Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению 030300. 68 Психология подготовки магистра - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... 1 313.48kb.
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... 1 186.69kb.
Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена... 3 958.44kb.
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... 2 641.75kb.
Программа государственного междисциплинарного итогового экзамена... 4 1462.62kb.
Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению 040200. 4 567.17kb.
Программа дисциплины Клиентоцентрированная психотерапия и практика... 1 202.53kb.
Программа государственного экзамена по направлению 080200. 62 «Менеджмент»... 1 415.24kb.
Программа государственного экзамена по специальности / направлению... 2 523.03kb.
Итогового междисциплинарного экзамена 1 89.04kb.
Программа дисциплины «Западные направления консультирования личности» 1 133.92kb.
Семья «группы риска» 1 41.91kb.
- 4 1234.94kb.
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению 030300. - страница №1/1



ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»


Факультет психологии

Утверждена

Ученым Советом факультета

«___» ____________ 2014 г.

деканом факультета
_________________ В.А. Ключарёв

«___»____________ 2014 г.



ПРОГРАММА

ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ 030300.68 ПСИХОЛОГИЯ

подготовки магистра
Магистерская программа

«Психология в бизнесе»

Москва 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Государственный междисциплинарный экзамен входит в состав итоговой государственной аттестации по направлению 030300.68 - Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному выполнению разнообразных профессиональных задач, установленных Государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре.

Настоящая Программа в своем содержании отражает основные требования к профессиональной подготовке магистров психологии, соответствует циклам «Дисциплины направления» и «Специальные дисциплины» действовавшего в период обучения выпускников учебного плана, полностью согласуется с Государственным образовательным стандартом и обязательным минимумом содержания Профессиональной образовательной программы по направлению 030300.68 Психология. Программа государственного междисциплинарного экзамена имеет обобщающий характер и ориентирует выпускников на закрепление в их профессиональном сознании комплексного и целостного знания. Это позволяет использовать при подготовке к экзамену те литературные источники, которые уже изучены студентами и на которые они опирались при подготовке к сдаче зачетов и экзаменов в процессе обучения. Структура программы включает в себя аннотацию к каждой дисциплине и списки основной и дополнительной литературы.

На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области изученных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов (или индивидуально) и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в аспирантуре. Он должен иметь сформированное научное мировоззрение и продемонстрировать при выполнении первой и второй части экзамена знание и владение:


  • системой научных понятий;

  • фактами психологических теорий;

  • методами и процедурами профессиональной деятельности.

При выполнении второй части экзамена студент так же должен продемонстрировать:



  • ясную логику изложения материала;

  • умение анализировать, синтезировать, систематизировать, сравнивать и обобщать изученный им материал;

  • видение возможностей использования полученных знаний и навыков на практике.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЧАСТЬ 1. Дисциплины направления
Теория и методология современной психологии

Определения термина «наука» и их обсуждение. Проблемы и критерии истины, знания, демаркации. Метод вообще как путь к цели. Понятие о методах науки. Термин «метод» в широком и узком смысле слова.

Соотнесение понятия «методология» с понятиями «наука», «науковедение», «философия», «мировоззрение». Понятие о рефлексии, виды рефлексии. Методология как рефлексия науки. Функции методологического знания.

Структура и уровни методологического знания: философско-мировоззренческий уровень, уровень общенаучной методологии, уровень конкретно-научной методологии, уровень процедуры и техники исследования. Дескриптивные и нормативные функции методологического знания. Виды методологического знания.

Познавательная ситуация, объект и предмет науки. Субъект познания. История развития методологических знаний. Основные подходы и методы. Парадигмы и «научные революции». Позитивизм и постпозитивизм. Принцип верифицируемости, принцип фальсифицируемости, «защищаемость» теории. Онтологизм, гносеологизм, методологизм. Моделирование «реальности». Ранние виды науки. Классическая наука, «кризис науки», неклассическая, постнеклассическая стадии развития науки. Семантика научного знания.Специфика и виды психологического знания. Проблема предельной сложности психологического знания. Значение методологии для психологии. Эмпиризм и рационализм, современные эмпирические и теоретические методы. Виды объяснений (причинное, структурное, функциональное, генетическое, комплексное, системное).

Моделирование в психологии. Виды моделей, требования к моделированию психического. Семантика психологического языка. Математика и психология. Ограничения математического моделирования. Проблемы применения математических методов моделирования, обработки результатов. Дискурсивная и иллюстративная функции математического языка.

Психологические школы, «предметы психологии», феноменализм, структурализм, функционализм, проблема единиц анализа, кризис психологии (гносеологическая, деятельностная, социальная и субъектная парадигмы), современные проявления кризиса.Явная и неявная аксиоматика теорий. Формальная логика, диалектическая логика, системные подходы в психологических исследованиях. Система анализа системных подходов.

Законы психологии, виды и уровни законов. Нормативные и естественные законы. Теории психологии. Параметры оценки теории. Виды теоретического знания. Классификации теорий. Эмпирические и теоретические обобщения. Виды объяснений.

Культурно-историческая теория, теория деятельности. Психологические теории и практика. Сетевая парадигма (метафора сети) в психологии.

Понятие «принципы науки». Система принципов. Принцип детерминизма, причинность, телеологизм, редукционизм. Вероятностность и детерминизм. Изменения представлений о детерминированности в связи с принципом опосредствования. Виды детерминизма: причинный, целевой, множественный, синхронный, «вероятностный», опосредствованный.

Принцип развития, принцип взаимодействия. Критерии развития. Кризисы развития. Условия. Источники и движущие силы развития. Каузальность и законы психологии, принцип неопределенности, принцип дополнительности.

Принцип активности. Параметры проявления активности, пассивность-реактивность-активность, избыточная неадаптивная активность.

Принцип системности. Структура системы, единицы анализа системы, системообразующий фактор, системные качества, функциональный анализ, системный анализ, избыточные неадаптивные элементы. Синергетика, автопоэзис, диссипативные структуры.

Принцип реконструкции. Модели реконструкции и аккумуляции в психологии (психоанализ, теория интериоризации, универсалии).

Понятие «категории науки». Значение слова и его функции. Понятия и категории. Система категорий (категориальный строй). Категориальные тезаурусы, категориальные сети. Проблема поиска единиц анализа психического вне системы категорий (понятий).

