Программа курса «История Искусства» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Программа курса «История Искусства» - страница №1/3

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

«Санкт-Петербургская детская художественная школа

имени Б.М.Кустодиева»


Программа по учебному предмету
История изобразительного искусства

Составитель: преподаватель Ушакова В.А.

Санкт-Петербург

2013г.



Пояснительная записка

Программа курса «История Искусства» предназначена для детской художественной школы в IV-IХ классах.

История искусств - предмет, рассматривающий общие закономерности развития изобразительного искусства, составляющие её виды в их взаимосвязях, истоки искусства и его активную роль в жизни людей.

Научная концепция, рассматривающая искусство как механизм социального наследования, утверждающая особую, ничем не заменимую роль искусства в передаче от поколения к поколению духовных ценностей, определила принципы построения программы «История искусства», содержание и методическую систему преподавания её в детской художественной школе. Цель предмета – силою воздействия изобразительного искусства формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость.

Задачи преподавания истории искусств состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения учащихся с произведениями мирового искусства на уроке

- обогащать их духовный мир, воспитывать чувства и, вооружая их опытом поколений, помочь учащимся « открыть в себе человека» (Достоевский);

-развивать у них понимание искусства, способность и стремление воспринимать искусство в течение всей жизни. С этой целью – дать сумму знаний по предмету, помогающих раскрыть перед учащимися наиболее важные закономерности сложного процесса развития изобразительного искусства, распознать особенности его образного языка. Всё это позволит воспитывать у школьников любовь к искусству, способность наслаждаться красотой, испытывать чувство счастья от общения с прекрасным.

- пробуждать активное стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни, трудовой деятельности и нетерпимость к безобразному во всех проявлениях жизни;

- развивать у школьников воображение, творческие способности.

Основополагающие принципы построения программы: интеграция, принципы историзма и опоры на творческий метод.

Курс истории искусств интерактивен по своей сути. В курсе комплексно и синхронно изучается отечественное и зарубежное искусство.

Принцип историзма позволяет раскрыть перед учащимися закономерности развития искусства, обеспечивает понимание школьниками глубокой зависимости художественных явлений от явлений общественной жизни.

Принцип опоры на творческий метод позволяет развернуть перед учащимися широкое поступательное развитие изобразительного искусства, выявить духовные , нравственные и эстетические доминанты времени , центрирующие культуру идеи и объединяющие творчество деятелей искусств данной исторической эпохи.

С позиции историзма раскрываются идейные и эстетические причины появления и смены творческих методов , таких, как классицизм, романтизм, реализм, символизм, сюрреализм и другие методы, черты преемственности и новаторства в них.

В творческом методе, который сознательно, а чаще интуитивно использует художник, создавая своё творение, проявляются его мировоззрение и тот принцип отбора художественных средств, который позволяет ему выразить и донести до современника свою идейную и эстетическую позицию. Так опора на творческий метод позволяет ввести ученика в мир самого искусства, углубить его понимание языка изобразительного искусства.

В программу включены лишь шедевры, созданные творцами различных времён и народов, но являющиеся достоянием всего человечества. В тоже время представляется принципиальным достижения отечественного искусства не растворять в общем потоке, а

выделить в отдельные темы, что позволяет решать важные воспитательные и образовательные задачи. Кроме того, следует иметь в виду , что программа предназначена для российской школы и, естественно, в ней доминирует отечественное искусство.

Цель и задача преподавания истории искусств в художественной школе – формирование личности юного художника силой воздействия искусства - потребовали определить ещё один важнейший принцип построения программы: знания, необходимые для общения с искусством, для понимания языка, причин изменения художественных форм ,раскрываются в курсе в процессе непосредственного общения учащихся с искусством и с опорой на законы искусства. Этот принцип реализуется в структуре программы, в содержании и тем и в логике построения разделов.

Данная программа изучения истории искусств опирается на общепризнанные достижения искусствоведческой науки и открывает возможность для истолкования произведений искусства на основе их целостного восприятия.

Программа состоит из 13 разделов: первый – вводный, каждый последующий раздел – определенная эпоха в истории человечества и этап в развитии искусства, составленная соответственно возрасту учащихся и их восприятию. Раздел начинается вводным уроком, на котором восстанавливаются важнейшие события времени, известные ученикам из курса истории. На этой канве жизни происходит встреча учащихся с произведениями искусства, творцы которых жили в одну эпоху.

Идейно-нравственные и эстетические проблемы выдвигаются на первый план. в них – проблемы, волновавшие людей того или иного периода, и «вечные вопросы» жизни, которые волнуют всегда.

В программе учитываются возрастные особенности восприятия искусства школьниками. Так, изучение искусства Древнего мира приходится на V11 класс. Наивный реализм, условность языка, который характерен для учащихся более старшей возрастной группы, ведёт к слиянию искусства и действительности в их сознании. Наделенные эмоциональной активностью, силой переживания, целостностью впечатления, предметностью воображения ученики в этом возрасте довольно объективны по отношению к смыслу событий, идее художественного произведения, но у них отсутствует внимание к форме произведения, интерес к авторской точке зрению на изображаемое. Свое отношение, как к жизни, так и к искусству учащимся этого возраста легче передать в образе, так и в силлогизме. В последующих классах наступает пора нравственного самоуглубления. Отношение к произведению искусства становится личностным и субъективным. Самое интересное для школьников этого возраста – человеческое поведение, мотивы поступков, и искусство XVII –XIX века дает немало поводов для их осмысления. В IX классе заметен сдвиг интересов школьника в мир общий. «Я и мир» - центральная проблема возраста. Это пора познания связей, осознания причин и следствий, расширения горизонта видения жизни. Усиливается внимание к художественной форме произведения искусства, идет поиск внутренних связей, что и требуется для понимания искусства XX века, изучаемого в IX классе.

Знакомство выпускников с искусством последних трех десятилетий целесообразно организовать в форме их самостоятельной работы, а для подведения итогов этой работы проводить свободные дискуссии. Если во время дискуссий выпускник школы будет доказательно обосновывать и отстаивать своё понимание произведения, свое отношение к заключенным в нём нравственным и эстетическим проблемам и художественным ценностям,

выражая свою позицию, то станет очевиден и уровень его нравственно-эстетического развития – итог обучения.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел1.

Вводный раздел в искусствознание, виды и жанры искусства. Техника живописи и живописных материалов.



Раздел 2.

Русское искусство 18 века. Архитектура Петербурга, архитектура Каменного острова. Русская живопись и скульптура 18 века.



Раздел 3.

Романтизм в изобразительном искусстве России Х1Х в.


Раздел 4.

Реализм в русском искусстве Х1Х в.


Раздел 5.

Русское искусство рубежа Х1Х – ХХ в.в. и искусство первой половины ХХ в.


Раздел 6.

Русское искусство 2-ой половины ХХ в. – начала ХХ1в.


Раздел 7.

Зарубежное искусство. Первобытное искусство. Искусство Древнего мира.


Раздел 8.

Искусство античного мира.


Раздел 9.

Средневековое христианское искусство на Западе и на Востоке.


Раздел 10.

Искусство эпохи Возрождения.


Раздел 11.

Искусство Западной Европы XVII века.


Раздел 12.

Западноевропейское искусство 18 века первой половины XI века.


Раздел 13.

Зарубежное искусство 2-ой половины XIX-XX веков.




Прогнозируемые результаты освоения программы:

В результате изучения курса «Истории искусств» учащиеся должны



знать

- основные эпохи в художественном развитии человечества;

- эстетические идеалы различных эпох и народов;

- основные стили и направления в мировом изобразительном искусстве;

- роль и место классического наследия в искусстве современности;

- основные особенности развития русского изобразительного искусства;

- выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох;

- основные художественные музеи России и мира;



уметь

- отличать произведения искусства различных стилей;

- самостоятельно оценивать произведения искусства, характерные для различных эпох и народов;

- объяснять непреходящую роль классики для духовного развития современного человека;

- показать на конкретных примерах место и роль искусства России в мировом искусстве;

- сформулировать своё оценочное суждение о художественных движениях в современном искусстве;

- пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и интерпретировать её.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК


  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета "История изобразительного искусства" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.

