Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности во 2 классе основы православной культуры - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности... 1 167.23kb.
Рабочая программа по предмету основы православной культуры, является... 1 119.27kb.
- 1 229.64kb.
Программа секционных заседаний в рамках научно-образовательных чтений... 1 116.29kb.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской... 1 262.02kb.
Программа повышение квалификации по направлению «Основы духовно-нравственного... 2 666.43kb.
Ю. Н. Основы экранной культуры. М.: Новая школа, 1993. С. 75-89. 1 192.56kb.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви «25» декабря... 3 539.42kb.
Программа внеурочной деятельности 4 1059.97kb.
Пояснительная записка. «Преподавание курса «Основы православной культуры» 1 115.01kb.
Основы православной культуры в школе 1 318.46kb.
Администрация города Вологды Департамент Гуманитарной политики Управление... 1 222.65kb.
- 4 1234.94kb.
Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности во 2 классе основы - страница №1/1

«Утверждаю»

Директор МОБУ «Буранная СОШ»

_____ В.М. Свешникова

«___» _______2013г.

программа

духовно-нравственного направления

внеурочной деятельности во 2 классе

ОСНОВЫ

ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ



виноград


Возраст детей: 8-9 лет

Срок реализации программы: 1 год

Автор программы: Гладков

Александр Александрович

Наименование села: Буранное

Год разработки программы: 2013

Авторы: игумен Георгий (Шестун), М.В. Захарченко, Т.М. Сливкина, Л.Н. Булкина, М.С. Костылева.
Научные редакторы: Буранок О.М., доктор филологических наук, профессор, проректор Самарского государственного педагогического университета; протоиерей Димитрий Лескин, кандидат философских наук, кандидат богословских наук, директор православной классической гимназии города Тольятти.
Данная программа предназначена для курса «Основы Православной культуры» для учащихся 2 класса. Содержание построено на основе государственного, народного и православного календарей. Приложением к программе является диск (СД), содержащий иллюстративный и музыкальный материал. Предложенный систематизированный программный материал представляет интерес для педагогов образовательных учреждений для студентов и преподавателей средних и высших педагогических учебных заведений.

Пояснительная записка
Возросший интерес молодого поколения к истокам русской культуры, обращение к исторической, философской, религиозной литературе как источнику познания народных традиций, российского менталитета, особенностей развития общества – все это свидетельствует об актуальности введения курса “Основы православной культуры”. Кроме того, в процессе раскрытия духовно-нравственного потенциала содержания учебных предметов обозначена проблема интеграции знаний, представлений в единой картине мира. Таким интегрирующим курсом является предмет “Основы православной культуры”, рекомендованный Министерством образования России в форме факультатива или регионального, школьного компонентов базисного учебного плана.

Предоставление учащимся возможности изучать данный курс выявило потребность в разработке учебной программы. В настоящее время существуют различные учебные программы культуроведческого, религиозного характера, в которых выстроена система образования в области православной культуры. Данные материалы обобщены на уровне Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви. Результаты обобщения представлены в виде рекомендаций по введению основных образовательных элементов в содержание учебного предмета “Основы Православной культуры”.

Целевая установка программы: духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры, традиций и православия.

Задачи:


  • приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям;

  • формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;

  • формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;

  • возрождение духовно-нравственных традиций семьи;

  • укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения.

Концептуальные подходы к построению данной программы основаны на духовных и природных законах развития личности.

Известный психолог В.П. Зинченко, размышляя о душе и ее воспитании, отмечает, что душа всечеловечна, внеисторична, архитипична. В ее эмоциональной памяти хранятся общечеловеческие, внеисторические ценности и смыслы. Душа причастна к абсолютному, к Истине, то есть к Божественному Слову. Благоприятным условием по воспитанию и развитию душевных качеств является освоение культуры и традиций через уклад жизни. Это утверждение обосновано в научных исследованиях М. Бахтина, В. Зинченко, М. Громыко. Они отмечают диалогичность и полифоничность души, ее способность к развитию и расширению опыта, уделяют особое внимание культуре и традициям как посредникам между душой и абсолютной Истиной, проводникам в мир общечеловеческих ценностей. Устойчивой формой сохранения традиций являются календари (государственный, народный, православный).

