Программа по дисциплине «Теория и методология дизайн-проектирования» для студентов 3 курса (озо, одо) специальности 030800 «Изобрази - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа курса Общая психология для студентов озо факультета коррекционной... 3 577.8kb.
Программа дисциплины "История дизайна" 1 325.49kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 17. 2 499.14kb.
Методические рекомендации к выполнению и защите курсовых работ по... 1 336.27kb.
Программа дисциплины «Типографика» для специальности подготовки специалиста 1 106.63kb.
Рабочая программа по «Искусство» (изо) (базовый уровень) для VII 1 178.34kb.
Толкачева Светлана Анатольевна (343) 359-82-72 01. 11. 30. 11. 1 205.83kb.
Программа дисциплины «Теория и методология политических исследований» 4 302.53kb.
Рабочая программа по «Искусство» (изо) (базовый уровень) для VI класса 1 199.9kb.
Программа дисциплины «Типографика» 1 144.83kb.
Программа учебной дисциплины «Теория и история менеджмента» для направления... 4 657.7kb.
Леонтьева о. М 1 78.33kb.
- 4 1234.94kb.
Программа по дисциплине «Теория и методология дизайн-проектирования» для студентов - страница №1/1


Рабочая программа по дисциплине «Теория и методология дизайн-проектирования» для студентов 3 курса (ОЗО, ОДО) специальности 030800 «Изобразительное искусство»)

Автор: Рыбакова Светлана Николаевна, старший преподаватель

кафедры изобразительного искусства ИППиУ

Краткая аннотация:

Рабочая программа охватывает 3 важных аспекта: 1) ретроспективный экскурс по истории дизайна, начиная от эпохи промышленной революции, когда начал зарождаться новый вид проектно – художественной деятельности и заканчивая современными тенденциями в области дизайна;

2) ретроспективный обзор зарождения, становления и эволюции концепций дизайна в общемировом контексте и в нашей стране;

3) изложение методологических моментов дизайн – проектирования в общем плане и на конкретных примерах.




Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения программы курса студент должен:

- знать о предпосылках появления профессии дизайнера, дизайна в целом, отечественных и зарубежных школах, занимавшимися формированием новой сферы искусства – дизайна, основных задачах, которые должен ставить перед собой дизайнер;

- знать теории, теоретиков и практиков дизайна;

- владеть терминологией, используемой в работе над созданием дизайн- проекта;

- владеть методами работы над дизайн – проектом и знать, чем отличается дизайнерский художественный продукт от продукта художественного творчества.



Цели и задачи преподавания дисциплины

    1. Цель дисциплины

Цель преподавания дисциплины – развитие пространственно – образного мышления, эстетической восприимчивости, чувства стиля и приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для решения планировочных задач в сфере художественного проектирования.

    1. Задачи изучения дисциплины

Изучить:

а) основные этапы развития мировой науки и техники ;

б) периодизацию истории мирового дизайна ;

в) наиболее важные политические события, открытия, изобретения, оказавшие существенное влияние на формообразование в дизайне ;

г) факты творческой биографии наиболее известных отечественных и зарубежных дизайнеров ;

д) теоретические концепции западного и отечественного дизайна, суждения о нём;

е) цели, методы и средства дизайнерской художественно – проектной деятельности.

Уметь:

а) выявить специфику творческого метода на основе анализа продуктов дизайна;

б) представить особенности взаимосвязи функциональных, конструктивных и эстетических факторов, специфику синтеза инженерно – технических, естественно – научных знаний и средств гуманитарных дисциплин на разных этапах истории мирового дизайна;

в) атрибутировать «иконы дизайна» на основе теоретических знаний;

г) владеть приёмами перспективного проектирования, показывая взаимосвязь проектировочных действий с их содержательным значением.
Трудоемкость дисциплины

«Теория и методология дизайн-проектирования»

6 семестр
ОДО: аудиторные -34 часа

внеаудиторные -34 часа итого 68 час.


ОЗО: аудиторные – 8 час.

