Программа курса «История Искусства» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Программа курса «История Искусства» - страница №2/3

Тема 1. Первобытное искусство.
Истоки искусства. Определение понятия «Первобытное искусство». Религиозные представления первобытного человека. Тотемизм. Единство практической деятельности и духовной жизни первобытного человека. Зарождение искусства в обрядовых ритуалах и повседневной жизни: охотничьи и военные упражнения, труд. Изображения животных. Стенные росписи в святилищах Чатал- Хюкока («Группа танцоров, одетых в шкуры леопардов»). Открытия: живопись в пещерах Альтамира ( Марселино де Саутуола), гроте Шабо, Пер нон Пер, обследование пещер Комбарелль и Фон де Гом и признание подлинности пещерной живописи. Источники изучения первобытного искусства (археология, этнография, лингвистика). Традиционное искусство. Африканские маски. Творческая работа: «Африканская маска» - создание эскизов
Особенности первобытного искусства и классификация его основных этапов.

Синкретичность первобытной культуры и однородность её форм повсеместно ( одинаковая степень условности., сходство в деталях и технике исполнения). Расцвет наскальной живописи в XV – VIII тыс. тыс. лет до н.э. Центральное панно пещеры Альтамира - классические полихромные изображения бизонов и лошадей, изображение кабана, отпечатки рук, перепутанных линий – «макарон». Изображения животных: пещера Фон-де-Гом- мамонт; пещера Нио – бизоны; пещера Абри Монтастрюк – конь в прыжке. Пещера Ляско – «Сикстинская капелла» палеолитической эпохи. История открытия, топография пещеры, сюжеты росписей. «Колодец» со сценой «трагической охоты». Первобытный реализм: точность, лаконичность, умение немногочисленными штрихами передать самые характерные черты и повадки животных. Значение Ляско для для изучения первобытного искусства. Сюжетные композиции: «Охота на быка» - наскальные росписи в ущелье Зараут-Сай; «Охота лучника с собакой» - Чадака-Сай в Узбекистане; «Охота на носорога» - Южная Африка. Деление искусства на монументальное ( гравировки, барельефы, живопись на стенах пещер и гротов) и мобильное ( декорированные изделия из кости, рога и камня, статуэтки, обнаруженные в пещерных святилищах и жилищах на поселениях). Вопросы семантики. Творческая работа: «Наскальная живопись каменного века» - создание эскизов.

Скульптура: многообразие фигуративных изделий из кости, рога, камня, их художественные особенности и назначение. Женские фигурки – «Палеотические Венеры» - особенности ( малые размеры, сильная и цельная пластика тела, выразительность форм, монументальность, отсутствие портретной характеристики). «Виллендорфская венера» - выражение функции древней женщины как продолжательности рода. «Женщина с рогом
бизона» - рельеф пещеры Лоссель (Франция). Тема зверей в скульптуре: « Бизоны» - лепные барельефы ( пещера Тюк д* Одубер, Франция), «Оглянувшийся бизон – скульптура (пещера Ла Мадлен, Франция, «Конь в прыжке» - скульптура (Абри Монтастрюк, Франция), «Голова жеребца» - фрагмент скульптуры ( Мас д* Азиль, Франция).
Керамика и орнамент как особая область первобытного искусства. Пути возникновения орнамента, его геометричность, значение. Творческая работа:

«По образу и подобию природы» - эскиз орнамента для керамического сосуда.

Пиктограмма. Творческая работа: «Послание первобытного человека» - создание пиктограммы.

Истоки Архитектуры: первое жилище и мегалитические сооружения. Городища, курганы, мегалиты ( огромные размеры, версии об их предназначении). Мегалитические сооружения : менгиры, дольмены, кромлехи. Стоунхендж – загадки его появления, план,

предназначение.

Итоговая работа – викторина: видеоряд «Наскальная живопись», контрольные вопросы

«Истоки архитектуры», кроссворд «Первобытное искусство».

Искусство Древнего Египта.
Введение. Чем мир обязан долине Нила – достижения культуры. Тайны иероглифов. Розетский камень. Геродот о Египте. Религиозно-мифологические представления древних египтян. Исторические этапы развития искусства.
Раннее царство. Становление египетского стиля. Палетка Нормера. Канон в изобразительном искусстве. Росписи погребальных камер – повествование о жизни фараонов. Художественное совершенство и богатство цветовых сочетаний. (Росписи гробниц…, Тутанхамона). Творческая работа: «Рисунки и росписи Древнего Египта».
Скульптура Древнего Египта. Высокий уровень развития скульптуры, связь с заупокойным культом и доминирующая роль скульптурного портрета. Сфинкс, его культовое значение как символа вечности и мистической связи с личностью фараона (Большой сфинкс в Гизе; сфинкс с лицом царицы Хатшепсут; аллеи сфинксов к заупокойным храмам Среднего и Нового царства, сфинксы из аллеи к несохранившемуся храму Аменхотепа III). Круглая скульптура: Древнее царство, типы статуй – стоящая (статуи вельможи Ранофера, царевича Капера – «сельского старосты») и сидящая (скульптуры царевича Рахотепа и его жены Нофрет, царского писца Каи), их особенности. Статуи – памятники Среднего царства ( статуи Сенусерта III и Аменемхета Ш) и Нового царства ( статуи царицы Хатшепсут; фараона Аменхотепа Ш - « колоссы Мемнона»; Рамзеса II в Абу-Симбеле4 колоссы Рамзеса II в храмах Амона в Карнаке, В Луксоре и в Рамсессуме), их особенности. Статуэтки, ушебти, их предназначение и особенности ( статуэтки «Женщина, изготавливающая пиво» из Саккары, Древнее царство; «Женщины с жертвенными дарами» из Сиута, «Лодка с гребцами», Среднее

царство). Рельефы: три типа рельефа, приверженность канону («зодчий Хесира» - рельеф нач. 3 тыс. до н.э., «Жертвоприношение» и «Охота на гиппопотамов» - фрагменты рельефа гробницы в Сакара сер. 3 тыс. до н.э.), черты новаций в рельефе Нового царства ( «Плакальщицы» из Мемфиса). Период Эхнатона в пластике (Амарнский период) его

особенности и значение для мирового искусства. Тема семьи в рельефе («Поклонение богу Солнца Атону (Эхнатон и Нефертити с дочерью)», «Семья Эхнатона», «Выезд Эхнатона и Нефертити). Портреты времени Эхнатона6 передача портретного сходства, разработка психологических черт ( голова Эхнатона, голова и бюст Нефертити), мастерская скульптора Тутмоса. Богатство и разнообразие художественных сокровищ гробницы

Тутанхамона (скульптурные изображения Тутанхамона: статуэтка фараона в ладье, каменная голова канола, золотая маска). Общее и индивидуальное в воплощении образа.

Архитектура Древнего Египта. Характерные особенности египетской архитектуры.

Погребальные сооружения: мастаба – гробница для знати, предщественница пирамид, многокамерность и сложность плана. Пирамида Джосера в Саккаре - «Мать египетских пирамид», зодчий Имхотеп. Гробницы Древнего царства – эпоха пирамид. Комплекс пирамид Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена), Менкаура (Микерина) в Гизе – первое из семи чудес света. Культовое значение формы пирамид, их масштаб, Внутреннее устройство и расположение в пространстве. Гробницы Среднего и Нового царства: сочетание особенностей скальной гробницы и пирамиды в погребальных комплексах Дейр-Эль-Бахри (архитектурный ансамбль гробницы Ментухотепа 1 и царицы Хатшепсут зодчего Сенмута), нововведения. Храмы посвящённые богам: святилища, обелиски. Композиционная структура египетского храма, сложность плана, обилие колонн, стремление к грандиозности масштабов, игра света и тени, контрасты объёмов и пространства. (Солнечный храм фараона Ниусера в Абисуре, Карнакский и Луксорский храмы). Жилая архитектура и особенности градостроительства.