Отражение и взаимодействие, тезаурус понятий. Проблема субъективности, тезаурус понятий. Психика, онтологический статус, свойства, функции, уровни развития, проблема построения образа, тезаурус понятий.

Деятельность, деятельностный подход, теория деятельности как теория общепсихологическая парадигма, характеристики деятельности, критика теории деятельности, тезаурус понятий. Культурно-историческая теория: предпосылки, эвристичные понятия, критика. Культурно-историческая психология.

Образ, образ мира и образ жизни, модели образа мира и образа жизни, тезаурус понятий. Сознание, онтологический статус, свойства сознания, функции, структура, функции, тезаурус понятий. Теории сознания, модели сознания. Измененные состояния сознания.

Личность, тезаурус понятий. Личность как система. Структуры и функции личности. Общение, тезаурус понятий. Категориальный анализ. Категории, концепты и дискурс.

Понятие «актуальная методологическая проблема». Понятие «актуальная теоретическая проблема». Понятие «теоретическая психология». Проблема «объективного метода» в психологии. Психофизическая проблема. Психофизиологическая проблема. Психогенетическая проблема. Психопраксическая проблема. Психогностическая проблема. Психосоциальная проблема. Психоэнергетическая проблема. Проблема социального и биологического в психическом развитии. Проблема единиц анализа психического как особый вид моделирования в психологии, требования к единицам анализа психического.

Психотерапевтические мифы. Психология и парапсихология. Психология и религия. Психологическая наука и психологические практики. Учения о душе. «Универсальные» схемы описания и анализа, диалектическая и полилектические схемы, временные, генетические, функциональные и структурные схемы, материальные и идеальные системы, описания и проектирования явлений, проблема прогнозирования, проблема языка описания.
Основная литература:


  1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.

  2. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. М.: Юрайт, 2011. 483 с.

  3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.

  4. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. 224 с. – Доступна электронная версия.

  5. Шабельников В.К. История психологии. М.: Академический проект, 2011. 391 с.

  6. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М: Университетская книга; Логос, 2006.


Дополнительная литература:

  1. Берулава Г.А. Методология современной психологии. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. 216с.

  2. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1982. , Т.3. С. 414-419.

  3. Зинченко В.П. От потока к структуре сознания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009, Т.6., № 2. С. 3-36.

  4. Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии. М.: Академический проект; Трикста, 2011. 521 с.

  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: Инфра-М, 1998.

  6. Серкин В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики. М.: Пчела, 2008. 378 с.

  7. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1976 (или более поздние издания).


Качественные и количественные методы исследования в психологии

Психология как наука о человеке. Предмет психологии и круг изучаемых ею явлений. Эволюция предмета психологии на протяжении XIX-XX веков: периоды кризисов и интеграции. Психология и «нормальная наука»: проблема критериев научности. Позитивистский идеал научности: истоки и суть. Эволюция идеала научности на протяжении XIX-XX веков: неопозитивизм и постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, М. Фейерабенд, М. Полани), постнеклассическая наука. Особенности человека как предмета психологии: количество степеней свободы, множественность форм регуляции и сложность их взаимной интеграции (опосредствование, индивидуальная специфичность), рефлексивность психологического знания.

Позитивистская (естественно-научная) и альтернативная (гуманитарная, постнеклассическая) парадигмы психологии: особенности подхода к предмету познания, процессу познания, результатам познания. Примеры исследований, реализующих обе парадигмы. Понятие объективности и его эволюция (классическое и неклассическое понимание объективности). Классическая и неклассическая психология в узком и широком смысле.

Этапы научного исследования в психологии. Постановка проблемы исследования: возможные источники. Виды исследований по проблеме: поисковое и критическое. Место теории в психологическом исследовании. Классификация теорий по уровню обобщённости. Гипотетико-дедуктивный метод. Критерии хорошей гипотезы. Виды гипотез по способу их проверки. Формулировка гипотез: проблема языка (соотношение житейских и научных терминов с житейскими и научными понятиями). Разработка методической части исследования: выбор изучаемых феноменов, процедур измерения, условий, выборки, плана исследования, метода анализа данных, процедуры исследования. Виды публикации результатов исследования.

Теоретический обзор. Функции теоретического обзора. Критерии качественного обзора. Состав обзора: реферат и аналитика. Варианты структурирования теоретических обзоров: теоретический, исторический, феноменологический, произвольный. Этапы создания теоретического обзора. Виды литературных источников и способы их поиска. Критерии оценки источников. Типичные недочёты при написании теоретических обзоров. Мета-анализ как форма обзора множества количественных эмпирических исследований.

Источники психологических данных. Понятия переменной, случая/наблюдения (case), латентного конструкта и его операционализации. Виды переменных по отношению к гипотезам. Общее представление об основных методах сбора данных в психологии и их разновидностях: наблюдение, беседа (интервью и фокус-группы), анкетирование, архивный метод, измерение (объективные измерения, психофизика и психометрика). Проблема измерения в психологии. Переменная как непрерывная или дискретная случайная величина, понятие распределения и его параметров. Понятие измерения, ошибки измерения, понятие шкалы. Виды и свойства шкал, понятие допустимого преобразования. Общее представление о методах психофизики и психометрики. Метод балльных оценок: виды шкал прямой оценки (графические, числовые, шкалы Ликерта). Виды ошибки измерения: случайная и систематическая. Виды систематической ошибки (склонность к согласию, ошибка центрации, ошибка сгущения, случайные ответы, социальная желательность) и способы их контроля. Общее представление о классической тестовой теории: понятие надёжности измерения, связь надёжности и стандартной ошибки измерения, альфа-коэффициент Кронбаха. Методы установления надёжности. Общее представление о неклассической тестовой теории (IRT) и основных моделях. Понятие валидности измерений и виды валидности измерений (по способу установления).

Выборки. Понятия выборки и генеральной совокупности. Репрезентативность выборки и эффект выборки (samplingbias). Стратегии формирования выборок: случайный отбор, стратометрический (стратифицированный отбор), кластерный отбор, смешанные стратегии, методы «снежного кома», удобной выборки (conveniencesample), самоотбора. Особенности добровольцев. Исследования в сети Интернет: возможности и ограничения, проблемы репрезентативности, полезные ресурсы для проведения исследований.