Особым видом аттестации учащихся является итоговая аттестация.

В качестве средств текущего контроля успеваемости может использоваться тестирование, олимпиады, контрольные письменные работы.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Форму и время проведения промежуточной аттестации по истории изобразительного искусства образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. Это могут быть контрольные уроки, зачеты, экзамены, проводимые в виде устных опросов, написания рефератов, тестирования.

Также мероприятия по проведению текущей и промежуточной аттестации могут проходить в других формах: в форме письменной работы на уроке, беседы, подготовке материалов для сообщения на какую-либо тему или письменной работы, интеллектуальных игр, что будет способствовать формированию навыков логического изложения материала.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Средства, виды, методы текущего и промежуточного контроля:

контрольные работы,

устные опросы,

письменные работы,

тестирование,

олимпиада.

Учебный план предусматривает проведение для обучающихся консультаций с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам.

Итоговая аттестация

По завершении изучения предмета "История изобразительного искусства" проводится итоговая аттестация в конце 8 класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

При 9 -летнем сроке обучения итоговая аттестация проводится в конце 9 класса.

Итоговая аттестация проводится в форме экзамена (реферата).

По итогам выпускного экзамена (реферата) выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Требования к выпускным экзаменам определяются образовательным учреждением самостоятельно.



При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

2. Критерии оценки

Оценка 5 «отлично»

  1. Легко ориентируется в изученном материале.

  2. Умеет сопоставлять различные взгляды на явление.

  3. Высказывает и обосновывает свою точку зрения.

  4. Показывает умение логически и последовательно мыслить, делать выводы и обобщения, грамотно и литературно излагать ответ на поставленный вопрос.

  5. Выполнены качественно и аккуратно все практические работы.

  6. Записи в тетради ведутся аккуратно и последовательно.

Оценка 4 «хорошо»

  1. Легко ориентируется в изученном материале.

  2. Проявляет самостоятельность суждений.

  3. Грамотно излагает ответ на поставленный вопрос, но в ответе допускает неточности, недостаточно полно освещает вопрос.

  4. Выполнены практические работы не совсем удачно.

  5. При ведении тетради имеются незначительные ошибки.

Оценка 3 «удовлетворительно»

  1. Основной вопрос раскрывает, но допускает незначительные ошибки, не проявляет способности логически мыслить.

  2. Ответ носит в основном репродуктивный характер.

  3. Практические работы выполнены не эстетично, небрежно, с ошибками.

  4. Записи в тетради ведутся небрежно, несистематично.


Учебно-тематический план




Наименование раздела, темы




Общий объем времени в часах




Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия




4 год обучения I полугодие







Раздел 1. Введение в историю искусств
















1.1.

Введение в основы искусствознания.

Беседа

2

1

1




1.2.

Язык изобразительного искусства

Беседа

2

1

1




1.3.

Роль художника в искусстве

Беседа

2

1

1




1.4.

Архитектура как вид искусства

Беседа

2

1

1




1.5

Скульптура как вид искусства

Беседа

4

2

2




1.6.

Живопись как вид искусства

Беседа

4

2

2




1.7.

Графика как вид искусства

Беседа

2

1

1




1.8.

Декоративно-прикладное искусство как вид искусства

Беседа

2

1

1




1.9.

Жанры в искусстве

Беседа

2

1

1




1.10.

Портрет

Беседа

2

1

1




1.11.

Пейзаж

Беседа

2

1

1




1.12.

Натюрморт

Беседа

2

1

1




1.13.

Итоговое занятие

Комбинированный урок

1

1

1




1.14

Контрольная работа

Аудиторное занятие

2

1

1













32

16

16




4 год обучения II полугодие




1.15

Исторический жанр

Беседа

6

3

3




1.16

Батальный жанр

Беседа

4

2

2




1.17

Мифологический жанр

Беседа

4

2

2




1.18.

Бытовой жанр

Беседа

4

2

2




1.19.

Техника и технология живописных материалов

Беседа

10

5

5




1.20

Итоговое занятие

Комбинированный урок

4

2

2




1.21

Контрольная работа

Аудиторное занятие

2

1

1













34

17

17




5 год обучения I полугодие







Раздел 2. Русское искусство 18 века
















2.1.

Русское искусство Петровской эпохи. Архитектура

Беседа

2

1

1




2.2.

Архитектура и история Каменного острова

Беседа

16

8

8




2.3

Итоговое занятие по теме

Комбинированный урок

2

1

1




2.4

Живопись. Портрет Петровской эпохи

Беседа

4

2

2




2.5

Графика Петровской эпохи

Беседа

2

1

1




2.6

Архитектура

Петровской эпохи



Беседа

2

1

1




2.7

Русское искусство середины XVIII века .Характеристика.

Беседа

2

1

1




2.8

Контрольная работа

Аудиторное занятие

2

1

1













32

16

16




5 год обучения II полугодие




2.9

Русская живопись середины XVIII века

Беседа

2

1

1




2.10

Русская архитектура середины XVIII века.

Беседа

4

2

2




2.11

Академия художеств в России

Беседа

8

4

4




2.12.

Живопись 2-ой половины XVIII века

Беседа

6

3

3




2.13

Скульптура 2-ой половины XVIII века

Беседа

4

2

2




2.14

Архитектура «Русский классицизм»

Беседа

6

3

3




2.15

Итоговое занятие про теме

Комбинированный урок

2

1

1




2.16

Контрольная работа

Аудиторное занятие

2

1

1













34

17

17




6 год обучения I полугодие







Раздел 3. Романтизм в изобразительном искусстве России
















3.1

Творчество К.Брюллова

Беседа

16

8

8




3.2.

Итоговое занятие

Комбинированный урок

2

1

1




3.3.

Творчество А.Иванова

Беседа

6

3

3




3.4

Творчество О.Кипренского

Беседа

4

2

2




3.5

Творчество В.Тропинина

Беседа

2

1

1




3.6.

Контрольная работа

Аудиторное занятие

2

1

1













32

16

16




6 год обучения II полугодие




.

Раздел 4 Реализм в русском искусстве XIX века
















4.1.

Творчество П.Федотова

Беседа

2

1

1




4.2.

Вторая половина XIXвека. Общая характеристика. Критический реализм.

Беседа

2

1

1





4.3.

Творчество И.Крамского, В.Перова. Передвижники. Мастера бытового жанра.

Беседа

8

4

41




4.4.

Пейзажная живопись. Эволюция жанра. Мастера пейзажа.

Беседа

6

3

3




4.5.

Историческая картина. Творчество Н.Ге, В.Сурикова, И.Репина. Творчество М.Антокольского.

Беседа

12

6

6




4.6.

Итоговое занятие

Комбинированный урок

2

1

1




4.7.

Контрольная работа

Аудиторное занятие

2

1

1













34

17

17




7 год обучения I полугодие







Раздел 5. Русское искусство рубежа XIX-XX вв. и искусство первой половины XX в.
















5.1.

Россия конца XIX-начала XX века. Традиции и новаторство.

Беседа

6

3

3




5.2.

Мастера русского авангарда

Беседа

6

3

3




5.3.

Русское изобразительное искусство 20-30 гг.

Беседа

4

2

2




5.4.

Искусство периода Великой Отечественной войны.

Беседа

2

1

1







Раздел 6. Русское искусство 2-ой половины XX века началеXXI века.
















6.1

Архитектура и скульптура 2-ой половины XX века.

Беседа

2

1

1




6.2

«Суровый стиль» в изобразительном искусстве 60-70 гг.XX века.

