Программа основного общего образования - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных... 1 262.3kb.
Рабочая программа по английскому языку для 9 класса составлена на... 2 353.1kb.
Учитель Лазарева Ирина Михайловна пояснительная записка рабочая программа 5 1394.13kb.
Учебники: «История Средних веков» 2 328.32kb.
Образовательная программа основного общего образования гбоу сош №1387 38 18798.59kb.
Рабочая программа по искусству 8- 9классы учитель: Колесникова Светлана... 1 350.35kb.
Л. Н. Алексашкина «Программа курса Всеобщая история, 5-9 классы»... 1 329.67kb.
Отчет о финансово-хозяйственной деятельности гбоу города Москвы 1 280.4kb.
Рабочая программа «Мировая художественная культура» 2 427.97kb.
Рабочая программа основного общего образования по литературе создана... 1 787.23kb.
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе... 2 687.97kb.
Публичный отчет за 2012-2013 учебный год Публичный доклад моу «сош... 4 1006.25kb.
- 4 1234.94kb.
Программа основного общего образования - страница №11/12

* Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяется образовательным учреждением.



Учебный план основного общего образования МОУ «Клепиковксая СОШ №1»

5 класс

Учебные предметы


Количество

часов в неделю



ФГОС ООО

Всего

5 а








Русский язык

6

6

6

18

Литература

2

2

2

6

Иностранный язык

3

3

3

9

Математика

5

5

5

15













История

2

2

2

6

Обществознание (включая экономику и право)

1

1

1

3

Биология

1

1

1

3

География

1

1

1

3

Искусство (Музыка и ИЗО)

2

2

2

6

Технология

2

2

2

6

Физическая культура

3

3

3

9

Итого:

28

28

28

84

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

4

4

4

12

Занимательная математика




1

1

1

3

Информатика


1

1

1

3

Занимательная физика





1




1

Культура речи


1




1

2

Основы православной культуры

1

1

1

3

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6- дневной неделе

32

32

32

96

Внеурочная деятельность

5

5

5

15

Гражданско-патриотическое

(«Здравствуй, музей»)



1

1

1

3

Спортивно-оздоровительное

(«Подвижные игры»)



1

1

1

3

Художественно-эстетическое

(«Веселая кисточка»,

«В мире литературы»,

« Лоскутная мозаика»)



3

3

3

9

Всего к финансированию

37

37

37

111


6 класс

Учебные предметы


Количество

часов в неделю



ФГОС ООО





Всего

Русский язык

6

6

12

Литература

3

3

6

Иностранный язык

3

3

6

Математика

5

5

10










История

2

2

4

Обществознание

1

1

2

Биология

1

1

2

География

1

1

2

Искусство (Музыка и ИЗО)

2

2

2

Технология

2

2

2

Физическая культура

3

3

6

Итого:

29

29

58

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

4

4

8

Занимательная математика




1

1

2

Информатика


1

1

2

Физика

1

1

2

География родного края

0,5

0,5

1

Экология родного края

0,5

0,5

1

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6- дневной неделе

33

33

66

Внеурочная деятельность

5

5

10

Гражданско-патриотическое

(«Здравствуй, музей»)



1

1

2

Спортивно-оздоровительное

(«Подвижные игры»)



1

1

2

Художественно-эстетическое

«Вежливые ребята»,

«Кукольный театр»,

« Лоскутная мозаика»)



3

3

6

Всего к финансированию

38

38

76



Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.).

Внеурочная деятельность учащихся, осуществляется во второй половине дня, используется в формах, отличных от урочной системы обучения и объединяет все виды деятельности, в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность учащихся на этих мероприятиях реализуется в основном в коллективных формах. План внеурочной деятельности по основным направлениям содержит следующие формы работы:

Гражданско-патриотическое

Ведущие формы деятельности:

-Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

-Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

-Проведение совместных праздников школы и общественности.

-Использование аудиозаписей и технических средств обучения.

-Экскурсии, целевые прогулки (по району, в областной центр).

-Детская благотворительность.

-Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

-Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

-Организация совместного переживания событий взрослыми и детьми.

Физкультурно-оздоровительное

Ведущие формы деятельности:

-Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья.

-Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе во время группы продленного дня.

-Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований.

-Оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажа с детьми. -Тематические беседы, беседы – встречи с работниками ЦРБ, школьным фельдшером. ----Интерактивные игры, спортивные конкурсы в классе, викторины, проекты «Здоровье - плюс», обсуждение газетных и журнальных публикаций по теме «Спорт».

-Агитация и запись учащихся класса в спортивные секции.

-Туристические походы.

Художественно-эстетическое

-Культпоходы в театры, музеи, библиотеки, выставки.

-Кружки художественного творчества.

-Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

3.2. Система условий реализации основной образовательной программы

Интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы образовательного учреждения должно быть создание и поддержание развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.



Созданные в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу основного общего образования, условия должны:

• соответствовать требованиям Стандарта;

• обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения и реализацию предусмотренных в ней образовательных программ;

• учитывать особенности образовательного учреждения, его организационную структуру, запросы участников образовательного процесса в основном общем образовании;

• предоставлять возможность взаимодействия с социальными партнёрами, использования ресурсов социума.

В соответствии с требованиями Стандарта раздел основной образовательной программы образовательного учреждения, характеризующий систему условий, должен содержать:

• описание кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических условий и ресурсов;

• обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями и приоритетами основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения;

• механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;

• сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;

• систему оценки условий.

Система условий реализации основной образовательной программы образовательного учреждения базируется на результатах проведённой в ходе разработки программы комплексной аналитико-обобщающей и прогностической работы, включающей:

• анализ имеющихся в образовательном учреждении условий и ресурсов реализации основной образовательной программы основного общего образования;

• установление степени их соответствия требованиям Стандарта, а также целям и задачам основной образовательной программы образовательного учреждения, сформированным с учётом потребностей всех участников образовательного процесса;

• выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в имеющихся условиях для приведения их в соответствие с требованиями Стандарта;

• разработку с привлечением всех участников образовательного процесса и возможных партнёров механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий;

• разработку сетевого графика (дорожной карты) создания необходимой системы условий;

• разработку механизмов мониторинга, оценки и коррекции реализации промежуточных этапов разработанного графика (дорожной карты).


      1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования включает:

Школа укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения

задач, определённых основной образовательной программой основного общего образования, способными к инновационной профессиональной деятельности.

Основой для разработки должностных инструкций служат квалификационные

характеристики, представленные в Едином квалификационном справочнике должностей

руководителей, специалистов и служащих.

Школа укомплектована работниками пищеблока, учебно-вспомогательным персоналом. Описание кадровых условий школы представлено в таблице. В ней соотнесены должностные обязанности и уровень квалификации специалистов, предусмотренные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от

26 августа 2010 г. № 761н, зарегистрированным в Минюсте 6 октября 2010 г. с имеющимся кадровым потенциалом образовательного учреждения. Это позволяет определить состояние кадрового потенциала и наметить пути необходимой работы по его дальнейшему изменению.

Работу с учащимися в основной школе осуществляет квалифицированный коллектив,

состоящий из 47 педагогических работников. В 2012-2013 учебной году в параллели 5 классов по ФГОС ООО будут работать 17 учителей, в 2013-2014 учебной году в параллели 6 классов – 16 учителей.


В таблице приведены данные по всему педагогическому составу школы

Должность

Должностные обязанности

Кол-во

раб-ов


в ОУ

(треб-ся/ имеется)



Уровень квалификации работников ОУ

Требования к уровню квалификации

Фактический

руководитель образовательного учреждения.


обеспечивает системную образовательную и административно-хозяйственную работу образовательного учреждения.


0/1

ВПО по направлениям

подготовки

«Государственное и

муниципальное

управление»,

«Менеджмент»,

«Управление

персоналом» и стаж на

педагогических

должностях не менее 5

лет либо ВПО и ДПО в

области гос. и муниц.

управления или

менеджмента и

экономики и стаж

работы на

педагогических или

руководящих

должностях не менее 5

лет.


ВПО,

стаж работы более 5 лет.



заместитель руководителя

координирует работу преподавателей, воспитателей, разработку учебно-методической и иной документации. Обеспечивает совершенствование методов организации образовательного процесса. Осуществляет контроль за качеством образовательного процесса.


