Программа дисциплины "Современные теории идентичности" для направления/ специальности 040100. 62 " - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 3 347.76kb.
Программа дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля... 1 225.07kb.
Программа дисциплины "Социология девиантного и нормативного " для... 1 209.29kb.
Программа дисциплины «Разработка и технология производства рекламного... 3 338.53kb.
Программа дисциплины «Социальная и экономическая антропология» 2 331.19kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 1 268.08kb.
Программа дисциплины Культура повседневности. Советский период. 3 483.25kb.
Программа дисциплины Современные проблемы истории и теории политической... 1 222.44kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 5 663.57kb.
Программа дисциплины «Алгебра и анализ» 1 186.6kb.
Программа учебной дисциплины «Теория и история менеджмента» для направления... 4 657.7kb.
Учебник для общеобразовательных учреждений «Английский в фокусе» 2 651.53kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины "Современные теории идентичности" для направления/ специальности - страница №1/1




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины "Современные теории идентичности" для направления/ специальности 040100.62 "Социология" подготовки бакалавра




Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавров, изучающих дисциплину «Современные теории идентичности».

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики» для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра;

  • Образовательной программой 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2013 г.

1Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Современные теории идентичности» являются: ознакомление с современными теоретическими подходами к определению феномена идентичности (субъективности) в глобальном/локальном контекстах; усвоение различий в рассмотрении идентичности как категории «обыденного» языка, как научного понятия, как политического проекта; формирование навыков анализа конструирования и репрезентации идентичности, а также навыков саморефлексии.


2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать:

    - современные социальные теории идентичности;

    - методологические основания социологического исследования идентичностей в современном обществе;

    - определение ключевых понятий курса: идентичность, репрезентация, гендерная идентичность, этническая идентичность, классовая идентичность, глобализация;

    - основные характеристики трансформации понимания идентичности в современных социальных науках: от стабильной, единой, неизменной, врожденной сущности к множественной, подвижной, изменчивой, плавающей идентичности субъектов постмодерна.



  • Уметь:

    - производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о социальном процессе конструирования идентичности, социальных общностях, образованных на основании общих идентичностей;

    - рефлексировать собственный повседневный опыт производства идентичностей в условиях глобализации;

    - участвовать в групповой работе, реализовывать самостоятельные аналитические проекты;

    - представлять результаты своего анализа в аудитории;

    - использовать полученные знания на практике.





  • Иметь навыки (приобрести опыт)

- анализа репрезентаций социальных идентичностей в масс-медиа;

- саморефлексии;



- анализа процесса конструирования идентичностей/производства различий в повседневной жизни и в разных сферах общества.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОК-1


Студент дает определения основным понятиям, воспроизводит основные положения социальных теорий идентичности, распознает отличия в эссенциалистском и конструктивистском рассмотрениях идентичности, интерпретирует собственный опыт и окружающую социальную реальность

Лекция, анализ литературы на семинарах, выполнение домашних заданий, написание эссе, съемка фильма

Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

ОК-2

Студент умеет обобщить и воспроизвести прочитанный материал, оценить его, высказать/написать свою точку зрения, предлагает свою трактовку, интерпретацию.

Выступления на семинарах, выполнение домашних заданий, написание мини-тестов, написание эссе

Готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе

ОК-3

Студент демонстрирует умение вести диалог с одногруппниками, распределять функции и выполнять задание

Групповая работа на занятиях

Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации

ОК-6

Студент дает определения основных понятий курса, использует новую терминологию, распознает различные теоретические подходы к пониманию идентичности, высказывает свою точку зрения

Лекции, чтение материалов к семинару, выполнение домашних заданий, написание эссе

Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков

ОК-7

Студент исправляет свои работы, рефлексирует свой опыт

Групповая работа, работа над ошибками

Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

ОК-8

Студент демонстрирует критический подход к эссенциалистскому понимаю идентичности, распознает/вскрывает существующие дискриминации, выполняет свои проекты с учетом перспективы феминистских критических подходов, отстаивающих равенство и голоса «неслышимых»

Лекции, работа на семинарах, работа в группах, написание эссе/съемка фильма

Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы

ОК-10

Студент применяет способы анализа и интерпретирует предложенные материалы

Семинарские занятия, работа в группах, домашняя задания, написание эссе/съемка фильма

Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией

ОК-13

Студент владеет способами поиска и переработки информации, что проявляется в форме составления списка источников и материалов, презентации результатов чтения и анализа

Семинарские занятия, домашние задания, написание эссе/съемка фильма

Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

ОК-14

Студент демонстрирует умение находить материалы в сети Интернет

Семинарские занятия, домашние задания, написание эссе/съемка фильма

Владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации

ОК-15

Студент владеет английским языком, достаточным для чтения текстов к семинарским занятиям, просмотра видео на английском языке и работой с литературой на англ.языке при написании эссе

Семинарские занятия, написание эссе

Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования

ПК-1

Студент применяет полученные знания о теоретических подходах к пониманию идентичности при выполнении заданий

Лекции, семинарские занятия, домашние задания, написание эссе/съемка фильма

Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

ПК-2

Студент демонстрирует владение методами социологического исследования в ходе анализа/создания медиа-репрезентаций


Домашние задания, написание эссе/съемка фильма

Умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп

ПК-5

Студент интерпретирует предложенные материалы для анализа (медиа-продукты, данные интервью)

Лекции, семинарские занятия, домашние занятия

Умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций

ПК-8

Студент демонстриует умение работать/ с теоретическими и эмпирическими материалами (материалами СМИ, данными интервью).


Работа на семинарах, выполнение домашних заданий, написание эссе, съемка фильма

Способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности

ПК-10

Студент владеет материалом и применяет полученные знания основных социологических теорий для выполнения заданий

Лекции, участие в семинарских занятиях, выполнение домашних заданий, написание эссе



3Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин по выбору.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:



  • Социологическая теория

  • Социальная структура и социальная стратификация

  • Социальная теория. Раздел. Введение в социологию и история социологии

  • Методология и методы социологии



Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

  • умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2)

  • готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);

  • стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);

  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);

  • способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

  • способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);

  • владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации (ОК-15);

  • способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

  • способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

  • умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

  • умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8);

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Актуальные проблемы социологии

  • Социология гендерных отношений и социология семьи

  • Экономическая социология

  • Социология города

4Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Введение. Дискуссия о понятии «идентичность» и ее необходимости

24

4

4

-

16

2

Этничность, гендер, класс, возраст: «сущностные» идентичности и их трансформации

28

4

4

-

20

3

Идентичность в политике и в медиа

28

4

4

-

20

4

Идентичность: локальное и глобальное измерения

28

4

4

-

20




Итого:

108

16

16

-

76

5Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3




Текущий

(неделя)


Домашнее задание




*







письменная работа, анализ репрезентации идентичностей в медиа-продуктах

Итоговый

Экзамен





*







Экзамен в форме защиты: эссе/ фильма

Эссе – 3000 слов

Фильм – 10 минут




5.1Критерии оценки знаний, навыков



Текущий контроль по данной дисциплине проходит в форме домашнего задания.

Домашнее задание нацелено на выявление уровня знаний студентов о пройденном материале и умение использовать полученные знания для эмпирического анализа. В ходе выполнения работы студент должен продемонстрировать:

- знание основных теоретических подходов к исследованию идентичностей;

- умения анализировать предложенные для задания медиа-продукты (рекламу, ТВ-передачи, фильмы, мультфильмы).

Домашнее задание включает в себя анализ репрезентаций идентичностей, конструируемых в современных масс-медиа. Задание выполняется в письменной форме. Требуемый объем: не менее 1500 слов.

Критерии оценивания:

- Обоснованность выбранного объекта анализа

- Применение в качестве рамки анализа одной из теоретических концепций, разбираемых в рамках курса

- Качество эмпирического анализа медиа-репрезентаций

- Наличие тезиса / вывода, который доказывается в тексте

- Логичность изложения
Оценка за домашнее задание выставляется по 10-ти балльной шкале.

9-10 баллов – студент выполняет все формальные требования к выполненной работе и демонстрирует выдающиеся навыки анализа (рефлексивность, связь теории и эмпирии, переход с уровня описания на уровень концептуализации)

8 баллов – эссе соответствует всем формальных критериям и в нем представлен развернутый анализ собранного материала, связанный с описанной теоретической рамкой.

