Программа для поступающих в аспирантуру по направлению подготовки 50. 06. 01 «Искусствоведение» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа вступительного экзамена по направлению подготовки научно-педагогических... 2 406.98kb.
Программа вступительного экзамена по направлению подготовки научно-педагогических... 4 1255.47kb.
Программа вступительного экзамена по дисциплине Иностранный язык... 1 110.37kb.
Программа вступительного испытания для поступающих в магистратуру... 1 89.34kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки 46. 1 376.37kb.
Программа вступительного испытания на обучение по программам подготовки 4 1192.84kb.
Программа «Инновационное педагогическое образование» 1 72.78kb.
Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру... 1 142.33kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки 45. 1 261.09kb.
Программа для поступающих в магистратуру по направлению 1 203.73kb.
1. Область применения и нормативные ссылки Данная программа предназначена... 4 587.29kb.
Программа по художественно продуктивной деятельности предназначена... 1 175.79kb.
- 4 1234.94kb.
Программа для поступающих в аспирантуру по направлению подготовки 50. 06. 01 «Искусствоведение» - страница №1/3

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный гуманитарный университет»



(РГГУ)
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

ПРОГРАММА ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В АСПИРАНТУРУ

по направлению подготовки 50.06.01 «Искусствоведение»
Направленность программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

«Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и

архитектура»

Москва 2013


ПРОГРАММА ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В АСПИРАНТУРУ

по направлению подготовки 50.06.01 «Искусствоведение»
Направленность программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

«Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и

архитектура»

Авторы-составители:

Н.Г. Дружинкина, д.и.н., профессор;
Программа утверждена на заседании Совета факультета истории искусства

Протокол №2 от 11.11.2013

Программа одобрена и рекомендована к публикации Научно-методическим советом по аспирантуре и докторантуре

24.12. 2013 г., протокол № 1


© Российский государственный

гуманитарный университет, 2013

© Дружинкина Н.Г., 2013



Пояснительная записка

Поступающие в аспирантуру, должны обладать фундаментальной профессиональной подготовкой по теоpии, истоpии, методологии искусства, дpугим гуманитарным дисциплинам, создающим целостное пpедставление о своеобpазии культуpных объектов, памятников искусства, их содеpжании, эволюции стилей разных видов искусств, времен и народов. Изучение проблематики теории и истории искусства предполагает формирование представлений об основных разделах, фактах, явлениях, логических связях, традициях истории мирового искусства.


Экзаменующийся должен:

знать:


  • знать содержание дисциплины;

  • знать содержание и основные этапы процесса формирования научных знаний в области истории искусства; иметь представление об этапах становления современной истории искусства, ее основных направлениях и школах; иметь представление о функциях искусствоведения как составной части научной мысли и духовной культуры общества;

  • знать основные эпохи истории искусства, их хронологию, искусство отдельных стран и регионов, факты, события, важнейшие художественные памятники и мастеров;

- основные этапы истории формирования современной семантики базовых искусствоведческих понятий;


уметь:

  • критически воспринимать и интерпретировать тексты, представляющие теории и практики изучения искусства

  • определять значение разных теоретических подходов для конкретной исследовательской практики в сфере изучения искусства

  • анализировать базовые тексты по теории искусства, распознавать исторический и теоретический контекст их формирования

  • квалифицированно раскрывать содержание современных исследовательских подходов и практик изучения искусства, понимать логику их построения, обусловленность их содержания как теоретическим, так и социокультурным и историческим контекстом;

  • определять возможности и границы применения различных исследовательских подходов изучения искусства

  • уметь применять знание дисциплины в практической профессиональной деятельности.

  • уметь решать исследовательские задачи, опираясь на принципы научной методологии в анализе историко-художественных процессов.

  • уметь использовать современные методы искусствоведческого анализа для решения фундаментальных и прикладных проблем развития науки об искусстве;

  • уметь использовать методы и приемы практической работы, приобретенные в ходе специального образования, в решении прикладных задач;




владеть:

  • понятийным аппаратом дисциплины;

  • владеть методикой самостоятельной обработки информации и использованием ее в решении профессиональных задач.

  • владеть знаниями и навыками стилистического, иконографического и технологического анализа произведений искусства;

  • владеть знаниями основ и методов научной реставрации художественных памятников;

  • владеть навыками историографического и библиографического анализа



ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОГРАММЫ

Раздел I. ПЕРВОБЫТНОЕ И АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО

Тема 1. Первобытное искусство

Миф, ритуал и магия –сквозные реальности первобытной культуры. Первобытное представление л пространстве и времени. Главные образы первобытной культуры. Теории о происхождении искусства. Интерпретация первобытного искусства. Синкретический характер первобытного искусства, художественного творчества. Искусство и другие виды человеческой деятельности на этом этапе. Основные этапы развития первобытного искусства — Палеолит, мезолит, неолит, бронза, раннее железо. Образ человека и зверя в искусстве первобытности. Мифологический период в истории культуры. Теории мифа. Роль мифологии в развитии искусства Древности.