0/5

ВПО по направлениям

«Государственное и

муниципальное

управление»,

«Менеджмент»,

«Управление

персоналом», стаж не

менее 5 лет либо ВПО и

дополнительное ПО в

области госуд. и муниц.

управления или

менеджмента и стаж

работы на

педагогических и

руководящих

должностях не менее 5

лет


ВПО - 5 чел.,

стаж работы более 5 лет.



учитель

осуществляет обучение и воспитание обучающихся, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ.

0/41

ВПО, СПО

«Образование и

педагогика» или в

области,

соответствующей

преподаваемому

предмету


ВПО – 39 чел.,

СПО – 3 чел.



педагог-организатор.

содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся, расширению социальной сферы в их воспитании. Проводит воспитательные и иные мероприятия. Организует работу детских клубов, кружков, секций и других объединений, разнообразную деятельность обучающихся и взрослых

1/0

высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» либо в области, соответствующей профилю работы, без предъявления требований к стажу работы.




старший вожатый.

способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений.

1/0

высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.




социальный педагог.

осуществляет комплекс

мероприятий по воспитанию,

образованию, развитию и

социальной защите личности

в учреждениях, организациях

и по месту жительства

обучающихся


1/0

ВПО, СПО

«Образование и

педагогика»,

«Социальная

педагогика»


ВПО - 1чел

педагог-психолог.

осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся.

1/0

ВПО, СПО «Педагогика

и психология».



ВПО «Педагогика

и психология»



воспитатель.


осуществляет деятельность по воспитанию детей. Осуществляет изучение личности обучающихся, содействует росту их познавательной мотивации, формированию компетентностей.

0/1

ВПО, СПО

«Образование и

педагогика»





Преподават.-организатор ОБЖ


осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики курса ОБЖ. Организует, планирует и проводит учебные, в том числе факультативные и внеурочные занятия, используя разнообразные формы, приёмы, методы и средства обучения.

0/1

ВПО «Образование и

педагогика» или ГО специальности не менее 3 лет.




ВПО

«Образование и

педагогика», стаж работы 3 года


библиотекарь.

обеспечивает доступ обучающихся к информационным ресурсам, участвует в их духовно-нравственном воспитании, профориентации и социализации, содействует формированию информационной компетентности обучающихся.


0/1

высшее или среднее профессиональное образование по специальности «Библиотечно-информационная деятельность».


высшее образование. Стаж более 5 лет

бухгалтер.

выполняет работу по ведению бухгалтерского учёта имущества, обязательств и хозяйственных операций.

0/2

высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера не менее 3 лет.

высшее профессиональное (экономическое) образование.

лаборант

следит за исправным

состоянием лабораторного

оборудования, осуществляет

его наладку. Подготавливает

оборудование к проведению

экспериментов



0/1

СПО, НПО

и стаж 2года



НПО – 1 чел.


Профессиональное развитие и повышение квалификации педагогических работников

Основным условием формирования и наращивания необходимого и достаточного кадрового потенциала школы является обеспечение в соответствии с новыми образовательными реалиями и задачами адекватности системы непрерывного педагогического образования. Создание условий для профессионального развития педагога, его включенности в процессы непрерывного образования является актуальной задачей образовательного учреждения. Непрерывность профессионального развития педагогических

работников школы, реализующих образовательную программу основного общего образования, обеспечивается графиком освоения работниками школы дополнительных профессиональных образовательных программ, не реже чем каждые пять лет. Кроме этого,

педагоги систематически повышают свою квалификацию, участвуя в профессиональных конкурсах различного уровня, организуя работу мастер – классов муниципального уровня, разработку разноплановых проектов, участвуя в работе семинаров и других мероприятиях, организуемых в школе, районе. Все это способствует обеспечению реализации образовательной программы школы на оптимальном уровне. По состоянию на 01.09.2012 г. на основной ступени школы работает высоко квалифицированный педагогический коллектив. Информация о квалификации педагогов представлена в таблице



:

Всего, чел



С высшей категорией

С I категорией

Со II категорией

По основной школе в целом

47

5

37

3

По педагогам в 5-6 классах по ФГОС ООО

23

0

23

0

В течение 2011-2012 учебного года все учителя, входящие в творческую группу по подготовке к введению ФГОС ООО, приняли участие в семинарах по этой теме в школе, и в Рязанском институте развития образования.

