Программа курса история отечественной литературы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебная программа для студентов (специальность нхт фототворчество) 3 442.96kb.
по дисциплине «Отечественная история» Специальность 080801э «Прикладная... 2 582.7kb.
Программа дисциплины История русской литературы. Ч. II. Русская литература... 1 311.34kb.
Программа дисциплины История искусства и литературы для направления... 1 340.55kb.
Учебно-методический комплекс к курсу «история отечественной журналистики... 1 261.14kb.
Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» 3 713.25kb.
Программа дисциплины «Теория и история зарубежной литературы» 5 981.2kb.
Учебная программа курса «История русской литературы ХIХ века 1 268.94kb.
Рабочая программа предназначена для студентов 3 курса отделения журналистики... 6 1024.31kb.
Пояснительная записка Программа элективного курса «История географических... 1 133.05kb.
Программа дисциплины «История русской музыки» 1 292.48kb.
Пояснительная записка Цели образовательной ступени 9 2769.92kb.
- 4 1234.94kb.
Программа курса история отечественной литературы - страница №2/3


М.Ю. Лермонтов (1814–1841)

Жизненный путь поэта. Периодизация его творчества.

Тематика и своеобразие ранней лирики Лермонтова, ее жанры, особенности характера лирического героя.

Лирика 1836–1841 гг., ее ведущие мотивы, органическая связь личных и гражданско-философских и социально-политических мотивов, своеобразие лирического героя. Тема поэта и поэзии («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»). Образ Родины («Родина»). Взгляд на современное поколение («Бородино», «Дума»). Развитие в лирике поэта реалистических тенденций, взаимодействие лирического, драматического и эпического начал в лирике, ее жанровое многообразие.

Ранние поэмы Лермонтова. Их ведущие темы, герои, идеи.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Лермонтовская философия русской истории и ее преломление в конфликте, сюжете и системе образов. Народнопоэтическая основа поэмы.

Поэма «Мцыри», ее жанровое своеобразие, особенности сюжета и композиции. Философский смысл поэмы. Поиски героем социально-нравственного идеала. Символическое значение и многоплановость образов монастыря, природы, родины. Особенности языка и стиля.

Поэма «Демон», замысел и творческая история. Социально-философская сущность поэмы. Проблемы диалектики добра и зла, бунта и гармонии, любви и ненависти, падения и возрождения в произведении, их отражение в сюжете, композиции и системе образов.

Жанровое своеобразие поздних поэм Лермонтова («Тамбовская казначейша», «Сашка», «Сказка для детей»).

Драматургия Лермонтова. Ранние пьесы. Драма «Маскарад», единство романтических и реалистических тенденций в драме. Образ Арбенина как «героя времени».

«Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман, его структура, особенности сюжета и композиции, система образов. Образ Печорина как героя «нового» времени, его сущность и взаимоотношение с окружающим миром. Решение проблем личности и общества, судьбы и воли, осознание нравственной ответственности за совершенные поступки.

Место и роль Лермонтова в развитии русской поэзии и прозы.


А.В. Кольцов (1809–1842)

Ведущие проблемы, идеи и жанровое своеобразие поэзии Кольцова. Связь творчества поэта с устным народным творчеством. Органическое единство лирического и эпического начал в песнях Кольцова, особенности их композиции и изобразительных средств.


Н.В. Гоголь (1809–1852)

Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя и его поэтического видения мира. А.С. Пушкин о специфике таланта Гоголя. Смех Гоголя как важнейший компонент художественного мира писателя.

Основные факты биографии. Первые литературные опыты. Поэма «Ганс Кюхельгартен».

«Вечера на хуторе близ Диканьки», их жизнеутверждающий пафос, романтические и реали­стические тенденции, трагические мотивы отдельных повестей. Образы рассказчиков.

«Миргород». Социальная проблематика и идейный смысл. Особен­ности композиционного построения сборника, своеобразие сатиры и юмора.

«Арабески», содержание сборника и его композиционная структура. Петербургские повести, их идейное содер­жание и проблематика. Повесть «Шинель», ее гуманистический пафос, особенности сюжета и композиции.

Драматургия Гоголя. Комедия «Женитьба». Идейный смысл и основ­ные персонажи комедии «Ревизор», авторское истолкование ее идейного содержания. Хлестаков и «хлестаковщина». Мастерство Гоголя-драматурга. Значение комедии «Ревизор» для русской драматургии и театра.

Поэма «Мёртвые души», ее замысел, особенности жанра, сюжета и компози­ции. Эпическое и лирическое начала в поэме. Содержание лирических отступлений, их взаимосвязь и идейная функция. Система образов. Особенности раскрытия характеров помещиков и чиновников. Роль образа Чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла произведения. Образы дороги и тройки, их роль в поэме. Работа над вторым томом «Мертвых душ».

«Выбранные места из переписки с друзьями» как выражение основных идей, лежавших в основе второго тома поэмы. Отклики на эту книгу. Письмо Белинского к Гоголю и ответ писателя критику.

Место и значе­ние Гоголя в русской и мировой литературе. Наследие Гоголя и наша совре­менность.


ЛИТЕРАТУРНО-ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ 1840–1855 гг.

Социально-политическая обстановка в стране. Активизация духовной жизни. Распространение идей утопического социализма. Кружок М.В. Буташевича-Петрашевского, его состав и проблемы, обсуждавшиеся на его заседаниях.

Революционные события в Западной Европе и их влияние на общественно-политическое положение России. Административно-полицейский произвол, цензурный гнет. «Мрачное семилетие» (1848–1855). Гонения на все проявления свободной мысли. Крымская война и ее последствия.

Славянофилы и западники. Идейные споры между ними. Роль В.Г. Белинского и А.И. Герцена в литературно-общественной борьбе 1840-х годов.

«Натуральная школа», ее основные эстетические принципы, основные жанры и проблематика произведений. Литературные манифесты «натуральной школы» («Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник»).

Роль журналов «Отечественные записки» и «Современник» в литературно-общественной борьбе, их полемика с охранительной и славянофильской журналистикой.

Идеи и лозунги теоретиков «чистого искусства». Полемика представителей «эстетической критики» с принципами эстетики «натуральной школы».

