Программа по литературе под редакцией Коровиной в я. М.: Дрофа, 2007 Учебник: Русская литература XX века. Учебник для общ школ. 11 к - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Помещики «расточители» ипомещики «накопители» в поэме Н. Г. 1 153.33kb.
Программа по литературе для 5-9 класса на 2013-2014 Учитель Хабибуллина Г. 3 826.75kb.
Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О. 1 82.38kb.
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального... 2 713.59kb.
Рабочая программа по литературе (8 класс) обеспечивает выполнение... 1 113.55kb.
Пояснительная записка литература, 5 класс рабочая учебная программа... 3 668.23kb.
Примерной программы по литературе для 10 класса общеобразовательных... 3 1618.01kb.
Учебник для общеобразовательных учреждений// В. И. Уколова, Л. 1 167.9kb.
Рабочая программа предмет: литература Класс: 9А 2 326.62kb.
Учебник для общеобразовательных учреждений в 4 частях под ред. 1 234.08kb.
Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе... 1 314.63kb.
Уроку по теме: «Амфибии земноводные» 1 21.61kb.
- 4 1234.94kb.
Программа по литературе под редакцией Коровиной в я. М.: Дрофа, 2007 Учебник: Русская - страница №1/1

Литература ХХ века.

Рабочая программа 11 класса.

Программа по литературе под редакцией Коровиной В Я. – М.: Дрофа, 2007

Учебник: Русская литература XX века. Учебник для общ. школ. 11 класс. В 2-х частях./ под редакцией Лыссого Ю. М.: Мнемозина, 2004г.
Пояснительная записка

Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, владению родной речью.

Данная цель определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:

-формировать представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;

-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

-освоить теоретические понятия, способствующие более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

-овладеть знаниями и умениями аналитического и творческого характера;

-совершенствовать собственную устную и письменную речь.

Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Большое количество имён, произведений, возвращённых в литературный процесс ХХ века из эмиграции, из архивов, переоценка произведений, изучаемых ранее, приводит к возникновению большого количества проблем при изучении литературы в 11 классе. Перегрузка школьной программы и в то же время сокращение количества часов по базисному учебному плану на уроки литературы приводит к необходимости пересматривать всю работу преподавателя литературы. Материал целого века распределяется на 102 часа, т.е. на 3 часа занятий в неделю. Учителю и учащимся приходится варьировать различные формы работы по изучению произведений, возрастает роль самостоятельной работы учащихся по анализу произведений, увеличивается количество обзорных тем.

В течение года учащиеся 11 класса должны написать не менее 5-ти сочинений, 3-х изложений, выучить 10-12 произведений (стихотворений, фрагментов прозы).

Учащиеся должны знать:

-программные произведения, авторов, литературные направления;

-основные теоретические понятия;

-общественно-политическую обстановку, на фоне которой создавалось произведение.

В ходе уроков должны быть проявлены следующие умения:

-воспроизводить конкретное содержание произведения (главные герои, основные сюжетные линии и события);

-анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство;

-давать оценку изученных произведений на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;

-применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного произведения;

-владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;

-выразительно читать изученные произведения, в том числе и выученные наизусть.



Учебно-тематическое планирование


№№

Кол-во

часов


Раздел, тема

Дополн.

мат-л


Зачётные

формы


сроки

I

1-2


3

II

4

5-6




III

7

8-9



IV
10

11

12


13-14

V

15-16


VI

17

18-19



20

21-22
VII

23

24

25-26



27

28
29


VIII

30

31



32

33

IX

34

35
36



37-38

39-40


41
Х
42-43
XI

44
45



XII

46-47



XIII

48-49
XIV

50-51

XV

52
53

54-57

58

XVI



59
60

61-62



XVII

63
64


65

66

67-68



69

XVIII
70

71
XIX

72

73

74



ХХ

75

76



77

XXI

78-79


XXII

80-81



XXIII

82

83-84


85

86-87
XXIV

88
89-90

91

92



93-94
XXV

95-96


XXVI

97

98



99

100


101
102

3

2

1



3

1

2




3

1

2



1

1

1


2

2


6

1

2




7

1

1



2

1

1


1
4

1

1



1

1

8

1

1
1


2

2

1


2
2
2

1
1


2

2


2

2
2

2

7

1
1


4

1

4

1
1

2


7

1
1
1

1

2

1



2
1

1
3

1

1

1



3

1

1



1

2

2

2

2


4

2
1


2

7

1
2


1

1

2


2

2

6

1

1

1



1

1
1


Литературный процесс ХХ века

«На рубеже веков». (Литература начала 20 века)

Литературные направления.