Беседа

4

2

2




6.3.

Ведущие мастера 80-х -90-х гг. XX века.

Беседа

4

2

2




6.4.

Пути развития русского искусства начала XX века.

Беседа

2

1

1




6.5.

Контрольная работа

Аудиторное занятие

2

1

1













32

16

16




7 год обучения II полугодие




.

Раздел 7. Зарубежное искусство. Первобытное искусство. Искусство Древнего мира.
















7.1.

Наскальная живопись. Керамика. Пиктограммы.

Беседа

2

1

1




7.2..

Истоки архитектуры. Мегалитические сооружения.

Беседа

2

1

1




7.3.

Искусство Древнего Египта. Канон в изобразительном искусстве. Рельефы и росписи .Архитектура.

Беседа

6

3

3




7.4..

Искусство Месопотамии. Искусство Шумера, Вавилонского царства, Ассирии.

Беседа

2

1

1







Раздел 8. Искусство античного мира.
















8.1.

Искусство Древней Греции.

Беседа

2

1

1




8.2.

Архитектура Древней Греции. Крито-микенская культура.


Беседа

4

2

2




8.3.

Скульптура Древней Греции.

Беседа

4

2

2




8.4..

Живопись Древней Греции .Вазопись.

Беседа

2

1

1




8.5.

Искусство Древнего Рима. Наследие этрусков

Беседа

2

1

1




8.6.

Архитектура Древнего Рима.

Беседа

2

1

1




8.7.

Скульптура Древнего Рима.

Беседа

2

1

1




8.8.

Живопись и прикладное искусство Древнего Рима.

Беседа

2

1

1




8.9.

Контрольная работа

Аудиторное занятие

2

1

1













34

17

17




8 год обучения I полугодие







Раздел 9. Средневековое христианское искусство на Западе и на Востоке
















9.1..

Раннехристианское искусство. Катакомбное искусство

Беседа

2

1

1




9.2.

Романский стиль. Архитектура, скульптура, живопись.

Беседа

2

1

1




9.3.

Готический стиль. Готический собор

Беседа

2

1

1




9.4.

Искусство Византии

Беседа

4

2

2




9.5.

Искусство Древней Руси. Архитектура

Беседа

4

2

2




9.6.

Иконопись в Древней Руси.

Беседа

4

2

2




9.7.

Итоговое занятие по теме.

Комбинированный урок

2

1

1







Раздел 10. Искусство эпохи Возрождения.
















10.1

Искусство Возрождения. Понятие. Периодизация. Проторенессанс.

Беседа

2

1

1




10.2

Раннее Возрождение. Флорентийская школа.

Беседа

6

3

3




10.3.

Архитектура эпохи Возрождения

Беседа

4

2

2




10.4.

Контрольная работа

Аудиторное занятие

2

1

1













32

16

16




8 год обучения II полугодие




10.5

Искусство Высокого Возрождения. Торжество Боттичелли

Беседа

2

1

1




10.6

Творчество Микеланджело

Беседа

6

3

3




10,7

Творчество Леонардо да Винчи

Беседа

6

3

3




10.8.

Творчество Рафаэля

Беседа

2

1

1




10.9.

Венецианская школа

Беседа

4

2

2




10.10.

Северное Возрождение. Нидерланды

Беседа

4

2

2




10.11.

Немецкое Возрождение

Беседа

4

2

1




10.12..

Итоговое занятие

Композиционный урок

2

1

1




10.13

Контрольная работа

Аудиторное занятие

2

1

1













34

17

17




9 год обучения I полугодие







Раздел 11. Искусство Западной Европы XVII века
















11.1

Развитие тенденций Возрождения в реализме национальных школ Европы

Лекция

2

1

1




11.2

Итальянское искусство. Караваджо.

Беседа

2

1

1




11.3

Испания . Творчество Веласкеса

Беседа

2

1

1




11.4

Голландское искусство и Рембрандт

Беседа

4

2

2




11.5..

Маньеризм. Эль Греко

Беседа

2

1

1




11.6.

Барокко- особенности стиля. Творчество Бернини

Беседа

2

1

1




!!.7.

Фламандское искусство и Рубенс

Беседа

4

2

2




11.8

Классицизм. Французское искусство XVII века

Беседа

2

1

1







Раздел 12. Западноевропейское искусство 18в. первой половины XIXв..
















12.1.

Эпоха просвещения. Стилевое многообразие в искусстве. Просветительский реализм. Шарден,Гудон,Давид

Лекция

4

2

2




12.2

Романтизм в искусстве Франции, Жерико, Делакруа.

Лекция

4

2

2




12.3.

Французские мастера реализма. Барбизонская школа Курбе.

Лекция

2

1

1




12.4.

Контрольная работа

Аудиторное занятие

2

1

1













32

16

16

9 год обучения II полугодие







Раздел 13.Зарубежное искусство 2-ой половины XIX века-XX века.
















13.1.

Импрессионизм. Мастера импрессионизма

Лекция

4

2

2




13.2.

Постимпрессионизм. Мастера постимпрессионизма

лекция

4

2

2




13.3.

Многообразие художественных течений в зарубежном изобразительном искусстве нач. XX века.

Лекция

4

2

2




13.4.

Зарубежное искусство 2-ой половины XX века. Ведущие мастера.

Лекция

4

2

2




13.5.

Многообразие движений в мировом изобразительном искусстве.

Лекция

4

2

2




13.6.

Искусство Америки

Лекция

2

1

1




13.7

Искусство Африки

Лекция

2

1

1




13.8 .

Искусство Индии, Китая, Японии.

Лекция

2

1

1




13.9.

Подготовка к контрольной работе

Аудиторное занятие

4

2

2




13.10.

Защита рефератов

Аудиторное занятие

4

2

2













34

17

17





4 класс Раздел 1. Введение в основы искусствоведения.

Виды и жанры изобразительного искусства.

Введение в основы искусствознания. Искусство – определение. Значение искусства в жизни людей. Виды искусств. Пространственные, или пластические, искусства. Изобразительные: живопись, скульптура, графика; неизобразительные: архитектура , ДПИ, дизайн. Язык искусств. Понятия:«художник», « творчество». Произведение искусства». Роль художника в искусстве. Понятия: « подлинник» (оригинал). дублет, ( реплика, повторение ), подделка, репродукция. Проверочная работа:

кроссворд « Произведение искусства».


Виды искусства. Архитектура (зодчество) - понятие. Три основных свойства архитектуры: польза , прочность , красота. Архитектор, зодчий. Пространство – язык архитектуры, пространство и тектоника – главные композиционно – выразительные средства архитектуры. Понятие об экстерьере и интерьере. Истоки русской архитектуры.

Народное деревянное зодчество. Виды архитектуры: общественная (Кунсткамера, Казанский собор, Здание Двенадцати коллегий, Александрийский театр, здание цирка на Фонтанке), жилая ( Домик Петра 1, Дворец Петра 1 , Михайловский замок, Зимний дворец), промышленная ( Адмиралтейство, здание судостроительного завода «Адмиралтейские верфи»); ландшафтная: садово-парковая ( Летний сад, бульвары, скверы), архитектура малых форм ( беседки, фонтаны, мостики, лестницы).



Задание: привести примеры разных видов архитектуры. Градостроительство: радиально-кольцевая схема Москвы , Регулярная планировка Санкт- Петербурга.

Задание :сформулировать свою точку зрения почему говорят , что « архитектура – каменная летопись мира» . Проверочная работа : контрольные вопросы «Архитектура».

Видеоряд « Виды архитектуры»


Живопись Понятие живописи, цвет – Язык живописи. Палитра, колорит.

