Программа для общеобразовательных школ: География. Программы для общеобразоват учреждений. 6-11 кл. Т. П. Герасимова. Начальный курс - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
География (6 класс) 1 234.08kb.
Программа по литературе. //Программы для общеобразовательных учреждений. 2 358.97kb.
Программа Учебное пособие для ученика, дидактический материал 1 46.63kb.
Программа по географии для 6 10 классов общеобразовательных учреждений. 1 249.15kb.
Пояснительная записка литература, 5 класс рабочая учебная программа... 3 668.23kb.
Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О. 1 82.38kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 7 класса 1 354.71kb.
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального... 2 713.59kb.
Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. /Курдюмова Т. 1 264.38kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» 5 класс Рассмотрено... 2 655.45kb.
Т. А. Сысова подпись руководителя оу ф. И. О 1 68.56kb.
Департамент образования города москвы юго-западное окружное управление... 7 3217.58kb.
- 4 1234.94kb.
Программа для общеобразовательных школ: География. Программы для общеобразоват учреждений. - страница №5/6





урока

Тема урока

Практическая

работа

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Д/З

§

Дата

Введение – 1 урок

1. (1)

Что изучает география России.

Источники географических знаний.






География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической информации.

Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны.

с.7

1-4.09

Раздел 1. Россия на карте мира – 11 уроков

2. (1)

Географическое положение России: территория, население. Виды и уровни географического положения.




Географическое положение. Виды и уровни географического положения.

Ученик должен понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы

1

к/к


5-11.09

3.(2)

Особенности физико-географического положения России.

№1: Характеристика ГП России. Сравнение ГП РФ и других стран.

(РТ 8 с.6, к/к – с. 34-35)




Особенности географического положения России

Ученик должен знать специфику географического положения России

2, к/к

5-11.09

4.(3)

Экономико – и транспортно- географическое положение России.




Особенности географического положения России

Ученик должен знать специфику географического положения России. Уметь объяснять существенные признаки объектов

3

12-18.09

5.(4)

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.




Особенности географического положения России

Ученик должен знать связь между географическим положением и хозяйством страны. Уметь описывать объект.

4

12-18.09

6.(5)

Государственная территория России.




Территория и акватория

Ученик должен знать понятие «государственная территория»

5

19-25.09

7.(6)

Российское пространство: вопросы и проблемы.




Экономически эффективная территория

Ученик должен знать связь между географическим положением, природными условиями и хозяйством страны. Уметь выделять существенные признаки объектов.

6

19-25.09

8.(7)

Государственные границы России.

Типы и виды российских границ.






Типы границ, виды границ. Морские и сухопутные границы России, недра, континентальный шельф, экономическая зона РФ

Ученик должен знать основные типы и виды границ. Уметь приводить примеры. Знать понятия: террито-риальные воды, экономическая зона, недра, соседние государства. Уметь показывать границу России и назвать соседние страны.

7, к/к

26.09-2.10

9.(8)

Сухопутные и морские границы России.

8

26.09-2.10

10.(9)

Россия на карте часовых поясов.

2: Определение поясного времени для разных пунктов РФ. (РТ 8 с. 7-8, к/к с. 36-37)

Часовые пояса.

Ученик должен знать, в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

9, к/к

3-9.10

11.(10)

Этапы и методы географического изучения территории.




История освоения и изучения территории России

Ученик должен знать результаты географических открытий. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках.

10


3-9.10

12.(11)

Особенности административно-территориального устройства России.




Административно- территориальное и политико-административное деление России

Ученик должен знать специфику административно-территориального устройства РФ. Уметь анализировать карту.

11,

к/к


10-16.10

Раздел 2. Природа России - 27 уроков

Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. – 6 уроков

13.(1)

Геологическая история и геологическое строение территории России.





Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.

Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты.

12

10-16.10

14.(2)


Рельеф России. Основные формы рельефа, их связь со строением литосферы.








Распространение крупных форм рельефа. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.

Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты. закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения.

13

к/к


17-23.10

15.(3)

Горы и равнины. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы.







13

к/к


17-23.10

16.(4)

Как и почему изменяется рельеф России.




Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма.

Ученик должен понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Уметь приводить примеры.

14




17.(5)

Стихийные природные явления в литосфере.




Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой.

Знать стихийные природные явления, связанные с литосферой. Уметь объяснять существенные признаки явлений

15

24-30.10

18.(6)


Человек и литосфера.

3: Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

(РТ 8 с. 9-10)



Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

Ученик должен знать закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения.

16

к/к


24-30.10

Тема 2. Климат и климатические ресурсы – 6 уроков

19.(1)

Факторы, определяющие особенности климата России. Солнечная радиация.

4: Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной радиации и их объяснение.

(РТ 8 с. 11)



Факторы формирования климата; географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны.

Ученик должен знать факторы, определяющие климат России. Уметь объяснять образование циклонов и антициклонов.

17

31.10-2.11

20.(2)

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

№5: Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов.

(РТ 8 с.11-12)



Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения)

Ученик должен понимать закономерности распределения тепла и влаги. Уметь анализировать карты

18

7-13.11

21.(3)

Сезонность климата.




Сезонность климата. Чем она обусловлена.

Ученик должен знать понятие «сезонность». Уметь использовать знания для фенологических наблюдений природы.

19

7-13.11

22.(4)

Типы климатов России.




Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса.

Ученик должен знать характеристику типов климатов. Уметь составлять прогноз погоды.

20,

к/к


14-20.11

23.(5)

Комфортность (дискомфортность) климатических условий.




Степень благоприятности природных условий

Ученик должен знать понятие «комфортность» (дискомфортность) климатических условий. Уметь приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды.

21

14-20.11

24.(6)

Климат и человек.


№6: Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения (по выбору уч-ся)




Ученик должен уметь анализировать и сопоставлять карты различного содержания.

22

21-27.11

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы – 3 урока

25.(1)


Разнообразие внутренних вод России. Реки.

№7: Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.

(РТ 8 с. 15-16)



Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны.

Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России



Ученик должен знать особенности внутренних вод России, понятия, касающиеся работы реки. Знать реки России, уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам.

23, к/к


21-27.11

26.(2)


Озера и болота.

Подземные воды. Ледники.

Многолетняя мерзлота.





Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Ученик должен знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показывать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты.

24, к/к


28.11-4.12

27.(3)

Водные ресурсы и человек.

№8: Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата. (устно)

Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны

Учащиеся должны знать меры по сохранению природы, защиты людей от стихийных природных явлений

25

28.11-4.12

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы – 3 урока

28.(1)


Почва – особое природное тело.

Образование почв и их разнообразие.






Почвы и почвенные ресурсы. Почвы – основной компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения.

Ученик должен знать понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв.

26

26


5-11.12

29.(2)

Закономерности распространения почв. Главные типы почв России.

№9: Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия, знакомство с образцами почв своей местности.

Размещение основных видов почв

Ученик должен знать закономерности распространения почв, зональные типы почв, их главные свойства, уметь анализировать карту почв

27

5-11.12

30.(3)

Почвенные ресурсы России.





Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв .

Ученик должен знать значение почв, охрану почв, мелиорацию земель. Уметь объяснять процессы почвообразования.

28

12-18.12

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. – 2 урока

31.(1)

Растительный мир и животный мир России.

№10: Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов ПК. (устно)

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России.

Ученик должен знать растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов.

29

12-18.12

32.(2)

Биологические ресурсы и их рациональное использование. Охрана органического мира.




Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.