В.Г. Белинский – теоретик русского реализма и его значение в русской литературе.


А.И. Герцен (1812–1870)

Социально-политические и философские взгляды А.И. Герцена и их эволюция. Духовная драма Герцена после поражения революции 1848 г. в Европе, отражение её в публицистических произведениях («Письма из Франции и Италии» и «С того берега»). Создание Вольной русской типо­графии в Лондоне. Издание «Полярной звезды» и «Колокола». Публицистика Герцена в период проведения «великих реформ».

Герцен-писатель. Ран­ние романтические произведения. Герцена. Роман «Кто виноват?», его проблематика, жанр, композиция, особенность повествования, система образов. Место Бельтова в галерее «лишних людей».

Повесть «Сорока-воровка», её антикрепост­ническая направленность, отражение в ней споров славянофилов и запад­ников. Сатирическая повесть «Доктор Кру­пов».

«Былое и думы» – энциклопедия русской идейной и политической жизни 1830–1850-х гг. и западноевропейской действительности середины XIX в. Проблематика «Былого и дум», их жанровое своеобразие, особен­ность авторского повествования. Художественные произведения Герцена 1860-х гг.

Место и роль Герцена в развитии русской общественной мысли, философии и литературы.


ЛИТЕРАТУРНО-ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ 1856–1866 гг.

Кризис самодержавно-крепостнической системы в России, связанный с поражением в Крымской войне. Начало мощного общественного подъема в стране. Бурное развитие просвещения, науки и искусства.

Подготовка и проведение правительственных реформ: крестьянской, судебной, военной, земской и др.

Споры вокруг решения крестьянского вопроса. Революционная ситуация 1859–1861 гг. Манифест 19 февраля 1861 г. Деятельность обществ «Земля и воля» и «Организация». Покушение Д.В. Караказова на Александра II. Правительственная реакция.

Размежевание общественно-политических сил в 1860-е гг., полемика на страницах периодической печати. Роль разночинцев в общественной жизни страны.

Журналы «Современник» и «Русское слово» и их роль в общественном движении. Пропаганда идей крестьянской революции. Публицистическая и литературно-критическая деятельность Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева.

Полемика «Современника» и «Русского слова» и причина ее возникновения.

Сатирическая журналистика 1860-х гг. Журнал «Искра».

Славянофилы и их позиция в новых общественных условиях.

«Почвенники» и основные положения их учения. Журналы «Время» и «Эпоха».

Консервативная и либеральная журналистика.

Полемика демократической и либеральной критики вокруг «пушкинского» и «гоголевского» направлений в русской литературе.

Расцвет литературы критического реализма. Произведения И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова, А.Н. Островского.

Развитие демократической литературы, ее своеобразие и основные эстетические принципы, сформулированные в статье Н.Г. Чернышевского «Не начало ли перемены?». Творчество Н.В. Успенского, Н.Г. Помяловского, Ф.М. Решетникова, В.А. Слепцова и др.

Роль романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» в становлении демократической литературы. Романы и повести о «новых людях».

Антинигилистическая литература.

Поэзия 1860-х гг.: демократическая (Н.А. Некрасов, И.С. Никитин, поэты-»искровцы» и др.), поэзия А.А. Фета, А.К. Толстого, Ф.И. Тютчева.

Развитие драматургии. Пьесы А.Н. Островского, А.В. Сухово-Кобылина, А.К. Толстого и др.


ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Н.Г. Чернышевский (1828–1889)

Общественно-политические и эстетические взгляды Н.Г.Чернышевского. Его литературно-критическая и публицистическая деятельность.

Чернышевский-писатель. Роман «Что делать?», его социально-политический и философский характер, проблематика и идейное содержание. Теория «разумного эгоизма», ее привлекательность и неосуществимость.

Художественное творчество Чернышевского в период пребывания на каторге и в ссылке. Роман «Пролог», его замысел и содержание.


Н.Г. Помяловский (1835–1863)

Личность Помяловского. Дилогия «Мещанское счастье» и «Молотов», проблематика и идейное содержание. Разные типы разночинцев, представленные в дилогии. Проблема «мещанского счастья».

«Очерки бурсы». Проблема детства и воспитания. Полемический характер «Очерков».
Ф.М. Решетников (1840–1870)

Путь в литературу. Основные темы повестей, рассказов и очерков Решетникова. Повесть «Подлиповцы», ее идейное содержание, особенности сюжета и композиции. Изображение писателем психологии социальной массы в романах о «Горнорабочие», «Глумовы» и «Где лучше?».


В.А. Слепцов (1836–1878)

Поиски писателем своего жизненного призвания. Общественная деятельность Слепцова. Начало литературной деятельности. Циклы очерков «Владимирка и Клязьма» и «Письма об Осташкове». Изображение жизни пореформенного крестьянства в очерках «Питомка» и «Ночлег».

Роман «Трудное время». Идейный смысл, проблематика и система образов. Отражение в произведении отношения революционных демократов к правительственным реформам 1860-х.
Н.А. Некрасов (1821–1877)

Раннее творчество Некрасова. Сборник «Мечты и звуки». В.Г. Белинский о сборнике. Некрасов и «натуральная школа», его издательская деятельность.

Широта и многогранность литературной деятельности Некрасова в 1840 е гг. Его поэзия этого времени, ее проблематика и художественное своеобразие. Первый поэтический манифест («Вчерашний день, часу в шестом…»).

Издательская деятельность Некрасова. Создание обновленного «Современника». Творчество поэта в период «мрачного семилетия». Интимная лирика Некрасова, ее своеобразие.

Сборник «Стихотворения. 1856», его содержание и композиция.

Основные мотивы лирики Некрасова в годы общественного подъема 1860-х гг. Сплав гражданских и личных мотивов в творчестве поэта. Отношение Некрасова к крестьянской реформе. Отражение «трудного времени» в поэзии Некрасова («Рыцарь на час»), «покаянные» мотивы в его стихах.

Поэмы Некрасова о народной жизни: «Коробейники», «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога». Их идейное содержание и своеобразие художественной формы. Связь с устным народным творчеством.