Разновидности: монументальная ( стенные росписи, плафоны, панно, вираж, мозаика);

станковая (картины). Особые виды живописи: иконопись, миниатюра, театральная декорация, панорама. Жанры в живописи: натюрморт, пейзаж, портрет.
ЖИВОПИСЬ
монументальная станковая театрально-декорационная
фреска мозаика витраж

Графика. Понятие графики. Истории самого древнего вида изобразительного средства.

Её язык, материалы, изобразительные средства Условная роль цвета. Классификация: по технике исполнения: уникальная, печатная ( эстамп). Гравюра, её разновидности: линогравюра, ксилография, литография, офорт. По целевому назначению: станковая (И.Е.Репин «Невский проспект», Фаворский « Портрет Ф.М.Достоевского), книжная (Конашевич « Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкина); прикладная ( художественное проектирование товарных знаков, почтовых марок).


ГРАФИКА
Рисунок Печатная графика
живописный линейный линогравюра ксилография офорт литография
станковая книжная газетно-журнальная прикладная плакат


Скульптура ( пластика, ваяние) – понятие, её язык, особенности, деление по родам и видам. Монументальная ( памятник Петру 1 « Медный всадник» Фальконе, памятник А.С.Пушкину М.К.Аникушина); станковая ( Портрет вел. кн. Павла Петровича ребёнком Жиле), декоративная ( скульптура в Летнем саду). Виды скульптуры : круглая ( голова, бюст, торс, статуя), рельеф ( барельеф, горельеф, контррельеф). Жанры в скульптуре.

Задание: привести примеры видов скульптуры. Скульптурные памятники отечества: И.П. Мартос памятник Минину и Пожарскому в Москве; Ф.Шубин: портрет И.И. Шувалова, М.В.Ломоносова, Павла 1; П.К.Клодт – «Укрощение коня» - скульптурные группы на Аничковом мосту; М.О.Микешин, памятник « Тысячелетия России»

Задание: сформулировать свою точку зрения, почему скульптуру называют « молчаливой и скрытой музой».

СКУЛЬПТУРА


круглая (объемная) рельеф
барельеф горельеф контррельеф

_______________________________________________________________________

монументальная монументально- станковая декоративная малые формы

декоративная



Декоративно-прикладное искусство.
Жанры искусства.

Понятие жанра. Анималистический жанр – самый древний жанр.

Примеры : Бизон, Пещера Альтамира Испания 20-10тыс. до н.э.; Умерший в сопровождении богов Осириса и Анубиса, Египет; рисунки животных В.А. Ватагина, И.С. Ефимова, Е.И.Чарушина.


Портрет. История портрета. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Виды портрета:

Большой парадный, полупарадный, камерный, парный, двойной, групповой, автопортрет, парсуна, портрет-тип, исторический портрет. Примеры: скульптор Тутмос «Голова царицы Нефертити», Древний Египет; «Бюст Гая Юлия Цезаря», Древний Рим; «Портрет женщины в ожерелье», Фаюм; «Парсуна князя М.В. Скопина-Шуйского»; Ф.Рокотов, «Портрет А.П.Струйской»; Левицкий, «Портрет Екатерины II»; Боровиковский, «Портрет сестёр Гагариных», К. Брюллов, «Автопортрет» , В.Васнецов, «Иван Грозный».


Пейзаж. История жанра. Пейзаж в живописи, графике, скульптуре. Типы пейзажа:

идиллический, героический, ведута: поджанры: сельский, городской, индустриальный, марина. Примеры: Дунь Юань «Речной пейзаж»; Якоб Рейсдаль « Болото»; Н.Пуссен «Пейзаж с Полифемом», Лорен «Аркадские пастухи», А.Рублев « Троица» (фрагмент); Зубов «Васильевский остров» (офорт); Саврасов « Проселок»; И. Шишкин «Корабельная роща»; Ф.Васильев «Мокрый луг», Поленов « Московский дворик»; Алексеев « Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости»; Юон « Утро индустриальной Москвы»; И.Айвазовский «Морской берег».


Натюрморт. История жанра. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Задачи натюрморта. Примеры: Хруцкий « Цветы и плоды», Шарден « Натюрморт с атрибутами искусства»; Клас « Завтрак с ветчиной»; Снейдерс « Цветы, фрукты, овощи»; Теплов «Натюрморт с нотами и попугаем»; Э. Грабарь, « Неприбранный стол»; Петров-Водкин «Утренний натюрморт»; М.Сарьян, « Полевые маки».
Сюжетно-тематическая картина. Исторический жанр в живописи, графике, скульптуре. История жанра. Примеры: К.Брюллов « Последний день Помпеи»,В. Суриков « Боярыня Морозова»,

Н.Ге « Пётр 1 допрашивает царевича Алексея в Петергофе».


Батальный жанр в живописи и скульптуре. Задачи жанра. Значение творчества Верещагина. Примеры: Верещагин «Апофеоз войны»; Худяков «Стычка с финскими контрабандистами»; Греков «Тачанка»; Дейнека «Оборона Севастополя».
Мифологический жанр. Мифы, легенды, сказки – основа сюжетов. Популярность жанра и его история. Примеры: В.Васнецов «Богатыри», М.Врубель « Демон», А.Иванов « Явление Христа народу»; А.Лосенко « Прощание Гектора с Андромахой».
Бытовой жанр ( жанровая живопись). Особенности и история жанра. Примеры: Питер де Хох «Хозяйка и служан6ка»; Ян Стен « Игра в кости»; А.Венецианов « Гумно»; П.Федотов «Завтрак аристократа»; В.Перов «Чаепитие в Мытищах»; И. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»; В.Маковский «Дети , убегающие от грозы»; В.Пукирев «Неравный брак»; Б. Кустодиев «Утро».
Техника живописи и технология живописных материалов.
Итоговое занятие.

5 класс

Раздел 2. РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА.

Искусство Петровской эпохи.
Архитектура Каменного острова. История острова. Первые владельцы острова. Каменноостровский дворец и его комплекс. Многообразие архитектуры, стили и их характерные особенности. Особняк княгини Кугушевой (ныне художественная школа)
Санкт-Петербург – осуществленная мечта Петра 1. Основание города. Строительство Петропавловской крепости – военно-инженерного сооружения. Особенности планировки, бастионы и куртины, участие государя и его сподвижников в строительстве укреплений. Иоановский мост – старейший мост города. Петровские ворота – парадные ворота крепости, декоративное убранство ворот. Участие европейских архитекторов в строительстве города. Трезини – первый архитектор Санкт-Петербурга. Собор Петра и Павла – одно из лучших творений архитектора. История создания, внешнее убранство собора, строгая колокольня , увенчанная гигантским шпилем. Достопримечательности интерьера: деревянный резной иконостас. Собор – усыпальница русских императоров. Здание Адмиралтейства , арх. Коробов: название, назначение, планировка, верфи – крепость, «Адмиралтейская игла» с флюгером в виде корабля. Дворец Петра 1 в Летнем саду, внешнее и внутреннее убранство, рельефы , аллегории – язык искусства. Летний сад – первый регулярный сад в России. Архитектура , скульптура, фонтаны Летнего сада. Васильевский остров – неосуществленная «Северная Венеция». Здание Двенадцати коллегий, Дворец Меньшикова. Стиль – Петровское барокко: почему так называется, характерные черты петровского барокко, Ориентация на архитектурный облик городов Голландии.
2.Живопись. Портреты Петровской эпохи. Парсуны – первые портретные изображения в России. Кто и как изображён на парсуне. Художники – иностранцы, приглашенные Петром 1 из Европы , и их работы. Пётр 1 в картинах Таннауэра и Каравакка – помпезность, идеализация образа, условность композиции, символика в портретах..Б.Расстрелли бюст Петра 1 – достоверность образа, его внутренняя энергия, волевое напряжение, темперамент, костюм портретируемого и его значение. Конный монумент Петра 1 ( у Михайловского замка) монументальность образа , портретные черты, костюм римского императора , атрибуты – для раскрытия образа великого русского императора – реформиста. « Анна Иоанновна с арапчонком» - бронзовая скульптурная группа, исполнение фигур в натуральную величину, высокий уровень мастерства обработки металла, меткая характеристика, соединение изощрённой роскоши и деспотизма, контрастное сопоставление фигур, характера движений. И.Никитин и А.Матвеев = первые русские художники, получившие образование в Европе. Творчество И.Н.Никитина . «Портрет Петра 1 в круге». , « Петр 1 на смертном одре» - первый посмертный портрет в русском искусстве, « Портрет царевны Натальи Алексеевны» - полупарадный портрет, « Портрет напольного гетмана» - первый психологический портрет в русском искусстве, загадка портрета. А.Матвеев «Автопортрет с женой» - первый автопортрет в русской живописи, парный портрет. Причины неприятия произведения современниками художника.

