Программа элективного курса по выбору «Практический курс речеведения» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа элективного курса по выбору «Коварные знаки препинания» 3 1307.41kb.
Программа курса по выбору для 9 класса «палеография наука о письме» 1 36.24kb.
Пояснительная записка Программа элективного курса «История географических... 1 133.05kb.
Рабочая программа практический курс первого иностранного языка Направление... 3 534.64kb.
Программа дисциплины «Современная дипломатия» 1 80.55kb.
Программа элективного курса «Ключи к тайнам Клио» 1 273.16kb.
Пояснительная записка. Цель элективного курса 1 109.09kb.
Программа учебной дисциплины Роль лидеров в современной политике... 1 145.11kb.
Программа элективного курса «Основы экологии и ландшафтный дизайн» 1 103.46kb.
Программа элективного курса по физике «Решение задач» 1 51.76kb.
Программа курса по выбору для 11-12 классов с изучением специальных... 1 226kb.
Учебное пособие Третье издание, переработанное и дополненное Томск... 9 894.81kb.
- 4 1234.94kb.
Программа элективного курса по выбору «Практический курс речеведения» - страница №1/3



Адаптированная программа элективного курса
по выбору
«Практический курс речеведения»

9 класс


Выполнила: учитель русского языка
Смирнова Ольга Алексеевна.

Пояснительная записка
Обоснование актуальности, новизны и значимости программы.

Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к экзамену по русскому языку в 9 классе. Результаты экспериментального ГИА в 9 классе (2005–2006 год) свидетельствуют о том, что особые затруднения у выпускников вызывает именно написание сочинения-рассуждения. При существующем количестве часов по русскому языку в 9 классе (68 часов в учебном году, 2 раза в неделю) учителю необходимо не только объяснить и закрепить материал по синтаксису и пунктуации сложного предложения, но и подготовить учащихся к написанию изложения и сочинения-рассуждения. Предоставленный курс помогает учителю преодолеть трудности в подготовке учащихся к сочинению-рассуждению к ЕГЭ в 9 классе.

Новизна программы:

– в выделении дополнительных часов на уроки развития речи;

– в логике построения учебного материала, для формирования навыков лингвистического анализа;

– в определенном планировании занятий (но вовсе не обязательном), так как распределение часов для подготовки учащихся во многом зависит от уровня подготовленности учащихся;

– в предоставлении большого количества разнообразных упражнений и тестовых заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор предложенных для анализа текстов осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Варианты заданий и занятий в целом позволяют учителю использовать материал в зависимости от психолого-педагогических особенностей класса или группы учащихся.

– в акцентировании внимания взаимопроверке, рецензированию, редактированию текстов;

– в систематизировании занятий для постепенного накопления умений: осмысление авторского текста, создание текста с опорой на образец, написание собственного текста.

– в отсутствии необходимости обеспечения дополнительной литературы как учителя, так и учащихся. Все, что необходимо для работы, содержится в методическом обеспечении в данному элективному курсу.



Значимость данной программы в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что практически не требуется домашней подготовки.

В структуре занятий учтена необходимость систематического повторения некоторых разделов языкознания, изученных с 5 по 8 класс; даны разные типы заданий: словарная работа, лингвистические задания различной сложности, тестовые задания, практические работы, на выбор учителя предлагается несколько вариантов авторских текстов по определенной тематике.

С первого занятия учащиеся четко представляют конечный результат: перед учащимися сформулированы цели курса.

Разработанный материал можно использовать для курсов по выбору в 8–9 классах, для классов с углубленным изучением филологических дисциплин, на уроках развития речи в старших классах при подготовке к ГИА Тестовые задания к текстам составлены на основе заданий ГИА 2006 года в 9 классе, материал уроков предусматривает подготовку учащихся к выполнению тестовых заданийГИА и творческого задания.



Цели данной программы:

– научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;

– подготовить учащихся к сдаче школьного и вступительного экзамена по русскому языку;

– оказать помощь учащимся в формировании нравственной позиции;

– способствовать интеллектуальному развитию ученика;

– воспитывать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.


Цели и задачи образовательной области и учебного курса

Теоретические:

• освоить знания о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.



