Программа «Люди и судьбы» Методические рекомендации г. Санкт- петербург 2012 г. Система реализации культурно-образовательной програм - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Программа «Люди и судьбы» Методические рекомендации г. Санкт- петербург 2012 г. Система - страница №1/2



Академия постдипломного педагогического образования

Кафедра культурологического образования

Государственный музей-заповедник «Петергоф»

ГОУ школа № 430 г. Ломоносова



КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

«Люди и судьбы»

Методические рекомендации

г. Санкт- Петербург

2012 г.

Система реализации культурно-образовательной программы

«Люди и судьбы»



Систе-мо-образую-щие

темы




Образовательное путешествие в музее и/или городском пространстве

Вводное занятие

Рефлексия







Тема

Тема занятия

Темы занятий и проектов

5 класс

Имена на карте города

Блок 1. Введе-ние




  1. Имена на карте города




Выбор и обсуждение темы проектной деятельности – «Почетный горожанин – мой сосед»

Блок 2.


Образовательное путешествие «Имя города» - памятники Ломоносову

  1. Ломоносов – многоликая личность. Страницы жизни и деятельности.

  2. Что такое памятник?

Виртуальное путешествие в Усть-Рудицу или мозаичную мастерскую или Китайский дворец

Блок 3.

Образовательное путешествие. Город и его хозяева – Меншиков, Мельбурн-Стрельницкие, Голицын.

Что значит быть хозяином города

Меншиковский дворец, могила Мельбурн-Стр. и Голицына



Кто сегодня является хозяином города?

Блок 4.

«Драма мемориальных досок» Образовательное путешествие по Ораниенбауму

Что значит – знаменитый горожанин? Судьбы 2-3 знаменитых горожан

Исследовательские работы учащихся

Блок 5.

Образовательное путешествие «Вечно живые» - имена, опаленные войной

Военная история Ораниенбаума

Виды сохранения памяти

Блок 6.

Один день из жизни…

Состав населения города

Маршруты жителей Ораниенбаума




Финал

Конкурс на звание «Почетного жителя Ораниенбаума»

6 класс
Творцы


Блок 1. Введе-ние

Образовательное путешествие «Творцы». Петергофский дворец



  1. Что мы получили в наследство?

  1. Творцы дворцов и парков «Петергофа»




Выбор и обсуждение темы проектной деятельности – «Знаменитые и не очень жители моего города» (создание электронной карты с объектами и именами)

Блок 2.

Образовательное путешествие «Стиль как образ жизни»

Художественный стиль – каким я вижу мир

Дизайнерский проект

Блок 3.

Образовательное путешествие «Мастера»

(Меншиковский дворец)



Барельеф, витраж, резьбы, стекло и пр. украшения города

Посещение мастерских

Блок 4.

Образовательное путешествие «Архитектура – летопись мира…»

На каком языке говорит архитектура.

Архитектура – летопись мира (…она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания)



Что рассказал город?

Блок 5.

Образовательное путешествие «Русские Ленотры».

(Сады и парки Петергофа и Ораниенбаума)



Парки и сады как произведение искусства


Подведение итогов проектной деятельности

по «реконструкции» садово-паркового ансамбля Ораниенбаума




Блок 6.

Образовательное путешествие «Фонтанная система и ее создатели. Как это делалось?» (Фонтаны Петергофа)

  1. Очеловеченная природа. Фонтаны.

  2. Исследование как заставить воду течь вверх.




Минипроект «Знаменитые фонтаны Петергофа»

Минипроект «Знаменитые фонтаны мира»




Блок 7.

Образовательное путешествие по фонтанам Петергофа – «Русские триумфы»

Фонтан как памятник

Создание проекта собственного фонтана



7 класс

Наследники


Блок 1. Введе-ние




Подлинник и копия? В чем разница?

Выбор и обсуждение темы проектной деятельности – «Достойно сохранения» (создание электронной карты с утраченными объектами) Что достойно сохранения?

Блок 2

Возрождение фонтанов

Путешествие по водоводу

Составление схемы путешествия на основе схемы водовода

Блок 3

Хранители фонтанов (Музей фонтанов)

Подбор информации по фамилиям

Виртуальная картинная галерея

Блок 4

Возрожденные из пепла. Путешествие в один из восстановленных дворцов (Марли?)

Реставрация – сохранение или создание нового?


Коллаж «Возрождение»

Блок 5

Хранители традиций. Атмосфера былого

(Телеграф)



Мир музейных профессий

Практикум в школьном музее

Блок 6

«Огненные забавы» и не только…» (История парковых развлечений в Петергофе)

Петергофские потешные огни

Фоторепортаж «Фейерверки» (использование современных и старинных фотографий / открыток)

Блок 7.

Возрождение традиций

Петергофские традиции и праздники

Эссе





8 класс

Историчес-кие подмостки

Блок 1. Введе-ние




Российская история делалась здесь… - Петергоф и Ораниенбаум как подмостки истории


Выбор и обсуждение темы проектной деятельности –




Блок 2.

