Программа для общеобразовательных школ: География. Программы для общеобразоват учреждений. 6-11 кл. Т. П. Герасимова. Начальный курс - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
География (6 класс) 1 234.08kb.
Программа по литературе. //Программы для общеобразовательных учреждений. 2 358.97kb.
Программа Учебное пособие для ученика, дидактический материал 1 46.63kb.
Программа по географии для 6 10 классов общеобразовательных учреждений. 1 249.15kb.
Пояснительная записка литература, 5 класс рабочая учебная программа... 3 668.23kb.
Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О. 1 82.38kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 7 класса 1 354.71kb.
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального... 2 713.59kb.
Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. /Курдюмова Т. 1 264.38kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» 5 класс Рассмотрено... 2 655.45kb.
Т. А. Сысова подпись руководителя оу ф. И. О 1 68.56kb.
Департамент образования города москвы юго-западное окружное управление... 7 3217.58kb.
- 4 1234.94kb.
Программа для общеобразовательных школ: География. Программы для общеобразоват учреждений. - страница №6/6


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

География 10 класс

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.



Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Структура рабочей программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 68 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.



Цели:

         освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

         овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, экологических процессов и явлений;

         развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

         воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

         использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

         нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, информационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и экономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

         понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

         определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

         поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в информационных системах;

         обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

         владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.



Результаты обучения

Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне занимает рубрика «Уметь», в которую включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.

Формирование умений предусматривает также применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики регионов и стран мира; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены практико-ориентированные умения, необходимые, например, для понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

 

Содержание тем учебного курса

«Экономическая и социальная география мира».

10 класс

 

Раздел. Современные методы географических исследований.



Источники географической информации.

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

Практические работы

Анализ карт различной тематики.

Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме. 



Раздел. Природа и человек в современном мире.

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.



Практические работы

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.



Раздел. Население мира.

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.



Практические работы

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира. 



Раздел. География мирового хозяйства.

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.



Практические работы

Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

 

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

                основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

                особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

                географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

                особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

                определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

                оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

                применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

                составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

                сопоставлять географические карты различной тематики;



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

                выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по курсу «экономическая и социальная география мира»

10 класс.

 


 

п/п

 


 

Тема раздела

 


 

Кол-во часов

 

Практические работы

1

Часть I.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА

 

 

2

Современная политическая карта мира.

9

2

3

География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды.

8

2

4

География населения.

5

1

5

Научно-техническая революция и мировое хозяйство.

5

2

6

География отраслей мирового хозяйства.

7

1

Итого: 34 8

  

Тематическое планирование

по курсу «экономическая и социальная география мира»

10 класс. 



п/п

 

Название раздела, темы уроков.

 

Кол-во часов

 

Практические работы

Сроки

По плану

Фактически

Введение. Современная политическая карта мира I – полугодие I - четверть

1

Многообразие стран современного мира.

1

 

04.09.10. г.

04.09.10. г.

2

Количество и группировка стран.

1

Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира». Характеристика политико-географического положения страны, его изменений во времени.

08.09.10. г.

08.09.10. г.

3

Типология стран.

1

 

15.09.10. г.

15.09.10. г.

4

Международные отношения и политическая карта мира.

1

 

22.09.10. г.

22.09.10. г.

5

Государственный строй стран мира.

1

 

06.10.10. г.

06.10.10. г.

6

Основные формы административно-территориального устройства: унитарная и федеративная.

1

 

13.10.10. г.

13.10.10. г.

7

Политическая география.

1

 

20.10.10. г.

20.10.10. г.

8

Политическая география и геополитика.

1

 

27.10.10. г.

27.10.10. г.

9

Контрольная работа по теме: «Политическая карта мира».

1

Тестирование.

03.11.10. г.

03.11.10. г.

Итого: 9 1 I – полугодие I - четверть

Тематическое планирование

по курсу «экономическая и социальная география мира»

10 класс.