внеаудиторные – 60 час. итого 68 час.




Тематический план

п/п


Название темы

лекции

(кол-во часов)



Индив. и самост. работы студ.

(кол-во часов)



Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8







ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО




3 курс 6 – й семестр



















1

ВВЕДЕНИЕ. Дизайн как вид проектно – художественной деятельности.

2

0,5

2










2

Начало дизайна.

2

1

2

6







3

Отправные точки зарождения концепций дизайна.

1

0,5

1










4

Поиск нового формообразования в начале XX века.

2




2

8







5

Теоретические взгляды основателей Германского Веркбунда.

1

0,5

1










6

Первые школы дизайна.

2




2

8







7

Концепции восходящие к традициям функционализма.

1

0,5

1










8

Дизайн в предвоенную эпоху.

2




2










9

Концепции дизайна как специфической художественной профессии, области самовыражения художника. Форма искусства.

1




1










10

Концепции коммерческого дизайна.

1




1










11

Послевоенный дизайн.

2




2

6







12

Дизайн 60 –х годов XX века. Идеи системного подхода в дизайне.

2




2

8







13

Альтернативный дизайн 70 – х годов XX века.

2




2

6







14

Дизайн постиндустриального общества.

2




2

6







15

Дизайн 90 – х годов XXвека. Дизайн технологии будущего.

2




2

6







16

Теоретические концепции отечественного дизайна 1960 -2000 гг.

1




1










17

Дизайн и рекламные технологии

2

2

2

2







18

Дизайн и рекламные технологии

2




2

2







19

Основы теории и методологии проектирования среды

2

2

2

2







20

Основы теории и методологии проектирования среды

2




2













Итого:

34

8

34

60

зачет

зачет


Содержание дисциплины


  1. ВВЕДЕНИЕ

Дизайн как вид проектно – художественной деятельности.

1.1. Понятие дизайна. Специфика проектно – художественной деятельности дизайнера.

1.2. Виды современной дизайнерской деятельности.

1.3. Объемно – графические средства моделирования объектов дизайна.

1.4. Эргономика как основа проектирования в дизайне.

1.5. Функциональный маркетинг в дизайне.

1.6. Мода и художественный стиль в дизайне.


  1. НАЧАЛО ДИЗАЙНА

2.1. На заре технической революции. Первые орудия труда человека. Ремесленное производство в средние века. Предпосылки создания машинной техники.

2.2. Промышленная революция в Европе. Научно – технические открытия и изобретения конца XVII – начала XIX . Техника как искусство. Первые всемирные промышленные выставки.

2.3. Русская инженерная школа на рубеже XIX – XX веков.
3.ОТПРАВНЫЕ ТОЧКИ ЗАРОЖДЕНИЯ КОНЦЕПЦИЙ ДИЗАЙНА
3.1. Александр Готлиб Баумгартен и «Эстетика» - как наука о прекрасном.

3.2. Иммануил Кант. «Польза» и «Красота».

3.3. Джон Рёскин и его теории об антигуманности индустриализации.

3.4. Готфрид Земпер и его труд - «Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика». Теории о связи эстетики и техники. Формирование проектной идеологии рационализма.


4.ПОИСК НОВОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
4.1. Модерн. Поиск нового стиля в Европе.

4.2. Ранний американский функционализм. Чикагская архитектурная школа.

4.3. Первые идеи функционализма. Германский Веркбунд.

4.4. Художественный авангард в Европе начала XX века. Группа Де Стиль.

4.5. Архитектурно – художественное творчество в Советской России. Производственное искусство.
5.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ОСНОВАТЕЛЕЙ ГЕРМАНСКОГО ВЕРКБУНДА.
5.1. Герман Метезиус и его идея об «индустриальном формообразовании во взаимодействии с искусством, промышленностью и ремеслом».

5.2. Петер Беренс. Сочетание художественной образности формы с её оригинальностью к функции и «технологической естественностью».

