Программа государственного экзамена - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа государственного междисциплинарного итогового экзамена... 4 1462.62kb.
Программа государственного экзамена по направлению 080200. 62 «Менеджмент»... 1 415.24kb.
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... 1 186.69kb.
Программа итогового государственного экзамена по специальности 2 391.93kb.
Программа государственного экзамена по специальности / направлению... 2 523.03kb.
Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена... 3 958.44kb.
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... 2 641.75kb.
Утверждена 3 688.06kb.
Программа государственного экзамена для направления 072500. 1 401.83kb.
Программа итогового государственного экзамена по специальности №010300... 1 58.67kb.
Программа итогового государственного экзамена по специальности 010300... 1 37.58kb.
Анализ содержания и основных результатов Единого государственного... 1 359.54kb.
Сопротивление изменениям — как его преодолеть 1 281.2kb.
- 4 1234.94kb.
Программа государственного экзамена - страница №1/1

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное учреждение высшего
профессионального образования «Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»












ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

направление 080500.68 Бизнес-информатика

Москва, 2012 г.

I. Общий раздел программы


Тема 1. Архитектура предприятия

Исторические аспекты архитектуры предприятия. Связь архитектуры предприятия с системным мышлением, бизнес кибернетикой и управлением знаниями. Архитектура предприятия и архитектура бизнеса, модели.

Моделирование и разработка архитектуры предприятия. Стратегическое управление и ССП. Единые принципы управления. Подсистемы управления. Комплекс проектов совершенствования деятельности. Пути развития архитектуры предприятия. Типичные пользователи. Архитектура TEAF. Архитектура FEAF. Архитектура DoDAF. Архитектура TOGAF. Цикл разработки архитектуры. Процессы, управляющие процессами. Новые типы процессов - процессы соответствия.

Архитектура предприятия и процессный подход. Основы теории управления организацией. Функциональное управление и функционально-ориентированная организация. Классическая функционально-ориентированная организации. Достоинства и недостатки. Эволюция бизнеса. Понятие процесса. Процессно-ориентированная организация.

Соотношение функционального и процессного подходов. Рассмотрение организации как системы. Процессное управление организацией. Определение понятия «бизнес-процесс». Организация как совокупность процессов. Документирование процесса. Иерархия понятия «процесс». Классификация процессов. Свойства процесса. Показатели процесса. Мониторинг процесса.

Управление бизнес-процессами Эволюция методологий моделирования. Моделирование деятельности и моделирование процессов. Использование методологии ARIS для моделирования деятельности предприятия. Модели, атрибуты моделей, действия над моделями, типы моделей. Объекты, свойства объектов. Связи, свойства связей. Техническая реализация методологии моделирования. Методы анализа процессов. Мониторинг процессов. Понятие о метрике процесса.

Реинжиниринг (business process reengineering). Совершенствование процессов (business process improvement). Зрелые и незрелые организации. Зрелость процесса.

Основы подхода Business Process Management (BPM). Принципы построения и механизмы системы процессного управления. Этапы создания системы процессного управления. Методические и организационные аспекты системы процессного управления.

Центр процессного управления.

Результаты внедрения системы BPM.



Литература:

Основная:

  1. Zachman John A., «Enterprise Architecture: The Past and the Future» Article published in DM Review Magazine. December 1999 Issue.

  2. А Данилин, А. Слюсаренко. Архитектура и стратегия. "Инь" и "янь" информационных технологий.. – М. Интернет-ун-т Информ. Технологий, 2005. – 504 с.

  3. Шеер А.-Б. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы. – М.: Весть-МетаТехнология, 1999. С. 9-24

  4. Каменнова М.С., Громов А.И., Ферапонтов М.М., Шматалюк А.Е. Моделирование бизнеса. Методология ARIS. – М.: Весть-МетаТехнология, 2001. С. 36-115

Дополнительная:

  1. The Zachman Framework™: A Concise Definition, http://zachmaninternational.com.

  2. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. Изд. 2-е, исправленное- М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 480 с.

  3. Introducing The Open Group Architecture Framework (TOGAF), http://www.ibm.com.

  4. Service-Oriented Architecture and Enterprise Architecture, http://www.ibm.com.

  5. R. Карlап and D. Nоrtоп, The Strategy-Focused Оrgапizаtiоп: How Ваlапсеd Scorecard Соmрапiеs Thrive iп the New Вusiпеss Епvirопmепt (Harvard Вusiпеss School Press, 2000).

  6. Марка Д., Мак Гоуэн Методология структурного анализа и проектирования. – М.: Весть-МетаТехнология, 1999.

  7. Оценка и аттестация зрелости процессов создания и сопровождения программных средств и информационных систем (ISO/IEC TR 15504) – М.: Книга и бизнес, 2001.

  8. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа. – С-Пб.: Бизнес-пресса, 2000.

  9. Ян Ван Бон, Пондман Д. ИТ Сервис-менеджмент. – М.: Van Haren Publishing, 2003.

  10. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. – М.: РИА Стандарты и качество, 2003

  11. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. –М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006

  12. Маклаков С. В. BPwin и Erwin. Case-средства разработки информационных систем. – М: Диалог – МИФИ, 2001.



Вопросы к экзамену


  1. Понятие архитектуры бизнеса.

  2. Основные положения подхода Захмана к архитектуре предприятия.

  3. Понятие архитектуры предприятия.

  4. Моделирование архитектуры предприятия.

  5. Этапы разработки архитектуры.

  6. Назначение процессов соответствия.

  7. Сравнение определений процесса различных школ.

  8. Документирование процесса.

  9. Классификация процессов.

  10. Цикл управления процессами.

  11. Основные методологии описания деятельности.

  12. Бизнес-инжиниринг.

  13. Особенности инструментальной системы ARIS.

  14. Основные принципы выделения бизнес-процессов.

  15. Методы анализа процессов.

  16. Реинжиниринг процессов.

  17. Совершенствование процессов.

  18. Отличие зрелых и незрелых организаций.

  19. Концепция управления бизнес процессами (Business Process Management) и ее составные части.

