Программа элективного курса по литературе для 10 класса - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка Программа элективного курса «История географических... 1 133.05kb.
Рабочая программа по литературе для 11 класса домашнее обучение 1 490.09kb.
Программа элективного курса «Основы экологии и ландшафтный дизайн» 1 103.46kb.
Рабочая программа по литературе 10 класс Базовый уровень Ушакова О. 1 276.64kb.
Программа элективного курса «Ключи к тайнам Клио» 1 273.16kb.
Рабочая программа по литературе (Название предмета и курса) 1 280.05kb.
Пояснительная записка. Цель элективного курса 1 109.09kb.
Проект программы элективного курса по литературе «Литература и кино» 1 86.06kb.
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального... 1 237.29kb.
Программа элективного курса по физике «Решение задач» 1 51.76kb.
Программа по литературе. //Программы для общеобразовательных учреждений. 2 358.97kb.
Поэзия раскрытия каналов подсознания Светланы Толкачевой 2012 год... 7 3671.24kb.
- 4 1234.94kb.
Программа элективного курса по литературе для 10 класса - страница №2/2


1. Художественная литература в искусстве XVII-XVIII вв (17 ч.)

1

1

Стилевое многообразие искусства XVIIXVIII вв.

1

Светская литература 17 в; Державин, Карамзин, Фонвизин и их творения.

Стили и художественные направления в искусстве. Разграничение понятий «стиль» и «историческая эпоха» в искусстве. Человек и новая картина мира. Возникновение новых стилей и Возрождение. От «трагического гуманизма» Возрождения к барокко и классицизму. Эстетика



Иметь представление о стилях и художественных направлениях в искусстве, характерных чертах и художественных идеалах искусства XVII – XVIII вв., о стилевом многообразии

Понятие о рококо



















и главные темы искусства барокко и классицизма. Реалистические тенденции в развитии искусства XVII–XVIII вв. Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей.













2

2

Литература и архитектура барокко

1

Литературный стиль "барокко", русское барокко как литературное направление, сочинения Б. Грасиана «Остроумие или искусство изощренного ума» (1642) , «Подзорная труба Аристотеля» Э. Тезауро (1655).

Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Творчество Лоренцо Бернини. Оформление площади собора Святого Петра в Риме.

Архитектурные творения Растрелли


Иметь представление о характерных чертах архитектуры и литературы барокко, об особенностях становления стиля в разных странах, об основных памятниках

«Дивное узорочье» московского зодчества







3

3

Литература и изобразительное искусство барокко

1

В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий,

Ф. Прокопович

Скульптура и живопись барокко, основная тематика и ее художественное воплощение. П.П.Рубенс- «король живописи». Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Характерные особенности живописной манеры



Иметь представление о характерных чертах изобразительного искусства барокко, о творческой манере Рубенса, основных произведениях скульптуры и живописи

Мифологические и библейские сюжеты и образы в произведениях Рубенса







4

4

Классицизм в литературе и архитектуре Западной Европы

1

Романтизм драматургических произведений Ф.Шиллера; «Прометей», «Каин», «Дон Жуан» Дж.Г.Байрона,

«Айвенго» В.Скотта

Идея величия и могущества империи в архитектурных сооружениях классицизма и ампира. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа дворцового ансамбля. Версаль -зримое воплощение парадно-официальной архитектуры классицизма.


Иметь представление о характерных чертах архитектуры классицизма, основных памятниках архитектуры.

Ансамбли Парижа. Понятие о регулярных парках. Архитектурные творения К.Рена. Собор Святого Павла – главное творение архитектора







5

5

Шедевры классицизма в литературе и архитектуре России


1

Эстетика классицизма и иерархия жанров – «высоких» (трагедия, эпопея, ода; историческая, мифологическая, религиозная картина и т.д.) и «низких» (комедия, сатира, басня; жанровая картина

оды М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, трагедии А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина

«Архитектурный театр» Москвы (В.И.Баженов и М.Ф.Казаков) Классический облик Москвы в творчестве М.Ф.Казакова

«Строгий, стройный вид» Петербурга и его блистательные зодчие. Архитектурные пригороды Санкт-Петербурга.



Иметь представление о характерных чертах архитектуры и литературы классицизма в России, творчестве В.И.Баженова, М.Ф.Казакова, их творениях

Дом Пашкова, дворцовый ансамбль в Царицыно – лучшие творения В.И.Баженова. Проект здания Сената в Москве, строгость и простота внешнего облика «русского Пантеона».Здание Двенадцати коллегий Д.Трезини, Адмиралтейство А. Д.Захарова, Казанский собор А. Н.Воронихина







6

6,7

Литература и изобразительное искусство классицизма и рококо


2

От классицизма к академизму в литературе и живописи.

