Программа по дисциплине по выбору по специальности 08. 00. 01 Экономическая теория - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рефератов и курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория» 1 30.17kb.
Рефератов и курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория» 1 29.96kb.
Программа по дисциплине по выбору по специальности 23. 00. 02 политические... 2 555.99kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 4 1158.1kb.
Программа дисциплины «Социальная и экономическая антропология» 2 331.19kb.
Учебная программа учреждения высшего образования по дисциплине для... 1 316.83kb.
Основные понятия экономической 12 5887.86kb.
Курсовая Работа Кафедра: Менеджмента и маркетинга по дисциплине:... 4 783.44kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине Национальная специфика литератур... 1 102.51kb.
То и дело Приходит к своему пределу власть, Тогда, когда не ведает... 1 145.02kb.
Программа по дисциплине «Теория и методология дизайн-проектирования»... 1 202.86kb.
Основные экономические закономерности. Потребности и ресурсы. 1 69.46kb.
- 4 1234.94kb.
Программа по дисциплине по выбору по специальности 08. 00. 01 Экономическая теория - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский государственный гуманитарный университет

имени М.А.Шолохова


ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ И ЭВОЛЮЦИОННАЯ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Программа по дисциплине по выбору

по специальности - 08.00.01 Экономическая теория,


Всего учебных часов - 72 (2 ЗЕТ)

Всего аудиторных занятий (в час.) - 10

Всего часов на самостоятельную работу аспиранта - 62

Москва – 2011




Основные цели и задачи курса.
Введение. Основное содержание программы.
Пояснительная записка
Данный курс направлен на создание у аспиранта целостной картины развития институциональной и эволюционной теорий в экономической мысли, формировавшейся на протяжении последних десятилетий, а также на знакомство с экономическими воззрениями, послужившими объективной основой появления этого направления. Как часть истории экономической мысли данный предмет раскрывает основные закономерности развития современного этапа хозяйственной деятельности человека, что дает возможность подготовить аспиранта к изучению последующих дисциплин.

Цель программы курса формирование у аспирантов общекультурной и мировоззренческой компетенций. Развитие умений анализировать взгляды экономистов различных школ, выявлять причины возникновения того или иного направления экономической мысли, доказывать объективность процесса появления новых направлений экономической мысли в связи с объективным изменением базиса экономической деятельности общества.
Задачами курса являются:

  1. обучение:

  • знаниям о содержании и специфике развития хозяйственной жизни человека в его сложных взаимоотношениях со средой жизнедеятельности;

  • умениям ориентации в современных научных концепциях и реализации современных знаний для выявления актуальных и потенциальных возможностей экономической активности человека в связи с кардинальным изменением производительных сил, наметившемся во второй половине ХХ века и продолжающийся по настоящее время;

  • навыкам решения проблемных ситуаций, требующих применения различных методов экономического анализа, в частности, применения эволюционного подхода к реалиям современной экономической действительности;

  1. воспитание:

  • профессиональной культуры в использовании знаний по институциональной и эволюционной теории для отстаивания своей позиции по современным проблемам, грамотному изложению своей интерпретации в дискуссионных проблемах институциональной и эволюционной теории;

  • стремления к совершенствованию профессиональной компетенции в процессе работы с экономической литературой данного направления экономической науки, углублению знаний во взаимодействии с коллегами и наставниками;

  • профессионального интереса к научно – практической деятельности, в том числе по передачи полученных в результате освоения курса новых знаний, и творческого подхода к ее организации;

  1. развитие:

  • мировоззренческих и общекультурных компетенций в русле гуманистических ценностных ориентаций

  • профессионального мышления, познавательных способностей, в плане формирования целостности развития на всех этапах онтогенеза, учет этого в контексте своей профессиональной деятельности.

В результате освоения содержания дисциплины аспиранты должны:

знать

систему базовых понятий курса «Институциональная и эволюционная теория», а именно: предмет, метод, объект дисциплины, основные категории институты, общественные институты, общественная психология, метод описания, эволюция социальной психологии, моральные, эжтические и правовые элементы экономического развития, интеграция экономической науки с другими общественными науками, эволюционный подход.