Планы исследований. Классификация планов эмпирических исследований: экспериментальные, квазиэкспериментальные, неэкспериментальные. Понятие эксперимента. Критерии и стратегия установления каузальности. Виды переменных, примеры типичных независимых и зависимых в психологических экспериментах. Источники побочных переменных и способы их контроля. Виды экспериментов. Понятие идеального эксперимента, внутренней и внешней валидности эксперимента. Классификация угроз валидности исследований (по Д. Кэмпбеллу). Стратегии экспериментального контроля. Нотация и основные виды экспериментальных планов по Д. Кэмпбеллу: планы для 1 независимой переменной, факторные планы для 2 и более независимых переменных. Общее представление о дисперсионном анализе: виды проверяемых гипотез, чтение графиков средних.

Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы (по Д. Кэмпбеллу): виды и угрозы валидности. Понятие корреляционного исследования. Понятие ковариации, корреляции, корреляционный анализ. Коэффициент корреляции Пирсона и непараметрические коэффициенты корреляции. Понятие уровня значимости, размера эффекта. Планы корреляционных исследований: межгрупповые, внутригрупповые. Изучение динамических процессов: методы поперечных срезов, последовательных срезов (лонгитюд), поперечно-последовательных срезов. Психогенетическое и кросс-культурное исследование как виды корреляционных исследований. Источники артефактов в корреляционных исследованиях. Проблемы агрегации данных.

Анализ количественных данных: методы проверки гипотез. Статистическая достоверность выводов на выборке относительно генеральной совокупности. Описательные статистики: меры разброса, меры центральной тенденции, асимметрия и эксцесс. Понятие и свойства нормального распределения, стандартного нормального распределения. Процедура стандартизации и основные виды стандартных шкал в психологии. Процедура статистического вывода: понятие статистического критерия, виды гипотез, понятия уровня значимости, ошибок I и II рода. Проблема статистической мощности анализа, её связь с методом проверки гипотез, размером эффекта, объёмом выборки, критерием принятия решений.

Критерии классификации математических методов (по задаче, по характеру исходных данных, по наличию проверки гипотез). Понятия зависимых и независимых выборок. Критерии для сравнения теоретического распределения с эмпирическим (биномиальный критерий, хи-квадрат, критерий Колмогорова-Смирнова). Критерии для сравнения двух эмпирических распределений для номинативных (критерий хи-квадрат), порядковых (критерии Манна-Уитни, Уилкоксона, Краскала-Уоллиса) и интервальных шкал (критерий Стьюдента, дисперсионный анализ). Основные допущения (условия применимости) критерия Стьюдента, дисперсионного анализа.

Анализ количественных данных: методы поиска взаимосвязей. Коэффициент корреляции. Понятие общей дисперсии переменных, коэффициент детерминации. Связь коэффициента линейной регрессии и коэффициента корреляции. Виды связей 3 и более переменных: попарная корреляция, общая причина, двойная регрессия, медиация, модерация. Моделирование связей двух и более наблюдаемых переменных. Регрессионные модели. Множественная регрессия: задача, виды (простая, пошаговая, иерархическая), допущения, проверка гипотез о медиации и модерации. Путевой анализ: задача. Модели для латентных переменных. Эксплораторный факторный анализ: задача, допущения, основные шаги, критерии выделения факторов, интерпретация результатов. Анализ надёжности. Конфирматорный факторный анализ и структурное моделирование. Другие виды многомерных методов: общее представление (задача, тип исходных данных) о кластерном анализе, многомерном шкалировании, дискриминантном анализе.

Качественные методы как методы сбора и анализа данных. Общее представление о дескриптивном феноменологическом анализе, интерпретативном феноменологическом анализе, тематическом анализе (качественном контент-анализе), конверсационном анализе, дискурс-анализе, нарративном анализе и нарративном интервью, обоснованной теории, исследовании действием. Критерии валидности данных, полученных с помощью качественных методов, и процедуры повышения валидности (по L. Yardley). Сильные и слабые стороны количественных и качественных исследований.

Смешанные исследования (mixed-methodresearch). Задачи, достоинства и недостатки смешанной методологии. Способы объединения количественной и качественной парадигм в рамках одного исследования или единой исследовательской программы; необходимость определения взаимного статуса двух парадигм. Примеры смешанных исследований в психологии.

Описание и публикация результатов. Виды научных публикаций. Форматы научных статей. Требования к научной статье. Стандарты оформления научных статей. Стандарты Американской психологической ассоциации: структура научной статьи, содержание и стандарты оформления основных её частей. Отечественные стандарты: ГОСТ 7.0.5-2008 (оформление ссылок), 7.32-2001 (отчёт о научно-исследовательской работе). Структура и оформление заявки на исследование (researchproposal). Принципы peerreview. Критерии оценки качества теоретических работ и эмпирических исследований.

Этические проблемы психологических исследований. Этические принципы работы с респондентами-людьми и средства их реализации в научных исследованиях: процедуры информированного согласия, дебрифинг, обеспечение конфиденциальности. Этические стандарты в психодиагностике: принципы InternationalTestCommission. Этические стандарты научных исследований и научных публикаций и виды их нарушений: плагиат, самоплагиат (двойная публикация), избирательная публикация, фабрикация данных, нарушение чужих авторских прав, сокрытие истинного авторства. Этические стандарты Американской психологической ассоциации.


Основная литература

  1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб: Питер, 2000. 320 с.

  2. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб: Питер, 2006. 320 с.

  3. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980.

  4. Экспериментальная психология / Под ред. П. Фреса, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1975. Т.1.

  5. Robins R.W., Fraley R.C., Kruger R.F. (Eds.). Handbook of Research Methods in Personality Psychology. Guilford Press, 2007.

  6. Smith J. Qualitative psychology: A practical guide to research methods. 2ndEd. London: SagePublications, 2008.


Дополнительная литература

  1. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных. Учебноепособие. СПб: Речь, 2004. 392 с.

  2. Coolican H. Research methods and statistics in psychology. 5th Ed. Hodder Education, 2009.

  3. Publication manual of the American Psychological Association. 6th Ed. Washington, DC: APA, 2010.

  4. Tabachnik B.G., Fidell L.S. Using multivariate statistics. Boston: PearsonEducation, 2007.



ЧАСТЬ 2. Дисциплины специализации

Психология бизнеса

Психология бизнеса как новое направление психологической науки. Предпосылки становления психологии бизнеса.