Широта охвата жизненных явлений в поэзии Некрасова 1860-х гг. («О погоде», «Газетная», «Песни о свободном слове» и др.). Тема Родины и народа.

Некрасов – редактор «Современника» и «Отечественных записок».

Творчество Некрасова в 1870-е гг. Некрасов и революционное народничество. Лирика поэта, ее проблематика. Особенность характера лирического героя, его нравственно-эстетический идеал.

Историко-революционные поэмы Некрасова «Дедушка» и «Русские женщины», их идейное и художественное своеобразие, связь с общественной жизнью страны.

Сатирическая поэма «Современники», отражение в ней важнейших процессов, происходивших в России в 1870-е гг.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – итоговое произведение поэта, ее проблематика и идейное содержание. Освещение жизни дореформенного и пореформенного крестьянства. Типы крестьян. Проблема народного счастья. Образ «народного заступника». Художественные особенности поэмы, ее народно-поэтическая основа.

Сборник «Последние песни» как поэтическое завещание поэта и итог его поэтической деятельности.

Некрасов и наша современность, значение его творчества для осмысления общественно-литературных процессов наших дней.
И.А. Гончаров (1812–1891)

Раннее творчество Гончарова. Роман «Обыкновенная история», его проблематика, идейный смысл и система образов. Тема «утраченных иллюзий». Отражение в романе конфликтных ситуаций эпохи 1840-х годов. Позиция автора в оценке образов Александра и Петра Ивановича Адуевых. В.Г. Белинский о романе.

Роман «Обломов» как социально-психологический и философский роман. «Сон Обломова» и его место в идейно-художественной структуре романа. Образ Обломова как «тип русской жизни» (Н.А.Добролюбов). «Обломовщина» и ее оценка Н.А. Добролюбовым. Штольц – вариант нового типа деятеля и практика. Женские образы в романе, их роль в судьбе Обломова. Мифологические и сказочно-фольклорные мотивы в романе. Аллюзии произведений мировой литературы в «Обломове». Роман в восприятии современного читателя.

Роман «Обрыв», его место в романной трилогии Гончарова. Духовность и нигилизм в романе. Вера как тип «новой русской женщины». Марк Волохов и его место в образной системе романа.

Гончаров как литературный критик. Место Гончарова в русской литературе.
И.С. Тургенев (1818–1883)

Начало литературной деятельности. Тургенев – поэт-романтик. Путь к реализму.

«Записки охотника», история создания, проблематика и художественное своеобразие. В.Г. Белинский о «Записках».

Драматургия Тургенева, ее проблематика. Пьеса «Месяц в деревне».

Повести о «лишних людях» («Гамлет Щигровского уезда», «Дневник лишнего человека», «Затишье», «Ася»).

Роман «Рудин», его проблематика и идейное содержание. Место Рудина в галерее образов «лишних людей».

Роман «Дворянское гнездо», его нравственно-философское и идейное содержание и проблематика. Образ Лаврецкого, его поиски нравственного идеала, раздумья о будущем России. Лиза Калитина и идейно-нравственная сущность ее образа.

Роман «Накануне». Речь «Гамлет и Дон Кихот» как подготовительный этюд и комментарий к роману. Образ Инсарова как тип борца за независимость своей родины. Его оценка Н.А.Добролюбовым.

Роман «Отцы и дети», его проблематика, идейное содержание и философский смысл. Основной конфликт романа и отражение в нем общественно-политической борьбы накануне и во время проведения «великих реформ». Образ Базарова как «переходный тип» «человека беспокойного и тоскующего» (Ф.М. Достоевский). Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М.А. Антонович и Н.Н. Страхов об «Отцах и детях».

Роман «Дым», его идейное содержание и проблематика. Полемика с консерваторами и славянофильскими иллюзиями Н.П. Огарева.

Тургенев и революционное движение начала 1870-х гг. Роман «Новь», его идейный смысл и проблематика. Отношение писателя к революционному народничеству. Образ Соломина и его значение в раскрытии идейного содержания романа.

Последние рассказы и повести Тургенева, отражение в них духовных исканий писателя.

«Стихотворения в прозе», тематика, основные мотивы и жанровое своеобразие.

Тургенев как пропагандист русской культуры на Западе. Роль писателя в развитии русской литературы. Современное звучание произведений Тургенева.


А.Н. Островский (1823–1886)

Начало творческого пути. Проблематика и идейное содержание пьесы «Свои люди – сочтемся», ее художественное своеобразие.

Комедия «Бедная невеста» и решение в ней «женского вопроса».

Островский в «молодой редакции» журнала «Москвитянин». Отражение в творчестве драматурга славянофильских идей, идеализация патриархального купечества. Пьеса «Бедность не порок».

Пьеса «Доходное место». Изображение в ней чиновничье-бюрократи­ческого аппарата. Проблема « героя времени».

Драма «Гроза», ее проблематика, идейное содержание, система образов. Символическое название пьесы. Проблема личности и среды, родовой памяти и индивидуальной активности человека по отношению к нравственным законам старины. Контраст между красотой природы и «жестокими нравами» города Калинова. Изображение представителей «темного царства». Проблема «отцов и детей». Образ Катерины как национальный русский характер, ее стихийный протест против угнетения свободы личности. Споры вокруг «Грозы».

Драматургия Островского 1860-х гг. Исторические пьесы и хроники драматурга. Сотрудничество в журнале «Отечественные записки». Проблематика пьес Островского второй половины 1860-х и начала 1870-х гг. Пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «Бесприданница».

Творчество Островского в 1880-е гг. Пьесы, посвященные людям искусства («Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»).

Новаторский характер драматургии Островского. Актуальность и злободневность проблем, затронутых в его произведениях.
ТВОРЧЕСТВО ПОЭТОВ «ЧИСТОГО ИСКУССТВА»

Ф.И. Тютчев (1803–1873)

Идейно-художественный путь Тютчева. Особенности мировоззрения поэта. Тютчев как поэт-философ. Драматическое и трагедийное начала в его поэзии. Восприятие Тютчевым окружающего его мира как воплощение дисгармонии и стремление поэта к гармонии и красоте. Душа и природа в тютчевской поэзии («Не то, что мните вы….» и др.). Россия в поэзии Тютчева («Русской женщине», «Эти бедные селенья…», «Умом Россию не понять…» и др.). Особенности любовной лирики Тютчева, ее драматическая напряженность («О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» и др.). Особенности образной системы Тютчева. Мелодика и гармония стиха. Значение поэтических открытий Тютчева.


