Программа курса история отечественной литературы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебная программа для студентов (специальность нхт фототворчество) 3 442.96kb.
по дисциплине «Отечественная история» Специальность 080801э «Прикладная... 2 582.7kb.
Программа дисциплины История русской литературы. Ч. II. Русская литература... 1 311.34kb.
Программа дисциплины История искусства и литературы для направления... 1 340.55kb.
Учебно-методический комплекс к курсу «история отечественной журналистики... 1 261.14kb.
Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» 3 713.25kb.
Программа дисциплины «Теория и история зарубежной литературы» 5 981.2kb.
Учебная программа курса «История русской литературы ХIХ века 1 268.94kb.
Рабочая программа предназначена для студентов 3 курса отделения журналистики... 6 1024.31kb.
Пояснительная записка Программа элективного курса «История географических... 1 133.05kb.
Программа дисциплины «История русской музыки» 1 292.48kb.
Пояснительная записка Цели образовательной ступени 9 2769.92kb.
- 4 1234.94kb.
Программа курса история отечественной литературы - страница №3/3


Андрей Белый (Б.Н. Бугаев) (1880–1934)

Ранний этап творчества. Проблематика и поэтика «Симфоний». Попытка соотнести реальный и символический миры на материале «Возврата». Музыкальность как сюжетно-композиционный прием построения цикла «Симфоний».

Сборник «Золото в лазури». Символы Вечности и Солнца как мистических чаяний поэта.

Сборник стихов «Пепел» – «одна поэма, глосящая о глухих, непробудных пространствах Земли Русской» (А. Белый), итог разочарования автора в достижении светлых путей, отражение трагичности времени. Образ лирического героя – теурга, поэта, мессии, которому не удалось стать аргонавтом.

Тема города в лирике А. Белого – продолжение петербургского контекста русской поэзии.

Роман «Петербург» – главная книга А. Белого. Изображении реакции и революции как двух сумасшедших идей времени. Решение темы Восток и Запад. Образы сенатора Аблеухова и его сына Николая Аполлоновича как отражение юношеских впечатлений автора и как символ человеческих отношений. Стиль романа: алогизм происходящего; разорванность, хаотичность композиции и сюжета; звуковое оформление фамилий персонажей, описаний пейзажей, интерьеров, происходящих событий и их художественное осмысление. Влияние романа на прозу последующих десятилетий.

Мемуары «На рубеже двух столетий», «Начало века. Воспоминания», «Между двух революций» как субъективная история русской культуры рубежа XIX–XX веков.
Ф. Сологуб (Ф.К. Тетерников) (1863–1927)

Выражение основных идей Ф. Сологуба в итоговом сборнике стихов «Пламенный круг»: стихи о стране, плотской красоте, ушедшей мечте, одиночестве, иной земле и смерти как завершении круга человеческого бытия на земле, но не во вселенной. Образы-символы чертовых качелей, звезды Маир, Земли Ойле, творимой легенды. Внешняя простота и внутренняя музыкальность стихов Сологуба.

Развитие чеховской темы пошлости в романе «Тяжелые сны», рассказе «Червяк» и др. Декадентские мотивы в прозе Сологуба.

Роман «Мелкий бес». Переосмысление традиций русского классического реализма (Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина). Гиперболизация повествования. Образ Передонова. Телесная красота как выход из мещанской пошлости (образы Саши и сестер Рутиловых).

«Творимая легенда»: концепция творчества, сотворения легенды как единственной возможности преображения жизни. Изображение параллельных миров вымысла и реальности. Образ Триродова и царства королевы Гертруды. Тема смерти в романе. М. Горький об апологии смерти в творчестве Сологуба.

Невостребованность писателя после Октября.


М.А. Волошин (1877–1932)

Многообразие талантов М.Волошина: поэт, критик, художник, философ. Авторская характеристика творчества: «Человек – странник: по земле, по звездам, по вселенным. Вначале странник отдается чисто импрессионистическим впечатлениям внешнего мира, переходит потом к более глубокому и горькому чувству матери-земли, проходит сквозь испытание стихией воды, познает огонь внутреннего мира и пожары мира внешнего, и этот путь завершается “Двойным венком”, висящим в межзвездном эфире».

Тема человека и природы («всё во мне и я во всем») в стихах Волошина о Крыме («Киммерийские сумерки», «Киммерийская весна»). Импрессионизм, мифопоэтическое восприятие природы.

Изображение гражданской войны в циклах «Междуусобица» и «Террор». Этическая позиция лирического героя («над схваткой»). Стихотворение «Дом поэта».

Тема Руси в поэмах «Стенькин суд», «Протопоп Аввакум» и в неоконченной поэме «Россия». Образ Богородицы в цикле «Неопалимая купина».

Историософский цикл «Путями Каина».

М. Волошин – литературный критик («Лики творчества»).
М.И. Цветаева (1892–1941)

Творческое кредо М. Цветаевой: «я жажду сразу – всех дорог... / чтоб был легендой – день вчерашний, / чтоб был безумьем – каждый день!». Лирическая погруженность в себя как своеобразие поэтического мира Цветаевой.

Сборники «Версты»: проблематика и поэтика. Эволюция образа лирической героини. Цикл «Стихи о Москве» как попытка примирить московский и петербургский контексты.

Тема сиротства, потери родины, тоски по несбывшемуся в поздней лирике М. Цветаевой.

Своеобразие цветаевского решения темы любви, вихревой, грустной.

Тема поэзии. Цикл «Стол», «Читатели газет…».

Поэтика: своеобразие языка, синтаксиса, графики.

Проза Цветаевой («Мой Пушкин»).


Акмеизм

История возникновения акмеизма. Происхождение терминов «акмеизм» и «адамизм». Проблема взаимоотношений акмеизма и символизма (статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»). Статья М. Кузмина «О прекрасной ясности. Заметки о прозе» (1913) – эстетическая программа акмеизма.


Н.С. Гумилев (1886–1921)

Гумилев – теоретик акмеизма и основатель «Цеха поэтов». Ранняя романтическая лирика (сборники «Путь конквистадоров» и «Романтические цветы», книга стихов «Жемчуга»).

Тема войны, разлуки, сомнений и равновеликой мировому сообществу России в сборниках «Чужое небо», «Колчан» и «Костер».

«Огненный столп» – итог творческих исканий Гумилева. И образец философской лирики (стихотворения «Звездный ужас», «Мои читатели», «Заблудившийся трамвай»).

Влияние творческого наследия Н. Гумилева на советских поэтов-романтиков (Н. Тихонов, К. Симонов и др.) и поэзию русского зарубежья (А. Несмелов, Н. Моршен).
А.А. Ахматова (1889–1966)

Отражение многообразной сферы женских переживаний в книгах стихов «Вечер» и «Четки». Драматургичность поэтического мира Ахматовой как результат влияния русской психологической прозы. Роль детали в ранних стихах Ахматовой.

Расширение тематического круга лирики Ахматовой в сборниках «Белая стая», «Подорожник», «Anna Domini». Тема родины в стихотворениях «Когда в тоске самоубийства…» и «Всё расхищено, предано, продано…».

Тема Второй мировой войны в стихотворениях «Лондонцам» и «Двадцать четвертую драму Шекспира…»

Расширение темы материнства до общечеловеческой в поэме-плаче «Реквием». Фольклорные, литературные и христианские реминисценции в поэме. Многообразие жанровых признаков. Образ лирической героини.

Подведение итогов жизни в «Поэме без героя» – эпической картине своего времени.

Проза Ахматовой о Пушкине, о «Тайнах ремесла».

Поэтика поздней Ахматовой.


Новокрестьянская литература

Новокрестьянская литература – продолжательница славянофильских идей в русской культуре. Народная Русь – идеал новокрестьянских писателей. Идея «избяного космоса» в творчестве Н. Клюева («Песнослов», «Избяные песни»), С. Есенина («Радуница», «Голубень»), С. Клычкова («Потаенный сад») и др. Тема прощания с уходящим деревенским миром в сборнике С. Клычкова «Дубравна».


