страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа курса внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» - страница №1/1
![]() МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Нижний Новгород Нижегородский институт развития образования 2011
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Дорогою открытий и добра» 1—4 классы Н. Н. Деменева, доцент кафедры СППиПМНО ГОУ ВПО НГПУ; Т. Я. Железнова, доцент кафедры СППиПМНО ГОУ ВПО НГПУ; С. К. Тивикова, зав. кафедрой начального образования ГОУ ДПО НИРО; Н. Ю. Яшина, зав. лабораторией гражданского становления личности ГОУ ДПО НИРО ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авт. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков), созданной в рамках работы по реформированию общеобразовательной школы, выделены базовые национальные ценности (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество), сформулированы цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания гражданина. Важнейшей задачей современной школы является развитие у юного поколения чувства патриотизма, воспитание личности учащихся на основе принятия базовых национальных ценностей. В утвержденных Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО) 2-го поколения определены планируемые результаты начального образования, в том числе личностные и метапредметные. К ним, в частности, относится становление у младших школьников основ гражданской идентичности в форме осознания своего «Я» как гражданина России, воспитание чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, развитие этических чувств, знание моральных норм и ориентация на их выполнение. ФГОС НОО предусматривают формирование у школьника целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Важнейшим компонентом стандарта является развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Программа «Дорогою открытий и добра» направлена на реализацию перечисленных выше требований ФГОС НОО и основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, достижение личностных и метапредметных результатов начального образования.
В основу программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» (1—4 классы) положены идеи учебного курса «Гражданское образование в начальных классах» (2—4 классы) (авт. Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова, С. К. Тивикова, Н. Ю. Яшина). Возможны различные варианты использования программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» в сочетании с программой учебного курса «Гражданское образование в начальных классах». Вариативность использования отражена в содержании программы каждого класса в разделе «Общие сведения и дополнительные формы работы». Текст базового содержания программы (1 час в неделю) напечатан обычным шрифтом. Дополнительные формы работы выделены в каждой теме курсивом «Дополнительно» и имеют рекомендательный характер. Педагог может заменить рекомендуемые формы другими, более актуальными для конкретного контингента детей с учетом уровня их воспитанности. Кроме того, приводимые в некоторых темах дополнительные формы работы предлагаются на выбор обучающихся и их родителей. Возможно использование только одной из перечисленных форм. 1-й вариант. Если в образовательном учреждении не преподается учебный курс «Гражданское образование в начальных классах», то программа «Дорогою открытий и добра» может использоваться для организации внеурочной деятельности в 1— 4 классах из расчета не менее двух часов в неделю. Нужно учитывать, что программа «Дорогою открытий и добра» реализует не только духовно-нравственное направление внеурочной деятельности, но и общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное и спортивно-оздоровительное. Данная программа является комплексной и может использоваться по различным направлениям внеурочной деятельности в необходимом для данного образовательного учреждения объеме. Количество часов может быть увеличено за счет дополнительных форм работы. 2-й вариант. Если в ОУ преподается учебный курс «Гражданское образование в начальных классах», то занятия по программе «Дорогою открытий и добра» проводятся следующим образом:
Работа по. программе «Дорогою открытий и добра» способствует реализации общих целей начального образования. Программа направлена в первую очередь на развитие личности младшего школьника, построена с учетом идей развивающего образования. Предусмотрена тесная связь внеурочных занятий с обучением младших школьников различным учебным предметам и семейным воспитанием. Программа предполагает привлечение родителей и других членов семьи учащихся к проведению праздников, различных коллективных дел, к подготовке детей к занятия. Ключевые педагогические принципы, идеи и подходы. Программа построена на основе принципов гуманизации образовательного процесса, ненасилия, культурологического принципа, идеи личностно ориентированного, развивающего образования в начальной школе, системно-деятельностного подход ак построению учебно-воспитательного процесса, идей сотрудничества и социальной заботы, а также условно-концентрического принципа. Программа рассчитана на четыре года, в течение которых учащиеся осваивают материал четырех основных разделов (тематических блоков) программы, имеющих разное содержательное наполнение в зависимости от года обучения:
Особенности форм работы Содержание программы реализуется через систему внеурочных занятий с детьми. Первое занятие по каждому разделу является вводным. На нем раскрываются наиболее общие понятия, которые затем будут конкретизированы на других занятиях четверти (в 1 и 2 классах) или полугодия (в 3 и 4 классах). Последнее занятие каждой четверти является обобщающим. На нем систематизируются полученные детьми представления по разделу или части раздела. Такое занятие проводится, как правило, в форме праздника, но могут быть использованы и другие формы: устный журнал, воображаемое путешествие и др. Целесообразно проводить обобщающие занятия совместно с родителями учащихся в форме детско-родительских праздников. В 1 классе предпочтение должно отдаваться игровым формам проведения занятий. Важно включить детей в активную деятельность, для этого используются беседы с учителем и одноклассниками, дидактические, ролевые и подвижные игры, драматизации, разыгрывание и анализ конкретных ситуаций, упражнения по использованию правил культурного поведения, практические работы — по раскрашиванию, рисованию и т. д. Во 2—4 классах занятия проводятся с использованием учебников и рабочих тетрадей «Кораблик» (2 класс) и «Жар-птица» (3, 4 классы) (авт. С. К. Тивикова, Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова, Н. Ю. Яшина), а также мультимедийных приложений к учебникам (авт. Э. Е. Кузнецова). Внеурочные занятия во 2—4 классах не имеют жестко заданной структуры, но включают в себя несколько обязательных компонентов, последовательность и соотношение которых могут быть различными: эмоциональное введение в тему занятия; информационная часть (чтение научно-популярных текстов, рассказ учителя, обмен информацией в парах или группах, рассказы детей, работа со словарем учебника, со статьями Всеобщей декларации прав человека и др.); чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение; восприятие зрительного ряда, работа с иллюстрациями; выполнение развивающих (интеллектуальных и практических) заданий, которые содержатся в тетради, учебнике, или предложенных учителем; выполнение коммуникативных заданий. Таким образом, в процессе проведения занятий сочетаются работа с учебником, тетрадью, сообщение учителем сведений, его рассказ и чтение текстов, организация различных видов деятельности детей (учебной, игровой, трудовой). Дополнительные формы работы по программе достаточно разнообразны: игры, экскурсии, тренинги, праздники, коллективные творческие дела (КТД) и т. д. По содержанию они тесно связаны с обязательной частью программы, но при этом могут относиться к различным направлениям внеурочной деятельности (познавательной, художественно-эстетической, трудовой, краеведческой и др.). Особое внимание в программах уделяется элементам исследовательской деятельности. Так, уже в 1 классе детям предлагается выполнять мини-исследования и мини-проекты, связанные с поиском и анализом информации, которую они могут получить из доступных для первоклассника источников, например, от других людей. Предполагается также включение учащихся со 2 класса в проектную деятельность, в том числе участие в социальных проектах.
Дополнительно: мини-исследование «Узнаем о школах, в которых учились наши родители, о том, что им нравилось в школе. Рассказываем об этом в классе». 2. Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики. Осознание ребенком своей новой социальной роли — роли ученика («Мы стали учениками», «Каким должен быть ученик», «Я учусь быть учеником»). Правила поведения ученика в классе. Первые впечатления детей о классе (что нам нравится в нашем классе). Дополнительно: мини-исследование «Узнаем, как учились наши родители, бабушки и дедушки, какими они были первоклассниками, какие уроки они любили. Рассказываем об этом в классе». 3.