Программа по дисциплине : Введение в распараллеливание алгоритмов и программ (базовый) по направлению : 010900 «Прикладные математик - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по дисциплине: Методы оптимизации по направлению: 010900... 1 125.66kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Краевые задачи вычислительной... 1 83.88kb.
Распределение по группам студентов 1-го курса направления 010900... 1 44.86kb.
Программа итогового государственного экзамена по специальности №010300... 1 58.67kb.
Программа итогового государственного экзамена по специальности 010300... 1 37.58kb.
Решение Математика Русский язык Биология История России Физика Химия 2 408.88kb.
Программа по физике, базовый уровень 8 класс на 2013-2014 учебный... 1 245.94kb.
Программа курса ) 1 курс, бакалавры направление «Прикладная математика... 1 24.68kb.
Рабочая программа по дисциплине «Математика» для специальностей 2 489.73kb.
Методические рекомендации к практической работе №7 по дисциплине... 1 83.78kb.
Диагностика знаний студентов первого курса «Математика» Информационно-аналитические... 8 865.28kb.
Книга нужна тем, кто хочет развить свои способности к многогранному... 10 4204.7kb.
- 4 1234.94kb.
Программа по дисциплине : Введение в распараллеливание алгоритмов и программ (базовый) - страница №1/1



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский физико-технический институт

(государственный университет)
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

__________ Д.А. Горшков

«____» ____________ 2012г.


ПРОГРАММА
по дисциплине: Введение в распараллеливание алгоритмов и программ (базовый)

по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»

профиль подготовки: — Математическое моделирование, вычислительные математика и физика

факультеты: ФУПМ, ФАКИ

кафедра: ИНФОРМАТИКИ

курс: 4, семестр: 7

Трудоёмкость в зач. ед.: базовая часть – 0 зач. ед.; вариативная часть – 2 зач.ед.

в т.ч.:

лекции: базовая часть – 0 часов, вариативная часть – 34 часа.;

практические (семинарские) занятия: базовая часть – 0 часов., вариативная часть – 34 часа.;

лабораторные занятия: базовая часть – 0 часов, вариативная часть – 0 часов.

ВСЕГО АУДИТОРНЫХ ЧАСОВ: 34

Программу составили: к.ф.-м.н., доцент Карпов В.Е.

д.ф.-м.н., профессор Лобанов А.И.



Программа обсуждена на заседании кафедры информатики
“___” _____________ 2012г.

Заведующий кафедрой,

чл.-корр. РАН И.Б. Петров

Программа утверждена на заседании Ученого совета ФУПМ
« ___» ____________ 2012г.

Декан ФУПМ,

д.ф.-м.н., профессор А.А. Шананин

ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И ВИДЫ ОТЧЁТНОСТИ.


Базовая часть:

0 зач. ед.


Вариативная часть, включая:

2 зач. ед.


Лекции

34 часа

Практические занятия

34 часа

ВСЕГО

2 зач. ед.

Итоговая аттестация

Дифференцированный зачет – 7 семестр




  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель курса — освоение студентами знаний в области применения современных высокопроизводительных комплексов различной архитектуры в научных исследованиях и прикладных областях, в частности — в математическом моделировании и обработке больших массивов данных.

Задачами данного курса являются:

  • формирование основных знаний в области применения высокопроизводительных вычислительных комплексов различной архитектуры на основе курсов информатики, операционных систем, языков программирования и курсов вычислительной математики для обеспечения технологических основ математического моделирования в современных инновационных сферах деятельности;

  • обучение студентов принципам создания эффективных параллельных алгоритмов и программ, анализа существующих программ и алгоритмов на параллельность; знакомство с основными методами и принципами параллельного программирования, основными технологиями параллельного программирования;

  • формирование подходов к выполнению исследований студентами в области параллельных вычислений и математического моделирования с использованием современных технологий и программных средств параллельного программирования в рамках выпускных работ на степень бакалавра.




  1. Место дисциплины в структуре ООП Бакалавриата

Дисциплина «Введение в распараллеливание алгоритмов и программ» включает в себя разделы, которые могут быть отнесены к вариативной части цикла Б.3.

Дисциплина «Введение в распараллеливание алгоритмов и программ» базируется на материалах курсов бакалавриата: базовая и вариативная часть кода УЦ ООП Б.2 (математический естественнонаучный блок) по дисциплинам «Математика» (математический анализ, высшая алгебра, дифференциальные уравнения и методы математической физики), «Информатика» и региональной составляющей этого блока и относится к профессиональному циклу.



Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Освоение дисциплины «Введение в распараллеливание алгоритмов и программ» направлено на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра:

а) общекультурные (ОК):

  • способностью анализировать научные проблемы и физические процессы, использовать на практике фундаментальные знания, полученные в области естественных и гуманитарных наук (ОК-1);

  • способностью осваивать новые проблематику, терминологию, методологию и овладевать научными знаниями, владением навыками самостоятельного обучения (ОК-2);

  • способностью выбирать цели своей деятельности и пути их достижения, прогнозировать последствия научной, производственной и социальной деятельности (ОК-3);

  • способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, владение основными навыками получения, хранения, анализа информации (ОК-6);

б) профессиональные (ПК):

  • способностью применять в своей профессиональной деятельности знания, полученные в области физических и математических дисциплин, включая дисциплины: общая физика; информатика, программирование и численные методы; физические основы получения, хранения, обработки и передачи информации; теоретическая физика: теоретическая механика, электродинамика, квантовая механика, статистическая физика; высшая математика, включая математическую физику (ПК-1);

  • способностью понимать сущность задач, поставленных в ходе профессиональной деятельности, и использовать соответствующий физико-математический аппарат для их описания и решения (ПК-3);

  • способностью использовать знания в области физических и математических дисциплин для дальнейшего освоения дисциплин в соответствии с профилем подготовки (ПК-4);

  • способностью работать с современными программным обеспечением, приборами и установками в избранной области (ПК-5);

  • способностью применять теорию и методы математики, физики и информатики для построения качественных и количественных моделей (ПК-8);

  1. конкретные Знания, умения и навыки, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Введение в распараллеливание алгоритмов и программ»_обучающийся должен:

  1. Знать:

  • историю эволюции вычислительных систем и историческую необходимость использования параллельных вычислений;

  • основы архитектуры параллельных вычислительных комплексов

  • основные технологические этапы разработки параллельных программ;

  • принципы асимптотического анализа алгоритмов

  • методы декомпозиции последовательных алгоритмов

  • способы эквивалентных и неэквивалентных преобразований последовательных программ, позволяющих использовать их на параллельных вычислительных комплексах

  • основные идеи при реализации численных алгоритмов, позволяющих избежать случая низкой эффективности распараллеливания;

  • способы организации работы пользователей на современных многопроцессорных вычислительных системах и языки управления заданиями для них.

  1. Уметь:

  • оценивать асимптотическую сложность используемых алгоритмов и выбирать оптимальные алгоритмы для современных программ;

  • анализировать последовательные программы для выявления возможности их распараллеливания

  • оценивать эффективность работы распараллеленных программ

  • выбирать эффективные численные методы для поставленных задач математического моделирования

  • самостоятельно разрабатывать и запускать параллельные приложения на современных вычислительных комплексах

  1. Владеть:

  • приемами распараллеливания алгоритмов и программ;

  • средствами и технологиями разработки приложений, обеспечивающих проведение параллельного вычислительного эксперимента

  • навыками отладки и запуска параллельных приложений для проведения вычислительного эксперимента

  1. Структура и содержание дисциплины

  1. Структура преподавания дисциплины

Перечень разделов дисциплины и распределение времени по темам

темы и название

Количество часов

Проблемы эволюции вычислительных систем. Архитектурный и программный параллелизм. Парадигмы последовательного и параллельного программирования

6

Элементы асимптотического анализа алгоритмов

8

Декомпозиция алгоритмов на уровне операций

6

Укрупнение параллельных ярусов.

4

Параллельность циклов

8

Основные подходы к организации размещения задач на процессорах

5

Аранжировка исполнения параллельных программ

3

Методы параллельного решения жестких систем ОДУ большой размерности.

6

Решение краевой задачи для линейных обыкновенных дифференциальных уравнений (на примере уравнений второго порядка).

4

Решение краевой задачи для нелинейных обыкновенных дифференциальных уравнений (на примере уравнений второго порядка).

4

Конечно-разностные методы решения эволюционных уравнений в частных производных (уравнений параболического и гиперболического типов).

8

Проблема выбора «удачного» базиса.

6

Итого

68


Вид занятий

ЛЕКЦИИ

№ п.п

темы и название

Количество часов



Проблемы эволюции вычислительных систем. Архитектурный и программный параллелизм. Парадигмы последовательного и параллельного программирования

4



Элементы асимптотического анализа алгоритмов

4



Декомпозиция алгоритмов на уровне операций

2



Укрупнение параллельных ярусов.

2



Параллельность циклов

4



Основные подходы к организации размещения задач на процессорах

1



Аранжировка исполнения параллельных программ

1



Методы параллельного решения жестких систем ОДУ большой размерности.

4



Решение краевой задачи для линейных обыкновенных дифференциальных уравнений (на примере уравнений второго порядка).

2



Решение краевой задачи для нелинейных обыкновенных дифференциальных уравнений (на примере уравнений второго порядка).

2



Конечно-разностные методы решения эволюционных уравнений в частных производных (уравнений параболического и гиперболического типов).

4



Проблема выбора «удачного» базиса.

4




Итого

34


Вид занятий

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

№ п.п

темы и название

Количество часов



Основы программирования на MPI и OpenMP.

Сиcтема PBS



2



Реализация примеров последовательных и параллельных алгоритмов, для которых на лекции проведен асимптотический анализ

4



Реализация последовательных и параллельных алгоритмов вычисления сумм рядов для расчета значений элементарных функций

4



Построение и анализ ярусно-параллельных форм для известных алгоритмов.