3. Искусство середины XVIII века. Елизаветинское барокко. Летний дворец Елизаветы Петровны – деревянное здание, оформленное как каменное, декорированный экстерьер.

Екатерининское барокко. Ф.Растрелли: Екатерининский дворец в Царском селе, Зимний дворец, Смольный монастырь – три типа дворцов: загородный, городской, дворец-монастырь. Планировки дворцов, архитектурные детали, декор, анфилады.

Ф.Растрелли – крупнейший мастер загородных ансамблей . Дворцы Петергофа и Царского Села. Смольный монастырь и Зимний дворец, Грандиозный пространственный размах, четкость объёмов, строгость прямолинейных планов в сочетании с пластичностью масс, богатством скульптурного убранства и цвета. Пластический декор фасадов – своеобразное сочетание элементов классицизма и барокко, отделка интерьеров в стиле рококо. Дж. Кваренги- Эрмитажный театр в Петербурге, Александровский дворец в Царском селе. Монументальность и строгость архитектурных форм , пластическая законченность образов. Ч.Камерон и Камеронова галерея в Царском селе, её свободный ритм, Использование ионического ордера. бюсты античных мудрецов и героев. Парк и дворец в Павловске – поэтичное воплощение элегической мечты о счастливой жизни «естественного» человека среди безмятежной природы. Простота и ясность форм Павловского дворца, свобода и естественность планировки парка. Новые принципы градостроения в Москве (регулярность планировки в противовес древнерусской асимметричности, повсеместное утверждение каменного строительства). Строгий классицизм архитектурных форм середины XVIIIв. , пришедший на смену пышности барокко. Идеал естественности, стремление к простоте, выделение главных элементов композиции, обозримость целого и отчётливость силуэта. Активное строительство административных и общественных зданий. Творчество В.Баженова – синтез классики с древнерусскими традициями зодчества. Глубинное построении зданий, многоплановость, живость композиции, усложнённость и вычурность планов, преобладание круглых и овальных архитектурных форм. Пашков дом - вершина архитектурного творчества В.Баженова. Усадьба Царицыно, мастерство творческого замысла и его художественного воплощения, использование «готического стиля» построек. М.Казаков – автор крупных общественных сооружений в Москве. Здание Сената в Кремле , университета , Дворянского собрания. Искусное сочетание прямоугольных объемов с угловой или центральной ротондой, применение большого ордера в оформлении интерьеров , чёткость ,компактность планировки, впечатление спокойной , торжественности и величия. Дальнейшее развитие деревянного зодчества на Руси. Архитектурный ансамбль в Кижах – выдающееся произведение деревянного зодчества. Преображенская церковь – «Несравненная сказка куполов» ( Грабарь).

Мастера портрета середины XVIII века. И. Вишняков «Портрет Сары Фермор» и «Портрет Вильгельма Фермор» - парные портреты, особенности детских портретов в русском искусстве. Творчество А.Антропова – показ достойнейших особ своего времени: статс-дамы М.А.Румянцевой, статс-дамы А.М.Измаиловой, атамана Ф.И.Краснощекова. Портрет Петра III – большой парадный портрет.
4. Искусство 2 пол. XVIII в. Академия художеств в России – высшая школа профессионального мастерства. Здание академии, основополагающие моменты системы художественного образования. Ориентиры в искусстве. Историческая живопись, А. Лосенко: «Владимир и Рогнеда» - сюжет из русской истории, композиция картины, язык поз и жестов, цветовое и световое решение. Значение картины для русской живописи. И.Угрюмов «Испытание силы Анна Усмаря» - гимн богатырской силе, удали, бесстрашию, патриотизму. Дальнейшее развитие жанра портрета . Ф.Рокотов – мастер камерного портрета. Создатель интимного психологического портрета. Женские камерные портреты: Струйской, Орловой, Суровцевой - тонкий психологизм, лиричность, Поэтичность образов, колористические находки. Детские портреты : Павла, Петра III, Е.Юсуповой – большая одухотворённость. Задание: сравнить «Портрет С.Фермор»- И.Вишнякова и «Портрет Е.Юсуповой» - Ф. Рокотова. Д.Левицкий: серия « Портретов воспитанниц Смольного института» – лучшее творение художника. Сочетание формы большого парадного портрета и естественности и простоты в выражении чувств. Обаяние молодости, глубина психологических характеристик героинь, колористическое решение портретов ставят их в ряд шедевров русского искусства. «Портрет А.Ф.Кокоринова», «Екатерины II – законодательницы» - идея портрета , «говорящие» детали»: значительность позы , жеста, атрибутов, фона, костюма. Задание: определить значение атрибутов, используемых художником в портрете Екатерины II. В.Боровиковский – мастер группового портрета – «Портрет Безбородко с дочерьми», «Двойной портрет – «Лизоньки и Дашеньки», « Портрет сестёр А,Г.и В.Г.Гагариных». Портет работы В.Боровиковского, « Муртазы -кули – Хана» - значение фона для раскрытия образа портретируемого. Женские портреты: М.И.Лопухиной, княжны М.И. Долгорукой, Е.Н.Арсеньевой – образы прекрасных дам – образы эпохи.

5. Скульптура 2 пол. XVIII века. Ф.Шубин – «первый статуйных дел мастер».

Скульптурная галерея портретов современников. Многогранность характеристик, глубокий реализм, умение передать сложный внутренний мир человека, поэтичность и одухотворенность скульптурных образов. Портреты Ломоносова, Голицына , Шварца.»Портрет Павла I» - сложность натуры, по остроте характеристики и глубокому психологически напряженному звучанию – лучший портрет, говорящий о творческом совершенстве мастера. «Екатерина-законодательница» - идея скульптуры, повествование на языке аллегорий, тщательно продуманная композиция, обобщающая трактовка образа.

Задание: определить значение атрибутов, изображённых в скульптурном портрете Екатерины II, используя полученные знания при анализе портрета Екатерины II, Д.Левицкого. Творчество М.Козловского: разнообразие тем и жанров. Памятник А.В.Суворову – в образе Марса, создание идеального образа и жанров. Памятник А.В.Суворову – в образе Марса, создание идеального образа, облачение - средневековая броня, динамика движения, выразительность жеста, поворота головы, передача портретных черт с долей идеализации, щит и меч, российская корона и папская тиара. Мифологические сюжеты: «Прометей», «Поликрат», «Геркулес на коне» -страсть, экспрессивность, широкий диапазон чувств, выразительность жестов. Роль материала в создании образов. «Амур со стрелой», «Девочка с мотыльком» - лиризм и поэтичность образов, владение мастерством передачи специфики тела любого возраста. «Бдение Александра Македонского» - идеал гражданственности, лучшая статуя Козловского, повествовательность. Фальконе – памятник Петру I «Медный всадник»: история создания, композиционное решение, трактовка образа Петра, коня, змеи. Задание: сравнить памятник Петру I Растрелли и Фальконе: сходства и отличия.