Николай Клюев (1884–1937)

Мотивы «безответного удела» мужика, «горюшка в сердце народном», разочарования в «житейской суете», тоски по «берегам иной земли» и социального бунтарства в сборнике «Сосен перезвон».

Отражение национальной самобытности, философии и эстетики народного быта, «огонь религиозного сознания» (В. Брюсов) в книге «Лесные были». Мифологизм мышления и мифопоэтика. «Песнослов» как вершинное развитие образа «избяного космоса» (В. Дементьев).

Восприятие революции 1917 года как конец кровопролития и начало Воскресения Руси, осуществление мечты «Народа-Святогора» о «вольной земле» и пути к Божьей Правде, как «праздника великой Коммуны», «мировой мистерии» (сборник «Медный кит»). Своеобразие восприятия революции (цикл «Ленин»).



«Львиный хлеб» – книга трагических метаний, разочарований, разрывов, утрат и обретений крепости духа, надежд и отчаяния. Предчувствия смерти, образы распятия, отрубленной головы, бесов.

Трагический эпос об «отлетающей Руси» (поэмы «Деревня», «Заозерье», «Соловки», «Погорельщина», «Песнь о Великой матери», «Плач о Сергее Есенине», циклы «Разруха», «О чем шумят седые кедры»).


Футуризм

Возникновение футуризма на Западе. Своеобразие русского футуризма: альманах «Садок судей» (1910) – первый факт коллективного выступления русских футуристов. Гилейцы (кубофутуристы) и эгофутуристы – два направления русского футуризма.

Альманах «Пощечина общественному вкусу» – манифест кубофутуризма. Творчество В. Хлебникова. Представители кубофутуризма: Д. Бурлюк, В. Маяковский, А. Крученых и др.

Творчество И. Северянина – наиболее яркое проявление эгофутуризма.

Футуристы в 20-е годы: ЛЕФ; Новый ЛЕФ.
В.В. Маяковский (1893–1930)

Раннее творчество В. Маяковского («Адище города», «Утро», «Ночь», «А вы могли бы?» и др.).

Тема одиночества человека во враждебном ему мире. Трагический образ лирического героя раннего творчества поэта: человек, готовый отдать себя людям и не востребованный ими (поэма «Облако в штанах»). Образ поэта-проповедника грядущего мятежа («Владимир Маяковский. Трагедия»).

Образы-лейтмотивы раннего творчества: город-ад, город лепрозорий; люди-«калеки и калекши»; деэстетизированные образы Земли, солнца, космоса.

Сатирические образы поэзии Маяковского.

Поэма «Облако в штанах» как программное произведение. Маяковский-сатирик («Новый Сатирикон»).

Романтический пафос дооктябрьского творчества Маяковского. Языковое новаторство: установка на произносимую речь и демократическое искусство. Экспрессионистские тенденции в поэтике. Использование тонической системы стиха. Новаторство рифмотворчества и графики.

Маяковский и Октябрь 1917 г.: «Моя революция». Окна РОСТА – образец журналисткой деятельности Маяковского.


И. Северянин (И.В. Лотарев) (1887–1941)

Первый сборник Северянина «Громокипящий кубок» (1913) и его «Пролог эгофутуризма» как формалистически-эстетское направление футуризма. Уважительное отношение к классике – отличие эгофутуризма от кубофутуризма.

Эстетическая платформа поэта: «Я трагедию жизни претворю в грезофарс».

Книги стихов «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Поэзоантракт» и др. Жанр «поэз» – художественное открытие Северянина. Музыкальность, многообразие рифм (составные, каламбурные); мастерство версификации (сонеты) наряду с претенциозностью, неудачным словообразованием. Самореклама.

Тема покинутой, но не утраченной родины в эмигрантском творчестве поэта (сборник «Классические розы»).

Переводческая деятельность И. Северянина.


Развитие реалистического направления

Максим Горький (1868–1936)

Начало творческого пути. Эволюция романтических героев (от Лойко и Рады из рассказа «Макар Чудра» к Ларе и Данко в «Старухе Изергиль»). Связь с романтическими традициями Пушкина.

Герои босяцкого цикла («Челкаш» и др. рассказы). Проблема ницшеанских мотивов в раннем творчестве Горького. Д. Мережковский о «русских босяках» и «немце Ницше» в статье «Грядущий хам».

Романтические и реалистические тенденции в романе «Фома Гордеев».

Появление нового героя (рабочего) в пьесе «Мещане». Современная критика и сценография об образе Нила (спектакль в БДТ реж. Г.А. Товстоногова). Социальная и философская проблематика пьесы «На дне» и рассказа «О чиже, который лгал, и о дятле – любителе истины».

Повесть «Мать» как явление социалистического реализма. Горьковское понимание революции как пробуждения общечеловеческой нравственности. Использование евангельского сюжета для раскрытия образа Ниловны и принципиальная полемика с Библией. Схематизм образа Павла.

Мещанство и революция в «окуровском цикле» («Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина»).

Автобиографические повести «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Годы Февральской и Октябрьской революций. Газета «Новая жизнь». «Несвоевременные мысли»: неприятие насильственного опыта над русским народом.

Литературный портрет Льва Толстого и другие произведения мемуарной прозы.

Отъезд за границу (1921).
В поисках синтеза

Возникновение теории «неореализма», обосновывающей необходимость и закономерность синтеза в искусстве принципов реализма и модернизма. Индивидуально-творческое проявление в творчестве Б. Зайцева, Л. Андреева, А. Ремизова, В. Розанова.


И.А. Бунин (1870–1953)

Бунин – певец уходящей поэзии дворянских усадьб («Антоновские яблоки», «Суходол»).

Изображение русской жизни и русского национального характера в повести «Деревня». Карикатурное изображение революционера в повести.

Соединение социальных и экзистенциальных мотивов в рассказах «Господин из Сан-Франциско» и «Братья».

Стиль Бунина (живопись, внешняя изобразительность, ритмическая организация). Новое в соотношении субъективного и объективного начал.

Неприятие Октября. Книга «Окаянные дни».

Эмиграция.
А.И. Куприн (1870–1938)

Начало творческого пути писателя. Работа журналистом. Куприн-очеркист (очерки «Киевские типы»).

Изображение «естественного человека» и современного интеллигента в повести «Олеся» и в рассказах писателя («Белый пудель», «В цирке», «Изумруд»).

Повесть «Поединок». Мастерство социальных характеристик и психологизма в изображении Ромашова, Шурочки и офицеров полка. Образ Назанского.

Утверждение любви как высшего проявления нравственности в повести «Гранатовый браслет». Вера в силу искусства (рассказы «Гамбринус» и «Анафема»).

Своеобразие художественного мира А. Куприна: острота сюжетов; выбор в качестве главных героев духовно сильных, ярких людей; любовь к ярким цветам, краскам. Романтизм ряда образов.

Эмиграция и возвращение на родину.
Л.Н. Андреев (1871–1919)

Экспрессионистская тенденция в русском реализме начала XX века и ее выражение в творчестве Л. Андреева.

Раннее творчество. Фельетонистика, очерки. Экзистенциальные элементы в сентиментально-утопических рассказах «Баргамот и Гараська», «Ангелочек» и др.

Влияние А. Шопенгауэра и Ф. Ницше на творчество писателя. Идея рока в рассказах «Большой шлем» и «Жизнь Василия Фивейского».

Решение проблемы смерти («Губернатор», «Рассказ о семи повешенных»). Соединение психологизма с экспрессионизмом и натурализмом.

Своеобразие религиозно-мистической концепции Андреева в рассказе «Иуда Искриот».

Движение к экспрессионизму. Философские драмы «Жизнь человека», «Черные маски», «Анатэма».

Андреев и Горький.

Роман-памфлет «Дневник Сатаны».
А.Т. Аверченко (1881–1925)

Аверченко – редактор и автор журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон».

Проблематика рассказов и фельетонов Аверченко: быт Петербурга и его обитателей («Ненависть в серому, среднему, стертому человеку, к толпе, к обывателю» К. Чуковский); критика авангардного искусства и борьба за искусство реалистическое; издевательства над полицейским режимом царской России.