2



Анализ и распараллеливание программ, содержащих циклы.

4



Реализация статической модели распараллеливания и модели master-worker для одномерного уравнения теплопроводности

4



Отладка параллельных программ

2



Распараллелиливание метода Розенброка для решения жестких систем ОДУ. Тестовые примеры – уравнение Ван-дер-Поля, уравнения химической кинетики

4



Метод параллельной стрельбы. Стационарные структуры в системе «Брюсселятор». Решение нелинейной краевой задачи со счетным количеством решений методом “competition”

4



Решение задач для уравнений в частных производных (уравнение переноса или квазилинейное уравнение теплопроводности). Геометрическое распараллеливание

4




Итого

34



  1. Содержание дисциплины

Развёрнутые темы и вопросы по разделам

№ п.п

темы и название

Количество часов

всего

лекции

практикум



Архитектурный и программный параллелизм. Проблемы использования параллельных систем. Непереносимость алгоритмов. Ошибки округления. Зависимость от архитектуры, языка, компилятора, ОС. Расширенная квалификация Флинна. Примеры SISD, SIMD, MISD, MIMD машин. Модели параллельного программирования. Этапы параллельного решения проблем: decomposition, assignment, orchestration, mapping. Задачи, решаемые на каждом этапе.

6

4

2



Элементы асимптотического анализа алгоритмов. Основные предположения. Вычислительная модель RAM. Терминология и обозначения. Асимптотические отношения. Наилучший последовательный алгоритм. Пример асимптотического анализа сложности последовательного алгоритма выбора элемента из множества. Рекуррентные соотношения. Основная теорема асимптотического анализа. Вычислительные модели PRAM. Ускорение при распараллеливании. Стоимость параллельного алгоритма. Оптимальность алгоритма по стоимости. Пример асимптотического анализа сложности параллельного алгоритма выбора элемента из множества. Ограниченность асимптотического анализа

8

4

4



Декомпозиция алгоритмов на уровне операций. Понятие о графе алгоритма. Строго параллельные формы графа, каноническая параллельная форма. Соотнесение строго параллельных форм с выполнением алгоритма на конкретных архитектурных решениях. Ярусы параллельной формы, их ширина и высота. Концепция неограниченного параллелизма. Определение максимально возможного ускорения по ярусно-параллельной форме алгоритма.

6

2

4



Укрупнение параллельных ярусов. Декомпозиция алгоритмов и программ на уровне действий и операторов. Условия Бернстайна и их нарушение. Истинная или потоковая зависимость, антизависимость, зависимость по выходным данным. Графы зависимостей. Связь зависимостей операторов с возможностью одновременного выполнения

4

2

2



Параллельность циклов. Простые циклы: расстояние зависимости; зависимости, связанные и несвязанные с циклом. Вложенные циклы. Вектора зависимости и направлений. Их использование для определения возможности распараллеливания циклов. Способы устранения зависимостей: loop distribution, code replication, loop alignment, приватизация переменных, индукция и редукция. Декомпозиция на уровне блоков операторов, π-блоки.

8

4

4



Assignment. Основные подходы к организации размещения задач на процессорах. Динамическое, потоковое, статическое планирование, work pool, pipeline, competition, divide & conquer. Их недостатки и достоинства. Проблемы балансировки загрузки процессоров. Гомогенные и гетерогенные вычислительные системы

5

1

4



Аранжировка выполнения. Где и как синхронизировать вычисления и обмениваться данными. Перекрытия. Ухудшение последовательного алгоритма для улучшения параллельного

3

1

2



Методы параллельного решения жестких систем ОДУ большой размерности. Методы Рунге–Кутты, Розенброка и W-методы. Методы Розенброка и W-методы с приближенным вычислением обратной матрицы. Метод Шульца приближенного обращения матрицы.

6

4

2



Решение краевой задачи для линейных обыкновенных дифференциальных уравнений (на примере уравнений второго порядка). Параллельные версии алгоритма прогонки. Решение системы линейных алгебраических уравнений с трехдиагональной матрицей методом редукции.

4

2

2



Решение краевой задачи для нелинейных обыкновенных дифференциальных уравнений (на примере уравнений второго порядка). Алгоритм «параллельной пристрелки» и его принципиальные отличия от «пристрелки». Переход к решению расширенной системе ОДУ как основа параллельной версии алгоритма.

4

2

2



Конечно-разностные методы решения эволюционных уравнений в частных производных (уравнений параболического и гиперболического типов). Геометрическое распараллеливание и итерационные методы.

8

4

4



Проблема выбора «удачного» базиса. Методы вейвлет-Галеркина (на примере решения интегрального уравнения) и возможность их параллельной реализации.