Петергоф как модель империи (Стрельна)

Перевернуть мир…

Нововведения Петра I в России

Дискуссия «Замысел и реальность»






Блок 3

Меншиков – наследник Петра?! (Ораниенбаум)

«Отдайте все…» или кому оставить Империю… (Петр I)

Дискуссия «Кому по силам наследовать дело Петра?»




Блок 4

Петр III И Екатерина II: иностранцы на троне

От любви до ненависти: драма в императорской семье (Екатерина II и Петр III)

Дискуссия «Кому покоряется вершина власти?»






9 класс

Историчес-кие подмостки

Блок 1

Два Петергофа – два мира (Николай I, Александр II Александрия, Коттедж)

Cемейный рай (Николай I)

Дискуссия «Спасет ли семейный рай от реальности?»




Блок 2

Два Петергофа – два мира: Николай I и Александр II (Александрия, Фермерский дворец)

Судьба императора

Дебаты «Легко ли императору быть реформатором?»







Блок 3

«Мы были и есть»

Благотворительность в России Хозяева Ораниенбаума Мельбурн-Стрельницкие, Голицыны и их деятельность

Дискуссия «Забота о благе других – обязанность?»




Блок 4

К.Р.

(Константиновский дворец)

Константиновичи и их потомки







Блок 5

Судьба и революция. Николай II. Александровский дворец.










Тема «Творцы»

6 класс. Тема «Творцы»

Блок 1. Введение

Цель: введение в тему проекта, осознание важности творческого начала в жизни человека и формирование чувства ответственности за культурное наследие прошлого, которое нас окружает.
Занятие «Что мы получили в наследство?»

Ведущая идея: Культурное наследие – «след», оставленный предыдущими поколениями, «совокупность всех доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, критически осваиваемых, развиваемых и используемых»

Цель: Способствовать формированию представления о творцах прошлого и творцах-современниках, о том, что внутри каждого человека живет ТВОРЕЦ.

Содержание: Наследство представлено природными и культурными памятниками, а также обычаями и традициями. Творец и гений.
Ход занятия:

1. Наследство.

В результате беседы прийти к пониманию, что наследство можно «разделить» на материальное и духовное, оно и оставлено нам человечеством и дано в дар природой.

2. Творец и гений.

Можно предложить ребятам составить цепочку слов-синонимов (человек – создатель -…творец) и родственных слов к слову «творец». Организовать объяснение смысла отдельных слов. Предложить подумать, чем творец отличается от гения. (Гений создает то, что никто до него не создавал, а творец развивает идею, гениев немного, а творцом может стать любой из нас).

Подвести учащихся к пониманию, что творения человеческих рук оставляют свой след в истории. То, что было создано очень давно, несет в себе еще и «след времени».

Рассматривая в группах объекты, например, бабушкины вышивки, постараться разгадать замысел автора, расшифровывать оставленные временем следы и прийти к пониманию, что в это время каждый из ребят тоже стал творцом.

3. Музеи. Артефакты. Презентация.

Обсудить, где можно встретиться с оставленными в наследство творениями человеческих рук. Провести словарную работу (подлинник, копия, оригинал, артефакт…). Назвать виды музеев.

4. Социальные сети. Группа «Знатоки нашего города». Презентация.

Провести игру «Фото-загадка», используя фотографии родного города. Обратить внимание детей на то, что даже в хорошо знакомом объекте можно увидеть что-то новое. Используя знакомую ребятам социальную сеть, например, Дневник.ру или Mail.ru, предложить создать группу, которая поможет осуществить проект «Знатоки нашего города». Одним из направлений проекта будет общение в группе «Фото-загадка». Где каждый сможет стать знатоком своего города – подписать правильно как можно больше фотографий, или попробовать себя в роли фотокорреспондента – загрузить свою фото-загадку.

Обсудить, что поможет в поиске ответов (источник информации – литература, музей, сам город).

5. Целеполагание.

Предложить высказать своё мнение о людях Андре Ленотр, В.Г. Туволков, Пилсудский (учитель дополнит мысли детей, расскажет об этих людях совсем немного, предоставив право подробного рассказа экскурсоводам на последующей экскурсии).

Подвести ребят к пониманию того, что это люди с разной судьбой. Они прожили разную жизнь, но все они творили, что узнать больше об этих людях можно в литературе, по интернету, в музее.
Урок «Творцы дворцов и парка Петергофа»
Цель: помочь осознать дворцово-парковый ансамбль Петергофа как сложный комплекс, созданный ни одним поколением творцов: архитекторов и садовников, фонтанных дел мастеров и ландшафтных дизайнеров, художников и скульпторов, а также реставраторов и хранителей.

Задачи:


  1. Познакомить с историей создания Петергофского ансамбля

  2. Дать представление о творчестве как неотъемлемой части деятельности человека

  3. Прививать навыки самостоятельного поиска необходимой информации с использованием различных источников.

  4. Развивать речь, память, наблюдательность, внимание обучающихся.

  5. Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям города, воспитание патриотизма.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Объявление темы и цели урока

Сегодня у нас необычный урок. Мы вспомним миф о греческих музах, будем наслаждаться прекрасными пейзажами и видами Петергофа, говорить об архитекторах, создавших дворцово-парковый ансамбль Петергофа. Тема нашего урока: «Творцы дворцов и парков Петергофа»



3. Повторение. Творчество как вид деятельности Человека

Урок начну с мифа об Аполлоне и его спутницах – греческих музах, дочерях бога Зевса (слайд 1).