Итоговое занятие – викторина: видеоряд «Скульптура Древнего Египта», тест «Архитектура Древнего Египта», кроссворд «Искусство Древнего Египта».


Искусство Месопотамии.

Искусство Передней Азии. Происхождение названия «Месопотамия», географическое положение как один из определяющих факторов развития искусства. Геродот о Месопотамии. Причины отсутствия зримых памятников древней культуры Междуречья. Сенсационное археологическое открытие П.Э.Ботта развалин ассирийского царского дворца. Остатки крепостей, храмов, дворцов, городов и попытка реконструкции архитектурных сооружений и научная достоверность их внешнего вида.Расшифровки клинописи Г.Ф.Гроотенфелдом. Периодизация искусства Месопотамии.

Шумер - центры древнейшей культуры племён и народов Двуречья. «Белый» и «Красный» храмы в Уруке – ранние храмовые постройки Шумера, условность их названия (окраска стен и украшений), посвящение храмов богу Ане и богине Инине, особенность плана, назначение колонн. Зиккурат – главный тип храмовой архитектуры Между3речья. Зиккурат царя Ур-Намму в Уре: формы, размеры, предназначение. Скульптура: Шумер – родина глиптики (искусство изготовления резных каменных печатей круглой и цилиндрической формы). Рельеф «Орёл, когтящий оленей» - пример «геральдических композиций. Победная стела царя Нарамсина из Суз – художественные приёмы повествования, сравнение с палеткой Нормера (Египет). Круглая скульптура: адоранти «Статуэтка Эбих-иля из Мари»- воплощение образа молящегося. Скульптурный портрет в искусстве Шумера и Аккада: портрет Саргона 1 (медь, Аккад). статуи Гудея (Шумеры)- монументальность, статичность, черты куанонической условности. «Царские гробницы в Уре» - произведения художественного ремесла: «Голова быка» - инкрустированное украшение деки арфы, золотой шлем, «штандарт» из Ура – сцены «войны и мира» в мозаике.
Поиски легендарной Ниневии – столицы Ассирии и значение ассирийского искусства в художественной культуре Двуречья. Появление новых типов построек - дворцов и крепостей. Дворец-крепость царя ассирийского Саргона II в Дур- Шарук-кина. Особенность планировки. Крылатые быки «шеду», их место в религиозных

представлениях древних ассирийцев. Скульптура Древней Ассирии. Рельефные изображения батальных и охотничьих сцен, преобладание светских сюжетов над культовыми. Скульптурные портреты царей Ассирии - «Статуя царя Ашшурнасирапала II» - воплощение древних представлений об идеальном владыке. Особенности древне ассирийского канона и внимание к деталям.


Искусство Древнего Вавилона. Раскопки. Дворец правителя, многообразие его помещений (жилые комнаты, святилище, школа писцов) и ранняя статуя богини Иштар. Сходство этих находок с особенностями культуры Ассирии. Искусство Нововавилонского царства. Библейские предания и историческая достоверная достоверность. Геродот о Вавилоне. Архитектура как ведущий вид искусства и строительная деятельность Навуходоносора II. Город Вавилон. Особенности планировки. Наличие стен-крепостей. Значение ворот, их связь с религиозным культом. Ворота богини Иштар, их конструктивные и художественные особенности. Дорога процессий. Изображение на стенках башен идущих львов, драконов, си мволизирующих вавилонских богов. Художественная выразительность изразцовых рельефов – яркость и чистота цвета, обобщенность силуэта, четкость линий. Храм бога Мардуха «Эсагила» как главный храм Вавилона. Представление о мироздании, воплощенное в многоступенчатости храма ( семь его ступеней – семь астральных божеств – семь планет солненчнлой системы). Окраска храма. Золотая статуя Мардука на вершине храма и воплощение в ней солнечного света. Вавилонская башня – легенда и действительность. Зиккурат «Этеменанки» как Вавилонская «Вавилонская башня». Дворцы царя Навуходоноссара II и «Висячие сады» Семирамиды. Их конструктивные и художественные особенности. «Висячие сады» Семирамиды – одно из чудес света.

Итоговое занятие – викторина: кроссворд на тему «Искусство Месопотамии», видеоряд. Творческая работа: сравнение двух рельефных изображений, созданных в Египте и Шумере.



Раздел 8. Искусство античного мира.

Искусство Древней Греции.


Античное искусство. Понятие античности. Периоды развития античного искусства. Значение античной культуры, её достижения и особенности. Истоки античности. Загадочная Атлантида. Платон об Атлантиде.
Эгейская или крито -микенская культура. Географическое и хронологическое определение. Археологические раскопки Г.Шлимана и открытие микенской цивилизации. Поиски Трои и открытие её местонахождения, «клад царя Приама». Раскопки в Микенах и Тиринфе. Руины микенского акрополя, «Львиные ворота», шахтовые и купольные гробницы, погребальные золотые маски ( маска Агамемнона). Арохеологические раскопки А.Эванса на острове Крит. Открытие минойской цивилизации. Руины Киосского дворца, особенности архитектурной композиции и эмблемы дворца (лабрис, рога быка); скульптурные и живописные памятники дворца ( «Богиня со змеями», фрески «Акробаты с быком», «Царь-жрец, «Парижанка»), вазы.

Архитектура Древней Греции. Ордерная система. Понятие ордера. Ордер как отражение основополагающей сущности античного искусства = «человек – мера всех

вещей». Основные греческие ордера: дорический, ионический, коринфский; их особенности; главные части ордера. Атланты и кариатиды. Античный храм, его назначение и особенности.. Мегарон как основа планировочной структуры храма. Типы древнегреческих храмов. Курватура как свидетельство высокого уровня владения формой

сооружения. ( Храм Посейдона в Пестуме; храм Артемиды в Эфесе; Парфенон, храм Ники Аптерос, Афины, Акрополь). Афинский Акрополь. Понятие акрополя, история создания

акрополя в Афинах, роль Фидия в реконструкции комплекса, композиционное решение

ансамбля и значение последовательности зрительных впечатлений, главные сооружения Акрополя ( Пропилеи, храм Нике Антерос, Парфенон, Эрехтейон). Место Парфенона в общем ансамбле, его художественное содержание, архитектурные пропорции и особенности. Скульптура Парфенона, её взаимосвязь с архитектурной конструкцией храма. Фронтоны Парфенона, их мифологическое содержание и значение сюжетов: восточный – «Рождение Афины из головы Зевса», западный – «Спор Афины с Посейдоном». Композиционная целостность скульптурных групп, их подчиненность треугольнику фронтонов. Сюжеты метоп Парфенона : «Борьба богов и гигантов»- восточный фасад, «Битва афинских героев с амазонками» - западный фасад, «Падение и. разрушение Трои»- северный фасад, «Схватка героев с кентаврами» - южный фасад. Представление о борьбе человеческого разума со стихийными силами природы в метопах Парфенона. Праздник Великих Панафиней, посвященный Афине Парфенос, и изображение традиционного шествия народа на зофорном фризе Парфенона.

Творческая работа – «Заочная экскурсия по афинскому Акрополю».