Развивающие:

• развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, логику мышления;

• развивать речевую культуру, бережное и сознательное отношение к языку.
Практические:

• совершенствовать коммуникативные умения;

• овладевать умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

• поддерживать беседу, вести спор;

• адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;

• логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

• совершенствовать и редактировать текст;

• применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией.


Воспитательные:

• воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

• воспитание интереса и любви к русскому языку;

• воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;

• воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

• воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.


Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить учащегося размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, на которых базируется данная программа, роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося.

Доминирующей идеей курса «Практический курс речеведения» является:

формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.


Занятия данного курса базируются на знаниях, полученных на уроках литературы и русского языка в V–IX классах.
Теоретической основой данного курса является:

– лингвистический, стилистический анализ текста;

– система языковых понятий и функционирование;

– различные виды упражнений и заданий, стимулирующие активные речевые действия и задачи.



Принципы, на которых базируется программа:

– учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

– уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

– комплексный подход при разработке занятий;

– вариативность содержания и форм проведения занятий;

– научность, связь теории и практики;

– преемственность;

– наглядность;

– систематичность и последовательность;

– прочность полученных знаний;

– активность и сознательность обучения.

Применяемые технологии:

– технологии исследовательской деятельности учащихся;

– технологии проблемного обучения.

Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:

– овладевает глубокими и систематизированными знаниями;

– способен работать над разнообразной информацией;

– может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;

– способен аргументированно доказать собственную точку зрения.

Предлагаемая программа учит учащихся анализировать тексты со сложными теоретическими вопросами по другим предметам.



Обоснование отбора содержания и общей логики и последовательности его изучения.

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста.

Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.

Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой.

При отборе материала составитель руководствовался отсутствием материала в учебных пособиях, возрастными интересами учащихся и проблематикой возраста.

Учебная программа данного курса сочетается с внеучебной деятельностью: элективными курсами по риторике, стилистике, словесности, культуре речи, «Обучение сочинению в жанре эссе» (IX–X классы), факультативным курсом «Теория и практика сочинений различных жанров» (VII–VIII классы), а также с внеклассными мероприятиями в форме диспутов, олимпиадами, исследовательской деятельностью, индивидуальными и групповыми консультациями.


Разработанный материал можно использовать для проведения элективного курса в 9 классах, курса по выбору в 9 классах, для классов с углубленным изучением филологических дисциплин, на уроках развития речи в старших классах при подготовке к ЕГЭ. Тестовые задания к текстам составлены на основе заданий ЕГЭ 2006 года в 9 классе, материал уроков предусматривает подготовку учащихся к выполнению тестовых заданий ЕГЭ и творческого задания.

Учебный план


п/п


Перечень
разделов

Всего
часов

Количество лекционных занятий

Количество практических часов

Формы
контроля

1

2


3

4



Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. Повторение стилистики
Обучающее сочинение по тексту

Рецензирование и редактирование творческой работы

Самостоятельная творческая работа


3

8


4

2



1


2

8


4

2



Тест, таблицы, творческие задания
Творческая работа

Самостоятельная


работа

Творческая работа




Учебно-тематический план



п/п

Перечень разделов

Всего часов

Кол-во лекц.
занятий

Кол-во практ. занятий

Формы
контроля

Виды
контроля

1

2

3

4

5

6

7

1

2
3


4

5

6


7


8


Сочинение-рассуждение. Основные требования к творческой работе. Обучающее сочинение-рассуждение о памяти
Средства выразительности речи. Лингвистический анализ текста

Виды связи предложений в тексте.

Лингвистический анализ текста
Сочинение-рассуждение о русском языке

Рецензирование-редактирование собственной творческой работы


Рецензирование творческих работ на основе примеров
Сочинение-рассуждение о Родине

Рецензирование-редактирование собственной творческой работы



2

1
1


2

1

2


2


2


1


1

1

1



2

1

1


2


1


Творческая

работа, тест


Тест, таблица

Тест, таблица

Творческая

работа


Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Творческая

работа


Самостоятельная работа

Тематический
Тематический

Тематический


Тематический.

Текущий
Итоговый

Тематический.

Текущий
Итоговый.

Тематический.

Текущий



9

10

11



Сочинение-рассуждение о нравственных проблемах

Рецензирование-редак-


тирование собственной творческой работы

Сочинение-рассуждение по словам мудрых людей о нравственности



2

1

2






2

1

2



Творческая

работа

Самостоятельная работа

Творческая

работа


Тематический.