Общеизвестно, что нравственные ценности, воззрения, отношения проявляются в укладе жизни человека, семьи, общества. Поэтому основной принцип построения программы – обеспечение преемственности культурных и семейных народных традиций через уклад жизни ребенка, семьи, общества.

Данный курс “Основы православной культуры” базируется на основных содержательных линиях, представленных в проекте федерального стандарта курса “Основы православной культуры”. Ее содержание раскрывается и конкретизируется в логике культуроведческих, исторических, нравственных, библейских, катехизационных аспектов. При подборе содержания учитывался школьный программный материал, изучаемый в рамках гуманитарных дисциплин (истории, литературы, русского языка, искусства).

Последовательность изложения программы определялась в соответствии с памятными датами календаря (государственного, народного, православного).

Программа построена по принципу концентричности, вектор спирали которой направлен на дополнение, углубление и развитие знаний о православной культуре.

Каждая сквозная линия отражает развитие рассматриваемой темы в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

В начальной школе предполагается формирование представлений о нравственных ценностях, начальных сведениях о православной культуре с опорой на семейный уклад жизни и познание окружающего мира и природы.

Курс «Основы православной культуры» предназначен для учащихся 2 класса и рассчитан на 32 часа (по 1 уроку в неделю).

Данная программа сопровождается иллюстративным изобразительным, литературным и музыкальным материалом (компакт-диск и аудиокассета).

Ожидаемые результаты совпадают с требованием к уровню подготовки учащихся, которые изложены в федеральном проекте стандарта курса “Основы православной культуры” (фрагменты ожидаемых результатов представлены ниже).



Начальная школа

Учащиеся должны:



  • знать: термины «новый учебный год», «новый календарный год», «церковное новолетие», иметь представление об их назначении, основы церковнославянского языка;

  • уметь: рассказать о семье Богородицы, преподобного Сергия Радонежского, объяснить, чем именины отличаются от дня рождения, отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий;

  • понимать: смысловое значение имен, обращений: Пресвятая Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл молитв, смысл православных праздников;

  • узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа, Богородицы, святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и лики других святых.

  • проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них).


Условные обозначения в программе:

* - материал используется по усмотрению учителя;

** - «плавающие» темы; учитель может использовать по своему усмотрению: изменяя содержание и время проведения;

*** - домашнее задание.

Библиография по данному курсу в достаточно полном объеме представлена в сборнике научно-методических материалов: “Православная культура: концепции, учебные программы, библиография” под редакцией иеромонаха Киприана (Ященко) и Л.Л. Шевченко. М., 2004 г.

Программа 2-го класса
Урок №1: Аз и Буки – начало науки

Азбука. Примеры азбук. Азбучная истина. Красота Азбуки.

Буквы Азбуки. Имена букв. Букварь. Азбучная молитва.

Изучение азбуки в русской школе.

Библиотека твоей семьи.
Урок №2: Начать с азов.

Начать с азов (Аз есмь…).

Первая заповедь – Возлюби Бога.

Основная молитва – Отче наш.

Молитва перед началом каждого дела.

Духовное песнопение: Отче наш

Азы церковнославянского языка: буквы: А- АЗЪ

Словарная работа: Аминь, Аллилуйя.
Урок №3: Рождество Богородицы – начало Божественного домостроительства

Описание жизни Богородицы.

Православная икона: иконографией Пресвятой Богородицы

Духовное песнопение: песни детских хоров о Богородице

***Подготовка к празднику Матери.



Азы церковнославянского языка: Буки, В - Веди

Словарная работа: образ, Пресвятая Богородица
Урок №4: Традиция празднования именин.

Отличие именин от дня рождения.

Как найти своего Небесного покровителя в православном календаре.

Как праздновать свои именины.

Традиция празднования: поздравление одноклассников, родных, знакомых с днем именин.

Нравственная задача: Любишь ли ты дарить подарки?

Православная икона: иконы святых Небесных покровителей учеников (учащиеся показывают).

Художественная литература: И. Бунин “Ангел”.

Азы церковнославянского языка: буква Д - Добро

Словарная работа: ангел-хранитель, прадед, дед.
Урок №5: Семья Сергия Радонежского – малая церковь.