Неприятие Октябрьской революции («Дюжина ножей в спину революции»). Статья В.И. Ленина «Талантливая книга» о «Дюжине ножей…» и ответ Аверченко на эту статью.

Рассказы об эмиграции («Осколки разбитого вдребезги» и другие сборники).

Рассказы о детей: мастерство психологизма и юмор.


ЛИТЕРАТУРА

Художественные тексты (обязательный минимум)

В. Брюсов. Поэту. Юному поэту. Творчество. Грядущие гунны. Отречение (1909 г.).

Д. Мережковский. Парки. Дети ночи. Двойная бездна. Молитва о крыльях. Чужбина – родина. Бог. Христос и антихрист (один из романов трилогии).

З. Гиппиус. Тройное. Песня. Надпись на книге. До дна. Ночью. Днем. Всё кругом. 14 декабря. 14 декабря 17 года. Здесь. Домой.

А. Блок. Вхожу я в темные храмы... Я отрок, зажигаю свечи... Предчувствую Тебя... Мне страшно с тобой встречаться... Незнакомка, Фабрика, О весна, без конца и без краю... Снежная маска, Кармен, Ночь, улица, фонарь, аптека... На железной дороге, О доблестях, о подвигах, о славе... Соловьиный сад, На поле Куликовом, Россия, Двенадцать.

А. Белый. Петербург (Пролог. Глава первая. Глава шестая).

Ф. Сологуб. О смерть! Я твой... Из мира чахлой нищеты. В поле не видно ни зги. Люблю блуждать я над трясиною... Качели. Звезда Маир. Мелкий бес.

М. Волошин. Предвестия. Таиах. В мастерской. Сатурн. Террор. Русская революция. Путями Каина (глава XIII «Государство»). Дом поэта

Н. Гумилев. Выбор. Перчатка. Жираф. Озеро Чад. Волшебная скрипка. У меня не живут цветы… Капитаны. Рабочий. Слово. Слоненок. Заблудившийся трамвай. Мои читатели.

А. Ахматова. Песня последней встречи. Сероглазый король. Сжала руки под темной вуалью... Смятение. Все мы бражники здесь, блудницы... Сколько просьб у любимой всегда… Проводила друга до передней... Я научилась просто, мудро жить... Июль 1914 года. Когда в тоске самоубийства... Страх. Не бывать тебе в живых... Все расхищено, предано, продано... Небывалая осень построила купол высокий... Многим. Муза. Лондонцам. Клятва. Мужество. Реквием.

В. Хлебников. Заклятие смехом.

В. Маяковский. Я сам (автобиография). Послушайте! Утро. Ночь. Адище города. А вы могли бы? Война объявлена. Вам! Гимн судье. Мама и убитый немцами вечер. Нате! Скрипка и немножко нервно. Послушайте! Облако в штанах. Окна РОСТА

М.И. Цветаева. Молитва. Моим стихам, написанным так рано... Бабушке. Говорила мне бабка лютая... Вот опять окно... Стихи к Блоку. Если душа родилась крылатой... Кто создан из камня, кто создан из глины... Маяковскому. Стихи к Пушкину. Прокрасться... Стол. Вскрыла жи­лы: неостановимо... Двух станов не боец... Тоска по Родине! Читатели газет. Мой Пушкин*.

Н. Клюев. Стихи из цикла «Лесные были». Погорельщина.

И. Бунин. Антоновские яблоки (или Суходол). Деревня*. Господин из Сан-Франциско. Братья.

А. Куприн. Олеся. Гамбринус. Белый пудель. Гранатовый браслет. Суламифь*.

М. Горький. Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Скуки ради. Двадцать шесть и одна. Фома Гордеев. На дне. Несвоевременные мысли.

Л. Андреев. Ангелочек. Рассказ о семи повешенных. Жизнь Василия Фивейского. Иуда Искариот*.

А. Аверченко. Широкая масленица. Крыса на подносе. Дети. Трава, примятая сапогом.

Учебники и учебные пособия

Русская литература ХХ в.: Учебник для педвузов. Т. 1. / Под ред. В.В. Аге­носова. – М., 2007.

Русская литература серебряного века / Под ред. В.В. Агеносова. – М., 1997.

Русская литература XX века: Хрестоматия для пединститутов / Сост. Н.А. Гри­фонов. – М., 1962.

Русская литературная критика конца ХIХ – начала ХХ века / Сост. А.Г. Со­колов, М.В. Михайлова. – М., 1982.

Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М., 2000.


ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20-х гг.

«Противоречивая целостность» (акад. Е. Челышев и проф. А. Николюкин) литературы 20-х гг. Публицистика З. Гиппиус; И. Бунина, М. Горького, М. Кольцова, В. Маяковского. Основные литературные группировки и объединения (РАПП; ЛЕФ; «Перевал», «Серапионовы братья», Дома искусств в Петрограде и Берлине); литературная периодика («Красная новь», «Новый мир», «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», «Октябрь», «На посту», «Современные записки», «Числа», литературные разделы в газетах русской эмиграции «Последние новости» и «Возрождение»).

Поиски новой эстетики в теории и практике литературного движения 20-х гг. в СССР. Стилевые течения в литературе 20-х гг. Пролетарская поэзия (А. Гастев, В. Кириллов и др.).

Особенности изображения гражданской войны в романтической литературе (Э. Багрицкий, А. Малышкин, Вс. Иванов). «Конармия» И. Бабеля. Роман «Города и годы» К. Федина.

Социалистический реализм: история возникновения, политические и эстетические принципы. Романы Д. Фурманова «Чапаев», А. Серафимовича «Железный поток» и А. Фадеева «Разгром». «Донские рассказы» М. Шолохова. «Производственный роман» Ф. Гладкова «Цемент». Появление и развитие жанра антиутопии. Роман Е. Замятина «Мы». Сатирическая повесть («Дьяволиада», «Собачье сердце» М. Булгакова, «Похождения Невзорова, или Ибикус» А. Толстого, «Растратчики» В. Катаева, «Город Градов» А. Платонова, «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» М.М. Зощенко). Поэзия обэриутов.
М. Горький (1868–1936)

Возвращение Горького к художественному творчеству. Рассказы 20-х гг. («Отшельник», «Рассказ о безответной любви», «Рассказ о герое») и литературные портреты.

М. Горький – основоположник советской литературы.

Роман «Дело Артамоновых». Роман «Жизнь Клима Самгина» как энциклопедическое отражение интеллектуальной жизни русского общества на рубеже веков.

Драматургия Горького советских лет («Егор Булычев и другие»). Мастерство построения сюжета, роль символов и финалов, жанровое своеобразие пьес Горького. Публицистика Горького 1930-х гг.

Просветительская и издательская деятельность А.М. Горького. Дискуссии о жизни и творчестве М. Горького последних лет.


В.В. Маяковский (1893–1930)

Лирические поэмы «Люблю» и «Про это».

Решение темы человека и истории в поэмах «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!».

Лирика. Основные темы и мотивы. Тема поэта и поэзии в лирики Мая­ковского, в статье «Как делать стихи», во «Вступлении к поэме “Во весь голос”».

Сатира: политическая («О дряни», «Прозаседавшиеся») и антимещанская («Помпадур», «Служака», «Подлиза» и др.). Пьесы «Клоп» и «Баня».

Поэтическое новаторство Маяковского.


С.А. Есенин (1895–1925)

Есенин и новокрестьянская поэзия.

Образ Рос­сии – земного рая в ранней поэзии С. Есенина.

Трагическая трактовка образа крестьянской России, тема противо­стояния города и деревни, конфликт между «живым» и «железным» (поэма «Сорокоуст», циклы стихов «Москва кабацкая» и «Любовь хулигана» и др.).

Стремление приобщиться к советской действительности (цикл «Страна советская»).

«Персидские мотивы».

Философская лирика 1920-х гг.

Поэмы «Анна Снегина» и «Черный человек».