Предмет, задачи и место психологии бизнеса в системе психологического знания. Основные исследовательские области, специфика сложившихся подходов в психологическом исследовании бизнеса. Бизнес как системное явление. Уровни анализа бизнеса: психологический, социально-психологический, социологический. Основные направления работы психолога в бизнесе.

Бизнес как деятельность. Специфика деятельности бизнесмена. Психологические особенности бизнесмена как субъекта деятельности. Анализ деятельности бизнесмена: психологические подходы.

Бизнес как социальный институт (основные признаки и функции). Социальная ответственность бизнеса. Этика бизнеса как социально-психологическая проблема. Проблема взаимодействия субъектов бизнеса: бизнесменов, организаций и потребителей товаров и услуг. Корпоративная этика: значение для бизнеса, проблемы и технологии работы.

Субъекты бизнеса. Основные участники бизнеса: социологический и социально-экономический анализ. Социальные роли в жизненном пути бизнесмена: социально-психологический (ролевой) анализ. Клиенты и потребители бизнес-услуг как субъекты бизнеса. Основные показатели успешной деятельности бизнесмена, критерии успеха в бизнесе. Качества личности, способствующие успеху. Барьеры на пути роста профессионального мастерства бизнесмена.

Профессиональная идентичность и самоопределение личности в бизнесе. Проблема формирования профессиональной идентичности субъектов бизнеса. Идентичность в организации. Организационная идентификация как фактор успешного функционирования организации. Этапы профессионального становления личности в бизнесе. Основные проблемы профессионализации личности в бизнесе (проблемы адаптации, кризисы, деформации и т.д.). Эмпирические процедуры исследования профессиональной идентичности и самоопределения личности бизнесмена. Технологии практической работы в рамках проблематики самоопределения личности в бизнесе.

Принятие решений в бизнесе. Роль процесса принятия решений в управленческой и предпринимательской деятельности. Сложность, динамичность, неопределённость среды принятия решения в бизнесе. Риск и принятие решений. Основные этапы принятия решений. Нормативная и дескриптивная модели принятия решения. Психологическое сопровождения принятия решения на каждом из этапов. Последствия решений: ответственность за принятое решение, контроль исполнения решений, гибкость бизнесмена. Типологии решений. Рациональные и интуитивные решения в бизнесе. Анализ эффективности различных типов решения. Правила принятия эффективных решений в бизнесе.

Индивидуальные и групповые решения. Методы принятия решения: «дерево решений», «мозговой штурм», «дискуссия» и др. Качество групповых и индивидуальных решений. Феномены, характеризующие процесс принятия решения, эвристики в принятии решений. Ошибки в процессе группового и индивидуального принятия решения. Способы оптимизации решений. Оценка эффективности принятых решений в бизнесе.

Индивидуальные типологии и процесс принятия решений: стилевые различия в формулировке гипотез и альтернатив; личностные профили решений (А.И. Китов). Критерии эффективности принятого решения. Методы исследования индивидуальных особенностей принятия решений. Технологии развития навыков принятия решений.


Основная литература

1. Иванова Н. Л. Самоопределение личности в бизнесе. М.-Ярославль: МАПН-Аверс-Пресс, 2008, 204 с.

2. Иванова Н. Л., Михайлова Е. В., Штроо В. А. Введение в психологию бизнеса. М. : ГУ-ВШЭ, 2007. 471 с.

3.  Карпов А. В. Психология менеджмента. М. : Гардарики, 1999. 584 с.


Дополнительная литература

1.  Емельянов Е. Н., Поварницына С. В. Психология бизнеса. М. : Армада, 1998. 511 с.

2.  Корнилова Т. В. Психология риска и принятия решений. М. : Аспект Пресс, 2003. 284 с.

3.  Мелия М. Бизнес – это психология. М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. 328 с.

4.  Семенов А. К. Психология и этика менеджмента и бизнеса. М. : Дашков и К, 2008. 276 с.

5.  Шадриков В. Д. Системогенез профессиональной деятельности. М. : Логос, 2007. 189 с.


Психология профессиональной деятельности и способностей

Основной целью настоящего курса является углубление методических и теоретических знаний студентов – магистров в области психологии профессиональной деятельности и способностей человека, овладение методами психологического анализа деятельности, решение различных прикладных проблем, связанных с профессиональной деятельностью.

Содержание учебной дисциплины базируется на исследованиях автора и его учеников. В основу положена авторская концепция системогенеза деятельности и теория ментального развития человека. Такое построение курса позволяет продемонстрировать студентам суть научного исследования от его замысла до получения конкретного результата в виде психологической концепции, теории и реальных практических приложений, получаемых научных знаний.

Содержание дисциплины раскрывает психологическую структуру деятельности человека, дает представление о субъекте деятельности, субъектности и субъективности, раскрывает понятие «система», формирует представление о психологической функциональной системе деятельности. Вводится понятие стандарта профессиональной деятельности, описываются компетенции выпускников ВУЗа в соответствии с Европейской структурой квалификаций для образования в течение жизни.

Рассматриваются идеологические и методологические проблемы изучения способностей, теоретические взгляды на способности в работах отечественных и зарубежных психологов. Дается трехуровневое понимание способностей: как индивида, как субъекта деятельности и как личности. Вводится понятие профессиональных способностей, определяется их место в структуре деятельности.
Основная литература

1. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза деятельности. – М.: Логос, 2007.

2. Шадриков В.Д. От индивида к индивидуальности. – М.: Институт психологии РАН, 2009.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975.



Дополнительная литература

1. Абульханова К.А. Личность как субъект деятельности. – В кн.: Психологические основы профессиональной деятельности: Хрестоматия / Сост. В.А. Бодров. – М.: Per se, 2007.

2. Айзенк Г. Природа интеллекта - битва за разум!: Как формируются умственные способности: Перевод /  Г. Айзенк, Л. Кэмин. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.

3. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М.: Медицина, 1975.

4. Дружинин В.А. Психология общих способностей. – М.: Питер, 1999.

5. Европейская структура квалификаций для образования в течение жизни. – Люксенбург: Ведомство официальных публикаций Европейского сообщества, 2008.

6. Зинченко В.П., Майзель Н.И., Назаров А.И. Анализ деятельности человека-оператора. – В кн.: Инженерная психология. М.: МГУ, 1964.

7. Карпов А.В. Психология менеджмента. – М.: Гардарика, 1999.

8. Стериберг Р.Д. Триархическая теория интеллекта. – Иностранная психология, 1996 № 6, стр. 54 – 61.

