Программа повышения конкурентоспособности - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Обоснование развития производства и повышения конкурентоспособности... 1 340.72kb.
Программа повышения конкурентоспособности национального исследовательского... 9 1149.48kb.
Оценка эффективности применения аутсорсинга с целью повышения конкурентоспособности... 4 496.43kb.
Отчет о реализации Программы социально-экономического развития 17 2827.27kb.
Закон об утверждении стратегии социально-экономического развития 10 5963.71kb.
Борисова И. И. «Рейтинг как инструмент повышения конкурентоспособности... 5 920.34kb.
Доклад на конференцию «Анализ рейтинга глобальной конкурентоспособности... 1 154.64kb.
Программа повышения квалификации профессорско 1 113.87kb.
Учебная программа повышения квалификации «Реставрация и реконструкция... 1 108.26kb.
Программа краткосрочного повышения квалификации «Сохранение и развитие... 1 12.38kb.
Конкурса, награжденных Дипломами «За достижение высокой эффективности... 1 70.57kb.
Казанцев Михаил Юрьевич Бизнес-тренер, бизнес-консультант тренингового... 1 30.46kb.
- 4 1234.94kb.
Программа повышения конкурентоспособности - страница №2/4

3. Анализ основных разрывов


Ключевые качественные и количественные характеристики деятельности существенно уступают усредненным аналогичным показателям ведущих зарубежных университетов. На основе анализа значений целевых показателей и текущих характеристик университета определены следующие основные разрывы, их причины, а также инициативы для их преодоления, которые представлены в следующей таблице.


Основные разрывы, их причины, а также инициативы для их преодоления

Показатели

КФУ

Ведущие зарубежные
университеты


Причины разрывов

Направления стратегических
инициатив (подробнее далее по тексту)


Количество публикаций в индексируемых изданиях

400-500

5000-8000


Недостаток исследователей мирового уровня.

Существующий резерв повышения уровня исследовательской инфраструктуры по ряду направлений.


Недостаточные международные взаимосвязи.
Слабые позиции в международном информационном пространстве

Развитие ключевого персонала.

Концентрация на прорывных направлениях



Доля зарубежных НПР

1%

30%

Развитие ключевого персонала.

Концентрация на прорывных направлениях.


Развитие инфраструктуры и сервисов

Доля аспирантов и магистрантов

10%

40-60%

Низкая вариативность образовательных траекторий.

Недостаток международных сертифицированных образовательных программ, программ «двойного диплома», программ на иностранном языке



Портфель программ и интеллектуальных продуктов.
Концентрация на прорывных направлениях.
Развитие инфраструктуры и сервисов

Доля иностранных студентов

3%

20%

Портфель программ и интеллектуальных продуктов.

Привлечение талантливых студентов.

Развитие инфраструктуры и сервисов.

Позиционирование в информационном пространстве



Доля доходов из внебюджетных источников

~30%

50% и более

Низкая востребованность результатов НИР, НИОКР.

Недостаточное предложение/ низкая привлекательность платных программ основного/ дополнительного образования.

Неразвитость институтов эндаумента и спонсорства


Концентрация на прорывных направлениях.

Развитие ключевого персонала.

Создание системы управления вузом.

Позиционирование в информационном пространстве





Цель инициатив по преодолению указанных разрывов - планомерная оптимизация численности обучающихся в КФУ при повышении доли магистрантов и аспирантов, привлечение талантливых студентов и аспирантов, масштабное привлечение к сотрудничеству ведущих мировых ученых и ведущих мировых компаний, увеличение количества публикаций в зарубежных индексируемых изданиях в короткие сроки, увеличение объема НИОКР посредством расширения сотрудничества с реальным сектором отечественной и мировой экономики, внедрение образовательных методик и практик на основе лучших мировых образцов, изменение модели управления университетом, оптимизация структуры и состава подразделений университета.

Технология ликвидации разрывов


3.1. Формирование портфеля программ и интеллектуальных продуктов вуза, обеспечивающих международную конкурентоспособность


В сегменте образовательных продуктов университет в настоящее время выпускает конкурентоспособных на мировом уровне специалистов по ряду отраслей физики, химии, биологии, механики, математики и информационных технологий, геофизики.

Открытие новых образовательных программ планируется на основе команд, проводящих успешные исследования в перспективных междисциплинарных направлениях:



  • медицина (медицинское приборостроение, биофизика, биоинформатика и медицинская кибернетика, нанобиотехнологии, фармакология);

  • астрономия;

  • геология;

  • лингвокультурология, религиоведение, востоковедение;

  • сравнительное правоведение;

  • практической экономике, урбанистика.