Хенри Ван де Вельде, его теория о творческой индивидуальности художника и неприятии канона и типизации.
6. КОНЦЕПЦИИ ВОСХОДЯЩИЕ К ТРАДИЦИЯМ ФУНКЦИОНАЛИЗМА

6.1. Луис Салливан и его принцип: «Форма определяется функцией».

6.2. Адольф Лоос. Рационализм против нефункциональных украшательств и орнаментализма.

6.3. Франк Ллойд Райт. Комплексные пректы. «Форма и функция едины».

6.4. Школа изайна в Ульме и Томас Мальдонадо. Форма , следующая за функцией
7. ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА

7.1. Баухауз 1919 – 1933. Новые педагогические принципы. Мастера.

7.2. ВХУТЕМАС. Подготовка художников инженеров (1920 – 1930).
8. ДИЗАЙН В ПРЕДВОЕННУЮ ЭПОХУ.

8.1. Европа после первой мировой войны. От функционализма к Арт –Деко.

8.2. Американский дизайн в период всемирной депрессии. Стримлайн.

8.3. Органичный дизайн в Европе.

8.4. Дизайн Третьего Рейха (Германия).

8.5. Предвоенный дизайн в СССР.




  1. КОНЦЕПЦИИ ДИЗАЙНА КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОФЕССИИ, ОБЛАСТИ САМОВЫРАЖЕНИЯ ХУДОЖНИКА. ФОРМА ИСКУССТВА

9.1. Герберт Рид, книга «Искусство и промышленность», как позиция художника в дизайне.

9.2. Джованни Понти и идеи об индивидуализации концепций дизайна.

9.3. Макс Билл, книга «Форма. Подведение баланса развития формы в середине XX века».

9.4.Джордж Нельсон. « О служебной роли дизайна.»





  1. КОНЦЕПЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО ДИЗАЙНА

10 .1. Уолтер Тиг и Реймонд Лоуи – концепции коммерческого дизайна.

10.2. Стайлинг.




  1. ПОСЛЕВОЕННЫЙ ДИЗАЙН

    1. Германия – возрождение функционализма.

    2. Итальянское экономическое чудо. Стиль Оливетти.

    3. Скандинавский дизайн.




  1. ДИЗАЙН 60 –Х ГОДОВ XX ВЕКА. ИДЕИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ДИЗАЙНЕ

12.1. Дизайн – утопии.

12.2. Неофункционализм. Ульмская школа дизайна.

12.3. Стиль Браун.

12.4. Идеи системного подхода в дизайне.


  1. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ДИЗАЙН 70 – Х ГОДОВ XX ВЕКА.

13.1. Поп – дизайн.

13.2. Альтернативный дизайн. Эксперименты с антидизайном.

13.3. Ре – дизайн.


  1. ДИЗАЙН ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Постмодерн.

Арт – дизайн.

Мемфис: новый дизайн.

Хай – тек – стиль высоких технологий.




  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДИЗАЙНА 1960 – 1980 ГГ.

15.1. Аксиоморфологическая концепция дизайна.

15.2. Принцип «открытой формы» художественного проектирования.




  1. ДИЗАЙН 90 – Х ГОДОВ XXВЕКА. ДИЗАЙН - ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО

16.1. Миниатюризация. Исчезновение предметов.

16.2. Минимализм.

16.3. Дизайн и экология.

16.4. Дизайн в контексте современной пректной культуры.

16.5. Новые формы дизайна в условиях постиндустриального общества.


17. ДИЗАЙН И РЕКЛАМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

17.1. Цели, задачи и средства рекламной деятельности.

17.2. История и теория рекламы. Рекламная графика и хромолитграфия. Реламная графика в России. Визуальные коммуникации и понятие фирменного стиля.

17.3. Копирайт, креатив и проблема визуализации информации.

17.4. Графический дизайн - как основной инструмент рекламы.
18. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СРЕДЫ
18.1. Понятие о дизайне средовых объектов и систем, процесс и методика средового проектирования, учет комплекса функциональных условий и эргономических требований, влияние материала, конструкции и технологии производства на форму объекта проектирования, социально – экономические аспекты формирования образа среды.