  20. Составные части цикла управления процессами.



II. Дополнительные разделы программы для специализации «Моделирование и оптимизация бизнес-процессов»

Определение процессов как свойств систем управления. Понятие процессов как основных свойств существования систем. Определение бизнес систем деятельности. Определение предприятия как элемента бизнес системы. Определение бизнес процессов как элементов бизнес систем. Определение бизнес целей. Понятие стратегических и тактических целей систем и бизнес систем. Понятие качества систем управления. Определение качества бизнес системы и качества бизнес процессов. Критерии качества. Понятие риска бизнес процесса. Понятие знания в бизнес системах. Представление взаимосвязи риск – качество – знания в бизнес системах.

Понятие моделирования. Определение разрыва между моделью и реальностью. Понятие возможности отображения реальности в виде модели. Методы моделирования дискретных и непрерывных систем. Представление бизнес систем в виде дискретных систем моделирования. Понятие моделей «как есть» и «как должно быть». Методы упрощения моделей и уровни детализации бизнес моделей. Представление степени близости и субъективности создаваемой модели на основании классических методов моделирования бизнес структур. Определение возможности рекуррентного приближения к описанию действующей бизнес системы. Определение степени зрелости бизнес системы и соответствующей возможности ее моделирования.

Понятие оптимизации бизнес систем. Переход от понятия оптимизации к понятию непрерывного совершенствования. Методология ВРМ – методология непрерывного совершенствования бизнес систем. Мониторинг деятельности и деловой активности. Методы систематизации ошибок бизнес процессов и классическая структура ошибок. Способы устранения (совершенствования) выявленных ошибок. Факторы противодействия мониторингу деятельности и непрерывному совершенствованию бизнес систем. Понятие систем управления потоками работ. Необходимость реинжиниринга бизнес процессов при переходе к системам управления потоками работ. Представление методологии мониторинга в реализации с помощью систем управления потоками работ. Понятие процессного императива в современных системах управления деятельностью.

Определение специфики управления государственными предприятиями, государственными учреждениями и организациями с точки зрения процессной логики управления. Определение электронного регламента деятельности для госорганов.

Обзор успешных проектов по совершенствованию деятельности, выполненных в России за последние 15 лет.



Основная литература:

  1. Каменнова М.С., Громов А.И., Ферапонтов М.М., Шматалюк А.Е. Моделирование бизнеса. – М.: Весть-МетаТехнология, 2001. С. 1-36.

  2. Шеер А.-Б. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы. – М.: Весть-МетаТехнология, 1999.

  3. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. – М.: РИА Стандарты и качество, 2003. С.33-71, 113-171

  4. Громов А.И. Процессное управление в России: основные проблемы и ошибки. - Информационные технологии в проектировании и производстве, №3, 2005, с.8-11

  5. Громов А.И., Каменнова М.С. Императив процессов. - Логика бизнеса, №1, 2005, с.14-24


Дополнительная литература

  1. Н.-Г.Ольве, Ж.Рой, М.Веттер, Оценка эффективности деятельности компании. – М.:Издательский дом «Вильямс»,2003. – 304 с.

  2. Thomas Koulopoulos, Smart Companies, Smart tools. – ITP, Van Nostrand Reinhold, 1997. - 270 с.

  3. P.Keen, E.Knapp, Business Processes. – Harvard business school Press, 1996. - 219 с.

  4. Г.Кокинз, Управление результативностью. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 315 с.

  5. ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

  6. ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования.

  7. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг организаций и информационные технологии. – М.: Финансы и статистика, 1997.

  8. Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов. – М.: Юнити, 1997.

  9. Марка Д., Мак Гоуэн Методология структурного анализа и проектирования. – М.: Весть-МетаТехнология, 1999.

  10. Оценка и аттестация зрелости процессов создания и сопровождения программных средств и информационных систем (ISO/IEC TR 15504) – М.: Книга и бизнес, 2001.

  11. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа. – С-Пб.: Бизнес-пресса, 2000.

  12. Ян Ван Бон, Пондман Д. ИТ Сервис-менеджмент. – М.: Van Haren Publishing, 2003.

  13. Колянов Г.Н. Консалтинг при автоматизации предприятий. – М.: СИНТЕГ, 1997.

  14. Маклаков С. В. BPwin и Erwin. Case-средства разработки информационных систем. – М: Диалог – МИФИ, 2001.

  15. Харрингтон Д. Эсселинг К.С. Нимвеген Х.В. Оптимизация бизнес процессов. –  С.-ПБ.: Азбука, Бмикро, 2002. С.33-71, 113-171

Вопросы к экзамену

  1. В чем состоит противоречие между функциональными подразделениями и процессами деятельности организации?

  2. Что понимается под процессным подходом к управлению деятельностью?

  3. Приведите несколько определений бизнес процессов и укажите разницу в подходах к моделированию на основании этих определений.

  4. Определите цель документирования бизнес процесса и бизнес системы.

  5. В чем суть ВРМ и непрерывного совершенствования бизнес процессов?

  6. Что является теоретической основой описания деятельности организации?

  7. Как классифицируются процессы верхнего уровня?

  8. В чем проявляется эмерджентность в описании бизнес системы?

  9. Что такое структура организации?

  10. Чем отличается архитектура предприятия от структуры предприятия?

  11. В чем заключается разрыв между моделью деятельности и реальной бизнес системой?

  12. Как можно устранить разрыв между моделью и реальностью?

  13. Сравнение инструментальных систем моделирования ARIS, BPWin, Rational Rose, Visio.

  14. Что может выполнять система управления потоками работ?

  15. Чем отличается система управления потоками работ от системы управления электронным документооборотом?

  16. Какие способы устранения ошибок бизнес процессов существуют и как они реализуются?

  17. Что такое качество бизнес системы и как оно достигается?

  18. В чем специфика управления бизнес процессами в государственных структурах?

  19. В чем заключается императив рассмотрения, документирования и моделирования бизнес системы?