6

4

2




Итого

68

34

34




  1. Образовательные технологии

В учебном процессе используются следующие образовательные технологии:

№ п/п

Вид занятия

Форма проведения занятий

Цель

1

лекция

Изложение теоретического материала

Получение теоретических знаний по дисциплине

2

лекция

Изложение теоретического материала с помощью презентаций

Повышение степени понимания материала

3

лекция

Разбор конкретных примеров применения изложенных теоретических подходов на практике

Осознание связей между теорией и практикой, а также взаимозависимостей разных дисциплин

  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Контрольно-измерительные материалы

Перечень тестовых вопросов для сдачи дифференцированного зачёта



Приведенный набор вопросов и тестовых заданий основывается на тестах, подготовленных в НОЦ-СКТ МГУ в 2010 году, модернизирован в НОЦ СКТ МФТИ в 2011 году с учетом специфики курса.

  1. Максимальная пиковая производительность наиболее мощных современных параллельных вычислительных систем измеряется: в единицах EFLOPs, в десятках PFLOPs, в единицах PFLOPs, в сотнях TFLOPs?

  2. Производительность компьютера, достигнутая при выполнении некоторой программы, выражена в TFLOPs. Это значение говорит о: среднем количестве операций над вещественными данными, представленными в форме с фиксированной запятой, выполненных за секунду в процессе обработки данной программы; общем числе команд, выполненных за время работы программы; средней скорости выполнения данным компьютером арифметических операций над вещественными числами, представленными в форме с плавающей запятой; средней скорости выполнения данным компьютером арифметических операций над вещественными числами, представленными в форме с плавающей запятой, достигнутой при выполнении данной программы; высокой реальной производительности данного компьютера.

  3. Умножение двух квадратных плотных вещественных матриц компьютер выполнил за 5 сек с производительностью 50 GFLOPs. Какого размера были матрицы: 500*500, 1000*1000, 2000*2000, 5000*5000, 7000*7000, верного ответа нет?

  4. Сколько кризисов software насчитывается за всю историю развития электронных вычислительных систем: 4, 3, 2, 1, ни одного?

  5. В каком компьютере функциональные устройства сочетали одновременно принципы конвейерной и параллельной обработки: IBM 704, IBM STRETCH, CDC 6600, CDC 7600, ILLIAC IV, ATLAS, верного ответа нет?

  6. Отметьте правильные утверждения на тему машинного представления чисел в современных ЭВМ: все существовавшие до сих пор ЭВМ используют в качестве базовой двоичную систему счисления; машинное эпсилон в основном определяется длиной мантиссы в представлении вещественных чисел; мантисса числа в двоичном представлении - та же, что и мантисса его десятичного логарифма; машинные ноль и эпсилон не могут быть получены с помощью фортран-программы, их следует найти в документации к компьютеру; машинное сложение коммутативно; машинное сложение ассоциативно; машинное умножение коммутативно; машинное умножение ассоциативно?

  7. Кто из перечисленных ниже людей внёс наибольший вклад в развитие параллельной вычислительной техники: Джон Грей; Сеймур Крэй; Стивен Крейн; Кристиан Рэй; Френсис Дрейк?

  8. Действительные числа в машинном представлении: всегда хранятся точно; всегда хранятся с ненулевой ошибкой округления; хранились на всех существовавших вычислительных системах в двоичном представлении; имеют относительную ошибку округления не более машинного нуля; имеют абсолютную ошибку округления не более машинного эпсилон; иногда хранятся точно?

  9. Конвейерное ФУ деления состоит из пяти ступеней, срабатывающих за 2, 5, 3, 1 и 1 такт соответственно. Чему равно наименьшее число тактов, за которое можно обработать 40 пар аргументов на данном устройстве: 1, 5, 12, 40, 207, 212, 480, верного ответа нет?

  10. В конвейерном устройстве есть 7 ступеней, срабатывающих за одну единицу времени каждая. За сколько единиц времени это устройство обработает 7 пар аргументов: 1, 3, 7, 8, 13, 14, верного ответа нет?

  11. Есть два конвейерных ФУ: сложение (4 ступени) и умножение (6 ступеней), все ступени срабатывают за один такт. За сколько тактов будет выполнена векторная операция Ai=Bi+Ci*s, i=1,2,...,60, с использованием данных устройств в режиме с зацеплением ФУ: 60, 69, 70, 128, 130, 240, 600?

  12. Есть два конвейерных ФУ: сложение (4 ступени) и умножение (6 ступеней), все ступени срабатывают за один такт. За сколько тактов будет выполнена векторная операция Ai=Bi+Ci*s, i=1,2,...,60, с использованием данных устройств без зацепления ФУ: 60, 69, 70, 128, 130, 240, 600?

  13. Архитектура компьютеров. Отметьте правильные утверждения: в SMP-компьютерах все процессоры равноправны; архитектуры NUMA и ccNUMA позволяют сохранить единое адресное пространство для параллельной программы; кэш-память явилась причиной возникновения архитектуры NUMA; поиск команд, которые можно выполнять параллельно, в суперскалярных процессорах происходит во время работы программы; параллелизм в классических VLIW-компьютерах выделяется компилятором.

