Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Теория и история зарубежной литературы» 5 981.2kb.
Программа дисциплины История русской литературы. Ч. II. Русская литература... 1 311.34kb.
Программа дисциплины «История русской музыки» 1 292.48kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) в. 13 История русской литературы 2 462.97kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины К. филол н., доцент каф русской... 1 209.19kb.
Программа дисциплины «Теория и история медиа» 1 188.84kb.
Программа дисциплины История искусства и литературы для направления... 1 340.55kb.
Программа дисциплины «История Русской Православной Церкви» 2 583.04kb.
Рабочая программа дисциплины теория государства и права (наименование... 4 750.39kb.
Программа дисциплины «История политической и правовой мысли зарубежных... 3 525.74kb.
Программа дисциплины «История искусства и литературы. Часть I» 2 621.15kb.
Литература первой половины XIX века 2 397.03kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» - страница №1/3




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» для направления 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет философии
Программа дисциплины

Теория и история русской литературы




для направления 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра


Автор программы:

Рогинская О.О. , к. филол. н., доцент кафедры наук о культуре отделения культурологии,



oroginskaya@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры наук о культуре «26» ноября 2013 г.

Зав. кафедрой В.А. Куренной


Рекомендована секцией УМС факультета философии «___»____________ 20 г

Председатель Б.Н. Кашников


Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь И.В. Макарова ________________________ [подпись]

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Теория и история русской литературы».



Программа разработана в соответствии с:


  • ОС ФГАОУ ВПО НИУ ВШЭ по направлению подготовки 031400.62 «Культурология», уровень подготовки: бакалавр;

  • Образовательной программой направления 031400.62 «Культурология», уровень подготовки: бакалавр;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 031400.62 «Культурология», подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.

Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Теория и история русской литературы» являются:


  • ознакомление студентов с основными периодами, направлениями и концепциями в теории и истории русской литературы от древнерусской словесности до современности;

  • раскрытие специфики теории литературы и истории литературы как гуманитарных наук;

  • рассмотрение актуальных теоретических проблем современного литературоведения;

  • ознакомление с различными типами интерпретаций рассматриваемых литературных произведений;

  • углубление профессиональной подготовки студентов на основе знакомства с синхроническим и диахроническим многообразием филологических исследовательских стратегий.



Курс «Теория и история русской литературы» читается в 3-4 модулях на 3 курсе отделения культурологии факультета философии и, с одной стороны, коррелирует с курсом «Теория и история зарубежной литературы» (читается на 2 курсе), с другой - сопровождает или предваряет курсы «Теория и история русского искусства» (читается в 4 модуле на 3 курсе) и «История русской культуры», который читается на 4 курсе. Эти корреляции задают проблемный характер курса: история русской литературы описывается в ее тесной связи с зарубежной (в первую очередь – западноевропейской), в связи с чем обсуждается проблема национального своеобразия русской литературы. Вторая особенность курса – его тесная связь с культурологической проблематикой. С учетом особого статуса литературы в истории русской культуры большое внимание уделяется отражению в литературе общественно-политических и культурных явлений и в то же время такой функции литературы (особенно русской), как моделирование, программирование действительности. Кроме того, история русской литературы тесно связана и с культурными практиками повседневности: именно со второй половины XVIII века активно формируются читательские практики русского дворянина, а затем и разночинной интеллигенции и городской публики (феномен массового чтения).
Продолжительность и структура курса: 44 ч. лекций, 36 ч. семинаров. По окончании курса студенты сдают зачет.


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:


  • Знать: основные этапы и периоды в истории русской литературы; ведущие теоретические концепции классического и современного литературоведения, основы теоретического и историко-культурного анализа произведения искусства.

  • Уметь: излагать учебный материал в области теории и истории литературы, работать с оригинальными литературными текстами, использовать знание возможностей приложения полученной информации.

  • Владеть: навыками использования современного знания о литературе и ведущих направлениях гуманитарного знания (концепций и инструментария) в сфере практической инновационной деятельности.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ОНК-1

Демонстрирует понимание основных гуманитарных методов исследования, владеет знанием первоисточников, использует профессиональную терминологию, сопоставляет основные исследовательские стратегии гуманитарного знания; умеет сформулировать условия и границы применимости выбранного метода, интерпретировать его с точки зрения различных концепций и платформ гуманитарного исследования; способен предложить альтернативные подходы к решению проблемы.

Чтение первоисточников и комментирующей литературы, выступления с докладами, участие в дискуссиях.

Владение культурой мышления, способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности

ИК-1

Воспроизводит основные концепции в истории литературы, эстетики и художественной культуры; использует различные источники научной информации; демонстрирует знание возможностей приложения полученной информации; пользуется профессиональной терминологией; осваивает правила ведения научной дискуссии; владеет приемами и методами устного и письменного изложения базовых эстетических знаний; применяет навыки поиска, упорядочивания и обработки информации из различных источников в гуманитарной сфере; владеет культурой научной коммуникации, публичных выступлений, ведения академической полемики.

Анализ литературных и теоретических текстов, участие в дискуссиях, написание эссе, формирование навыков подготовки научной презентации.

Умеет использовать в профессиональной деятельности:

знание традиционных и современных проблем теории и истории литературы (ПК-7);

владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ПК-12);

способность вести поиск тем и авторов в области научной литературы по филологии и смежным дисциплинам (НИУ ПК-15)




ПК

Демонстрирует знание основных концепций в истории литературы, использует профессиональную терминологию, выявляет навыки академического анализа текстов, умеет грамотно раскрыть содержание исследуемой проблемы на основе знаний традиционных и современных проблем гуманитарного знания, способен умело интерпретировать предложенный текст.