III. Дополнительные разделы программы для специализации «Управление жизненным циклом информационных систем»

Понятие корпоративной информационной системы. Стандарты КИС: MRP, MRP II, ERP, ERP II.

Жизненный цикл ИС. Содержание и взаимосвязь процессов жизненного цикла ИС.

Миссия и цели организации. Назначение и содержание стратегии развития информационных систем. Задачи, решаемые в ходе разработки стратегии. Определение роли информационных технологий в развитии бизнеса и организации управления. Характеристика бизнеса организации.

Идентификация существующих информационных систем и бизнес процессов, которые они поддерживают. Адекватность используемых технологических решений и продуктов (архитектуры систем), корректность отношений с вендорами и внешними поставщиками ИТ-услуг. Характеристика ИТ – инфраструктуры, в т.ч., состояние и состав аппаратного обеспечения, системного ПО, обеспечение информационной безопасности. Стоимостные оценки поддержки текущего состояния ИТ. Организация управления ИТ, планы работ по развитию ИТ. Методы анкетирования, проведения интервью и круглых столов при проведении анализа.

Идентификация и детализация основных направлений развития информатизации. Портфель инвестиционных проектов по развитию информатизации. Регистр ожидаемых результатов от реализации портфеля выбранных проектов. Оценки необходимых ресурсов. Организационная модель развития информационных технологий. Основные принципы управления процессом развития и контроля за соответствием получаемых результатов регистру ожидаемых. Перспективный план реализации стратегии.

Категории партнеров. Критерии выбора партнеров. Роль системного интегратора в процессе развития информационных систем. Управление взаимодействием. Организация тендеров на поставку оборудования и внедрение информационных систем.

Понятие архитектуры современной организации. Архитектурные слои. Цикл выстраивания архитектуры. Мировой опыт построения архитектур (корпоративных, муниципальных, федеральных). Задачи системной диагностики. Виды работ и этапы системной диагностики как консалтингового процесса. Требования к роли архитектора.

Стратегический слой корпоративной архитектуры. Бизнес-слой корпоративной архитектуры. Системный слой корпоративной архитектуры. Аудит соответствия существующих программных систем задачам бизнеса. Разработка концепции корпоративной информационно-управляющей системы. Анализ требований к корпоративной системе и разработка технического задания на систему. Типовые компоненты корпоративной системы.

Этапы и результаты проекта по системной диагностике организации. Методы проведения обследования. Структура используемых анкет. Структура и содержание итогового отчета. Методы и формы представления результатов.

Потребности современного бизнеса в ИТ-консалтинге. Основные виды ИТ-консалтинга и их характеристика. Выбор консалтинговой компании для оказания услуг в области информационных технологий предприятием-клиентом. Формы консалтинговых договоров и основные модели ценообразования. Оценка качества консалтинговых услуг.

Потребности предприятий в автоматизации бизнес процессов различных областей. Классификация систем автоматизации бизнес-процессов предприятия. Выбор программных продуктов и решений для предприятий. Практика ИТ-консалтинга в проектах внедрения систем автоматизации бизнес процессов (на примере основных классов систем).


Общая характеристика проектов внедрения информационных систем. Действующие лица проекта. Окружение проекта.

Содержание стандартов управления проектами. Области знаний и процессы управления проектами.

Цели, задачи, структура методологий внедрения ИС. Состав и содержание этапов внедрения ИС в методологии MSF (Microsoft Solutions Framework).

Оценка эффективности внедрения по показателю возврата инвестиций (ROI), совокупной стоимости владения (TCO), экономической добавленной стоимости (Economic Value Added, EVA), чистой приведенной стоимости (NPV).


Основная литература

  1. Данилин А., Слюсаренко А. Архитектура и стратегия, инь и янь информационных технологий. Москва: Интернет-Университет ИТ, 2005.

  2. Баронов В.В, Калянов Г.Н., Попов Ю.И., Титовский И.Н. Информационные технологии и управление предприятием // М.: ДМК Пресс, 2004.

  3. Калянов Г.Н. Консалтинг: от бизнес-стратегии к корпоративной информационно-управляющей системе // М.: Горячая линия - Телеком, 2004.

  4. Калянов Г.Н. CASE-технологии: консалтинг в автоматизации бизнес-процессов // М.: Горячая линия – Телеком, 2002.

  5. Маринко Г.И. Управленческий консалтинг.-М.:ИНФРА-М, 2005

  6. Аалдерс Р. ИТ-аутсорсинг –практическое руководство.- М.: Альпина БизнесБук, 2004.

  7. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учебное пособие.-М.: ИНФРА-М, 2006

  8. Дж. Филлипс «Менеджмент ИТ-проектов. На пути от старта до финиша», изд. Лори, 2005

  9. Клиффорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон «Управление проектами», изд. Дело и Сервис, 2003

  10. Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Проектирование информационных систем. Курс лекций. Учебное пособие. Интернет-университет ИТ, М., 2005

  11. Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Управление внедрением ИС Учебное пособие. Интернет-университет ИТ, М., 2008

  12. Грекул В.И., Коровкина Н.Л., Куприянов Ю.В. Методические основы управления ИТ-проектами - учебник Москва: Интернет-университет информационных технологий, изд. БИНОМ, 2010.

  13. Р. Арчибальд Управление высокотехнологичными программами и проектами, ДМК, М., 2004
Дополнительная литература

  1. Ермошкин Н.Н., Тарасов А.А. Стратегия информационных технологий предприятия: Как Cisco Systems и ведущие компании мира используют Интернет Решения для Бизнеса.- Москва: Московский Гуманитарный Университет, 2003.