  • Иметь представление о структурном строении экономического знания, о современной специфике и об основных закономерностях развития и функционирования хозяйственной жизни человечества последних десятилетий;

  • уметь анализировать причины и следствия появления того или иного направления экономической мысли, их теоретической и практической значение;

  • владеть навыками: осмысления содержания институциональной теории и эволюционного подхода в экономической мысли; методами современного анализа и решения научно – практических задач экономической теории; личностного и профессионального развития


Принципы отбора содержания и организации учебного материала:

Учебный предмет - «Институциональная и эволюционная теория» включает некоторые сведения из философии, психологии, социологии экономической теории, истории, а также имеет тесные взаимосвязи со следующими учебными дисциплинами: история экономических учений, организационная психология,, общая экономическая теория, история экономики и др.

Дисциплина изучается на лекционных занятиях, а также в процессе самостоятельной работы. Программа включает тематику лекций, список рекомендуемой литературы.

Лекционный курс



Порядковый номер лекции

Раздел, тема учебного курса, содержание лекции

Количество часов

1.

2.





Тема 1 Причины появления институционализма в экономической теории и его основные направления.

    1. Противоречия развития капитализма на стадии перехода от свободной конкуренции к монополистическому регулированию.

    2. Общие черты взглядов представителей институциональной школы.

1.2.1.Критика капитализма с нравственно-психологических позиций.

1.2.2.Разработка рекомендаций по реформированию капиталистической экономики с позиций социального контроля и её регулирования со стороны государства.

1.2.3, Антимонопольная направленность.

1.2.4. Идея влияния на экономический рост всей совокупности общественных отношений

Тема 2. Торстейн Веблен и его «Теория праздного класса».

2.1. Американский Маркс.

2.2. Истоки взглядов Веблена.

2.3. Веблен и современность.

Тема 3.Правое направление в институционализме. Джон Коммонс и Джеймс Бьюкконен.

3.1. Институциональная экономика» Д.Коммонса.

3.2. Роль корпораций и профсоюзов и их влияние на поведение людей.

3.3. Практическая составляющая институционализма: основы пенсионного обеспечения, разработанные институционалистами и принятыми в 1935 г. Как «Акт о социальной защищенности»

3.4. Развитие терии циклов в рамках институциональной теории. Цикл Митчелла.

Тема 4. Социальное направление в институционализме. Джон Кеннет Гэлбрейт.

4.1. Идея о смешении классов и возникновении техноструктуры.

4.2. Теория постиндустриального общества Д.Гэлбрейта.

4.3. Теория конвергенции.

Тема 5. Современный институционализм.

5.1.Рональд Коуз и его знаменитая теорема.

5.2.Отечественная институциональная теория.

5.3. Эволюционный подход в экономической теории.

5.4. Теория общественного выбора.





2

2



2

2

2


Итого 10



Содержание и объем самостоятельной работы студентов




Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения

Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения.
Тема 1.
Выработка рекомендаций по реформированию современной капиталистической экономики.
Тема 2.
Веблен и современность.

Тема 3.


Институциональная теория циклов и современный финансовый кризис.

Тема4.


Дж.Гэлбрейт – автор теории конвергенции.

Тема 5.


Отличие эволюционного подхода от других методов изучения экономической действительности.


Сроки

выполнения

2й год

Ноябрь-декабрь



январь
февраль

Март-апрель


май



Объём часов
62

18
8

8

18


10

Итого: 62



1

2

3

4

Основная литература.

1.А.А. Черникова, В.В.Демина, Е.Л.Толокина История экономических учений. Старый Оскол, ТНТ., 2011. – 288 с.

2. Е.Л.Толокина, В.О.Тимченко. Экономика домохозяйства. Конспект лекций. – М.: РИЦ МГГУ им.М.А.Шолохова, 2010г. – 41 с.

3.. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. — Учебник, 9е издание, М.; Маркетинг, 2008г.- 396с.

4. . Основы экономической теории. Уч. пособие. Коллектив авторов./ Под ред. Спижанковой Г.И. М.; РИЦ "Альфа", 2004.

5.Булатова А.С. Мировая экономика:учебник для вузов. – М.:»Юристъ», 2005. – 736.