Пуссен как основоположник классицизма. Мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы его произведений



Иметь представление о характерных чертах изобразительного искусства классицизма и рококо

Творчество Ж.Л. Давида. Мастера «галантного жанра» (рококо): А.Ватто, Ф.Буше







7

8

Зачёт по теме: «Художественная литература в искусстве XVII в. »

1
















8

9

Реалистическая литература и живопись Голландии

1

Мифологические и библейские сюжеты Рембрандта ("Андромеда, прикованная к скале", "Венера и Амур", "Юнона", "Даная", "Похищение Ганимеда" "Снятие с креста", "Проповедь Иоанна Крестителя", "Отречение апостола Петра")

Творчество Рембрандта – вершина реализма. Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Своеобразие живописной манеры, богатство и разнообразие тематики произведений.



Иметь представление о реалистической живописи Голландии, творчестве Рембрандта

Рембрандт – блестящий мастер портретной живописи







9

10,

11


Русский портрет XVIII в. Его отражение в литературе.

2

Внутренний мир человека, его сущность, глубина психологической характеристики, жизненная убедительность в произведениях великих художников

Н.А. Заболоцкий и др. : «Портрет А. Струйской Шедевры русских портретистов: Ф.К.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л. Боровиковского. Мастера скульптурного портрета: Б.К.Растрелли, Ф.И. Шубин, М.И.Козловский



Иметь представление о связи русского портретного искусства с парсуной, о живописной манере русских портретистов, о мастерах скульптурного портрета

У истоков портретного искусства.

Мастерство портретной характеристики









10

12,

13


Литература и музыка барокко

2

Многогранность и разнообразие творческого наследия.

Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И.С.Баха.



Иметь представление о характерных чертах музыкальной культуры барокко, выдающихся композиторах и их творчестве

Создание оперных школ в Италии и их выдающиеся мастера. Русская литература и музыка барокко.







11

14,

15


Музыкальная литература зарубежных стран. Композиторы Венской классической школы.

2

Теоретическое обоснование оперной реформы, её сущность и значение для формирования нового вокально-исполнительского стиля.

Музыкально-драматическая характеристика оперной драматургии в произведениях Бетховена, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Генделя.

Музыка Венской классической школы – высшее выражение эстетики классицизма. Формирование классических жанров и принципов симфонизма. Музыкальный мир В.А. Моцарта. Судьба композитора, основные этапы его творческой биографии. Л. Ван Бетховен: путь от классицизма к романтизму, смелые эксперименты и творческие поиски. Разнообразие музыкального наследия композитора.


Иметь представление о стиле классицизма в музыке, реформе оперного стиля, классических жанрах и принципах симфонизма, творчестве композиторов Венской классической школы

Процесс размежевания светской и церковной профессиональной музыки, рождение оперы в XVII веке.



Оперные шедевры Моцарта

Место и роль певцов в операх Вагнера и предъявляемые к ним требования.









12

16

Театральное искусство XVIIXVIII в



1

Пути развития русского драматического театра

Золотой век французского театра классицизма, его основные драматурги и художественные принципы. Мольер – создатель классической комедии, бытописатель нравов общества.




Иметь представление о французском театре классицизма, его основных драматургах и художественных принципах, о русском драматическом театре

Западноевропейский театр барокко, его особенности, цели и задачи.







13

17

Зачёт по теме: «Художественная литература в искусстве XVII-XVIII вв.»

1















МБОУ Филоновская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено «Утверждаю»

Зам. директора по УВР: Директор школы:

____________________ _______________

(Люлькова С.И.) (Юсупова М.А.)

Протокол МС № __ «__»______2013г.

от «__»______2013г.



Программа элективного курса

по литературе для 11 класса.

«Художественная литература в искусстве XIX - XX вв.»

Автор: Г. И.Данилова

Соавтор: Н. А. Чопорова

2013-2014 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по литературе «Художественная литература в искусстве XIX - XX вв.» для 11 класса составлена на основе авторской программы Г.И.Даниловой «Мировая художественная культура», рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Используется учебный комплект автора Г.И.Даниловой.

Количество часов в неделю – 1 час, всего - 17 часов.
Цели и задачи обучения:

приоритетными целями и задачами изучения данного курса являются:

- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

- воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой художественной литературы и искусства;

- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной литературе и искусстве, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной литературе и искусстве;

- овладение умением анализировать произведения художественной литературы и искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Содержание программы:


«Художественная литература в искусстве XIX - XX вв.»:

I. Художественная литература в искусстве XIX в. ( 9 часов).

1. Изобразительное искусство и литература романтизма.

2. Реализм – художественный стиль эпохи

3. Литература и изобразительное искусство реализма.

4. «Живописцы счастья» (художники, писатели и поэты - импрессионисты).

5. Многообразие стилей зарубежной литературы и музыки

6. Русская художественная и музыкальная культура.