7-6 баллов – формальные требования выполнены, но текст отличается описательностью, либо отсутствует четкая связь между теорией и эмпирическим материалом.

4-5 баллов – формальные требования выполнены лишь частично, анализ неполный и поверхностный, отсутствует связь между теорией и эмпирией.

1-3 балла – требования выполнены частично или не выполнены совсем, отсутствует теоретическая или эмпирическая составляющие домашней работы, анализ поверхностный.


Критерии оценки за участие в семинарах/дискуссиях (аудиторная работа):

1. Присутствие в классе и активное участие в обсуждении.

2. Привлечение и использование материалов, понятий, идей и теорий, обсуждаемых в курсе (опора на прочитанные тексты)

3. Высказывание собственных интерпретаций (рефлексия, критическое осмысление текстов)

4. Формулирование комментариев четко, аргументированно и доступно, следуя логике дискуссии.

5. Взаимоуважение и соблюдение этики академической дискуссии.


Итоговый контроль проходит в форме презентации эссе или фильмов, подготовленных студентами.
Критерии для оценивания фильма:

1. У фильма должна быть считываемая, последовательно реализованная идея (основной аргумент, тезис).

2. Тематика фильма должна соответствовать тематике курса.

3. Фильм должен основываться на/включать в себя рефлексию собственной идентичности/субъективности авторов.

4. В фильме должны быть использованы теоретические идеи и дебаты, обсуждаемые в курсе, с указанием источников (цитатность приветствуется).

5. В титрах должны быть прописаны роли и функции (индивидуальный вклад каждого члена группы).


Критерии для оценивания финального эссе:

1. В тексте должна быть четкая, последовательно реализованная идея (основной аргумент, тезис).

2. Тематика эссе должна соответствовать тематике курса.

3. Текст должен основываться на/включать в себя рефлексию собственной идентичности/субъективности автора.

4. В эссе должны быть использованы теоретические идеи и дебаты, обсуждаемые в курсе, с указанием источников (не менее 10 текстов, включая дополнительную литературу).

5. Текст должен быть логически выстроенным, аргументированным и предлагать аналитическую интерпретацию.



5.2Порядок формирования оценок по дисциплине



При выставлении накопленной оценки помимо результатов текущего контроля будет учитываться участие студентов (их активность) в работе на семинарских занятиях (аудиторная активность), предполагающая выполнение заданий преподавателя во время занятий, домашнее чтение текстов, выполнение домашних заданий к семинарам.

Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.

Работа в рамках:

100% семинаров – 10 баллов

90 % - 9 баллов

80 % - 8 баллов

20 % семинаров – 2 балла



10 % семинаров – 1 балл
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,5* Отекущий + 0,5* Оауд

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП

Отекущий = Од/з;

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.


Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,6* Онакопл + 0,4 *·Оэкз/зач

Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме экзамена: арифметический

У студента есть возможность отработать пропущенные семинарские занятия (не более 30 %).

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический.

6Содержание дисциплины


  1. Раздел 1 Введение. Дискуссия о понятии «идентичность» и ее необходимости

    Лекция 1. Вводное занятие (2 часа)

    Цели, задачи, структура курса. Виды и формы отчетности/заданий. Критерии оценивания выполнения заданий, участия в курсе.

    Чтение и работа с текстом П. Айера «Жизнь транзитного пассажира».

    Литература к лекции:





  1. Айер П. Жизнь транзитного пассажира // Русский журнал. 13.11.98. http://old.russ.ru/journal/persons/98-11-13/iyer.htm



    Лекция 2. Понятие «идентичность» и его использование в социальных науках (2 часа).

    «Идентичность» как научная/обыденная категория и как политический проект. Критика использования понятия «идентичность» в современных социальных науках (Р. Брубейкер, Ф. Купер, С.Холл). История исследований идентичности в социологии/социальных науках. Три концепта идентичности (по С.Холлу).

    Литература к лекции (основные источники):



  1. Брубейкер Р., Купер Ф. За пределами «идентичности» //Ab Imperio. 2002. №3.С.61-115.

  2. Hall, Stuart (1996), Introduction: Who needs identity? In: Stuart Hall, Paul Du Gay (eds.). Questions of cultural identity

    Семинар 1. Трансформация рассмотрения идентичности в социологии (2 часа)

    Занятие проходит в форме обсуждения текстов, предложенных для чтения

    Литература к семинару:



  1. Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Часть 1. Стигма и социальная идентичность. Часть 2. Контроль над информацией и социальная идентичность (главы 3-6). Пер.М.С.Добряковой. E.Goffman. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. . N.Y.: Prentice-Hall, 1963.