Мои учителя. Моя первая учительница (учитель). Педагоги, работающие с классом: учителя музыки, физкультуры, воспитатель, психолог, логопед и др. Знакомство с учителями нашего класса. Игры и упражнения: учимся задавать вопросы учителю и отвечать на его вопросы. Правила общения с учителем на уроке и в перемену. Дополнительно: мини-исследование «Узнаем о любимых учителях наших родителей. Рассказываем об этом в классе». 4.Мои одноклассники. Способы и правила работы в парах и микрогруппах, способы взаимодействия с соседом по парте и другими одноклассниками («Учимся работать вместе, помогать друг другу», «Учимся дружить, вместе играть и учиться»). Правила общения с одноклассниками на уроках и в перемену. Дополнительно: разучивание игр, в которые можно играть на переменах. 5.Школьные вещи — наши помощники. Мой портфель, моя парта. Вещи, которые помогают детям учиться: учебные принадлежности, доска, наглядные пособия и оборудование класса и др. Забота об этих вещах, бережное отношение к ним. Дополнительно: коллективное трудовое дело по изготовлению раздаточного дидактического материала для уроков по разным учебным предметам. 6.Правила школьной жизни. Правила поведения на перемене, в школьной столовой, раздевалке и других местах школы. Взаимопомощь, вежливость в общении со взрослыми людьми, одноклассниками и другими учениками школы. Дополнительно: занятие по культуре поведения (инсценировки, решение поведенческих ситуаций, игры на общение). 7. День рождения класса. Детско-родительский праздник. Создание традиций класса: игры, конкурсы, сюрпризы, чаепитие и т. п. Дополнительно: подготовка к празднику «День рождения класса». Удивляемся чудесам, совершаем открытия.(7 ч.) 1.Тайны и чудеса вокруг нас.. Мир вокруг нас — загадочный и удивительный. Источники информации о мире: путешествия и экскурсии, книги, телепередачи, Интернет, компьютерные развивающие игры, искусство, другие люди. Приобщение к познанию и открытию мира («Учимся открывать чудеса и тайны мира, ценить их»). Дополнительно: обсуждение познавательных телепередач. 2. Книги — наши друзья и помощники. Познание мира, его тайн с помощью книг. Справочники, словари, энциклопедии. Библиотека: правила пользования библиотекой, правила поведения в библиотеке. Правила бережного обращения с книгами. Библиотекарь — человек, помогающий ориентироваться в мире книг. Дополнительно (на выбор): поход в библиотеку и знакомство с библиотекарем, изготовление детьми собственных книжек-малышек (с рисунками, аппликациями и подписями к ним), трудовое дело «Наряд для учебника» (изготовление обложек или закладок для учебников). 3.Чудесный мир искусства (изобразительное искусство и музыка)музыка. Люди, создающие произведения искусства (художники, скульпторы, фотографы, архитекторы, композиторы). Искусство как ценность («Учимся ценить и беречь искусство»). Музеи, их виды. Правила поведения в музеях. Дополнительно (на выбор): вечер музыки, экскурсия (реальная или воображаемая) в музей, создание «малого Эрмитажа» (выставки репродукций любимых картин), конкурс на лучший рисунок, скульптуру из пластилина или других материалов. 4. Чудесный мир искусства ( театр, кино, мультипликация, цирк). Откроем для себя мир искусства: театр, кино, мультипликация, цирк. Люди, создающие произведения искусства (режиссеры, актеры). Правила поведения в театре, кинотеатре, цирке. Дополнительно (на выбор): посещение театра, кинотеатра или цирка; совместный просмотр и обсуждение фильмов; подготовка детьми небольшого спектакля или кукольного представления. 5.Удивительный мир людей. Люди разных профессий в нашем городе (селе). Люди, которые трудятся для нас. Народные умельцы. Народные промыслы Нижегородской области. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми, правила поведения на улице и в общественных местах (магазин, почта, поликлиника, парикмахерская и т. п.). Дополнительно (на выбор): экскурсия на почту, в магазин, парикмахерскую и т. п. ; выставка изделий народных промыслов. 6.Удивительный мир вещей. Чудеса техники и быта: удивительные вещи, созданные руками людей (бытовые приборы, компьютер и др.). Вещи, которые украшают наш быт. Люди, которые создают чудеса и открывают тайны (ученые, изобретатели, мастера). Правила бережного обращения с техникой и окружающими нас вещами. Дополнительно: трудовое дело «Создаем чудеса своими руками» (оригами, плетение из бисера, вышивание, лепка и т. п.). 7.Мир прекрасный и удивительный. Обобщение представлений о тайнах и чудесах мира вокруг нас, литературе и искусстве, богатстве и разнообразии знаний. Викторина об окружающем мире. Дополнительно: подбор загадок и вопросов для викторины, подготовка к викторине. Сохраняем и создаём традиции (7 ч.)