В сегменте научных продуктов конкурентоспособными на мировом уровне станут исследования в следующих областях:

  • магнитный резонанс;

  • радиоспектроскопия низкоразмерных систем;

  • лазерная, атомно-силовая микроскопия;

  • космическая астрометрия и геодезия;

  • химия полифункциональных соединений фосфора;

  • супрамолекулярные системы на основе каликсаренов;

  • клеточные и молекулярные механизмы;

  • математическое моделирование процессов тепломассопереноса;

  • создание новых материалов и нанотехнологий;

  • технология поисков и добычи полезных ископаемых;

  • прецизионное координатно-временное обеспечение космических исследований;

  • биологические и медицинские технологии;

  • геоинформационные технологии;

  • информационно-коммуникационные технологии.

Задача КФУ по развитию человеческого потенциала предполагает совершенствование систем непрерывного образования. В связи с этим основными приоритетами становятся многоуровневые образовательные системы, гуманитарные и педагогические технологии.

3.2. Привлечение и развитие ключевого персонала вуза, рост качества исследовательского и профессорско-преподавательского состава


Основные направления действия настоящей Программы в области развития персонала:

  • система срочных «эффективных» контрактов с НПР, стимулирующих развитие качества научно-образовательной деятельности;

  • включение в квалификационные требования НПР знания английского языка; реализация пилотной программы «Язык международного общения» с целью развития языковых компетенций преподавателей, студентов и сотрудников;

  • развитие системы повышения квалификации НПР, предусматривающей прохождение стажировок в ведущих университетах мира не реже чем 1 раз в 5 лет, а для молодых сотрудников - не реже чем 1 раз в 3 года;

  • приглашение выдающихся зарубежных деятелей науки и образования для преподавания в качестве визит-профессоров, разработки и экспертизы образовательных программ, руководства исследованиями, аспирантурой и докторантурой. Реализация пилотной программы «Иностранные профессора»;

  • грантовая программа и программы обмена по привлечению пост-доков из ведущих университетов для продолжения исследований;

  • пилотная программа «Именные научные центры», создание совместных лабораторий с институтами КНЦ РАН по приоритетным направлениям развития;

  • академическая мобильность НПР через систему договоров с ведущими университетами, компаниями и научными организациями, участие в международных проектах академической мобильности;

  • стажировка ключевого управленческого персонала в крупных российских и зарубежных центрах университетского менеджмента. Выявление потенциальных лидеров системы образования среди выпускников программ МВА и программ магистратуры по направлению «Менеджмент организации», реализуемых в университете; руководителей успешных образовательных, научных и инновационных проектов КФУ. Привлечение лучших университетских менеджеров России и мира в КФУ в качестве руководителей служб и подразделений, экспертов, соруководителей совместных проектов.

3.3. Привлечение талантливых студентов и аспирантов


Сегодня университет обладает одной из лучших практик в области работы по выявлению и привлечению талантливой молодежи: проекты «Детский университет», «Малый университет», Лицей им. Н.И.Лобачевского, IT-лицей (с собственным новым кампусом), «Лаборатория развития одаренности», интеллектуальный лагерь «ИнтеЛЛето», летняя профильная школа – лагерь «Квант» и иные формы работы со школьниками старших классов, действует интернат для подготовки иногородних одаренных детей.

Решение задачи привлечения лучших абитуриентов предполагается также посредством:



  • учреждения системы стипендий, надбавок и внутренних грантов для талантливых студентов и аспирантов;

  • реализации партнерских образовательных программ с зарубежными вузами с выдачей «двойных» дипломов;

  • реализации магистерских программ мирового уровня на английском языке, обеспечения международной сертификации образовательных программ и международной валидации программ магистратуры;

  • создания интернатов для подготовки одаренных детей;

  • организации международных специализированных олимпиад и конкурсов для школьников;

  • создания собственной рекрутинговой службы, организации представительств КФУ за рубежом, создания англоязычной версии социальной сети «Абитуриент КФУ»;

  • PR-мероприятий (выставок, презентаций, ярмарок) для популяризации образовательных программ КФУ среди иностранных студентов;

  • выделения приоритетных квот республиканской программы «Алгарыш» для КФУ на привлечение талантливой молодежи из-за рубежа;

  • совершенствования системы обучения русскому языку иностранных студентов, размещения на портале КФУ оригинальных образовательных ресурсов для изучения русского языка иностранцами.