Семья отрока Варфоломея. Св. Кирилл и Мария, братья. Завещание преподобного Сергия Радонежского о посещении родителей в Хотьковской обители.

Монашеское общежитие. Видение птиц. Ученики св. Сергия. Лесные монастыри. Покров Богородицы над ними.

Художественное произведение: аудиозапись – о детских годах.

Духовное песнопение: слушание молитвы: “Преподобный Отче наш Сергие, моли Бога о нас”.

Азы церковнославянского языка: буква Е- Есть.

Словарная работа: инок,
Урок №6: Покров Пресвятой Богородицы.

История праздника “Покров Пресвятой Богородицы”

Исторические события Х века по РХ. в Греческой империи. Явление Пресвятой Богородицы во Влахернском храме.

Православная икона: икона «Покров Пресвятой Богородицы».

Духовное песнопение: А. Виноградов “Величание на Покров Пресвятой Богородицы”.

Азы церковнославянского языка: буква Ж - ЖивЪте.
Урок №7: «…в поте лица твоего будешь добывать хлеб»

Ветхозаветная история: «…в поте лица твоего будешь добывать хлеб» (Быт. 3: 17)

Уважительное отношение к труду хлебороба.

Традиция: национальная традиция отношения к хлебу в русской православной семье.

Изобразительное искусство: А.А. Пластов «Жатва», «На току»; портреты тружеников-хлеборобов и другие (по выбору учителя)..

Азы церковнославянского языка: S- ЗЪЛО, З-ЗЕМЛЯ Словарная работа: хлеб.
Урок №8: Природный и духовный мир.

Постоянство и изменчивость Божьего мира и природы человека.

Понятие стихии, природных явлений в Священном Писании: буря, потоп, радуга (символическое значение). Всемирный потоп. Ной и его дети.

Художественная литература: природный и духовный мир в художественных произведениях. *Беседа по рассказу А.И. Куприна «Белый пудель» (фрагменты).

Изобразительное искусство: И.К. Айвазовский «Бурное море».

*Размышление о прочитанном: «Как Ты велик и близок в мощном движении грозы, как видна Твоя могучая рука в изгибах ослепительных молний, дивно величие Твое…» Акафист «Слава Богу за Все», кондак 6.

Азы церковнославянского языка: буквы И- Иже, i - И.
Урок №9: Православные традиции празднования памяти Казанской иконы Божией матери.

Понятие празднования в православной традиции.

Празднование памяти Казанской иконы Божией Матери в России (“Казанская” зимняя и “Казанская” летняя).

Православная икона: Казанская икона Божией Матери.

Духовное песнопение: “Величание Пресвятой Богородицы”.

Азы церковнославянского языка: буква: К- КАКО.
Урок №10: Язычество древних славян

Использование изображений идолов в русских народных сказках, былинах.

Элементы языческой культуры в русской жизни.

Призывание имени Божия в трудных жизненных ситуациях, во время благодарения: «спасибо», «Господи, помилуй!».



Изобразительное искусство: картины В.М. Васнецова на сказочные сюжеты.

Азы церковнославянского языка: буква Л- ЛЮДИ.

Словарная работа: язычество, капища, идол.
Урок №11: Урок нравственности.

«Грех – родоначальник всех зол в мире… от первого падения человека» (митрополит Анастасий (Грибановский))



Ветхозаветная история: Адам и Ева: грехопадение (Быт.3).

Художественная литература: Чтение басен И.А. Крылова, отражающих человеческие пороки: непослушание, жадность, хитрость, неуважение к старшим, упрямство, нетерпимость

Беседа о нравственных качествах, противостоящих порокам (с использованием духовных песен и стихов, фольклора, пословиц).



Азы церковнославянского языка: буква М- МЫСЛЪТЕ, Н- НАШЪ.

Словарная работа: грех, добродетель, жизненный опыт.
Урок №12: Традиции семейной трапезы (Филипповский пост)

Подготовка к трапезе.

Мое место за столом.

Отношение к еде и сотрапезникам.

Благодарение за трапезу.

Пословицы и поговорки о питании.



Нравственная задача: рассказ Л.Н. Толстого «Косточка».