18.2. Процессуально – пространственные основы формирования среды, их зависимость от оборудования и наполнения средовых объектов, «дизайнерская» и «художественная» идея как основа композиции проектных решений.

18.3. Предпроектный анализ в процессе художественного проектирования, формы предпроектного анализа, выработка дизайн – концепций, приемы стимулирования творческих решений.

Понятие о проектном анализе, инструменты и формы эстетического контроля архитектурно – дизайнерских решений, средства их преобразования и корректировки.


Контрольные вопросы

1. Дизайн, как вид проектно – художественной деятельности.

2. Виды современной дизайнерской деятельности.

3. Методы работы дизайнера.

4. Эргономика как основа проектирования в дизайне.

5. Функциональный маркетинг в дизайне.

6. Понятие мода и художественный стиль в дизайне.

7. Ремесленное производство. Предпосылки создания машинной техники.

8. Промышленная революция в Европе. Научно – технические открытия и изобретения конца XVII – начала XIX века.

9. Первые всемирные промышленные выставки.

10. Стилевые направления в индустриальном формообразовании конца XIX века.

11. Первые теории дизайна. (Практическая теория Земпера, идеи Джона Рёскина, Уильям Моррис и движение «Искусства и ремесла».

12. Российские промышленные выставки XIX века. Инженер В. Шухов.

13. Стилевые направления конца XIX века – начало XX века.

14. Архитектурно – художественное творчество в Советской России.

15. Теоретические взгляды основателей Германского Веркбунда.

16. Первые школы дизайна. Баухауз 1919 – 1933 гг. Основатели. Педагоги. Новые педагогические принципы.

17. Первые школы дизайна. ВХУТЕМАС. Подготовка художников – инженеров (1920 – 1930) гг.

18. Тории функционализма. Авторы. Основные труды.

19. Стилевые направления в дизайне в предвоенную эпоху (20 – е , 30 –е гг. XX в.).

20. Концепции дизайна как специфической художественной профессии. Герберт Рид, Джованни Понти, Макс Билл.

21. Дизайн Третьего Рейха.

22. Предвоенный дизайн в СССР.

23. Концепции коммерческого дизайна Уолтера Тига, Реймонда Лоуи.

24. Стилевые направления послевоенного дизайна. (Немецкий, итальянский, скандинавский и американсий дизайн. Дизайн в СССР).

25. Дизайн –утопии 60 – х гг. XXвека.

26. Макс Билл и его книга «Форма. Подведение баланса развития формы».

27. Дизайн 70 – х, 80 – х гг. XX века. Стилевые направления.

28. ВНИИТЭ. Идея «дизайн – проектирования».

29. Постмодерн. Группа «Мемфис».

30. Модернистские направления 90 – х годов XX века: минимализм, пуризм, хай – тек.

31. Ландшафтный дизайн и экологические проблемы. Приоритеты природного компонента.

32. Дизайн – технологии будущего. Нанотехнологии. Умные вещи.

33. Мода будущего. Перспективные концепции и направления.

34. Особенности развития отечественного проектирования, организационные формы, системы подготовки дизайнеров, региональные отрасли промышленности.

35. Цели, задачи и средства рекламной деятельности.

36. Рекламная графика в России.

37. Фирменный стиль.

38. Дизайн средовых объектов и систем, процесс и методика средового проектирования.

39. Предпроектный анализ, формы проектного анализа в проектировании средовых объектов.

40. Выработка дизайн – концепции.

41. Приемы стимулирования творческих решений .


Защита рефератов
Цель: проверка знаний по темам лекций.

Примерные темы рефератов:

1. Модерн. Творчество Ф. Шехтеля, Л. Тиффани, Рене Лалика, Гектора Гимара,

Л. Бакста, А. Гауди (на выбор).

2. Конструктивизм В. Татлина.

3. Инженер В. Шухов.

4.Творчество А. Родченко и В. Степановой

5. Агитационное искусство Советской России.