Скульптура Древней Греции. Ведущее место скульптуры в древнегреческой культуре, Материалы и техника исполнения. Главная тема – прекрасный, могущественный, гармоничный человек – «мера всех вещей». Скульптура архаического периода: куросы и коры – обобщённые образы «архаического» человека, особенности постановки фигуры, взаимодействие пластики тела и архаической улыбки, сравнение с египетскими скульптурными образцами (Курос из Воломандры, Кора «60» с Афинского Акрополя, «Дельфийский возничий». Скульптура классического периода: классическая красота идеальных героев, приём контрпоста, Мирон (500-440 г.г. до н.э.) как воплотитель пластической концепции движения («Дискобол», «Афина и Марсий»). Поликлет (ок.480г. – кон. V в. до н.э.) как воплотитель закона идеальных пропорций, автор трактата «Канон» («Дорифор», «Диадумен». «Раненая амазонка»). Фидий (нач.V в. до н.э. – ок. 432-431 г.г. до н.э.) как воплотитель высоких идей в скульптуре ( скульптуры Афины Парфенос и Зевса в Олимпийском храме (хризоэлефантинная техника), Афины Промахос (бронза), рельефы Парфенона в Афинах и храма Зевса в Олимпии). Скульптура поздней классики:интерес к передаче внутреннего мира человека. Скопас (IV в. до н.э.) как мастер передавать красоту драматического порыва, страсти в пластике («Вакханка», «Голова раненого воина», фриз «Амазономахия» от Галикарнасского мавзолея»). Пракситель ( ок.390 г. до н.э. – ок. 330 г. до н.э.) – мастер утонченной задумчивости и нежной лиричности («Гермес с младенцем Дионисом», «Аполлон – ящероубийца», «Афродита Книдская»). Лисипп (2 пол. IV в. до н.э.) – воплотитель нового понимания образа человека ( «Голова Александра Македонского» из Пергама, портрет Сократа – стремление к показу внутренней сущности человека, без идеализации; скульптура «Апоксиомен»). Эпоха эллинизма: новые черты в скульптуре, их связь с традициями классткт. «Ника Самофракийская», Леохар «Апполон Бельведерский», Агесандр «Венера Милосская» - монументальность образа, богатство пластики, влияние окружающей среды. «Лаокоон» Агесандра, Полидора и Афинодора – сочетание внешней повествовательности и преувеличенного драматизма. Тяготение к грандиозности, экспрессии, повышенной эморциональности. Гипертрофия пластических форм – «Колосс Родосский» Хареса. «Алтарь Зевса» в пергаме – грандиозное сооружение эллинизма. Единство архитектуры и скульптуры. Масштабы фриза и особенности композиции (развёртывание сюжетов фриза параллельно дваижению зрителя, сочетание рельефа с круглой скульптурой). «Гигантомахия» - главная тема Пергамского алтаря и её трактовка. Образы богов: Гелиос, Артемида, Апполон, Селена как композиционные центры.

Воплощение мира человеческих страстей – динамика движения, страдания и ярость в сценах битв: Зевс и титан, Афина Алкиной и Гея. Разрушение грани между художественным и реальным. Новые веяния - интерес к острым драматическим сюжетам, к житейским подробностям; темы детства, старости, смерти, скорби в показе человека:

«Старый рыбак», «Мальчик, борющийся с гусем», «Кулачный боец», «Умирающий галл», «Галл, заколовший жену». Скульптура Древней Греции в римских копиях. Традиции древнегреческой скульптуры в мировом изобразительном искусстве. Самостоятельная работа: анализ скульптур «Галл, убивающий жену», «Умирающий галл» и ответить на вопрос: почему страдания и боль предстают как прекрасное?

Живопись Древней Греции. Вязопись. Достижения в области архитектуры и скульптуры – косвенные свидетельства художественного совершенства и жизнеутверждающего характера древнегреческой живописи. Рисунки на вазах – «эволюционный путь» развития живописи древней Греции. Стили в росписи греческой керамики и их характерные особенности: геометрический – линейно-геометрический орнамент, расположенный горизонтальными полосами, меандр – характерный греческий орнамент (Дипилонская амфора, сер.VIII в. до н.э.): ковровый (ориентализирующий ) – узор, ориентированный на искусство Древанего Востока, составляющие: спирали, пальметты, розетки, криволинейные сплетённые ленты, фантастические животные, сюжетно- повествовательные сцены ( Динос с острова Родос, нач.VI в.э до н.э.); чернофигурный – декоративность и силуэтность, отсутствие объёмности и условность изображения, многофигурные композиции – сцены из жизни богов, героев, простых смертных (Экзекий, чёрн-офигурная гидрия «Греческие войны ведут военнопленных», чернофигурная амфора «Ахилл и Аякс, играющие в кости»; Критий и Эрготим, ваза «Франсуа»); краснофигурный стиль – новый этап развития; более свободное изображение фигур людей и зверей, сложные повороты и ракурсы, увеличение количества сюжетов (Евфроний, краснофигурная пелика «Прилёт ласточки»).

Значение древнегреческого изобразительного искусства. Русский классицизм и идеи античности. Элементы греческой архитектуры в Санкт-Петербурге – колонны, кариатиды, парадные портики. Влияние греческой пластики и мотивы античной мифологии в скульптуре Санкт-Петербурга.
Итоговое занятие по теме – занятие по теме – викторина: кроссворд «Истоки античности», контрольные вопросы по теме «Архитектура Древней Греции», видеоряд «Скульптура Древней Греции», тест на тему «Искусство Древней Греции».


Искусство Древнего Рима.
Введение. Искусство Древнего Рима – заключительный этап в развитии античного

искусства. Временные границы: VIII в. до н.э. – V в. до н.э.; территориальные рамки: от пиринейских берегов Атлантического океана до восточных границ Сирии, от Британских островов до африканского континента. Взаимодействие разных культур – важный фактор в определении характера древнеримского искусства. Древнеримское искусство как явление синтеза заимствованного и творчески переработанного древнегреческого художественного опыта и собственной древнеиталийской культуры. Периодизация.


Наследие этрусков. Загадка происхождения народа. Геродот об этрусках. Мифология (сходство мифологических представлений и трансформация греческих имён богов в римские), религия (значение заупокойного культа для изобразительного искусства), культурные достижения. Гробницы этрусков – источник знаний о культуре). Влияние культур Передней Азии, Древнего Востока и Эллады на культуру и искусство Этрурии. Архитектура этрусков: близость к греческой архитектуре; инженерные сооружения (различные типы каменных сводов, городские укрепления, канализация); градостроение по единому плану с прямоугольной планировочной структурой. Этрусский храм – святилище трёх богов, основа для римских храмов ( высокий подиум, глубокий портик, трёхчастная цела). Этрусский ордер – тосканский (без базы и каннелюр). Жилые дома этрусков, их сходство по форме с надгробными сооружениями. Основные составляющие жилого дома: атриум (внутренний закрытый дворик), комплювиум (отверстие в крыше дома), имплювиум (бассейн под отверстием в атриуме). Два типа гробниц ( скальные и отдельно стоящие объёмы). Скульптура этрусков: сходства с греческой скульптурой – использование расцвечённых рельефов и статуй в украшении храмов (кони с фронтона храма в Тарквиниях, ск-р Вулка). антефикс «Медуза Горгона» VI в. до н.э.); отличия – большая условность, орнаментальность, динамичность; материал – терракота ( «Аполлон», ск-р Вулка). Скульптурные портреты (погребальные урны и крышки саркофагов с изображением портрета умершего) – стремление к созданию реальных образов в пластике (саркофаг супругов, гробница в Чеверти, фрагмент). Декоративно-прикладное искусство этрусков: керамика («буккеронеро»), изделия из золота и бронзы «Капитолийская волчица», бронза V в. до н.э. (легенда о Ромуле и Реме, основание Рима) ; «Химера», бронза, IV в. до н.э.). Живопись этрусков: росписи гробниц – выразительность и жизненная убедительность изображений, декоративность, совершенство композиционных построений, многообразие сюжетов («Танцор и танцовщица» - фрагмент росписи гробницы в Тарквиниях). Этруски – учителя древних римлян.