  2. Черкашин П.А. Стратегия управления взаимоотношениями с клиентами (CRM).-М.: Интернет-Университет Информационных технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007

  3. Романов Д.А., Ильина Т.Н., Логинова А.Ю. Правда об электронном документообороте. - М.: Компания АйТи:ДМК Пресс, 2004

  4. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK), http://pmbok.narod.ru/ http://financepro.ru/2007/09/15/rukovodstvo-k-svodu-znanijj-po.html

  5. Управление проектами: технология MSF, http://www.microsoft.com/rus/msdn/msf/default.mspx

  6. С. Якимчук MSF – философия создания IT-решений или голые амбиции лидера, www.it-manager.com.ua

  7. Microsoft Business Solutions Partner Methodology http://www.microsoft.com/Rus/Dynamics/Application/Default.mspx

  8. Материалы лекций и практических занятий

  9. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. М., Финансы и статистика, 2000

  10. Марка Д.А., МакГоуэн К. SADT – методология структурного анализа и проектирования., М., Метатехнология, 1993

  11. Автоматизированные Системы Стадии создания. ГОСТ 34.601-90 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. ИПК издательство стандартов, М., 1997


Вопросы к экзамену:

  1. Сравнительная характеристика стандартов КИС MRP,MRP II, ERP

  2. Сравнительная характеристика моделей жизненного цикла ИС.

  3. Как производится оценка ресурсов, необходимых для реализации проекта?

  4. Какие функции должна выполнять служба ИТ?

  5. Состав тендерной документации. Типовая процедура проведения конкурса на внедрение ИС.

  6. Этапы и результаты диагностики бизнес-слоя корпоративной архитектуры.

  7. Этапы и результаты диагностики системного слоя.

  8. Аудит соответствия существующих программных систем задачам бизнеса.

  9. Методы проведения обследования. Виды выявляемой информации. Отчетность по результатам диагностики.

  10. Состав и структура рабочей группы по проведению диагностики.

  11. Основные виды ИТ-аутсорсинга. Обзор состояния российского рынка IT-аутсорсинга.

  12. Характеристика основных этапов процесса перехода к аутсорсингу.

  13. Структура и содержание аутсорсингового контракта. Модели ценообразования. Соглашение об уровне обслуживания.

  14. Модель процессов MSF: фазы и вехи проектов внедрения.

  15. Управление интеграцией в проектах внедрения ИС

  16. Управление рисками в проектах внедрения ИС.

  17. Методика освоенного объема в управлении проектами.

  18. Модель проектной команды в MSF.

  19. Дисциплина управления подготовкой MSF: принципы, шаги, процессы.

  20. Оценка эффективности внедрения ИС

  21. Цели и задачи системной диагностики.

  22. Стратегия развития информационных технологий.

  23. Система управления организацией и модели организационных структур.

  24. Этапы и результаты диагностики бизнес-слоя.

  25. Этапы бизнес-моделирования и их результаты.

  26. Диагностика организационно-штатной структуры.

  27. Диагностика документооборота.

  28. Этапы и результаты диагностики системного слоя.

  29. Аудит соответствия существующих программных систем задачам бизнеса.

  30. Концепция корпоративной информационно-управляющей системы.

  31. Анализ требований к корпоративной системе и разработка технического задания на систему.

  32. Оценка деятельности службы ИТ и квалификации персонала.

  33. Отчетность по результатам диагностики.

  34. Состав и структура рабочей группы по проведению диагностики.



IV. Дополнительные разделы программы для специализации «Информационная бизнес-аналитика»

Назначение систем статистического анализа данных. Классификация методов статистического анализа данных, разработанных в рамках теории математической статистики.

Шкалы измерения. Переменные и наблюдения, значение переменной в конкретном наблюдении. Имя переменной, тип переменной, метка переменной и метки значений. Редактирование, удаление, добавление переменных. Ввод новых наблюдений. Пропущенные значения.

Модификация и отбор данных: условный отбор данных и случайная выборка, сортировка и группировка данных, перекодирование переменных, вычисление новых переменных.

Процедура расчета частотных таблиц. Элементы частотных таблиц и их интерпретация.

Назначение таблиц сопряженности. Структура и содержание элементов таблицы, ее итоговых показателей.

Графическая интерпретация частотных таблиц и таблиц сопряженности.

Получение статистических характеристик распределения вероятностей заданных значений переменных. Проверка распределения на нормальность, однородность дисперсии в группах. Нормализующие преобразования.

Стандартизация значений.

Графический анализ данных Характеристика различных типов графика.

Особенности измерения связи для номинальных и порядковых шкал переменных. Проверка статистических гипотез. Статистическая значимость. Критерий Хи-квадрат и ограничения на его использование.

Коэффициенты корреляции Пирсона. Ранговые коэффициенты корреляции. Частные корреляции. Значимость связи. Простая и множественная линейная регрессия.

Аппроксимация зависимостей с помощью кривых. Последовательность действий для получения уравнения нелинейной регрессии. Выбор зависимой и независимой переменной и формы их зависимости. Процедура получения параметров, доверительных интервалов.

Методы классификации. Бинарная и мультиномиальная логистические регрессии. Оценка качества модели. Категориальные предикторы, отбор предикторов. Методы диагностики.

Деревья решений как метод классификации. Основные термины и понятия. Методы построения дерева решений. Анализ с помощью дерева решений. Области приложения анализа с помощью дерева решений. Анализ с помощью CHAID. Метод Quest. Регрессионные деревья. Проверка адекватности модели.

Кластерный анализ как метод классификации. Иерархические и неиерархические методы кластерного анализа. Меры расстояния и нормировка. Профили средних значений кластеров. Кластеризация при помощи метода Варда. Метод k-средних.

Факторный анализ. Принципы факторного анализа. Метод главных компонент. График «осыпь». Методы вращения.

Понятие корпоративного управления (corporate governance), существующие определения корпоративного управления. Проблема агентских отношений, примеры конфликта интересов владельцев бизнеса и наемных менеджеров (директоров). Развитие корпоративного управления.

Существующие кодексы корпоративного управления: Отражения вопросов информационной прозрачности в кодексах корпоративного управления.

Современные системы корпоративной отчетности. Роль Международных стандартов финансовой отчетности и отчетности в области устойчивого развития (GRI).

Понятие стратегии и стратегического менеджмента. Взаимосвязь корпоративного управления и стратегического менеджмента. Три уровня стратегии, их взаимосвязь.