  2. Бауман З. От паломника к туристу // Cоциологический Журнал. 1995. №4. С. 133--154.

  3. Ott, B. L. (2003), “I’m Bart Simpson, who the hell are you?” A study in postmodern identity (re)construction. In: Journal of Popular Culture, 37(1), p. 56-82.



    Семинар 2. Анализ моделей идентификации, конструируемых в масс-медиа (2 часа)

    При подготовке к занятию студенту необходимо выбрать серию из мультипликационного сериала «Смешарики» (Санкт-Петербург) и проанализировать ее. Главный исследовательский вопрос: какие модели идентификации конструируются в сериале в образах главных героев.

    На занятии происходит презентация результатов анализа и групповая дискуссия о результатах.



  1. Раздел 2. Этничность, гендер, класс, возраст: «сущностные» идентичности и их трансформации



    Лекция 1. Этническая идентичность (2 часа)

    Понятие этнической группы и этнической идентичности, границы этнического сообщества (Ф.Барт). Сравнение понятий: ориенатализм, колониализм, постколониализм, нео-колониализм. Этничность в глобальном мире. Мультикультурализм. Гибридность. Отношения власти в глобальном мире.

    Основная литература к лекции:


  1. Этнические группы и социальные границы: Социальная организация культурных различий:
    Сборник статей / Под ред. Ф. Барта; пер. с англ. И. Пильщикова.
    М.: Новое издательство, 2006. - 200 с. - (Новые границы).

  2. Саид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб., 2006. – 640 с.

  3. Homi K. Bhabha (1993). Nation and narration (ed). Routledge.



    Семинар 1. Этническая идентичность (2 часа)

    Занятие проходит в форме обсуждения текстов, предложенных для чтения

    Литература к семинару:



  1. Хобсбаум Э. Все ли языки равны? Все ли языки равны? Язык, культура и национальная идентичность // Логос. - 2005. - №4.-С.33-70.

  2. Саид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб., 2006. Введение. С. 7-47.



    Лекция 2. Репрезентации этничности и гендера в художественных произведениях (2 часа)

    Занятие проводится в форме просмотра отрывков художественного фильма «Мадам Баттерфляй» (реж. Д. Кроненберг, 1993) и последующей дискуссии об особенностях художественной репрезентации Востока-Запада, мужчины-женщины (через методологическую перспективу подхода Э.Саида).

    По результатам дискуссии пишется reaction paper.

    Лекция 3. Гендерная идентичность (2 часа)

    Переопределение понятий генедер, пол, категория пола (Уэст, Зиммерман), конструирование гендерной идентичности. Гендерная роль vs. гендерный дисплей vs. делание гендера. Феминистский подход к пониманию гендерной идентичности. Перформативная идентичности (Дж. Батлер), номадическая субъективность (Р. Брайдотти), киборг (Д. Харауэй).

    Основная литература к лекции:


  1. Батлер Д. Гендерное беспокойство // Антология гендерной теории. Под ред. Е.Гаповой, А.Усмановой. Минск. Пропилеи.2000. С. 297-346.

  2. Брайдотти Р. Путем номадизма// Введение в гендерные исследования. Часть II: Хрестоматия.  ЦХГИ, Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. С. 136 – 163

  3. Уэст К. Зиммерман Д. Создание гендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е.Здравомысловой, А.Темкиной. СПб., 2000. С. 193-219.

  4. Харауэй Д. Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х гг. / Д. Харауэй ; пер. с англ. А. Гараджи // Гендерная теория и искусство : антология : 1970-2000 : [пер. с англ.] / Ин-т соц. и гендер. политики ; под ред. Л. М. Бредихиной, К. Дипуэлл. - М. : РОССПЭН, 2005.- С.322-377



    Семинар 2. Гендерная идентичность (2 часа)

    Занятие проходит в форме обсуждения текстов, предложенных для чтения

    Литература к семинару:



  1. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. - СПб.: Питер, 2007. Глава 5. С. 126-192

  2. Уэст К. Зиммерман Д. Создание гендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е.Здравомысловой, А.Темкиной. СПб., 2000. С. 193-219.