Наряду с предпринятыми шагами необходимо обеспечить прохождение курсов повышения квалификации в контексте ФГОС узкими специалистами (педагогом- организатором, педагогом – психологом, педагогами дополнительного образования), а также учителями, работающими над реализацией программ основного общего образования и не обучившимися в текущем учебном году.

Все учителя, которые будут работать по новым стандартам, имеют квалификационную категорию.

Ожидаемый результат повышения квалификации — профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС:

• обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;

• принятие идеологии ФГОС общего образования;

• освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;

• овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

Одним из условий готовности образовательного учреждения к введению ФГОС основного общего образования является создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельности педагогов на всех этапах реализации требований ФГОС.
Организация методической работы.

Цель: обеспечение готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.

Задачи:

- развитие профессионализма педагогических кадров;

- выявление затруднений, потребностей и образовательных запросов педагогов и формирование на их основе заказа ГМЦ, КК ИПК ППРО, иным педагогическим учебным

заведениям;

- создание мотивационных условий, благоприятных для профессионального развития и решения педагогами задач новой деятельности;

- выявление, обобщение и распространение наиболее ценного опыта работы учителей.

Компетентности учителя основной школы, обусловленные требованиями к структуре основных образовательных программ:

– осуществлять системно-деятельностный подход к организации обучения;

– выстраивать индивидуальные траектории развития ученика на основе планируемых результатов освоения образовательных программ;

– разрабатывать и эффективно применять образовательные технологии;

Компетентности учителя основной школы, обусловленные требованиями к результатам освоения основных образовательных программ:

– иметь соответствующие концепции ФГОС представления о планируемых результатах

освоения основных образовательных программ, уметь осуществлять их декомпозицию в

соответствии с технологией достижения промежуточных результатов;

– иметь современные представления об ученике как о субъекте образовательной деятельности и уметь проектировать соответствующую модель его деятельности в зависимости от возрастных особенностей и специфики учебного предмета;

– иметь научно обоснованные знания и умения, позволяющие проектировать социальный

портрет ученика (ценности, мотивационные, операционные, коммуникативные, когнитивные

ресурсы) и осуществлять соответствующую диагностику сформированности социально востребованных качеств личности.

Компетентности учителя основной школы, обусловленные требованиями к условиям реализации основных образовательных программ:

– эффективно использовать имеющиеся в школе условия и ресурсы, собственный методический потенциал для реализации задач нового содержания образования, а именно – достижения планируемых результатов освоения образовательных программ;

– реализации программ воспитания и социализации учащихся;

– эффективного использования здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС;

– индивидуальной оценки образовательных достижений и затруднений каждого обучаемого, диагностики сформированности универсальных учебных действий;

– собственного профессионально-личностного развития и саморазвития;

– эффективно применять свои умения в процессе модернизации инфраструктуры учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.

Модель аналитической таблицы для оценки базовых компетентностей педагогов1



№ п/п

Базовые компетентности педагога

Характеристики компетентностей


Показатели оценки компетентности



I. Личностные качества

1.1

Вера в силы и возможности обучающихся

Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога — раскрывать потенциальные возможности обучающихся. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении обучающегося, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности ученика есть отражение любви к обучающемуся. Можно сказать, что любить ребёнка — значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности

— Умение создавать ситуацию успеха для обучающихся;

— умение осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность;

— умение находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития;

— умение разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты



1.2

Интерес к внутреннему миру обучающихся

Интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знание их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности

— Умение составить устную и письменную характеристику обучающегося, отражающую разные аспекты его внутреннего мира;

— умение выяснить индивидуальные предпочтения (индивидуальные образовательные потребности), возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается;

— умение построить индивидуализированную образовательную программу;

— умение показать личностный смысл обучения с учётом индивидуальных характеристик внутреннего мира



1.3

Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеоло-гизированное мышление педагога)

Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции

— Убеждённость, что истина может быть не одна;

— интерес к мнениям и позициям других;