Ученик должен знать понятие «биологические ресурсы» и меры по их охране. Уметь прогнозировать использование и охрану природных ресурсов.

30

19-25.12

Тема 6. Природное районирование – 7 уроков

33.(1)

Разнообразие природных комплексов.




Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Природные и антропогенные ПТК. Природно-хозяйственное различие морей России.

Ученик должен знать понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России. Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов.

31

19-25.12

34.(2)

Природно-хозяйственные зоны России.





Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

Ученик должен знать, что такое природно-хозяйственные зоны. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию.

32

26-31.12

35.(3)

Арктические пустыни, тундра, лесотундра




Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы

Ученик должен знать характеристику арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Уметь составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников.

33

16-22.01

36.(4)

Разнообразие лесов России.




Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы

Ученик должен знать лесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса. Уметь объяснить причину их различия.

34

16-22.01

37.(5)

Лесостепи, степи и полупустыни.

11: Выявление по картам зависимостей между компонентами природы на примере одной из ПЗ.

(РТ 8 с. 18-21)



Характеристика лесостепей, степей, полупустынь, пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы

Ученик должен знать характерные черты лесостепей, степей, полупустынь, пустынь, их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь объяснять их существенные признаки.

35

23-29.01

38.(6)

Высотная поясность.




Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов.

Ученик должен знать понятие «высотная поясность». Уметь объяснить набор высотных поясов в горах.

36,

23-29.01

39.(7)

Особо охраняемые природные территории.




Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные и природные парки, памятники природы.

Ученик должен знать заповедники России. Уметь показывать их на карте.

37

30.01-5.02

Раздел 3. Население России – 8 уроков

40. (1)

Численность и воспроизводство населения.




Население России. Численность, естественное движение.

Типы воспроизводства населения.



Ученик должен знать численность населения страны, факторы, влияющие на численность. Ученик должен уметь объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям.

38

30.01-5.02

41.(2)

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.




Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие ее факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.

Ученик должен знать своеобразие возрастного и полового состава населения, среднюю продолжительность жизни. Уметь объяснять причины социальных процессов.

39

6-12.02

42.(3)

Этнический, языковой и религиозный состав населения.

№12: Изучение этнич. Состава населения, выявление закономерностей распространения религий среди народов РФ.

(РТ 8 с. 30-31)



Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Народы и основные религии. Многоконфессиональность. География религий.

Ученик должен знать народы, населяющие страну, языковые семьи и группы. Уметь приводить примеры, работать с картой. Ученик должен знать основные религии, их географию

40

6-12.02

43.(4)

Городское и сельское население.

13: Определение различий в расселении населения по территории РФ.

(РТ 8 с. 26-27)

к/к 9: с. 38-39


Городское и сельское население, роль крупнейших городов.

Ученик должен знать особенности: населения России, урбанизации, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них социально-экономических проблем. Городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Уметь объяснять существенные признаки социальных явлений.

41

к/к


13-19.02

44.(5)

Размещение населения России.

№14: Определение плотности населения, доли городского и сельского населения в своей области. Сопоставление со средними показателями по стране.

(РТ 9 с. 6-7)



Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

Ученик должен понимать географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения. Уметь приводить примеры, анализировать карты.

42, к/к

13-19.02

45.(6)

Миграции населения в России.

№15: Изучение миграций населения России, выявление основных направлений и причин миграций.

(РТ 8 с. 28-29)



Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Ученик должен знать понятие «миграция» и ее основные виды. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Уметь приводить примеры миграций.

43

20-26.02

46.(7)

Люди и труд.




Экономически-активное население страны и трудовые ресурсы, их роль в размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

Ученик должен знать понятия: трудовые ресурсы, экономически-активное население. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость. Уметь приводить примеры.

44

20-26.02

47.(8)

Тематический контроль знаний: Население.

Социологический опрос: Моя семья










27.02-4.03

ГЕОГРАФИЯ РБ. ПРИРОДА. НАСЕЛЕНИЕ.- 9 уроков

48. (1)

Введение. Географическое положение.

Сравнение площади территории Республики Башкортостан с другими регионами страны. Определение протяженности с севера на юг и с запада на восток. Выявление плюсов и минусов в ФГП







1,2

27.02-4.03

49. (2)

Физико-географическое районирование РБ.

3

5-11.03

50. (3)

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

4-5

5-11.03

51. (4)

Климат и внутренние воды

6

12-18.03

52. (5)

Почвы и почвенные ресурсы

7

12-18.03

53. (6)

Растительный и животный мир

8

19-25.03

54. (7)

Природные территориальные комплексы

9

2-8.04

55. (8)

Численность и состав населения РБ

11-12

2-8.04

56. (9)

Этнический состав населения

74-84

9-15.04

Раздел 4. Хозяйство России – 11 уроков




57. (1)

Что такое хозяйство страны?




Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйств. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий. Территориальная структура хозяйства. Состав отраслей, эксплуатирующих природу: добыча животного и растительного сырья, горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство.

Ученик должен знать об изменении пропорций меду сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, условия и факторы размещения предприятий, состав первичного сектора экономики. Уметь объяснять, чем различаются условия и факторы размещения, особенности размещения отраслей.

45

9-15.04

58. (2)

Как география изучает хозяйство.

№16: Определение тенденций изменения числа занятых в различных сферах народного хоз-ва.

(РТ 9 с. 7-9)



46

16-22.04

59. (3)

Состав первичного сектора экономики




47


16-22.04

60. (4)

Природно-ресурсный потенциал России.




Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.

Ученик должен знать понятия «природные ресурсы», «национальное богатство», основные виды природных ресурсов, крупные ресурсные базы страны.

48

23-29.04

61.(5)

Обеспеченность России природными ресурсами.




49

23-29.04

62.(6)

Сельское хозяйство.

№17: Составление типовой схемы АПК (РТ 9 с. 15-16)

Отличие сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития АПК. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.

Ученик должен понимать особенности сельского хозяйства страны. Уметь оценивать природные условия для ведения сельского хозяйства. Ученик должен знать основные районы выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Районы садоводства и виноградарства. Знать основные районы разведения крупного рогатого скота, свиней, овец и других видов домашних животных. Уметь объяснить принципы размещения.

50

30.04-6.05

63.(7)

Земледелие.




51

30.04-6.05

64.(8)

Животноводство.

№18: Определение по картам основных р-нов выращивания с/х культур, гл. р-нов животноводства


52


7-13.05

65.(9)

Лесное хозяйство. Охота.




Роль леса в жизни людей. Российские леса – важная часть национального богатства страны. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения. Охота. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.

Ученик должен знать о роли леса в российской экономике, основные лесопромышленные районы страны, географию пушного промысла. Знать рыбопромысловые бассейны, перспективы развития рыбного хозяйства в России. Уметь объяснять проблемы этих отраслей.

53

7-13.05

66.(10)

Рыбное хозяйство.




54

14-20.05

67.(11)

Повторение: Географический фактор в развитии общества.




Влияние природной среды на исторический процесс развития общества

Ученик должен знать влияние природного фактора на развитие общества

55

14.20.05

68.

Итоговое повторение материала учебного курса













21-27.05

Календарно-тематическое планирование учебного материала

по «Географии России» (Природа. Население. Хозяйство.) в 8 классе (комплексный курс)

2011 – 2012 учебный год 68 уроков (2ч/н)

Программа

  • Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы.- М., «Дрофа», 2009 г.

Основная литература

Базовый учебник

  • Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2008.

Региональный учебник

  • Хисматов М.Ф., География РБ: учебн. пособие для учащихся 8-9 кл.- Уфа. 2005

Методическое пособие для ученика

  • Сиротин В.И. География России. 8 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2009.