    Семинар 3. «Делая гендер» (2 часа)

    На занятии показывается отрывок из выступления Sandy Stone «TRANSGENDER FEMINISM» (2006, The European graduate school), on-line: http://www.egs.edu/faculty/sandy-stone/videos/transgender-feminism/

    После просмотра – дискуссия.

    Далее студентами разыгрываются ситуации актуализации гендерных идентичностей, с последующим анализом способов конструирования/делания гендера.



    Лекция 4. Классовая идентичность: особенности конструирования (2 часа)

    Социальная дифференциация. Производство идентичностных (классовых) различий через труд и потребление. Трансформация труда. Стирание границ между произовидительным/непроизводительным трудом, между трудом/не трудом. Современное потребление. Структура потребительских практик как пространство стилей жизни. Понятие габитуса. Вкус в социальном пространстве. Структурные условия производства идентичностей. Потребление как манипулирование знаками.



    Семинар 4. Класс и идентичность (2 часа)

    Занятие проходит в форме обсуждения текстов, предложенных для чтения

    Литература к семинару:


  1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. – М.: Культурная революция, Республика, 2006. С. 5-18, 96-131.

  2. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения (фрагменты книги) / пер. с фр. О. И. Кирчик // Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 3. С. 25-48



    Лекция 5. Возраст как основание для идентификации/категоризации (2 часа)

    Рассмотрение понятия «возраст» в социальных науках. Возрастная стратификация. Категоризация по возрасту в современном обществе: ребенок – взрослый, молодой – старый. Реализация властных отношений. Понятие жизненного цикла. Понятие поколения. Типы поколений.



    Семинар 5. Конструирование возрастной идентичности в повседневной жизни (2 часа).

    Занятие проходит в форме обсуждения текстов, предложенных для чтения





  1. Бредникова О. "Старородящая" "молодая мать" (институциональные игры с категориями возраста) // Новый быт в современной России: гендерные исследования повседневности / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Роткирх и А. Темкиной. СПб.: Издательство Европейского Университета в Санкт-Петербурге, 2009. С. 456-472.

  2. Горалик Л. Маленький Принц и большие ожидания: Новая зрелость в современном западном обществе // http://linorg.ru/little_prince.htm



    Лекция 6. Тело (2 часа)

    Теоретические подходы к исследованию человеческого тела в социальных науках. Тело как часть идентичности. Дисциплинированные тела. Производство идентичности через тело. Телесные модификации – свободный выбор или действие структур/власти.



    Раздел 3. Идентичность в политике и в медиа

    Лекция 1. Тело и биовласть (2 часа)

    Управление телом. Понятие биовласти. Практика преобразования и использования человеческого тела в медицине, науке, политике. Социальное значение биотехнологий в современном обществе. Вопросы биоэтики.



    Семинар 1. (2 часа)

    Семинар проходит в форме групповой работы. Задание: модификация тел (Создание и представление тела без власти).



    Лекция 2. Политики идентичности (2 часа)

    Понятие политики и политического: сходства и различия. Подходы Ж.Рансьера, А.Бадью. Демократическая политика. Понятие множества как основной категории новой политики (Хардт, Негри, Агамбен). Идентичность как основа новых политик.

    Понятие новых социальных движений. История появления НСД (напр. экологическое, гей движение). Основные черты НСД. Отличия новых социальных движений от классических социальных движений. Структура нового социального движения. Цель и идеология нового социального движения. Участники НСД. Тактики НСД.

    Семинар 2. Политики идентичности (2 часа)

    Занятие проходит в форме обсуждения текстов, предложенных для чтения






  1. Муфф Ш. Политика и политическое // ИНТЕЛРОС, Вып. 1, 2010.

  2. Рансьер Ж. На краю политического. – М.: Праксис, 2006. С. 99-111



    Семинар 3. (2 часа)

    На занятии показывается фильм «Харви Милк» (Гас Ван Сент, 2008) и происходит его обсуждение.



    Лекция 3. Репрезентации идентичности в масс-медиа (2 часа)

    Определение репрезентации в культуральных и визуальных исследованиях (С. Холл, А.Усманова). Репрезентация в поле политики. Репрезентация в масс-медиа

    Репрезентация гендерных и этнических идентичностей в прессе. Основные методы анализа репрезентаций идентичности: количественный анализ (контент-анализ), качественный анализ (дискурсивный, нарративный виды анализа), семиотический анализ.

