Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообраз - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа курса «История Искусства» 3 1294.71kb.
Родина, Патриотизм, Государство 1 177.5kb.
Программа в области музыкального искусства «фортепиано» 2 656.12kb.
Приказ №117/2 от «01» сентября 2012г. Рабочая программа педагога... 1 136.97kb.
Образовательная программа в области музыкального искусства «фортепьяно» по. 1 252.16kb.
«Человек – художественный образ» Предметом труда для представителей... 1 424.44kb.
Программа деятельности его. (Речь, прочитанная председателем общества В. 1 158.59kb.
Программа наименование дисциплины История экономики Направление подготовки... 1 224.12kb.
Календарно-тематическое пла нирование по искусству (музыка) 1 194.97kb.
Вопросы к междисциплинарному экзамену по дисциплине «история хореографического... 1 84.11kb.
1Методология и методы теории государства и права 4 1420.18kb.
Тема урока Календарно-тематическое планирование 6 класс 1 96.2kb.
- 4 1234.94kb.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального - страница №1/1

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основе программы музыка для общеобразовательных учреждений 5-8 классы; Государственного образовательного стандарта общего образования, УМК авторов - В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак (учебник, рабочая тетрадь, хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя).

Данная рабочая программа содержит 34 часа (1 час в неделю) для каждого класса. Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи:


  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

  • развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

  • накопление на основе восприятия музыки багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанровостилистические особенности.

Широкая познавательная панорама, отличающая системный подход и наглядно воплощенная в содержательной концепции курса «Музыка», позволяет выявить внутри настоящей программы ее этапные уровни (подсистемы).

Четыре подсистемы, соответствующие годам обучения в основной школе, получают отражение в содержании каждой из тем года:


  1. класс - «Музыка и другие виды искусства»;

  2. класс - «В чем сила музыки»;

  3. класс - «Содержание и форма в музыке»;

  4. класс - «Традиция и современность в музыке».

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя, принцип тождества и контраста, интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки разнообразны: хоровое и ансамблевое пение, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, разыгрывание песен (инсценирование), освоение элементов музыкальной грамоты. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, ответах на проблемные вопросы, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической), в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении поэтических дневников, программ концертов; в создании небольших литературных сочинений о музыке, музыкантах, музыкальных инструментах.



Произведения берутся не только из предлагаемого списка музыкального материала, но и из репертуара программ других классов (золотого фонда русской музыки) с целью более углубленного знакомства с ними в средней школе.
Перечень учебно-методического обеспечения.

класс

Учебная

литература

Методические

материалы

Дидактические материалы

5

1. Учебник «Музыка 5 класс». Авторы:

В.В.Алеев, Т.И.Науменко Москва, «Дрофа»

  1. Хрестоматия и фонохрестоматия (2 касеты) музыкального материала для

5-8 классов.

Москва «Дрофа»

2007 год

  1. Методические рекомендации для учителя музыки 5 8 классы.

Москва «Дрофа».

  1. Программа «Музыка для 5-8 классов» Авторы: В.В.Алеев. Т.И.Науменко Москва «Дрофа»

2007 год

1. Рабочая тетрадь.

«Дневник музыкальных наблюдений»

Авторы: В.В.Алеев, Т.И.Науменко Москва,

«Дрофа»

6

1. Учебник «Музыка 6 класс». Авторы:

В.В.Алеев, Т.И.Науменко Москва, «Дрофа»




1. Рабочая тетрадь.

«Дневник музыкальных наблюдений»

Авторы: В.В.Алеев, Т.И.Науменко Москва,

«Дрофа»

7

1. Учебник «Музыка 7 класс». Авторы:

В.В.Алеев, Т.И.Науменко Москва, «Дрофа»




1. Рабочая тетрадь.

«Дневник музыкальных наблюдений»

Авторы: В.В.Алеев, Т.И.Науменко Москва,

«Дрофа»


Содержание программы (5 класс).

Тема года: «Музыка и другие виды искусства».