  • География России. 8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ГЕОГРАФИЯ

9 класс


Преподаватель: Левашова А.Г.

2013- 2014 учебный год

Пояснительная записка

Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими, социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития, возрождением России как великой евроазиатской державы. Курс «География России» служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов, экономического и эстетического образования школьников.

География России призвана главным образом формировать правильную ориентацию учащихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать учащимся в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины.

Цели изучения учебного курса

Основная цель курса: формирование у подростков географической картины единого мира как составной части ноосферы.

Главные задачи курса

дать систематические сведения о природе, населении, хозяйстве мира и своей Родины, о глобальных проблемах человечества, особенностях стран разного типа и разного уровня экономического развития;

показать особенности взаимодействия человека и природы на современном этапе развития общества с учетом исторических факторов;

вскрыть специфику жизни, работы и отдыха людей в различной природной, геополитической, демографической и социально-экономической обстановке; рассмотреть суть и значение межотраслевых и межрегиональных территориальных связей;

познакомить учащихся с культурой и бытом разных народов, причинами зарождения и возможными путями решения межнациональных проблем; подвести школьников к осознанию равенства рас и наций;

подготовить новое поколение граждан России к быстрой ориентации в разнообразных природных и социальных явлениях, их пространственной дифференциации, в местных особенностях организации общественного производства; к пониманию значения географической науки для прогнозирования развития природных и социально-экономических процессов;

научить подростков разбираться в материалах периодической печати (текстовых, картографических, статистических, иллюстративных), видеть взаимосвязь политических и экономических событий;

использовать возможности географии как учебного предмета для ознакомления учащихся с миром профессий, особое внимание фиксируя на специальностях, пользующихся в своем регионе повышенным спросом;

помочь учащимся овладеть основами географической культуры, включая элементы повседневной поведенческой географо-экологической культуры.

Требования к уровню подготовки выпускников по данному курсу, ключевые

компетенции обучающихся

Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия. Уметь: показывать на карте.

Знать: численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, географию народов и религий страны; понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы населенных пунктов, зоны расселения, трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица. Уметь: строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП.

Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах СССР. Особенности экономических систем.

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства.

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения: географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Называть: пограничные субъекты, особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ, народы, наиболее распространенные языки, религии; важнейшие природно-хозяйственные объекты области; основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования. Определять: географическое положение. Описывать: географическое положение (экономико-географическое, геополитическое и др.). Объяснять: влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения, особенности быта и религий отдельных народов; различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровне урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского населения, роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ; изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства.

Оценивать: изменение в численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений; природно-ресурсный потенциал региона.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Уметь: составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Нормативные документы

Примерная программа основного общего образования по географии. География России (VII—IX класс) Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии. - М.: Дрофа, 2008.

Николина В.В. География: Программы общеобразовательных учреждения. 6-9 классы. - М.: Просвещение, 2009.

Годовое количество часов

Количество часов: всего - 70 часов, в неделю - 2 часа; практических работ - 23, из них оценочных -12.

Оценочные практические работы

I. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого


машиностроения по картам.

2.Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

3. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

4.Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и

Санкт-Петербурга.

5. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

6.Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

7.Определение по картам географического положения своего региона.

8.Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов своего региона.

9. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.

10. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского) района для жизни и быта человека.

II. Составление характеристики Норильского промышленного узла.

12. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированное™

каждого из них (Восточная экономическая зона).

Краткие методические рекомендации

В основу построения предлагаемого пакета программ и определения их содержания положены следующие подходы и принципы:

— непрерывность школьного географического образования, строгая согласованность содержания отдельных курсов в общеобразовательной школе, преемственность с географической частью содержания курсов природоведения, необходимость учета межпредметных связей с другими учебными дисциплинами;

—интегративность и целостность географии как науки и как учебного предмета;

—гуманизация и гуманитаризация школьной географии, тесно связанные с социологи-зацией, осуществлением исторического подхода, а также с регионализацией и глобализацией ее содержания;

—необходимость ознакомления школьников на доступном для них уровне с достижениями современной теоретической и прикладной географии; методами и средствами географических исследований, значением географического прогнозирования;

—обязательность овладения школьниками жизненно значимыми географическими знаниями и умениями, основами географической, картографической и экологической культуры.

Элементы обязательного минимума образования

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Политико-административное устройство России.

Население России. Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства. Направления и типы миграций. Внедрение и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Народы и основные религии. Россия - многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий, Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие - первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства.

Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры.

Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций, особенности их размещения. Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам.

Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения.

Значение АПК в хозяйстве, состав АПК, роль. Закон о земле. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности.

Сфера услуг, здравоохранение. Связь Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры.

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования.

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов - Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоении. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика

Пограничные субъекты: особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ, основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории, климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах; влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека. Численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы. Народы, проживающие на территории своего региона. Городское и сельское население. Крупнейшие города. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства области. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Анализ экономических карт России и своего региона.

Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России

Особенности географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности, быта и культуры наиболее крупных стран. Различие стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям.

УМК

В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География. Россия: природа, население, хозяйство. Учебник. М.: Просвещение, 2010. Дополнительная литература



Е.С.Холодова, Н.В.Ольховская. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-тренажер. М: Просвещение, 2010.

В.В. Барабанов. География: Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-экзаменатор. М.: Просвещение, 2010.

Атлас. География: природа, население, хозяйство. 9 класс

Контурные карты. География: природа, население, хозяйство. 9 класс

Н.В.Ольховская., под редакцией Дронова В.П. География: природа, население, хозяйство. Поурочное тематическое планирование. М.: Просвещение, 2010.

6. Дронов В.П. География. Земля и люди. Электронное приложение.


М.: Просвещение, 2009.

7. Мишняева Е.Ю., Дронов В.П. География. Навигатор для 6-9 классов.


М.: Просвещение, 2008.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА





Тема урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Термины и понятия

Элементы обязательного минимума образования

Практическая работа

Ресурсы

Дата урока


1

Введение

Знать: содержание разделов курса, являющихся логическим продолжением содержания географии 8 класса. Уметь работать с учебником и другими пособиями курса.










У6 с. 3-6 А, к/к, ТТ -с. 3

ТЭ - с. 4-5






Тема 1. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ - 28 ч

Общая характеристика хозяйства -6ч

2

Особенности

хозяйства

России


Знать: определения понятий «отраслевая» и «территориальная структура хозяйства», уметь определять отраслевую и территориальную структуру хозяйства России, выделять типы территориальной структуры хозяйства на основе анализа экономических карт

Отраслевая и территориальная структура хозяйства, межотраслевые комплексы, секторы хозяйства, факторы и условия размещения предприятий

Отраслевая, функциональная и территориальная структура хозяйства. Секторы хозяйства и динамика соотношений между ними. Межотраслевые комплексы. Факторы и условия размещения предприятий. Территориальная структура хозяйства, ее основные элементы и типы. Основная зона хозяйственного освоения. Изменения территориальной структуры хозяйства в перспективе.

Анализ карт для определения территориальной структуры хозяйства России.

У-с. 8-11 ТТ - с. 4 № 1,2

с. 9 № 2 с. 10 № 1 ЭП






3

Географическое положение как фактор развития хозяйства

Знать: влияние на хозяйство северного положения страны, особенности транспортного, геополитического и геоэкономического положения России, соседское положение России. Уметь характеризовать географическое положение России, выявлять влияние ГП на

ВВП, мировые политические и экономические центры: ЕЭС, США, АТР. Соседи 1,2 и 3 порядка

Влияние на развитие хозяйства северного, транспортного, соседского, геополитического и геоэкономического положения России.