«Рациональная модель» стратегического менеджмента. Основные стадии реализации модели: стратегического анализа, стратегического выбора и реализации стратегии. Функции обработки информации на каждой из стадий процесса стратегического управления.

Основные проблемы информационного обеспечения корпоративного управления и стратегического менеджмента.

Сущность концепции управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management, BPM). Функциональность типовой BPM-системы. Функции формализации стратегии, планирования, мониторинга и анализа, корректирующих воздействий.

Типовая архитектура BPM-систем. Основные технологии и смежные приложения.

Рынок BPM-систем, основные разработчики BPM-систем. Применение BPM-систем в организациях разных отраслей.

Сущность консолидированной финансовой отчетности и ее роль в современном бизнесе. Основные понятия теории консолидации финансовой отчетности – группа компаний, материнская и дочерняя компания. Владение и контроль. Критерии контроля: право голоса, политика, совет директоров, голосующие права директоров.

Основные принципы формирования консолидированной финансовой отчетности. Метод полной консолидации, его применимость. Понятие внутригрупповых операций. Элиминирование внутригрупповых операций. Непосредственное формирование консолидированной финансовой отчетности.

Понятие совместной деятельности. Метод пропорциональной консолидации.

Понятие зависимой (ассоциированной) компании. Понятие и критерии существенного влияния. Метод долевого участия.

Сравнение методов консолидации: полная консолидация, пропорциональная консолидация, метод долевого участия. Формирование консолидированного балансового отчета. Расчетные примеры: дочерняя компания, совместное предприятие, зависимая компания. Комплексный расчетный пример.

Формирование консолидированного отчета о прибылях и убытках и консолидированного отчета о движении денежных средств.



Проблемы формирования и анализа консолидированной финансовой отчетности.

Основная литература





  1. Ахим Бююль, Петер Цефель. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. Торгово издательский дом Dia Soft. –Москва, Санкт-Петербург, Киев 2002.

  2. Макаров А.А., Тюрин Ю.Н. Статистический анализ на компьютере. –М., Наука, 1997.

  3. Исаев Д.В. Корпоративное управление и стратегический менеджмент: информационный аспект. – М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2010. – 219 с.

  4. Исаев Д.В., Кравченко Т.К. Информационные технологии управленческого учета. Учебно-методический комплекс (УМК). – М., ГУ-ВШЭ, 2006. – 297 с. (УМК доступен в электронном виде на сайте кафедры бизнес-аналитики: http://www.hse.ru/org/hse/bi/67601/methodical_office).

  5. Исаев Д.В., Кравченко Т.К. Автоматизированные системы формирования консолидированной финансовой отчетности. Учебное пособие. – М.: 2006. – 370 с. (УМК доступен в электронном виде на сайте кафедры бизнес-аналитики: http://www.hse.ru/org/hse/bi/67601/methodical_office ).



Литература дополнительная


  1. Таганов Д.Н. SPSS: Статистический анализ в маркетинговых исследованиях. – СПб.: Питер, 2005. – 192 с.: ил.

  2. Дубнов П.Ю. Обработка статистической информации с помощью SPSS. –М.: NT Press, 2004.

  3. SPSS для Windows. Руководство пользователя. Кн.1-6. М.: Статистические Системы и Сервис. 1996.

  4. SPSS statistical algorithms. 2nd ed. Chicago. SPSS Inc. 1991.

  5. SPSS Base 9.0 Руководство по применению

  6. SPSS Base 9.0 Руководство пользователя

  7. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.

  8. Базовые индикаторы результативности. Рекомендации по использованию в практике управления и корпоративной нефинансовой отчетности / Ф.Прокопов, Е.Феоктистова и др.; Под общей редакцией А.Шохина.. – М.: РСПП, 2008. – 68 с.

  9. Беликов И., Вербицкий В. Корпоративное управление, его стандарты и их внедрение. – Общество и экономика, 2005, №10-11. – с.113-139.

  10. Исаев Д.В. Информационная поддержка корпоративного управления: проблемы и пути решения. – Финансовая газета, 2007, №25. – с.14-15; №26. – с.11-12.

  11. Исаев Д.В. Проблемы информационного обеспечения корпоративного управления. – Проблемы теории и практики управления, 2007, №11. – с.74-77.

  12. Исаев Д.В. Кодексы корпоративного управления и прозрачность компаний. – Финансовая газета, 2008, №11 (847). – с.14-15; №12 (848). – с.14-15.

  13. Исаев Д.В. Корпоративная отчетность: тенденции и перспективы. – Финансовая газета, 2008, №17 (853). – с.15; №18 (854). – с.14-15.

  14. Исаев Д.В. Информация в системе стратегического управления. – Проблемы теории и практики управления, 2008, №4. – с.34-39.

  15. Исаев Д.В. Бюджетирование с применением информационных систем. – Управленческий учет, 2008, №7. – с.99-106.

  16. Исаев Д.В. Информационный аспект корпоративного управления и стратегического менеджмента. – Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2008, т.6, №3. – с.114-119.

  17. Исаев Д.В. Применение систем консолидации финансовой отчетности для выполнения требований корпоративного законодательства. – Финансовая газета, 2007, №43 (827). – с.15; №44 (828). – с.15.

  18. Исаев Д.В. Business Performance Management: современный взгляд. – Финансовая газета. 2009. №10. – с.15; №11. – с.14-15.

  19. Business Performance Management Industry Framework Document 5.0. BPM Standards Group, 2005.

  20. Исаев Д.В. Стандартная система управления предприятием. – Финансовая газета, 2002, №14 (538). – с. 15; №17 (541) – с. 14; №18 (542) – с. 14-15; №21 (545) – с. 15.

  21. Исаев Д.В. Функции бюджетирования и их реализация в информационных системах. – Финансовая газета, 2002, №31 (555). – с. 14-15.

  22. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 416 с.

  23. Krajewski L.J., Ritzman L.P. Operations Management: Strategy and Analysis. – Addison-Wesley Publishing Co., 1999.

  24. Turbide D.A. MRP+: The Adaptation, Enhancement and Application of MRP II. – New York, NY: Industrial Press Inc., 1993. – 182 p.