  14. Отметьте правильные утверждения про компьютеры: классификация Флинна содержит 3 типа компьютеров; классификация Флинна содержит 4 типа компьютеров; классификация Флинна содержит 6 типов компьютеров; одним из признаков векторно-конвейерного компьютера является многопроцессорность; одним из признаков векторно-конвейерного компьютера является наличие хотя бы одного конвейера; одним из признаков векторно-конвейерного компьютера является наличие векторных регистров; концепция неограниченного параллелизма при развитии компьютерной техники в отдалённом будущем может стать реальностью.

  15. Какие из технологических этапов присущи только парадигме параллельного программирования: построение математической модели, декомпозиция, аранжировка, написание программы?

  16. Чем декомпозиция по данным отличается от декомпозиции по вычислениям?

  17. В чем заключаются достоинства и недостатки статического и динамического способов назначения задач виртуальным исполнителям?

  18. Каковы основные цели этапа назначения: сокращение загрузки исполнителей, балансировка загрузки исполнителей, сокращение обменов данными между исполнителями, равномерный обмен данными между исполнителями, сокращение накладных расходов на назначение?

  19. Верно ли следующее утверждение: модель передачи сообщений в параллельном программировании применима только на системах с распределенной памятью? Обоснуйте свой ответ.

  20. Приведите пример программного кода с внутренним параллелизмом, который, с Вашей точки зрения, нельзя распараллелить автоматически (если такие существуют).

  21. В чем заключаются достоинства и недостатки различных подмоделей программирования в модели общей памяти?

  22. На каком этапе в параллельной программе задачи назначаются реальным физическим исполнителям: на этапе декомпозиции, на этапе назначения, на этапе аранжировки, на этапе отображения?

  23. Современная парадигма параллельного программирования включает: 5, 6, 7, 8, 9, 10 этапов.

  24. Перечислите три основных принципа асимптотического анализа алгоритмов.

  25. Пусть T1(n) и T2(n) – времена работы последовательных алгоритмов 1 и 2 соответственно. Если T1(n) = O(T2(n)), то алгоритм 1: лучше алгоритма2, не хуже алгоритма 2, хуже алгоритма2, не хуже алгоритма 2, ничего нельзя сказать.

  26. Сформулируйте понятие оптимальности последовательного алгоритма.

  27. Какие из нижеперечисленных формулировок относятся к модели вычислительной системы RAM: время доступа к памяти одинаково для всех ячеек, независимо от того рассматривается операция чтения или операция записи; время выполнения всех операций на процессоре считается одинаковым; время выполнения основных операций на процессоре есть (1)?

  28. Пусть два последовательных алгоритма решения одной задачи являются оптимальными по поведению. Что можно сказать о реальных временах решения при заданном параметре масштаба N: времена будут одинаковыми, ничего сказать нельзя?

  29. Пусть имеется два последовательных алгоритма решения одной и той же задачи — 1 и 2. Алгоритм 1 является оптимальным по поведению, алгоритм 2 не является оптимальным. Что можно сказать о реальных временах решения при заданном параметре масштаба N: время работы алгоритма 1 всегда будет меньше времени работы алгоритма 2, времена будут одинаковыми, ничего сказать нельзя?

  30. Используя основную теорему асимптотического анализа, оцените асимптотическое поведение алгоритма сортировки слиянием. Является ли этот алгоритм оптимальным?

  31. Какие схемы разрешения конфликта при разрешенной одновременной записи различными исполнителями в одну ячейку памяти в модели вычислительной системы PRAM вы знаете?

  32. При вычислении теоретического значения ускорения для параллельных алгоритмов решения некоторой задачи на 4-х исполнителях были получены следующие значения: 2, 3.9, 5. Какие из значений являются корректными? Почему?

  33. При вычислении реального значения ускорения для параллельных алгоритмов решения некоторой задачи на 4-х исполнителях были получены следующие значения: 2, 3.9, 5. Какие из значений являются корректными? Почему?

  34. Что означает высказывание, «некоторый параллельный алгоритм является оптимальным по стоимости»?

  35. Перечислите основные свойства графа алгоритма, реализованного программой.

  36. Сколько строгих параллельных форм может существовать у графа алгоритма: 1, ограниченное количество, но больше 1; бесконечно много?

  37. Докажите единственность канонической строгой параллельной формы графа алгоритма.

  38. Для графа алгоритма, содержащего 500 вершин, высота некоторой строгой параллельной формы равна 25. Что можно сказать о максимальном ускорении, которое может быть получено при реализации алгоритма на параллельной вычислительной системе в модели PRAM — оно будет всегда меньше 20, строго равно 20, может быть больше 20?

  39. Для программного текста, реализованного на Фортране 77

b(1) = a(1) * 2

do i = 2, 5

b(i) = b(i-1) + a(i) * 2

enddo


постройте граф алгоритма, каноническую строгую параллельную форму и оцените максимально возможное ускорение при реализации алгоритма на параллельной вычислительной системе.

  1. Объясните понятия interleaving, недетерминированный и детерминированный набор активностей.

  2. Приведите пример набора активностей, для которого нарушены все условия Бернстайна, но который, тем не менее, является детерминированным.

