Программа дисциплины «Теория и история зарубежной литературы» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по истории зарубежной литературы мпгу под редакцией В. 1 588.1kb.
Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» 3 713.25kb.
Рабочая программа дисциплины история зарубежной литературы к. 2 444.62kb.
Рабочая программа дисциплины История зарубежной литературы Направление... 2 1010.55kb.
Программа дисциплины «Теория и история медиа» 1 188.84kb.
Программа дисциплины История русской литературы. Ч. II. Русская литература... 1 311.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «история зарубежной литературы... 2 598.99kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной... 1 352.5kb.
Программа дисциплины «История русской музыки» 1 292.48kb.
Программа дисциплины История искусства и литературы для направления... 1 340.55kb.
Рабочая программа дисциплины теория государства и права (наименование... 4 750.39kb.
Относительности 10 2542.24kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины «Теория и история зарубежной литературы» - страница №1/5




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Теория и история зарубежной литературы» для направления 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет философии
Программа дисциплины

Теория и история зарубежной литературы




для направления 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра


Авторы программы:

Кукулин И.В., к. филол. н., доцент кафедры проектов в сфере культуры отделения культурологи, ikukulin@hse.ru

Рогинская О.О. , к. филол. н., доцент кафедры наук о культуре отделения культурологии,

oroginskaya@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры наук о культуре «26» ноября 2013 г.

Зав. кафедрой В.А. Куренной


Рекомендована секцией УМС факультета философии «___»____________ 20 г

Председатель Б.Н. Кашников


Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь И.В. Макарова ________________________ [подпись]

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Теория и история зарубежной литературы».

Программа разработана в соответствии с:


  • ОС ФГАОУ ВПО НИУ ВШЭ по направлению подготовки 031400.62 «Культурология», уровень подготовки: бакалавр;

  • Образовательной программой направления 031400.62 «Культурология», уровень подготовки: бакалавр;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 031400.62 «Культурология», подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.

Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Теория и история зарубежной литературы» являются:


  • ознакомление студентов с основными периодами, направлениями и концепциями в теории и истории зарубежной литературы от античности до Современности;

  • раскрытие специфики теории литературы и истории литературы как гуманитарных наук;

  • рассмотрение актуальных теоретических проблем современного литературоведения;

  • ознакомление с различными типами интерпретаций рассматриваемых литературных произведений;

  • углубление профессиональной подготовки студентов на основе знакомства с синхроническим и диахроническим многообразием филологических исследовательских стратегий.

    Курс «Теория и история зарубежной литературы» читается, в соответствии с базовым учебным планом направления 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра, во 2-4 модулях на 2 курсе отделения культурологии и коррелирует с рядом других учебных курсов, в первую очередь - с курсом «Теория и история русской литературы» (читается на 3 курсе), а также с курсами «Теория и история зарубежного искусства» (читается на 1 курсе) и «История западной культуры» (читается на 2-3 курсах). Продолжительность и структура курса: 25 лекций, 17 семинаров. Проведение семинарских занятий связано с освоением теоретического материала по рекомендуемой литературе, выработкой навыков анализа текстов, обучением критическому осмыслению современных художественных практик. По окончании курса студенты сдают экзамен.





Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:


  • Знать: основные этапы и периоды в истории зарубежной литературы; ведущие теоретические концепции классического и современного литературоведения, основы теоретического и историко-культурного анализа произведения искусства.

  • Уметь: излагать учебный материал в области теории и истории литературы, работать с оригинальными литературными текстами, использовать знание возможностей приложения полученной информации.

  • Владеть: навыками использования современного знания о литературе и ведущих направлениях гуманитарного знания (концепций и инструментария) в сфере практической инновационной деятельности.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ОНК-1

Демонстрирует понимание основных гуманитарных методов исследования, владеет знанием первоисточников, использует профессиональную терминологию, сопоставляет основные исследовательские стратегии гуманитарного знания; умеет сформулировать условия и границы применимости выбранного метода, интерпретировать его с точки зрения различных концепций и платформ гуманитарного исследования; способен предложить альтернативные подходы к решению проблемы.

Чтение первоисточников и комментирующей литературы, выступления с докладами, участие в дискуссиях.

Владение культурой мышления, способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности

ИК-1

Воспроизводит основные концепции в истории литературы, эстетики и художественной культуры; использует различные источники научной информации; демонстрирует знание возможностей приложения полученной информации; пользуется профессиональной терминологией; осваивает правила ведения научной дискуссии; владеет приемами и методами устного и письменного изложения базовых эстетических знаний; применяет навыки поиска, упорядочивания и обработки информации из различных источников в гуманитарной сфере; владеет культурой научной коммуникации, публичных выступлений, ведения академической полемики.

Анализ литературных и теоретических текстов, участие в дискуссиях, написание эссе, формирование навыков подготовки научной презентации.

Умеет использовать в профессиональной деятельности:

знание традиционных и современных проблем теории и истории литературы (ПК-7);

владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ПК-12);

способность вести поиск тем и авторов в области научной литературы по филологии и смежным дисциплинам (НИУ ПК-15)




ПК

Демонстрирует знание основных концепций в истории литературы, использует профессиональную терминологию, выявляет навыки академического анализа текстов, умеет грамотно раскрыть содержание исследуемой проблемы на основе знаний традиционных и современных проблем гуманитарного знания, способен умело интерпретировать предложенный текст.

