Программа дисциплины «Типографика» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Типографика» для специальности подготовки специалиста 1 106.63kb.
Программа дисциплины археография Цикл 1 216.07kb.
Программа дисциплины духовная жизнь татарского народа в начале ХХ... 1 298.51kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (программа подготовки бакалавра) 1 240.05kb.
Рабочая программа дисциплины международное право (наименование дисциплины) 3 1096.88kb.
Рабочая программа дисциплины римское право (наименование дисциплины) 3 636.38kb.
Рабочая программа дисциплины административное право (наименование... 3 1014.29kb.
Рабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины) 2 753.74kb.
Рабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины) 2 600.74kb.
Рабочая программа дисциплины теория государства и права (наименование... 4 750.39kb.
Программа дисциплины «Разработка и технология производства рекламного... 3 338.53kb.
Петрологические модели катастрофических эксплозивных извержений андезитовых... 1 20.79kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины «Типографика» - страница №1/1


Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины «Типографика» для направления 072500.68 «Дизайн»

подготовки магистра




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет дизайна




Программа дисциплины «Типографика»

для направления 072500.68 «Дизайн», по программе «Коммуникационный дизайн»

подготовки магистра

Автор программы:

Московкин В.В., ассистент,

vmoskovkin@hse.ru


Утверждена УС Факультета дизайна «5» сентября 2013 г.

Ученый секретарь ________________________

Москва, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями

университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для направления 072500.68 "Дизайн" по программе магистерской подготовки «Коммуникационный дизайн», изучающих дисциплину «Типографика».

Программа разработана в соответствии с:

072500.68 "Дизайн"

Образовательных программ для направления 072500.68 "Дизайн" «Коммуникационный дизайн»

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки для направления 072500.68 "Дизайн" магистерская программа «Коммуникационный дизайн» утвержденным в 2013 г.

1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Техника графики» являются истории типографики, ее роли и места в современном графическом дизайне. Основные правила и принципы набора. Шрифт, набор и верстка - как самостоятельные элементы композиции. Самодостаточность типографических средств и образная выразительность.

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать

- знать средства и закономерности композиции в типографике как главных инструментов для претворения дизайнерских идей по созданию произведений полиграфии;



- знать основные положения в области теории и истории шрифта, письма и печати, художественного анализа в печатных изданиях, представление о современном состоянии и перспективах развития полиграфии;

- знать основные методы в компьютерных технологиях, цифровые методы, способы и средства получения, хранения, обработки информации, принципы проектирования печатных изданий;



  • Уметь

- внедрять научную основу и анализ в дизайн–проектирование по созданию дизайн – продукта в полиграфию;

- анализировать практику графического дизайна в философском, историческом и социокультурном аспектах;

- применять критерии оценки эффективности дизайн-продукта полиграфии, навыками комплексного анализа печатного издания;

- определять эффективные маркетинговые технологии продвижения дизайн – продукта типографики;

- уметь организовать самостоятельный профессионально – творческий трудовой процесс;

Иметь навыки (приобрести опыт)

- современных компьютерных, мультимедийными и инновационными дизайн – технологиями, средствами изобразительного искусства и фотодизайна, приемами построения коммуникативных ресурсов дизайн – продукта типографики;

- визуализации любой информации;

- художественного проектирования в различных областях дизайна;
В процессе освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-1

Знает историю типографики; основные правила набора и верстки. Дает определениям основным понятиям верстки; способен выбрать наиболее оптимальный метод создания макета в зависимости от производственных задач.

Лекции, практические занятия

владеет рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; методами и технологией классических техник станковой графики (гравюра, офорт, монотипия); основными правилами и принципами набора и верстки

ПК-2

Знает приемы верстки и использования приемов шрифта и набора для создания типографических композиций; использует разнообразные приемы для создания самодостаточных и образно-выразительных произведений дизайна в соответствии с производственными задачами.


Практические занятия, анализ работ из профессиональной области.



  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу х дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих специальную профессиональную подготовку.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Креативное проектирование

Дизайн рекламы

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

- знать основы работы на компьютере;

- уметь работать с научной и учебной литературой;

- знать принципы создания гармоничных композиционных решений;

- знать принципы работы растровых графических редакторов;

- уметь использовать растровые и векторные графические редакторы для создания и изменения изображений;

- уметь вести проектно-поисковую и эскизную деятельность;

- знать основы пластики в графическом изображении;

- знать основы композиции в пространстве листа;

- знать историю графического дизайна и рекламы.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Полиграфические работы в дизайне

Работа над профессиональным портфолио



  1. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1 КУРС

Раздел 1. Типографика – как компонент графического дизайна

1

Шрифтовая графика

126

36




36

54

2

Особенности графических форм

126

36




36

54




Итого:

252

72




72

108

2 КУРС

Раздел 2. Письмо и печать

3

Шрифтовые знаки

126

36




36

54

4

Леттеринг

126

36




36

54




Итого:

252

72




72

108



  1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 курс

2 курс

Параметры **

1

2

3

4

1

2

3

4




Текущий

(неделя)


Контрольная

работа
























































Эссе




























Реферат




























Коллоквиум




























Домашнее задание

4

4

4

4

4

4







Выполнение заданий по темам занятий

Промежуточный

Зачет




*




*
















Экзамен




























Итоговый

Экзамен


















*







Просмотр выполненных работ по всем темам в виде компьютерных изображений, интерактивных изданий или демонстрационных планшетов



5.1. Критерии оценки знаний, навыков


При выполнении текущего контроля на 4-ой неделе учебных модулей необходимо предоставить файл в программной среде Adobe InDesign демонстрирующий промежуточный этап работы над проектом.
Домашнее задание. При выполнении домашнего задания студент должен продемонстрировать знания и умения по созданию различных типографических композиций. Формат работ: печатный лист А4, разворот – демонстрирующих создание композиции на заданную тему.

Зачет на первом курсе обучения. На зачете студент должен продемонстрировать знания основных понятий и исторического аспекта данной дисциплины, понимание различных приемов создания пластических решений в графике с использованием шрифта, роль шрифта в изображении, продемонстрировать навыки создания композиций на заданные темы. Оценивание проходит в результате просмотра выполненных в ходе семестра заданий. Формат работ: печатный лист А4, разворот

Экзамен на втором курсе обучения. На экзамене студент должен продемонстрировать знания основных понятий и исторического аспекта данной дисциплины, понимание различных приемов создания пластических решений в графике с использованием шрифта, роль шрифта в изображении, продемонстрировать навыки создания композиций на заданные темы. Оценивание проходит в результате просмотра выполненных в ходе семестра заданий. Формат работ: печатный лист А4, разворот
В процессе оценивания рассматриваются знания и умения студента об основных приемах создания типографических композиций, умение использовать различные творческие и технические средства для достижения выразительности произведения графического дизайна.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.



5. Порядок формирования оценок по дисциплине


Итоговая оценка по дисциплине складывается из суммы оценок за промежуточный контроль и итоговый.


Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  1. Просмотр домашнего задания на 4-ой неделе модуля

  2. Просмотр работ на зачете.

На промежуточный просмотр предоставляются домашние задания по ранее изученным темам. На итоговый просмотр предоставляются работы по всем заданиям курса.
На просмотрах оценивается: качество созданных объектов; наличие всех заданий и полнота их выполнения; грамотность настройки визуализатора.
Итоговая оценка выводится по формуле средней взвешенной с учетом введенных весов.

В ведомость проставляется итоговая оценка.

Вес зачета в итоговой оценке – 0,6 (k); самостоятельная работа (промежуточный контроль по выполнению домашнего задания) - 0,4 (k1).
Оценку за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным контролем – Онакопл.

Оценка за зачет выставляется в результате итогового просмотра - Оэкз/зач.

Таким образом, итоговая оценка рассчитывается по формуле

Орезульт = k1* Онакопл + k *·Оэкз/зач

Например, оценка за зачет - 8 баллов; за самостоятельную работу - 6, тогда итоговая оценка (ИО) складывается следующим образом:

ИО = 6*0,4 + 8*0,6 = 2,4+ 4,8 = 7,2 – округляем по правилам округления чисел и получаем итоговую оценку –7.

В ведомость проставляем итоговую оценку – 7.




На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

Оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.



  1. Содержание дисциплины



Раздел 1. Типографика – как компонент графического дизайна
Тема 1. Шрифтовая графика
Количество часов аудиторной работы – 72 часа

Самостоятельная работа – 54 часов


Шрифт как компонент графического дизайна. Комплексная система графики шрифтовых знаков и техники их исполнения. Средства графического дизайна для представления информации. Основные понятия в типографике – техника, функция и формообразование. Облечение слова в зримую форму
Задание 1. Создать типографическую композицию по теме стихотворения (по выбору студента)
Задание для самостоятельной работы:

Выбор стихотворения, эскизирование.



Форма отчетности: Эскизы.

Тема 2. Особенности графических форм
Количество часов аудиторной работы – 72 часа

Самостоятельная работа – 54 часов


Особенности изобразительной формы. Точка и движение. Воображаемая линия. От линии к плоскости. Линия и плоскость в контрасте. Линейное и плоскостное начала в шрифте.
Задание 1. Создать типографическую стилизованную композицию на тему животного
Задание для самостоятельной работы:

Выбор образца, эскизировнаие, стилизация.



Форма отчетности: Эскизы. Сбор композиций в демонстративный планшет.