— учёт других точек зрения в процессе оценивания обучающихся


1.4

Общая культура

Определяет характер и стиль педагогической деятельности. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека. Во многом определяет успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся

— Ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни;

— знание материальных и духовных интересов молодёжи;

— возможность продемонстрировать свои достижения;

— руководство кружками и секциями



1.5

Эмоциональная устойчивость

Определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в ситуациях конфликта. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся. Определяет эффективность владения классом

— В трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие;

— эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки;

— не стремится избежать эмоционально-напряжённых ситуаций


1.6

Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе

В основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, собственную эффективность. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность

— Осознание целей и ценностей педагогической деятельности;

— позитивное настроение;

— желание работать;

— высокая профессиональная самооценка



II. Постановка целей и задач педагогической деятельности

2.1

Умение перевести тему урока в педагогическую задачу

Основная компетенция, обеспечивающая эффективное целеполагание в учебном процессе. Обеспечивает реализацию субъект-субъектного подхода, ставит обучающегося в позицию субъекта деятельности, лежит в основе формирования творческой личности

— Знание образовательных стандартов и реализующих их программ;

— осознание нетождественности темы урока и цели урока;

— владение конкретным набором способов перевода темы в задачу


2.2

Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся

Данная компетентность является конкретизацией предыдущей. Она направлена на индивидуализацию обучения и благодаря этому связана с мотивацией и общей успешностью

— Знание возрастных особенностей обучающихся;

— владение методами перевода цели в учебную задачу на конкретном возрасте



III. Мотивация учебной деятельности

3.1

Умение обеспечить успех в деятельности

Компетентность, позволяющая обучающемуся поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения

— Знание возможностей конкретных учеников;

— постановка учебных задач в соответствии с возможностями ученика;

— демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам


3.2

Компетентность в педагогическом оценивании

Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок. Без знания своих результатов невозможно обеспечить субъектную позицию в образовании

— Знание многообразия педагогических оценок;

— знакомство с литературой по данному вопросу;

— владение различными методами оценивания и их применение


3.3

Умение превращать учебную задачу в личностнозначимую

Это одна из важнейших компетентностей, обеспечивающих мотивацию учебной деятельности

— Знание интересов обучающихся, их внутреннего мира;

— ориентация в культуре;

— умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов


IV. Информационная компетентность

4.1

Компетентность в предмете преподавания

Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости учения

— Знание генезиса формирования предметного знания (история, персоналии, для решения каких проблем разрабатывалось);

— возможности применения получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений;

— владение методами решения различных задач;

— свободное решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных, российских, международных



4.2

Компетентность в методах преподавания

Обеспечивает возможность эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход и развитие творческой личности

— Знание нормативных методов и методик;

— демонстрация личностно ориентированных методов образования;

— наличие своих находок и методов, авторской школы;

— знание современных достижений в области методики обучения, в том числе использование новых информационных технологий;

— использование в учебном процессе современных методов обучения


4.3

Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов)

Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса. Служит условием гуманизации образования. Обеспечивает высокую мотивацию академической активности

— Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся;

— владение методами диагностики индивидуальных особенностей (возможно, со школьным психологом);

— использование знаний по психологии в организации учебного процесса;

— разработка индивидуальных проектов на основе личных характеристик обучающихся;

— владение методами социометрии;

— учёт особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе;

— знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учёт в своей деятельности


4.4

Умение вести самостоятельный поиск информации

Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности.

Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых педагогических технологий предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск



— Профессиональная любознательность;

— умение пользоваться различными информационно-поисковыми технологиями;

— использование различных баз данных в образовательном процессе


V. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений

5.1

Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты

Умение разработать образовательную программу является базовым в системе профессиональных компетенций. Обеспечивает реализацию принципа академических свобод на основе индивидуальных образовательных программ. Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс.

Образовательные программы выступают средствами целенаправленного влияния на развитие обучающихся.

Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся.