Чтение первоисточников и комментирующей литературы, выступления с докладами и сообщениями, участие в дискуссиях, анализ кейсов, выполнение текущих контрольных работ, подготовка

итоговой письменной работы.




Место дисциплины в структуре образовательной программы


Дисциплина «Теория и история русской литературы» относится к базовой части дисциплин профессионального цикла при подготовке бакалавров направления 031400.62 «Культурология».

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:



  • теория и история искусства;

  • теория и история литературы;

  • история культуры;

  • философия культуры.

Для освоения учебной дисциплины, студент должен владеть следующими знаниями и компетенциями, которые могут быть сформированы (в общем или отчасти) средствами дисциплины «Теория и история русской литературы»:

а) универсальные:

общенаучные (ОНК):

- способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОНК-1)



инструментальные (ИК):

- владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности (ИК-1);



социально-личностные и общекультурные (СЛК):

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (СЛК-2);

- способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире, ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога (СЛК-6)

б) профессиональные:

в научно-исследовательской деятельности:

- умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем теории и истории литературы (ПК-7);

- владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ПК-12);

- владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых знаний в области теории и истории литературы (ПК-13)



в редакционно-издательской деятельности:

- способность вести поиск тем и авторов в области научной литературы по теории и истории литературы и смежным дисциплинам (НИУ ПК-15)


Основные положения дисциплины «Теория и история зарубежной литературы» должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Теория и история русской литературы», «История западной культуры» и др.

Тематический план учебной дисциплины


Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа







Лекции

Сем. и практ. занятия



Программа лекций.




Русская литература как историко-культурный феномен. Проблема хронологических рамок. Основные вехи развития.




4









Древнерусская словесность: система идей и жанров.




4










Русский классицизм и европейская традиция. Традиции классицизма в русской поэзии XIX-XX вв.

Жанр торжественной оды в русской поэзии: Ломоносов и Державин. Ода и сатира. Одические и сатирические традиции в русской поэзии. Ода и сатира в поэзии В. Маяковского.

Жанр духовной оды в поэзии Ломоносова и Державина. Тютчев и классицизм.





4









Комедия и трагедия в русском классицизме. Трагедия и одический стиль. Комедия и сатира.

«Недоросль» Д. И. Фонвизина и традиция русской общественной комедии. Тема воспитания молодого дворянина в русской литературе: от «Недоросля» к «Капитанской дочке» и «Обломову».






4









Национальное своеобразие русского сентиментализма и романтизма.

Основные этапы становления русского литературного языка. Архаисты и новаторы.






4









Пушкин, Лермонтов, Гоголь и европейские традиции их творчества. Первый этап развития русского романа. От романтической поэмы к роману в стихах(случай Пушкина). Становление русской прозы: от Карамзина к Пушкину, от Бестужева-Марлинского к Лермонтову. Гоголь и жанр романа-поэмы.




4









«Натуральная школа». «Мы все вышли из гоголевской «Шинели»». Второй этап становления русского романа: Герцен («Кто виноват?»), Гончаров и Тургенев.

Споры о «герое времени» в русской литературе. Женские образы в русской литературе. Любовь как романный сюжет.






4









Феномен русской литературной критики. Белинский. Добролюбов. Писарев. Общественная роль литературы в России. «Полинька Сакс» А. В. Дружинина и «Что делать?» Н. Г. Чернышевского.




4









Расцвет русского классического романа. Толстой и Достоевский в контексте русской и мировой литературы. Что такое русский психологизм: Случай Толстого и случай Достоевского. Традиции русского романа в литературе XX века.




4







10Л

История русской драмы. «Недоросль» и «Горе от ума» и традиции европейской комедии XVII-XVIII вв. Русская общественная комедия: Фонвизин – Грибоедов - Гоголь. Островский и Сухово-Кобылин как создатели русской комедии дель арте. «Гроза» как национальная русская трагедия. Чехов и европейская новая драма. Русская драма XX века: Горький, Андреев, Булгаков.




4







11Л

Феномен короткого рассказа в русской литературе: Чехов и Бунин.

Традиции русской классической литературы в XX в. Миф о русской литературе XIX века в современной литературе. Традиция «переписывания классики» в современной литературе.






2
2







Программа семинарских занятий и самостоятельных работ






Мировоззренческие основания русской литературы. Значение литературы в русской жизни XVIII – XX вв. Поэт и писатель как культурный герой.







4






«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина. Сентиментальный сюжет в русской литературе XVIII-XX вв.







4




1КР

Контрольная работа № 1 «Сентиментальный сюжет в русской литературе»










12



Идиллия и элегия. Дружеское послание. Сельская элегия. Морская элегия. Практикум по анализу лирического стихотворения. Трансформации элегического жанра в русской литературе. Идиллический и элегический модусы изображения действительности в литературе .






4






Образ «маленького человека» в русской литературе: национальное и универсальное. Часть 1. Образ «маленького человека» в русской литературе XIX-XX вв.







4






Образ «маленького человека» в русской литературе: национальное и универсальное.

Часть 2. Практикум по литературоведческому анализу стихотворного текста: «Сон Попова» А. К. Толстого, «Шинель» Дм.Быкова.









4




2КР

Контрольная работа № 2 «Трансформация образа «маленького человека» в русской литературе.










12



Завет отца сыну как сюжетный мотив в русской литературе XIX вв. Практикум по анализу фрагмента.







4






Русский человек на рандеву: мотив любовного объяснения в русской прозе XIX-XX вв. Практикум по жанровому анализу повести и рассказа







4







Образ тройки в русской литературе. Практикум по мотивному анализу.







4






Миф о русской литературе XIX века в современной литературе. Традиция «переписывания классики» в современной литературе.







4






Реферат.










10




Всего

80

44

36







следующая страница >>