Чтение первоисточников и комментирующей литературы, выступления с докладами и сообщениями, участие в дискуссиях, анализ кейсов, выполнение текущих контрольных работ, подготовка

итоговой письменной работы.




Место дисциплины в структуре образовательной программы


Дисциплина «Теория и история зарубежной литературы» относится к базовой части дисциплин профессионального цикла при подготовке бакалавров направления 031400.62 «Культурология».

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:



  • теория и история искусства;

  • теория и история литературы;

  • философия культуры;

  • история философии.

Для освоения учебной дисциплины, студент должен владеть следующими знаниями и компетенциями, которые могут быть сформированы (в общем или отчасти) средствами дисциплины «Теория и история зарубежной литературы»:

а) универсальные:

общенаучные (ОНК):

- способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОНК-1)



инструментальные (ИК):

- владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности (ИК-1);



социально-личностные и общекультурные (СЛК):

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (СЛК-2);

- способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире, ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога (СЛК-6)

б) профессиональные:

в научно-исследовательской деятельности:

- умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем теории и истории литературы (ПК-7);

- владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ПК-12);

- владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых знаний в области теории и истории литературы (ПК-13)



в редакционно-издательской деятельности:

- способность вести поиск тем и авторов в области научной литературы по теории и истории литературы и смежным дисциплинам (НИУ ПК-15)


Основные положения дисциплины «Теория и история зарубежной литературы» должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Теория и история русской литературы», «История западной культуры» и др.

Тематический план учебной дисциплины


Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа







Лекции

Сем. и практ. занятия



Программа лекций.

Блок первый.




Научный статус литературоведения. Критика и риторика. Науки о литературе.




2









Литература и литературность. Внешние границы литературы. Литература и словесность. Исторический характер понятия литература.




2










Внутренние границы литературы. Литературные роды и жанры. Высокая литература. Феномен массовой литературы.




2









Поэзия и проза. Поэтический язык. Стиль. Фигуры речи.




2









Повествование. Интерсубъективные отношения в литературе. Сюжет и фабула. Точка зрения.




2









Автор и герой. Типы речи. Несобственно-прямая речь. «Поток сознания». Интердискурсивные отношения в литературе.




2









Интертекстуальные отношения в литературе.




2









Проблема читателя.




2







Блок второй.



Эпос и миф. Миф и сказка. Эпический герой.




2







10Л

Эпопея и трагедия. Герой эпический и герой трагический.





2







11Л

Народный смех. Площадной театр. Ритуал, карнавал, сатира. Комедия.





2







12Л

Рождение романа. Роман как «буржуазная эпопея Нового времени».




2







13Л

Рождение лирики. Лирический мир и лирический герой. Поэтическая образность.





2







14Л

Литературный жанр. От нормативной поэтики к неканоническим жанрам. Жанр и модальность высказывания.





2







Блок третий.

15Л

Эффект реальности. Реалистический модус. Натурализм и реализм.





2







16Л

Гротеск. Исторические формы гротеска.




2







17Л

Дискурсы фантастического. Гротескно-фантастическое. Научная фантастика.





2







18Л

Литературная утопия. Антиутопия.




2







19Л

Страшное и ужасное в литературном тексте.





2







20Л

Ирония и абсурд.





2







21Л

Смех в литературе. Виды и формы смеха. Исторические формы комического.




2







Блок четвертый.

22Л

История литературы как история чтения: от сказительских практик к бумажной книге. Революции чтения. История литературы как история читателей.





2







23Л

История литературы как история авторства.





2







24Л

Литература как социальный институт. Место, роль и формы литературы в культуре Нового времени. Литература, женщины и дети.






2







25Л

Литературная классика. Культовая литература. Литература и мода.





2







Программа семинарских занятий и самостоятельных работ.



Блок первый



Литература и литературность.







2






Анализ поэтического текста.







2




1ДР

Анализ стихотворения. Проблема перевода стихотворного текста.










2



Повествование. Практикум по нарратологическому анализу текста.






2






Прямая и косвенная речь. Внутренний монолог. Несобственно-прямая речь. «Поток сознания». Виды повествования в литературе XIX-XX вв.








2




1КР

Повествование. Основы нарратологического анализа литературного текста.










6

Блок второй



Происхождение и трансформация литературно-мифологических сюжетных архетипов.







2






Эпическая и драматическая поэзия. Эпический сюжет и драматический конфликт. Герой в эпике и в драме.







2






Эпический мир и эпический герой. Эпическая ретардация. Предметная деталь в эпосе. Эпические время и пространство.







2







От эпического мира и героя к романному. «Мифологизм» в литературе XX века.







2






Новелла как жанр и структура.







2




10С

Сонет как жанр и структура.







2




Блок третий

11С

Реализм. Практикум по анализу текста.













12С

Гротеск в литературном произведении. Джонатан Свифт.













13С

Фантастика. Утопия и антиутопия.













14С

Страшное и ужасное в литературном тексте. «Чикамога» Амброза Бирса: анализ текста.














15С

Семинар-практикум: работа по группам. «Ворон» Эдгара По: текст и контекст.














16С

Семинар-практикум (работа по группам). «Превращение» Франца Кафки: текст и контекст.















Реферат на тему « «Превращение» Франца Кафки: pro et contra».










10

17С

«Тартюф, или Обманщик» Мольера: аспекты комического в литературном произведении.
















Всего

84

50

34






следующая страница >>