Серебряный век русской поэзии.

Серебряный век в русской поэзии.

Знакомство с творчеством поэтов Серебряного века.

Александр Иванович Куприн.

Очерк жизни и творчества.

«Книги о любви, могучей и прекрасной». (Повести «Олеся» и «Гранатовый браслет»).
Иван Алексеевич Бунин. Стихотворения. Рассказы.

Очерк жизни и творчества.

Лирика И. Бунина

«Любовь – краткий гость на земле». Рассказ «Солнечный удар»

Катастрофичность мира в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»


Сатира ХХ века.

Традиции и новаторство писателей-сатириков начала ХХ века. (А. Аверченко, Тэффи, С. Чёрный, М. Зощенко и др.)



Александр Александрович Блок.

Очерк жизни и творчества.

Романтический мир раннего Блока.

Тема Родины в творчестве Блока.

Поэма «Двенадцать» как попытка осмыслить революцию.

Сергей Александрович Есенин.

Очерк жизни и творчества.

Ранняя лирика Есенина.

Тема Родины в лирике Есенина.

Любовная лирика Есенина.

Поэмы Есенина. («Анна Снегина», «Чёрный человек»).

Сочинение по творчеству С. Есенина
Владимир Владимирович Маяковский.

Очерк жизни и творчества.

Раннее творчество Маяковского.

Сатира Маяковского.

Поэмы Маяковского.

Максим Горький.

Личность и судьба писателя.

Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль», «Челкаш».

М. Горький – драматург. Пьеса «На дне».

Пути героев «на дно».

Три правды в пьесе «На дне».

Роман «Мать»
Публицистика русских писателей начала ХХ века.

Русские писатели о революции. А. Аверченко, И.Бунин, В. Короленко, М. Горький, А. Блок.



Александр Александрович Фадеев.

Изображение гражданской войны в романе «Разгром».

Становление характера. Мечик и Морозка.

Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе.



Литература 20-х годов.

Основные проблемы, отражённые в литературе 20-х годов. ( Е. Замятин «Мы», И. Бабель «Конармия», И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев»)



Творчество А. Платонова.

Изображение трагической участи России в романах А.П. Платонова «Чевенгур» и «Котлован».



Второе полугодие

Литература 30-х – начала 40-х годов.

Общая характеристика общественно-политического развития страны в 30-е гг., отражение в литературе и др. искусствах.



Михаил Афанасьевич Булгаков.

«Искусство быть собой». Жизнь и творчество М.А. Булгакова.

Повесть «Собачье сердце».

Роман «Мастер и Маргарита» - писательский подвиг М.Булгакова.

Сатира на Москву 30-х гг. в романе.

Проблема творчества и судьбы художника. Трагическая любовь в романе.

Сочинение по творчеству М.Булгакова.

Анна Андреевна Ахматова.

«И всё-таки узнают голос мой». Творческая судьба поэта.

Ранняя лирика А. Ахматовой.

Тема поэта и поэзии.

Поэма «Реквием».

Михаил Александрович Шолохов.

Жизненный и творческий путь М. Шолохова. «Донские рассказы».

«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии.

Трагедия Григория Мелехова.

Женские судьбы в романе.

«Поднятая целина» - роман о коллективизации.

Рассказ «Судьба человека».

Великая Отечественная война в литературе 40-х гг. и послевоенных десятилетий.

Поэзия подвига.

Военная драматургия.

Литература 50-90-х гг.

Александр Трифонович Твардовский.

Жизнь, творчество, личность.

Лирика А. Твардовского.

Поэма «По праву памяти».



Борис Леонидович Пастернак.

Жизнь, творчество, личность.

Лирика.

Роман «Доктор Живаго».



Николай Александрович Заболоцкий.

Лирика Заболоцкого.



Период «Оттепели» в литературе.

Новые темы, идеи, образы в поэзии. (Б.Ахмадуллина, Б. Окуджава, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.)



Александр Исаевич Солженицын.

Очерк жизни и творчества.

«Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» - правда о тоталитарном режиме.

«Матрёнин двор» - рассказ о праведнике.

Сочинение рецензия на произведение малого жанра.

Литература последних десятилетий.

Тема русской деревни в литературе.


Поэзия 50-90 гг.

Драматургия 50-90 гг.

Литература русского Зарубежья

Авторская песня.


Литература на современном этапе.

Обзор публикаций последних лет.(Литературные

журналы)
Итоговое повторение.

Творчество А. Пушкина как закономерное продолжение и развитие прогрессивных традиций русской литературы.

Судьба «лишних» людей в литературе 19 века.