У-с. 12-13 А - с. 2-3 ТТ - с. 5 № 5 с. 7 № 1 ЭП










развитие хозяйства страны.
















4

Человеческий капитал и качество населения

Знать: что такое человеческий капитал, как оценивают качество населения, что влияет на географические различия в качестве населения, как будет развиваться человеческий капитал России. Уметь определять и оценивать долю человеческого капитала в национальном богатстве страны; раскрывать причины территориальных различий по показателю качества населения.

Человеческий капитал, качество населения, индекс человеческого развития.

Человеческий капитал, его доля в национальном богатстве страны. Оценка и географические различия качества населения. Перспективы развития человеческого капитала России.




У-с. 14-15 ТТ - с. 4 № 4 с. 6 № 1 ЭП




5

Трудовые ресурсы и экономически активное население

Знать: что такое трудовые ресурсы и экономически активное население, где работают россияне, как изменится рынок труда. Уметь выявлять основные сферы занятости населения и перспективы развития рынка труда в России.

Трудовые ресурсы, экономически активное население, рынок труда, демографическая нагрузка.

Соотношение понятий «трудовые ресурсы» и «экономически активное население». Безработица. Основные сферы занятости населения. Перспективы развития рынка труда.




У-с. 16-17 ТТ - с. 4 № 3 с. 6 № 2 с. 11 № 2 ЭП




6

Природно-ресурсный капитал

Знать: что такое природно-ресурсный капитал, как размещены природные ресурсы по территории страны, перспективы использования природно-ресурсного капитала. Уметь оценивать долю природно-ресурсного капитала в национальном богатстве страны, определять место России в мире по запасам природных ресурсов и основные черты

их географии.



природно-ресурсный капитал, минеральные и неминеральные ресурсы

Доля природно-ресурсного капитала в национальном богатстве страны. Место России в мире по запасам природных ресурсов. Геологическая изученность территории России. Основные черты географии природных ресурсов страны. Перспективы использования природно-ресурсного капитала России.

Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России.

У-с. 18-19 ТТ - с. 5 № 6,8 ЭП










7

Производственный капитал

Знать: что такое производственный капитал, как он распределяется по видам экономической деятельности и по территории страны. Уметь оценивать долю производственного капитала в национальном богатстве страны, выявлять современное и перспективное распределение производственного капитала по территории страны.

Производственный капитал, его состав.

Доля производственного капитала в национальном богатстве страны, его современное и перспективное распределение по территории России




У-с. 20-21 ТТ - с. 5 № 7 с.6№9, 10 с. 8 № 2 с.9 № 1 ЭП




Промышленность - 11 ч

8

Обобщение по теме «Общая характеристика хозяйства». Топливно-энергетический комплекс.

Знать: состав, место и значение ТЭК для хозяйства страны. Уметь применять полученные знания по теме «Общая характеристика хозяйства», определять состав ТЭК, анализировать динамику структуры потребления топливно-энергетических ресурсов.

Топливно-энергетический комплекс

Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны. Динамика структуры потребления топливно-энергетических ресурсов.




У-с. 86, 22 ТЭ-с. 6-11 ЭП

10

9

Газовая промышленность

Знать : величину запасов и добычи природного газа в России, географию месторождений, особенности транспортировки, основные направления поставок, влияние газовой промышленности на окружающую среду, перспективы развития газовой отрасли. Уметь определять место России в мире по запасам и добыче газа, выявлять основные

районы добычи газа и основные сферы его использования, определять влияние отрасли на окружающую среду.






Место России в мире по запасам и добыче природного газа. География его запасов и добычи в стране. Основные сферы использования природного газа. География основных газопроводов. Влияние газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.




У-с. 23-25 А-с. 28 к/к - с. 6-7 № 1 (част) ТТ-с.12№ 1-3

с. 15 №2 (част) с. 21 № 1 (част), № 2 (част) ЭП





















10

Нефтяная промышленность

Знать :величину запасов и добычи нефти в России, географию месторождений, особенности транспортировки, основные направления поставок, влияние нефтяной промышленности на окружающую среду, перспективы развития отрасли. Уметь определять место России в мире по запасам и добыче нефти, выявлять основные районы добычи нефти и основные сферы ее использования, определять влияние отрасли на окружающую среду.

НПЗ

Место России в мире по запасам и добыче нефти. География ее запасов и добычи в стране. Основные сферы использования нефти. География основных нефтепроводов. Влияние нефтяной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.




У - с. 26 - 29 А-с. 28 к/к - с. 6-7 № 1 (част) ТТ-с. 12 № 4

с. 15 №2 (част) с. 17 3 2 (част) с. 21 № 1 (част), № 2 (част) с. 22 № 3 ЭП



11

11

Угольная промышленность

Знать :величину запасов и добычи угля в России, географию месторождений, особенности транспортировки, основные направления поставок, влияние угольной промышленности на окружающую среду, перспективы развития отрасли. Уметь определять место России в мире по запасам и добыче угля, выявлять основные районы добычи угля и основные сферы его использования, определять влияние отрасли

на окружающую среду.



Шахта, карьер

Место России в мире по запасам и добыче угля. География его запасов и добычи в стране. Основные сферы использования угля. Влияние угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Характеристика угольного бассейна России.

У-с. 30-31 А-с. 28 ТТ-с. 12 № 5

с. 14-15 № 1, № 2(част) с. 17 №2 (част) с. 21 № 1 (част), № 2 (част) ЭП





















12

Электроэнергетика

Знать: типы электростанций и объемы производства электроэнергии в России. Уметь определять место России в мире по производству электроэнергии, сравнивать типы электростанций и их особенности в производстве э/э, определять влияние отрасли на окружающую среду и перспективы ее развития.

ТЭС, ТЭЦ, ГАЭС, ГРЭС, ГЭС, АЭС, ПЭС, ГТЭС, энергосистемы

Место России в мире по производству э/э. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве э/э. Нетрадиционные возобновляемые источники энергии. Энергосистемы. Влияние электроэнергетики на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.




У-с. 32-35 А-с. 29 к/к - с. 6-7 №2

ТТ-с. 12 № 6

с. 13 № 14 с. 16 № 1 с. 20 № 1 ЭП





13

Машиностроение

Знать: что такое машиностроение, его отраслевой состав. Уметь определять объемы производства, факторы и географию размещения предприятий машиностроения, формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны; определять влияние отрасли на окружающую среду и перспективы ее развития.

Специализация, кооперирование, наукоемкость, трудоемкость, металлоемкость.

Значение в хозяйстве, объемы и особенности производства, состав отрасли. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей машиностроения, их влияние на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

У-с. 36-39 А-с. 34-35 к/к - с.6-7№ 4

ТТ-с. 12 № 7

с. 14 № 17 с. 18-19 № 5,6 ЭП





























14

Черная металлургия

Знать: основные стадии производства черных металлов. Уметь определять объемы производства черной металлургии, факторы и географию размещения предприятий отрасли, сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением круп нейших центров черной металлургии: определять влияние отрасли на окружающую среду и перспективы ее развития.

Комбинат полного цикла, комбинирование

Значение в хозяйстве, объемы производства. Особенности производства, факторы размещения предприятий. География производства черных металлов. Влияние черной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.