9. Cuilford J.P. The nature of Human intelligence. – N.Y.: McGruw-Hills, 1967.


Экономическая психология

Предмет экономической психологии, ее место в системе научных знаний. Основные понятия экономической психологии. Краткая характеристика методов исследования экономической психологии. Психологическая характеристика видов присвоения собственности. Деньги как экономическое и социальное явление. Основные проблемы и направления исследований психологии денег. Отношение к деньгам у представителей разных социальных групп. Влияние психологических факторов на финансовое поведение. Формы и виды занятости. Социально-экономические, демографические и психологические факторы предпочтения различных видов занятости. Динамика ценности труда и трудовых ценностей в современной России. Формы отклоняющегося трудового поведения (трудоголизм, тунеядство и др). Виды безработицы. Психологические проблемы, выводы и стратегии безработных. Характеристики психоэмоционального состояния безработного. Психологическая реабилитация людей потерявших работу. Психологические особенности покупателей. Психологические особенности предпринимательства как вида экономической деятельности. Исследования предпринимательской деятельности и предпринимателей в отечественной и зарубежной экономической психологии. Экономическая социализация. Проблема богатства и бедности в психологии. Психология материального самообеспечения. Психологические проблемы качества жизни. Экономическое самоопределение личности.


Основная литература

1.  Дейнека О. С. Экономическая психология. СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999. 240 с.

2.  Проблемы экономической психологии. Т. 1,2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. М., Изд-во «Институт психологии РАН», 2004, 2005.
Дополнительная литература

1.  Economics and Psychology. A Promising New Cross-Disciplinary Field  /  Ed. By B.S. Frey and A. Stutzer. The MIT Press. Cambridge, Massachusetts, London, England, 2007.

2.  Handbook of contemporary behavioral economics:  Foundation and developments/ Ed. by M. Altman. New York: M.E. Sharpe, 2006. 762 p.

3.  Katona G. Psychological Economics. New York: Elsevier, 1975. 438 p.



ЧАСТЬ 3. Дисциплины по выбору
Психология потребительского поведения

Поведение потребителей как междисциплинарная область исследования. Теоретико-методологические подходы к изучению поведения потребителей. Позитивизм  и постмодернизм. Влияние психологических теорий на понимание и исследование потребительского поведения. Эволюция основных концепций маркетинга и сущность потребительского поведения.

Познавательные процессы потребителей. Мотивация поведения потребителей. Роль эмоций в потребительском поведении. Психологические особенности принятия решения потребителями. Импульсивные покупки и их психологические причины.  Лояльность потребителей. Индивидуально-психологические особенности потребителей. Типология потребительского поведения.

Социально-психологические аспекты потребительского поведения. Потребительская социализация. Мода как фактор поведения потребителей. Иррациональные механизмы потребительского поведения. Эффекты «нерационального» потребительского поведения Кросс-культурные особенности поведения потребителей. Социальные установки и убеждения потребителей. Изменение потребительских установок.

Культура потребления и социальные проблемы потребителей. Консьюмеризм как современная тенденция потребительского поведения. Материализм и вещизм.  Аддикции в потребительском поведении. Бренд как социально-психологическое явление. Факторы лояльности к бренду.
Основная литература

1.  Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 2007.

2. Багоцци Р.П., Гёрхан-Канли Ц., Пристер Й.Р. Социальная психология потребителя. М.: Академия, 2008.

3.  Handbook of consumer psychology / edited by Curtis P. Haugtvedt, Paul M. Herr and Frank R. Kardes. New-York – London, 2008.


Дополнительная литература

1.  Алешина И.В. Поведение потребителей. Учебное пособие. М.: Фаир – Пресс, 1999.

2.  Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер. 2000.

3.  Ильин В.И. Поведение потребителей. Сыктывкар, 1998.

4.  Власова М. Л. Социологические методы в маркетинговых исследованиях. СПб.: ГУ-ВШЭ, 2006.

5.  Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер, 2000.

6.  Голдсмит Р., Браун С., Фоксол Г. Психология потребителя в маркетинге. СПб.: Питер, 2001.

7.  Статт Д. Психология потребителя. СПб.: Питер, 2003.


Социально-психологическая диагностика организации

Определение и цели организационной диагностики. Концептуальные основы организационной диагностики. Специфика социально-психологической диагностики организации. Основные направления диагностического  исследования организации.

Научные и практические характеристики методов сбора информации в оргдиагностике. Основные методы сбора информации. Использование качественных методов в организационной диагностике. Подготовка и проведение диагностической процедуры в организации. Выбор адекватного инструментария исследования.

Индивидуальная диагностика. Социально-психологическая оценка персонала. Методики Центра оценки. Анализ кадрового потенциала управления предприятием. Групповая диагностика. Диагностика групповой сплоченности. Выявление групповой структуры. Применение социометрических методик. Оценка уровня группового развития. Диагностика организаций. Проблемное поле организации. Анализ и оценка системы управления организацией. Выявление преобладающего стиля управления организацией, определение типа управленческой команды, стилей руководства и разрешения конфликтов.

Проблема представления результатов диагностики. Учет «системы соотнесения» заказчика. Концепция отчета по оргдиагностике.
Основная литература

1. Жуков Ю.М., Липатов С.А., Хренов Д.В. Структурированное интервью как метод организационной диагностики // Социальная психология: Практикум: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Т.В. Фоломеевой. М. : Аспект Пресс, 2006. С.365-388.

2. Липатов С.А. Организационная диагностика: модели, методы, процесс // Социальная психология: Практикум: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Т.В. Фоломеевой. М. : Аспект Пресс, 2006. С. 324-364.

3. Липатов С.А. Глав 18. Организационная диагностика // Организационная психология: Учебник / Под общ.ред. А.Б.Леоновой. М.: ИНФРА-М, 2013. С.313-331.


Дополнительная литература

1.  Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала: учеб.пособие для студентов вузов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 303 с.

2.  Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг. Учебное пособие для вузов / Ю.М. Жуков, А.К. Ерофеев, С.А. Липатов и др.; Под ред. Ю.М. Жукова. М. : Аспект – Пресс, 2004. 256 с.

3.  Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб. : Речь, 2003. 176с.