  25. Духонина О.В., Горянский П.С. Функционально-стоимостное управление. – Финансовая газета. Региональный выпуск, 2004, №40. – с.15.

  26. Cooper R. A structured approach to implementing ABC. – Accountancy, June 1990, pp.78-80.

  27. Cooper R., Kaplan R.S. Measure costs right: make the right decisions. – Harvard Business Review, September/October 1988, 96–103.

  28. Landvater D.V., Gray C.D. MRP II Standard System: A Handbook for Manufacturing Software Survival. – John Wiley & Sons Inc., 1989.

  29. Исаев Д.В., Попов П.Д. Бюджетирование: от теории к автоматизации. – RM Magazine, 2002, №4. – с. 14-17.

  30. Исаев Д.В., Хомаза Д.В. Системы автоматизации бюджетирования. – Газовая промышленность, 2003, №5. – с. 50-53.

  31. Исаев Д.В., Хомаза Д.В. Внедрение автоматизированной системы бюджетирования. – Финансовая газета, 2004, №18(646). – с. 14-15.

  32. Концепция Business Performance Management: начало пути / Е.Ю.Духонин, Д.В.Исаев, Е.Л.Мостовой и др., под ред. Г.В.Генса. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 269 с.

  33. Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» (проект № 55792-4, во втором чтении).

  34. МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность» (Consolidated and separate financial statements).

  35. МСФО (IAS) 28 «Учет инвестиций в ассоциированные компании» (Accounting for investments in associates).

  36. МСФО (IAS) 31 «Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности» (Financial reporting of interests in joint ventures).

  37. МСФО (IFRS) 3 «Объединение бизнеса» (Business combinations).

  38. Исаев Д.В., Слепов Ю.В. Методы и технологии консолидации финансовой отчетности. – Финансовая газета. Региональный выпуск, 2004, №22. – с.14-15, № 23 – с.14-15.

  39. Слепов Ю.В., Мостовой Е.Л. Проблемы формирования и анализа консолидированной финансовой отчетности. – Финансовая газета, 2004, №36. – с.14-15.

  40. Духонина О.В., Горянский П.С. Автоматизация формирования и анализа консолидированной отчетности. – Финансовая газета, 2004, №37. – с. 14-15, №38. – с. 14-15.

  41. Ковени М., Гэнстер Д., Хартлен Б., Кинг Д. Стратегический разрыв: Технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 232 с.

  42. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование / Hprvath & Partners, 4-е изд. – М.: Альпина Паблишерс, 2009. – стр. 179-204.

  43. Финансовое управление фирмой / В.И.Терехин, С.В.Моисеев, Д.В.Терехин, С.Н.Цыганков; под ред. В.И.Терехина. – М.: Экономика, 1998. – стр. 62-102.

  44. Практическое руководство по работе с системой Audit Expert 4 Premium. – М.: Expert Systems, 2010. – с. 1-109.

  45. Audit Expert 4: Решение для анализа финансового состояния компаний. М.: Expert Systems, 2010. – с. 2-23.


Вопросы к экзамену:


  1. Основные методы статистического анализа данных.

  2. Шкалы измерений.

  3. Особенности подготовки данных для статистического анализа в системе SPSS.

  4. Описательная статистика для номинальных и порядковых шкал в системе SPSS.

  5. Частотные таблицы: валидный и кумулятивный процент. Реализация в системе SPSS.

  6. Таблицы сопряженности в системе SPSS.

  7. Описательная статистика для количественных переменных. Реализация в системе SPSS.

  8. Корреляционный анализ. Частные и парные корреляции.

  9. Простая и множественная линейная регрессия. Реализация в системе SPSS.

  10. Бинарная и мультиномиальная логистические регрессии. Реализация в системе SPSS.

  11. Кластерный анализ: основные принципы и методы. Реализация в системе SPSS.

  12. Иерархический кластерный анализ. Реализация в системе SPSS.

  13. Факторный анализ и анализ главных компонент. Реализация в системе SPSS.

  14. Деревья решений: метод CHAID. Реализация в системе SPSS.

  15. Что такое корпоративное управление (corporate governance)? Каковы примеры конфликта интересов владельцев бизнеса и наемных менеджеров (директоров)?

  16. Каковы существующие кодексы корпоративного управления? Как вопросы информационной прозрачности находят отражение в кодексах корпоративного управления?

  17. Каковы современные системы корпоративной отчетности? Какова роль Международных стандартов финансовой отчетности?

  18. Что такое стратегия и стратегический менеджмент?

  19. Каковы основные проблемы информационного обеспечения корпоративного управления и стратегического менеджмента?

  20. В чем заключается сущность концепции управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management, BPM)? Какова функциональность типовой BPM-системы?

  21. Каковы основные характеристики функций формализации стратегии?

  22. Каковы основные характеристики функций планирования?

  23. Каковы основные характеристики функций мониторинга и анализа?

  24. Каковы основные характеристики функций корректирующих воздействий?

  25. Какие компании являются основными разработчиками BPM-систем? Как BPM-системы применяются в организациях разных отраслей?

  26. В чем состоит сущность консолидированной финансовой отчетности? Какова роль консолидированной финансовой отчетности в современном бизнесе?

  27. Кто является пользователями консолидированной финансовой отчетности? Какие управленческие решения принимаются на основе консолидированной финансовой отчетности?

  28. Что такое группа компаний? Что такое материнская компания? Что такое дочерняя компания? Что такое владение? Что такое контроль? Каковы основные критерии контроля?

  29. Каковы основные принципы формирования консолидированной финансовой отчетности?

  30. В чем состоит сущность метода полной консолидации? Для каких предприятий группы применяется метод полной консолидации?

  31. Каковы основные шаги процесса формирования консолидированной финансовой отчетности? Что такое внутригрупповые операции, как они отражаются в консолидированной финансовой отчетности?

  32. Как накопленный капитал отражается в консолидированной финансовой отчетности?

  33. Что такое доля меньшинства, как она отражается в консолидированной финансовой отчетности?