Место Есенина в развитии русской поэзии. Есенин и современность.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС КОНЦА 1920-х – СЕРЕДИНЫ 1950-х гг.

Советская литература (обзор)

Пафос революционного преобразования действи­тельности и утверждение творчески активной личности в советской литературе. Социалистический реализм: история возникновения; политические и эстетические прин­ципы. Репрессии 1930-х гг. и личные судьбы писателей. Пафос патриотизма и народности в освещении войны. Возвращение трагического начала в советскую литературу.

Постановление ЦК «О журналах “Звезда” и “Ленинград”». Нормативность в эстетике 1940–1950-х гг. Теория бесконфликтности. Дискуссии 50-х гг. о лирическом, о положительном герое и теории бесконфликтности.
Проза

Производственный роман («Время, вперед!» В. Катаева, «Энергия» Ф. Гладкова, «День первый» И. Эренбурга, «Соть» Л. Леонова и «Люди из захолустья» А. Малышкина). Деградация «производственной прозы» как жанрового образования к концу 1930-х гг.

Роман воспитания (Н. Островский и А. Макаренко).

Философский проза 1930–1940-х гг. М. Пришвина (роман «Кащеева цепь» и повесть «Жень-шень»), А. Платонова, Л. Леонова и М. Булгакова.



Роман-эпопея М. Шолохова («Тихий Дон»), А. Толстого («Хождение по мукам»), М. Горького («Жизнь Клима Самгина»).

Проза В. Набокова.

Развитие гоголевской и толстовской традиций в послевоенных романах и повестях о войне («Молодая гвардия» А. Фадеева, «Звезда» Э. Казакевича, «В окопах Сталинграда» В. Не­красова, «Спутники» В. Пановой). Их роль в развитии «военной прозы» конца 1950-х – начала 1960 гг.

Публицистика и очерки А. Толстого, И. Эренбурга, Л. Леонова, рассказы М. Шолохова, Н. Тихонова и др.

Советский исторический роман («Петр Пер­вый» А. Толстого, «Радищев» О. Форш, «Емельян Пу­гачев» В. Шишкова, «Севастопольская страда» С. Сергеева-Ценского, «Порт-Артур» А. Степанова, «Багратион» С. Голубова и др.). Нрав­ственно-философские проблемы в исторических романах Ю. Тынянова «Кюхля» и «Смерть Вазир-Мухтара».

Сатирические романы и повести. Оптимистическая сатира И. Ильфа и Е. Петрова («Двенадцать сту­льев», «Золотой теленок»).


Поэзия

Трагические противоречия эпохи и их отражение в творчестве старших поэтов: А. Ахматовой, О. Мандельштама.

Вхождение в советскую литературу нового поколения поэтов: Н. Заболоцкий, М. Исаковский, П. Васильев, Б. Корнилов, Я. Смеляков, А. Твардовский, А. Прокофьев, Н. Дементьев, Б.Ручьев.

Развитие традиций крестьянской культуры в поэзии А. Твардовского, М Исаковского, П. Васильева 30-х гг.

Романтико-утопические тенденции обще­ственного сознания в массовой поэзии 1930–40-х гг. Подъем патриотической поэзии в годы Великой Отечественной войны. Разнообразие жанров: военные стихи А. Ахматовой и Б. Пастернака; лирика А. Суркова («Декабрь под Москвой»), К. Симонова («Война»), Д. Кедрина; поэмы А. Твардовского («Василий Теркин» и «Дом у дороги»), П. Антокольского («Сын»), В. Инбер («Пулковский меридиан»), М. Алигер («Зоя»), Н. Тихонова («Киров с нами»); развитие любовной лирики («С тобой и без тебя» К. Симонова, «Строки любви» С. Щипачева, стихи М. Алигер, О Берггольц и др.); массовая песня (М. Исаковс­кий, В. Лебедев-Кумач, А. Сурков, А. Фатьянов, М. Светлов).
Литература русского зарубежья и андеграунда (обзор)

Утверждение идеалов и нравственных ценностей православия в литературе русского зарубежья («Иисус Неизвестный» Д. Мережковского, «Путешествие Глеба» Б. Зайцева, переложения житий А. Ремизова и др.).



Религиозные мотивы в творчестве И. Шмелева. Утверждение красоты Божьего мира и человека в повести «Богомолье». Тема обретения духовного рая в романе «Лето Господне». Своеобразие Шмелева-художника.

Экзистенциальная проза (И. Бунин, Г. Газданов и др.).

Тема божьего наказания и испытания для России в романе М. Осоргина «Сивцев Вражек». Роман «Вольные каменщики» как нетрадиционное выражение христианских идеалов активной любви к людям.



Поэзия русского зарубежья. Г. Иванов и поэзии «незамеченного поколения» (Б. Поплавский и другие поэты «парижской ноты»).

Художественные поиски В. Набокова и их значение для русской прозы Х в.



Сатирические романы и повести А. Аверченко, Н. Тэффи, М. Зощенко, М. Булгакова, А. Платонова.

Творчество поэтов второй волны русской эмиграции (Д. Кленовский, И Елагин и Н. Моршен).


Монографические темы

М.А. Шолохов (1905–1984)

Шолохов – создатель эпической картины русской народной жизни в ХХ в., продолжатель традиций Л. Толстого.

«Донские рассказы» и «Лазоревая степь» («Родинка», «Чужая кровь», «Шибалково семя», «Семейный человек», «Обида» и др.).

«Тихий Дон» – роман-эпопея, рас­крывающий историческую судьбу русского крестьянства в трагическом ХХ в. Воплощение многостороннего национального русского характера в образах главных героев.

Роман «Поднятая целина».

Военная тема в творчестве М. Шолохова: от рассказа «Наука ненависти» к «Судьбе человека».


Л.М. Леонов (1899–1994)

Философский характер таланта Леонова. Статья «Толстой и Достоевский» – ключ к пониманию художественного мира писателя.

Романы «Барсуки» и «Вор» (1-я редакция 1927 г.), «Русский лес» и «Пирамида». Повесть «Evgenia Ivanovna».

Драматургия Леонова («Метель», «Нашествие» и «Золотая карета»).

Леонов-публицист.
М.А. Булгаков (1891–1940)

Творчество М. Булгакова как продолжение традиций русской (Гоголь) и мировой (Гофман) классики. Реалистическое и мистическое начала в произведениях писателя.

Раннее творчество писателя («Записки юного врача», «Роковые яйца» и «Собачье сердце»).

Роман «Белая гвардия».

Драматургия М. Булгакова («Дни Турбиных», «Бег» и др.).

Решение проблемы «художник и общество» в романе «Жизнь господина де Мольера» и в пьесах «Кабала святош» («Мольер») и «Последние дни» («Пушкин»).

Роман «Мастер и Маргарита».

Место и значение Булгакова в современной и мировой литературе.


А.П. Платонов (1899–1951)

Соединение народной культуры и научной философии – особенность таланта А. Платонова. Тема преодоления сиротства, решение проблема частного и общего существования – основа творчества Платонова.

Рассказ «Усомнившийся Макар».

Роман «Чевенгур».

Повести «Котлован», «Ювенильное море» и «Джан».

Рассказы «Фро», «В прекрасном и яростном мире», «Река Потутань» и «Возвращение» («Семья Ивановых»).

Платонов-драматург («Шарманка», «14 Красных Избушек» и др.).
В.В. Набоков (1899–1977)

Раннее творчество. Роман «Машенька».

Обретение своего художественного мира в романе «Защита Лужина».

Роман-антиутопия «Приглашение на казнь». Рассказ «Озеро, облако, башня».

Роман «Дар» как высшее достижение художественной прозы Набокова и выражение его эстетической позиции.

Тема России в романе-воспоминании «Другие берега».

Англоязычное творчество В. Набокова. Романы «Лолита», «Ада» и др. Переводческая деятельность писателя.
Г. Иванов (1894–1951), Б. Поплавский (1903–1935) – поэты «парижской ноты»

Раннее творчество Г. Иванова.