У-с. 40-43 А-с. 30 к/к - с. 6-7 № 3 (част) ТТ-с. 12-13 №8,9 с. 14 № 16 с. 17-18 №3-4

ЭП





15

Цветная металлургия

Знать: основные стадии производства черных металлов. Уметь определять объемы производства цветной металлургии, факторы и географию размещения предприятий отрасли, выявлять по картам атласа главную закономерность в размещении предприятий цветной металлургии тяжелых и легких металлов; определять влияние отрасли на окружающую среду и перспективы ее развития.




Значение в хозяйстве, объемы производства, состав. Особенности производства, факторы размещения предприятий. География производства тяжелых и легких металлов. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.




у_с. 44-47 А-с. 31 к/к с. 6-7 № 3 (част) ТТ-с. 13 № 10, 11 с. 20 № 2 ЭП




16

Химическая промышленность

Иметь представление о химической промышленности. Уметь определять объемы и особенности производства химической промышленности; определять по картам атласа основные районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и привозном сырье; выявлять роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве; определять влияние отрасли на окружающую среду и перспективы ее развития.




Значение в хозяйстве, объемы производства, состав. Особенности производства, факторы размещения предприятий. География химической промышленности. Влияние химической промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.




У-с. 48-51 А-с. 32 к/к - с. 6-7 №5

ТТ-с. 13 № 12

с. 16 №4 с. 19 №7 ЭП





17

Лесная промышленность

Иметь представление о лесной промышленности. Уметь определять объемы производства и состав лесной промышленности; выявлять направления использования древесины в хозяйстве; сопоставлять по картам атласа географическое положение основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов; определять влияние отрасли на окружающую среду и перспективы ее развития.

Лесистость

Значение в хозяйстве, объемы производства, состав. Особенности производства, факторы размещения предприятий. География лесной промышленности. Влияние лесной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.




У-с. 52-55 А-с. 33 ТТ -с.13№ 13

с. 21 № 3 с. 22-23 № 4 ЭП






18

Обобщение по теме «Промышленность»

Уметь применять полученные знания по теме «Промышленность»










У-с. 86 А-с. 26-35 ТТ-с.15№

3

ТЭ-с. 12-19 ЭП






Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс -4ч

19

Сельское хозяйство. Растениеводство.

Знать значение с/х для страны. Уметь определять состав и особенности с/х и растениеводства; определять по эколого-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур; выявлять влияние с/х на окружающую среду и перспективы развития растениеводства.

Сельхозугодья, сезонность

Значение в хозяйстве. Отличия от других отраслей. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Состав с/х. Влияние с/х на окружающую среду. Растениеводство: объемы производства продукции, состав, география основных направлений, перспективы развития.

Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур

У-с. 56-59 А-с. 26-27, 38

к/к-с. 10-11 № 1,2

ТТ - с. 24 № 1-4

с. 25 № 10, 11

с. 26-27 № 1-3

с. 30-31 № 1-

2

с. 33-35 № 1-3






20

Животноводство

Иметь представление о животноводстве России. Уметь определять основные направления и районы животноводства в России; выявлять перспективы развития отрасли.




Объемы производства продукции, состав, география основных направлений, перспективы развития.

Определение главных районов животноводства.

У-с. 60-61 А - с. 26-27, 38-39

к/к-с. 10-11 №3

ТТ - с. 24 № 5-7

с. 28 № 1 ЭП






21

Пищевая и легкая промышленность. Агропромышленный комплекс.

Знать: что такое АПК, роль пищевой и легкой промышленности в хозяйстве. Уметь определять факторы размещения предприятий пищевой и легкой промышленности в России; выявлять основные районы и центры пищевой и легкой промышленности; определять влияние отраслей на окружающую среду и перспективы их развития; проанализировать схему «Состав АПК России».

АПК

Значение в хозяйстве, объемы производства, состав. Особенности производства, факторы размещения предприятий. География пищевой и легкой промышленности, их влияние на окружающую среду. Перспективы развития отраслей. Состав АПК.




У-с. 62-63 А-с. 36-37 к/к с. 10-11 №4,5

ТТ - с. 25-26 № 8-9, 12,13 с. 27 № 4 с. 29 № 2,3 с. 32 № 3 ЭП






22

Обобщение по теме «Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс»

Уметь применять полученные знания по теме «Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс»










У-с. 86 А - с. 26-27, 36-39

ТЭ - с. 20-25 ЭП






Сфера услуг -7ч

23

Транспорт. Железнодорожный транспорт.

Иметь представление о видах и работе транспорта и о ж/д транспорте России. Уметь сравнивать виды транспорта по ряду показателей; раскрывать понятия

транспортный узел, транспортная система

Значение в хозяйстве. Виды транспорта, их доля в транспортной работе. Транспортные узлы и транспортная система. Влияние транспорта на разме-

щение населения и хозяйства. География железнодорожного транспорта: уровень развития и особенности, основные магистрали, влияние на окружающую среду и перспективы развития.






У-с. 64-67 А - с. 40 к/к с. 8-9 № 1,4

ТТ-с. 36 № 1-3

с. 38 № 1 с. 40-41 № 1,2,3 част, с. 45 № 1 ЭП











«транспортные узлы» и «транспортная система»; выявлять влияние транспорта на размещение населения и хозяйства страны; определять особенности ж/д транспорта и его роль в транспортной системе страны; раскрывать влияние ж/д транспорта на окружающую среду и перспективы его развития.







24

Автомобильный и воздушный транспорт

Иметь представление об особенностях автомобильного и воздушного транспорта России. Проанализировать преимущества и недостатки автомобильного и воздушного транспорта; определить влияние этих видов транспорта на окружающую среду и перспективы их развития.




География автомобильного и воздушного транспорта: уровень развития и особенности, основные магистрали, влияние на окружающую среду и перспективы развития.




У - с. 68-71 А-с. 40 к/к - с. 8-9 №2,5

ТТ-с. 41 № 3 част, с. 46 № 3 с. 47 № 2 ЭП






25

Морской и внутренний водный транспорт.

Знать особенности водного транспорта России. Уметь сравнивать особенности морского и внутреннего водного транспорта, их преимущества и недостатки; определять влияние водного транспорта на окружающую среду и перспективы его развития.

Каботажные перевозки

География водного транспорта: уровень развития и особенности, морские бассейны и речные системы, влияние на окружающую среду и перспективы развития.




У-с. 72-77 А-с. 41 к/к - с.8-9 № 3

с. 14-15 № 1 ТТ-с. 36-38 №4-6, 10-12 с. 39 № 2 с. 42 № 4 ЭП






26

Связь

Знать виды и роль связи в России. Уметь определять виды связи и уровень их развития в стране; сравнивать уровень развития не-

которых видов связи в России и в других странах мира; определять перспективы развития связи в стране.






Значение в хозяйстве. Виды связи и уровень их развития. География связи. Перспективы развития отрасли.




У-с. 78-79 А-с. 41 ТТ-с. 39 № 3

ЭП











27

Наука и образование

Иметь представление о значении науки и образования в хозяйстве страны. Уметь сравнивать долю России и других стран на мировом рынке наукоемкой продукции; определять тенденции и перспективы развития науки и образования в стране; анализировать по карте географию наукоградов и академгородков России.




Значение в хозяйстве. Уровень развития. География и перспективы развития науки и образования.




У-с. 80-83 ТТ- с. 36-37 №7-8 с. 38 № 13 с. 40 № 4 с. 43 № 5 с.48 № 3 ЭП




28

Жилищное хозяйство

Знать особенности жилищного хозяйства страны. Уметь сравнивать показатели жилищного хозяйства в России и в других странах мира, определять территориальные различия в обеспеченности жильем населения России; определять тенденции и перспективы развития жилищного хозяйства; объяснять влияние жилищного хозяйства на окружающую среду.