Обоснованный выбор учебников и учебных комплектов является составной частью разработки образовательных программ, характер представляемого обоснования позволяет судить о стартовой готовности к началу педагогической деятельности, позволяет сделать вывод о готовности педагога учитывать индивидуальные характеристики обучающихся



— Знание образовательных стандартов и примерных программ;

— наличие персонально разработанных образовательных программ:

характеристика этих программ по содержанию, источникам информации;

по материальной базе, на которой должны реализовываться программы;

по учёту индивидуальных характеристик обучающихся;

— обоснованность используемых образовательных программ;

— участие обучающихся и их родителей в разработке образовательной программы, индивидуального учебного плана и индивидуального образовательного маршрута;

— участие работодателей в разработке образовательной программы;

— знание учебников и учебно-методических комплектов, используемых в образовательных учреждениях, рекомендованных органом управления образованием;

— обоснованность выбора учебников и учебно-методических комплектов, используемых педагогом



5.2

Умение принимать решения в различных педагогических ситуациях

Педагогу приходится постоянно принимать решения:

— как установить дисциплину;

— как мотивировать академическую активность;

— как вызвать интерес у конкретного ученика;

— как обеспечить понимание и т. д.

Разрешение педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности.

При решении проблем могут применяться как стандартные решения (решающие правила), так и творческие (креативные) или интуитивные


— Знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения;

— владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций;

— владение критерием предпочтительности при выборе того или иного решающего правила;

— знание критериев достижения цели;

— знание нетипичных конфликтных ситуаций;

— примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций;

— развитость педагогического мышления


VI. Компетенции в организации учебной деятельности

6.1

Компетентность в установлении субъект-субъектных отношений

Является одной из ведущих в системе гуманистической педагогики. Предполагает способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других участников образовательного процесса, готовность вступать в помогающие отношения, позитивный настрой педагога

— Знание обучающихся;

— компетентность в целеполагании;

— предметная компетентность;

— методическая компетентность;

— готовность к сотрудничеству


6.2

Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности

Добиться понимания учебного материала — главная задача педагога. Этого понимания можно достичь путём включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений и путём демонстрации практического применения изучаемого материала

— Знание того, что знают и понимают ученики;

— свободное владение изучаемым материалом;

— осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных знаний обучающихся;

— демонстрация практического применения изучаемого материала;

— опора на чувственное восприятие


6.3

Компетентность в педагогическом оценивании

Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создаёт условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие обучающегося от внешней оценки к самооценке. Компетентность в оценивании других должна сочетаться с самооценкой педагога

— Знание функций педагогической оценки;

— знание видов педагогической оценки;

— знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности;

— владение методами педагогического оценивания;

— умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах;

— умение перейти от педагогического оценивания к самооценке



6.4

Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося

Любая учебная задача разрешается, если обучающийся владеет необходимой для решения информацией и знает способ решения. Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы осуществить или организовать поиск необходимой для ученика информации

— Свободное владение учебным материалом;

— знание типичных трудностей при изучении конкретных тем;

— способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи;

— умение выявить уровень развития обучающихся;

— владение методами объективного контроля и оценивания;

— умение использовать навыки самооценки для построения информационной основы деятельности (ученик должен уметь определить, чего ему не хватает для решения задачи)



6.5

Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса

Обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса

— Знание современных средств и методов построения образовательного процесса;

— умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам;

— умение обосновать выбранные методы и средства обучения


6.6

Компетентность в способах умственной деятельности

Характеризует уровень владения педагогом и обучающимися системой интеллектуальных операций

— Знание системы интеллектуальных операций;

— владение интеллектуальными операциями;

— умение сформировать интеллектуальные операции у учеников;

— умение организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче



План методической работы МОУ «Клепиковская СОШ №1» на период введения ФГОС ООО



Срок

Мероприятие

Ответственные

Организация работы с педагогическими кадрами

Август

Создание и утверждение рабочих программ учебных предметов, планов воспитательной работы с учетом требований ФГОС ООО

Педагоги, заместители директора по УР и ВР, руководители школьных МО

Совещание «Организация образовательного процесса в 5-6 классах»

Заместитель директора по УВР

Семинар с учителями, реализующими ФГОС ООО «Метапредметный подход в обучении. Метапредметные результаты образовательной деятельности»

Заместитель директора по УВР

Сентябрь

Совещание с учителями «Организация образовательного процесса в 5-6 классах»