Трагическое восприятие эпохи и судьбы эмиграции в книгах стихов «Розы» и «Отплытие на остров Цитеру».

Статья «Распад атома» – творческий манифест позднего Г. Иванова. Цикл стихов «Портрет без сходства», книга «Стихи: 1943–1958».

Тема смерти, сна, ужаса бытия и надежда на обретение смысла жизни в поэзии Б. Поплавского.
Б.Л. Пастернак (1890–1960)

Ранняя лирика Б. Пастернака: книги «Поверх барьеров» и «Сестра моя – жизнь».

Стихи «Второго рождения»: тема принятия «миров разного­лосицы».

Книга «На ранних поездах». Стихи о Великой Отечественной войне: патри­отические и христианские мотивы.

Лирико-философский роман «Доктор Живаго».

Цикл стихов «Когда разгуляется».

Переводческая деятельность Б. Пастернака.
О.Э. Мандельштам (1891–1938)

О. Мандельштам – певец мировой культуры. Стихотворение «Я не слыхал рассказов Оссиана», статья «Слово и культура» и эссе «Разговор о Данте» как выражение эстетической позиции писателя.

Акмеистские мотивы в книгах стихов «Камень» и «Tristia».

Поэзия 1930-х гг. Воронежские стихи.

Трагическая судьба поэта.
А.Т. Твардовский (1910–1971)

Поэма «Страна Муравия».

«Василий Теркин. Книга про бойца» – воплощение русского национального характера. И. Бунин о «Василии Теркине».

Поэма «Дом у дороги»: проблематика, образы героев, жанр.

«За далью – даль» как лирическая эпопея.

Творчество Твардовского 60–70-х гг. Сатирическая поэма «Теркин на том свете».

Поэма «По праву памяти».

Твардовский – редактор «Нового мира».


Тэффи (Н.А. Лохвицкая) (1872–1952)

Юмористическое изображение «маленького человека» в дореволюционном творчестве Тэффи.

Стремление писательницы «смехом заглушить стенанья» оказавшихся в эмиграции сограждан. Сочувственно-ироническое изображение эмигрантской жизни («Ке фер?» «Доктор Коробко», «Маркита»). Непримиримое отношение к обывателям, эгоистам и ханжам («О вечной любви», «Подлецы», «Яго»). Образы русских людей в рассказах «L`ame slave», «Сладкое вспоминание», «Мать», «Поручик Каспар»).

Изображение детей («Где-то в тылу», «Гурон»).

Мастерство Тэффи: яркость сюжетов, оригинальность фамилий персонажей, мастерство диалогов и реплик, использование каламбуров.
М.М. Зощенко (1894–1958)

Изображение человека, оторванного от культурной и литературной среды в первом сборнике М. Зощенко «Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова». Сказовый характер повествования – типичная особенность раннего Зощенко.

Трагизм положения героя, «человека массы», сталкивающегося с новыми, незнакомыми ему ранее формами культуры и быта – главная тема рассказов писателя 20-х гг. («Аристократка», «Любовь», «Баня», «Нервные люди», «Галоша» и др.).

Кризис писателя из-за добросовестного стремления стать пролетарским писателем, близким к своему герою, добросовестно исполнять социальный заказ массы и человека массы. Изменение манеры повествования в «Голубой книге». Примитивизм ряда ситуаций и трактовок.

Философские повести Зощенко («Возвращенная молодость» и «Перед восходом солнца»).

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС середины 1950 – середины 1980-х гг. (обзор)



Общественно-литературная ситуация. Активизация общественной и литературной жизни в стране в 50-е гг. в связи со смертью И.В. Сталина и решениями XX съезда Коммунистической партии. Появление новых литературно-художественных журналов и альманахов. Дискуссии о социалистическом реализме, идеальном герое, о про­блеме «самовыражения», о «тихой» лирике, искренности в литературе.

Размежевание в писательской среде по принципу: официальная линия – оппозиция – поч­венники. Деятельность А. Твардовского и редакции журнала «Новый мир». Позиция В. Кочетова и журнала «Октябрь». «Почвенническая» позиция журналов «Молодая гвардия» и «Наш современник».

Усиление идеологического давления на литераторов в годы застоя. Диссидентство, его выражение в литературном процессе.

Роль литера­туры в подготовке общества к коренным изменениям в обществен­ной жизни.

Литературно-эстетические явления 50–80-х гг. Возрождение внимания к специфике искусства.

Роль «возвращенной» отечественной литературы (произведений Е. Замятина, С. Клычкова, А. Платонова, Б. Пильняка, М. Булгакова, Н. Клюева, С. Клычкова, А. Ахматовой, А. Солженицына, А. Бека, В. Дудинцева, В. Гроссмана, Б. Пастернака, Ю. Домбровского, А. Приставкина, А. Рыбакова, В. Тендрякова, Б. Ямпольского; А. Твардовского, И. Бродского и др.) и литературы русского зарубежья (произведения И. Бунина, И. Шмелева, Д. Мережковского, З. Гиппиус, М. Алданова и др.) в этом процессе.

Споры о социалистическом реализме.
Проза

Художественно-публици­стические произведения И. Эренбурга («Оттепель»), Г. Николаевой («Битва в пути»), В. Дудинцева («Не хлебом единым»), А. Яшина («Рычаги»), В. Тендрякова («Ухабы», «Тройка, семерка, туз»).

Рассказы Ю. На­гибина, Ю. Казакова.

Цикл очерков В. Овечкина «Деревенские будни».

«Лирическая проза» конца 50-х – начала 60-х гг. («Капля росы» и «Владимирские про­селки» В. Солоухина, «Дневные звезды» О. Берггольц и др.).

Проза В. Тендрякова («Не ко двору», «Ухабы», «Суд», «Весенние перевертыши», «Ночь после выпуска» и др.). Потаенная проза писателя («Пара гнедых», «Хлеб для собаки» и другие рассказы).

Прошлое в свете современности («Жестокость», «Испытательный срок» П. Нилина, «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных ве­щей» Ю. Домбровского). Этапное значение рассказа А. Солженицы­на «Один день Ивана Денисовича».

Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго».

«Лирико-исповедальная» проза и характер молодого современ­ника («Продолжение легенды» А. Кузнецова, «Звездный билет» В. Аксенова, «Хроника времен Виктора Подгурского» А. Гладилина).

«Военная», «деревенская» и «городская» проза как вер­шинные достижения периода (см. ниже).

«Лагерная» проза (эпопея А. Солженицына «Архи­пелаг ГУЛАГ», его романы «В круге первом», «Раковый корпус». «Колымские рассказы» В. Шаламова, «Черные камни» А. Жигулина, «Погружение во тьму» О. Волкова, повесть «Верный Руслан» Г. Владимова и др.).

Философский роман 60–80-х гг. («И дольше века длится день», «Буранный полустанок», «Плаха» Ч. Айтматова; «Царь-рыба» и «Печальный детектив» В. Астафьева, «Берег», «Выбор», «Игра» Ю. Бондарева; «Белка», «Царь-лес» А. Кима и др. Философски-юмористическая проза Ф. Искандера («Сандро из Чегема» и др.) и С. Довлатова. Философская фантастическая проза (А. и Б. Стругацкие).

Ассоциативно-метафористическая проза В. Катаева («Святой колодец», «Трава забвения», «Алмазный мой венец»).

Исторический роман в 70–80 гг. («Нетерпение» Ю. Трифонова, «Соломенная сторожка» Ю. Да­выдова, романы Л. Бородина, В. Шук­шина, В. Чивилихина, Б. Окуджавы. «Красное колесо» А. Солженицына.

Реалистическая сатира Ф. Искандера, В. Войновича, Б. Можаева, В. Бело­ва, В. Крупина («Слава Богу за все», «Янки, гоу хоум!»), А. Курчаткина («Стражница»).

Городская проза Ю. Трифонова. Поколение «сорокалетних»: В. Маканин, Р. Киреев, А. Ким, В. Личутин, А. Курчаткин, С. Есин, В. Крупин и др.