А.А. Фет (1820–1892)

Ранняя поэзия Фета, ее жизнеутверждающий характер. Непосредственность художественного восприятия мира в лирике поэта («На заре ты ее не буди…», «Вечер» и др.). Любовная лирика Фета и ее особенности («Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…» и др.). Тема поэзии в лирике Фета («Поделись живыми снами…», «Как беден наш язык!…»).

Своеобразие лирического мира Фета. Преобладающие мотивы его лирики. Цикл «Вечерние огни». Лирическая исповедь как форма авторского самовыражения. Фет и русская поэзия.
А.К. Толстой (1817–1875)

Жанровое многообразие творчества Толстого. Общественно-политическая позиция поэта. Основные мотивы лирики Толстого, фольклорные мотивы и образы в ней. Исторические мотивы в былинах и балладах поэта («Колокольчики мои…», «Василий Шибанов» и др.). Любовная лирика Толстого и ее особенности («Средь шумного бала…», «Не ветер вея с высоты», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре» и др.).

Сатирические стихи Толстого («Сон Попова», «История Государства российского от Гостомысла до Тимашова»). Антинигилистические мотивы в лирике поэта («Против течения», «Поток-богатырь», «Порой веселой мая…»).

Проза Толстого («Князь Серебряный»). Драматургическая трилогия и ее особенности.


ЛИТЕРАТУРНО-ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ 1870-х гг.

Общественно-политическая и культурная жизнь России 1870-х – начала 1880-х гг. Формирование идеологии революционного народничества и ее важнейшие положения. Основные течения в революционном народничестве, подпольные общества («Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел»).

Нелегальная и эмигрантская журналистика народнического направления. Агитационно-революционная литература народников.

Литературное народничество. Темы и жанры народнической прозы. Этические принципы народнического искусства. Творчество Г.И. Успенского, Н.Н. Злато­вратского, П.В. Засодимского, Н.И. Наумова и др. Поэзия революционного народничества. «Тюремная» лирика.

Развитие критического реализма. Идейные и творческие искания ведущих писателей этого периода (Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина)
Г.И. Успенский (1843–1902)

Место Г.И.Успенского в демократической литературе 1860–1880-х гг. Ранний период творчества. «Нравы Растеряевой улицы». Особенности жанра художественного очерка Успенского. Принципы циклизации.

Творчество Успенского 70-80-х гг. Крестьянская жизнь в произведениях писателя.

Власть капитала в цикле «Живые цифры», очерке «Книжка чеков». Тема России и буржуазной Европы в очерках «Больная совесть». Символический образ «господина Купона».

Очерк «Выпрямила» – отражение духовного роста человека и осознания им своей нравственной ответственности. Проблема прекрасного в жизни и искусстве.

Реализм и публицистичность очерков Г.И. Успенского.


М.Е. Салтыков-Щедрин (1826–1889)

Начало литературной деятельности. Салтыков-Щедрин и «петрашевцы». Первые повести писателя и их связь с «натуральной школой».

Салтыков-Щедрин на государственной службе.

«Губернские очерки», их тематика, идейный смысл, особенности авторского повествования.

Салтыков-Щедрин – сотрудник и редактор «Современника» и «Отечественных записок». Публицистика писателя («Наша общественная жизнь»). Сатирический цикл «Помпадуры и помпадурши».

«История одного города» как антиутопия и политическая сатира на самодержавие, бюрократию и крепостничество. Особенности типизации и индивидуализации образов, приемы пародии и гротеска.

Сатирическое обозрение «Господа ташкентцы». Типы «ташкентцев» и разоблачение их «цивилизаторской» миссии.

Роман «Господа Головлевы» как новый тип социального романа, его идейный смысл и проблематика. Три поколения семьи Головлевых. Изображение экономического и нравственного разложения дворянства. Образ Иудушки Головлева.

Политическая жизнь России 1880-х гг. в зеркале сатиры писателя («За рубежом», «Современная идиллия»).

«Сказки для детей изрядного возраста», их основные темы: деспотизм и рабство («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»), психология либерализма («Карась-идеалист», «Премудрый пескарь», «Либерал»). Крестьянство и барство в сказках («Как мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Коняга» и др.). Особенности сатирической типизации. Эзопов язык.

«Пошехонская старина». Мемуарно-автобиографическая основа повести.

Своеобразие метода, стиля и поэтики Щедрина. Политические, социальные и философско-нравственные аспекты художественного мира писателя. Жанровое многообразие его творчества. Щедрин и наша современность.


Ф.М. Достоевский (1821–1881)

Формирование личности писателя и нравственно-эстетических принципов его творчества. Начало литературной деятельности.

«Бедные люди» как социально-психологический роман, его связь с «натуральной школой».

Достоевский и Белинский, сложность их взаимоотношений. Достоевский в кружке М.В. Буташевича-Петрашевского.

Повесть «Двойник» и тема «двойничества» в творчестве писателя. Повести о «мечтателях» («Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова» и др.).

Пребывание на каторге и в ссылке. Выработка «нового идеала». «Сибирские» повести («Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели»), их место в творчестве писателя.

Творчество после возвращения из Сибири. Достоевский – редактор журналов «Время» и «Эпоха», создание учения о «почвенничестве», публицистическая деятельность писателя.

Роман «Униженные и оскорбленные» – первый идеологический роман Достоевского, автобиографические элементы в нем. Гуманистический пафос романа.

«Записки из Мертвого дома», их проблематика и идейное содержание, истоки учения о «почве». Проблема преступления и наказания. Раздумья о сущности русского национального характера, судьбе России и народа.

Полемика Достоевского с идеями революционных демократов в «Зимних заметках о летних впечатлениях» и «Записках из подполья».

Романы Достоевского 1860–1870-х гг., их философская проблематика и этическая направленность. «Больные» вопросы русской действительности и общечеловеческие проблемы в романах писателя. Поиски Достоевским решения социальных, политических и нравственных вопросов.