Архитектура Древнего Рима. Ведущая роль архитектуры в искусстве Древнего Рима. Архитектура как средство выражения идеи могущества Римской империи. Преобладание гражданской архитектуры над культовой. Новые типы архитектурных зданий и сооружений: форумы, амфитеатры, триумфальные арки, коллонны, базилики, дворцы, виллы, термы, дороги, мосты. Камень и кирпич – главные строительные материалы, римляне – создатели бетона. Основные конструктивные элементы: арка, свод, купол. Инженерные сооружения: дороги, мосты, водопроводы, акведуки; их долговечность , практичность, прочность. Аппиева дорога – свидетель всей истории Древнего Рима. Градостроительство: разработка типового плана города, в основе которого прямоугольная планировочная структура военного лагеря с двумя главными взаимноперпендикулярными улицами (кардо и декуманус); лёг в основу многих городов Европы. «Все дороги ведут в Рим» - радиальная планировочная структура Рима.

Форумы, история их создания, особенности, планировки, основные здения и сооружения (храм, базилика для суда и биржи, курия для заседания сената, таберна для торговли, табулария для городского архива, колоннады, триумфальные арки), их место в ансамбле города. Римский форум – центр политической и хозяйственной жизни республиканского Рима.Форум Цезаря и форум Августа – прославление могущества империи и божественности императора (Храм Марса Мстителя). Форум Траяна – идея личного прославления ( триумфальная арка Траяна, колонна Траяна, рынок Траяна, храм Траяна). Римские термы – использование сводов и куполов при сооружении, огромные комплексы (термы Каракаллы). Зрелищные сооружения: театры – в основе греческий театр, сцена вместо орхестры (театр в Помпеях); одеоны – маленький театр для избранной публики (аудитория); амфитеатры – Колизей: назначение, история создания, композиционное решение ( сочетание римской арки и греческого ордера), размеры и устройство;



цирки и стадионы (Стадион Домициана, нынче площадь Навона).Жилые сооружения: патрицианский домус – городской тип жилища, планировка – атриумно-перистильная ( жилой дом в Помпеях); инсулы – многоэтажные городские жилые дома для неимущего населения (плебеев): дворцы – императорские городские жилища; загородная вилла – сельский тип жилища; комплекс построек, связь с природой ( вилла Мистерий в Помпеях). Триумфальные сооружения: триумфальные арки и колонны – прославление побед императоров ( арка Августа на Римском форуме, колонна Траяна на форуме Траяна). Погребальные сооружения: гробницы и мавзолеи – (гробница Цецелии Метеллы, мавзолей Адриана) – грандиозность масштабов.

Скульптура Древнего Рима. Популярность скульптуры как вида искусства, способного запечатлеть и увековечить политических и военных деятелей Древнего Рима. Статуя «Оратора» - Авла Метелла в тоге (бронза, ок. 1000 г. до н.э.) – типичный образец римского памятника; простота и конкретность позы, отсутствие идеализации. Конный монумент императора Марка Аврелия ( бронза, ок. 170 г. до н.э.) – единственный образец конных статуй периода искусства Древнего мира, образец для конных монументов последующих эпох и стран. Римский рельеф: скульптурные украшения алтарей, гробниц, храмов, триумфальных арок, колонн. Монументальность и реалистичность. Повествовательный исторический рельеф – скульптурная энциклопедия Древнего Рима. Алтарь Мира Августа, Марсово поле в Риме: черты сходства и различия с фризом Парфенона в Афинах. Рельефная лента триумфальной колонны Траяна (тема, документальность изображения, художественные особенности). Круглая скульптура: римляне – ученики греков и этрусков ( высококачественное копирование греческих образов). Скульптурный портрет: этрусские истоки римского феномена (гипсовые или восковые маски умерших ). Статуя пожилого римлянина с бюстами предков. Противопоставление греческому обобщенному образу всесторонне развитого прекрасного человека римского гражданина таким, какой он есть. Восприятие человека как неповторимой индидуальности, точная передача внешности, выявление характера модели. Римский скульптурный портрет эпохи республики: максимальная точность в передаче внешнего облика. Портрет Помпея и бюст Юлия Цезаря – «портреты-биографии» и «вся история римского падения выражена тут бровями, лбами, губами». Значение бронзы для передачи образа. Портреты эпохи империи – наивысшая точка в развитии жанра. Скульптурные изображения государственных деятелей: Августа, Нерона, Траяна, их портретная точность и историческая объективность. Интерес к возрастным особенностям человека («Портрет мальчика»); женские образы в римской скульптуре («Портрет римлянки», «Сириянка»). Значение обработки мрамора для передачи характера и фактуры.

Живопись и прикладное искусство Древнего Рима. Значение Помпей для изучения античной живописи. Монументальная живопись: мозаика – от чёрно-белых композиций с геометрическим орнаментом до картин («Осторожно, злая собака», «Битва Александра Македонского с Дарием при Иссе» - мозаики из Помпей; Диоскурид Самосский «Уличные музыканты» - мозаика из виллы Цицерона в Помпеях, 1 в. до н.э.). Фрески: четыре стиля помпейской живописи. (Фрески «Виллы мистерий» в Помпеях, живописный портрет поэтессы Сапфо). Станковая живопись – фаюмские портреты: их назначение, связи с погребальным культом, разнообразие («Портрет юноши», «портрет пожилого мужчины»). Прикладное искусство : глиптика – искусство резьбы по драгоценным и полудрагоценным камням (античные геммы: инталии – геммы с врезным изображением, камеи – геммы с выпуклым рельефным изображением) «Камея Гонзаго» (сардоникс) – шедевр III в. до н.э., изображение Птоломея II и его жены Арсинон.

8 класс.

Раздел 9.
Искусство Средних веков. Искусство Древней Руси. Искусство Эпохи Возрождения.
Искусство Средневековья.
Искусство Западной и Восточной Европы
(Франция, Германия, Англия, Византия IV- XV вв.)
Введение. Определение средневекового искусства как искусство стран Европы и Востока периода феодализма: от падения Римской империи в V в. и до XV в. Появление термина «средневековье» («Слово» Джованни Андреа, сер.XV в.) и движение в Западной Европе за возрождение античных идеалов – Ренессанс. Гу ты эпохи Возрождения об искусстве средневековья, восприятие этого времени как мрачного периода между античностью и Ренессансом. Средневековье как закономерный этап в развитии мирового искусства со своим миропониманием и художественными ценностями. Главные центры средневековой культуры и искусства: Западная Европа, Византия, Восточная Европа, Ближний и Дальний Восток. Три мировые религии: христианство, буддизм, ислам. Монотеизм. Формирование нового религиозного типа искусства, пришедшего на смену мифологическому. Искусство средних веков как цельный и самостоятельный период в истории человечества. Отражение в искусстве иной картины мира, иной роли человека: человек – не центр мироздания, не «мера всех вещей», не творец, а исполнитель божьей воли. Превращение христианства в мировую религию; Библия – «книга», отражающая новые идеи, Ветхий и Новый завет – литературные источники сюжетов изобразительного искусства. Отношение к наследию античности в средние века; прямое уничтожение художественных памятников – с одной стороны, сохранение античных традиций – с другой. Периодизация.