6. Архитектура 2 пол. XVIII века. Мраморный дворец арх. Ринальди – чёткость композиции, гармоничность пропорций, простота и сдержанность форм. Таврический дворец, арх.И. Старов. Задание: сравнить два дворца : Зимний и Таврический, определить сходства и отличия. Стиль классицизм - понятие о стиле , почему так называется, особенности стиля.
Итоговое занятие : видеоряд «Архитектура Санкт – Петербурга XVIII века». Живопись XVIII века». Скульптура XVIIIвека». Кроссворд.

6 класс
Раздел3. «РУССКОЕ ИСКУССТВО XIX ВЕКА».



Романтизм в изобразительном искусстве России.

1. Портреты кисти О.Кипренского. «Портрет А.Швальбе», «Портрет Ев.. Давыдова» – психологизм и драматургическое решение. Внешнее спокойствие и внутренняя напряженность образов, раскрывающие глубокое душевное волнение, силу чувств. Теплая звучная цветовая гамма портретов. «Портрет А.С.Пушкина» - одухотворенность образа поэта, запечатленная в нём воля, энергия; тонкая передача глубоко скрытых чувств горечи, душевной боли. Портреты Челищева, Жуковского, Авдулиной – интерес к модели, фону, деталям, передаче непосредственность чувства. «Девушка с бархоткой» - «литературность портрета. Реалистические черты в романтических произведениях В.Тропинина. «Автопортрет», «Портрет сына», «Кружевница». Утверждение возможности достижения гармонии человека и мира в произведениях О.Кипренского и В.Тропинина. Самостоятельная работа: сравнение двух портретов А.С.Пушкина кисти В.Тропинина и О.Кипренского. Традиции классицизма и черты романтизма в произведениях К.Брюллова. « Последний день Помпеи». Романтический пафос картины. Противопоставление ощущения катастрофы, трагической безысходности «жертв дикой, тупой, неправедной силы». (А.Герцен), самоотверженности, духовной красоте людей в момент смертельной опасности. Связь идеи картины с русской действительностью 30-х г.г. XIX века. Выразительность и смелость цветового решения. Контрасты цвета и света, световые рефлексы. Автопортреты в творчестве русских художников – романтиков – история духовной жизни общества первой половины XIX в. Личность современника, мир глубоких человеческих чувств и страстей в автопортретах О.Кипренского (1808г.), К.Брюллова ( 1820г.) Разочарованность, одиночество героя, разлад с обществом, предвещающий появление « Героя нашего времени» в автопортрете Кипренского ( 1822 – 1823 г.г.). Обреченность, безысходность, глубокая усталость «лишних людей» в годы николаевской реакции в автопортрете К.Брюллова (1848г.). Трагическое звучание, поэтическая тонкость образа. Живописный язык романтиков. Напряженные контрасты светотени, звучные гаммы красок как средство характеристики героев.



Раздел 4. Реализм в русском изобразительном искусстве XIX века.

Реализм в русском изобразительном искусстве 1 пол. XIX в. Творчество А.Иванова. Вера в преобразующую силу искусства и в особую миссию художника в утверждении добра и справедливости. Постижение жизни и углубление мастерства художника ( от классицистической картины « Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» до «Явления Христа народу»). Идейный замысел картины, философский смысл. Реализм образного строя полотна. Богатство и сложность характеров, глубина постижения психологического состояния человека. Композиционное решение. Образ раба – сюжетный и композиционный центр произведения. Иванов – основоположник реалистического портрета в русском искусстве и крупнейший пейзажист XIX века .Этюды Иванова к картине « Явление Христа народу».

Творчество П.Федотова. Трагическая судьба и особый путь становления художника. Влияние творчества Хогарта и его преодоление по мере постижения характеров героев, психологии их поступков. Три произведения П.Федотова – три вехи его творчества: « Свежий кавалер», «»Сватовство майора», «Анкор, ещё анкор!». Типическое, поднятое до уровня обличительной сатиры в картине «Сватовство майора». Два варианта картины :



1848г. – «комедия нравов», 1851 г. – «трагедия нравов». Композиционные особенности картины. Деталь, предмет в произведении – проникновение в духовную жизнь героя и ту среду, которая его формирует. Живописное мастерство П.Федотова. Тонкая разработка цвета, сопоставление тонов в картине «Сватовство майора». Цвет в композиционном решении картины. Сила художественного обобщения в картине «Анкор, ещё анкор!». Федотов - тонкий лирик. Женские образы в портретах художника. Задание: Анализ одной из картин П.А.Федотова ( на выбор).
Реализм в русском изобразительном искусстве 2 пол. XIX века. Критический реализм как ведущее направление второй половины XIX в. Острое чувство гражданственности – характерная черта изобразительного искусства пореформенной России. «Бунт четырнадцати». Создание Товарищества передвижных художественных выставок и артелей художников. Широта тематики и многообразие жанров в русском изобразительном искусстве: от произведений сатирических, обличающих, построенных по принципу прямого социального контраста, до произведений философских , поэтических, полных раздумий о судьбах Родины и утверждающих достоинство и красоту человека. Развитие традиций П.Федотова и А.Иванова. Передвижники. Бытовой жанр в живописи как наиболее доступный широкому зрителю, жанр, непосредственно связанный с повседневной жизнью. Тема страданий угнетённого народа и её место в искусстве передвижников, творчество В.Перова («Проводы покойника», «Последний кабак у заставы»). Сочетание в его произведениях обнаженной правды жизни и проникновенной поэтичности. Лаконизм, глубокая обобщенность образов. Роль пейзажа в эпическом звучании полотен. Особенность композиционного решения картины «Последний кабак у заставы». Портрет в искусстве передвижников. Новый герой – разночинец, демократ, человек духовно богатый, творческий, активный общественный деятель. Портреты писателей в творчестве В. Перова (Островского и Достоевского), проникновение художника в сущность творческой индивидуальности крупнейших русских писателей. Портрет в творчестве И.Крамского. Жизненная убедительность и яркая индивидуальность его образов, глубина и меткость характеристик. Значение окружающей обстановки, вещей, деталей в портретах – картинах И.Крамского. Умение художника охватить характерное, типическое. Портреты крупных деятелей отечественной культуры работы И.Крамского (портреты Толстого и Третьякова). Портреты крестьян. Принципиально новое отношение И.Крамского к созданию крестьянских образов: стремление запечатлеть сложность духовной жизни, глубину характера, создать портрет яркой личности. «Портрет Мины Моисеева». Психологическая характеристика мудрого, наделённого острым умом и неистощимым юмором человека. Эмоциональная выразительность и благородство звучания серо-голубых тонов. Появление в русском искусстве темы города. Образ рабочего в картине Н.Ярошенко «Кочегар». Контрасты светотени, багрово-красный цвет, его символическое звучание. Простота и лаконичность художественного языка передвижников. Тесная связь с русской литературой. Значение творчества передвижников.

Творчество И.Репина и В.Сурикова – вершина передвижничества и начало нового этапа в развитии национального русского искусства. Сложные социально-психологические конфликты и глубина их обобщения в произведениях художников. Историческая живопись. Её социальный смысл, новое в утверждении идеи антинародности самодержавия по сравнению с передвижниками. Исторические полотна Сурикова. Использование сюжетов, позволяющих раскрыть мощную силу народа, народных движений. Удивительное умение Сурикова передать достоверность исторических событий и приблизить прошлое к современности. Идея, тема и сюжет произведения Сурикова «Утро стрелецкой казни». Атмосфера сложных противоречий и социальных конфликтов петровского времени в картине. Трактовка событий как социальных конфликтов петровского времени в картине. Трактовки событий как народной трагедии. Образ рыжебородого стрельца. Противостояние двух героев произведения: рыжебородого стрельца, забитого в колодки, ожидающего казни, но не сломленного, не побежденного и царя - грозного, несокрушимого, уверенного в правоте своей борьбы. Композиция полотна, новаторство Сурикова в передаче ощущения огромной массы народа через психологическую характеристику каждого действующего лица, через многообразие ракурсов , умение показать часть вместо целого. Историческое полотно Сурикова «Боярыня Морозова». Сложный противоречивый характер его главной героини. Идея физической и нравственной красоты подвига, который пробуждает в народе несокрушимые силы. Многоликость народной толпы. Композиционное и цветовое решения в раскрытии характеров и психологического состояния сочувствующих Морозовой и осуждающих её. Образ Юродивого, его значение в произведении. Роль пейзажа русской зимы в картине. Стремление художника передать взаимосвязь воздушной и предметной среды. Рефлексы цвета в картине. Задание: анализ одного из произведений Сурикова на историческую тему ( по выбору).