Дополнительно: фольклорный праздник (узнаем о традициях предков). 2.Школьные традиции. Традиционные школьные праздники и мероприятия. Школьные ритуалы. Традиции поведения в школе. Культура внешнего вида школьника. Создание новых школьных и классных традиций («Какую новую традицию мы хотим создать»). Дополнительно: мини-исследование «Традиции нашей школы». 3.Семейные традиции. Традиционные семейные праздники. Правила семейных отношений. Традиционные блюда домашней кухни. Соблюдение национальных народных традиций в семье. Поддержка добрых семейных традиций и создание новых («Какие традиции вам нравятся в своей семье, какие новые традиции хотелось бы создать»). Дополнительно: трудовое дело по изготовлению подарков своим родным. 4.Праздничный календарь. Праздники как традиции. Общее представление о государственных праздниках (красных днях календаря). Традиции проведения праздников. Дополнительно: подготовка и проведение праздника 23 февраля — праздника пап и дедушек. 5.Праздничные календарь. Традиционные праздники: Новый год и Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день. Традиция защиты Отечества. Традиции уважения к матери. Традиции праздничных поздравлений и сюрпризов. Дополнительно: подготовка и проведение праздника 8 марта — праздника мам и бабушек. 6.Традиции малой родины. Традиционные праздники нашей малой родины (день города, села и др.). Конкурсы (на лучший двор, балкон, цветник и т. п.). Фольклор: песни, танцы, частушки, игры, забавы. Дополнительно: разучивание народных танцев, песен, игр, забав. 7.Встречаем весну. Детско-родительский праздник. Создание традиций совместно с родителями. Дополнительно: подготовка к празднику «Встречаем весну».
Дополнительно: экскурсия по городу или селу. 2.Природа моего края. Природа Нижегородского края. Любимые уголки природы моей малой родины. Забота о природе, охрана природы. Помощь взрослым в охране природы. Правила поведения в парке, в лесу, на реке или озере. Дополнительно (на выбор): экскурсия в природу, организация выставки фотографий с изображениями природы, трудовое дело «Помощь природе» (уход за цветами, их посадка, уборка территории от мусора и т. п.). 3.Мой город, моё село. Наша малая родина. Легенды и предания родного края. Достопримечательности малой родины. Известные земляки (люди нашего города или села, района). Особые места города или села, которые требуют нашей заботы. Дополнительно: мини-исследование «Моя малая родина» (сбор материалов о малой родине, об известных земляках), трудовое дело (забота о школьном дворе или других местах микрорайона школы или села). 4. Моя улица, мой дом. Названия улиц нашего микрорайона или села. Дом, в котором я живу. Мои соседи. Традиции добрососедства. Правила общения с соседями. Помощь соседям. Дополнительно: конкурс рисунков о малой родине, мини-исследование «Название моей улицы». 5. Мой дом, моя семья. Мой дом («За что я люблю свой дом»). Моя семья. Правила взаимоотношений с родными. Забота о своем доме и своей семье. Домашние обязанности. Помощь взрослым. Дополнительно: выставка рисунков о семье. 6. Мои домашние любимцы.(животные, растения). Наши меньшие братья (домашние животные), забота о них. Растения возле дома, комнатные растения, забота о них. Дополнительно: выполнение проектов «Мой домашний любимец» (животное или растение). 7.Наши открытия. Детско-родительский праздник. Демонстрация сделанных за год открытий, подведение итогов КТД в форме конкурсов и игр. Дополнительно: подготовка к празднику «Наши открытия». 2 класс (34 ч.) Дом, в котором мы живём.. (9ч.) 1.Земля - общий дом для всех людей . Дом, в котором мы живем: различные значения слова «дом». Планета Земля — наш Общий дом: страны, государства, народы. Человечество. Общее Представление о разных языках и обычаях, способах общения и взаимодействия людей. Приветствия у разных народов. Библейская легенда о Вавилонской башне. Представление о Всеобщей декларации прав человека. Статья Декларации: «Все люди рождаются свободными и равными в своих правах. Они наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски». Дополнительно (на выбор): рисование на тему «Дом, в котором мы живем» (возможен любой вариант значения слова «дом») или создание шуточных образов Земли, подбор картинок с изображением разных домов и беседа по картинкам; игра-тренинг «Учимся приветствовать друг друга» ( с использованием приветствий, принятых у разных народов).