Итоговый

Итоговый.

Тематический.

Текущий
Итоговый


Содержание программы курса по выбору
«Практический курс речеведения»
Курс рассчитан на 18 часов, в том числе 18 часов практических занятий. Количество часов по определенным темам может изменяться на усмотрение учителя (это зависит от уровня подготовленности класса, от целей проведения курса).

Тема 1.

Сочинение-рассуждение. Основные требования к творческой работе. Обучающее сочинение-рассуждение о памяти. (2 часа.)

Текст. Стили речи. Типы речи. Композиция сочинения-рассуждения. Критерии и нормативы оценки творческой работы. Лингвистический анализ текста

Тема 2.

Средства выразительности речи. (1 час.)

Стили речи. Типы речи. Композиция сочинения-рассуждения. Лингвистический анализ текста. Понятие о средствах выразительности речи и их роли.

Тема 3.

Виды связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. (1 час.)

Текст. Лингвистический анализ текста. Средства связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь. Лексические, морфологические средства связи предложений в тексте.

Тема 4.

Сочинение-рассуждение о русском языке. (2 часа.)

Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема 5.

Рецензирование и редактирование собственной творческой работы (2 часа.)

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.

Тема 6.

Рецензирование и редактирование творческой работы на основе примеров (2 часа.)

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.

Тема 7. Сочинение-рассуждение о Родине. (2 часа.)

Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.



Тема 8. Рецензирование и редактирование собственной творческой работы (1 час.)

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.



Тема 9. Обучающее сочинение-рассуждение о нравственных проблемах. (2 часа.)

Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема 10. Рецензирование и редактирование собственной творческой работы (1 час.)

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.



Тема 11. Сочинение-рассуждение о нравственности по словам мудрых людей. (2 часа.)

Планируемый результат
В результате обучения написания творческой работы по данной программе ученик должен

Иметь представление:

• о коммуникативной функции языка;

• о литературном языке как основе художественной литературы;

• о языковых нормах и их признаках.


Знать:

• смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;

• стили речи и их признаки;

• особенности жанра рассуждения;

• признаки текста и его функционально-смысловые типы;

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка;

• основные нормы речевого этикета.


Уметь:

• различать стили речи;

• проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

• вести спор, соблюдая правила речевого этикета;

• определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлениям окружающей действительности;

• подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение;

• свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;

• создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

• осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;

• извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные, а также средства массовой информации, свободно использовать ее в творческой работе;

• применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.

Аппарат контроля. Содержание контроля




Перечень разделов и тем

Уровень

контроля


Требования
к знаниям

Требования
к умениям

Общеучебные навыки

1

2

3

4

5

6

1

2

3




Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе.

Основные аспекты анализа текста


Работа с авторскими текстами

Обучающие работы над созданием собственного текста


Уровень знакомства (рас-
познавания)

Репродуктивный уровень

Уровень полноценных знаний


Знать основные требования к работе. Композиция творческой работы, смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения
Понятия: стили речи, типы речи, средства выразительности, связь предложений в тексте, тема текста, проблема, авторская позиция, корректное изложение собственного мнения по проблеме, аргументы
Понятия: тема текста, проблема, авторская позиция, корректное изложение собственного мнения по проблеме, аргументы. Композиция текста. Основные нормы литературного языка, основные нормы речевого этикета

Разбираться в нормах оценки

Производить лингвистический анализ текста с помощью учителя

Производить лингвистический анализ текста, адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, уметь составлять текст по заданной модели


Оформлять записи в тетради

Оформлять записи в тетради. Находить необходимую информацию в тексте


Планировать работу. Аргуменитированно выражать собственное мнение.





Методическое обеспечение учебного процесса
Ведущие методы и приемы:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся:




Разновидность метода

Приемы

Метод словесной передачи информации
и слухового восприятия информации.

Метод наглядной передачи информации


и зрительного восприятия информации.

Метод передачи информации с помощью практической деятельности





Лекция, беседа, рассказ, дискуссия, инструктаж.

Наблюдение, экспериментальная задача, иллюстрирование (готовый текст).