Заместитель директора по УВР

Заседание творческой группы «Формирование метапредметного подхода в обучении и ведение портфолио обучающихся в 5-6 классах»

Работа группы по проектированию листа оценки урока с точки зрения ФГОС ООО

Заместитель директора по УВР, члены рабочей группы

Октябрь

Взаимопосещение уроков в 5-6 классах «Формирование УУД обучающихся»

Заместитель директора по УВР, педагог-психолог

Работа творческой группы «Проектирование уроков и занятий с учетом требований ФГОС ООО»

Ноябрь

Работа творческой группы «Проектирование уроков и занятий с учетом требований ФГОС ООО»

Руководители групп

Создание банка заданий, направленных на формирование у обучающихся УУД

Заместитель директора по УВР

Декабрь

Работа творческой группы «Проектирование уроков и занятий с учетом требований ФГОС ООО»

Заместитель директора по УВР

Круглый стол педагогов 5-6 классов «Карта затруднений и профессиональных потребностей педагога в условиях работы по ФГОС ООО»

Заместитель директора по УВР

Январь

Взаимопосещение уроков «Формирование УУД обучающихся»

Заместители директора, заведующие кафедрами

Март – апрель

Создание планов саморазвития педагогов 6 классов по теме перехода на ФГОС

Заместитель директора по УР, педагог-психолог

Создание банка заданий для диагностики УУД и предметных знаний и умений обучающихся

Руководители групп

Апрель

Проведение круглого стола педагогов по теме «Проектирование уроков и занятий с учетом требований ФГОС ООО»

Заместитель директора по УВР


Обобщение и распространение опыта

Октябрь

Совещание при заместителе директора «Обучение по ФГОС учащихся 5-6 классах»

Заместитель директора по УР, руководитель творческой группы

Декабрь

Семинар для учителей школы «ИКТ в школе: от возможности - к эффективности в условиях введения ФГОС ООО. Самооценка. Выявление педагогических затруднений»

Заместители директора по УВР, педагог-психолог

Март

Мастер-классы «Электронные образовательные ресурсы на уроках в основной школы по требованиям ФГОС ООО»

Заместитель директора по УВР

Май

Круглый стол «Итоги работы школы по реализации ФГОС ООО в 5 классах. Проблемы и пути их решения»

Заместитель директора по УВР


Подготовка публикаций методических разработок педагогов, реализующих ФГОС в 5 классах.

Заместители директора по УВР

Организация внутришкольного контроля

В течение учебного года

Проверка ведения школьной документации (личные дела, электронный журнал, журналы внеурочной деятельности, индивидуальных образовательных маршрутов и др.)

Заместитель директора по УВР

Сентябрь

Проверка рабочих программ педагогов, планов воспитательной работы

Заместитель директора по УВР

Октябрь–ноябрь

Классно-обобщающий контроль образовательного процесса в 5 классах

Заместитель директора по УВР

Январь

Анализ итогов первого полугодия учебного года по реализации ФГОС в 5 классах

Заместитель директора по УВР

Февраль

Прохождение педагогами курсовой подготовки

Заместители директора

Апрель–май

Классно-обобщающий контроль в 5 классах (повторный)

Заместитель директора по УВР, педагог-психолог

Апрель

Круглый стол «Карта затруднений и профессиональных потребностей педагога в условиях работы по ФГОС ООО. Проблемы и пути решения».

Заместители директора

Организация работы с родителями обучающихся

В течение учебного года

Создание системы электронного информирования родителей через школьный сайт, электронный журнал

Заместитель директора по УВР, классные руководители

Оформление стенда о ФГОС ООО

Заместитель директора по УВР

Сентябрь

Родительское собрание в 6 классах «Организация образовательного процесса в 6 классах. Знакомство с основной образовательной программой основного общего образования»

Заместитель директора по УВР, классные руководители 6 классов







Март

Общешкольная родительская конференция «Введение ФГОС ООО – основное направление развития образовательного учреждения»

Заместитель директора по ВР

Май

Анкетирование всех участников образовательного процесса по вопросу удовлетворенности организацией обучения по ФГОС ООО в 5 классах

Классные руководители и воспитатели

<< предыдущая страница   следующая страница >>