Кто были греческие музы? Но сначала, что значит слово «муза» (слайд 2).

Познакомимся с 9 греческими музами (3-7 слайд).

Запишем названия муз в тетради (слайд 8). При повторении ответы учащихся.

Пробуждая в человеке его скрытые силы, музы разными путями ведут его к гармонии и внутреннему порядку. Призывают его к творчеству.



Творчествопроцесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата (слайд 9).

Вспомним уроки русского языка и подберём однокоренные слова к слову» творчество» (слайд 10).

Вопросы для обсуждения:


  • Какое бывает творчество?

  • Что называется авторским творчеством?

4. Петергоф и его творцы

Назовите профессии авторов-создателей дворца и парка Петергофа?

Ответы учащихся:

13 слайд – архитекторы, скульпторы, художники, дизайнеры.

14 слайд - садовники.

15 слайд – камнетёсы, скульпторы.

«Есть в Петергофе что-то настолько чарующее, милое, поэтичное и сладко-меланхоличное, что почти все, кто знакомится с ним, подпадают под его чары,»- говорил Александр Бенуа.

Каждый, кто хоть однажды увидит Петергоф, унесёт в своем сердце воспоминания не только о жемчужинах архитектуры, роскошных каскадах, блеске золочёных статуй и куполов, но и о бескрайних водных просторах, тенистых аллеях, цветовых узорах, аромате жасмина и сирени, красоте сочных лугов и зеркальной глади прудов. Гармония красоты природы и творений рук человеческих – «музыка для глаз»

Прохладная страна! места преузорочны!


Где с шумом в воздух бьют стремленья водоточны;
Где роскоши своей весна имеет трон,

Где всюду слышится поющих птичек тон,


Где спорят меж собой искусство и природа
В лесах, в цветах, в водах, в небесном блеске свода,
И словом, кто эдем захочет знать каков,

Приди и посмотри приморский дом Петров.



Гавриил Державин

Блистательный Петергоф навеки связан с Санкт-Петербургом. Город на берегу Финского залива и столица Российской империи практически ровесники. Они созданы человеком с неукротимой волей – российским царём Петром I, не знавшим преград в воплощении своих замыслов. И оба названы в честь своего создателя и его покровителя - «Петров двор» и град Святого Петра.


Блок 4. Архитектура – летопись мира

(Архитектурные стили в Петергофе)
Цель: познакомить с основными архитектурными стилями, повлиявшими на облик Петергофа, а также с творчеством архитекторов, работавших над созданием дворцово-паркового комплекса.
Вводное занятие. Архитектура – летопись мира

(…она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания)
Ведущая идея: Петергоф и Ораниенбаум – наследники и хранители истории.

Цель: Архитектура отражает мировоззрение людей.

Содержание: Городское пространство как «музейная экспозиция». Диалог культур. Подлинные памятники культурного наследия.

Ход занятия:

Данный конспект раскрывает работу на уроке по презентации:



  1. Введение

  • Показ 3-х слайдов с изображением архитектурных сооружений древнего мира, средних веков и нового времени.

-Что объединяет объекты на слайдах? (это архитектурные объекты)

-Что такое «архитектура»? (Архитектура – искусство проектирования и строительства сооружений.)

2. От чего зависит архитектура? Решение проблемных ситуаций.


  • Слайд с изображением этих трех объектов вместе.

-Что общего? Чем они различаются?

Когда в древности человек вышел из пещеры, перед ним встала важная задача – построить крышу над головой. Задача – преодолеть силу тяжести.

В разное время в разных местах строили по-разному.


  • Слайд. Здание египетское, российское (деревянное) и греческое.

-Что можете сказать? (Египет - материал песок и глина, Россия – дерево, Греция – камень)

-Сейчас вы попробуете себя в роли архитекторов. Вы - российские архитекторы, вместо дерева у вас карандаши. Ваша задача – построить перекрытие, дверной проем. Как это сделать? (решения детей)

-Теперь вы греческие архитекторы. У вас из материала только камни. Как построить дверной проем? А крышу? (решения детей) (Как можно больше подпорок – колонн. Колонны снаружи и внутри. Стены не важны, в Греции теплый климат.)

–Теперь вы египетские архитекторы, из глины и песка вами сделаны кирпичи, роль кирпичей будут играть кубики, они есть у вас на партах. Пробуйте. (варианты детей)

Вывод:

Архитектура зависит



  1. От места (какой взять материал)

  • Слайды культовых сооружений из разного материала. Вопрос «Что объединяет эти архитектурные сооружения?»

Архитектура зависит

  1. От места (какой взять материал)

  2. От функций (для чего)

  • Слайды сооружений Древнего мира.