Роман «Преступление и наказание», его многоплановость, постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира. Образ Раскольникова, сущность и истоки его теории, планы переустройства мира. Сущность «наказания» Раскольникова и его путь к духовному возрождению. Роль Сони Мармеладовой в нравственном перерождении Раскольникова. «Полифонизм» романа, система «двойников».

Роман «Идиот» как роман-«предсказание». Образ «положительно прекрасного человека». Проблема любви-ненависти, гордости, страсти и смирения. Образы Настасьи Филипповны и Рогожина. Проблема веры и безверия. Антинигилистическая тема в романе. Проблема России и Запада.

Роман «Бесы» и его «провидческий» характер. Идейное содержание и система образов. Многоплановость романа. Отражение в романе общественно-политических событий России конца 1860-х годов («Нечаевский процесс»). Полемика вокруг романа и его современное звучание.

Достоевский – редактор журнала «Гражданин». «Дневник писателя», отражение в нем философских и политических взглядов писателя.

«Подросток» как «роман воспитания». Проблема «случайного семейства». Заблуждения и прозрение Аркадия Долгорукого, его «ротшильдовская идея» и ее крах. Образ Версилова. Макар Долгорукий как носитель народной правды.

Роман «Братья Карамазовы» – итог творчества Достоевского и его раздумий над судьбами России и человечества. Идейное содержание романа и его нравственно-философская основа, система образов. Раздумья о путях «мировой гармонии». «Легенда о Великом Инквизиторе» как идейная кульминация романа. Глубина и многогранность содержания произведения, отражение в нем конкретных социально-политических и вечных вопросов.

«Речь о Пушкине». Мысли писателя о мировом значении русской литературы и особой миссии русского народа и России. Идеи писателя о мировом, национальном и «пророческом» значении творчества Пушкина.

Своеобразие творческого метода Достоевского («Реализм в высшем смысле»). Основной пафос романов Достоевского.

Достоевский и мировая культура. Роль писателя в развитии литературы ХХ века. Современное звучание его творческого наследия.


Н.С. Лесков (1831–1895)

Начало литературной деятельности. Лесков – журналист и публицист. Первые произведения, посвященные раскрытию особенностей русского национального характера («Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда»). Антинигилистические романы «Некуда» и «На ножах». Своеобразие взгляда Лескова на «новых людей» и на пути развития России. Сказания о правдоискателях и народных праведниках («Соборяне», «Очарованный странник»). Повести о художниках («Тупейный художник», «Запечатленный ангел»). Сказание о «Левше».

Самобытность прозы Лескова. Интерес к необычным, исключительным явлениям и событиям, ярким и цельным характерам. Сказовая манера письма и красочность языка.
Л.Н. Толстой (1828–1910)

Раннее творчество. Автобиографическая трилогия («Детство», «Отрочество», «Юность») и «Севастопольские рассказы». Новаторские особенности ранних произведений Толстого, решение в них нравственных и философских вопросов.

Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Толстого. Издание журнала «Ясная поляна».

«Война и мир» как национально-героический, философско-исторический, психологический и семейно-бытовой роман-эпопея. Становление ее замысла. «Мысль народная» и ее реализация в романе. Основные конфликты и система образов. Решение вопроса о роли народных масс и личности в истории. Образы Кутузова и Наполеона. Народные типы в произведении. Своеобразие идейно-художественной структуры «Войны и мира».

«Анна Каренина». «Мысль семейная» в романе и его нравственно-этический пафос. Система образов романа. Отражение в образе Константина Левина духовных исканий писателя. Смысл эпиграфа. Мастерство Толстого-психолога.

Перелом в мировоззрении писателя и переход его на позиции патриархального крестьянства («Исповедь», «В чем моя вера»). Повести «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Дьявол», «Отец Сергий».

Драматургия Толстого («Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп»). Основные идеи и образы драматических произведений писателя.

Роман «Воскресение», его проблематика, идейный смысл, призыв к нравственному самоусовершенствованию как средству решения всех социальных проблем. Образ Катюши Масловой. Духовное падение и путь к воскрешению князя Нехлюдова.

Повесть «Хаджи-Мурат», ее идейно-художественный смысл и проблематика. Повесть «После бала».

Отношение Толстого к революции. Публицистика писателя. Толстой как художник и мыслитель. Мировое значение Толстого. Толстой и наша современность.


ЛИТЕРАТУРНО-ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ 1880–1890-х гг.

Социально-политическая обстановка в стране после разгрома революционного народничества. Идейный разброд, пересмотр «наследия 60–70-х гг.», формирование новых политических взглядов и убеждений, возникновение новых партий. Сложность литературного развития. Творчество Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова. Романы и повести писателей-народни­ков. Начало литературной деятельности А.П. Чехова, В.М. Гаршина, В.Г. Короленко, Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Всплеск новой волны романтической поэзии (К.М. Фофанов, А.Н. Апухтин, К.К. Случевский). Первые выступления поэтов-символистов. Поэзия С.Я. Надсона. Поэты революционного народничества (Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер, П.Ф. Якубович-Мельшин). Зарождение пролетарской литературы (М. Горь­кий, А.С. Серафимович).
А.П. Чехов (1860–1904)

Раннее творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Проблематика, идеи и художественное своеобразие первых произведений Чехова. Особенности сатиры. Обличение пошлости и хамства, хамелеонства, рабства и чинопочитания («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Унтер Пришибеев» и др.). Новые темы в творчестве Чехова второй половины 80-х годов. Создание лирико-философского рассказа с драматическим содержанием («Горе», «Тоска», «Враги» и др.).

Повесть «Степь» – гимн родине, жизни, природе. Лирико-философский подтекст повести, символика.

«Скучная история» – повесть об утрате руководящей жизненной идеи. Путешествие на Сахалин. Книга «Остров Сахалин», ее значение.

Проблематика и основные идеи повестей и рассказов зрелого периода творчества Чехова. Поиски положительного героя и идеалов («Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Попрыгунья»). Повести о деревне («Мужики», «В овраге», «Новая дача»). «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), ее идейно-тематическое единство и своеобразие. Повесть «Ионыч». Усиление мотивов борьбы за будущее счастье («Невеста»).