Искусство дороманского периода (VIX вв.). Поздняя античность – черты нового мироощущения; утрата гармонии духа и тела; живописные и скульптурные портреты – акцент на передачу духовного мира портретируемого (скульптурный портрет императора Константина); а в архитектуре – смещение акцента к внутреннему пространству ( интерьер Пантеона). Искусство катакомб: система аллегорий, иносказаний и символов, отвергающая иллюзорность реального мира: объёмность, перспективу, воздушную среду («Добрый пастырь» - роспись плафона из катакомб). Прикладное искусство варварских народов ( орнаментальные украшения оружия, утвари, одежды, ювелирных изделий, книжных окладов). Характерные черты: первобытная простота, фольклорные мотивы, языческая фантастика, животный эпос, яркая узорность, самобытная экспрессия. Орнамент – «звериный стиль» - сочетание форм как заимствованных из животного и растительного мира, так и абстрактных. Техника перегородчатой эмали и филигрань. Архитектура раннего средневековья: культовый характер; изменения назначения храма,его архитектурной формы и убранства, связанные с новой религией; возникновение нового регулярного типа христианского храма. Два типа римских построек, взятых за основу – связь с античными образцами – мавзолей (центрическое сооружение, увенчанное куполом) – для баптистерий и капелл (Баптистерий православных (ок. 450 г.). Мавзолей Теодориха (ок. 520 г.), церковь Сан Витале (ок. 520 г.) Равенна, капелла Карла Великого в Ахене (805 г.)), позднее этот тип лёг в основу крестово-купольных храмов Восточной Римской империи; и базилику (прямоугольное в плане здание) для храмов Базилика Св.

Петра IV в., базилика Сан Пьетро ин Винкола V в., Рим ), позже планы приобрели вид латинского креста, получили распространение в Западной Римской империи. Части храма: нефы, атриум, нартекс, апсида, трансепт, крипта и их предназначение , ориентированность входа и алтаря в христианской базилике. Монастыри. Скульптурное (рельефы) и живописное (фресковая живопись, мозаика) убранство храмов – «Библия для неграмотных» ( Триптих Арбавиль» - алтарь – складень, IX в., «Адам и Ева» - фрагмент росписи потолка и «Изгнание из рая» - фрагмент рельефа бронзовых дверей церкви Святого Михаила в Гильдесгейме). Книжные миниатюры ( выполненные от руки многоцветные изображения или рисунки в рукописных книгах и их декоративное оформление) – яркость, декоративность иллюстраций, выразительность образов. Первые изображения человека в миниатюрах каролингского периода («Четыре евангелиста» - страница евангелия нач. IX в., «Евангелист Лука», нач. XI в., «Смерть и воскрешение Лазаря» из «Золотого кодекса» Генриха III, нач. XI в.).

Проверочная работа: Тест по теме «Искусство Раннего Средневековья».

Зрелое Средневековье. Романский период ( XI - XII в.в.). Архитектура средневековой Европы, её доминирующее значение в системе искусств. Утверждение первого общеевропейского стиля - романского. Происхождение термина «романский».

Отличительные особенности романского стиля: оборонительный крепостной характер

(массивные стены, узкие окна, высокие башни), суровая простота, ясность объёмов, внушительность, тяжеловесность, монолитность, замкнутость, отсутствие украшений, сочетание с природным ландшафтом. «Тяжелое молчание» - О.Роден о романской архитектуре. Камень – основной строительный материал; главная техническая проблема – перекрытие внутреннего пространства церквей; основные конструктивные элементы романской архитектуры – арка и свод. Типы сводов; элементы романского крестового свода. Главные сооружения романского стиля: монастырь – крепость, храм – крепость, замок – крепость. Собор – основной тип культового здания, главное городское и монастырское сооружение. Романский храм как модель мира, особенности его планировки и устройства. Отличия романских храмов от раннехристианских церквей. Западный фасад романского храма, колонна как важный элемент романской архитектуры. (монастырская церковь в аббатстве Клюни: ( Монастырская церковь Сен Фрон в Перигее, монастырская церковь Сен Бенуа на Луаре, Франция; Собор в Вормсе, церковь Св.Панталеона в Кёльне, Германия; церковь Сен Трините в Каннах, Франция; Собор в Или, Англия; Баптистерий, базилики и колокольня в Пизе, Италия). Романские замки – крепость рыцаря; донжон – башнеобразное каменное жилище феодала, башни и их разновидности (Дворец Алькасар, Сеговия, XI в., замок Крак-де-Шевалье, Франция). Живопись и скульптура в романской период, их тесная связь с архитектурой, подчинение главной задаче – создание образа храма. Поучительный характер сцен и сюжетов росписей и рельефов – «проповедь в камне и в цвете» ( Внутренний вид собора Санта Мария ла Нуова, Монреаль, XII в.). Скульптурное убранство храмов: сцена страшного суда в тимпане западного фасада; изображения апостолов, пророков и ветхозаветных царей на архивольтах, колонках, порталах. Реалистичность образов. Живописная «топография» романского собора. Плохая сохранность памятников монументальной живописи.

Проверочная работа: кроссворд на тему «Архитектура романского периода».



Искусство готического периода (XIIXVвв.). Период расцвета средневекового искусства. Открытие каркасной системы и появление готического стиля со своеобразной системой форм и новым пониманием пространства. Происхождение термина. Три периода в истории готического искусства: ранняя (XII в.), зрелую или высокую (XIII-XIV вв.), и позднюю или «пламенеющую» (XIV – XV вв.). Франция – родина готики. Главный строительный материал – камень. Характерные черты готического стиля в архитектуре:вертикальность композиций, стрельчатая арка, сложная каркасная система опор о ребристых сводов, устремлённость ввысь, лёгкость и ажурность образа. Возможность широкого использования витражного цветного стекла. Церковь аббатства Сен-Дени

(1137-1151 гг.), Нотр-Дам де Пари (1163 – 1345 гг.), собор в Шартре (1194 – 1260 гг.), собор в Реймсе (1212 -1311 гг.), собор в Амьене (1218 -1268 гг.), церковь капеллы Сент-Шапель (1243 -1248 гг.), Аббатство Мон Сен-Мишель, Руанский собор как наиболее яркие воплощения различных этапов развития французской готики. Особенности разработки западного фасада готического собора: окно – « роза», «галерея королей», перспективный портал. Готический храм как символ устремлённости к Богу. Роль скульптуры и живописи в создании образа готического храма. «Королевский» портал собора в Шартре – пример ранней готической скульптуры (статичность, подчинённость форме колонны): рельефы

южного портала «История Св.Стефана» - зрелая готика (точность, уравновешенность построения сцен, пластичность и внутренняя динамика изображений ):; статуи Реймского собора( более 1000 скульптурных композиций) – галерея характеров, отражение мира во всём его многообразии («Встреча Марии с Елизаветой» - главный портал). Интерес к обыденной жизни и личности человека в скульптуре готики: «Жнец», «Сеятель» - собор в Амьене). Первые примеры светской скульптуры: «Пять музыкантов с разными музыкальными инструментами» = дом цеха музыкантов в Реймсе. Живопись: замена фресок витражами – техника исполнения, эффект восприятия, повествовательность. Шартр и Париж – центры витражного искусства. («Богоматерь с младенцем» - витраж собора в Шартре, «Встреча Марии и Елизаветы» - фрагмент витража Реймсского собора, «Пророк Иезекииль – витраж собора в Бурже, витраж «Розы алхимиков» в Нотр-Дам де Пари).

Итоговое занятие по теме: контрольные вопросы и задания на тему «Искусство Средневековья».


Искусство Византии.

Введение. Византия как хранительница эллинистических культурных традиций.