Практические упражнения, составление плана, рецензирование, редактирование, трудовая деятельность

Методы стимулирования и мотивации ученика:




Разновидность метода

Приемы

Эмоциональный

Познавательный

Волевой

Социальный




Поощрение, создание ситуации успеха,
свободный выбор успеха.
Создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, выполнение заданий на смекалку.
Предъявление учебных требований, информация об обязательных результатах обучения, прогнозирование будущей деятельности.
Демонстрация заинтересованности результатами своей работы.


Список литературы, использованный при разработке курса:
1. Львова С. И. ЕГЭ 2006: Русский язык. Сборник заданий. – М.: Просвещение, Эксмо, 2006

2. Свидинская Н. Т., Бугрий Е. П. ЕГЭ сдаем без проблем. – М: ЭКСМО, 2006




МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЯМ

З а н я т и е 1.

Сочинение-рассуждение. Основные требования к творческой работе. Обучающее сочинение-рассуждение о памяти
Методические рекомендации для учителя: к занятию необходимо распечатать раздаточный материал (таблицы «Стили речи», «Типы речи», тексты, тест).

Ход занятия

I. Цели:


– Сегодня мы с вами начинаем цикл занятий по созданию текста в форме рассуждения на основе прочитанного текста. Курс предусматривает 20 часов. За это время вы научитесь правильно строить свою работу, распределять время, предусмотренное для этого задания; узнаете, как будет оцениваться ваш труд.

II.


– Специально на первом занятии следует посвятить время для критериев оценки задания, вы четко будете представлять, что от вас требуется. В тетради для занятий у вас должны быть четкие записи о критериях, ими вы должны пользоваться при проверке свого текста, при рецензировании и редактировании работы.

Критерии оценивания используются из материалов ЕГЭ 2006, изменены критерии 1 и 2, так как нормы оценивания составлены для сочинения-рассуждения по прослушанному и прочитанному тексту. Система оценивания работы разработана для сочинения от 70 слов.






Критерии оценки

Баллы




Содержание сочинения-рассуждения




К1

Понимание темы текста







А) Учащийся обнаруживает верное понимание темы

2




Б) Учащийся обнаруживает верное понимание темы, но не полностью раскрывает ее в сочинении

1




В) Текст сочинения не соответствует заявленной теме сочинения

0

К2

Правильность фактического материала







А) Фактические ошибки в работе учащегося отсутствуют

1




Б) В работе учащегося имеются фактические ошибки

0

КЗ

Выражение собственного мнения по проблеме







А) Ученик доказывает сформулированный тезис, приводя аргументы

2




Б) Ученик сформулировал тезис, но не приводит аргументов

1




В) Ученик или только заявляет о своей позиции или вообще никак не высказывает своего мнения

0




Максимальное количество баллов за содержание (К1—КЗ)

5

II

Речевое оформление сочинения-рассуждения




К4

Соответствие работы учащегося заданному типу речи (сочинение-рассуждение)







А) Работа учащегося соответствует заданному типу речи

2




Б) Работа учащегося соответствует заданному типу речи, однако имеются отдельные нарушения (аргументы не подтверждают тезис, пропущено важное звено в цепи доказательств, встречаются не объясненные пишущим, противоречащие друг другу утверждения и т. п.)

1




В) Создан текст иного типа речи

0

К5

Композиционная стройность работы учащегося







А) Учащийся демонстрирует умение логично, последовательно и связно строить высказывание; текст правильно разделен на абзацы; в тексте верно использованы языковые средства логической связи

2




Б) В работе учащегося имеются отдельные нарушения перечисленных выше требований

1




В) В работе учащегося отсутствует логика и последовательность в построении высказывания; нет деления на абзацы; имеются ошибки в использовании языковых средств логической связи

0

К6

Запас лексических и грамматических средств, позволяющий учащемуся реализовать замысел сочинения







А) Учащий реализует замысел сочинения, уместно использует языковые средства, в том числе выразительные

2




Б) Учащийся обладает достаточным запасом лексических и грамматических средств, но не всегда уместно использует их для выражения своих мыслей

1




В) Речь учащегося бедна. Замысел сочинения не реализован

0




Максимальное количество баллов за речевое оформление сочинения

6




Максимальное количество баллов

11




Критерии оценки грамотности учащегося

Баллы

К7

Соблюдение орфографических норм







А) орфографических ошибок нет (или 1 негрубая)