Консультирование и коучинг персонала

Цели и задачи психологического консультирования в организации. Классификации видов психологического консультирования. Принципы психологического консультирования. Этический кодекс психолога, его содержание. Основные этапы психологической консультации, их временное соотношение. Техники в психологическом консультировании. Типичные проблемы сотрудников организации и стратегии работы с ними. Понятие коучинга. История происхождения термина и вида деятельности. Отличие коучинга от консультирования и психотерапии. Преимущества коучинга как вида психологической помощи. Этапы коучинга. Технология проведения коучинга. Основные задачи и техники каждого этапа.


Основная литература

1.  Истратова О. Н. Справочник психолога-консультанта организации. Р.-н.-Д., 2006. 683 с.

2. О’Нил М. Б. Коучинг руководителей: твердость и открытость. Системный подход в привлечении руководителей к решению их проблем. М. : МАК, 2005. 224 с.

Дополнительная литература

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М. : Независимая фирма «Класс», 2000. 208 с.

2. Камалетдинова З.Ф., Антонова Н.В. Когнитивно-поведенческий подход в психологическом консультировании. М.: Изд-во СГУ, 2010. 296 с.

3.   Дауни М. Эффективный коучинг: уроки тренера коучей. М. : Добрая книга, 2005. 288 с.

4.   О'Нил М. Б. Коучинг: истоки, подходы, перспективы СПб. : Речь, 2003. 192 с.
Лидерство и построение команды в бизнесе

Стадии и циклы развития организации. Психологические роли организатора бизнеса: предприниматель, менеджер, инвестор, лидер (Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е.). Характеристики ролей в бизнесе на разных циклах развития организации. Социально-психологические теории лидерства применительно к контексту организации; модели лидерства в бизнесе. Проблема лидерства в менеджменте. Ролевой репертуар лидера, типы лидерства. Современное представление о лидерстве. Особенности российского взгляда на лидерство. «Ощутимые» и «неощутимые» свойства лидера. Типы лидерства: коммуникативное, организационное и экспертное. Ролевой репертуар лидера: фасилитатор, медиатор, модератор. Уровни управления организацией: руководство (лидерство), администрирование, организация, собственно управление. Типология профессиональных управленческих ролей (Т.Ю. Базаров). Человеческий капитал, интеллектуальный капитал организации. Анализ человеческих ресурсов организации. Модели измерения индивидуальной стоимости работника.

Корпоративная культура как инструмент управления  и лидерства. Типология корпоративных культур и ключевые характеристики организационной среды и лидера (органическая, бюрократическая, предпринимательская и партнерская культура).

Управление, с опорой на команду: возможности и ограничения.  Формирование и развитие эффективной команды в бизнесе. Основные характеристики команды и форм совместной деятельности. Характеристики эффективной управленческой команды предпринимателя, менеджера, инвестора. Построение лидером дееспособной команды: механизм выработки и принятия группового решения.  Зачем организационному лидеру команда. Какие признаки команды лидер видит. Технологии командообразования и их эффективность. Способы принятия решения: голосование, консенсус, квалифицированное большинство. Выработка правил коммуникации в команде.  Единое коммуникативное пространство в команде – способ управления в ситуации неопределенности. Работа лидера внутри команды «на равных». Итоговые выводы: задачи, стоящие перед организационным лидером.


Основная литература

1.  Базаров Т. Ю. Управление персоналом. Учебник. – М., Мастерство, 2010.

2.  Белбин М. Команды менеджеров. М. : HIPPO, 2003. 315 с.

3.  Дафт Р. Л. Уроки лидерства. М. : Эксмо, 2007. 480 с.


Дополнительная литература

  1. Адизес И. Развитие лидеров: Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей - М.: Альпина, 2008.

  2. Базаров Т.Ю. Психологические грани изменяющейся организации. М. : Аспект пресс, 2007.

  3. Бендер П.У., Хеллман Э. Лидерство изнутри /Пер. с англ. - М.: Попурри, 2005.

  4. Емельянов Е. Н., Поварницына С. В. Психология бизнеса. М. : Армада, 1998.

  5. Жуков Ю. М., Журавлев А. В., Павлова Е. Н. Технологии командообразования: учебное пособие. М. : Аспект Пресс, 2008. 320 с.


Подбор и оценка персонала

Управления персоналом в организации. Функции подбора и оценки персонала в организации. Отдел управления персоналом как бизнес-партнер организации. Направления работы отдела подбора и оценки персонала.

Составление технического задания на поиск кандидатов. Способы поиска кандидатов. Способы отбора и оценки кандидатов. Оценка резюме кандидатов. Конкурс резюме. Оценка мотивационных писем. Тестирование. Виды тестирования.  Интервью. Виды интервью. Групповые методы оценки кандидатов. MBTI в оценке персонала.

Центр Оценки персонала. Задачи и инструменты Центра Оценки персонала. Особенности отбора персонала для различных уровней менеджмента организации. Центр Оценки розничных сетей на всех уровнях организации.

HR-branding. Функции и инструменты HR-branding. Функции испытательного срока. Адаптация персонала. Особенности адаптации персонала менеджмента различных уровней организации. Лояльность персонала.
Основная литература


  1. Базаров Т.Ю. Технология центра оценки персонала: процессы и результаты (практическое руководство). Москва: Кнорус, 2011.

  2. Иванова С.В. Искусство подбора персонала: Как оценить человека за час. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 160 с.

  3. Осовицкая Н.А. Как стать лучшим работодателем в России. - СПб.: Питер, 2012. -288 с.


Дополнительная литература

  1. Иванова С.В. 50 советов по рекрутинг. —  Альпина Паблишер, 2012 г. - 256 с.


Технология бизнес-тренинга

Специфика бизнес-тренинга. Компетенции бизнес-тренера. Основные этапы подготовки и проведения бизнес-тренинга. Умение выстроить отношения с заказчиком как одна из важных компетенций бизнес-тренера, выявление потребностей заказчика тренинга. Оценка потребностей в обучении будущих участников бизнес-тренинга: методы диагностики уровня компетентности и особенностей поведения.

Разработка общей концепции тренинга: аудитория, цель, содержание программы, результаты, методы, длительность. Требования к разработке методики тренинга. Модель Д.Колба. Задачи бизнес-тренера и методы обучения, использование методов обучения в зависимости от этапа тренинга и поставленных задач. Задачи тренера и методы обучения, используемые в начале тренинга. Особенности использования методов первого этапа обучающего цикла (для актуализации опыта участников). Особенности использования методов второго этапа обучающего цикла (для анализа опыта). Особенности использования методов третьего этапа обучающего цикла (концептуализация). Особенности использования методов четвертого этапа обучающего цикла (экспериментирование/отработка).  Особенности методов итогового цикла обучения (синтез навыков). Задачи тренера и методы завершения бизнес-тренинга.