  1. раздел «Музыка и литература»

  2. раздел «Музыка и изобразительное искусство»

Содержание:

  • взаимодействие между музыкой и словом;

  • главные отличительные особенности музыкальных жанров - песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета;

  • взаимодействие между музыкой и изобразительным искусством;

  • художественные особенности музыкального импрессионизма композиторов К.Дебюси, М.Равеля;

Критерии уровня музыкального развития учащихся:

  • насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней;

  • умение находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства;

  • умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание:

  • умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;

  • каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко, эмоционально передавать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений:

  • знают ли имена композиторов, с творчеством которых знакомились на музыкальных занятиях;

  • узнавание музыкальных произведений, изученных в5 классе;

  • проявление навыков вокально-хорового пения (унисон, двухголосие , пение a capella, правильное распределение дыхания в длинной фразе);

  • знание наизусть текстов изученных в 5 классе песен и правильное их интонирование.


Содержание программы (6 класс).

Тема года: «В чем сила музыки»

  1. раздел «Тысячи миров музыки»

  2. раздел «Как создается музыкальное произведение»

Содержание:

  • воздействие музыки на человека;

  • воздействие музыки на общество в переломные моменты истории;

  • главные выразительные средства музыки: ритм, адажио, престо, мелодия, гармония, фактура, тембр, динамика;

  • полифония, фуга, полифоническая музыка;

  • знакомство с творчеством И.С.Баха (как пример полифонической музыки).

Критерии уровня музыкального развития учащихся:

  • умение определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства;

  • умение отразить свое понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;

  • умение находить взаимодействие между музыкой и жизнью;

  • насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней;

  • умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;

  • умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них:

  • каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко, эмоционально передавать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений;

  • знают ли имена композиторов, с творчеством которых знакомились на музыкальных занятиях;

  • узнавание музыкальных произведений, изученных в 6 классе;

  • проявление навыков вокально-хорового пения (унисон, двухголосие . пение a capella и с аккомпанементом, правильное распределение дыхания в длинной фразе);

  • знание наизусть текстов изученных в 6 классе песен и правильное их интонирование.


Содержание программы (7 класс).

Тема года: «Содержание и форма в музыке»

  1. раздел «Содержание в музыке»

  2. раздел «Музыкальный образ»

  3. раздел «Форма в музыке»

  4. раздел «Музыкальная композиция»

  5. раздел «Музыкальная драматургия»

Содержание:

  • музыкальное содержание;

  • единство музыкального произведения;

  • характерные черты музыкального образа (лирического, драматического, эпического);

  • основные музыкальные жанры;

  • художественно-выразительные особенности музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации):

  • образ Великой Отечественной войны в музыке Д.Шостаковича;

  • образы и персонажи в оперной драматургии:

  • симфоническая драматургия.

Критерии уровня музыкального развития учащихся:

  • умение определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства;

  • умение отразить свое понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;

  • умение находить взаимодействие между музыкой и жизнью;

  • понимание главных особенностей содержания и формы в музыке;

  • умение определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу:

  • в умении находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;

  • осмысление развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;

  • понимание особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации);

  • насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней;

  • умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;

  • умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;

  • каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко, эмоционально передавать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений;

  • знают ли имена композиторов, с творчеством которых знакомились на музыкальных занятиях;

  • узнавание музыкальных произведений, изученных в 6 классе;

  • проявление навыков вокально-хорового пения (унисон, двухголосие , пение a capella и с аккомпанементом, правильное распределение дыхания в длинной фразе);

  • знание наизусть текстов изученных в 6 классе песен и правильное их интонирование.


Содержание программы (8 класс).

  1. раздел «Что значит современность в музыке»

  2. раздел «Музыка «легкая» и «серьезная»»

  3. раздел «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки»

  4. раздел «Великие наши «современники»»

Содержание:

- роль моды в современной музыкальной культуре;

-понятия «классика», «современность», «мода»;

- общее в музыкальном языке композиторов классиков (И.С.Баха) и композиторов ХХ столетия (П.Сигера);

- сонатная музыкальная форма;

- музыка «легкая» и «серьезная» по содержанию и восприятию;

- понятия, характеризующие современную музыку: авангардизм (аматорика, додекафония, сонористика, коллаж; электронная, компьютерная музыка), атональная музыка;

- жанровое многообразие танцевальной музыки;

- особенности современной французской песни (шансон, шансонье);

- современные музыкальные формы и жанры (опера, оперетта, рок-опера, мюзикл);

- авторская песня, ее история и тематика;

-история и характерные особенности джазовой музыки;

- традиционные и новаторские черты творчества Л.Бетховена, М.П.Мусорского, С.С.Прокофьева.