2




Б) не более 4

1




В) более 4

0

К8

Соблюдение пунктуационных норм







А) пунктуационных ошибок нет или 1

2




Б) не более 4

1




В) более 4

0

К9

Соблюдение грамматических норм







А) грамматических ошибок нет или 1

2




Б) не более 2

1




В) более 2

0

К10

Речевые ошибки







А) нет или 1

3




Б) не более 3

2




В) 4–5

1




Г) более 5

0




Максимальное количество баллов

9

Максимальное количество баллов за всю работу: 20 баллов.



По ходу объяснения в тетрадях остаются записи.
III. Работа с раздаточным материалом «Типы речи».
Типы речи


Названия типов речи

На какой вопрос дается ответ и высказывание

О чем говорится в высказывании

Наиболее характерные для типов речи временные отношения

Как строятся высказывания каждого типа речи (их основные элементы)

Описание

Каков предмет, человек, природа?

О признаках (предмета, человека, природы…)

Одновременность

Общее впечатление (общий признак) и отдельные признаки, возможен вывод

Повествование

Что происходит с человеком, предметом, природой?

О событиях и действиях

Последовательность

Развитие событий, действий

Рассуждение

Почему предмет, человек, природа таковы?

О причинах признаков, событий, действий

Разные временные отношения

Тезис (мысль, которая доказывается), аргументы (доказательства), вывод


Задание 1.

Определить типы речи в следующих примерах. Доказать принадлежность к определенному типу речи при помощи таблицы.

1. Былины – это устные поэтические произведения о подвигах, совершенных в далеком прошлом богатырями. В их основе лежат реальные исторические события, а прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославовича, воевода Добрыня. Мы можем это утверждать, так как под этим именем он неоднократно упоминается в русских летописях. Правда, былины редко сохраняли точность фактических деталей. Однако главная их ценность в том, что эти произведения о подвигах, совершенных в далеком прошлом богатырями.
2. Приехали, когда на улице совсем стемнело. Они вышли на заасфальтированную, слабо освещенную площадь, заставленную пустыми автобусами. Пройдя дворами, – это была городская часть поселка, с многоквартирными кирпичными домами и недавно выстроенными стеклянными магазинами, – они долго шли по шоссе вдоль линии, затем пересекли ее; по узенькой тропинке, не сразу отыскав, выбрались на дорогу к первому ряду дач и свернули в темный проулок.

(В. Кормер)

3. Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб... Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями. В снежных чехольчиках.



(Ю. Нагибин)

Работа с упражнением.


Прочитайте текст и выполните задания 1–5.

1) Сколько на российских просторах раскидано больших и маленьких селений. 2) И у каждого из них есть свое лицо, своя история. 3) Редко найдешь в печатных источниках или в памяти народной год рождения той или иной деревеньки. 4) Иногда лишь летописная строка или старинная книжка донесет до нас из глубины веков имя основателя или интересное событие, котоpoe произошло в этом селе. 5) И мы часами размышляем о прошлой жизни, пытаемся найти в ней для себя что-то нужное нам сегодня. 6) Что мы там ищем? 7) Свою родословную? 8) Истоки народного характера? 9) Что бы мы ни искали, ясно одно: без памяти не прожить.



(По И. Васильеву)

– Внимательно прочитайте текст. К какому типу речи относится данный текст? Попробуйте доказать свою точку зрения при помощи таблицы «Типы речи».

– А что такое рассуждение?

Запись в тетрадь. Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли.

Из каких частей состоит рассуждение?

1. Тезис – это точно сформулированная мысль.

– Определите, в каких предложениях находится тезис в предложенном тесте? (1–2)

2. Основная часть доказательства или аргументы.

– Как автор доказывает свою точку зрения? Если вам трудно, то попробуйте задать вопрос к тезису «Почему?»

3. Заключительная часть рассуждения – это вывод. Но вывода в тексте может и не быть. Тогда рассуждение будет неполным. Здесь есть вывод? (9)

– К какому стилю речи относится данный текст? Воспользуйтесь таблицей «Стили речи».