-Что можно сказать о людях, создавших их? («Польза. Прочность. Красота»)

  • Слайды сооружений Средних веков (готика, романский стиль)

-Что можно сказать о людях, об их стремлениях? (Стремление к Богу)

  • Слайды сооружений Нового времени (барокко)

-Что можно сказать о людях, создавших их? («Причудливый, странный», эмоциональный, гигантские размеры, напряженность)

  • Слайды сооружений Нового времени 16век, в России 18 век (классицизм)

-Что можно сказать о людях, создавших их? (рационально, стройность и логичность самого мироздания, правила и каноны из античного искусства)

Архитектура зависит



  1. От места (какой взять материал)

  2. От функций (для чего)

  3. От времени (от представлений человека о мире, в котором он живет)

  1. Игра «определи эпоху»

  • Слайды

  1. Определение цели следующего занятия

Где мы можем ближе познакомиться с архитектурными стилями барокко и классицизма сразу? (в музее)

  1. Домашнее задание по желанию и на выбор

Сфотографировать в нашем городе объекты архитектуры или найти в интернете несколько объектов одного стиля на выбор.
Рефлексия «Архитектура Ораниенбаума»

(проект интерактивного справочника)

Ведущая идея: Петергоф и Ораниенбаум – наследники и хранители истории.

Цель: Архитектура отражает мировоззрение людей.

Содержание: Городское пространство как «музейная экспозиция». Диалог культур. Подлинные памятники культурного наследия. Стилизация.
Ход занятия:

  1. Проверка домашнего задания

Донести до учащихся мысль, что пространство вокруг нас наполнено смыслами разных культур. Напомнив, что дома ребята совершили реальное или виртуальное путешествие, сфотографировали или нашли в интернете изображения городских объектов. Предложить рассмотреть их и определить назначение объекта, архитектурный стиль.

  1. Работа с терминами. Работа на компьютере. Составление иллюстрированного словаря.

Так как грамотная речь человека, называющего архитектурные элементы, предполагает использование архитектурных терминов, предложить найти определения и иллюстрации к следующим терминам (колонна, пилястра, база, капитель, фриз, карниз, фронтон, портик, портал)

  1. Игра «Назови архитектурные элементы»

На основе слайдов с изображением архитектурных объектов родного города провести игру в форме викторины или теста, или соревнования и т.д.
Блок 5. Русские Ленотры

(Сады и парки Петергофа и Ораниенбаума)
Цель: дать представление о разновидностях парков и садов, семантике культурного ландшафта, создать условия для понимания рукотворности природы дворцово-паркового ансамбля и роли создателей этого пространства в формировании его облика.
Рефлексия. Подведение итогов проектной деятельности по «реконструкции» садово-паркового ансамбля Оранинбаума (занятие после посещения музея-заповедника Ораниенбаум)
Ведущая идея: Реконструкция первоначального облика исторического памятника или ансамбля нужна не всегда. Историческая реконструкция – как вид молодежного досуга.

Цель: Создание собственного проекта по теме.

Содержание: Парк регулярный и парк в стиле барокко. Работа над собственным проектом по выбору: реконструкция (виртуальная) части парка или проектирование собственного сквера.

Ход занятия:

  1. Многозначность слова «Реконструкция». Беседа. Презентация.

В результате беседы прийти к пониманию, что реконструкция необходима, например, при реставрации архитектурного облика дворца. От реконструкции отказываются, если для возвращения первоначального облика нужно разрушить созданное творцами в более поздние года, например, для воссоздания первоначального облика Катальной горки эпохи Екатерины II необходимо срубить все деревья, высаженные 200 лет назад.

Ребятам интересна тема исторических реконструкций методом ролевых игр, здесь уместна презентация.



Справочный материал

Реконструкция - воссоздание нарушенного первоначального облика населённого пункта, ансамбля или отдельной постройки, произведений скульптуры, декоративно-прикладного искусства и пр., выполненное в натуре или выражающееся в составлении их описания, чертежа, рисунка, модели. Р. создаётся на основе сохранившихся частей или фрагментов памятника, письменных источников, изобразительных материалов, обмеров и пр. Научная, глубоко аргументированная Р. памятника может быть важным материалом его последующей реставрации (См. Реставрация).

Историческая реконструкция — довольно молодой вид молодёжного досуга. В России он появился в начале 90-х годов и сразу получил распространение в кругу людей, увлекающихся историей, романтическим духом средневековья и искусством.

Историческая реконструкция — воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников.

Историческая реконструкция — это движение, ставящее перед собой научные цели и использующее метод ролевой игры и научного эксперимента для решения проблем и более глубокого изучения исследуемого вопроса.

В настоящее время наблюдается два наиболее популярных направления:



  • живая история;

  • турниры (бугурты) — в наполеоновской реконструкции не присутствует.