Величина жилищного фонда России. Уровень развития жилищного хозяйства страны, особенности его географии. Перспективы развития.




У-с. 84-85 ТТ-с. 37 3 9

с. 45 № 2 ЭП






29

Обобщение по теме «Сфера услуг»

Уметь применять полученные знания на практике.










У-с. 86 А - с. 26-27, 40-41

ТТ - с. 47 № 1

ТЭ - с. 26-29





ТЕМА 2. РАЙОНЫ РОССИИ - 37ч

30

Европейская и азиатская части России

Знать особенности природы, населения и хозяйства европейской и азиатской частей России. Уметь выявлять черты сходства и различия этих регионов.

Районирование. Экономический район, экономическая зона.

Территория, географическое положение, особенности природы, природных ресурсов, населения и хозяйства.

Анализ разных видов районирования России.

Ус. 88-91 А-с. 9-11, 14-15,20-23, 26-27 ЭП




Европейский Север - 3 ч

31

Географическое положение и особенности природы Европейского Севера.

Иметь представление об особенностях географического положения и природы района. Уметь оценивать ГП, определять территориальные различия в характере поверхности и климате района, устанавливать причинно-следственные связи между строением земной коры и минеральными ресурсами района; оценивать обеспеченность района природными ресурсами.




Площадь территории, численность населения, состав района. Особенности его ФГП и ЭГП. Особенности природы: характер поверхности, климат, внутренние воды, природные зоны, природные ресурсы.




У - с.92-97 А-с. 12-21, 44-47

к/к с. 15 № 4 ,с. 16-17 № 1 (част), 2 ТТ - с. 50 № 1-3

с. 51 № 1 с. 52 № 2, с. 54 № 1 ЭП





32

Население Европейского Севера

Знать особенности населения района. Уметь называть причины изменения численности населения района; объяснять особенности размещения населения; определять народы, проживающие в районе, их вероисповедание.




Численность, естественный прирост и миграции. Размещение населения. Народы и религии. Занятость и доходы населения.




У-с. 98-99 А-с. 22-25 ТТ - с. 50 № 4,5

с.52 № 3 с. 53 № 1 с. 56 № 1 ЭП






33

Хозяйство Европейского Севера

Иметь представление об особенностях хозяйства района. Уметь оценивать факторы развития хозяйства; выявлять ведущие отрасли сельского хозяйства,

Отрасль специализации.

Место района в производстве валового регионального продукта. Особенности хозяйства и территориальная структура хозяйства. География ведущих отрас-

лей промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг. Экологические проблемы и перспективы развития района.



Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера

У - 100-103 А-с. 44-47 к/к - с. 15 № 5, с. 16-17 № 3-5 (част) ТТ-с. 50-51

го 6-12 с. 53 № 2 с. 54 № 3 с. 55 № 2 с. 57 № 2 ЭП












промышленности и их крупнейшие центры; оценивать экологическую ситуацию в районе; выявлять основные направления развития района.







Европейский Северо-Запад - 3 ч

34

Обобщение по теме «Европейский Север». Географическое положение Европейского Северо-Запада.

Уметь применять полученные знания на практике. Иметь представление об особенностях географического положения и природы района. Уметь оценивать ГП.




Площадь территории, численность населения, состав района. Особенности его ФГП и ЭГП.




У-с. 104-105,200 А - с. 44-47 к/к с. 16-17 № 1 част. ТТ-с. 58 № 1

с. 64 № 1 ТЭ с. 30-31 ЭП






35

Особенности природы Европейского Северо-Запада.

Иметь представление об особенностях природы района. Уметь выявлять особенности компонентов природы района; оценивать обеспеченность района природными ресурсами.




Особенности природы: характер поверхности, климат, внутренние воды, природные зоны, природные ресурсы.




У-с. 106-109

А-с. 12=21, 44-45

ТТ-с. 58 № 2-4

с.59 № 11 с. 61 №4 ЭП



19

36

Население и хозяйство Европейского Северо-Запада.

Знать особенности населения района. Уметь называть причины изменения численности населения района; объяснять особенности размещения населения. Уметь оценивать факторы развития хозяйства; выявлять ведущие отрасли сельского хозяйства, промышленности и их крупнейшие центры; оценивать

экологическую ситуацию в районе; выявлять основные направления развития района.






Численность, естественный прирост и миграции. Размещение населения. Народы и религии. Занятость и доходы населения. Место района в производстве валового регионального продукта. Особенности хозяйства и территориальная структура хозяйства. География ведущих отраслей промышленности, сельско-




У-с. 110-115

А-с. 22-25, 46-47

к/к с.15 %5 част.

с. 16-17 №3 част., № 4 част., № 5 част.

ТТ - с. 58-59 №5-10











го хозяйства и сферы услуг. Экологические проблемы и перспективы развития района




с. 59 № 1 с. 61-62 № 1-

3

с. 63 № 1 с. 64 № 2 с. 65 № 2 ЭП






Центральная Россия -4ч

37

Обобщение по теме «Европейский Северо-Запад». Географическое положение Центральной России.

Уметь применять полученные знания на практике. Иметь представление об особенностях географического положения и природы района. Уметь оценивать ГП.




Площадь территории, численность населения, состав района. Особенности его ФГП и ЭГП.




У-с. 116-117, 200 А-с. 44-47 к/к-с. 18-19 № 1

ТТ - с. 60 № 2,3

с.'б6№ 1-3 ТЭ-с. 34-37 ЭП





38

Особенности природы Центральной России

Иметь представление об особенностях природы района. Уметь выявлять особенности компонентов природы района; оценивать обеспеченность района природными ресурсами.




Особенности природы: характер поверхности, климат, внутренние воды, природные зоны, природные ресурсы.




У-с. 118-121

А-с. 12-21, 44-45

ТТ - с. 66 № 4-6

с. 67 № 11 ЭП






39

Население

Центральной

России


Знать особенности населения района. Уметь называть причины изменения численности населения и густонаселенности района; объяснять особенности размещения населения; определять народы, проживающие в районе, их вероисповедание; оценивать долю экономически активного населения и уровень без-

работицы.






Численность, естественный прирост и миграции. Размещение населения. Народы и религии. Занятость и доходы населения.




У - 122-123 А-с. 22-25 ТТ - с. 66-67 №7,8,13 с. 68 № 2 с. 72 № 2 ЭП



















40

Хозяйство

Центральной

России


Иметь представление об особенностях хозяйства района. Уметь оценивать факторы развития хозяйства; выявлять ведущие отрасли сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг, их крупнейшие центры; оценивать экологическую ситуацию в районе; выявлять основные направления развития района.




Место района в производстве валового регионального продукта. Особенности хозяйства и территориальная структура хозяйства. География ведущих отраслей промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг. Экологические проблемы и перспективы развития района.




У-с. 124-127

А - с. 48-49

к/к-с. 18-19

№2-5


ТТ с. 67 №

9,10,12


с. 69 № 3,4

с. 70 № 1,2

с. 71 № 1,

с. 73 № 1

ЭП





Европейский Юг -4ч

41

Обобщение по теме «Центральная Россия». Географическое положение Европейского Юга.

Уметь применять полученные знания на практике. Иметь представление об особенностях географического положения и природы района. Уметь оценивать преимущества и недостатки ГП района для жизни людей и ведения хозяйства.




Площадь территории, численность населения, состав района. Особенности его ФГП и ЭГП.