Тема 2. Искусство Древнего Востока

Древний Египет. Фараон –царь-бог. Пирамида – главный символ Древнего Египта. Изображение рабов и животных. Реформы Эхнатона. Тема смерти в египетской скульптуре. «Книга мертвых».

Шумеро-вавилонская культура. Кодекс Хаммурапи. Сокровища библиотеки в Ниневии. Сады Семирамиды и Вавилонская башня. Тема смерти и бессмертия в «Песне о Гильгамеше»

Древняя Индия. Варны и кастовый строй. «Веды»  ядро древнеиндийской культуры. «Упанишады» Индуизм. Сансара, карма, нирвана. Буддизм и его влияние на культуру Юго-Восточной Азии, Тибета, Японии.

Древний Китай. Конфуцианский идеал и канонизированные стереотипы поведения. Лао-цзы – основатель даосизма. Понятие Дао как великого пути.

Тема 3. Искусство Древней Греции
Раскопки Шлимана, Эванса. Периодизация эгейского искусства. Районы распространения этой культуры. Ее ведущие центры. Специфика культуры и искусства Кикладских островов, Трои, Крита, элладской Греции. Основные памятники архитектуры, живописи, прикладного искусства. Открытия 70-х гг. на Санторине. Освещение проблематики эгейского искусства в трудах советских ученых.

Искусство первой половины V в. до н. э. Патриотический подъем, вызванный войной с Персией, и отражение его в искусстве. Храм на острове Эгины — типичный пример перехода от архаического стиля к новому. Образ мужественного борца — патриота в греческой пластике этого периода. Группа «Тираноубийц» мастеров Крития и Несиота. Пифагор Регийский и его школа. «Строгий» стиль в вазовой росписи. Новое в композиции, в трактовке образов. Значение монументальной живописи и творчества Полигнота для греческого искусства этого времени. Храм Зевса в Олимпии. Дальнейшее развитие фронтонных композиций. Отказ от условности архаического стиля.


Афины — «школа Эллады». Наивысший расцвет афинского полиса. Творчество Мирона. Ансамбль афинского Акрополя. Парфенон — совершенство его архитектуры. Роль Фидия в сложении стиля «высокой» классики. Поликлет и понятие канона. Тема высокого гуманизма — характерная черта искусства этого периода.

Архитектура IV в. до н. э. Комплекс памятников в Эпидавре. Мавзолей Галикарнасский. Новые тенденции в искусстве этого времени, связанные с падением полиса, с утверждением индивидуализма. Пластика IV в. до н. э. Кефисодот и его «Эйрена с Плутосом». Интерес к новым персонажам. Образ ребенка в скульптуре этого времени. Скопас. Его творческая манера, подчеркнутая эмоциональность в трактовке персонажей прославленного ваятеля. Леохар. Академические тенденции в его творчестве. Пракситель. Лиризм, новые приемы, определяющие стиль знаменитого скульптора. Лисипп — мастер, завершающий развитие классического направления в греческой скульптуре и открывающий путь эллинизму. Развитие портрета как самостоятельного жанра. Достижения греческих живописцев Никия, Аполлеса, Филоксена. Связь живописцев с искусством V в. до н. э. и новые приемы, темы, подсказанные эпохой, в которой они жили. Образ Александра Македонского — центральная тема в искусстве IV в. до н. э.

Периодизация: время раннего эллинизма (конец IV — середина III вв. до н. э.), среднего (середина III — середина II в. до н. э.), поздний эллинизм середина II–I вв. до н. э.). Особенности зодчества: рост новых городов, использование правильной планировки, роль сооружений гражданского характера, создание перистельных дворов. Придворный характер искусства этого времени. Крупнейшие центры эллинистического искусства: Александрия, Пергам, Родос. Афины и новоаттическая школа. Творческое использование мастерами эллинизма наследия прошлого и утверждение новых тенденций: подчеркнутой патетики, натурализма, жанровости. Расцвет глиптики и искусства мозаики.

Завоевание Римом эллинистических центров. Воздействие греческого искусства на римское.