(Выход на сайт http://ru.wikipedia.org/wiki/Историческая_реконструкция)

  1. Обсуждение проектов

Обсуждение домашних заготовок, размышлений о том, какие изменения нужно было бы внести в проект нынешнего парка, чтобы вернуть ему первоначальный вид.
Задания, которые выполняли ребята, были следующими



Регулярный парк (понятие, родина, барокко, планы, фото парков других стран)



Регулярные парки Ораниенбаума (нижний) и Петергофа (описание, план, фото)



Парк в стиле рококо (сходство с регулярным и отличие от него, разновидность барокко, планы)



Проект «Вернём Екатерине II её «драгоценную игрушку» (фото сегодняшнего дня с описанием изменений для виртуальной реконструкции)



Проект «Возвращение в прошлое» (фото сегодняшнего дня с описанием изменений для виртуальной реконструкции)



Проект «Поедем, красотка, кататься!» (фото сегодняшнего дня с описанием изменений для виртуальной реконструкции)



План-схема Ораниенбаумского парка А.Ринальди с указанием мест для вставки фото сегодняшнего дня (план, ссылки, краткое описание, фото)



«Сказка нашего сквера» (фото сквера (сквер лягушек, сквер деревянных фигур…) и сказка про него)



«Сказка нашего сквера» (рисунок проекта сквера (сквер насекомых, сквер хищников…) или сказка про него)




  1. Работа на компьютере (набор текста и добавление фотографий)

Итогом созданных проектов может стать общая презентация «Интерактивная карта парка нашего города».

Блок 6. Фонтанная система и ее создатели

(Фонтаны Петергофа)
Цель: дать представление о фонтанах, как сложном синтезе, заключающем в себе технические и эстетические аспекты, а также аллегорические смыслы.
Вводное занятие. Очеловеченная природа. Фонтаны.

Ведущая идея: Человек, отвоевывая участки у дикой природы, изменяет ее своеобразно своим интересам.

Цель: Помочь учащимся осознать уникальность фонтанной системы Петергофа.

Содержание: Разные виды природных объектов в городской среде, их функции, законы их создания и существования.

Ход занятия:

1. Творцы. Беседа.

Выяснить, что запомнили ребята с прошлых занятий и с экскурсии об Андре Ленотре, Антонио Ринальди, В.Г. Туволкове, Пилсудском, кто из ребят заинтересовался и нашел в других источниках информацию об этих людях. Подвести итог, что эти люди с разной судьбой. Они прожили разную жизнь, но все они творили.

Краткая справка

*XVII век, крупнейший финансист абсолютистской Франции Н.Фуке перестроил свой загородный замок. Резиденция-парк. Садовник-архитектор Андре Ленотр. Людовик XIV заточил Фуке в тюрьму, а Ленотру поручил строительство своего дворца в Версале. (Презентация современных видов парка Версаля).

*Вода – это жизнь! Фонтан – лучший элемент облагораживания среды обитания человека.

*1-ый фонтан в Древней Греции.

*В Риме фонтаны встречаются повсюду.

*Пётр I был потрясен садами и фонтанами Версаля. В России первый фонтан появляется в Летнем саду.

Петр отдает приказ о строительстве своей летней резиденции. Сам подключается к поискам источников для питания фонтанов, участвует в проектировании. Сначала он не планировал создавать в Петергофе фонтанный комплекс, хотел сделать это в Стрельне.

*Инженер-гидравлик В.Г.Туволков руководил работами по сооружению канала для фонтанов, он не ограничился найденными недалеко от Петергофа источником воды, а одновременно использовал ресурсы Английского пруда, создал дополнительные водохранилища, проложил дополнительные каналы и наполнил водой созданные квадратные пруды.

В 1721г при Петре I был пущен канал. Начало фонтанному комплексу в Петергофе было положено.

*Инженер Пилсудский руководил работами по разработке 5км канала и 9 водохранилищ.

К началу XXвека в фонтанном комплексе было уже задействовано 11 каналов, 14 прудов, 9 шлюзов, 13 водозапорных сооружения.

*Сейчас путь воды к фонтанам начинается с Ижорской возвышенности. Потом делится на 3 части. Даже в засушливое лето фонтанный комплекс работает по 9 часов в день бесперебойно!

3. Целеполагание

Провести мозговой штурм, что хотелось бы ребятам узнать о фонтанах. Вопросы записать на доску, сгруппировать.



  1. Работа по поиску информации через сеть Интернет

  2. Вывод

Ни книги, ни компьютер не дают возможности почувствовать всю красоту, силу и мощь фонтанов. Фонтаны по-настоящему разбудят чувства только, когда их увидишь.
Рефлексия. Обсуждение проектов «Знаменитые фонтаны Петергофа»

Ведущая идея: Человек, отвоевывая участки у дикой природы, изменяет ее своеобразно своим интересам.

Цель: Создание собственного проекта по теме.

Содержание: Разные по виду фонтаны, их воздействие на человека. Ансамбль.
Ход занятия:

  1. Целеполагание

Можно предложить ребятам представить, что к ним издалека приехали родственники. Ребята обещали провести выходной вместе с ними на фонтанах в Петергофе. По независящим от детей обстоятельствам они не могут сопровождать родственников, но у ребят есть интерактивная карта, которая поможет их родным сориентироваться. Что, по мнению ребят, должна содержать эта карта?

  1. Работа на компьютере (редактирование текста и добавление фотографий)

Итог: Презентация «Фонтаны Петергофа»

7 класс. Тема «Наследники»

Блок 4. Возрожденные из пепла

Цель: помочь ученикам оценить титанический труд предыдущих поколений по сохранению исторической памяти и осознать собственную ответственность за то, культурное достояние, которое они принимают в наследство.

Ход занятия:

  1. Работа в группах. Петергофский ансамбль – из века в век.