У-с. 128-129, 200 А - с. 45,48-49, 52

к/к с. 22 № 1 ТТ - с. 68 № 1

с. 74 № 1,2 с. 76 № 1 ТЭ-с. 38-43 ЭП


21

42

Особенности природы Европейского Юга

Иметь представление об особенностях природы района. Уметь выявлять особенности рельефа и черты сходства и различия климата западной и восточной частей района; характеризовать особенности внутренних вод и природной зональности района; оценивать обеспеченность района природными ресур-




Особенности природы: характер поверхности, климат, внутренние воды, природные зоны, природные ресурсы.




У- 130-133 А-с. 12-21, 52

к/к с. 22 № 2 ТТ- с. 74 № 3,4

с. 75 № 12 с. 77 № 2,3 ЭП











сами.










43

Население Европейского Юга

Знать особенности населения района. Уметь выявлять причины увеличения численности и густонаселенное™ района; устанавливать причины различий в национальном составе равнинной и горной частей района; оценивать долю экономически активного населения и уровень безработицы.




Численность, естественный прирост и миграции. Размещение населения. Народы и религии. Занятость и доходы населения.




У-с. 134-135

А-с. 22-25 ТТ - с. 74 № 5-7

с. 75 № 1 с. 78-79 № 4-6

ЭП





44

Хозяйство Европейского Юга

Иметь представление об особенностях хозяйства района. Уметь устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и развитием отраслей сельского хозяйства района; выявлять ведущие отрасли промышленности и сферы услуг, их крупнейшие центры; оценивать экологическую ситуацию в районе; выявлять основные направления развития района.




Место района в производстве валового регионального продукта. Особенности хозяйства и территориальная структура хозяйства. География ведущих отраслей промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг. Экологические проблемы и перспективы развития района.




У-с. 136-139

А-с. 53 к/к - с. 23 № 3-5

ТТ - с. 74-75 №8-11, 13 с. 79 № 1 с. 80 № 2 с. 80-81 № 1,2


22

Поволжье --4ч

45

Обобщение по теме «Ев-рпейский Юг». Географическое положение Поволжья.

Уметь применять полученные знания на практике. Иметь представление об особенностях географического положения района. Уметь объяснять причины выгодного географического положения района: опреде-




Площадь территории, численность населения, состав района. Особенности его ФГП и ЭГП.




У-с. 140-141,200 А-с. 44-45, 52-53

к/к с. 20 № 1 ТТ - с. 76 № 2

с. 82 № 1,2











лять влияние Волги на ЭГП района.







с. 88 № 1 ТЭ - с. 44-47




46

Особенности природы Поволжья

Иметь представление об особенностях природы района. Уметь определять по картам атласа, как меняются компоненты природы Поволжья при движении с севера на юг: оценивать обеспеченность района природными ресурсами.




Особенности природы: характер поверхности, климат, внутренние воды, природные зоны, природные ресурсы.




У =- с. 142-145

А-с. 12-21, 44-45

к/к - с. 20 № 2

ТТ - с. 82 №

3-6

ЭП





47

Население Поволжья

Знать особенности населения района. Уметь выявлять причины увеличения численности и плотности населения района; характеризовать особенности размещения городского и сельского населения; определять народы, проживающие в районе, их вероисповедание; устанавливать причины территориальных различий в уровне безработицы и величине доходов населения.




Численность, естественный прирост и миграции. Размещение населения. Народы и религии. Занятость и доходы населения.




У-с. 146-147

А - с. 22-25 ТТ - с. 82-83 №7,8 с. 85 № 1 с. 89 № 2 ЭП



23

48

Хозяйство Поволжья

Иметь представление об особенностях хозяйства района. Уметь определять отрасли промышленности и сферы услуг, являющиеся ведущими; определять по картам атласа крупные промышленные центры; устанавливать причинно-следственные связи между агроклиматическими ресурсами и развитием отрас-




Место района в производстве валового регионального продукта. Особенности хозяйства и территориальная структура хозяйства. География ведущих отраслей промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг. Экологические проблемы и перспективы развития района.




У-с. 148-151

А-с. 50-51 к/к с. 21 № 3-5

ТТ - с. 83 № 9-12

с. 84 № 2 с. 85-86 № 2-5

с. 87 № 2 ЭП











лей с/х района; оценивать экологическую ситуацию в районе и уровень развития сферы услуг; определять основные направления развития района.













Особенности природы и экономики

Новосибирской области -5ч



49

Общая характеристика

Иметь представление об особенностях географического положения района. Уметь объяснять причины выгодного географического положения района: определять влияние Оби на ЭГП района. Иметь представление об особенностях хозяйства района. Уметь определять отрасли промышленности и сферы услуг, являющиеся ведущими; определять по картам атласа крупные промышленные центры; устанавливать причинно-следственные связи между агроклиматическими ресурсами и развитием отраслей с/х района; оценивать экологическую ситуацию в районе и уровень развития сферы услуг; определять основные направления развития района.




Место республики в производстве валового регионального продукта. Особенности хозяйства и территориальная структура хозяйства. География ведущих отраслей промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг. Экологические проблемы и перспективы развития Новосибирской области.




У- с.141-143 Презентации учащихся по Новосибирской области




50

География промышленности













У- с.141-143 Презентации учащихся по Новосибирской области




51

География АПК













У- с.141-143 Презентации учащихся по Новосибирской области

24

52

География транспорта













У- с.141-143 Презентации учащихся по Новосибирской области




53

Экономико-географические районы и города













У- с.141-143 Презентации учащихся по Новосибирской области




Урал -4ч

54

Обобщение по теме «Поволжье». Географиче ское положение Урала.

Уметь применять полученные знания на практике. Иметь представление об особенностях географиче ского положения района. Уметь определять особенности ГП Урала, влияющие на развитие хозяйства.




Площадь территории, численность населения, состав района. Особенности его ФГП и ЭГП.




У-с. 152-153,200 А-с. 44-45, 50-51, 54 к/к - с.24-25 № 1 част. ТТ - с. 83 № 1

с. 87 № 1 с. 90 № 1 с. 92 № 1 ТЭ - с. 48 -53 ЭП






55

Особенности

природы


Урала

Иметь представление об особенностях природы района. Уметь оценивать ГП, определять территориальные различия в характере поверхности и климате района, устанавливать причинно-следственные связи между строением земной коры и минеральными ресурсами района; оценивать обеспеченность района природными ресурсами.




Особенности природы: характер поверхности, климат, внутренние воды, природные зоны, природные ресурсы.




У-с. 154-157

А-с. 12-21, 54

к/к - с. 24-25 №2-4

ТТ - с. 90 № 2-4

с. 93 № 1 с. 95 № 1 ЭП


25

56

Население Урала

Знать особенности населения района. Уметь называть причины изменения численности населения района; объяснять особенности размещения населения; определять народы, проживающие в районе, их вероисповедание; устанавливать причины территориальных различий в плотности населения, уровне безработицы и величине доходов населения.




Численность, естественный прирост и миграции. Размещение населения. Народы и религии. Занятость и доходы населения.




У-с. 158-159

А - с. 22-25 к/к - с. 24-25 № 1 част. ТТ - с. 90 № 5,6

с. 91 №9,10 ЭП





57

Хозяйство Урала

Иметь представление об особенностях хозяйства района. Уметь оценивать факторы, влияющие на развитие хозяйства района; определять ведущие отрасли промышленности и крупные промышленные центры района; формулировать основные проблемы развития металлургии и машиностроения района; устанавливать причинно-следственные связи между агроклиматическими ресурсами и развитием отраслей с/х района; оценивать экологическую ситуацию в районе и уровень развития сферы услуг; определять основные направления развития района.