Драматургия Чехова. Его водевили. Новаторство чеховской драматургии: жанровая полифоничность, многолинейность сюжета, образная система, двуплановость, «подводное течение», реалистическая символика.

«Чайка». Проблематика. Искусство и любовь в пьесе. Проблема творческой личности.

«Дядя Ваня» – пьеса о смысле жизни. «Три сестры», проблематика и идейное содержание пьесы.

«Вишневый сад» – поэтическое завещание Чехова. Своеобразие чеховского историзма.

Мировое значение творчества Чехова. Чехов и наше время.


В.Г. Короленко (1853–1921)

Короленко и революционное народничество. Ранние произведения. Образы протестантов в рассказах и очерках писателя («Чудная», «Яшка», «Убивец»). Рассказ «Сон Макара» – произведение о труде и страданиях народа. Повесть «В дурном обществе». Проблема счастья в повести «Слепой музыкант». Характер Тюлина в рассказе «Река играет» как символ скрытых и неисчерпаемых сил народа. Повесть «Без языка», ее идейное содержание и художественные особенности.

Общественная и публицистическая деятельность Короленко в годы революционных потрясений и гражданской войны (письма к А.В. Луначарскому).

«История моего современника» – повествование о формировании и духовном становлении личности в нерасторжимой связи с судьбой своего поколения и историей русского общественного сознания 1870-1880-х гг. Традиции «Былого и дум» А.И. Герцена.



Стилевое своеобразие творчества Короленко, лирическое начало в произведениях писателя. Место и значение Короленко в русской литературе.
Основные черты, характеризующие русскую классическую литературу XIX в., ее национальная самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, вера в человека, демократизм и народность. Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.
ЛИТЕРАТУРА

Художественные тексты (обязательный минимум)

В.А. Жуковский. Сельское кладбище. Вечер. Людмила. Светлана. Варвик. Ивиковы журавли. Теон и Эсхин. Лесной царь. Ночной смотр. Царскосельский любедь.

К.Н. Батюшков. Веселый час. Мои Пенаты. К Дашкову. Переход русских войск через Неман. Странствия Одиссея. На развалинах замка в Швеции. Изречение Мельхиседека.

И.А. Крылов. Волк и Ягненок. Стрекоза и Муравей. Квартет. Листы и Корни. Рыбьи пляски. Волки и овцы. Пестрые овцы. Обоз. Раздел. Ворона и курица. Волк на псарне. Щука и кот. Крестьяне и Река. Лебедь, Щука и Рак. Кукушка и Петух. Пушки и паруса.

К.Ф. Рылеев. К временщику. Смерть Ермака. Иван Сусанин. «Я ль буду в роковое время…». Войнаровский.

А.А. Бестужев-Марлинский. Фрегат «Надежда». Мореход Никитин.

Ф.Н. Глинка. Песнь узника («Не слышно шуму городского…»). Москва.

Д.В. Давыдов. Бурцову. Гусарский пир. Песня («Я люблю кровавый бой…»). «Не пробуждай…». Современная песня.

А.А. Дельвиг. Русская песня («Соловей, мой соловей…»). «Не осенний мелкий дождичек…».

П.А. Вяземский. Первый снег. Зимние карикатуры. Еще тройка. Русский бог.

Е.А. Баратынский. Разуверенье. Признание. «Не подражай: своеобразен гений…». Муза. Последний поэт.

Н.М. Языков. «Мы любим шумные пиры…». «Не вы ль убранство наших дней…». Песня («Из страны, страны далекой…».). Пловец.

А.С. Пушкин. К другу стихотворцу. Воспоминания в Царском селе. Лицинию. Товарищам. Вольность. К Чаадаеву. Деревня. «Погасло дневное светило…». Кинжал. Узник. «Свободы сеятель пустынный…». К морю. «Я помню чудное мгновенье…». Вакхическая песня. 19 октября. Пророк. Стансы («В надежде славы и добра…»). Арион. Анчар. В Сибирь. Поэт. Поэту. 19 октября 1827 г. «На холмах Грузии…». «Дар напрасный, дар случайный…». Дорожные жалобы. И.И. Пущину. «Я вас любил…» «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». Эхо. Мадонна. Бесы. «Безумных лет угасшее веселье…». Моя родословная. Клеветникам России. Осень. «Вновь я посетил…». Из Пиндемонти. «Когда за городом задумчив я брожу…». Памятник. Поэмы: Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Цыганы. Полтава. Медный всадник. Драмы: Борис Годунов. Маленькие трагедии. Проза: Арап Петра Великого. Повести Белкина. История села Горюхина. Дубровский. Капитанская дочка. Пиковая дама.

М.Ю. Лермонтов. «Нет, я не Байрон…». Парус. Предсказание. Два великана. Бородино. Смерть поэта. «Когда волнуется желтеющая нива…». Поэт. Спор. 1 января. Дума. «И скучно и грустно…». Родина. «Нет, не тебя так пылко я люблю…». «Выхожу один я на дорогу…». Пророк. Поэмы: Боярин Орша. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Мцыри. Демон. Драмы: Маскарад. Проза: Герой нашего времени.

Н.В. Гоголь. Сорочинская ярмарка. Майская ночь. Страшная месть. Иван Федорович Шпонька и его тетушка. Миргород. Невский проспект. Портрет. Нос. Записки сумасшедшего. Шинель. Ревизор. Мертвые души. Выбранные места из переписки с друзьями (3–4 главы по выбору).

А.И. Герцен. Кто виноват? Сорока-воровка. Былое и думы.

Н.Г. Чернышевский. Что делать?

Н.Г. Помяловский. Мещанское счастье. Молотов. Очерки бурсы («Зимний вечер в бурсе», «Бурсацкие типы»).

В.А. Слепцов. Трудное время. Питомка.

И.А. Гончаров. Обыкновенная история. Обломов.