Учащиеся делятся на три группы. Первой группе предлагается познакомиться с подборкой текстов о Петергофе XVIII в., вторая группа изучает произведения о Петергофе, созданные в XIX в., третья группа – исследует изображения Петергофа разного времени.

Дополнительный материал:

Задание для группы 1. Познакомьтесь с фрагментами документов и отрывками стихотворений, описывающих Петергоф XVIII в. Как отзывались об этом ансамбле современники? Чем восхищались? Найдите и выделите в предложенных текстах фрагменты, отражающие характерные черты Петергофского ансамбля, сохранившиеся до наших дней.

«Дворец здесь мал, расположен на холме, вышиною 60 футов, в расстоянии около полумили от моря. Долина между дворцом и морем покрыта густым лесом, который прорезан дорогами и аллеями, перемешанными водометами и фонтанами. Прямо от дворца проведен канал, изливающийся в море, на берегу которого видно много летних домов. Из дворца открывается вид на Кронштадтский порт и берег Финляндии; здесь можно найти некоторые хорошие картины, но сильно испорченные, по недостатку недосмотра». Леди Рондо, февраль 1729 г.

«Поражает основательным изумлением то, что он сумел в течение столь продолжительной войны, в таком суровом климате соорудить все показанные нам великолепные вещи, вполне заслуживающие внимания вашего величества». Из донесения французскому королю Людовику XV министра при русском дворе де Кампредон

«На следующее утро, когда мы напились кофе, смотритель велел одному из своих людей показать нам Петергоф. Он лежит, как я уже сказал, на горе, недалеко от моря. Главный корпус дворца состоит из двух этажей, из которых нижний только для прислуги, а верхний для царской фамилии. Внизу большие прекрасные сени с хорошенькими колоннами, а вверху великолепная зала, откуда чудный вид на море и можно рассмотреть вдали, направо, Петербург, а несколько левее — Кронслот. Комнаты вообще малы, но недурны, увешаны хорошими картинками и уставлены красивою мебелью….

Позади дворца большой сад, очень красиво расположенный, а за ним обширный зверинец, еще не совсем устроенный. С лицевой стороны дворца в нижний сад спускается тремя уступами великолепный каскад, который так же широк, как весь дворец, выложен диким камнем и украшен свинцовыми и позолоченными рельефными фигурами по зеленому полю. Он делает прекрасный вид. Нижний сад, через который, прямо против главного корпуса и каскада, проходит широкий и весь выложенный камнем канал, наполнен цветниками и красивыми фонтанами. Вода для последних сперва проводилась верст за 30, но теперь, говорят, найдены недалеко резервуары, которые могут день и ночь снабжать водою все большие каскады и фонтаны

Большой канал в нижнем саду идет довольно далеко, до самой реки, и имеет с обеих сторон хорошие крепкие плотины, а на переднем конце гавань, огороженную сильным больверком, за которым небольшие суда могут безопасно укрываться во время бури. Этим каналом можно подходить на судах до самого каскада под главным корпусом дворца, что очень приятно и удобно. Нижний сад окружен многими красивыми и веселыми аллеями, проведенными через облегающую его рощу. Две самые большие из них, с обеих сторон сада, ведут через рощу к двум увеселительным дворцам, находящимся в одинаковом расстоянии от Петергофа и у самой Невы. Стоящий вправо есть уже описанный мною Монплезир; в его саду, также окруженном рощею, много прекрасных кустов, аллей и цветников, большой выложенный камнем пруд, по которому плавают лебеди и другие птицы, особенный домик для маленьких птиц и разные другие увеселительные предметы. Сад и дом на левой стороне Петергофа будут точно так же устроены, как Монплезир, и уже начаты. Таким образом, Петергоф состоит из четырех отдельных садов, которые окружены приятными местами с рощами и водою, и все находятся в связи между собою».



Дневник камер-юнкера Берхгольца, веденный им в России в царствование Петра Великого с 1721 по 1725 год

….и дивный Петергоф,

Жилище пышное героев и богов,
Где Петр свой каждый шаг означил чудесами,

Где море над главой, где море под ногами,

Где с львовых челюстей кипящая река

Из бездны мрачныя летит под облака

И водомёты всей вселены посрамляет:

Так царь величьем дел монархов превышает;


Так быстро создал флот, полки, престольный град,

Россию превратил в великолепный сад.



Жак Делиль отрывок из поэмы «Сады» 1782г
Прохладная страна! Места преузорочны!
Где с шумом в воздух бьют стремнины водоточны,
Где роскоши своей весна имеет трон,
Где всюду слышится поющих птичек тон,
Где спорят меж собой искусство и природа
В лесах, в цветах, в водах, в небесном блеске свода,
И, словом, кто Эдем захочет знать каков,
Приди и посмотри приморский дом Петров!
Гаврила Державин (1771г.)
Задание для группы 2. Познакомьтесь с отрывками стихотворений, описывающих Петергоф XIX в. Как отзывались об этом ансамбле современники? Чем восхищались? Выделите самые яркие строки, посвященные Петергофу.
Летят алмазные фонтаны
С весёлым шумом к облакам:
Под ними блещут истуканы
И, мнится, живы; Фидий сам,
Питомец Феба и Паллады,
Любуясь ими, наконец,
Свой очарованный резец
Из рук бы выронил с досады.
Дробясь о мраморны преграды,
Жемчужной, огненной дугой
Валятся, плещут водопады;
И ручейки в тени лесной
Чуть вьются сонною волной.
Приют покоя и прохлады,
Сквозь вечну зелень здесь и там
Мелькают светлые беседки;
Повсюду роз живые ветки
Цветут и дышат по тропам.