Константинополь как центр православия.
2.2. Храм – дом всеобщей молитвы; роль декоративного внутреннего убранства в свете нового понимания назначения храма ( подчёркнутая простота, строгость наружного оформления и пышность интерьера: цветовая игра драгоценных пород камня, тонкость резьбы, разнообразие изобразительных форм). Собор святой Софии в Константинополе – выдающийся образец византийской архитектуры; его конструктивные и художественные особенности. Судьба собора после падения Константинополя. Монастырь Хоснос Лукас в Фокиде, монастырь Дафнии близ Афин, собор в Чефалу как характерные образцы византийской архитектуры.
Образцы и виды византийской религиозной живопоси. Равенна – центр искусства мозаики. Купол Провославного баптистерия, мозаики церкви св. Виталия, их особенности и художестивенные достоинства. Фреска как более легкий способ живописного покрытия стен, её преобладание над мозаикой. «Воскрешение Лазаря» - фреска монастыря Пантанассы. Формирование изобразительной системы в византийской иконе. Памятники византийской культуры – иконы «Богоматерь с младенцем, святыми и ангелами», «Двенадцать апостолов», «Христос Пантократор». Пространство мира и пространство иконы. Обратная перспектива, множественность точек зрения, разномасштабность,

как специальные приёмы, отражающие идею расширения пространства в глубь иконы. Разновременность, т.е. изображение отдельных стадий сюжета на одной плоскости, как идея вечности иконного времени. Отсутствие объема, теней, направленного источника освещения в иконе и трактовке света как божественного, излучаемого самой иконой. Цвет иконы и его символическое значение: золото – солнце, небесное сияние; красный – слава божества; зелёный = молодость, символ жизни; тёмно-синий – небесные силы; белый – символ чистоты; чёрный – ад. Продолжение традиций византийского искусства в творчестве славянских народов и Древней Руси.

Итоговое занятие: «Сходства и различия в искусстве Западной Европы и Византии в период средневековья» -самостоятельная работа.

Искусство Древней Руси.

Введение. Фундамент древнерусской художественной культуры. История русского искусства – история русского народа. Самобытность культуры Древней Руси. Культ природы, как определяющий фактор мироощущения древних славян: наивный, глубоко поэтичный , рождённый непосредственной близостью человека к природе, к земле. Антропоморфизм – перенесение человеческих свойств на область нечеловеческую, чтобы приблизить её к человеческому разумению – свойство славянского образного мышления. Образ Великой Богини. Древнеславянские памятники как свидетельство врожденного эстетического чувства славян, их творческих устремлений, жизнелюбия.


Архитектура Древней Руси – каменная летопись. Архитектура как один из ведущих видов искусства в художественной культуре Древней Руси. Религиозное и эстетическое содержание древнерусской архитектуры, её взаимосвязь с русской природой. Византийские ( собор св. Софии в Киеве) и романские (Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире) влияния и архитектурные идеи мастеров Возрождения (Архангельский собор Московского Кремля) как истоки своеобразия древнерусской архитектуры. Тесная связь древнерусской архитектуры и народного быта: деревянная крестьянская изба (сруб) и квадратные в плане одноглавые церкви (церковь Спаса на Нередице и церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде ); русское военное оружие и шлемовидные купола (Успенский собор Московского Кремля); кокошники как элемент женской одежды и архитектурные украшения (церковь Преображения на острове Кижи); шатер в древнерусской архитектуре (церковь Вознесения в селе Коломенское). Древнерусская поэзия и архитектура: образ белого лебедя в русских сказках и архитектуре (церковь Покрова на Нерли). Древнерусская архитектура и национальная история: церковь Вознесения – память рождения царя Ивана IV Грозного; собор Василия Блаженного в Москве – памятник взятия Казани. Соподчинение всех важнейших элементов храмовой постройки Древней Руси: купола, барабана, лопаток, закомар, апсид и т.д. Типология архитектурных канонов и их опора на христианскую символику в зодчестве русского средневековья. Антропоморфизм древнерусской архитектуры как выражение идеи единства человека и Бога. Соотнесённость внешней и внутренней структуры храма, взаимосвязь внешнего и внутреннего убранства. Софийские храмы Киева и Новгорода - символы единства и многополярности Древней Руси. Архитектура Владимиро-суздальской земли. Успенский собор. Дмитриевский собор и церковь Покрова на Нерли. Сопоставление образов храмов: характеристика индивидуальных особенностей трёх храмов и определение роли канона в русском зодчестве. Успенский собор г. Владимира – звено цепи Успенских соборов Древней Руси. Культ Богоматери – покровительницы русского воинства и заступницы за землю русскую и его реализация в

облике храма, поставленного, по сложившейся традиции, на высоком берегу реки и в центре кремля. Идеология единства светской, княжеской и духовной власти и её воплощение в образе собора. Дмитриевский собор – символ духовного мужества и подчинения воли человека воле Всевышнего. Изящество декора и симметрия форм как проявление единства религиозного, этического и эстетического начал. Каменная резьба Дмитриевского собора – эстетическое выражение идеи связи «неба» и «земли». Создание эскизов каменной резьбы для воображаемого храма по модели резьбы Дмитриевского собора и сравнение эскизов учащихся с фрагментами резьбы Георгиевского собора в Юрьево-Польском. Церковь Покрова на Нерли – «женственность» внешнего облика храма, поставленного в память о любви. Сопоставление двух храмов XVI в.: шатровой церкви Вознесения в Коломенском и церкви Корова на рву (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Выявление сходства архитектурного решения храмов при помощи обращения к конструктивным схемам. Идея духовного восхождения человека к богу, заложенная в основу шатрового типа соборов. Выдвижение и обсуждение гипотез о причинах отказа от строительства шатровых храмов на Руси в XVII в. при патриархе Никоне. Идея «цветения» жизни, воплощённая в образе храма Василия Блаженного. Коллективное обсуждение вопроса: почему иностранцы, посещавшие Русь в кон. XVI в., говорили, что собор поставлен «скорее как бы для украшения, чем для молитвы»? Храм Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге.. Выявление причин, побудивших архитектора Парландт использовать при строительстве храма в качестве прототипа храм Василия Блаженного в Москве. Кремли и монастыри. Московский Кремль. Значение древнерусской архитектуры в художественной культуре современности.

Древнерусская живопись. Древнерусская икона как самобытное явление художественной культуры. Её связь с византийскими традициями и национальное своеобразие. Древнерусская икона как предмет культа, её место в живописном убранстве храма. Типы икон, язык икон. Иконография Христа, Богоматери, ангелов и святых. Пантеон национальных святых: Борис и Глеб, Александр Невский, Дмитрий Донской, царевич Дмитрий, Сергий Радонежский и др. Иконостас как русское явление: его догматический смысл, структура, художественные особенности. Андрей Рублёв – иконописец и художник. Биографические сведения; основные произведения. «Троица» - как выражение мировоззрения эпохи, легенда и история. Живописное осуществление идеи жертвенной любви; соединение мотивов ветхозаветного предания о явлении праведному Аврааму трёх ангелов и новозаветного сказания о тайной вечере в иконе Андрея Рублёва. Таинство Евхаристии (благой жертвы), символически переданной в иконе. Художественные и композиционные особенности: круговая композиция (вечность и единство), скупость деталей (превращение в символы), красочное богатство (связь с русской природой). Символика цвета Троицы: красный – Бог-Отец; желтый (золото) – Бог-Сын; голубой (синий) – Бог-Св.Дух. Интерпретация иконы на основе собственных представлений и знаний учащихся. Соединение идей справедливого суда и милосердия Божия в сочетании иконостаса и фресковой росписи Успенского собора во Владимире. Страх божий и любовь к ближнему – доминанта религиозного чувства древнерусского человека и их выражение в живописи и фресках Успенского собора. Неторопливый ритм образов, плавность жестов, диалог красок как способы воплощения идеи гармонии в творчестве А.Рублёва. Монументальная живопись: мозаика – «мерцающая живопись»; мозаики Софийского собора г.Киев («Богоматерь Оранта»). Вытеснение мозаик фреской, причины его явления. Фрески Ф.Грека в церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде: «Троица, «Макарий Египетский», образы столпников. Византия и Дреняя Русь в творчестве Ф.Грека. Эстетическое содержание древнерусской живописи. Открытие художественной ценности иконы в конце XIX в. Традиции древнерусской живописи в творчестве европейских (А.Матисс) и русских художников: К.С.Петров-Водкин «Богоматерь умиления злых сердец», П.Корин «Александр Невский». Судьба древнерусского наследия в истории России XX в. Полное разрушение или «социальная

переориентация», русских православных храмов, уничтожение икон и древнеславянских книг, разрушение всего церковного уклада жизни как следствие распространения атеизма. Запрет на использование в творческой практике религиозных символов и сюжетов из Евангелия. П.Корин и его картина «Русь уходящая», причины творческой неудачи.