Дополнительно (на выбор): рисование на тему «Моя Родина»; конкурс чтецов — стихотворения о Родине и родной природе; разучивание русских народных игр; фольклорный праздник, посвященный русским народным традициям.
Дополнительно (на выбор): воображаемое путешествие по Москве, мини-проект «Моя Москва» (сбор и оформление материалов о Москве).
Дополнительно (на выбор): воображаемое путешествие по Санкт-Петербургу, мини-проект «Достопримечательности Санкт-Петербурга» (сбор и оформление материалов о Санкт-Петербурге, воображаемая экскурсия по Эрмитажу). Нижний Новгород. Основание города. Князь Юрий Всеволодович — основатель Нижнего Новгорода. Нижегородский Кремль. Герб Нижнего Новгорода. Достопримечательности Нижнего Новгорода. тихи и песни о родном городе. Волга — великая русская река. Стихи, песни, пословицы о Волге. Нижегородцы — жители Нижнего Новгорода. Наши известные земляки. чем славится современный Нижний Новгород и Нижегородская область» (обсуждение). Гордость за родной край — Нижний Новгород и Нижегородскую область. Дополнительно: викторина «Знаешь ли ты Нижний Новгород?», экскурсия или воображаемое путешествие по городу.
Дополнительно (на выбор): мини-проект «Народные промыслы Нижегородской области», экскурсия в музей Нижегородских промыслов или в магазин «Художественные Промыслы», раскрашивание изделий в стиле хохломской или городецкой росписи, лепка и раскрашивание матрешек. 7.Ярморочная карусель. Обобщающее занятие-праздник. Воображаемая встреча хозяев ярмарки (нижегородцев) и гостей (москвичей, петербуржцев, гостей из других стран). Игровая и фольклорная программы по теме «Ярмарка». Конкурсы, забавы, коллективная роспись изделий. Дополнительно: подготовка к празднику «Ярмарочная карусель». В путешествие по миру.(7ч)
Дополнительно: изготовление бумажных голубей с добрыми пожеланиями людям, вручение голубей взрослым или детям; оформление книжки-малышки «Пословицы о мире».
Дополнительно (на выбор): изготовление поделки — корабля Колумба (на основе заготовок в рабочей тетради «Кораблик»; написание писем друг другу с помощью пиктограмм, воображаемое путешествие по США; просмотр мультфильмов У. Диснея.
Дополнительно (на выбор): воображаемое путешествие по Индии; инсценировка по группам сказки В. Майджи-ла «Чему учился маленький павианчик»; рисование или лепка из глины (или пластилина) животных, обитающих в Индии; сочинение синквейнов об А. Никитине и его путешествии, об Индии.
Дополнительно: игра «Земляне и инопланетяне»; знакомство с различными материалами о путешественниках, космонавтах (публикации в журналах, книги о путешественниках, статьи энциклопедий и т. д.
Дополнительно: трудовое дело «Фабрика Деда Мороза ( изготовление новогодних сувениров, открыток, подарков, ёлочных игрушек и т. п.); участие в социальных проекции. Украсим наш класс или школу к Новому году», «Поздравим работников школы и родных с наступающим Новым годом». 6.Разноцветный новогодний хоровод. Детско-родительский праздник в форме карнавала. «Защита» костюмов по микрогруппам (детским или семейным): представление выбранных героев в форме песни, танца, рисунка, сказки и т. п. Игры разных народов, хороводы и конкурсы. Дополнительно: подготовка к празднику «Разноцветный новогодний хоровод».
Дополнительно: инсценировка по микрогруппам эпизодов сказки «Смоляной бычок», рисование «диафильма» по сказке иди изготовление поделок из различных материалов (пластилина, бумаги, ткани, соломы и др.), изображающих героев сказки.