Художественное освоение повседневного быта современного че­ловека в так называемой «новой», или «жестокой» прозе (Т. Толстая, Л. Петрушевская и др.).

Возникновение неомодернистской и постмодернистской прозы: «Москва – Петушки» Вен. Ерофеева; «Пушкинский дом» А. Битова; романы Саши Соколова.

Проза третьей волны русской эмиграции: В. Аксенов, С. Довлатов, В. Войнович, Ф. Горенштейн, Э. Лимонов.


Проза о Великой Отечественной войне

Традиции Н.В. Гоголя и Л.Н. Толстого и военной прозы 40-х гг. ХХ в. в современной литературе о Великой Отечественной войне.

Документальная проза о Великой Отечественной войне: «Брестская крепость» С. Смирнова, «Блокадная книга» А. Адамовича и Д. Гранина, «Нагрудный знак ОSТ», «Плотина» В. Семина, «Капитан дальнего плавания» А. Крона, «Клавдия Вилор» Д. Гранина.

Появление «лейтенантской прозы» («Батальоны просят огня», «Последние залпы» Ю. Бондарева, «Пядь земли» Г. Бакланова, «Звездопад» В.Астафьева, «Журавливый крик», «Третья ракета» В. Быкова) и ее своеобразие.

Художественное своеобразие творчества В. Богомолова («Иван», «В августе сорок четвертого... (Момент истины)»), К. Воробьева («Убиты под Москвой», «Это мы, господи!..»), В. Кондратьева («Сашка»), Б. Васильева («А зори здесь тихие» и «В списках не значился»).

Эпическое осмысление Отечественной войны (роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», трилогия К. Симонова «Живые и мертвые», роман Ю. Бондарева «Горячий снег»).

Философско-притчевое повествование на военном материале («Сотников», «Обелиск», «Знак беды» В. Быкова).

Углубление антивоенной темы в «военной прозе»: «Июль 41 года» и «Навеки – девятнадцатилет­ние» Г. Бакланова, «Пастух и па­стушка» и В. Астафьева и др.


«Деревенская проза»

Два направления в развитии прозы о деревне: социально-историческое и онтологическое. Их взаимодействие и противостояние.

Обращение к трагическим со­бытиям коллективизации («На Иртыше» С. Залыгина, «Кончина» В. Тендрякова, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Кануны» В. Белова, «Драчуны» М. Алексеева). Изображение русской деревни, ее нынешних забот в свете общечеловечес­ких проблем («Последний поклон» В. Астафьева, «Любавины» В. Шукшина, «Горькие травы» П. Проскурина). Роман-тетралогия Ф. Абрамова «Братья и сестры».

Изображение исконных начал нации в повести Б. Можаева «Живой».

Осмысление необратимых процессов изменения национальной жизни в ХХ столетии в рассказе А. Яшина «Вологодская свадьба».

Лирическая «деревенская проза»: «Привычное дело» В. Белова, творчество Е. Носова, В. Лихоносова, В. Распутина.


Поэзия

Философско-поэтическое осмысление жизни, ее «вечных тем» («Лад» Н. Асеева, «Солнцеворот», «Синяя вес­на» В. Луговского, «Стихи» Л. Мартынова, «Горизонт» М. Светло­ва). Человек и природа в поздней лирике Н. Заболоцкого.

Лирика поэтов фронтового поколения (М. Дудин, С. Орлов, Б. Слуцкий, Д. Самойлов, Ю. Левитанский, С. Орлов, Е. Винокуров, А. Межиров, Ю. Дру­нина, М. Дудин, К. Ваншенкин и др.).

Социальные и художественные поиски «шестидесятников» Е. Евтушенко, Р. Рожде­ственского, Р. Казаковой, В. Соколова, А. Вознесенского, С. Куняева, Н. Астафьевой, Б. Чичибабина, Б. Ахмадулиной и др.

Интерес к народным, национальным корням искусства в поэзии Н. Руб­цова, В. Соколова, Н. Тряпкина, С. Викулова, О. Фокиной и др. Лирика Н. Рубцова.

Художественное осмысление исторического процесса («Бег времени» А. Ахматовой, «Узел» О. Берггольц, «День России» Я. Смелякова).

Социальный и публицистический пафос, традиции и новаторство в поэзии бардов, (Б. Окуд­жава, А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Ким, Ю. Визбор, А. Городницкий, Н. Матвеева, и др.).

«Лианозовская школа» (поэзия Е. Кропивницкого, Г. Сапгира, И. Холина и др.).

Возвращение в поэзию книг Н. Гумилева, В. Ходасевича, Г. Иванова, И. Одоевцевой, И. Елагина, Н. Моршена и др. Публикация неизвестных на родине произве­дений А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мендельштама, Н. Клюева, С. Клычкова, М. Волошина, В. Хлебникова и др.

Поэзия «второй волны» русской эмиграции (И. Елагин и Н. Моршен).


Драматургия

Многообразие жанрово-стилевых исканий в 60–80-е гг.

Развитие социально-психологической драмы. Театр А. Арбузова («Иркутская история», «Мой бедный Марат», «Сказки старого Арбата», «Жесткие игры»). Психологический театр В. Розова («Вечно живые», «В до­брый час», «В поисках радости», «В день свадьбы») и А. Володина («Фабричная девчонка», «Старшая сестра») 60-х гг.

Обращение к историко-революционной теме. Трагедия Н. Погодина «Третья патетическая». Документально-публи­цистический театр М. Шатрова. Поиски новых художественных форм и жанровых разновидностей в «документальном» театре М. Шатрова («Так победим!», «Диктатура совести», «Дальше... дальше... дальше»).



«Производственная драма» («Че­ловек со стороны» И. Дворецкого и «Протокол одного заседания» А. Гельмана).

«Исторические экскурсы» в пьесах Э. Радзинского («Беседы с Сократом», «Лунин, или Смерть Жака», «Театр времен Нерона и Сенеки»), А. Володина («Две стрелы», «Яще­рица»), Л. Зорина («Дион»). Обработка заимствованных сюжетов в творчестве Гр. Горина («Забыть Герострата!», «Тот самый Мюн­хгаузен», «Дом, который построил Свифт», А. Володина («Дулъсинея Тобосская», «Мать Иисуса»). Современное прочтение «вечных сюжетов» («Не бросай огонь, Прометей» М. Карима, «Окончание Дон-Жуана» Э. Радзинского.

Синтез гоголевских и чеховских традиций в драматургии А. Вампилова («Провинциальные анекдоты», «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске»).

Пьеса-притча А. Казанцева «Великий Будда, помоги им!» и трагифарс В. Коркии «Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили». «Вальпургиева ночь, или Шаги командора» В. Ерофеева и «Трибунал» В. Войновича.


А.И. Солженицын (род. в 1918 г.)

Творческий путь. Ранние рассказы писателя. «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор».

Роман «В круге первом» и повесть «Раковый корпус».

Речи, выступления, публицистика 70–90-х гг. Книга «Бодался теленок с дубом».

«Красное колесо». Солженицынская философия языка. «Словарь языко­вого расширения».

«Двучастные рассказы» и «Крохотки».


В.М. Шукшин (1929–1974)

Создание многообразного народного национального характера («Чудик», «Жена мужа в Париж провожала», «Микроскоп», «Сапожки», «Даешь сердце!», «Верую!», «Миль пардон, мадам», «Сураз», «Срезал», «Генерал Малафейкин» и др.).

Сатира Шукшина.
В.Г. Распутин (род. в 1937 г.)

Повести «Живи и помни», «Последний срок», «Прощание с Матерой» и др. Трагизм новеллистики писателя 90-х гг. (рассказ «Нежданно-негаданно» и др.).

Повесть «Дочь Ивана, мать Ивана».
Ю.В. Трифонов (1925–1981)

Повести «Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Дом на набережной», «Другая жизнь» и роман «Старик».

Осмысление революций в документальной повести «Отблеск ко­стра», в романах «Старик» и «Нетерпение».

Художник и история в последнем романе Ю. Трифонова «Время и место».