Итоговое занятие по теме: видеоряд «Древнерусская икона», кроссворд «Иконопись», контрольные вопросы и задания по теме «Древнерусская архитектура».

Раздел 10. Искусство Эпохи Возрождения.

Введение. Гуманизм как определяющее мировоззрение в развитии художественной культуры Западной1 Европы XIV – XVI вв. Содержание термина «Возрождение» в понимании итальянских гуманистов. Возрождение и средние века как противопоставление двух видов культуры – церковной и светской. Невозможность их абсолютного разрыва и абсолютного единства. Сохранение в культуре Возрождения традиционных форм, тем, сюжетов средневековья, но наполнение их новым, светским, гуманистическим содержанием. Отход от средневековых религиозных канонов, трактовка библейских тем и сюжетов как событий в жизни реальных людей, придание им черт, отвечающих представлениям гуманистов. Возрождение и античность, обращение к античности на новом уровне понимания сложности духовной природы человека. Обращение к темам, сюжетам, формам античного искусства и «уроки» греческой классики ( максимальная гармония, идеальная симметрия, спокойная созерцательность). Храм и дворец Эпохи Возрождения как подобие мира, округлость общей формы здания (или вписанность в квадрат) и опоры колоннад в зданиях Возрождении как связь с землей и подражание природным формам. Палладио. Вилла «Ротонда» близ Виченцы (1550г.) как осуществление5 мечты Рафаэля о гармоническом храме в картине «Обручение» (1504г.) Изображение человека в искусстве Возрождения. Иоанн Креститель – статуя собора в Шартре (XII - XIII) – горестное смирение и недоумение перед сложностью жизни. «Св. Иоанн Креститель» Я.Сансовино (Базилика Деи Фрара, Венеция, 1554г.). Человек, молящий Бога о спасении красоты и совершенства мира. Значение появления обнаженной натуры в художественной культуре Возрождения.


Итальянское Возрождение. Идеи Возрождения в искусстве Италии, их наиболее полное и последовательное воплощение. Периодизация: Проторенессанс (XIII – XIV вв.), Ранее Возрождение (XV в.), Высокое Возрождение (1490-е гг. – первая треть XVI в.), Позднее Возрождение ( после 1530 г. – вторая половина XVI в.). Флоренция – родина искусства Возрождения. Фрески капеллы Дель Арена в Падуе - наиболее полносохранившийся цикл фресок Джотто, темы и идея фрескового цикла, сочетание двух систем художественного мышления – средневековой и ренессансной. Художественная реформа Джотто. Трактовка Евангелия как реального события, «историческая последовательность сюжетов («Рождение Марии», «Рождение Иисуса Христа», «Бегство в Египет» и т. д.). Новый гуманистический подход в трактовке евангельских образов. Высокая значимость общечеловеческих нравственных ценностей, воплощенных в образе Иисуса Христа («Распятие», «Снятие с креста»), и осуждение низменной страсти, предательства («Поцелуй Иуды»). Пространственно-живописные искания Джотто: трёхмерность и глубина плоскости картины, реальное освещение, значение пейзажа. Титаны Возрождения. Леонардо да Винчи (1452 – 1519г) , исследователь тайн природы и человека. Жизнь Леонардо – свободного художника и пытливого учёного. Места его жизни, работы:Флоренция, Рим, Сен-Клу (Франция). Трактаты Леонардо и его научные изобретения. Духовное и физическое совершенствочеловека, точность прорисовки деталей и таинственная игра светотени (сфумато) в картине «Благовещение» (Флоренция) – драматизм картины; скульптурная резкость фигуры ангела; значение деталей; куст лилии и лицо вестника – чистота и прозрачность цветов и лица. Повелитель жеста и грозного взгляда; мягкость и простодушие позы Богородицы; мрачный колорит фигуры ангела и яркие живые цвета Марии; изящество её движения, испуг рук и бесстрастная твёрдость взгляда, готового к испытаниям судьбы. Нежность волос и детская простота лица. «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи в монастыре Санта-Мария дель Грация в Милане: мотив испытания человека мучительной вестью о предательстве. Фреска - продолжение пространства трапезной, сухой геометризм интерьера и простор зелёно-голубого пространства природы в проёме окон. Мудрое спокойствие и печаль Христа и волнение апостолов, объединённых в трио по контрасту внутреннего состояния и выражения лица. Сложный ритм картины, в которой борются покой и тревога. Задание: выявление учениками основного чувства, овладевшего каждым из апостолов – от бурного гнева (Пётр) и пронзительного ужаса (Иуда), от робкого недоумения (Иаков старший) и тихой печали Иоанна. Контраст покорности и трагической решимости, сближенных по облику фигур его возможностей. Рафаэль Санти - поэт гармонии. Внешне благополучная жизнь и его ранняя смерть. Автопортрет Рафаэля. Способы достижения гармонии в картинах Рафаэля, изображающих мадонн: сосредоточенность материнского чувства и печальное примирение с судьбой («Мадонна Канестабиле» , 1504 г., «Мадонна в кресле» 1507 г. ), кротость и скромность нравов и отвлечение от суеты («Мадонна грандука», 1505 г.). Рафаэль – мастер портретов: купцов, аристократов, куртизанок, монахов. Отчётливость психологических и колористических характеристик изображённых людей и дуализм эстетической и нравственной оценок. «Портрет Льва X с двумя кардиналами (1518 -1519) – мрачная тяжеловесность папы, его настороженность, ироническая приветливость кардинала Луиджи де Росси и умная сдержанность стоящего за спиной папы Джулио Медечи. Открытость Рафаэля - художника самым разнообразным типам людей : смелым («Аньоло Дони), скромным («Молчащая»), лукавым («Бальтасар Кастильоне»), искренним (Федра Инкирани), циничным ( кардинал Библена), кокетливым («Портрет молодого человека») и серьёзным («Портрет благородного господина»). Росписи виллы Фарнези в Риме.