Стили речи


Стили речи

Сфера примене-ния

Цели общения

Основные виды высказывания

Основные стилевые черты

Разговорный

Быт, семейные и дру-

жеские
отношения



Обмен информацией, мыслями с окружающими людьми

Беседы (диалоги), записки, письма близким людям

Непринужденность, эмоциональность, оценочный характер речи

Научный


Наука, техника, учебный

процесс


Сообщение различного рода общественно значимой информации

Выступления, доклады, лекции, диспуты, статьи и книги (на научные темы), учебники

Точность, логичность, доказательность, отвлеченность, некоторая
сухость речи

Официально-
деловой

Официальные отно-
шения

Воздействие для создания нужного представления о мире

Договоры, законы, деловые бумаги (справки, отчеты, приказы и др.)

Официальность, строгая точность, сухость речи

Публицистический

Общественная жизнь,

политика


Регулирование общественно-политической жизни, издание указов и предписаний

Выступления, доклады, лекции, диспуты, статьи…

Призывность, страстность, оценочный характер речи

Художественный

Искус-

ство слова



Воздействие словом для создания художественного образа окружающего мира

Рассказы, повести, романы, пьесы, стихотворения…

Образность, конкретность, эмоциональность, оценочный характер речи

З а д а н и е. Определить стили речи в следующих примерах. Докажите принадлежность к определенному типу при помощи таблицы.


1. Женя помолчала и опять спросила:

– Оля, а кто такой Тимур?

– ...Это один царь такой, – намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга, – злой, хромой, из средней истории.

– А если не царь, не злой и не из средней, тогда кто?

– Тогда не знаю. Отстань! И на что это тебе Тимур дался?
2. Тимур (Тамерлан), годы жизни 1336–1405, среднеазиатский полководец и завоеватель. В 1370 году объявил себя эмиром. Предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний Восток, в Индию.

Завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением покоренного населения и беспощадным разорением целых стран.


3. Самая большая цель в жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье для всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать.

Д. Лихачев

4. Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей – от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.

К. Паустовский


5. Все нижеследующие условия гарантии действуют в рамках законодательства Российской Федерации, регулирующего защиту прав потребителя, и не распространяются на случаи использования товаров в целях осуществления предпринимательской деятельности, либо в связи с приобретением товаров в целях удовлетворения потребностей предприятий, учреждений, организаций.

(Из инструкции.)

– В заданиях ЕГЭ вам предлагается решить небольшой тест. Практически мы уже выполнили большую часть предложенных заданий. Проверьте свои знания еще раз.

Решение теста. Если возникли какие-то вопросы, разбираем тестовые задания вместе.



Тестовое задание к тексту

1. В каком предложении заключена основная мысль этого текста?

1) в 1-м 2) во 2-м

3) в 5-м 4) в 9-м

2. К какому стилю речи относится текст?

1) к научному

2) к разговорному

3) к публицистическому

4) к деловому

3. Каков тип речи текста?

1) повествование

2) рассуждение

3) повествование с элементами рассуждения

4) описание

4. С помощью каких языковых средств связаны 3 и 4-е предложения?

1) наречие и частица

2) лексический повтор и местоимение

3) синоним и частица

4) указательное местоимение и наречие

5. Какое из перечисленных языковых средств не используется в этом тексте?

1) вопросительные предложения

2) однородные члены

3) антоним

4) сравнение


Ответы теста на обратной стороне доски.

1–4


2–3

3–2


4–2

5–4


Обычно возникают трудности при выполнении задания 5.
– Где автор использует вопросительные предложения? (6–8)

– В каких предложениях автор использует однородные члены предложения? (1–5)

– В каком предложении используются антонимы? (1)

– Здесь нет сравнения. Но метафора основана на сравнении. Попробуйте построить первое предложение так, чтобы в нем использовалось сравнение. «История как лицо».

III. Вернемся к первому тестовому заданию.

– Что утверждает автор? (Без памяти человеку не прожить.)

Основная мысль этого текста и будет темой нашей творческой работы.

Записываем тезис в тетрадь. Оставьте место для названия работы.

Тезис. Без памяти человеку не прожить.

– Какие доказательства вы могли бы привести? Почему человеку не прожить без памяти?

Составляем рабочие материалы для творческого задания.