  3. Если в программе встречаются два оператора, приведенных в динамическом порядке следования,

a = b+c;

d = e+f;


то можно ли их исполнять параллельно? Обоснуйте свое утверждение.

  1. Перечислите виды зависимостей между операторами (блоками операторов), которые Вам известны.

  2. Какие из видов зависимостей по данным могут являться принципиальным препятствиям к распараллеливанию: истинная зависимость, зависимость по выходным данным, антизависимость?

  3. Постройте граф зависимостей по данным между операторами для фрагмента текста программы, расположенного в динамическом порядке следования:

S1: x = e + 2z

S2: y = 2f + x

S3: z = z + y

S4: y = z + x



  1. Постройте граф зависимостей по данным между операторами для фрагмента текста программы, расположенного в динамическом порядке следования:

S1: x = x + 2y

S2: y = 2f + x

S3: z = z + z

S4: y = z + x



  1. Для цикла

do i =1, u

S1: a(i) = d(i)+5*i

S2: c(i) = a(i-1)*2

enddo


определите расстояние зависимости, тип зависимости и возможность распараллеливания.

  1. Для цикла

do i =1, u

S1: a(i) = d(i)+5*i

S2: c(i) = a(i+1)*2

enddo


определите расстояние зависимости, тип зависимости и возможность распараллеливания.

  1. Для цикла

do i =1, u

S1: a(i) = d(i)+5*i

S2: c(i) = a(i)*2

enddo


определите расстояние зависимости, тип зависимости и возможность распараллеливания.

  1. С чем связаны основные проблемы определения вектора расстояний при анализе вложенных циклов на зависимость по данным?

  2. Для цикла

do j1 = 1,u1

do j2 = 1,u2

S1: a(i, j) = b(i, j) * 2

S2: c(i, j) = a(i, j - 1) + 1

enddo

enddo


определите вектор расстояний, вектор направлений и тип зависимости.

  1. Для цикла

do j1 = 1,u1

do j2 = 1,u2

S1: a(i, j) = b(i, j) * 2

S2: c(i, j) = a(i, j + 2) + 1

enddo

enddo


определите вектор расстояний, вектор направлений и тип зависимости.

  1. Для цикла

do j1 = 1,u1

do j2 = 1,u2

S1: a(i, j) = b(i, j) * 2

S2: c(i, j) = a(i - 1, j + 2) + 1

enddo

enddo


определите вектор расстояний, вектор направлений и тип зависимости.

  1. Для цикла

do j1 = 1,u1

do j2 = 1,u2

S1: a(i, j) = b(i, j) * 2

S2: c(i, j) = a(i + 1, j + 3) + 1

enddo

enddo


определите вектор расстояний, вектор направлений и тип зависимости.

  1. Для цикла

do j1 = 1,u1

do j2 = 1,u2

S1: a(i, j) = b(i, j) * 2

S2: c(i, j) = a(i, j + 2) + 1

enddo

enddo


определите вектор расстояний, вектор направлений и тип зависимости.

  1. Для цикла

do j1 = 1,u1

do j2 = 1,u2

S1: a(i, j) = b(i, j) * 2

S2: c(i, j) = a(i, j) + 1

enddo

enddo


определите вектор расстояний, вектор направлений и тип зависимости.

  1. Для цикла

do j1 = 1,u1

do j2 = 1,u2

S1: a(i, j) = b(i, j) * 2

S2: c(i, j) = a(i + 2, j - 3) + 1



enddo

enddo


определите вектор расстояний, вектор направлений и тип зависимости.

  1. Пусть вектор направлений для двумерного цикла имеет вид («=»,«=»). Какие из следующих утверждений являются верными: цикл может быть распараллелен по внешнему индексу безо всяких ограничений, по внешнему индексу при условии дублирования входных данных, по внутреннему индексу при условии барьерной синхронизации между итерациями внешнего цикла, по двум индексам без ограничений, не может быть распараллелен?

  2. Пусть вектор направлений для двумерного цикла имеет вид («<»,«=»). Какие из следующих утверждений являются верными: цикл может быть распараллелен по внешнему индексу безо всяких ограничений, по внешнему индексу при условии дублирования входных данных, по внутреннему индексу при условии барьерной синхронизации между итерациями внешнего цикла, по двум индексам без ограничений, не может быть распараллелен?

  3. Пусть вектор направлений для двумерного цикла имеет вид («<»,«<»). Какие из следующих утверждений являются верными: цикл может быть распараллелен по внешнему индексу безо всяких ограничений, по внешнему индексу при условии дублирования входных данных, по внутреннему индексу при условии барьерной синхронизации между итерациями внешнего цикла, по двум индексам без ограничений, не может быть распараллелен?

  4. Пусть вектор направлений для двумерного цикла имеет вид («=»,«<»). Какие из следующих утверждений являются верными: цикл может быть распараллелен по внешнему индексу безо всяких ограничений, по внешнему индексу при условии дублирования входных данных, по внутреннему индексу при условии барьерной синхронизации между итерациями внешнего цикла, по двум индексам без ограничений, не может быть распараллелен?