    Семинар 4. (2 часа)

    Практическое занятие: анализ медиа репрезентаций идентичностей (в печатных СМИ и на телевидении)



    Раздел 4. Идентичность: локальное и глобальное измерения

    Лекция 1. Идентичность работника в современной организации (2 часа)

    Специфика функционирования организаций в современном обществе. Идентичность наемного работника. Новые формы занятости. Работник внутри и вне организации.



    Семинар 1. Организационные идентичности (4 часа)

    Занятие проходит в форме обсуждения текстов, предложенных для чтения





  1. Бауман З. Возвышение и упадок труда // Социологические исследования. 2004. № 5. С. 77-86.

  2. Горц А. Знание, стоимость и капитал. К критике экономики знаний // Логос. 2007. № 4 (61). С. 5-63.

  3. Стребков Д. О., Шевчук А. В. Фрилансеры на электронных рынках: роль социальных связей // Экономическая социология. 2009. Т. 10 № 5. С. 11–32

  4. P. du Gay Organizing Identity: Persons and Organizations “after Theory”. 2007. P.85-100


Лекция 2. Новые идентичности глобального мира (4 часа)

    Глобальные вызовы «традиционным» идентичностям. Этничность, гендер, класс, возраст в лобальном мире. Глобализация, локализация гибридизация: ключевые идеи эффектов глобализации на идентичность.

    Семинар 2. Идентичность и глобализация (2 часа)

    Занятие проходит в форме обсуждения текстов, предложенных для чтения





  1. Bauman, Z. 1998. Globalization: The Human Consequences, Cambridge: Polity.

  2. Berking, H. 2003. ‘Ethnicity is Everywhere: On Globalization and the Transformation of Cultural Identity’, Current Sociology, vol. 51: 248-64

  3. Igoe, J. 2006. ‘Becoming Indigenous Peoples: Difference, Inequality, and the Globalization of East African Identity Politics’, African Affairs, no. 105/240: 399-420.

  4. Caren Irr (Editor), Ian Buchanan (Editor) 2005. On Jameson: From Postmodernism To Globalization



Семинар 3. (2 часа).

Занятие проходит в форме дискуссии на тему «Рефлексия собственных идентичностей»



7Образовательные технологии


В рамках курса используются следующие виды учебной работы: разбор практических задач и кейсов, дискуссии.

8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1Тематика заданий текущего контроля


Тематика домашнего задания:

В рамках домашнего задания студент должен выбрать любой медиа продукт, в котором репрезентируются различные идентичности и проанализировать их.



Примеры медиа-продуктов:

Гендерные репрезентации в рекламе в глянцевых изданиях

Саморепрезентация молодежи в социальной сети «Вконтакте»

Идентичности, конструируемые в мультипликационном сериале «Смешарики»



Образы молодежи в современных российских фильмах


8.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Вопросы задаются аудиторией и преподавателем во время защиты итоговых эссе / фильмов.

8.3Примеры заданий итогового контроля


Итоговый контроль проходит в форме презентации написанных эссе и снятых фильмов. Дополнительных заданий не предусматривается.

9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1Базовый учебник


По курсу отсутствует базовый учебник. Студентам предоставляются ридеры.

9.2Основная литература


  1. Баранова, В.В. Язык и этническая идентичность. Урумы и румеи Приазовья / ГУ-ВШЭ . – М. : ИД ГУ-ВШЭ, 2010 . – 287 с.

  2. В тени тела: сборник статей и эссе / под ред. Н. Нартовой, Е. Омельченко. – Ульяновск: Издательство Ульяновского государственного университета, 2008. (доступ в библиотеке Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ)

  3. Кондаков И.В., Соколов К.Б., Хренов Н.А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты. М.: Прогресс-Традиция, 2011. (электронный доступ с компьютеров НИУ ВШЭ: http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=2258&ln=ru)

  4. Субъективность и идентичность / Под общ. ред.: А. В. Михайловский. М. :Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. (электронный доступ с компьютеров НИУ ВШЭ: http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=6840&ln=ru)

9.3Дополнительная литература


  1. Антология гендерной теории. Под ред. Е.Гаповой, А.Усмановой. Минск. Пропилеи. 2000.