6. Функционализм. Яркие представители. Творчество. (на выбор).

7. Социально – жилищное строительство после Первой Мировой войны.

8. Ч. Макинтош. Творчество.

9. История кино, фотографии. Новаторские приемы.

10. Творчество Ле Корбюзье.

11. История автомобилестроения.

12. Сравнительная характеристика изобразительного искусства и дизайна Германии и России накануне Второй Мировой войны.

13. Феномен французской культуры Арт – Деко.

14. История советского автомобильного дизайна (на примере одного из заводов ЗИЛ, АЗЛК, ГАЗ, ВАЗ).

15.Советские интерьеры 60 –х.

16. Традиции русского народного костюма в дизайне одежды советского периода.

17. Творчество итальянских дизайнеров Соттсаса, Занузо, Беллини.

18. Финский дизайн. (Традиции и современность). Творчество Аалто Алвара.

19. Структура дизайнерской фирмы. (Эргономика, менеджмент, и маркетинг, как основные части современной работы дизайнера).

20. Дизайн и экология. (Современный ландшафтный дизайн. Роль природного компонента в жизни современного общества).

21. «Хай – Тек» в архитектуре и дизайне. Авангардные технологии будущего.

22. Дизайн и мода. ( Изменчивость моды. Перспективные направления. Характеристика деятельности современного кутюрье.

23. Популярный – дизайн 60-х. (Творческие источники. Принципы и закономерности формообразования. Каноны).

24. Минимализм в современном графическом дизайне.

25. Постмодернизм в современном графическом дизайне.


Вопросы для самостоятельной работы
1) Взаимовлияние предметно – визуальной среды и образа жизни.

2) Последовательность развития стилей в середине XIX начале XX века.

3) Россия в международных промышленных выставках.

4) Отечественные школы дизайна.

5) Супрематизм Малевича. Ученики и последователи.

6) Современный дизайн: особенности и проблемы.

7) Дизайн – технологии будущего.

8) Дизайн и экология.

9) Финский дизайн.

10) Немецкий дизайн.



11) Итальянский дизайн.

Основная литература


  1. Михайлов С.М. История дизайна. Том 1,2. - М.: Союз Дизайнеров России, 2000г.

  2. Энциклопедия для детей под редакцией М.Аксеновой. Т.14. «Техника». - М.: Аванта +, 2002г.

  3. Рыжков К.В. Сто великих изобретений. - М.: Вече, 2000г.

  4. Харенберг, Бодо. Хроника человечества. -М.: Большая энциклопедия, 1996г.

  5. Гидион З. Пространство, время, архитектура. 3-е издание, - М.: Стройиздат, 1984г.

  6. Аронов В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна. -М.: ВНИИТЭ, 1992г.

  7. Холмянский Л., Щипалов А. Дизайн. - М.: Просвещение, 1985г.

  8. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Том 1. -М.: Союз Дизайнеров России, 2001г.

  9. Аронов В. и др. 100 дизайнеров Запада. - М.: ВНИИТЭ, 1994г.


Дополнительная литература


  1. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. - М.: Стройиздат, 1985г.

  2. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. - М.: Стройиздат, 1985г.

  3. Рябушин А., Шукурова А. Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада. - М.: Стройиздат, 1985г.

  4. Харди У. Путеводитель по стилю «Арт Нуво». - М.: «Радуга», 1998г.

  5. Холлингсворт М. Искусство в истории человека. - М.: Искусство, 1989г.

  6. Глазычев В. О дизайне. - М.: Искусство, 1970г.

  7. Гропиус Вальтер. Границы архитектуры, 1971.

  8. Анастасов Х. Гропиус и Мисс Ван дер Рое, 1989.

  9. Малевич К.С. Собрание сочинений в 5 т., 1995.

  10. Бернштейн Д. Пунин и Татлин: к эстетике контррельефа, 1991.


Средства и материально – техническое обеспечение дисциплины.
На кафедре имеются в наличии методические плакаты, альбомы, видеолекции, кинофильмы и т. д.