Н.М. Рубцов (1936–1971)

Развитие есенинских традиций в новых исторических условиях в книгах «Лирика», «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы», «Последний пароход», «Подорожники» и др.


ЛИТЕРАТУРА СЕРЕДИНЫ 80-х XX в. – НАЧАЛА ХХI в.

Признание правомерности художественного многообразия в литературе.

Новые тенденции в реалистической прозе В. Маканина («Лаз», «Стол, покрытый сукном и с графином посередине», «Андеграунд, или Герой нашего времени») и А. Курчаткина («Солнце сияло»). Творчество Дины Рубиной («Вот идет Мессия», сборник «На солнечной стороне улицы»).

Развитие и кризис постмодернистской литературы: проза Ю. Мамлева, В. Сорокина, В. Пелевина; поэзия Д.А. Пригова, Л. Рубинштейна. Метапоэтические поиски И. Жданова, О. Седаковой, В. Месяца. Преодоление постмодернистских тенденций в романе Т. Толстой «Кысь», в стихах Т. Кибирова.

Возникновение различных модификаций неореализма (нового реализма), синтезировавшего классический реализм с рядом художественных открытий постмодернизма, как реакции на безыдейную литературу. Метареализм А. Кабакова («Последний герой») и О. Славниковой («2017»). «Новая проза» А. Варламова («Присяга», «Сплав», «Купол»), Ю. Полякова («Грибной царь»), Б. Евсеева («Романчик»), С. Казначеева («Записки советского миллонера») и др.

Отражение мучительных духовных поисков молодого поколения в прозе И. Денежкиной («Дай мне!»), И. Кочергина («Помощник китайца»), А. Иванова («Географ глобус пропил»), Р. Сенчина (рассказы), Д. Гуцко («Без пути-следа»), З. Прилепина («Санькя»), С. Шергунова («Ура!»), Н. Ключкаревой («Россия: общий вагон») и др.

Многообразие поисков в области поэзии. Поэты «петербуржской школы»: Е. Рейн, В. Кривулин, Е. Шварц. Трагическое мировосприятие эпохи глобализации в поэзии Ю. Кузнецова и Г. Русакова. Почвеннические традиции в стихах Ст. Куняева, В. Казанцева, В. Устинова, М. Шелехова. Поэты – «неоклассики» Б. Кенджеев, С. Гандлевский, А. Цветков, Ю. Кублановский, Л. Лосев. Духовные стихи О. Седаковой, О. Николаевой и М. Аввакумовой. Поиск новой поэтики в стихах Г. Айги, А. Парщикова, А. Еременко, И. Жда­нова и др.

Стремление работать со второй культурной реальностью и умеренное экспериментаторство А. Кушнера, Ю. Мориц, К. Ковальджи; радикальное экспериментаторство В. Сосноры. Лиризация и философизация стихов поэтов вчерашнего андеграунда (Н. Коржавина, А. Тимофеевского, Ю. Кима).

Развитие рок-поэзии и популярной песни (А. Гребенщиков, А. Башлачев, В. Цой, Ю. Шевчук, И. Кормильцев, Д. Ревякин, И. Тальков, А. Шаганов, Ю. Энтин).

Усиление критического пафоса в драматургии («Жестокие игры», «Победительница», «Виноватые», А. Арбузова; «Гнездо глухаря», «Кабанчик», «Хозяин» В.Розова).

Драматургия «новой волны»: В. Арро («Смотрите, кто пришел»), В. Славкин («Серсо»), А. Га­лин («Ретро», «Восточная трибуна»), Л. Петрушевская («Уроки музыки», «Три девушки в голубом», «Московский хор»).

Новые имена в драматургии: Н. Коляда, А. Слаповский, В. Сигарев, М. Арбатова и др.

Появление развитие массовой (коммерческой) литературы как результат рыночной экономики России. Жанр фэнтази: романы П.Крусанова («Укус ангела») и С. Лукьяненко («Ночной дозор», «Дневной дозор»). Исторический детектив: романы В. Лаврова и Б. Акунина. Женский сентиментальный роман Л. Улицкой и В. Токаревой. Женский детектив: А. Маринина, Д. Донцова, Т. Устинова.

Литературная критика середины 80-х – 2000-х гг. Начало гласности. Активизация деятельности литературно-художественных изданий, бурный рост их тиражей в конце 80-х гг. Доминирование публицистического аспекта критики (Ю. Карякин, И. Клямкин, А. Нуйкин).

Критики-ученые: А. Бочаро­в, Е. Сидоров, Ал. Михайлов, Г. Белая, В. Пискунов, Е. Старико­ва, И. Шайтанов, С. Чупринин, Вл. Новиков, А. Архангельский.

Сближение позиций журналов «Наш современник» и «Молодая гвардия» (В. Кожинов, А. Ланщиков).

«Центристы»: Л. Лавлинский, А. Латынина.


И.А. Бродский (1940–1996)

Начало творческого пути в России. («Большая элегия Джону Донну», «В деревне Бог…», «Одной поэтессе», «Прощайте, мадмуазель Вероника»).

Нобелевская лекция – поэтическое кредо И. Бродского. Книги стихов «Часть речи» и «Конец прекрасной эпохи», «Урания» и др.

Художественное своеобразие поэзии Бродского: метафизичность; использование длинных периодов и анженбеманов, требующих напряжение мысли читателя; ориентация на философскую поэзию XVIII века.


Ю.П. Кузнецов (1941–2003)

Поэзия Ю. Кузнецова – синтез модернизма и традиционализма, русской философской поэзии ХIХ века и трагического мироощущения новейшего атомного века.

Столкновение мифа и реальности – типичный прием ранней поэзии Кузнецова («Атомная сказка», «Змеиные травы»). Изображение диалектики добра и зла в поэме «Змеи на маяке», в стихах последних лет. Тема любви-соперничества («Закрой себя руками: ненавижу», «Ты чужие слова повторяла», «Пошла ты по красному лету»).

Преобладание аллегорических текстов на политическую тематику в позднем творчестве поэта («Захоронение в Кремлёвской стене»).

Художественное своеобразие поэзии Ю. Кузнецова: сюжетность, создание мифологических образов, использование фольклорных мотивов, трехсложные размеры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мировое значение русской литературы ХХ века. Тенденции развития отечественной литературы в ХХI веке.


ЛИТЕРАТУРА

Художественные тексты (обязательный минимум)

М. Гоький. Отшельник. Рассказ о безответной любви. Рассказ о герое. Дело Артамоновых. Жизнь Клима Самгина*. Егор Булычев и другие.

В. Маяковский. Левый марш. Приказ по армии искусства. Хорошее отношение к лошадям. Прозаседавшиеся. Лиличка! Любовь. Письмо товарищу Кострову... Письмо Татьяне Яковлевой. Уже второй, должно быть ты легла... Про это. Хорошо! Во весь голос. Клоп*. Баня*.

С. Есенин. Там, где капустные грядки... Поет зима – аукает. Хороша была Танюша, краше не было в селе... Выткался на озере алый свет зари... Шел Господь пытать людей в любови... Гой ты, Русь, моя родная... Письмо матери. Отговорила роща золотая. Тебе одной плету венок. О Русь, взмахни крылами... Корова. Песнь о собаке. Устал я жить в родном краю... Я обманывать себя не стану... Я последний поэт деревни... Нивы сжаты, рощи голы. Да, теперь решено, без возврата... Мне осталась одна забава... Не жалею, не зову, не плачу... Пой же, пой. На проклятой гитаре... Пускай ты выпита другим… Ты меня не любишь, не жалеешь... Собаке Качалова. Я иду долиной. На затылке кепи... Клен ты мой опавший, клен заледенелый... До свиданья, друг мой, до свиданья... Русь Советская. Русь уходящая. Письмо к женщине. Черный человек.

Е. Замятин. Мы.

Б. Пильняк. Повесть непогашенной луны.

М. Булгаков. Белая гвардия. Собачье сердце. Мастер и Маргарита.