  2. Бауман З. Возвышение и упадок труда // Социологические исследования. 2004. № 5. С. 77-86.

  3. Бредникова О. "Старородящая" "молодая мать" (институциональные игры с категориями возраста) // Новый быт в современной России: гендерные исследования повседневности / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Роткирх и А. Темкиной. СПб.: Издательство Европейского Университета в Санкт-Петербурге, 2009.

  4. Брубейкер Р., Купер Ф. За пределами «идентичности» //Ab Imperio. 2002. №3. (есть в Ридере)

  5. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения (фрагменты книги) / пер. с фр. О. И. Кирчик // Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 3. С. 25-48

  6. Введение в гендерные исследования. Часть II: Хрестоматия.  ЦХГИ, Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. 

  7. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. - СПб.: Питер, 2007.

  8. Гендер и трансгрессия в визуальных искусствах. Сборник научных статей / отв. ред. А.Р.Усманова – Вильнюс: ЕГУ; Москва: ООО «Вариант», 2007.

  9. Гендерная теория и искусство : антология : 1970-2000 : [пер. с англ.] / Ин-т соц. и гендер. политики ; под ред. Л. М. Бредихиной, К. Дипуэлл. - М. : РОССПЭН, 2005.

  10. Горалик Л. Маленький Принц и большие ожидания: Новая зрелость в современном западном обществе // http://linorg.ru/little_prince.htm

  11. Горц А. Знание, стоимость и капитал. К критике экономики знаний // Логос. 2007. № 4 (61). С. 5-63.

  12. Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Часть 1. Стигма и социальная идентичность. Часть 2. Контроль над информацией и социальная идентичность (главы 3-6). Пер.М.С.Добряковой. E.Goffman. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. . N.Y.: Prentice-Hall, 1963.

  13. Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997-2002 годов. – М.: Новое литературное обозрение, «ВЦИОМ-А», 2004.

  14. Кольцова Е.Ю. Производство новостей: скрытые механизмы контроля. // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999, Т.2, вып. 3

  15. Массовая культура: современные западные исследования. – М..: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005.

  16. Муфф Ш. Политика и политическое // ИНТЕЛРОС, Вып. 1, 2010.

  17. Рансьер Ж. На краю политического. – М.: Праксис, 2006. С. 99-111

  18. Рансьер Ж. Разделяя чувственное. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007.

  19. Салецл Р. (Из)вращения любви и ненависти. М.: ХЖ, 2000

  20. Стребков Д. О., Шевчук А. В. Фрилансеры на электронных рынках: роль социальных связей // Экономическая социология. 2009. Т. 10 № 5. С. 11–32

  21. Хобсбаум Э. Все ли языки равны? Все ли языки равны? Язык, культура и национальная идентичность // Логос. - 2005. - №4.-С.33-70.

  22. Усманова А.Р. “Репрезентация как присвоение: к проблеме существования Другого в дискурсе” // Топос, # 4 (2001)

  23. Уэст К. Зиммерман Д. Создание гендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е.Здравомысловой, А.Темкиной. СПб., 2000. С. 193-219.

  24. Ямпольский М. Ткач и визионер: очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2007.

  25. Homi K. Bhabha (1993). Nation and narration (ed). Routledge.

  26. P. du Gay Organizing Identity: Persons and Organizations “after Theory”. 2007.

  27. Hall, St. (1997). ‘The Work of Representation’ in Representation: Cultural Representations and Signifying Practices, Hall S., ed. The Open University: Milton Keynes. Pp. 13-74.

  28. Ott, B. L. (2003), “I’m Bart Simpson, who the hell are you?” A study in postmodern identity (re)construction. In: Journal of Popular Culture, 37(1), p. 56-82.

  29. Questions of Cultural Identity (1996) – ed. by S. Hall and P. du Gay. Sage Publications. 2008


9.4Справочники, словари, энциклопедии


нет

9.5Программные средства


нет

9.6Дистанционная поддержка дисциплины


нет

10Материально-техническое обеспечение дисциплины


В рамках курса используется проектор для лекций и семинаров, аудио и видео аппаратура (для демонстрации фильмов).
Проектор для лекций и семинаров