  5. Пусть вектор направлений для двумерного цикла имеет вид («>»,«=»). Какие из следующих утверждений являются верными: цикл может быть распараллелен по внешнему индексу безо всяких ограничений, по внешнему индексу при условии дублирования входных данных, по внутреннему индексу при условии барьерной синхронизации между итерациями внешнего цикла, по двум индексам без ограничений, не может быть распараллелен?

  6. Пусть вектор направлений для двумерного цикла имеет вид («=»,«>»). Какие из следующих утверждений являются верными: цикл может быть распараллелен по внешнему индексу безо всяких ограничений, по внешнему индексу при условии дублирования входных данных, по внутреннему индексу при условии барьерной синхронизации между итерациями внешнего цикла, по двум индексам без ограничений, не может быть распараллелен?

  7. Пусть вектор направлений для двумерного цикла имеет вид («>»,«>»). Какие из следующих утверждений являются верными: цикл может быть распараллелен по внешнему индексу безо всяких ограничений, по внешнему индексу при условии дублирования входных данных, по внутреннему индексу при условии барьерной синхронизации между итерациями внешнего цикла, по двум индексам без ограничений, не может быть распараллелен?

  8. Пусть вектор направлений для двумерного цикла имеет вид («<»,«>»). Какие из следующих утверждений являются верными: цикл может быть распараллелен по внешнему индексу безо всяких ограничений, по внешнему индексу при условии дублирования входных данных, по внутреннему индексу при условии барьерной синхронизации между итерациями внешнего цикла, по двум индексам без ограничений, не может быть распараллелен?

  9. Пусть вектор направлений для двумерного цикла имеет вид («>»,«<»). Какие из следующих утверждений являются верными: цикл может быть распараллелен по внешнему индексу безо всяких ограничений, по внешнему индексу при условии дублирования входных данных, по внутреннему индексу при условии барьерной синхронизации между итерациями внешнего цикла, по двум индексам без ограничений, не может быть распараллелен?

  10. Пусть для некоторого многомерного цикла вектор направлений имеет вид («=»,«<»,…,«>»). Что можно сказать про тип зависимости, обнаруживаемой между операторами после раскрытия цикла: это — истинная зависимость, это — антизависимость, ничего сказать нельзя?

  11. Пусть для некоторого многомерного цикла вектор направлений имеет вид («>»,«<»,…,«>»). Что можно сказать про тип зависимости, обнаруживаемой между операторами после раскрытия цикла: это — истинная зависимость, это — антизависимость, ничего сказать нельзя?

  12. Пусть для некоторого многомерного цикла вектор направлений имеет вид («<»,«=»,…,«>»). Что можно сказать про тип зависимости, обнаруживаемой между операторами после раскрытия цикла: это — истинная зависимость, это — антизависимость, ничего сказать нельзя?

  13. Эквивалентное преобразование программы — это: преобразование динамического порядка следования операторов, сохраняющее результат при любых входных данных; преобразование, сохраняющее граф алгоритма; преобразование, сохраняющее зависимости по данным между операторами, ничего из вышеперечисленного.

  14. Почему знание о возможности эквивалентного изменения порядка вложенности во вложенных циклах для распараллеливания программ является важным?

  15. Перечислите дополнительные условия в теореме о достаточности приемов разделения цикла, выравнивания цикла и допустимой перестановки операторов в теле цикла для устранения зависимостей, связанных с циклом.

  16. Что означает выражение: в цикле нет рекурсивных зависимостей по данным?

  17. Справедливо ли утверждение, если между операторами цикла существует истинная зависимость — цикл по итерациям распараллелить невозможно? Обоснуйте ответ.

  18. Справедливо ли утверждение, если между операторами невложенного цикла существует истинная зависимость с расстоянием зависимости равным 1 — цикл по итерациям распараллелить принципиально невозможно? Обоснуйте ответ.

  19. Какие приемы распараллеливания циклов при наличии зависимости операторов цикла по скалярным переменным являются эквивалентным преобразованием программ: приватизация, «ликвидация» индукционных переменных, редукция?

  20. Справедливо ли следующее утверждение: распараллеливание с помощью приема редукции всегда является неэквивалентным преобразованием программы? Обоснуйте свой ответ.

  21. Справедливо ли следующее утверждение: распараллеливание с помощью приема «ликвидации» индукционных переменных всегда является неэквивалентным преобразованием программы? Обоснуйте свой ответ.

  22. Можно ли устранить в последовательной программе истинные зависимости по данным для получения корректной параллельной версии?

  23. Какие схемы распределения работ на этапе назначения между виртуальными исполнителями Вам известны?

  24. Система ОДУ не является жесткой и решается явным методом Рунге-Кутты. Будет ли реализованная для такого уравнения последовательная программа эффективно распараллеливаться?