Дополнительно (на выбор): воображаемое путешествие по скандинавским странам; чтение сказок скандинавских народов и сказок Г. X. Андерсена, их обсуждение и инсценирование по микрогруппам отрывков из них, разыгрывание психологических этюдов по материалам сказок; сочинение и разыгрывание сказок о маленьких человечках или рисование «диафильма» по ним; викторина «Сказочный мир Андерсена»; трудовой сюрприз для родной школы или детского сада Зимняя сказка» (изготовление и раскрашивание скульптур из снега); эстафета зимних игр и забав. 3.Секреты старого замка.. Образ Запада. Представление о Европе. Замки старой Европы. Страны Западной Европы: Германия, Великобритания, Франция. Многообразие и сходство европейских традиций и культур. Столицы этих стран, наиболее известные их достопримечательности. Французский, немецкий и английский языки. Вежливые слова на этих языках. Английские народные песенки. Сказки братьев Гримм и Ш. Перро. Французская сказка «Дочь дровосека». Секреты аккуратности, вежливости, оптимизма. Дополнительно (на выбор): воображаемое путешествие по странам Западной Европы; викторина «Отгадай гиляку» (микрогруппы показывают инсценировку, зачитывают диалоги или другие отрывки из сказок братьев Гримм, III Перро, а остальные отгадывают их название); сочинение | микрогруппах небылиц и рисование к ним иллюстраций; игра-Тренинг «Настоящие леди и джентльмены».
Дополнительно (на выбор): воображаемое путешествие по Африке; рисование на тему «Путешествую вместе с доктором Айболитом по Африке»; сочинение загадок про африканских животных или растения (например, про фрукты ) чтение и инсценирование сказок разных народов о мудрости, дружной работе; чтение и обсуждение африканских сказок, изготовление в микрогруппах (с использованием правил дружной работы) сюрпризов на радость другим людям; составление письма африканцам о русской зиме. 4.Там, где восходит солнце. Образ Востока. Япония и Китай, природа этих стран, их столицы. Древняя культура Китая и Японии. Праздники и церемонии. Чудеса, созданное руками человека (икебана, оригами и др.). Предметы, которые изобретены в Китае. Хокку — японские трехстишия. Письменность Китая и Японии — иероглифы. Китайская сказка «Храм в облаках». Понимание красоты, трудолюбие. Законы дружбы. Дополнительно (на выбор): воображаемое путешествие по Японии и Китаю; сочинение хокку (трехстиший); изготовление бумажного змея-дракона из рабочей тетради «Кораблик» изготовление изделий в технике «оригами» в подарок людям ; игра «Бумажная страна» (придумывание сказочной страны, в которой все сделано из бумаги); знакомство с восточным календарем и чтение легенды «О том, как по животным счет годам стали вести».
Дополнительно: подготовка к празднику «Сказочное путешествие». Я и моя семья (8 ч)
Дополнительно: разыгрывание сценок с ролями, которые у каждого человека есть в семье (освоение нравственных норм и правил поведения). 2.Мир семьи. Понятие «семья». Рассказ Л. Н. Толстого «Семейная кашка гуще кипит» Родственники. Родители. Понятие «родня». Образ матери и отца в произведениях искусства. Пословицы и поговорки о матери и отце. Бабушки и дедушки. I 1онятие «мир семьи». Отношения детей и взрослых в семье. Семейные традиции и праздники. Домашние обязанности. Статья Всемирной декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства и личную и семейную жизнь». Дополнительно (на выбор): викторина «Что ты икаешь о своих родителях?», мини-проекты «Любимые семейные праздники и традиции»; конкурс стихов и песен о мамах, папах, бабушках и дедушках, рисование их портретов; изготовление сюрпризов для своих родных, например, открытки но инструкции в рабочей тетради «Кораблик».
Дополнительно (на выбор): мини-исследования «Тайна моего имени и фамилии» (узнать, почему меня так назвали, что означает мое имя, откуда произошла моя фамилия). Имена моей семьи» (фамилия, имя и отчество каждого чле-м.1 семьи, составить ее схему); мини-проект «Мои знаменитые земляки» (какими добрыми делами они прославили свои ч и, па)
Дополнительно (на выбор): написание писем любимым сказочным героям; вечер любимых игр и игрушек; сочинение рассказов от лица любимых игрушек; знакомство с увлечениями и хобби друг друга (демонстрация коллекций, любимых игр, приобретенных умений, например, игры на музыкальном инструменте, вышивания и т. Д.)
Детско-родительский праздник. Конкурсы «Мы-артисты» , « Весёлые путешественники», « Мастер на все руки», « Леди и джентльмены», « Наша игротека», « Сладкоежка». |