Критерии уровня музыкального развития учащихся:

-умение разграничивать понятия «мода» и «современность»;

- умение следить за развитием музыкальной темы и характеризовать музыкальный язык;

- знание понятий: классика, авангардизм;

- умение критически оценивать творчество поп-групп на основании эстетических категорий;

- знание причин возникновения джаза, его направления, выразительные средства, состав инструментов для исполнения;

-знание истоков авторской песни, ее тематику, исполнителей;

- узнавание современных музыкальных жанров: опера, рок-опера, оперетта, мюзикл;

- умение определять и анализировать произведения легкой и серьезной музыки, ее авторов, исполнителей;

- умение аргументировано отвечать на вопросы: Какое искусство называется современным? Какая музыка нужна современному человеку? Почему классические произведения современны?

  • умение находить взаимодействие между музыкой и жизнью;

  • насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней;

  • умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;

  • умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;

  • каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко, эмоционально передавать в пении содержание и характер исполняемых произведений;

  • знают ли имена композиторов, с творчеством которых знакомились на музыкальных занятиях;

  • узнавание изученных музыкальных произведений;

  • проявление навыков вокально-хорового пения (унисон, двухголосие , пение a capella и с аккомпанементом, правильное распределение дыхания в длинной фразе);

  • знание наизусть текстов изученных песен и правильное их интонирование.


Содержание программы (8 класс).

  1. раздел «Что значит современность в музыке»

  2. раздел «Музыка «легкая» и «серьезная»»

  3. раздел «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки»

  4. раздел «Великие наши «современники»»

Содержание:

- роль моды в современной музыкальной культуре;

-понятия «классика», «современность», «мода»;

- общее в музыкальном языке композиторов классиков (И.С.Баха) и композиторов ХХ столетия (П.Сигера);

- сонатная музыкальная форма;

- музыка «легкая» и «серьезная» по содержанию и восприятию;

- понятия, характеризующие современную музыку: авангардизм (аматорика, додекафония, сонористика, коллаж; электронная, компьютерная музыка), атональная музыка;

- жанровое многообразие танцевальной музыки;

- особенности современной французской песни (шансон, шансонье);

- современные музыкальные формы и жанры (опера, оперетта, рок-опера, мюзикл);

- авторская песня, ее история и тематика;

-история и характерные особенности джазовой музыки;

- традиционные и новаторские черты творчества Л.Бетховена, М.П.Мусорского, С.С.Прокофьева.

Критерии уровня музыкального развития учащихся:

-умение разграничивать понятия «мода» и «современность»;

- умение следить за развитием музыкальной темы и характеризовать музыкальный язык;

- знание понятий: классика, авангардизм;

- умение критически оценивать творчество поп-групп на основании эстетических категорий;

- знание причин возникновения джаза, его направления, выразительные средства, состав инструментов для исполнения;

-знание истоков авторской песни, ее тематику, исполнителей;

- узнавание современных музыкальных жанров: опера, рок-опера, оперетта, мюзикл;

- умение определять и анализировать произведения легкой и серьезной музыки, ее авторов, исполнителей;

- умение аргументировано отвечать на вопросы: Какое искусство называется современным? Какая музыка нужна современному человеку? Почему классические произведения современны?

  • умение находить взаимодействие между музыкой и жизнью;

  • насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней;

  • умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;

  • умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;

  • каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко, эмоционально передавать в пении содержание и характер исполняемых произведений;

  • знают ли имена композиторов, с творчеством которых знакомились на музыкальных занятиях;

  • узнавание изученных музыкальных произведений;

  • проявление навыков вокально-хорового пения (унисон, двухголосие , пение a capella и с аккомпанементом, правильное распределение дыхания в длинной фразе);

  • знание наизусть текстов изученных песен и правильное их интонирование.