И. Бабель. Конармия (рассказы «Переход через Збруч», «Письмо», «Начальник конзапаса», «Гедали», «Мой первый гусь», «Рабби», «Смерть Долгушова», «Комбриг два», «Кладбище в Козине», «Прищепа», «Берестечко», «Афонька Бида», «У святого Валента»).

Э. Багрицкий. Птицелов. Контрабандисты. Дума про Опанаса*.

А. Фадеев. Разгром. Молодая гвардия.

М. Шолохов. Тихий Дон. Судьба человека.

А. Толстой. Петр Первый.

М. Осоргин. Cивцев Вражек.

И. Бунин. Темные аллеи.

И. Шмелев. Лето Господне.

М. Алданов. Святая Елена, маленький остров…

А. Малышкин. Люди из захолустья.

Л. Леонов. Вор*. Соть*. Evgenia Ivanovna. Нашествие*.

Ю. Олеша. Зависть.

М. Пришвин. Жень-шень.

А. Платонов. Котлован. Джан. Возвращение.

Б. Пастернак. Февраль. Достать чернил и плакать!.. Марбург. Определение поэзии. Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе... Весна. Август. Объяснение. Зимняя ночь. Гамлет. Нобелевская премия. На Страстной. Доктор Живаго.

О. Мандельштам. Воронежские стихи.

Б. Поплавский. Стихотворения.

В. Набоков. Защита Лужина. Приглашение на казнь. Озеро, облако, башня.

Г. Иванов. Стихотворения из сборника «Отплытие на остров Цитеру», «Портрет без сходства», «Дневник».

А. Афиногенов. Машенька. Страх (или Ложь)*.

В. Вишневский. Оптимистическая трагедия.

М. Зощенко. Аристократка. Брак по расчету. Любовь. Счастье. Баня. Нервные люди. Кризис. Административный восторг. Обезьяний язык. Воры. Муж. Сильное средство. Галоша. Прелести культуры. Мещане. Операция. Мелкий случай. Серенада. Пьеса «Свадьба». Голубая книга*.

Тэффи. Ке фер? День. Майский жук. Маркита. L`ame slave. Подлецы. Яго. Где-то в тылу. Гурон.

И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев или Золотой теленок.

П. Антокольский. Сын.

А. Сурков. Декабрь под Москвой (сборник).

К. Симонов. Стихи «С тобой и без тебя» (цикл). Живые и мертвые (1-я книга).

А. Твардовский. Я убит подо Ржевом.... В тот день когда окончилась война. Василий Теркин. За далью – даль.

М. Исаковский. Враги сожгли родную хату... Летят перелетные птицы... В лесу прифронтовом. Катюша.

В. Некрасов. В окопах Сталинграда.

Э. Казакевич. Звезда. Двое в степи.

Н. Нароков. Мнимые величины*.

И. Елагин. Уже последний пехотинец пал… Мне не знакома горечь ностальгии… В Гринвич Вилидж. Нынче я больше уже не надеюсь на чудо… Здесь чудо всё: и небо, и земля… Звезды.

Н. Моршен. Волчья верность. Диалексика природы. Белым по белому. Мир стихотворца глазами Панглоса. О звездах. Стихотворения с эпиграфами.

Е. Евтушенко. Свадьбы. Окно выходит в белые деревья… Идут белые снеги… Казнь Стеньки Разина. Шестидесятники.

А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор. Крохотки.

В. Гроссман. Жизнь и судьба*.

Г. Бакланов. Пядь земли.

Ю. Бондарев. Горячий снег.

В. Васильев. А зори здесь тихие.

В. Быков. Сотников. Знак беды*.

А. Яшин. Рычаги. Вологодская свадьба.

В. Тендряков. Пара гнедых. Хлеб для собаки. Параня. Донна Анна.

Ф. Абрамов. Две зимы и три лета (2 часть тетралогии «Братья и сестры»).

В. Астафьев. Царь-рыба (рассказы «Капля», «Уха на Боганиде», «Царь-рыба», «Сон о белых горах» и др.).

В. Шукшин. Как помирал старик. «Раскас». Чудик. Микроскоп. Сапожки. Забуксовал. Срезал. Алеша бесконвойный. Крепкий мужик. Ораторский прием. Верую. Мастер. Танцующий Шива*. Калина красная*.

В. Распутин. Прощание с Матерой. Нежданно–негаданно.

Ю. Трифонов. Обмен.

В. Маканин. Полоса обменов. Сюр в пролетарском районе*. Кавказский пленный.

Л. Петрушевская. Время – ночь. Три девушки в голубом.

Т. Толстая. Рассказы (по выбору).

Ю. Домбровский. Факультет ненужных вещей*.

Вен. Ерофеев. Москва–Петушки.

А. Битов. Пушкинский дом*.

С. Соколов. Школа для дураков*.

С. Довлатов. Чемодан.

В. Пелевин. Чапаев и пустота*.

Ю. Поляков. Грибной царь.

А. Варламов. Купол.

И. Денежкина. Дай мне!

Д. Гуцко. Без пути-следа.

З. Прилепин. Санькя.

Д. Самойлов. Сороковые. Пестель, поэт и Анна. Из детства. Смерть Ивана. Голоса за холмами. Я сделал вновь поэзию игрой…

Б. Чичибабин. Церковь в Коломенском. Сияние снегов. Сними с меня усталость, матерь Смерть. Плач по утраченной родине. Россия будь!

А. Вознесенский. Рублёвское шоссе. Из поэмы «Оза» (часть IV). Муравей. Ностальгия по настоящему. Окружное: Актер – театр (изостих).

Н. Рубцов. Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны. В горнице. Тихая моя родина. Звезда полей. Ночь на родине. До конца. Я умру в крещенские морозы…

Ю. Кузнецов. Атомная сказка. Змеиные травы. Родство. После смерти, когда обращаться. Семейная вечеря. Я скатаю родину в яйцо… Счастливый Аким. Захоронение в Кремлевской стене.

И. Бродский. Рождественский романс. Конец прекрасной эпохи. Письма римскому другу. Осенний крик ястреба. На смерть Жукова. Я входил вместо дикого зверя в клетку…

И. Холин. У меня соседи, словно звери… Заборы. Помойки. Афиши. Рекламы… На окне цветочки… Сегодня суббота… Пролетело лето… Умерла в бараке 47 лет…

Д.А. Пригов. Прозрачные сосны стояли… Когда здесь на посту стоит Милицанер… Женщина в метро меня лягнула… Вот я курицу зажарю… Гибралтарский перешеек…

А. Арбузов. Жестокие игры.

В. Розов. Гнездо глухаря.

А. Вампилов. Утиная охота. Провинциальные анекдоты.

Н. Коляда. Мурлин Мурло.

Учебники и учебные пособия

История русской литературы ХХ века (20–90-е годы). Основные имена: Учеб. пособие / Под ред. С.И. Кормилова. – М., 1998.

История русской литературы ХХ века (20–50-е годы). Литературный процесс. – М., 2006.

Русская литература ХХ века: В 2 ч.: Учеб. для педвузов / Под ред. В.В. Агеносова. – М., 2007.



Агеносов В.В. Литература Russkogo зарубежья: Учеб. пособие. – М., 1998.

Голубков М.М. История литературной критики ХХ века. – М., 2007.

Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века. – М., 2004.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. 1950–1990-е годы: В 2 т. – М., 2003.

Современные русские поэты: Антология / Сост. В. Агеносов, К. Анкудинов. – М., 2006.



Справочные и библиографические издания

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. – М., 1962–1978.

Русские писатели ХХ века: Биографический словарь / Под ред. П.А. Николаева. – М., 2000.

Русская литература ХХ века: Прозаики. Поэты. Драматурги: Словарь: В 3 т. – М., 2005.

Писатели русского зарубежья. Литературная энциклопедия русского зарубежья. 1918–1940: В 4 т. / Под ред. А.Н. Николюкина. – М., 1997–2006.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.



Казак В. Лексикон русской литературы ХХ века. – М., 1996.

Содержание



* Здесь и далее * обозначены произведения для дополнительного чтения.

<< предыдущая страница