов

1

Писатели – создатели, хранители и любители книги.

1

2

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Календарно – обрядовые песни

1

3

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость.

1

4

Древнерусская литература. . «Повесть временных лет».

1

5

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.

1

6

Русские басни. И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья. Лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 столетия.

1

7

И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

1

8

И.А. Крылов. «Осёл и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории. Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?»

1

10

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Лицейские годы. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению.

1

11

А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога» Изображение действительности и внутреннего мира человека. тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С. Пушкина.

1

12

РР. А.С. Пушкин «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха. Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро».

1

13

А.С. Пушкин. История романа «Дубровский». Ссора К.П. Троекурова и А.Г.Дубровского. Картины жизни русского барства.

1

14

Суд и его последствия. Анализ главы II – III.

1

15

«Пожар в Кистенёвке». Роль Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в повести.



1

16

«Учитель». Анализ главы VIII – X.

1

17

Маша Троекурова и Владимир Дубровский. Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведении.

1

18

Развязка романа «Дубровский» РР. Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский».

1

19

Внеклассное чтение. А.С.Пушкин «Повести Белкина»

1

20

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи» Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.

1

21

М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М. Ю. Лермонтова.

1

22

Мотив одиночества в лирике Лермонтова.

1

23

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.

1

24

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа

1

25

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…», Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.

1

26

А,А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…» Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.

1

27

А.А. Фет. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у берёзы…» Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

1

28

Н.А. Некрасов. Главная тема поэзии Некрасова. «Железная дорога». Величие народа-созидателя.

1

29

«Железная дорога». Картины подневольного труда и утверждение мысли о величии народа-созидателя в стихотворении «Железная дорога».

1

30

«Дедушка». Отношение деда к жизни, к людям, истории России. Трехсложные размеры стиха.

1

31

Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Н.С. Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести.

1

32

«Ужасный секрет» тульских мастеров.

1

33

Судьба Левши. Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С. Лескова «Левша

1

34

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. «Пересолил», «лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.

1

35-36

Урок-концерт. Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Я.П. Полонский «По горам две хмурые тучи…». «Посмотри – какая мгла…» Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». А.К. толстой. «Где гнутся над смутом лозы…» Развитие понятия о лирике.

2

37-38 А.С.Грин. Слово о писателе. «Алые паруса». Признаки феерии в произведении А.С.Грина. Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги .С. Грина «алые паруса» Авторская позиция в произведении

2

39

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие герои» А.П. Платонова.

1

40

М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

1

41

«Кладовая солнца». Человек в окружающем мире. «Что есть правда»

1

42

Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

1

43-44

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» Д.С. Самойлов. «Сороковые»

1

45

Внеклассное чтение. Любимое произведение о ВОВ.

1




2

46

В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа.

1

47

Особенности использования народной речи в художественном произведении. Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

48

В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.

1

49

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению.




50

51-52


Смысл названия рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».

1

В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

1

Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера «Т ринадцатый подвиг Геракла».

1

53

Родная природа в русской поэзии 20 века. А.А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов.


1

54

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А. Есенина. Обучение выразительному чтению.

1

55
56

А.А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…» Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики.

1

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

1

57

Из литературы народов России.

Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. ВЧ. К.Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…», Тема Родины и народа.



1

58

Из зарубежной литературы.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия». «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.



1

59

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

1

60

. Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.

1

61

. М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.

1

62

Ф. Шиллер. Слово о писателе. «Баллада «Перчатка» Проблема благородства, достоинства и чести.

1

63

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

1

64-65

Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна» Дружба тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Том и Гек. Общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.

1

66

А де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц. Его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче.

1

67



1

68

Итоговый урок. «Путешествие по стране Литературии 6 класса. Задания для летнего чтения

1

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.



Устное народное творчество

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».



Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).



Из древнерусской литературы

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы XVIII века

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.



Из литературы XIX века

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).



Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).



Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).



Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.



Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочиненияТеория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).



Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.



Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).


Из русской литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мас терство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.



Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).



Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники) Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.



М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.



«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).



Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.



Из зарубежной литературы

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).



Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 8 КЛАСС




Тема урока

Планируемая дата проведения

Дата проведения урока

Ведение – 1 час

  1. -2

Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому







Тема 1. Устное народное творчество. – 2 часа



Лирические и исторические песни «В темном лесе...»









Предания «0 Пугачеве», «0 покорении Сибири Ермаком».







Тема 2. Из древнерусской литературы. – 2 часа



Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»









Урок внеклассного чтения. «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Действительные и вымышленные события







Тема 3. Из русской литературы XVIII века. 5часов



Д. И. Ф о н в и з и н. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии.









Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Основные правила классицизма в произведении









Урок развития речи









Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века»







Тема 4. Из русской литературы XIX века. 35часов



И. А. К р ы л о в. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа.









Урок внеклассного чтения. И. А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца.









К. Ф. Р ы л е е в. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей









А. С. П у ш к и н. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К***», «Я помню чудное мгновенье».









А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина









А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении









А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения.









Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности.









Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич









Семья капитана Миронова. Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина









Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина.









Урок развития речи. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».









А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы.









М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве поэта.









М.Ю Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой.









Особенности композиции поэмы «Мцыри». Анализ эпизода.









Урок развития речи Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»









Н.В.Гоголь. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.









Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью».









Разоблачение пороков чиновничества в пьесе.









Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление









Урок развития речи Подготовка к домашнему сочинению по комедии Н.В Гоголя «Ревизор»









Н. В. Гоголь. «Шинель» Образ «маленького человека» в литературе









Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга









М. Е. Салтыков-Щедрин Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок)









Урок развития речи Обучение анализу эпизода из романа «История одного города»









Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Защита обездоленных.









Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала»









Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза,









Урок внеклассного чтения Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество»









Урок внеклассного чтения Поэзия родной природы в творчестве А. С. П у ш к и н а, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова









А. П. Ч е х о в. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье.







Тема 5. Из русской литературы XX века. – 18 часов



И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ»









А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».









Урок развития речи. Урок-диспут «Что значит быть счастливым?».









А.А. Блок Историческая тема в его творчестве «Россия». Образ России и её истории.









С.А. Есенин. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.









Урок развития речи. Урок – конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.









И.С. Шмелёв «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.









Урок внеклассного чтения. Журнал «Сатирикон». Тэффи «Жизнь и воротник». М. Зощенко «История болезни» М.А. Осоргин Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»









А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме.









Василий Теркин — защитник родной страны. Правда о войне в поэме Твардовского









Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор.









Урок внеклассного чтения А, П. П л а т о н о в. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»









Урок развития речи. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. М.Исаковский («Катюша», «Враги сожгли родную хату...»)









Окуджавы («Песенкао пехоте», «Здесь птицы не поют...»), А. Фатьянова («Соловьи»), Л.Ошанина («Дороги»)









В. П.Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».









Урок развития речи Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»









Уроки внеклассного чтения. Русские поэты о Родине, о родной природе.









Уроки внеклассного чтения. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.







Тема 6. Из зарубежной литературы. – 9 часов



У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта» Поединок семейной вражды и любви.









Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью...»









Ж.-Б. Мольер «Мещанинво дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа.









Черты классицизма в комедии Мольера. Общечеловеческий смысл комедии









Урок внеклассного чтения. Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества









Урок внеклассного чтения. В. С к о т т «Айвенго» как исторический роман









Урок внеклассного чтения. В. С к о т т «Айвенго» - рыцарский роман









Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе









Итоги года и задание на лето