Н.А. Некрасов. В дороге. Огородник. Нравственный человек. Колыбельная песня. Тройка. «Когда из мрака заблужденья…». «Вчерашний день, часу в шестом…». «Я не люблю иронии твоей…». «Мы с тобой бестолковые люди…». «Давно отвергнутый тобой…». Влас. Школьник. «Праздник жизни – молодости годы…». «Где твое личико смуглое…». «Внимая ужасам войны…». «Стихи мои, свидетели живые…». «В столицах шум, гремят витии…». «Что ты, сердце мое, расходилося…». Поэт и гражданин. Размышления у парадного подъезда. Песня Еремушке. Рыцарь на час. Песни о свободном слове. Газетная. «Умру я скоро…». «Ликует враг, молчит в недоуменьи…». «Зачем меня на части рвете…». Зеленый шум. «Надрывается сердце от муки…». Памяти Добролюбова. «Не рыдай так безумно над ним…». Пророк. Три элегии. Зине («Ты еще на жизнь имеешь право…»). «Угомонись, моя муза задорная…». Зине («Двести уж дней…»). Сеятелям. Музе. Друзьям. Горящие письма. Баюшки-баю. «О муза, я у двери гроба…». Поэмы: Коробейники. Железная дорога. Мороз, Красный нос. Дедушка. Русские женщины. Современники. Кому на Руси жить хорошо.

И.С. Тургенев. Записки охотника. (Хорь и Калиныч. Певцы. Бурмистр. Бирюк. Живые мощи. Свидание. Гамлет Щигровского уезда). Дневник лишнего человека. Затишье. Рудин. Отцы и дети. Новь. Стихотворения в прозе (Воробей. Щи. Два богача. Порог. Памяти Вревской. Русский язык.).

А.Н. Островский. Свои люди – сочтемся.. Бедность – не порок. Доходное место. Гроза. На всякого мудреца – довольно простоты. Горячее сердце. Бешеные деньги. Бесприданница. Лес. Таланты и поклонники.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Губернские очерки. История одного города. Господа Головлевы. За рубежом. Сказки: Как мужик двух генералов прокормил. Медведь на воеводстве. Премудрый пескарь. Карась-идеалист. Либерал. Вяленая вобла. Богатырь. Коняга.

Н.С. Лесков. Леди Макбет Мценского уезда. Очарованный странник. Запечатленный ангел. Левша (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе).

Ф.И. Тютчев. Весенняя гроза. «Не то, что мните вы, природа». «Есть в осени первоначальной…». Цицерон. Фонтан. «Не верь, не верь поэту, дева…». Русской женщине. «Эти бедные селенья…». «О, как убийственно мы любим…». Последняя любовь. «Весь день она лежала в забытьи…». Накануне годовщины 4 августа 1864 г. «Умом Россию не понять…». «Нам не дано предугадать…». «Я встретил вас…».

А.А. Фет. «На заре ты ее не буди…». «Поделись живыми снами…». «Шепот, робкое дыханье…». «Сияла ночь…». «Как беден наш язык…». «Я тебе ничего не скажу…». «Еще люблю, еще томлюсь…».

А.К. Толстой. «Колокольчики мои…». «Коль любить, так без рассудку…». «Средь шумного бала…». «Не ветер, вея с высоты…». «Двух станов не боец, Но только гость случайный…». «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…». «Осень! Осыпается весь наш бедный сад…». Поток-богатырь. Порой веселой мая. Против течения. Василий Шибанов. Сон Попова. История Государства российского… Царь Федор Иоаннович.

Г.И. Успенский. Будка. Книжка чеков. Квитанция. Выпрямила.

Ф.М. Достоевский. Бедные люди. Белые ночи. Записки из Мертвого дома. Записки из подполья. Преступление и наказание. Идиот. Бесы. Братья Карамазовы. Речь о Пушкине.

Л.Н. Толстой. Детство. Отрочество. Юность. Казаки. Война и мир. Анна Каренина. Смерть Ивана Ильича. Крейцерова соната. Дьявол. Воскресение. Власть тьмы. Живой труп. После бала. Хаджи-Мурат.

А.П. Чехов. Смерть чиновника. Хамелеон. Унтер Пришибеев. Толстый и тонкий. Злоумышленник. Тоска. Горе. Враги. Степь. Скучная история. Дуэль. Попрыгунья. Душечка. Дом с мезонином. Палата № 6. Случай из практики. Мужики. В овраге. Новая дача. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Дама с собачкой. Ионыч. Невеста. Пьесы: Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад.

В.Г. Короленко. Сон Макара. В дурном обществе. Слепой музыкант. Река играет. История моего современника.
Учебники и учебные пособия

История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.



Якушин Н.И. Русская литература. Первая половина ХIХ века. – М., 2001.

Якушин Н.И., Овчинникова Л.В. Русская литература. Вторая половина ХIХ века. – М., 2005.

История русской литературы XIX века. 1800–1830-е годы / Под ред. В.Н. Аношкиной, С.М. Петрова. – М., 2000.

История русской литературы XIX века. 1840–1860-е годы / Под ред. В.Н. Аношкиной, С.М.Петрова. – М., 2000.

История русской литературы XIX века. 1870–1890-е годы / Под ред. В.Н. Аношкиной, С.М. Петрова. – М., 2000.

История русской литературы ХIХ века. Часть 1 (1795–1830 годы) / Под ред. В.И. Коровина. – М., 2005.

История русской литературы ХIХ века. Часть 2 (1840–1860 годы) / Под ред. В.И. Коровина. – М., 2005.

История русской литературы ХIХ века. Часть 3 (1870–1890 годы) / Под ред. В.И. Коровина. – М., 2005.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ века

Литература ХХ в. – наследница всех ветвей русской национальной культуры: революционно-активной; духовно-нравственной и философско-смеховой, лишь в совокупности отражающих многообразный русский национальный характер.

Периодизации русской литературы ХХ в. Критика строгой привязанности литературного процесса к истории СССР или КПСС. Необходимость периодизации по имманентным особенностям литературного процесса: 1890 – начало 1920-х гг.; середина 20-х – начало 50-х годов; середина 50-х – 80-е годы; 80-е гг. – начало ХХI сто­летия.

Проблема взаимоотношения советской литературы, отечественного андеграунда и литературы русского зарубежья


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА ХХ вв.
(1890-е – 1922 гг.)