3.4. Механизмы обеспечения концентрации ресурсов на прорывных направлениях, отказ от неэффективных направлений деятельности


В соответствии с базовыми направлениями инициатив, обеспечивающих достижение нового качества международной конкурентоспособности университета, устанавливаются следующие подходы:

  1. Регулярный мониторинг и анализ конкурентоспособного научно-технологического и образовательного потенциала университета.

  2. Привлечение к экспертизе и контролю за реализацией прорывных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и образовательных проектов международных экспертов, представителей власти и бизнеса, имеющих экономический интерес к проектам и располагающих требуемой ресурсной базой.

  3. Реализация прорывных проектов:

– научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов с привлечением к руководству ведущих иностранных и российских ученых и участия высокотехнологичных организаций, в том числе с возможностью создания структурных подразделений в университете;

– образовательных проектов совместно с ведущими мировыми научно-образовательными центрами, в том числе с возможностью создания структурных подразделений в Университете.


3.5. Создание системы управления вузом


Одним из конкурентных преимуществ университета, который планируется использовать при управлении реализацией настоящей Программы, является успешный опыт реализации Программы развития Казанского федерального университета на 2010-2019 годы. Сформирована и успешно функционирует дирекция Программы развития. Планируется существенно развить ее компетенции на основе привлечения на условиях конкурса лучших специалистов в том числе и из-за рубежа.

Приоритетные принципы создания и функционирования системы управления:



  • управляемость посредством динамического баланса между индивидуальной и корпоративной автономиями, жесткими иерархическими управленческими структурами и организационными формами представительной демократии;

  • профессионализм университетского менеджмента;

  • выделение в организационной структуре стратегического и оперативного уровней организации и управления;

  • интернационализация;

  • развитие программного метода управления и матричной формы организации управления.

Для реализации названных принципов запланированы мероприятия по:

  1. формированию кадрового резерва руководящего состава, привлечению к руководству специалистов, имеющих опыт работы в ведущих иностранных и российских университетах и научных организациях.

  2. стажировкам ключевого управленческого персонала в крупных российских и зарубежных центрах университетского менеджмента.

  3. оптимизации организационной структуры управления университетом, включая филиальную сеть университета.

  4. созданию Международного консультативного совета с приглашением представителей академического сообщества, профессиональных университетских менеджеров, функциональных специалистов и экспертов.

3.6. Развитие инфраструктуры и сервисов университета


Одной из важнейших задач повышения международной конкурентоспособности является создание комфортной академической среды, соответствующей стандартам, принятым в ведущих мировых университетах. Решение этой задачи предполагает создание соответствующих условий труда и учебы: оснащение аудиторий, кафедр и лабораторий удобной мебелью, системами климат- контроля, проектным оборудованием, быстрым доступом к ресурсам сети и Интернета, средствами реализации современных педагогических технологий, включая вебинары и видеоконференции; открытие в кампусе университета современных кафе и клубов, являющихся точками не столько питания, сколько местами отдыха и общения сотрудников; наличие в кампусе университета мест занятий спортом, залов для проведения культурных мероприятий, пунктов медицинской и психологической помощи.

Университет получает активную поддержку в развитии сопутствующей инфраструктуры со стороны руководства Республики Татарстан и города Казани.


3.7. Позиционирование университета в мировом информационном пространстве


Для решения задачи достойного позиционирования исследовательской, образовательной и социально-культурной деятельности университета планируется:

- превращение портала КФУ в популярный интернет-ресурс – коммуникационную площадку абитуриентов, широкой научно-педагогической общественности, бизнеса и органов власти для обсуждения проблем науки, образования, культуры;

- продвижение КФУ в рейтинге Webometrics;

- участие в значимых международных научных проектах;

- проведение в КФУ крупных международных мероприятий с приглашением специалистов из ведущих университетов, научных центров и компаний реального сектора экономики (научные конгрессы, летние школы, ярмарки научных и инновационных продуктов КФУ и др.);

- организация на базе журнала «Ученые записки Казанского университета» научных журналов с публикацией статей на английском языке, их включение в международные системы цитирования;

- размещение оригинальных образовательных ресурсов на английском языке, создание англоязычных образовательных ресурсов для дистанционного обучения.


<< предыдущая страница   следующая страница >>