Герой-разночинец в литературе 19 века.

Народ – создатель духовных и материальных ценностей. Народ в изображении Гоголя, Некрасова, Толстого, Салтыкова-Щедрина

Проблемы счастья, любви, долга в русской литературе.

Осуждение эгоизма, своекорыстия и других общественных пороков в произведениях Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова.

Итого: 102 часа.

№28 Образ огня в тв-ве Бальмонта.

№27(99) Тест «Символизм»

«Метаморфозы «Классических роз» И. Северянина.

№28(99) Поэт и поэзия в «Золотом» и «Серебряном» в.
«ПС»-00,№36

«По образу и подобию». «Тема любви в тв-ве Куприна»


«ПС»-01,№25

Семинарий по Бунину

Аудиокассета «И. Бунин. Стихи, письма, воспом.»

«ПС»-00,№25

Комплексный ан-з расск. «Эпитафия»


№28(99) «Шаги Командора», «Музыка гнева («12»)

Видеофильм.

№26(00) Идеи философии Ницше.

№30(00) Стихотворения Блока.

Аудиокассета,

№25(99) «Образ Христа-младенца в поэзии С. Есенина»

№28(01) «Тот образ во мне не угас» (По поэме «Анна Снегина»)

Сообщение Ильиной Л. Г.

№30(99) Акцентный стих Владимира Маяковского

№25(01) Об-во будущего в пьесе Маяковского «Клоп»


Видеофильм

№1 «Трагедия М. Горького»

«Заметки из дневника»

«Без ретуши. М. Горький».

№29 «Афоризмы Бубнова».

№32 (01) «Детские рассказы А. Платонова в контексте прочтения «Котлована».


Сообщение Л.Г.Ильиной.
Фильм

Сообщение Л.Ильиной

№32 (01) Стихотв. «Клевета»

ЛВШ-89, №3 К 100-летию Ахматовой.

Аудиокассета.
ЛВШ-90,№2 О Шолохове.

№30(01) «Тихий Дон». Опыт комментария.

Видеофильм

№26(99), №36(99),

№25(00)

Сообщение Л.Ильиной


Сообщение Л.Ильиной


Сообщения уч-ся о тв-ве писателей Серебряного века.

Ан-з Стихотв.,

Стихотв. наиз

Сообщения
Стихотворение наизусть.

Сочинение по творчеству И.Бунина и А. Куприна

Сообщения – аналитическ. пересказы.
Стихотв. наиз

Отрывок наиз

Стихотв. наиз

Сочинение

Зачёт

Стихотв.наиз.


Тест.


Изложение или сочинение.
Сообщения учащихся.

Сообщения учащихся.

Семинар

Сообщения

учащихся.

Сообщения


Сочинение

Стихотв. наиз

Сочинение.

Сообщения

Обзоры – сообщения

Сообщения

Опыт анализа

Урок-концерт


Стихотв. наиз


Анализ стих.


Сообщения
Сообщения
Сообщения

Сочинение

Защита читательского формуляра.






Содержание курса.

Литературный процесс ХХ века.

Писатель, читатель и эпоха. Роль литературного образования в системе этических, эстетических и нравственных ценностей современного человека. Развитие гуманистических традиций русской классики в конце XIX века. Острота постановки общечеловеческих проблем в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала ХХ века.

Многообразие литературных направлений начала ХХ века. Критика и публицистика. Сатира и юмор.

И. А. Бунин. Стихотворения. Рассказы. (Стихотворения «Собака», «Вечер», «Слово», «Князь Всеслав». Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар» и др.)

Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы. Поэтизация исторического прошлого Родины, её природы. Тема исторической памяти и осуждение бездуховности в произведениях Бунина.



А. И. Куприн. «Олеся», «Гранатовый браслет».

«Олеся»: поэтическое изображение природы; богатство духовного мира героини; трагическая судьба Олеси. «Гранатовый браслет»: смысл спора о сильной, бескорыстной любви; трагическая история любви Желткова; тема неравенства в повести.



Серебряный век русской поэзии.

Проблема традиций и новаторства в литературе разных направлений начала века; формы её решения в творчестве реалистов, символистов, футуристов, акмеистов. Основоположники направлений: Брюсов В. Я.(символизм), Гумилёв Н. С., Северянин И. и др.



Сатира ХХ века.

Традиции и новаторство писателей сатириков начала ХХ века. А. Аверченко, Тэффи, С. Чёрный, М. Зощенко.