Место района в производ-стве валового регионального продукта. Особенности хозяйства и территориальная структура хозяйства. География ведущих отраслей промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг. Экологические проблемы и перспективы развития района.




У-с. 160-163

А-с. 55 к/к - с. 25 № 5

ТТ-с. 90-91 №7,8,11-13 с. 92 № 2 с. 93 3 3 с. 94 № 2,3 с. 96-97 № 1,2 ЭП


26

Западная и Восточная Сибирь - 4 ч

58

Обобщение по теме «Урал». Географическое положение Западной и Восточной Сибири.

Уметь применять полученные знания на практике. Иметь представление об особенностях географического положения районов. Уметь определять особенности и сравнивать ГП сибирских районов.




Площадь территории, численность населения, состав района. Особенности его ФГП и ЭГП.

Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири

У-с. 164-165, 176-177,200 А-с. 54-56, 58-59

к/к - с. 26 № 1,2

с. 28-29 № 1 част.

с. 30-31 № 1 част.

ТТ- с. 95 №

2

с. 98 № 1,2 с. 99 № 9 с. 109 № 1



ТЭ-с. 54-59 ЭП







59

Особенности природы Западной и Восточной Сибири

Иметь представление об особенностях природы района. Уметь составлять сравнительную характеристику компонентов природы сибирских районов, устанавливать черты сходства и различия; оценивать обеспеченность района природными ресурсами.




Особенности природы: характер поверхности, климат, внутренние воды, природные зоны, природные ресурсы.




У-с. 166-169, 178-181 А-с. 12-21, 56, 58-59 к/к с. 26 № 2 с. 28-29 № 2-3 част. ТТ - с.98 № 3

с. 100 3 1 с. 102 3 2 с. 103 № 1,3 с. 106№ 1-3, 7

с. 108 №2 с. 11032 с. 111 № 2 ЭП


27

60

Население Западной и Восточной Сибири

Знать особенности населения районов. Уметь сравнивать численность и особенности размещения населения районов; определять народы, живущие в районах, их вероисповедание; выявлять территориальные различия в уровне безработицы и величине доходов населения районов




Численность, естественный прирост и миграции. Размещение населения. Народы и религии. Занятость и доходы населения.




У-с. 170-171, 182-183 А-с. 22-25 ТТ - с. 98 № 4,5

с. 99 № 12 с. 101 №4 с. 102 № 1 с. 105 № 1 с. 106-17 № 4-6, 8 ЭП






61

Особенности хозяйства Западной и Восточной Сибири

Иметь представление об особенностях хозяйства районов. Уметь сравнивать отраслевой состав промышленности районов; устанавливать главные фак-




Место районов в производстве валового регионального продукта. Особенности хозяйства и территориальная структура хозяйства. География ведущих отрас-




У-с. 172-175, 184-187 А-с. 57, 60-61

к/к - с. 26-27 №3-5












торы размещения предприятий промышленности ; определять основные отрасли с/х районов; оценивать экологическую ситуацию; определять основные направления развития районов.




лей промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг. Экологические проблемы и перспективы развития районов.




с. 28-29 № 4-5 част

с. 30-31 №2 част., № 4-5 част.

ТТ - с. 98-99 №6-8, 10,11 с. 104 №2 с. 107№ 9,Ю,1 с. 108 №3 с. 110 № 1 с. 112№ 1





Дальний Восток - 3 ч

62

Обобщение по теме «Западная и Восточная Сибирь»

Географическое положение и особенности природы Дальнего Востока



Уметь применять полученные знания и навыки работы с источниками информации на практике. Иметь представление об особенностях географического положения и природы района. Уметь оценивать ГП, определять территориальные различия в характере поверхности и климате района, устанавливать причинно-следственные связи между строением земной коры и минеральными ресурсами района; оценивать обеспеченность района природными ресурсами.




Площадь территории, численность населения, состав района. Особенности его ФГП и ЭГП. Особенности природы: характер поверхности, климат, внутренние воды, природные зоны, природные ресурсы.




У-с. 188-193

А-с. 58-59 к/к с. 28-29 № 1-3 част. ТТ-с. 114 № 1-3 с. 115№ 11,12

с. 116 №2-5 с. 117№ 1,2 с. 119 №2 ЭП


28

63

Население

Дальнего


Востока

Знать особенности населения района. Уметь называть причины изменения численности населения района; объяснять особенности размещения населе-




Численность, естественный прирост и миграции. Размещение населения. Народы и религии. Занятость и доходы населения.




У-с. 194-195

А-с. 22-25 к/к - с. 28-29 №4

ТТ-с. 114











ния; определять народы, проживающие в районе, их вероисповедание; выявлять территориальные различия в уровне безработицы и величине доходов населения










№4,5 с. 118№3 с. 120 № 1 ЭП




64

Хозяйство

Дальнего


Востока

Иметь представление об особенностях хозяйства района. Уметь оценивать факторы, влияющие на развитие хозяйства; выявлять по картам атласа ведущие отрасли промышленности и с/х; объяснять причины преобладания в районе добывающих и первично перерабатывающих отраслей; оценивать экологическую ситуацию; определять основные направления развития района.




Место района в производстве валового регионального продукта. Особенности хозяйства и территориальная структура хозяйства. География ведущих отраслей промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг. Экологические проблемы и перспективы развития района.

-

У-с. 196-199

А-с. 60-61 к/к с. 28-29 № 5 част, с. 30-31 №2-5 част. ТТ-с. 114-115 №6-10, 1

с. 118№ 1 с. 119№3 с. 121 №2 ЭП


29

ТЕМА 3. РОССия В МИРЕ -2 ч

65

Обобщение по теме «Дальний Восток»

Россия и мировое хозяйство



Уметь применять полученные знания и навыки работы с источниками информации на практике.

Иметь представление о месте России в мировом хозяйстве. Уметь определять роль России в мировой торговле и основные направления развития внешней торговли России.



Внешние экономические связи, их виды, экспорт, импорт, внешнеторговый оборот

Виды внешнеэкономических связей. Роль России в мировой торговле. Состав импортной и экспортной продукции. Основные внешнеторговые партнеры. Перспективы внешней торговли.

Анализ взаимодействия природы и человека Анализ и сравнение показателей внешней торговли России с показателями других стран мира.

У - 200с. 202-203 А с. 62-63 ТЭ - с. 70-73 ТТ-с. 122 № 1-7 с. 123 № 1 с. 124 № 1 с. 125 № 1,2 с. 126 № 1 с. 127 №2 ЭП




66

Россия в системе мировых транспортных коридоров. Обобщение по теме «Россия в мире».

Знать место России в системе мировых транспортных коридоров. Уметь применять полученные знания на практике.

Транспортный коридор

Мировые транспортные коридоры. Россия в системе формирующихся транспортных коридоров мира. Перспективы улучшения транспортно-

географического положения страны.






У-с. 204-206

А-с. 40-41, 62-63

ТТ-с. 123

№8,9


с. 124 №2

ТЭ - с. 74-77

ЭП





67

Итоговая

проверочная

работа


Уметь применять, обобщать и систематизировать знания, полученные при изучении курса географии 9 класса










А

ТЭ-с. 78-91






68

Обобщение по курсу« Россия: природа, население, хозяйство»

Уметь применять, обобщать и систематизировать знания, полученные при изучении курса географии 9 класса










Творческие

работы


учащихся

30

Резерв 2 часа

<< предыдущая страница   следующая страница >>