Торжественность и драматизм фресок в Ватикане («Афинская школа», «Парнас», «Месса в Больсене», «Пожар в Барго» и т.д.). Бесчисленное многообразие декоративных работ Рафаэля (мозаики, рельефы) – результат влюблённости в мир невероятной работоспособности. Значение творчества Леонардо да Винчи и Рафаэля для мирового искусства. Бунтующий гений Микеланджело Буонароти (1475 -1564). Титан Возрождения. Подвиги и страсти человека, величие и ничтожность жизни – полюсы притяжения Микеланджело – художника, поэта, скульптора, архитектора. Мир как разумная воля и как хаос = изначальная дилемма Микеланджело. Строгий облик первых мадонн («Святое семейство», барельефы «Тондо Таддеи», «Тондо Питти») и горечь «Мадонны Медичи». Героическая личность в скульптуре Микеланджело: «Давид», «Моисей», «Брут». Принципиальная разница характеров, возрастов, эпох и единство воли, организующей мир и превращающей человека в свободную личность.. Драматизм борьбы за свободу личности. «Просыпающийся пленник» - простор разворота скульптуры, экспрессия жеста и позы. Принципиальное стремление высекать фигуру из единой гыбы мрамора. Жизнь Микеланджело - подвиг неукротимого труда художника, создающего свой мир. Ансамблевое мышление Микеланджело в живописи (фрески Сикстинской капеллы), в архитектуре (гробница Юлия II). Росписи Сикстинской капеллы в Риме (потолка и алтарной стены) – грандиозный живописный цикл Микеланджело. История создания, идейный замысел, особенности композиционной связи с архитектурой. Цикл фресок о сотворении мира («Отделение света от тьмы», «Сотворение Адама» и другие). Творящий мир Бог и одушевлённое разнообразие его созданий в росписи пот олка. Пророки, юноши и сивиллы как сущности страстей человеческих и гимн красоте, силе и мудрости. «Страшный суд» - фреска главной стены. Развенчанный идеал человека и проклятие художника миру, не поднявшемуся до божественного совершенства. Карающий Христос и замершая от ужаса пороков грешников и жестокости наказания Мария. Автопортрет Микеланджело. следы подвижнического труда и преодоление страстей в облике художника. Поэтическое творчество – исповедь Микеланджело. Значение творчества Микеланджело в мировом искусстве. Венецианские колористы. Венеция среди культурных центров итальянского Возрождения. Особенности экономической, политической и художественной жизни. Джорджоне и Тициан – выдающиеся мастера венецианской школы Высокого Возрождения. Краткие биографические сведения. Взаимосвязь и преемственность в их творчестве. Тематическая широта их произведений, колористические искания. Христианская мифология в творчестве Джорджоне («Юдифь») и Тициана («Динарий кесаря»). Отход от средневековых религиозных канонов, трактовка библейских сюжетов как событий в жизни реальных людей, придание изображению черт, отвечающих представлениям гуманистов Возрождения о человеке. Человек и природа в творчестве Джорджоне («Гроза», «Концерт»», «Спящая Венера») и Тициана («Любовь земная и небесная», «Венера Урбинская»). Прославление красоты идеального человеческого тела, его единства с природой. Возвышенный характер чувств у Джорджоне и более интимный, жанровый характер трактовки темы у Тициана. Значение светловоздушной среды в их произведениях. Человек Возрождения в портретах Джорджоне («Портрет Антонио Брокардо») и Тициана («Портрет Ипполита Риминаль-дини»). Новая трактовка человека в портрете Тициана « Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе». Внимание к передаче сложности и противоречивости характера. Драматизм и трагичность поздних произведений Тициана «Святой Себастьян» и «Оплакивание Христа». Цвет и колорит как средство передачи образно-эмоционального состояния сюжета. Позний Тициан («Автопортрет») и развитие реалистической живописи XVII в.

Нидерландское Возрождение. Реформация и развитие гуманизма в художественной культуре Нидерландов. Устойчивость традиций средневековой культуры, их тесное переплетение с новым гуманистическим мировоззрением. Ведущая роль живописи как искусства, в котором наиболее ярко проявились гуманистические идеи Северного Возрождения. Появление станковой картины. Нидерланды и Итальянское Возрождение. Гентский алтарь Г. и Я. ванн Эйков - «Поклонение агнцу». Сложность композиционного построения и взаимосвязь отдельных частей в единое целое. Сюжеты алтаря, их связь с библейскими текстами и церковным праздником Всех святых. Новое в понимании пейзажа, внимание к анатомическому строению обнажённого тела, любовная передача материальности предметов. Цветовой контраст живописных створок алтаря в закрытом и открытом виде. И.Босх – личность и особенности мировоззрения, глубокая религиозность, знание современной науки и астрологии, влияние народных верований и представлений. Пессимистическое отношение к миру как сосредоточию зла и пороков. Триптих Босха – «Сад наслаждений», «Рай», «Ад» - евангельская проблематика и гуманистическая основа сюжетов. Сложность живописного языка: безудержная фантазия и реалистическая точность в изображении предметов, связь с народными пословицами и поговорками, зашифрованность многих сюжетов, архаические черты и декоративный характер его произведений. Босх и сюрреализм XX в. Национальные корни творчества П.Брейгеля –старшего. Критика пороков и недостатков общества в циклах «Семь смертных грехов» и «Семь добродетелей». Народные пословицы и фольклор («Битва масленицы и поста», «Пословицы», «Детские игры»), мир природы («Охотники на снегу», «Пасмурный день», «Сенокос», «Возвращение стада») и крестьянской жизни («Крестьянский танец», «Крестьянская свадьба») в творчестве Брейгеля. «Слепые» Брейгеля - самое выдающееся и загадочное произведение, итог всей жизни художника.



Немецкое Возрождение. Искусство Германии XV в. Средневековые традиции (преобладание религиозных и аллегорических сюжетов, рационализм и нравственно-этическая направленность) и ренессансное мышление (античные сюжеты, усиление роли портрета, появление бытовой картины и пейзажа). Развитие графики и её значение в распространении идей немецкого Возрождения. А.Дюрер - личность художника, его мировоззрение, разносторонность дарования. Тесная связь искусства А.Дюрера с художественной культурой Италии и Нидерландов. Теоретические штудии Дюрера («Руководство к измерению циркулём и линейкой»), «Четыре книги о пропорциях человека»). Гравюра в творчестве Дюрера, Разнообразие технических приёмов (гравюра на меди, гравюра на металле, гравюра на дереве), широта тематического диапазона. Цикл листов к «Апокалипсису». Общечеловеческое звучание темы борьбы, добра и зла. «Открытие шестой печати»,

«Битва ангелов», « Четыре всадника», Противопоставление яростной борьбы и умиротворённого, идиллического пейзажа. «Мастерские гравюры» Дюрера. Глубина философского содержания и сложность их расшифровки. Связь гравюр Дюрера с трактатами гуманистов Возрождения, с учениями философов и струдами естествоиспытателей. Главная идея «мастерских гравюр» - с наибольшей полнотой выразить сущность своего времени и непреходящие человеческие качества: преданность долгу («Рыцарь, смерть и дьявол»), радость научного познания («Святой Иероним»), сомнения в возможности проникнуть в тайны Вселенной («Меланхолия»). Художественные особенности этого цикла. Живописные произведения Дюрера ( «Поклонение волхвов», «Адам и Ева», «Четыре апостола»). Научные и гуманистические представления о человеке в этих произведениях. Автопортреты и образы современников («Портрет Освальда Креля», «Портрет молодой венецианки», «Портрет молодого человека») как размышления Дюрера о человеке новой эпохи.



Заключение. Портрет эпохи. Эпоха Возрождения и её место в мировой художественной культуре. Значение художественных открытий и отношение к окружающему миру как источнику эстетических переживаний. Храмы как предмет любования торжеством человеческого гения: купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции Ф.Брунеллески, «Собор святого Петра» в Риме Д.Браманте. Новое осознание роли художника в обществе, значимости его труда, социальной активности искусства. Титанизм художественно- творческой личности: дарование во многих областях (литература, скульптура, живопись, архитектура), грандиозность замыслов, виртуозный артистизм исполнения. Обобщение представлений о новом человеке вжанре портрета эпохи Возрождения. Идеализация как средство передачи в конкретных образах гуманистических идеалов эпохи. Автопортреты деятелей Возрождения – художественно-образные размышления о себе, итогах творчества, эпохе.
Итоговая работа: кроссворд и видеоряд «Искусство Эпохи Возрождения».
Самостоятельная работа: сравнительная характеристика двух конных монументов: Донателло памятник Эразмо ди Нарди (Гаттамелата) в Падуе и Вероккио памятник Коллеони в Венеции.

9 класс.

<< предыдущая страница   следующая страница >>