А. А. Блок. Стихотворения. Поэмы. («Стихи о Прекрасной Даме» «Незнакомка», «В ресторане», «На железной дороге», «Россия», «Русь», «О, весна без конца и без краю…», «О доблестях, о подвигах, о славе», «На поле Куликовом» и др. Поэма «Двенадцать». Статья «Интеллигенция и революция».

Романтический мир раннего Блока. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Любовь, искусство. Глубокое проникновенное чувство Родины.

«Двенадцать» - первая попытка осмыслить события революции в крупном художественном произведении. Сюжет поэмы и её герои. Неоднозначность трактовки финала. «Вечные» образы в поэме.

«Интеллигенция и революция»: принципиальные проблемы революции в статье поэта.



С. А. Есенин. Стихотворения. Поэмы. («Берёза», «Выткался на озере…», «Письмо матери», «Неуютная жидкая лунность…», «Каждый труд благослови…», «Спит ковыль…», «Шаганэ», «Песнь о собаке», «Русь бесприютная», «Русь», «Русь советская», «Исповедь хулигана». «Анна Снегина», «Чёрный человек»).

Жизнь, творчество, личность. Трагическая судьба после революции.

Глубокое чувство родной природы и Родины. Искренность, любовь и сострадание ко всему живому. Высокая требовательность к себе. Сложность мироощущения после революции. Народно-песенная основа лирики поэта.

Лирика Есенина и песенное творчество.

«Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме.

В. В. Маяковский. Стихотворения. Поэмы. Пьесы. («Нате!», «Послушайте…», «Вам!», «Мама и убитый немцами вечер», «Дешёвая распродажа», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Т. Яковлевой», «Про это». «Облако в штанах», «Во весь голос». «Клоп», «Баня».

Дооктябрьская лирика и поэмы. Сатира в дореволюционном творчестве, неприятие мировой бойни.

Маяковский и Октябрь. Работа в окнах РОСТА. Лирика и поэмы об Октябре. Драматургия поэта. Сатирическое изображение негативных явлений действительности.

Любовная лирика. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Неоднозначность отношения к наследию поэта в современном мире.



Максим Горький. Рассказы. «На дне». «Мать».

Жизнь, творчество, личность. Ранние романтические рассказы. Характеры босяков.

«На дне»: социально-философская драма. Спор о назначении человека. «Три правды» в пьесе: правда факта, правда утешительной лжи, правда веры в Человека и их трагическое столкновение. Наташа как жертва грязного мира. Авторская позиция и способы её выражения. Новаторство Горького – драматурга.

Роман «Мать» как «своевременная книга» (В.И. Ленин). Новизна положительного героя. Женские образы в романе.

Литературные портреты Горького. Публицистика. Роль Горького в судьбе русской культуры.

Публицистика русских писателей начала ХХ века.

Русские писатели о революции. А. Аверченко «Дюжина ножей в спину революции», И.Бунин «Окаянные дни», М.Горький «Несвоевременные мысли», В. Короленко «Письма к Луначарскому».



А.А. Фадеев. Разгром.

Тема гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы романа. Тема интеллигенции и революции, её одностороннее освещение. Современная полемика о романе.



Литература 20-х годов.

Основные проблемы, отражённые в литературе 20-х годов. Жанр антиутопии. Е. Замятин «Мы». Сатира на советское общество. Е. Петров и И. Ильф «Двенадцать стульев».



Творчество А. А. Платонова.

Изображение трагической участи России. Высокий пафос и острая сатира. Своеобразная стилистика произведений Платонова.



Литература 30-начала 40-х гг.

Общая характеристика общественно-политического развития страны в 30-40-х гг. Первый съезд советских писателей и его значение для развития русской литературы. Героика Октября и гражданской войны, трагический характер революционных испытаний. (Н. Островский, М. Шолохов, В. Катаев, В. Луговской и др.).

Новый герой и проблема отношений личности и общества в произведениях А. Макаренко, А. Корнейчука, А. Арбузова.

Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой «Пётр Первый», Ю. Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара».



М. А. Булгаков. «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита».

Жизнь, творчество, личность. Новаторство в темах, образах, идеях. Судьба произведений писателя.

«Собачье сердце»: живучесть «шариковщины» как социального и морального явления. Авторская позиция и способы её выражения.

«Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики и философско-библейских мотивов. Сатира и глубокий психологизм. «Дьяволиада» Булгакова. Проблема творчества и судьбы художника в мире, где гибнут таланты. Тема совести. Трагическая любовь героев романа; конфликт с окружающей пошлостью.



А. А. Ахматова. Стихотворения. Поэмы. «Мне голос был», «Рыбак», «Смятение», «Смуглый отрок…», «Я пришла к поэту в гости», «Муза», «Творчество». Поэма «Реквием».