 




п/п

 

Название раздела, темы уроков.

 

Кол-во часов

 

Практические работы

Сроки

По плану

Фактически

География мировых природных ресурсов – 8 часов. I – полугодие II - четверть

10

Взаимодействие общества и природы.

1

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

17.11.10. г.

17.11.10. г.

11

Оценка мировых природных ресурсов.

1

 

24.11.10. г.

24.11.10. г.

12

Минеральные, земельные ресурсы.

1

 

01.12.10. г.

01.12.10. г.

13

Водные и биологические ресурсы.

1

 

08.12.10. г.

08.12.10. г.

14

Ресурсы Мирового океана.

1

 

15.12.10. г.

15.12.10. г.

15

Космические и рекреационные ресурсы.

1

 

22.12.10. г.

22.12.10. г.

16

Загрязнение и охрана окружающей среды.

1

 

23.12.10. г.

23.12.10. г.

17

Контрольная работа по теме: «География мировых природных ресурсов».

1

Тестирование.

24.12.10. г.

24.12.10. г.

Итого: 8 3 I – полугодие II - четверть

 

Тематическое планирование

по курсу «экономическая и социальная география мира»

10 класс.



п/п

 

Название раздела, темы уроков.

 

Кол-во часов

 

Практические работы

Сроки

По плану

Фактически

География населения мира – 5 часов. II – полугодие III – четверть.

18

Численность и воспроизводство

населения.



1

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

19.01.11. г.

19.01.11. г.

19

Состав (структура) населения.

1

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

26.01.11. г.

26.01.11. г.

20

Размещение и миграция населения.

1

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.

02.02.11. г.

02.02.11. г.

21

Городское и сельское население.

1

 

09.02.11. г.

09.02.11. г.

22

Контрольная работа по теме: «География населения мира».

1

Тестирование.

16.02.11. г.

16.02.11. г.

Научно-техническая революция и мировое хозяйство – 5 часов.

23

НТР. Характерные черты и составные части.

1

Характеристика основных центров современного мирового хозяйства.

 


24.02.11. г.

24.02.11. г.

24

Мировое хозяйство.

 


1

 

02.03.11. г.

02.03.11. г.

25

Отраслевая и территориальная структура Мирового хозяйства.

1

Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны.

 


10.03.11. г.

10.03.11. г.

26

Факторы размещения.

1

Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.

16.03.11. г.

16.03.11. г.

27

Контрольная работа по теме: «НТР и Мировое хозяйство».

1

Тестирование.

23.03.11. г.

23.03.11. г.

Итого: 10 2 II – полугодие III – четверть.

Тематическое планирование

по курсу «экономическая и социальная география мира»

10 класс.



п/п

 

Название раздела, темы уроков.

 

Кол-во часов

 

Практические работы

Сроки

По плану

Фактически

География отраслей мирового хозяйства 7 часов II – полугодие IV – четверть.

28

География промышленности.

Топливно-энергетический комплекс (нефтяная, газовая, угольная).

 

 

 



 

1

Определение стран – экспортёров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

06.04.11. г.

06.04.11. г.

29

Электроэнергетика, горнодобывающая, металлургическая, машиностроение, химическая промышленность.

1

 

13.04.11. г.

13.04.11. г.

30

Легкая промышленность. Промышленность и окружающая среда.

1

Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

20.04.11. г.

20.04.11. г.

31

География сельского хозяйства и рыболовство. Понятие о «Зелёной революции». Растениеводство.

1

 

27.04.11. г.

27.04.11. г.

32

Животноводство, сельское хозяйство, рыболовство.

1

 

04.05.11. г.

04.05.11. г.

33

География транспорта.

Международные экономические отношения.



1

 

11.05.11. г.

11.05.11. г.

34

Контрольная работа по теме: «География отраслей Мирового хозяйства».

1

Тестирование.

18.05.11. г.

18.05.11. г.

Итого: 7 2 II – полугодие IV – четверть.

<< предыдущая страница