А.С.Пушкин отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

Руками сильными Самсон

Льву челюсти во гневе раздирает.

Из зева пена бьёт, и грозно зверя стон

Окрестности далёко оглашает.

Здесь возвышается волшебная гора

И свой закон нарушила природа:

Везде видна воды с огнем игра!



Константин Масальский «Петергофское гуляние» около 1825-1830гг
Я здесь опять! Я обошел весь сад!

По-прежнему фонтаны мечут воду,

По-прежнему Петровскую природу

Немые изваянья сторожат…



Нестор Кукольник «Элегия» 1837г

Люблю тебя я, Петергоф!

Петра Великого творенье.

В тебе от царственных трудов,

Он находил отдохновенье!

Твоих фонтанов шум живой,

Твои дворцы, сады, долины,

Напоминают век другой,

Роскошный век Екатерины!...
То устарело, то дряхлеет,

А наш красавец Петергоф,

Все год от году хорошеет!...
Цвети же Петергоф… во всем

Своей Отчизне подражая:

В ней все, что начато Петром,

Цветет, по воле Николая!



Петр Каратыгин «Петергоф» 1852
Задание для группы 3. Познакомьтесь с подборкой изображений, на которых представлен Петергоф разных лет своего существования – от начала XVIII в. до века XX. Попробуйте разложить их в хронологическом порядке. Поразмышляйте, изменяется ли облик этого ансамбля во времени? Что из века в век привлекает художников в Петергофе?


  1. Сообщение учителя. Военная судьба Петергофа.

Учащимся предлагается посмотреть фрагмент видеофильма, на которой запечатлен Петергоф военного времени и определить какие объекты запечатлела военная кинохроника, что произошло с ними во время войны..

http://www.yapfiles.ru/show/292906/6eb6e5900031993459b98eabec34c384.flv.html (небольшой фрагмент)

Обсудите увиденное. Обратите внимание учеников, что почти все фотодокументы, представленных в фильме сделаны самими оккупантами – мы видим их на многочисленных фотографиях Петергофа военных лет. И практически нет съемок, сделанных советскими военными или горожанами - очевидцами трагедии, происходившей здесь на протяжении 1941 – 1944 года..

Поясните, что у пригородных дворцов была разная судьба: некоторые оказались на советской территории, другие – на захваченной фашистами, а Петергоф…. Дворцовый ансамбль, оказавшийся на передовой…

Уже в сентябре 23 числа 1941 года город был оккупирован фашистскими войсками. В результате военных действий город был почти полностью разрушен или сожжён.19 января 1944 года враг был выбит из Петергофа. Через месяц, 18 февраля в Ленинграде состоялось первое заседание, посвященное вопросам восстановления пригородных дворцов. Предстоявшие восстановительные работы, по своим масштабам не имели прецедентов, и начались они еще во время войны. Петергоф находился в несколько особом положении. Города Пушкин, Павловск и Гатчина в период фашистской оккупации оставались населенными пунктами. Там были наши люди. И они смогли оказать большую помощь как свидетели разрушений и краж музейного имущества. Многое по их указаниям даже удалось найти или, по крайней мере, выяснить, когда и куда отправлялось украденное фашистами.



Петергоф же оставался немым. Превращенный фашистами в особо укрепленный пункт, он оказался изолированным от всего и всех. Жители Петергофа на третий же день после захвата были выселены. И тому, что происходило, свидетелей не было.

Поэтому история его разрушений осталась неясной, не было и направляющих сведений об украденном музейном имуществе. Опрос тех свидетелей, которых удалось тогда разыскать, мало что дал.

Выяснилось только, что Большой дворец загорелся от снаряда, попавшего в церковный флигель в день захвата Петергофа, и что фашисты запретили нашим тушить пожар под страхом расстрела. Говорили, что он горел 3 дня, и когда жителей угоняли из Петергофа, они все еще видели над ним зарево…

  1. Работа по группам. Петергоф. Год 1944.

Предложите ученикам воссоздать картину, которая предстала перед нашими бойцами в 1944 году, после освободения Петергофа.

Дополнительные материалы:

Задание для группы 1. Познакомьтесь с документами, хранящими воспоминания очевидцев, впервые увидевших Петергоф после оккупации. Оцените размер разрушений. Поразмышляйте, сохранилось ли что-нибудь от былого величия Петергофа. Как вы думаете, насколько реальным казалось освободителям города его возрождение?

«Первое, что встало перед глазами за разрушенными воротами и оградой Верхнего сада, - неописуемый хаос каких-то обломков, полузасыпанных снегом, громадный противотанковый ров, пересекающий весь сад. А за ним обгорелые руины Большого дворца, без золотых куполов, черно-красные среди сверкающего на солнце ослепительно-белого снега.