Тема 4. Искусство Древнего Рима
Ранняя римская культура. Связь ее с этрусском и греческой цивилизациями. Значение гражданских памятников: водопроводов, мостов, дорог. Их художественная ценность. Римская скульптура. Культ предков и его роль в сложении римского портрета. Разнообразие художественных направлений в римском республиканском портрете. Исторический рельеф — ведущий вид древнеримского искусства. Римская живопись III–I вв. до н. э. и ее повествовательный характер. Памятники художественного ремесла: краснолаковая керамика, стеклянные изделия. Значение этого периода для римского искусства

Римский классицизм времени правления Августа. Сложение придворного искусства. Его тематика и художественные средства. Обожествление Августа в памятниках искусства. Превращение Рима «из глиняного в мраморный». Восстановительные работы на римском форуме. Форум Августа. Его композиционное решение и идейное содержание. Алтарь мира. Особенности римского рельефа этого времени. Росписи дома Ливии на Палатине и дома на Эсквилине. Роль греческой мифологии в римском искусстве, памятники глиптики. Деятельность греческих мастеров в Римe. Школа Пасителя. Основные тенденции развития римского искусства при преемниках Августа.

Искусство Рима второй половины I в. Масштабность и пышность римской архитектуры периода правления Флавиев. Дворец на Палатине, Колизей, Арка Тита — шедевры римского зодчества. Конструктивное и декоративное решение этих памятников. Римская пластика. Динамичность портретных образов. Рельеф. Тема побед, прославления императора, определяющая идейное содержание ведущих произведений римского искусства эпохи Флавиев.

Помпеи, Геркуланум, Стабии. Их значение для изучения античного искусства. Архитектура жилого дома. Декоративная живопись и ее эволюция на протяжении II в. до н. э. — I в. н. э. Разнообразие жанров живописи этих городов. Техника исполнения. Произведения художественного ремесла.


Своеобразие римских памятников архитектуры этого периода: форум императора Траяна и Пантеон. Разнообразие и богатство композиционных решений. Синтез архитектуры и скульптуры. Главные направления в развитии портретной пластики: возрождение приемов периода республики, обращение к классицистическим традициям, расцвет психологического портрета периода Антониев. Новые художественные средства, определяющие характер портретного искусства этого времени. Связь портретных образов с философией стоицизма, призывавшей к самоуглублению, к познанию собственной натуры. Утверждение в официальных памятниках Рима «варваризирующего» стиля. Колонна Марка Аврелия и ее рельефы. Эволюция исторического рельефа, призванного возвеличить могущество римского государства и его правителей.
Противоборство двух мировоззрений, двух стилей как характерная особенность поздней римской культуры и искусства в частности. Распространение христианства и ранние памятники этого круга: катакомбы и их живопись, мозаики. Завершающие этапы развития античной архитектуры: термы Каракаллы, базилика Максенция, оборонительные сооружения Рима, арка Константина. Расцвет психологического римского портрета в III в. Отступление от античных традиции в искусстве портрета IV в. и усиление «варваризирующего» направления в связи с общим кризисом античной цивилизации.
РАЗДЕЛ II: ВИЗАНТИЙСКОЕ И ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО

Тема 5. Искусство Средневековья
Византия. «Симфония» христианского государства и Церкви. Византийское искусство VI века.

Расцвет византийского искусства при Юстиниане I. Светские и культовые сооружения Константинополя. Храм Святой Софии — купольная базилика нового типа, где наиболее последовательно выражены тенденции, характерные для византийского зодчества VI века. Храм Апостолов как пример развития крестово-купольной системы в Константинополе. Особенности архитектурных сооружений в Равенне (базилика, Сант Аполлинаре Нуово; базилика Сант Аполлинаре ин Классе; церковь сан Витале).

Развитие монументальной мозаики, специфика византийской мозаичной техники, ее отличие от античной. Знаменитые мозаики церквей Сан Витале, Сант Аполлинаре Нуово (характер образного строя, особенности художественных приемов и т. д.).

Декоративно-прикладное искусство — важное дополнение парадного официального искусства (резьба из слоновой кости, изделия из эмали; художественные ткани). Развитие книжной миниатюры.

Ранняя иконопись, формирование технических и художественных приемов станковой живописи в искусстве Византии (иконы «Святой Сергий», «Святой Вакх»).

Победа эстетики иконопочитателей. Рост интереса к античности и общая тенденция «грецизации» византийской культуры. Утверждение в качестве ведущего крестово-купольного типа храма, выявление планировки и конструкции сооружения во внешних формах. Крестово-купольные церкви в Константинополе и на территории Греции («Неа», Мирелейон, Кафоликон в монастыре Хозиос Лукас в Фокиде, святого Федора в Афинах и т. д.). Общие тенденции развития церковной архитектуры македонского периода: постепенное изменение пропорций, нарастание вертикализма (церковь Капникарея в Афинах и т. д.).

Ведущая роль церковной живописи. Разработка строгой иерархической системы размещения религиозных изображений на стенах, столбах и сводах церквей. Определяющая роль столичной живописи (мозаики храма святой Софии в Константинополе). Широкое развитие местных школ живописи, искусство рельефа, резьбы; подъем миниатюры.


следующая страница >>