7. Пути развития западноевропейского театра.

8. Русский драматический театр.

9. Зачёт по теме: «Художественная литература в искусстве XIX в.»

II. Художественная литература в искусстве XX в. (8 часов).

10. Искусство символизма.

11. Литература и архитектура: от модерна до конструктивизма.

12. Стили и направления зарубежной литературы и изобразительного искусства.

13. Мастера русского авангарда.

14. Литература и музыка XX в.

15. Русский и зарубежный театр XX в.

16. Становление и расцвет мирового кинематографа.

17. Зачёт по теме: «Художественная литература в искусстве XIX - XX вв .»

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения художественной литературы и искусства ученик должен



знать / понимать

- особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной литературы и искусства;

- шедевры мировой художественной культуры;

- основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

- роль знака, символа, мифа в художественной культуре.

уметь

- сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

- пользоваться литературными и искусствоведческими терминами;

- осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области литературы и искусства;

- аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной литературы и искусства;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии).

Использовать приобретенные знания и умения в жизни.

Литература:

Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование к учебникам «Мировая художественная культура: от истоков до XVII века. 10 класс» и «Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс». – М.: Дрофа, 2008

Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009

ЭСУН (электронное средство учебного назначения) к учебникам МХК для 10-11 классов, одобренное Министерством образования и науки РФ. – «Кирилл и Мефодий», Дрофа, 2008

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 3-х частях. – М.: Просвещение, 2003

Календарно-тематическое планирование элективного курса по литературе

11 класс

«Художественная литература в искусстве XIX - XX вв.»

1. Художественная литература в искусстве XIX в. (9 ч.)

1

1

Литература и изобразительное искусство романтизма

1

Романтические традиции в творчестве писателей

А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и А. С. Грина ( Поэма «Цыганы», «Мцыри», «Алые паруса»)

Герой романтической эпохи в творчестве Ф. Гойи, О.А.Кипренского и К.П.Брюллова. Пейзажная живопись. История глазами романтиков


Иметь представление о герое романтической эпохи, типах романтического пейзажа

Э.Делакруа







2

2

Реализм – художественный стиль эпохи

1

Художественные принципы реалистического искусства

А. Гончаров, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, Н. С. Лесков, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, В. Г. Короленко, А. П. Чехов) качественно новый этап в развитии реализма осмысление действительности, способов ее преобразования, внимание к духовной жизни человека, проникновение в «диалектику души»..



Иметь представление о художественных принципах реалистического искусства

Реализм и романтизм, их связь и отличие







3

3

Литература и изобразительное искусство реализма

1

Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины жизни в творчестве О.Домье, художников-передвижников: И.Е.Репина, В.И.Сурикова

Иметь представление о творчестве выдающихся мастеров реализма

Творчество Г.Курбе. Мастера реалистического пейзажа. История и реальность.







4

4

«Живописцы счастья» (художники, писатели и поэты - импрессионисты)

1

Направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. В литературе импрессионизм выступал в определенном наборе методов и приемов создания литературных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в живой, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.

Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К.Моне. Постимпрессионизм В. Ван Гога



Иметь представление об открытиях в живописи и литературе импрессионистов, их исканиях, художественной манере, направлениях

Сборник стихов П.Верлена Романсы без слов

переводы Б.Пастернака, В.Брюсова,

К.Бальмонт, И.Анненский, Мопассан, А.Чехова, И.Бунин, Ш.Андерсон, Э.Хемингуэй.


Жизнь и человек в произведениях Э. Дега и О.Ренуара. Постимпрессионизм П.Сезанна, П.Гогена







5

5

Многообразие стилей зарубежной литературы и музыки.

1

Т.А. Гофман – крупнейший прозаик среди немецких романтиков,

Сказки Жорж Санд как этап развития французской литературной сказки Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Р.Вагнера. Музыка импрессионизма.



Иметь представление о характерных чертах западноевропейской музыки романтизма и импрессионизма

Романтический идеал и его отображение в музыке Ф.Шуберта, Ф.Шопена, Г. Берлиоза. Творчество К.Дебюсси и М.Равеля







6

6

Русская художественная и музыкальная и культура.

1

Продолжая драматические традиции своих предшественников, на рубеже веков творили выдающиеся писатели: Л.Н.Толстой, И.А.Бунин, В.В.Вересаев, А.И.Куприн, A.M.Горький, А.П.Чехов.(модерн, символизм, футуризм, эстетизм). Плеяда талантливых поэтов отразила в своих произведениях глубокий социальный кризис российского общества (В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, Д.Мережковский, A.Блок, А.Белый, Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, И.Северянин, Н.Асеев, Б.Пастернак, B.Маяковский).

Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Многообразие творческого наследия П.И.Чайковского



Иметь представление о характерных чертах русской музыки романтизма, творчестве выдающихся композиторов

Русская музыка романтизма. Композиторы «Могучей кучки».