Историческое полотно Репина «Иван Грозный и его сын Иван», замысел произведения как отклик на событие современности – казнь первомартовцев. Утверждение идеи безумия и преступности самодержавия как формы правления. Композиция картины. Колористическое решение. Разработка различных тонов красного цвета – цвета крови – основного цвета произведения. Запрещение демонстрации картины царским правительством. Борьба вокруг произведения. Глубина психологических характеристик в портретном искусстве Репина.

Многообразие социальных типов, яркая индивидуальность образов, многообразие художественных средств и их воплощения. Образы лучших людей России, творцов её культуры ( портреты Мусоргского, Стрепетовой, Толстого, Стасова). Образы крестьян ( «Мужичок из робких»). Портреты представителей официальной России («Победоносцев» - этюд к картине «Торжественное заседание Государственного совета»).



Пейзаж в произведениях русских художников. Величие, богатство, лиризм в картинах родной природы, «песенность русского пейзажа». Становление реалистического пейзажа. А.Саврасов «Грачи прилетели»; Ф.Васильев «Оттепель»; И.Шишкин «Рожь»). Пейзажи И.Левитана, многогранность их внутреннего содержания, задушевность, тонкий лиризм («Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода»). Чуткость к внутренней жизни природы и умение её «очеловечить». Социальные ноты в пейзажах художника, философское раздумье о жизни («Владимирка», «Над вечным покоем»). Музыкальность полотен Левитана. Живописное мастерство. Связь творческих исканий позднего И.Левитана с импрессионизмом.
Итоговое занятие: видеоряд «Русское искусство 2 пол.XIX в.». Самостоятельная работа – сочинение на одну из предложенных тем: «Образ Петра I в русском изобразительном искусстве 2 пол. XIX в. (Н.Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (1872г.), М.Антокольский «ПетрI» (бронза, 1900), В.Суриков « Утро стрелецкой казни» (1881г.). «Образ Ивана Грозного в русском изобразительном искусстве « пол. XIX в», М.Антокольский «Иван Грозный» (бронза,1875г.), И.Репин «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» (1885г.), В.Васнецов «Иван Грозный».

7 класс
Раздел 5.Русское искусство конца XIX в. - XX в.
Модерн в архитектуре (В.Орта - Особняк Тасселя, Брюссель, А.Гауди – Домик привратника в парке Гуэль, Барселона, Й.Хофман – Дворец Стокле, Брюссель; О.Перре – Жилой дом на ул. Франклина, Париж; П.Беренс – Здание турбинного завода, Берлин; Л.Салливен - Универсальный магазин, Чикаго; Особняк Кшесинской, С-Пб; Ф.Шехтель – Особняки З.И.Морозовой, С.П.Рябушинского, Художественный театр, Ярославский вокзал; Н .Жуков, С.Малютинт – Дом З.Перцевой Москва); скульптуре ( А.Голубкина – Ваза «Туман; П.Рош – Лои Фуллер, Франция; М.Врубель – «Египтянка»; Ф.Шехтель - Камин из особняка Дерожинской ); живописи ( витражи: У.Моррис - «Ангел – музыкант», Англия; А.Муха – Витраж для архиепископской часовни Св.Вита, Прага; Э.Грассе – Витраж; Ф.Шехтель = Витраж парадной лестницы особняка С.П.Рябушинского, Л.Бакст «Древний ужас», Г.Климт «Афина Паллада», К.Богаевский «Корабли. Вечернее солнце», В.Борисов – Мусатов «Гобелен»); ДПИ ( П.Беренс – Лампа, А.Шерпантье – Нотный пюпитр, Ч.Войзи - Обои « Тюльпаны и птицы», Ю.К.Хентшель, Тарелка и соусник. Л.Гайар. Булавка для волос «Клён»; Л.Тиффани – вазы; Э.Галле – люстра. М.Врубель – декоративное блюдо «Садко» ); книжной иллюстрации ( У.Крэн – иллюстрация к книге «Праздник цветов»; И.Билибин – иллюстрации к сказкам; К.Сомов – обложка книги Вяч.Иванова « Cor Ardens»). Темы модерна : Ф.Шехтель – Лестница «Волна» в особняке С.Рябушинского: А.Эндель – рельеф на стене фотоателье «Эльвира» (Мюнхен); А.Голубкина « Волна (Пловец)» - рельеф над входом в здание Художественного театра (Москва); А.Гауди – Лестница парка Гуель (Барселона); Ф.Воллотон «Лебеди»; М.Врубель «Жемчужина»; Л.Тиффани – Ваза; А.Матвеев «Сон»; Б.М.Кустодиев «Масленица». Художественные объединения: Сецессионы (Германия, Австрия), «Наби» (Франция), «Гильдия века» (Англия) – обзорно, «Мир искусства» (Россия) – особенности объединения , задачи, ведущие мастера и их работы( А.Бенуа «Прогулка короля», «Итальянская комедия», Е.Лансере « Императрица Елизавета Петровна в Царском селе», К.Сомов «Зима. Каток», «Дама в голубом», Л.Бакст « Портрет С.П.Дягилева с няней», «Ужин», М.Добужинский « Человек в очках», «Кукла», Н.Рерих « Заморские гости», Бенуа – иллюстрации к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник», декорации к балету Стравинского «Петрушка», Л.Бакст – декорации и костюмы к «Шахерезаде» Римского-Корсакова, «Жар-птица» Стравинского). Творческие направления в изобразительном искусстве России конца XiX – начала XX вв. Традиции и новаторство. «Союз русских художников» ( В.Серов «Крестьянка с лошадью», К.Коровин «Кафе в Ялте», К.Юон «Троице-Сергиева лавра зимой», М.Врубель «Царевна-Лебедь», И,Грабарь «Неприбранный стол», С.Жуковский « В старинном парке», А.Васнецов «Базар» , С.Иванов «Царь», А.Рябушкин «Втёрся парень в хоровод…», Малявин «Девка»). Символизм. Творчество М.А.Врубеля
Мастера русского авангарда: характеристика творчества В.Кандинского («Дом в Мюнхене», «Импровизация 21А», «В сером», «Вибрация», «Казаки», «Пересекающие линии»), К.Малевича («Автопортрет», «Усовершенствованный портрет И.В.Клюна», «Голова крестьянина», «Красная конница», «Супрематизм», «Черный квадрат»), П.Филонова («Пир королей», «Коровницы», «Формула

вселенной», «Крестьянская семья», «Живая голова»). Творческие искания Н.Гончаровой («Велосипедист», «Евангелист», «Зеркало»), М.Ларионова («Венера», «Голубой лучизм»), В.Татлина («Летатлин», «Памятник III Интернационала») – обзорно. Русское искусство периода Октябрьской социалистической революции. Новые темы, образы – символы (К.Юон «Новая планета», А.Рылов « В голубом просторе», К.Петров-Водкин «1918 год в Петрограде», Купреянов «Броневик», «Залп Авроры», Л.Руднев «Памятник борцам революции на Марсовом поле»). «План монументальной пропаганды». Творчество К.Петрова-Водкина. Русское изобразительное искусство 20-30-х гг.: руководящая роль Коммунистической партии в развитии русского изобразительного искусства советского периода. Определение искусства как выразителя новых идей. Тоталитарный романтизм. Тенденции «художественного документализма» и «героического реализма»ву творчестве художников группы АХР (И.Бродский «Выступление Ленина на Путиловском заводе», «Ленин в Смольном», Г.Ряжский «Делегатка», «Председательница», М.Греков «Тачанка», «Трубачи Первой Конной армии») и ОСТ ( А.Дейнека « Оборона Петрограда», « На стройке новых цехов», «Футболисты», «Текстильщицы»). Мастера скульптуры: Н.Андреев «Ленин – вождь», И.Шадр «Булыжник – орудие пролетариата», В.Мухина «Рабочий и колхозница», А.Матвеев «Октябрь».