Дополнительная литература.


1.Черковец В.Н. Всемирная история экономической мысли. В 6 т. – М.: Мысль, 1990, 19994, 1997.

2.Ольсевич Ю. Институционализм – новая панацея для России? (Текст) / Ю.Ольсевич // Вопросы экономики – 1999. - №6. – С.37

3.Нуреев Р.М. Институциональная теория. //Вопросы экономики, - 2005 г. - №№ 1-4.

4.Пястолов С.М. Эволюционная модель поведения экономических субъектов: монография. (Текст) / С.М.Пястолов, О.И.Сударев. – М.: Палеолит, 2008.

Вопросы к зачету.

1.Причины появления институционализма в экономической теории.

2.Противоречия развития капитализма на стадии перехода от свободной конкуренции к монополистическому регулированию.

3.Институциональная критика капитализма с нравственно-психологических позиций.

4.Т.Веблен и его «Теория праздного класса».

5.Правое направление в институционализме.

6.Дж.Коммонс и Дж.Бъюккенен.

7.Институциональная теория циклов. Цикл Митчелла.

8.Теория конвергенции Дж.Гэлбрейта.

9.Содержание и смысл теоремы Коуза.

10.Отличие эволюционного подхода от других методов анализа экономической действительности.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ КУРСА.

Раздел 1.

Причины появления институционализма в экономической теории и его основные направления. Противоречия развития капитализма на стадии перехода от свободной конкуренции к монополистическому регулированию.Общие черты взглядов представителей институциональной школы. Критика капитализма с нравственно-психологических позиций.

.Разработка рекомендаций по реформированию капиталистической экономики с позиций социального контроля и её регулирования со стороны государства.

Антимонопольная направленность.

Идея влияния на экономический рост всей совокупности общественных отношений

Институты как первичные элементы движущей силы общества, рассматриваемые в историческом развитии. Общественные институты: семья, государство, правовые нормы, антимонопольное законодательство, конкуренция. Понятие общественной психологии: собственность, доход, кредит., налог, обычаи, традиции.

Метод описания как основной метод институциональной и эволюционной теории. Эволюция социальной психологии

Как объект исследования.

Раздел 2.


Этапы развития институциональной теории. Первый этап какформирование основных положений институционализма. Работы Т.Веблена, Д.Коммонса,У.Митчела. Второй этап. Изучение демографических проблем, социально-экономических противоречий капитализма середины ХХ века, разработка теории профсоюзного движения. Дж.М.Кларк, А.Берли, Г.Минз. Третий этап. Гипотеза о зависимости экономических процессов от технократии, Работы Дж.Гэлбрейта, Р.Хайлбронера. Теорема Р.Коуза.

Психологическая теория экономического развития Веблена. Основа развития – психология коллектива. Критика модели «экономического человека» А.Смита. Экономическое поведение зависит от псмихологии, традиций, родительских чувств, духа соперничества, подсознательных мотивов.Веблен и Дарвин. Отождествление общественного развития и биологической эволюции. Понятие «престижного потребления» и «эффект Веблена» в общей экономической теории. Демонстративное потребление как показатель успеха. Современные «новые русские» как доказательство правоты теории Веблена.


Раздел 3.
.Правое направление в институционализме. Джон Коммонс и Джеймс Бьюкконен.

. Институциональная экономика» Д.Коммонса.

Обсуждение влияния коллективных действий на экономическое поведение. Роль корпораций и профсоюзов и их влияние на поведение людей. Стоимость как результат правового соглашения «коллективных институтов» (профсоюзов, корпораций, политических партий). Необходимость создания государственного аппарата из представителей «коллективных институтов». . Практическая составляющая институционализма: основы пенсионного обеспечения, разработанные институционалистами и принятыми в 1935 г. Как «Акт о социальной защищенности»

. Развитие теории циклов в рамках институциональной теории. Цикл Митчелла. Циклы в экономике как результат действия множества факторов, таких как инвестиции, Денежное обращение, курсы акций, сбережения, находящихся в постоянном динамическом состоянии. Деловой цикл по Митчеллу как повторяющиеся подъемы и упадки, которые проявляются в большинстве экономических процессов с достаточно развитой системой денежного хозяйства. Эти волны длиной 3-7 лет не разлагаются на какие-либо иные волны с амплитудой, приблизительно равной их собственной амплитуде, и продолжаются в странах, стоящих на разных стадиях развития.