Основные феномены групповой динамики: структура группы (нормы, роли, статусные/аттрактивные/коммуникативные взаимосвязи), стадии в развитии группы (модели Б. Такмана и Г. Буше, Г.Коцера), результативность деятельности. Управление групповой динамикой в процессе бизнес-тренинга. Коммуникативные навыки бизнес-тренера, умение налаживать доверие, наблюдать и давать обратную связь. Специальные коммуникативные навыки бизнес-тренера: навыки презентации и инструктирования.

Методы измерения эффективности бизнес-тренинга. Критерии результативности тренинга по Д. Киркпатрику.
Основная литература


    1. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: Учеб. пособие для вузов/Ю.М. Жуков и др.- М.: аспект пресс, 2004.


Дополнительная литература

  1. Болотова А.К., Мартынова А.В. Прикладная психология в бизнес-организациях: методы фасилитации.. М: Издательский дом Высшей школы экономики, 2013, 320 с.

  2. Венщикова  И.А. Технология организации и ведения бизнес-тренинга. Методическое пособие. Спб: Речь, 2006.

  3. Зильберман М., Ауэрбах К. Активный тренинг: универсальный подход к обучению/Пер. с англ.- М: Альпина Паблишерз, Изд-во Юрайт, 2010.

  4. Кларин М.В. Корпоративный тренинг от А до Я. М: Издательство “Дело”, 2002.

  5. Ли Д. Практика группового тренинга/Пер. с англ. - Маслов А. Спб: Питер, 2001.

  6. Рассел Т. Навыки эффективной обратной связи/Пер. с англ. - Спб: Питер,  2002.


Организационное консультирование

Понятия организационного и управленческого консультирования. Ключевые заинтересованные стороны организационного консультирования. Основные содержательные направления организационного консультирования. Типичные проблемы и решения по следующим направлениям организационного консультирования:



  • Организационное проектирование

  • Инжиниринг HR-процессов.

  • Разработка кадровой стратегии.

  • Управление эффективностью персонала.

  • Обеспечение персоналом.

  • Управление корпоративной культурой.

Ключевые навыки и показатели эффективности консультанта. Основные роли консультанта. Этапы структурирования запроса заказчика. Особенности работы с первыми лицами. Структурирование консалтинговых проектов. Требования к консалтинговым материалам

Основная литература

  1. М. Армстронг. Стратегическое управление человеческими ресурсами. Москва ИНФРА-М 2002 (Е. Романовская).

  2. М. Розин. Успех без стратегии. Альпина Паблишер. 2011.

  3. Д. Желязны «Бизнес-презентация».

  4. Г. Беквит «Продавая незримое».

Дополнительная литература

  1. Kevin Oakes, Pat Galagan. The executive Guide ti inergrated talent management. ASTD Press. 2011 (Е. Ворожбитова) } Дон Эдвард Бек, Кристофер Кован. Спиральная динамика. Спиральная динамика. Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке. Москва: Открытый мир, 2010

  2. Ким Камерон, Робер Куинн. Диагностика и изменение организационной культуры. Санкт-Петербург: Питер, 2001

  3. Эдгар Шейн. Организационная культура и лидерство. Санкт-Петербург: Питер, 2002

  4. Peter Cappelli. Talent on Demand: Managing Talent in an Age of Uncertainty (Питер Каппелли Таланты по требованию: Управление кадровым потенциалом в эпоху экономической нестабильности). Harvard Business Press. 2008 ?

  5. Ян Фитц-енц. Рентабельность инвестиций в персонал. 2008

  6. Джордж Т. Милкович, Джерри М. Ньюман. Система вознаграждений и методы стимулирования персонала. 2005

  7. Р.Каплан, Д. Нортон «Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию»

  8. Й. Кондо. Мотивация персонала. Ключевой фактор менеджмента. 2007

  9. Управление производительностью труда. Как повысить эффективность работы персонала (Performance Management: Measure and Improve the Effectiveness of Your Employees). Ричард Люк, Брайан Холл. Harvard Business School Publishing Corporation, 2006 } Оплата труда. Практическое руководство по построению оптимальной системы оплаты труда и вознаграждения персонала (A Handbook of Employee Reward Management and Practice) Майкл Армстронг, Тина Стивенс © Баланс Бизнес Букс, 2007

  10. К.Бланшар, Б.Нельсон, Б.Моррис. 1001 способ мотивировать Ваших сотрудников. 2007

  11. К.Бланшар, Б.Нельсон, Б.Моррис. 1001 способ признания и вознаграждения. 2007

  12. Motivating people: Getting beyond money. McKinsey Quarterly. 2009

  13. Б.Кей, Ш.Джордан-Эванс. Любите их, или вы их потеряете. Как удержать ценных сотрудников. 2006

  14. М.Баттерис, Б.Ройтер. Корпоративные бриллианты: как удержать талантливых сотрудников. 2005

  15. Г. Беквит «Продавая незримое»

  16. Т. де Марко «Дедлайн»

  17. Д. Желязны «Говори на языке диаграмм»

  18. П. Безручко «Без воды. Как писать предложения и отчеты для первых лиц»

  19. М. Мелия «Бизнес - это психология. Психологические координаты жизни современного делового человека»


Обучение и развитие персонала

Место обучения и развития персонала в организации. Задачи и инструменты обучения и развития персонала в организации. Виды обучения персонала в организации. Особенности каждого из видов обучения.

Внутренние и внешние тренинги. Функции тренингов. Типы навыков для развития на тренингах. Тренинги продаж. Тренинги делового общения. Тренинги командообразования. Тренинги управленческих навыков. Продуктовые тренинги. Тренинги личностных качеств. Тренинг эмоционального интеллекта. Тренинг системного мышления. Тренинг креативности. Групповая динамика. Группо-динамические процессы.  Подготовка к тренингу. Сопроводительные материалы обучения. Посттренинг. Оценка эффективности обучения.

Коучинг в организации: место и возможности. Лидерство в организации. Система дистанционного обучения. Особенности и вектор развития направления. Обучение с помощью видеоуроков. Особенности и вектор развития. Наставничество в организации. Менторство в организации. Карьерные пути сотрудников и индивидуальные планы развития.