Ликвидация художественных группировок. Утверждение принципа соц. реализма. Б.Иогансон («Допрос коммунистов», «на старом уральском заводе»), С.Герасимова «Клятва сибирских партизан», «Колхозный праздник», А.Дейнека «Будущие лётчики», Ю.Пименов «Новая Москва», А.Самохвалов «Девушка в футболке», портреты М.Нестерова, П.Корина

Искусство периода Великой Отечественной войны. Живописная летопись войны:

А.Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», «Сбитый ас», «Оборона Севастополя»,

«Сгоревшая деревня», А.Пластов «Фашист пролетел», С.Герасимов «Мать партизана»,

П.Корин «Александр Невский». Скульптура Е.Белашова «Непокоренная», Бембель «Гастелло», Вучетич «Генерал-лейтенант М.Г.Ефремов», М.Манизер «Зоя Космодемьянская», В.Мухина «Партизанка». Плакат в годы войны: Тоидзе «Родина-мать зовёт!», Кокорекин «За Родину!», Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!.

Кукрыниксы «Потеряла я колечко». Искусство блокадного Ленинграда – художественная

летопись военных лет. И.Серебрянный «Партизанский отряд лесгафтовцев» (1942),

В.Серов «Балтийский десант» (1943 ), «Встреча на Неве. Прорыв блокады Ленинграда» (1943), Я.Николаев «За что?», «На Большую землю» (1945), М.Шепилёвский серия «Ленинград в дни Отечественной войны», А.Пахомов серия литографий «Ленинград в дни блокады» (1042 – 1945), пейзажи Пакулина, Зверькова, жанровые картины Рутковского, Раевской-Рутковской, портреты ленинградцев и бойцов Ленинградского фронта, созданные Серебряным, Серовым, Шишмарёвой; графические работы; Непринцев «Трамвай идёт на фронт», Юдовин «Блокадный художник», В.Курдов «Партизанский обоз», Дормидонтов «Очистка города» из серии «Ленинград в блокаде», графические листы Верейского, Савинова; скульптурные произведения : Исаевой, Лишева, Пинчука («Ленинградка»).

Плакат в блокадном Ленинграде – «Боевой карандаш».

Раздел 6. Искусство 2 половины ХХ века.
Введение. Искусство послевоенной поры: тема Победы, тема труда, «Герой нашего

времени» (жанр портрета) в творчестве мастеров изобразительного искусства. Архитектура 2 пол. ХХв. – пути развития : восстановление разрушенных войной городов

и создание новых районов согласно генеральным планам застройки (Сталинград, Новгород);

линия «гигантомании» и декоративизма (здание МГУ им. М.В.Ломоносова, арх.Руднев и др.);

типовое индивидуальное строительство жилья и общественных зданий – формирование ново

го облика городов: новые технологии, новые принципы (кварталы Юго- Запада Москвы, арх.

Белопольский и др., р-оны «Дачное» в Ленинграде, арх. Каменский и др., проспект Калинина

в Москве как пример магистральной застройки, арх. Посохин), здания общественного назна

чения (кинотеатр «Россия», арх.Шевердяев, башня Центрального телевидения , арх.Бурдин).

Синтез архитектуры и изобразительного искусства: Дворец пионеров в Москве, кинотеатр

«Октябрь», Музей Вооруженных Сил СССР, станции метрополитена Москвы и Ленинграда;

национальные традиции в архитектуре Грузии, Армении, Прибалтийских республик и

Средней Азии (Дворец искусств в Ташкенте, Дворец художественных выставок в Вильню

се, здание Управления Каракумстроя в Ашхабаде и др.). «Облик современного города»,

«Здание (сооружение) – эмблема времени»- темы «круглого стола». Скульптура 2 пол. ХХв.

монументальная скульптура: героизм воинов в Великой Отечественной войне – памятники,

мемориалы, архитектурно-строительные комплексы ( в Волгограде, Бресте, Ленинграде,

Москве, Берлине, Саласпилсе, «Хатынь в Белоруссии»); мастера (Вучетич, Цигаль, Исаева,

Таурит и др.); станковая скульптура - новые мировоззренческие тенденции развития ( проб

лема образа): Т.Соколова п-т М.Цветаевой, « Материнство»: А.Пологова «Материнство»,

«Мальчики (Алёша и Митя)»; Д.Шаховской «Камчатские рыбаки»; Д.Митлянский «Физики.

Преподаватели и студенты»). «Матвеевская мастерская» (СПб); Яблонская, Светлов,

Мантурова, Метлянский, Орлов. Монументально-декоративная скульптура 1980-90-х гг.

(реферативно). «Суровый стиль – новое стилистическое движение в искусстве, новые

принципы художественного и гражданского мировосприятия, поиски и решения.

«Суровый стиль» в живописи: Т.Салахов «Ремонтники», «Нефтяник»; Смолины

«Полярники»; Никонов «Наши будни», «Геологи»; Н.Андронов «Плотогоны»;

Д.Жилинский « Семья. У моря», «Под старой яблоней», «Играет Рихтер». Творчество

В.Попкова.

Развития жанров изобразительного искусства 2 пол. ХХ в. Тенденции развития

портретного жанра во 2 пол. ХХ в.: П.Кончаловский «Марго танцует»; А.Герасимов

«п-т Молотова»; Г.Ефанов «П-т Юдина», «Дедушка с внучкой»; А. Лактионов

«п-т арх.Душкина», «Обеспеченная старость», А.Пластов, галерея портретов односельчан:

«Выпивоха», «Печник Пётр Гришин», «Вовка-неслушник»; Орешников - «П-т Пунина»,

«П-т жены», «П-т Конёнкова», «П-т Синайской»; П.Корин – п-ты священнослужителей,

п-ты детей, «П-т Семеняки»; Т.Салахов «П-т Кара-Караева», В.Попков,«Супружеская пара», «Автопортрет в шинели отца», И.Серебряный «Сталевар», «П-т Шостаковича», «П-т Рихтера»; Д.Жилинский «Гимнасты СССР»,

«П-т матери», «Автопортрет с собакой», «Семья Капицы»;

Шилов «П-т матери», Глазунов «П-т жены», «П-т дочери Веры»; Т. Назаренко «Московский

вечер», «Встреча Нового года»; Ватенин «Автопортрет»; Е.Моисеенко серия «Пушкин»;

«Победа» (1969), «Голгофа» (1980г).

Пейзаж в живописи и графике 2 пол. ХХ века- обзор. Творчество Н.Н.Репина, Остроумовой

-Лебедевой, В.М.Звонцова. Графика: мастера книжной иллюстрации В.Фаворский (А.С.

Пушкин, «Дон Жуан»), Кибрик (Гоголь «Тарас Бульба»), Д.Шмаринов (Толстой «Война и мир),

Кукруниксы (А.П.Чехов «Дама с собачкой»). Искусство 80-90-х гг. Направления развития

Художественные объединения Москвы и Санкт-Петербурга (Обзорно).



Раздел 7. Искусство Древнего мира.

(IY тыс. до н.э. – IY в. н.э.)


следующая страница >>