Глубина и яркость переживаний поэта. Тема поэта и поэзии. Тема Пушкина. Тема Родины и гражданского мужества. Своеобразие лирики Ахматовой. Трагическая судьба страны в поэме «Реквием».



М. А. Шолохов. «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека».

Жизнь, творчество, личность.

«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. Глубина постижения исторических процессов. Трагедия Григория Мелехова. Правдивое изображение гражданской войны. Женские судьбы. Специфика художественного строя романа. Полемика вокруг авторства.

«Поднятая целина». Истоки создания романа. Отражение противоречий коллективизации. Герои романа и их судьбы. Юмор в произведении. Восприятие романа сегодня.

«Судьба человека» - монументальный рассказ. Роль детали в изображении судьбы поколения.

Великая Отечественная война в литературе 40-х гг. и послевоенных десятилетий.

Роль литературы в годы войны. Особая роль поэзии. Патриотическая песенная лирика Исаковского, Лебедева-Кумача, Суркова.

«Моабитские тетради» М.Джалиля. Проза военного периода. Публицистика (А.Толстой «Родина», «Что мы защищаем», М. Шолохов «Наука ненависти».) Военная драматургия.

Литература 50-90-х гг.

А. Т. Твардовский. Стихотворения. Поэмы. («Я убит подо Ржевом», «Слово о словах», «Утро», «О Родине», «Я знаю, никакой моей вины…», «На дне моей жизни». «Василий Тёркин», «За далью – даль», «По праву памяти».

Жизнь, творчество, личность.

Размышления о настоящем и будущем Родины, чувство сопричастности к истории страны, утверждение нравственных ценностей.

Поэмы Твардовского как попытка оценить первые годы советской власти, периода коллективизации, истоков народного подвига.

Поэмы «За далью – даль» и «По праву памяти» - поэтическое и гражданское осмысление трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины. Лирика и публицистика. А, Твардовский – редактор «Нового мира».

Б. Л. Пастернак. Стихотворения. «Доктор Живаго».

Жизнь, творчество, личность.

Тема поэта и поэзии. Философская насыщенность лирики. Взаимоотношение человека и природы. Тема интеллигенции и революции и её решение в романе «Доктор «Живаго». «Стихотворения Юрия Живаго» как поэтическое выражение позиции Пастернака.

Н. А. Заболоцкий. Стихотворения. («Ночь в Пасанаури», «На могиле лётчика», «Сквозь волшебный прибор Левенгука»)

Человек и природа в поэзии Заболоцкого. Тема жизненного подвига. Ритмическое своеобразие лирики поэта.



Период «оттепели» в литературе.

Новые темы, идеи, образы в поэзии Б. Ахмадуллиной, Б. Окуджавы, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Е. Евтушенко. Особенности языка, стихосложения молодых поэтов.

Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики. В. Боков, Н. Рубцов, Ю. Друнина и др.

А. И. Солженицын. («Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», «Архипелаг ГУЛаг»).

Очерк жизни и творчества.

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. Тема ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны.

Литература последних десятилетий.

Тема русской деревни. В. Белов, Ф.Абрамов, В.Шукшин.

Поэзия 50-90-х гг. «Тихая» лирика. «Городская» лирика. Андеграунд.

Драматургия 50-90-х гг. В. Розов, Г. Бокарев, А. Вампилов.

Литература русского Зарубежья.

Авторская песня. Б. Окуджава, Ю. Визбор, В. Высоцкий и др. Отличие авторской песни от масскультуры.



Литература на современном этапе.

Обзор публикаций последних лет.



Итоговое повторение в конце года. (Основные темы, проблемы литературы 19 века.)

Список литературы.

  1. Литература 5-11 классы. Тематическое планирование./ Сост. Л. И. Косивцева./ Волгоград, 1997

  2. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Ч.1, 2 Учебник – практикум и хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ Под ред. Ю. И. Лысого. – М.: Мнемозина, 2004

  3. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учр. в 2-х частях. / Под ред. В. П. Журавлёва. – М.: Просв., 1999

  4. Литература: 11 кл.: Метод. советы. – Под ред. В. П. Журавлёва. – М.: Просв., 1997

  5. Уроки литературы в 11 классе: Кн. для учителя / Под ред. В. П. Журавлёва. – М.: Просв., 2001

  6. Егорова Н. В., Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. В 2-х частях. – М.: ВАКО, 2004

  7. «Я иду на урок литературы»: Готовимся к экзаменационному сочинению:11 класс: Кн. для учителя. – М.: Изд. «Первое сентября», 2001