Литература по разделу:

Базовый учебник





  1. Девид Шервин. Креативная мастерская. 80 творческих задач дизайнера – СПб.: Питер, 2011

Основная литература


2. Яна Франк. Тайные знания коммерческих иллюстраторов – М.: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2010

3. Алла Бирюлева. Коллажная лаборатория – М.: Ниола-Пресс, 2007



Дополнительная литература
4. К. Каррьеро. Потребление и поп-арт. – М.: Искусство – XXI век., 2010

5. Норберт Больц. Азбука медиа. – М.: Европа, 2011

6. Николас Луман. Реальность массмедиа. – М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2012

Основные учебные технологии, используемые при изучении раздела: изучение теоретического материала, выполнение практических работ по заданным темам, решение и рассмотрение задач, разбор домашних заданий.



Раздел 2. Письмо и печать.
Тема 3. Шрифтовые знаки
Количество часов аудиторной работы – 72 часа

Самостоятельная работа – 54 часов


Облечение слова в зримую форму. Особенности типографических знаков. Шрифтовой знак – соразмерность формы и контрформы. Взаимодействие пространства печатных знаков и белый фон. Особенности ритмического построения в слове, строке, полосе



Задание 1. Создать типографическую композицию на тему эмоций
Задание для самостоятельной работы:

Выбор образца, эскизировнаие, стилизация.



Форма отчетности: Эскизы. Сбор композиций в демонстративный планшет.

Тема 4. Леттеринг
Количество часов аудиторной работы – 72 часа

Самостоятельная работа – 54 часов


Основные аспекты формирования типографики. Проблематика пропорции – установление порядка в ряде вещей на основе определенного отношения размеров. Понятия основных средств членения и организации методов формообразования. Целесообразность шрифта и формы для функциональной целесообразности.



Задание 1. Создать типографическую композицию на тему эмоций и их антиподов
Задание для самостоятельной работы:

Выбор образца, эскизировнаие, стилизация.



Форма отчетности: Эскизы. Сбор композиций в демонстративный планшет.


Литература по разделу:

Базовый учебник





  1. Девид Шервин. Креативная мастерская. 80 творческих задач дизайнера – СПб.: Питер, 2011

Основная литература


2. Яна Франк. Тайные знания коммерческих иллюстраторов – М.: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2010

3. Алла Бирюлева. Коллажная лаборатория – М.: Ниола-Пресс, 2007



Дополнительная литература
4. К. Каррьеро. Потребление и поп-арт. – М.: Искусство – XXI век., 2010

5. Норберт Больц. Азбука медиа. – М.: Европа, 2011

6. Николас Луман. Реальность массмедиа. – М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2012

Основные учебные технологии, используемые при изучении раздела: изучение теоретического материала, выполнение практических работ по заданным темам, решение и рассмотрение задач, разбор домашних заданий.



  1. Образовательные технологии


При реализации учебной работы предусмотрены следующие формы проведения занятий: изучение теоретического материала по дисциплине (знакомство с основными терминами и понятиями); выполнение практических заданий по разделам дисциплины; разбор практических задач.
  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1 Тематика заданий текущего контроля


Текущий контроль осуществляется в виде просмотров выполненных работ по темам дисциплины. В ходе данного контроля оценивается качество и количество работ, выполненных студентом.

Темы заданий соответствуют темам практических занятий:

1. Шрифт как компонент графического дизайна

2. Облечение слова в зримую форму

3. Особенности изобразительной формы

4. Облечение слова в зримую форму

5. Основные аспекты формирования типографики

8.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Самопроверка студентов может быть осуществлена по следующим вопросам:

1. Назовите основные понятия в типографике?

2. Назовите особенности графических форм?

3. Линейное и плоскостное начала в шрифте?

4. Назовите особенности ритмического построения в слове, строке, полосе?

5. Что такое проблематика пропорций?

6. Понятия основных средств членения и организации методов формообразования?

7. Что такое целесообразность шрифта?


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Базовый учебник


  1. Девид Шервин. Креативная мастерская. 80 творческих задач дизайнера – СПб.: Питер, 2011

Основная литература


2. Яна Франк. Тайные знания коммерческих иллюстраторов – М.: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2010

3. Алла Бирюлева. Коллажная лаборатория – М.: Ниола-Пресс, 2007



Дополнительная литература
4. К. Каррьеро. Потребление и поп-арт. – М.: Искусство – XXI век., 2010

5. Норберт Больц. Азбука медиа. – М.: Европа, 2011



6. Николас Луман. Реальность массмедиа. – М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2012


  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины



Для проведения дисциплины необходима стандартная мастерская для проектных и макетных работ, а так же возможность просмотра работ – проектор, экран, персональный компьютер