Социально-политические особенности эпохи и культура

Роль мировых открытий в науке (открытие электрона, создание теории относительности, кризис позитивизма в исторической науке и философии. Появление различных теорий общественного развития: от марксизма до ницшеанства.

Новая концепция взаимосвязи личности и среды. «Человек бунтующий».

Многообразие литературно-эстетических направлений и школ. Развитие культуры по трем основным направлениям: социальное; нравственно-духовное; смеховое.

Философско-эстетическое обоснование модернизма в речи и статье Д.С. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Три признака нового искусства (мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности).

Понятие Серебряного века как нравственно-духовного направления в культуре рубежа веков. История возникновения термина Серебряный век в 30–50-е гг. (Н. Оцуп; Н. Бердяев; А. Ахматова).

Общность и различия идейно-эстетических исканий символизма, акмеизма, новокрестьянской литературы; части футуристов: поиск гармонии, жизнетворчество, театрализация жизни; создание синкретического искусства (литература, живопись, музыка, архитектура).

Судьбы реалистического искусства. Значение позднего творчества Л.Н. Толстого и художественной деятельности Чехова для литературы периода 1890–1920-х гг. Писатели круга «Среды» и «Знания» (Н. Телешов, И. Бунин, А. Куприн, М. Горький, Л. Андреев, И. Шмелев и др.). Демократический характер общественных и нравственных идеалов писателей – авторов издательского товарищества «Знание».

Творческое взаимодействие принципов реализма и модернизма. Возникновение неореализма.

Революция 1905 г. и литература. Сборник «Вехи». 1910–1922 гг.

Октябрьская революция: и раскол в среде художественной интеллигенции. Судьбы дооктябрьских направлений и школ в литературе СССР и русского зарубежья.

Литературно-художественная периодика рубежа веков: «Новая жизнь», «Мир Божий», «Летопись», «Мир искусства», «Северный путь», «Весы», «Золотое руно», «Аполлон» и др.


Символизм

Понятие символизма: отличие символа от аллегории. Возникновение русского символизма (роль В. Брюсова в становление символизма в России). Своеобразие русского символизма в его основных явлениях: идея духовной революции; стремление большинства символистов не ограничиваться эстетическими поисками. Старшие и младшие символисты. Отношения писателя-символиста с читателем.


Д.С. Мережковский (1865–1941) и З.Н. Гиппиус (1869–1945)

Поиск новой религии в деятельности и произведениях Мережковского и Гиппиус. Мечта о соединении духа и плоти, античности и христианства, о создании Третьего Царства на Земле – главная идея произведений Д. Мережковского. Трилогия Д. Мережковского «Христос и антихрист». Выбор переломных для истории сюжетов и противоречивых героев. Ходульность многих персонажей во имя идеологичности. Глубокое знание исторических подробностей, насыщающих книги Мережковского, и анахронизмы ради выражения философских идей. Наличие в романах персонажей-идеологов.

Эмигрантское творчество писателя. Историсофские произведения («Тайна Запада. Атлантида-Европа» и др.), «Иисус Неизвестный».

Основная проблематика поэзии З. Гиппиус: человек, любовь, смерть. Дихотомичность поэзии Гиппиус: «Между», «Она», «Овен и Стрелец». Своеобразие решения темы Бога и дьявола («Свобода», «Божья тварь», «В черту»). Тема России в творчестве поэтессы («Если», «Верю», «Будет», «Лазарь»). Усиление трагических мотивов в поздней лирике («Прежде. Теперь», «Стужа», «Одиночество», «Домой»).

Поэтическое мастерство З. Гиппиус.

Восприятие Октября как «блудодейства» России.

Гиппиус – критик Антон Крайний. Воспоминания.
А.А. Блок (1880–1921)

Этапы развития мировоззрения и творчества Блока в его собственной оценке: «Мой путь … – “трилогия вочеловечения” (от мгновения слишком яркого света – через необходимый болотистый лес – к отчаянью, проклятиям, “возмездию” и... – к рождению человека “общественного”, художника, мужественно глядящего в лицо миру...)».

Книга «Стихов о Прекрасной Даме». Мистическая романтика.

Изображение царства пошлости, мотив «растраченной души в стихотворениях второго тома («Незнакомка», «Чердачный цикл», «О, весна без конца и без краю...», циклы «Возмездие» и «Ямбы»). Появление темы «страшного мира» и революции как народной разрушительной стихии. Образ лирического героя, живущего в «страшном мире», испытывающего на себе его тлетворное воздействие.

Проблематика третьего тома лирики Блока. Символическое решение темы исторических судеб России в связях ее настоящего с прошлым и будущим в цикле «Родина» («На поле Куликовом»). Лермонтовские традиции в стихотворении «Россия». Романтические представления Блока о будущем России в стихотворении «Новая Америка». Роль стихотворения «Коршун» в цикле «Родина».

Своеобразие лирики А. Блока. Внесение в поэзию принципа цикличности (сборники стихов). Интертекстуальность. Соединение бытовых реалий с символистическими образами. Наличие постоянных лейтмотивов-символов «ветер», «метель», «стихия», «Жена». Музыкальность.

Поэма «Двенадцать». Своеобразие сюжета и героев. Образ-символ Христа и его роль в раскрытии замысла поэмы. Преодоление стихии музыкой в финале поэмы. Полифонизм поэмы. Композиция, стиль, стих.

Блок – публицист. Статьи «Крушение гуманизма» и «Интеллигенция и Революция».

Последние стихи («Скифы», «Пушкинскому Дому»).

Значение творчества А. Блока для развития русской поэзии ХХ века.

Трагическое ощущение оторванности интеллигенции от народной жизни. Статья «Народ и интеллигенция».

Урбанистические мотивы поэзии, Блок и Брюсов. Особенности блоковского восприятия города. Тема Человека в «страшном мире» («Страшный мир»). Романтическая сатира в творчестве Блока (цикл «Пляски смерти»). Трагическое в поэзии Блока.

Усиление общественных мотивов, веры в светлые начала жизни в лирике 1910-х гг. («Ямбы»).

Творчество после 1917 г.

«Скифы», связь с поэмой. Образ России и ее место в триаде «Запад–Россия–Восток».

Публицистика.


<< предыдущая страница   следующая страница >>