Примеры. Кратко записываются на доске и в тетрадях.

1. Беспамятный человек – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный. Сохранить, приумножить и передать следующему поколению культурные ценности – задача каждого из нас.

2. Нужно воспитывать в себе бережное отношение к прошлому с детства. Семейные фотографии, уважение к могилам предков, к труду, к обычаям своего народа помогают нам стать лучше, учат быть добрее.

3. С помощью памяти накапливается добрый опыт. Она не оставляет человека равнодушным к окружающей природе, к близким. Существуют трудовые династии, когда одно предыдущее поколение передает накопленные знания следующему поколению.
– Как бы вы закончили свою работу?

Возможный вариант заключения

Принято делить время на прошлое, настоящее и будущее. Только благодаря памяти прошлое входит в настоящее, а настоящее затем соединяется с будущим.
VI. Многие писатели рассуждают о том, для чего человеку нужна память. Вам предлагается несколько текстов об этом. Вы должны прочитать их и выполнить предлагаемые задания. Возможно, это поможет вам в написании творческого задания: может быть, вы отберете новые аргументы для работы.

Раздаточный материал с текстами о памяти.

Сокровище наше – Русь... Верно, что есть в сердце человека наукой не объяснимая память о событиях, которым он не был свидетелем, о людях, с которыми не был знаком, о великих и страшных делах, что творились в Отечестве задолго до нашего рождения. Как ее ни назови: генетической ли, духовной – память эта есть, даже если не привелось человеку познакомиться ни с одной достоверной и полной летописью породившего его народа, даже если и миновали его по причине горького «культурного сиротства» благословенные песни, устные предания, рожденные истинно народным гением художественные образы. Нечего сказать, сирым и убогим при таких изъянах становится духовное бытие личности, но, даже несмотря на это, память еще жива... Она жива, хотя и существует неосознанно, сокровенно от самого человека, будто древние археологические клады под толстым слоем праха, нанесенного ветрами переменчивых исторических эпох.

Память жива, но долгое время может быть бесплодной и оттого казаться бессмысленным грузом, непонятным посланием навсегда ушедших времен, если не осознана она как сокровище и не производит в человеке той незаменимой духовной работы, что помогает исправить совершенные ошибки и избежать новых, врачует душевные раны и предостерегает от еще неведомых грядущих бедствий.

Скрытая от нас национальная память – это воистину драгоценный опыт народа, наше нетронутое до времени богатство, наш невостребованный жизненный запас, наша оборона перед ледяными ветрами истории и адским пламенем мирового зла, наши накопленные за тысячелетия творческие возможности, наша почва.

Д. Н. Меркулов


Роль памяти в духовном становлении человека огромна. Доказательство тому народный опыт. Почему издревле на Руси придается такое огромное значение памяти? Беспамятный человек – неуважаемый. Человек же, способный хранить долгую память – нравственный образец. Есть в народе такая поговорка: «Иван, не помнящий родства». Так называют самого последнего человека, того, кто не помнит своего прошлого, своего рода, дел предшественников. Он – самый презираемый человек на Руси.

...Порой меня поражает странное невежество молодых людей. Это плохое знание истории, отсутствие той большой высокой памяти, которая должна присутствовать в человеке. Ведь он не летучий стручок: в мире у него есть корни, а они в земле его предков, которые создали наше государство, обороняли его, которые создали нашу культуру, строили, обрабатывали землю.

Если человек хочет прожить жизнь ответственно, серьезно, прошлое должно быть частью его души, частью существа, естества человеческого.

Ю. Нагибин


Не бывает безвестных, безымянных солдат.

Попытайтесь сосчитать до тысячи: один, два, сто двадцать, четыреста... Трудно. А до двадцати миллионов? Но это не просто цифры, это люди, судьбы, надежды, дети, которые не успели родиться... Двадцать миллионов Алеш с разными именами, характерами, цветом глаз, мечтами... Так неслыханно дорого заплатили мы за сегодняшнее небо.

Все благодарственные слова кажутся обесцененными купюрами, пустым звуком, и мне опять хочется спросить его по-армянски: «Как ты там, брат?» Я верю: если рассечь памятник, под каменной кожей обнаружатся осколки, из-под каменной кожи брызнет живая кровь.

В. Петросян



следующая страница >>