Духовное песнопение: Благодарение за пищу

Азы церковнославянского языка: буквы: o- ОНЪ, W – ОМЕГА.

Словарная работа: чревоугодие, тайноядение.
Урок №13: Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Описание события введения во храм.

Израильская традиция посвящения Богу ()

Православная икона: Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Музыкальное произведение: П.И. Чайковский «Милость мира» (литургия св. Иоанна Златоуста).

Азы церковнославянского языка: буква П-ПОКОЙ.

Словарная работа: лик и личность, красота, милость.
Урок №14: Выбор пути духовного и земного.

Сказки славянских народов: тема греха, тема выбора. Странствующие сюжеты, общие ценности

Изобразительное искусство: В.М. Васнецов «Витязь на распутье»

Азы церковнославянского языка: буква Р- РЦЫ

Словарная работа: распутье.
Урок №15: Любовь к ближнему, как к самому себе.

Как любить самого себя?

Чистая совесть – что это?

Как ты проявляешь любовь к родителям?



Православная икона: Икона Божией Матери «Нечаянная радость»: сюжет.

Размышление о прочитанном: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих”.

Азы церковнославянского языка: Т-ТВЕРДО, ТВЕРДЬ, ТВАРЬ, ТВОРЕЦ, ОУТВАРЬ.

Словарная работа: ближний, совесть, любовь сыновняя и дочерняя, братская любовь.
Урок №16: Рождественские праздники.

О празднике Рождества Христова.

Рождественский концерт, выставки.

Православная икона: икона Рождества Христова.

Духовное песнопение: «Рождество Христова» (тропарь, глас 4).

Азы церковнославянского языка: С-СЛОВО.

Словарная работа: сочельник, «воссияй мирови свет разума», «звездою учахуся».
Урок №17: Крещение Господне.

Как подготовиться празднику Крещения.

Чудо Крещенской воды.

Православная икона: икона «Крещение».

Духовное песнопение: тропарь праздника.

Азы церковнославянского языка: Ф-ФЕРТЪ и Х-ХёРЪ – греческие буквы в русском алфавите.
Урок №18: Любовь к детям.

Христос и дети (Мф 13:1-5; 19:13-15; Мк. 9:36,37). Воскрешение дочери Иаира (Мф. 9:8-26).

Любовь родителей к детям.

Изобразительное искусство: В.Д. Поленова «Привели детей», «Воскрешение дочери Иаира».

Художественная литература: Л. Бутовский «Христос и дети».

Азы церковнославянского языка: Ъ-ЕРЪ, Ь-ЕРЬ, Ы-ЕРЫ.

Словарная работа: благословение.
Урок № 19: Дела милосердия.

Как накормили апостолы Воскресшего Христа (Лк. 24: 36-43)

Накормить алчущего и напоить жаждущего.

Изобразительное искусство: В.Д. Поленов «Пределы Тирские».

Азы церковнославянского языка: u-УКЪ.

Словарная работа: алкать, взалкать, алчущий.
Урок № 20: Отношение святых отцов к животным

Забота о животных преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, св. Герасима Иорданского и других).

Ослик в евангельской истории.

Православные иконы: преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, св. Герасим Иорданский, миниатюры из лицевого жития пр. Сергия Радонежского (XVIв.).

Художественная литература: *Рассказ священника. Николая Агафонова (фрагмент «Апокриф» О комарах).

Азы церковнославянского языка: T- ОТЪ.
Урок № 21: Урок нравственности.

«Не осуждай - не будешь осужден».

Грех ябедничества.

Художественная литература: Прощение и Прощеное воскресение. Прощеное воскресение в книге И.С. Шмелева “Лето Господне”.

Азы церковнославянского языка: Ц-ЦЫ.

Урок №22: День защитника Отечества.

Утренник: «Встань за Веру русская земля!»

Встреча с ветеранами.



Азы церковнославянского языка: Ч-ЧЕРВЬ.
Урок №23:Православная культура общения.

«Имеющие уши, да услышат»: умение слушать и слышать.

Выполнение обещаний, простота, миротворчество, умение слушать и слышать.

Евангельские притчи: Притча о сеятеле (фрагмент) (Лк. 8: 4-8).