Основная литература

  1. Жуков Ю. М., Журавлев А. В., Павлова Е. Н. Технологии командообразования: учебное пособие. М. : Аспект Пресс, 2008. 320 с.

  2. Истратова О. Н. Справочник психолога-консультанта организации. Р.-н.-Д., 2006. 683 с.

  3. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: Учеб. пособие для вузов/Ю.М. Жуков и др.- М.: аспект пресс, 2004.


Дополнительная литература

  1. Емельянов Е. Н., Поварницына С. В. Психология бизнеса. М. : Армада, 1998. 511 с.


НИС «Психологические проблемы современного бизнеса»

Основные предметные области психологических исследований в бизнесе. Исследования в сфере рынка, услуг, производства. Исследования  профессионального самоопределения и развития личности в бизнесе. Мотивация, целеполагание, принятие решения, индивидуальные качества участников бизнеса. Организация исследований в области бизнеса. Основные теоретические подходы к исследованию бизнеса: деятельностный и системный подходы. Применение качественных и количественных методов исследования в сфере бизнеса. Возможные программы построения эмпирических исследовании в области психологии бизнеса.


Основная литература

  1. Емельянов Е. Н., Поварницына С. В. Психология бизнеса. М. : Армада, 1998. 511 с.

  2. Иванова Н. Л., Михайлова Е. В., Штроо В. А. Введение в психологию бизнеса. М. : ГУ-ВШЭ, 2007. 471 с.

  3. Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите квалификационных работ по психологии / Сост.: Агадуллина Е. Р., Котова М. В., Ловаков А. В., Татарко А.Н. / под общ. ред. А. Н. Поддьякова, В. А. Штроо. М. : 2009. 64 с.


Дополнительная литература

  1. Иванова Н. Л. Самоопределение личности в бизнесе. М.-Ярославль : МАПН - Аверс-Пресс, 2008. 204 с.

  2. Психология и социология в бизнесе: общество, бизнес и личность в инновационной экономике: Материалы третьего международного конгресса, Минск, 10-11 октября, 2008 г. Минск : Бестпринт, 2008. 138 с.

  3. Самоукин А. И., Самоукина Н. В. Экономика и психология бизнеса. Дубна : Феникс, 2001. 156 с.

  4. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учебник для вузов / В. А. Ядов. М. : Добросвет, 2000. 600 с.


НИС «Организационно-психологическое исследование»

Теоретические основы организационно-психологических исследований. Представления о человеке в организации, работе и об организации в целом. Психологические теории организации. Виды активности исследователя: проектирование, измерение, анализ. Модель эмпирического исследования. Переменные исследования: теоретические и операциональные, зависимые и независимые, предикторы, детерминанты и критерии. Концептуальные и операциональные взаимосвязи. Критерии качества организационно-психологической информации: надежность, валидность, репрезентативность. Планы эмпирического исследования. Экспериментальные планы. Полевые исследования. Опросы в организациях. Возможности качественных и количественных методов в организационных исследованиях. Виды неколичественных планов исследования в организациях. Этические принципы проведения психологических исследований. Проблема обмана испытуемых. Фальсификация исследований.


Основная литература

  1. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. СПб. : Питер, 2001. 720 с.

  2. Друкер Эффективное принятие решений. М. : Альпина Бизнес-Букс, 2006.

  3. Занковский А. Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». М. : Флинта, 2000.

  4. Кирхлер Э., Майер-Пести К., Хофманн Е. Психологические теории организации. Психология труда и организационная психология, т. 5. Харьков : Гуманитарный Центр, 2005. 312 с.

  5. Мучински П. Психология, профессия, карьера. 7-е изд. СПб. : Питер, 2004.


Дополнительная литература

  1. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований: учебник для вузов. М. : Аспект Пресс, 1995. 720 с.

  2. Handbook of research methods in industrial and organizational psychology / Ed. by S. Rogelberg. Malden Blackwell Publishing, 2004.

  3. Schwab D. Research methods for organizational studies. 2nd ed. Mahwah: Lawrence Erlbaum Associates, 2005.



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТВЕТА НА ЭКЗАМЕНЕ

К ИТОГОВОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ

ЭКЗАМЕНУ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 030300.68 ПСИХОЛОГИЯ

Итоговый государственный междисциплинарный экзамен состоит из двух частей. Первая часть – тестирование, направлено не оценку общих знаний учащегося, овладение им понятийным аппаратом психологической науки и ориентацию в основных направлениях получаемой магистерской специальности. Тест состоит из 60 тестовых заданий составленных на основе обязательных дисциплины направления «Теория и методология современной психологии», «Качественные и количественные методы исследования в психологии» и обязательных дисциплины специализации: «Психология бизнеса», «Психология профессиональной деятельности и способностей» и «Экономическая психология». По каждой дисциплине студент должен ответить на 12 тестовых заданий. Минимальное количество вопросов, на которые студент должен ответить по каждой дисциплине, 4. В случае если студент отвечает менее чем на 4 вопроса в рамках одной дисциплины, его общая оценка за тест приравнивается к 0. Данная оценка не является блокирующей, и студент может выполнять вторую часть экзамена. В случае если студент ответил на 4 и более вопросов по каждой дисциплине, его оценка рассчитывается, исходя из представленной ниже шкалы


Шкала оценки результатов теста

10 баллов

Верно выполнено 55-60 заданий

9 баллов

Верно выполнено 49-54 задания

8 баллов

Верно выполнено 43-48 заданий

7 баллов

Верно выполнено 37-42 задания

6 баллов

Верно выполнено 31-36 заданий

5 баллов

Верно выполнено 25-30 заданий

4 балла

Верно выполнено 19-24 задания

3 балла

Верно выполнено 13-18 заданий

2 балла

Верно выполнено 7-12 заданий

1 балл

Верно выполнено 6 заданий

0 баллов

Верно выполнено 0-5 заданий

Вторая часть итогового государственного экзамена представлена в форме заданий – кейсов, профессиональных ситуационных задач, решение которых входит в профессиональные обязанности специалиста. Каждое задание – кейс сопровождается шкалой оценки ответа учащегося по 10 бальной шкале.

Итоговая оценка рассчитывается по формуле 0,4 (результаты тестирования) * 0,6 (результаты решения задания – кейса).