  34. Что такое совместная деятельность? Каковы основные виды совместной деятельности, какова их сущность? В чем состоит сущность метода пропорциональной консолидации?

  35. Что такое зависимая (ассоциированная) компания? Что такое существенное Каковы критерии существенного влияния? В чем состоит сущность метода долевого участия?

  36. Как соотносятся между собой основные методы консолидации финансовой отчетности?


VI. Дополнительные разделы программы для магистерской программы «Электронный бизнес»

Особенности предпринимательства в Интернет. Виды предприятий в Интернет. Степень присутствия предприятия в Интернет. Коммерческие и некоммерческие организации в Интернет. Сообщества.

Организация производственной деятельности в Интернет. Виртуальные предприятия. Особенности взаимодействия с персоналом в виртуальном предприятии.

Организация продаж и предоставление услуг в Интернет.

Организация взаимодействия между Интернет-предприятиями.

Организация взаимодействия Интернет-предприятий с потребителями товаров и услуг.

Влияние инноваций на развитие предпринимательской деятельности в Интернет.

Основные модели бизнеса в Интернет. Методы снижения производственных издержек при использовании Интернет-технологий ведения бизнеса. Источники доходов Интернет-предприятий.

Методы привлечения посетителей на сайт предприятия: модель сотрудничества, модель сообщества, модели привлечения контентом. Методы формирования и анализа целевой аудитории предприятия.

Методы позиционирования предприятия на глобальном рынке. Анализ существующих предприятий по сегментам глобального рынка.

Типы электронных предприятий по моделям взаимоотношений между субъектами и объектами предпринимательской деятельности. В2В (Business-to-Business, бизнес-бизнес или бизнес-партнёр). В2С (Business-to-Consumer, бизнес-потребитель). В2А (Business-to-Administration, бизнес-администрация), С2А (Consumer-to-Administration, потребитель-администрация), С2С (Consumer-to-Consumer, потребитель-потребитель.

Технологии создания и поддержки функционирования информационной, программной и технической инфраструктуры электронного предприятия.

Самостоятельная разработка программного и информационного обеспечения для электронного предприятия. Требования к коллективу разработчиков. Хостинг. Использование шаблонов и готовых решений для создания фронт и бэк-офисов. Аутсорсинг. Средства автоматизации разработки программного и информационного обеспечения. Интегрированные среды разработки. Стоимостные и временные характеристики проектов по разработке электронных предприятий. Сайтпромоутинг.

Маркетинговые и рекламные стратегии на глобальном электронном рынке.

Методы формирования потребительской аудитории.

Важность измерения потребительской аудитории на глобальном рынке. Анализ поставщиков и партнеров. Используемые оценки потребительской аудитории. Жизненный цикл потребителя. Методы сбора статистических данных о потребительской аудитории

Методы и инструментальные средства измерения потребительской аудитории. Сегментация потребительской аудитории.

Процесс работы с клиентами предприятия. Методы и модели взаимодействия персонала предприятия с потребителем

Оплата и доставка товаров в электронной среде. Электронные системы взаиморасчетов. Системы, основанные на пластиковых картах. Смарт-карты. Системы управления счетом. Электронные наличные. Интернет-банкинг. Электронные деньги.

Доставка товаров в электроном предприятии. Доставка информационного товара. Курьерская доставка. Сдача-приемка товаров. Доставка почтой. Организация собственной службы доставки.

Автоматизация управления электронным предприятием. Системы автоматизации управления ресурсами предприятия в управлении электронными предприятиями: MRP, MRPII, ERP, CSRP, ECM.

Торгово-закупочные В2В системы. Автоматизация основных процессов электронной торговли в секторе В2В.

Системы управления закупками (e-procurement). Основные элементы системы управления закупками. Автоматизация функций процесса закупки. Государственные закупки.

Системы полного цикла сопровождения поставщиков (SCM – системы).

Организация электронно-коммерческого взаимодействия между регионально распределенными дистрибуторами.

Модели организации и управления межорганизационной электронной площадкой.

Классификация типов межорганизационной электронной деятельности. Факторы, определяющие выбор модели межорганизационной электронной площадки.

Финансово-экономическая модель работы электронной торговой площадки.

Организационно-правые формы управляющей компании электронной торговой площадки. Факторы выбора организационно-правовой формы управляющей компании электронной торговой площадки.

Функции управления электронной торговой площадкой. Функциональная модель управляющей компании электронной площадки. Организационная структура управляющей компании электронной площадки

Место интернет-маркетинга в общем маркетинге компании. Особенности коммуникации с использованием Интернет и использование Интернет-технологий в маркетинге. Достижимость целевой группы и достижимость коммуникации. Виды коммуникаций, которые невозможно перенести в Интернет.

Определение целей и задач Интернет-маркетинга в компании, построение модели Интернет-маркетинга.

Целевая аудитория в Интернет. Типы целевой аудитории, методы определения целевой аудитории, методы исследования целевой аудитории. Влияние типа целевой аудитории на планирование рекламы.

Планирование сайта в соответствии с поставленными целями и задачами маркетинга. Сайт, как отражение модели Интернет-маркетинга, основные принципы конструирования модели сайта.

Реклама в Интернет, виды, особенности, инструменты рекламы, место рекламы в Интернет в общей рекламной практике компании. Современное развитие технологий рекламы в Интернет.

Методы медиапланирования в Интернет. Зависимость методов медиапланирования от типа целевой аудитории. Таргетинг рекламы. Виды и инструменты таргетинга.



Инструменты и методы измерений в Интернет. Технологии проведения исследований в Интернет. Возможности технологических измерений, возможности онлайн-опросов.

Основная литература:



  1. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. 231 с.

  2. Юрасов А.В. Электронная коммерция. Учебное пособие. – М.: Дело, 2003. - 403 с.

  3. Смирнов С.И. «Электронный бизнес» (Москва, ДМК Пресс, М.: Компания АйТи,-2003.

  4. Кобелев О.А. Электронная коммерция: Учебное пособие./ под ред. С.В.Пирогова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. – 684 с.