Художественная литература: Подготовка к исповеди. И.С. Шмелев «Лето Господне».

Азы церковнославянского языка: Ш- ША, Щ-ЩА.
Урок №24: Иерархия семьи. Мир в семье.

Мироустроение семьи.

Взаимоотношения в семье.

Просите ли вы прощение друг у друга?

Умеете ли вы прощать.

Художественная литература: Сила Благословения родительского (на примере сказки о Василисе Прекрасной и других произведений).

Азы церковнославянского языка: Ю-Ю, ё-эТЬ.
Урок №25: Значение имени Божия. «Имя Твое паче всякого имени призываем»

Иисус –


Христос –

Спаситель-

Мессия-

Эммануил –



Господь Саваоф –

Символы: рыба, виноградная лоза, хлеб, свет.


Размышление о прочитаном: Объяснение молитвы «Имя Твое паче всякого имени призываем».

Художественная литература: Стихотворение Ф.И. Тютчева «Уж третий день беснуются языки…».

Азы церковнославянского языка: Э- Я.
Урок №26: Благовещение Богородицы.

Дева Мария и архангел Гавриил.



Изобразительное искусство: С. Мартини “Благовещение” (1333, Флоренция), В.Д. Поленов “Пошла в Нагорную страну” (1900) (устное сочинение по картине).

Православная икона: икона «Благовещение».

Духовное песнопение: «Богородица, Дево радуйся, Благодатная Мария, Господь с тобою…».

Азы церковнославянского языка: повторение изученных букв.
Урок № 27: Вход Господень в Иерусалим.

Вход Господень в Иерусалим: историческое событие.



Православная икона «Вход Господа в Иерусалим».

Духовное песнопение: П.И. Чайковский «Благословен, Грядый во имя Господне» литургия Иоанна Златоуста.

Азы церковнославянского языка: Я- юсъ малый, Э- юсъ большой.
Урок № 28: Пасхальная седмица.

Русская традиция празднования пасхальной седмицы



Духовное песнопение: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…»

Художественная литература: А. Майков «Христос Воскрес».

Азы церковнославянского языка: повторение изученных букв.

Словарная работа: благовест.

Урок №29: Радоница - Вселенская Пасха.

Вознесение как знак Вечной жизни.

«Зеленые святки».

Православная икона: иконы Троица, Вознесения

Азы церковнославянского языка: повторение изученных букв.

Словарная работа: Троица, Вознесение

Урок №30: День славянской письменности и культуры.

*Урок Кирилл и Мефодий – учителя словенские.

**Урок №31:Труд – основа жизни.

Труд духовный, физический, умственный.

Расскажи о работе своих родителей.

Занимаешься ли ты духовной, физической, умственной работой и в чем это выражается?

Имеешь ли ты опыт духовного труда; можешь ли ты терпеть и стесняться?

Словарная работа: сотрудник, стесняться.
**Урок №32:Посещение храма.

Задание на лето.


тема урока



Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт



Аз и Буки – начало науки

1









Начать с азов

1









Рождество Богородицы – начало Божественного домостроительства

1









Традиция празднования именин

1









Семья Сергия Радонежского – малая церковь

1









Покров Пресвятой Богородицы

1









«…в поте лица твоего будешь добывать хлеб»

1









Природный и духовный мир

1









Православные традиции празднования памяти Казанской иконы Божией матери

1









Язычество древних славян

1









Урок нравственности

1









Урок нравственности

1









Введение во храм Пресвятой Богородицы

1









Выбор пути духовного и земного

1









Любовь к ближнему, как к самому себе

1









Рождественские праздники

1









Крещение Господне

1









Любовь к детям

1









Дела милосердия

1









Отношение святых отцов к животным

1









Урок нравственности

1









День защитника Отечества

1









Православная культура общения

1









Иерархия семьи. Мир в семье

1









Значение имени Божия. «Имя Твое паче всякого имени призываем»

1









Благовещение Богородицы

1









Вход Господень в Иерусалим

1









Пасхальная седмица

1









Радоница - Вселенская Пасха

1









День славянской письменности и культуры

1









Труд – основа жизни

1









Посещение храма

1







Учебно-тематическое планирование