7

7

Пути развития западноевропей-ского театра


1

«Порывы духа и страсти души» в театре романтизма. «Торжество правды и истины» в реалистическом театре. Э. Золя как теоретик западноевропейского театра реализма

Иметь представление об эстетических принципах романтического театра, театра реализма и основных путях его развития

В.Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены. Реализм и символизм в национальном драматическом театре







8

8

Русский драматический театр

1

Русский театр романтизма. Русский реалистический театр и его драматурги. М.С. Щепкин – выдающийся актер и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А.Н. Островского. Особенности театра А.П. Чехова

Иметь представление об основных этапах становления русского романтического театра, театра реализма, его развитии русскими драматургами, его особенностях

Знаменитые актеры (П.С.Мочалов, В.А. Каратыгин).

Рождение МХТ









9

9

Зачёт по теме: «Художественная литература в искусстве XIX в.»

1
















2. Художественная литература в искусстве XX в. (8 ч.)

10

10

Искусство символизма

1

Художественные принципы символизма и его известные мастера.

«Старшие символисты»(В.Брюсов) и «младосимволисты» (А. Белый)

Символ и миф в живописи. Символизм в творчестве М.А.Врубеля


Иметь представление о художественных принципах символизма и его известных мастерах

Символ и аллегория в искусстве. Символизм в творчестве В.Э. Борисова-Мусатова







11

11

Литература и архитектура: от модерна до конструктивизма

1

Идеи и принципы литературы и архитектуры начала XX в. «Религиозный ренессанс» Н. А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.А.Флоренского и др.

Мастера и шедевры зарубежной литературы и архитектуры: А.Гауди, В.Орта. Литературные и архитектурные достижения России. Творчество Ф.О.Шехтеля.



Иметь представление о идеях и принципах литературы и архитектуры начала XX в., мастерах и шедеврах зарубежной литературы и архитектурных достижениях России

Ш. Э. Ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер. Модерн как основа для формирования и развития архитектуры конструктивизма







12

12

Стили и направления зарубежной литературы и изобразительного искусства

1

Разнообразие художественных стилей и направлений литературного и изобразительного искусства.

Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С. Дали



Иметь представление о разнообразии художественных стилей и направлений изобразительного искусства

Фовизм А. Матисса







13

13

Мастера русского авангарда

1

Ю.Трифонов, В.Астафьев. Я.Смеляков, В.Шукшин. Их «круг понятий и проблем» Абстракционизм В. Кандинского

Иметь представление об основных направлениях и мастерах русского авангарда

Супрематизм К. Малевича, «аналитическое искусство» П. Филонова. В.Татлин –основоположник живописного конструктивизма







14

14

Литература и музыка XX в.

1

Литературный и музыкальный мир XX в., разнородность его стилей и направлений. Мастера классики 20 века.

А Ахматова, В.Высоцкий,

М.Цветаева,

И.Бродский, Б.Ахмадулина, Н Рубцов. Авторские песни Ю.Визбора, В Цоя, И. Талькова, А Башлачёва и др. Традиции символизма и модернизма в творчестве А.Н.Скрябина. Творчество С.С. Прокофьева, Д.Д.Шостаковича



Иметь представление о характерных чертах зарубежной музыки, ее стилях и направлениях, мастерах музыкальной классики

о русской музыке XX в., выдающихся композиторах и их творчестве



Новые принципы организации музыки. Рок-музыка. Мюзиклы Э. Ллойда Уэббера.

Многообразие творческого наследия С.В. Рахманинова и И.Ф. Стравинского.

Творчество А.Г. Шнитке








15

15

Русский и зарубежный театр XX в.

1

К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко

как основоположники русского театрального искусства.Основные пути развития русского и зарубежного театра. Эпический театр Б.Брехта. Творческие эксперименты П.Брука. Зарубежный театр последних лет




Иметь представление об основных путях развития зарубежного и русского театра


Понятие о «системе Станиславского». Театральный авангард В.Э. Мейерхольда, А.Я. Таирова. Мастера современного отечественного театра Интеллектуальный театр Б.Шоу. Сюрреализм и экспрессионизм на театральной сцене. Театр абсурда.







16

16

Становление и расцвет мирового кинематографа


1

Рождение и первые шаги кинематографа. Ч.С. Чаплин – выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Киноавангард XXв. Рождение национального кинематографа. Шедевры отечественного кино, его режиссеры и исполнители

Иметь представление об основных путях развития мирового кинематографа, шедеврах отечественного кино, его режиссерах и исполнителях

Мировые тенденции развития кинематографа. Коммерциализация кино.







17

17

Зачёт по теме: «Художественная литература в искусстве XIX - XX вв .»

1
















<< предыдущая страница