  5. Обри Уилсон. «Планирование стратегии интернет-маркетинга». ИД Гребенников, М. 2003 г.

  6. Антон Попов. «Блоги, новая сфера влияния». Манн, Иванов и Фербер, М. 2008 г.

  7. И. Ашманов, А. Иванов. «Продвижение сайта в поисковых системах». Вильямс, 2007 г.

  8. И. Ашманов, А. Иванов. «Оптимизация и продвижение сайтов в поисковых системах». Питер, 2008 г.

  9. Бен МакКоннелл, Джеки Хуба. «Эпидемия контента. Маркетинг в социальных сетях и блогосфере» (Citizen Marketers: When People are the Message). Вершина, 2008 г.


Дополнительная литература

  1. Ковалев А,, Курдюмов И. и др. Управление проектом по созданию интернет-сайта. – М.: Альпина Паблишер, 2001.

  2. Гаврилов Л.П., Соколов С.В. Мобильные телекоммуникации в электронной коммерции и бизнесе. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006 – 336

  3. Дудихин В.В., Дудихина О.В. Конкурентная разведка в Интернет. Советы аналитика. – М.: ДМК Пресс, 2002.

  4. Дюк В.А., Самойленко А. Д. Data Mining. Учебный курс (+CD ROM). – СПб: Питер, 2001.-368с.

  5. Успенский И. Энциклопедия Интернет-бизнеса. - СПб.: Питер, 2001

  6. Данилин А., Слюсаренко А. Архитектура и стратегия, инь и янь информационных технологий // М.: Интернет-Университет ИТ, 2005.

  7. Гаврилов Л.П., Соколов С.В. Мобильные телекоммуникации в электронной коммерции и бизнесе. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006 – 336 с.

  8. Минс Г., Шнайдер Д. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: какими будут компании и рынки в XXI веке/ Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2001

  9. Попов В.М., Маршавин Р.А., Ляпунов С.И. Глобальный бизнес и информационные технологии, - М.: Финансы и статистика, 2001.

  10. Нильсен Я., Тахир М. Веб-дизайн. Книга Якоба Нильсена. СПб., Символ-Плюс, 2001.

  11. Аалдерс Р. ИТ-аутсорсинг – практическое руководство // М.: Альпина БизнесБук, 2004.

  12. Готтшальк П., Соли-Сетер Х. ИТ-аутсорсинг: построение взаимовыгодного сотрудничества / / М.: Альпина БизнесБук, 2007.

  13. Information Architecture for the World Wide Web Louis Rosenfeld, Peter Morville O’Reilly &Associates; ISBN: 1565922824, 1st edition, March, 1998.

  14. Ищенко А.А. Современные тенденции управления межорганизационным электронным бизнесом в России. – ВИНИТИ, 2004. – 223 с.



Вопросы к экзамену:


  1. Признаки классификации предпринимательской деятельности. цели предпринимательства в Интернет.

  2. Модели предпринимательской деятельности в Интернет

  3. Организация производственной деятельности в Интернет.

  4. Организация продаж и предоставление услуг в Интернет.

  5. Организация взаимодействия между Интернет-предприятиями.

  6. Организация взаимодействия Интернет-предприятий с потребителями товаров и услуг.

  7. Электронные предприятия сектора В2В: типы, сферы деятельности, структура фронт и бэк-офиса.

  8. Электронные предприятия сектора В2С: типы, сферы деятельности, структура фронт и бэк-офиса.

  9. Электронные предприятия сектора С2С: типы, сферы деятельности, структура фронт и бэк-офиса.

  10. Виртуальные предприятия Характеристики виртуальной формы организации.

  11. Электронные площадки: типы площадок, основные функции.

  12. Технологическая инфраструктура виртуального предприятия

  13. Методы позиционирования предприятия на глобальном рынке. Анализ существующих предприятий по сегментам глобального рынка.

  14. Технологии создания и поддержки функционирования информационной, программной и технической инфраструктуры электронного предприятия.

  15. Самостоятельная разработка программного и информационного обеспечения для электронного предприятия. Требования к коллективу разработчиков.

  16. Маркетинговые и рекламные стратегии на глобальном электронном рынке.Методы формирования потребительской аудитории.

  17. Методы и инструментальные средства измерения потребительской аудитории. Сегментация потребительской аудитории.

  18. Оплата и доставка товаров в электронной среде. Электронные системы взаиморасчетов.

  19. Организация доставки товаров в электронном предприятии.

  20. Автоматизация управления электронным предприятием. Системы автоматизации управления ресурсами предприятия в управлении электронными предприятиями.

  21. Торгово-закупочные В2В системы.

  22. Автоматизация основных процессов электронной торговли в секторе В2В.

  23. Системы управления закупками (e-procurement)

  24. Основные элементы системы управления закупками

  25. Автоматизация функций процесса закупки

  26. Системы полного цикла сопровождения поставщиков (SCM – системы)

  27. Организация электронно-коммерческого взаимодействия между регионально распределенными дистрибуторами

  28. Система полного цикла сопровождения потребителей (CRM-система)

  29. Модели организации и управления межорганизационной электронной площадкой

  30. Классификация типов межорганизационной электронной деятельности

  31. Факторы, определяющие выбор модели межорганизационной электронной площадки

  32. Финансово-экономическая модель работы электронной торговой площадки

  33. Функции управления электронной торговой площадкой

  34. Функциональная модель управляющей компании электронной площадки

  35. Организационная структура управляющей компании электронной площадки

  36. Цели и задачи Интернет-маркетинга в компании, модель Интернет-маркетинга.

  37. Целевая аудитория в Интернет.

  38. Реклама в Интернет, виды, особенности, инструменты рекламы, место рекламы в Интернет в общей рекламной практике компании. Современное развитие технологий рекламы в Интернет.

  39. Методы медиапланирования в Интернет.

  40. Инструменты и методы измерений в Интернет. Технологии проведения исследований в Интернет.

  41. Тенденции развития электронного бизнеса в России и в мире.