  25. Жесткая система обыкновенных дифференциальных уравнений решается W-методом с заменой точного обращения матрицы приближенным по методу Шульца. Какая версия метода допускает более эффективную параллельную реализацию – с несколькими итерациями для вычисления матрицы или с учетом нескольких последовательных степеней невязки?

  26. Будет ли однократно диагонально неявный метод, основанный на методе Розенброка, более эффективным с точки зрения распараллеливания по сравнению со всеми остальными методами того же класса?

  27. Метод параллельной стрельбы будет более эффективным по сравнению с методом стрельбы: А. Если число исполнителей превышает количество добавленных систем линейных дифференциальных уравнений в вариациях Б. В любом случае, так как быстрее сходятся итерации по пристрелочным параметрам В. Если исходная краевая задача хорошо обусловлена, и в этом случае быстрее сходятся итерации по пристрелочным параметрам

  28. Есть ли смысл при реализации метода параллельной стрельбы использовать распараллеливание решения системы линейных уравнений в процессе итераций по пристрелочным параметрам?

  29. При реализации параллельной пристрелки реализовано две версии метода. При первой реализации сначала решаются нелинейные уравнения, данные сохраняются, а затем решаются уравнения в вариациях, во второй реализации все эти уравнения решаются одновременно. Какая реализация более эффективна с точки зрения распараллеливания?

  30. Решаются две близкие задачи – уравнение диффузии и уравнение диффузии с конвекцией. Используется неявная схема. Можно ли в каждом из этих случаев использовать алгоритм редукции для решения системы линейных уравнений с трехдиагональной матрицей?

  31. Решаются две близкие задачи – уравнение диффузии и уравнение диффузии с конвекцией. Используются схемы, в которых диффузионный оператор аппроксимируется на верхнем слое по времени, а конвективные члены – на нижнем слое по времени. Можно ли в каждом из этих случаев использовать алгоритм редукции для решения системы линейных уравнений с трехдиагональной матрицей?

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

    1. Необходимое оборудование для лекций и практических занятий: компьютер (ноутбук) и мультимедийное оборудование (проектор, звуковая система). Вычислительный кластер с удаленным доступом для проведения практических занятий

  2. Наименование возможных тем курсовых работ учебным планом не предусмотрено

  3. ТЕМАТИКА И ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ учебным планом не предусмотрено

  4. ТЕМАТИКА ИТОГОВЫХ РАБОТ учебным планом не предусмотрено

  5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература.

  1. Карпов В. Е. Введение в распараллеливание алгоритмов и программ, // Компьютерные исследования и моделирование, 2010, том 2, вып. 3, с. 231-72.

  2. Воеводин В В. Вычислительная математика и структура алгоритмов. – М., Изд-во МГУ, 2010. – 168 с

  3. Гергель В П. Высокопроизводительные вычисления для многопроцессорных многоядерных систем. – М., Изд-во МГУ, 2010. – 544 с.

  4. Миллер Р., Боксер Л. Последовательные и параллельные алгоритмы. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006. — с. 406.

  5. В.А. Вшивков, О.П. Стояновская Об одном способе конструирования w-методов для жестких систем ОДУ // Вычислительные технологии — Том 12, № 4, 2007

  6. Фрейзер М. Введение в вейвлеты в свете линейной алгебры —М., БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008, 487 с.

Дополнительная литература.

  1. Воеводин В.В., Воеводин Вл.В. Параллельные вычисления. — СПб.: БХВ-Петербург, 2002. — 608 с.

  2. H. Jordan, G. Alaghband. Fundamentals of Parallel Processing. — Pearson Education, Inc., 2003. — 536 p.

  3. Selim G. Aki. The Design and Analysis of Parallel Algorithms. — Prentice-Hall, Inc., 1989. — 401 p.

  4. Claudia Leopold. Parallel and Distributed Computing. — John Wiley & Sons, Inc., 2001. — 260 p.

  5. М., Клич А., Кубичек М., М. Марек. Методы анализа нелинейных динамических моделей. — М., Мир, 1991 — 368 с.

  6. Stoer J, Bulirich R. Introduction To Numerical Analysis— New York, Springer, 1980.

  7. Kubiček M., Hlavaček V. Numerical solution of Non-Linear boundary value Problems — New York, Prentice-hall Engelwood Cliffs, 1983.

  8. Э. Хайрер, Э. Ваннер. Решение обыкновенных дифференциальных уравнений. Жесткие и дифференциально-алгебраические задачи. — М., Мир, 1999.

  9. В. М. Вержбицкий. Основы численных методов. — М., Высшая школа, 2002 — 840 с.

  10. Яненко Н.Н., Коновалов А.Н., Бугров А.Н., Шустов Г.В. Об организации параллельных вычис лений и "распараллеливание" прогонки // Числ. методы механики сплош. среды. 1978. T. 9. №7. С. 139-146.

Электронные ресурсы, включая доступ к базам данных и т.д.

Информационные ресурсы: http://www.intuit.ru/, http://www.parallels.ru/, www.hpc-education/ru, электронные конспекты лекций, учебные пособия и сборники задач, разработанные для данного курса.