Раздел 4.

Социальное направление в институционализме. Джон Кеннет Гэлбрейт.Основная идея - движение общества от стихийно функционирующего рынка к промышленному планированию путем формирования развитой корпорации.

Идея о смешении классов и возникновении техноструктуры. Выделение из корпорации техноструктуры в лице группы собственников и наемных работников, которая обеспечивает функционирование корпорации. Мотив активности инфраструктуры не сводится к прибыли. Техноструктура заинтересована в постоянном росте корпорации, что обеспечивает развитие общества в целом. Подлинная экономическая власть, по Гэлбрейту, принадлежит не собственникам (включая акционеров), а именно технократии. Технократы и монополистический рынок. Противоречия между интересами технократов и обществом. Роль государства.

Теория постиндустриального общества Д.Гэлбрейта. Работа «Новое индустриальное общество». Анализ уменьшения доли материального производства и роста сферы услуг. Порочность идеи «общества изобилия». Теория уравновешивающих сил Гэлбрейта. Государственное планирование с изменением самой природы государства. Отстранение техноструктуры от власти над государством и передача её полномочий ученым и профессорам. Повышение роли третьей силы в лице профсоюзов и других общественных организаций, представляющих интересы широких слоев общества.

Теория конвергенции. Слияние социалистичесого мира и капиталистического на основе соединения лучших черт того и другого хозяйственного устройства.
Раздел 5.

Современный институционализм..Рональд Коуз и его работы Проблемы социальных издержек« и «Фирма, рынок и право». Теория прав собственности Коуза. 11 видов прав, в соединении которых исчезают внешние эффекты. Содержание теоремы Коуза:»прямое правительственное регулирование не всегда дает лучшие результаты, чем простое предоставление проблемы на волю рынка или фирмы» или: если права собственности ясно определены и предписаны и люди согласны твердо придерживаться результатов добровольного обмена, то внешних эффектов не возникает.

.Отечественная институциональная теория.

Эволюционный подход в экономической теории.



Теория общественного выбора В первые два десятилетия после Второй мировой войны (1950-е –1960-е годы) образовалась теория институциональной эволюции (Дж.Гейлбрейт, Р.Хейлбронер, Ф.Перу, Г.Мюрдаль), представители которой выступают за расширение социальных программ, занимаются вопросами социальных гарантий занятости, пытаются выявить взаимосвязь экономики и политики.

В конце XX в. складывается новая институциональная теория (Р.Коуз; Дж.Бьюкенен; Д.Норт, О.Уильямсон; Р.Нельсон, С.Уинтер; Г.Беккер).( То же замечание: в данной формулировке нет ни проблемы общественного выбора, ни проблемы благосостояния. Получается, что институционализм надо убирать, а ведь это предтеча теории общественного выбора. Так и надо показать, в чем их заслуги именно в развитии теории общественного выбора. И дать их подряд: старый, новый и т.д.).

Одним из наиболее ярких направлений неоинституционализма, связанным с применением экономических методов анализа для изучения политических процессов, является теория общественного выбора (Г.Таллок, Дж.Бьюкенен, М.Олсон).

В последние десятилетия в России возрастает интерес к институциональной теории в целом, и к ее неоинституциональному направлению - в особенности (С.Авдашева и др., С.Афонцев, В.Мау, В.Полтеровича, М.Юдкевич, А.Яковлева, Р.Нуреев, Р.Швери, Н.Римашевская, В.Бобков, В.Жеребин, А.Некипелов и др.)



ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Ежегодно до фактического начала учебного года во все экземпляры рабочих программ вносятся дополнения и изменения, учитывающие результаты развития науки, техники, культуры, и производства, происшедшие с момента составления рабочей программы; изменения в методическом обеспечении дисциплины и обеспеченности ими учебного процесса. Дополнения и изменения в рабочей программе вносятся с соблюдением принятой в ней рубрикацией.