Но это было только началом трагических открытий того памятного дня… И хотя многое тогда тонуло под снегом, а до многих уголков парка и вообще нельзя было добраться, картина разрушений вставала поистине ужасающая.

Большой дворец был не только сожжен, но и подорван в центральной своей части, вместе с серединой террасы. Там, над провалом, чудом уцелела только одна стена. И ветер раскачивал ее, грозя обрушить…

Нижний парк сверху казался снежной пустыней с мертвыми черными деревьями, опутанными проводами. А под ободранным, полуразрушенным Каскадом в захламленном Ковше стоял пустой пьедестал «Самсона».

Страшен был тогда этот разоренный и заброшенный парк в безлюдье, в тяжкой, мучительной тишине.Там пришлось пробираться узкими тропинками между высоких сугробов, под обломанными ветвями деревьев, мимо колючих проволок и немецких надписей, говорящих о том, что здесь минные поля, идти, как по совсем незнакомым местам, и видеть все новые и новые руины: разбитые в куски мраморные колонны Львиного каскада, полуразрушенную Золотую гору со ступенями, лишенными золотой обшивки, обгорелые останки дворца Марли, который явно был сожжен совсем недавно, и, наконец, Эрмитаж, где не осталось его подъемного стола с затейливым механизмом, а наверху стояло орудие, дуло которого, направленное на Кронштадт, высовывалось из пробитой стены верхнего зала».

«Мы…идем «по пепелищу, по выжженной земле в буквальном смысле этого слова. Весь парк начинен минами – сплошные минные поля. Павильон Эрмитаж превращен в дот, дворец Монплезир – в солдатскую казарму. Один из блиндажей в Монплезирском саду был сложен из знаменитых петровских дубовых панно».

«Екатерининский корпус был сожжен фашистами. На месте деревянного флигеля лежали груды пепла и головешек. Правда, в каменное зало можно было войти, открыв чудом сохранившуюся дверь, но оно выгорело внутри. И там все было погребено под рухнувшими балками потолка и остатками кровельного железа, а закопченные стены залов стояли под открытым небом».


Задание для группы 2. Рассмотрите фотографии Петергофа, освобожденного после оккупации. Оцените размер разрушений. Поразмышляйте, сохранилось ли что-нибудь от былого величия Петергофа. Как вы думаете, насколько реальным казалось возрождение дворцово-паркового ансамбля?
Задание для группы 3. Познакомьтесь с стихотворениями советских поэтов, рассказавших всему миру о трагедии Петергофа. Как описывают они увиденное в Петергофе 1944 года? Какие чувства вызывает у них картина разрушений? Поразмышляйте, что дает им основание надеяться на восстановление ансамбля из руин. я
Ты помнишь ли сиянье Петергофа,

дремучие петровские сады

и этот влажный лепет, бред и вздохи

всегда живой, хлопочущей воды?


Так много было здесь тепла и света,

что в городе зимою, в пору вьюг,

все мнилось мне: а в Петергофе — лето,

алмазный, синий праздничный июль.


Молчи,— увы! Волшебный сад изрублен,

мертвы источники с живой водой,

и праздник человечества поруган

свирепой чужеземною ордой.


...Но мы пришли к тебе, земная радость,—

тебя не вытоптать, не истребить.

Но мы пришли к тебе, стоящей рядом,

тысячеверстною дорогой битв.


Пришли — и, символом свершенной мести,

в знак человеческого торжества

воздвигнем вновь, на том же самом месте,

Самсона, раздирающего льва.


И вновь из пепла черного, отсюда,

где смерть и прах, восстанет прежний сад.

Да будет так! Я твердо верю в чудо:

ты дал мне эту веру, Ленинград.



Ольга Берггольц «Наш сад» 1944г 26 января
Я в Петергофе не был никогда.

И вот сейчас брожу среди развалин,

Где красный щебень по земле развален,
Где на столбах обвисли провода;

Где голые безрукие деревья

Стоят, как приведенья из поверья;
Где старый храм с глазницами пустыми,

Где пахнет мертвым запахом пустыни,

Где дикая ночная тишина

Назойлива и смысла лишена.


Мне кажется, когда глаза закрою:

Песчаный берег, залитый волною,

Граненые хрустальные стаканы,

Прозрачное холодное вино,

До синих звезд летящие фонтаны...
В мечтах и снах нам многое дано.

Когда жива мечта, я не поверю

В ничем не поправимую потерю.
Пусть в явь земную переходит сон!

Я вижу ясно, как на поле сечи

Идет, крутые разгибая плечи,

Неистовый, разгневанный Самсон.



Михаил Дудин «Самсон» 1944
Бойцы ладонью зажимали раны,
Рвались вперед, и, принимая бой,
Сухие петергофские фонтаны,
Казалось, бьют кровавою струей.
Но все проходит. Остается слава,
Народ, не преклонивший головы.
Стоит дворец народный величаво
В журчанье струй и свежести листвы.
Вода скользит светло и неуклонно,
Свободной жизни утвердив права,
И раздирают мускулы Самсона
Литую пасть поверженного льва.
Всеволод Рождественский



  1. следующая страница >>