Программа дисциплины «Социология труда и занятости» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Министерство труда, занятости и социальной защиты республики татарстан 1 25.18kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «политическая социология» 1 512.5kb.
Программа дисциплины «Сравнительная социология» 1 207.02kb.
Программа дисциплины "Социология девиантного и нормативного " для... 1 209.29kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Для направлений: 040100. 1 182.82kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология коммуникаций» 1 444.15kb.
Программа дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля... 1 225.07kb.
Программа дисциплины социология политики: мобилизационный подход... 1 177.52kb.
Программа дисциплины «философия» для специальности 040200. 62 «Социология»... 3 763.92kb.
Программа дисциплины «Экономическая социология-2» 3 591.88kb.
Кафедра экономической социологии Программа дисциплины Экономическая... 2 359.4kb.
Лекция третия план лекции 1 51.52kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины «Социология труда и занятости» - страница №1/2

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

“Высшая школа экономики”»
Факультет социологии

Программа дисциплины

«Социология труда и занятости»

для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра

Автор программы:

Мезенцева Е.Б., доцент кафедры экономической социологии (elena_mezentseva@list.ru);

Одобрена на заседании кафедры экономической социологии «28» мая 2013 г.

Заведующий кафедрой _______________ В.В. Радаев


Рекомендована профессиональной коллегией УМС по Социологии «__» _______ 2013 г.

Председатель _______________ Е.Р. Ярская-Смирнова


Утверждена УС факультета социологии «__» _______ 2013 г.

Ученый секретарь _______________ Е.В. Надеждина

Москва 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы


  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Социология труда и занятости».

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра;

  • Образовательной программой 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.


2. Цели освоения дисциплины

«Социология труда и занятости» - одна из специальных дисциплин направления "Социология". Курс является продолжением изучения социально-экономической проблематики современного общества и логически следует за изучения студентами бакалавриата таких курсов как «Микроэкономика», «Институциональная экономика», «Экономическая социология», «Социология потребления» и пр.



Цели курса:

  • сформировать у слушателей систематизированное представление об основных теоретических подходах к исследованию социологических проблем в сфере труда и занятости, и ознакомить с ключевыми исследовательскими проблемами в данной области;

  • ознакомить с возможностями анализа эмпирических макро- и микроданных и сформировать базовые навыки интерпретации данных, полученных в ходе современных исследований сферы труда и занятости.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать основные подходы современной социологической теории и ключевые исследовательские проблемы в области труда и занятости;

уметь применять концептуальный аппарат современного социологического анализа при изучении трудовых отношений и сферы занятости;

иметь навыки (приобрести опыт) интерпретации с позиций экономико-социологического подхода данных, полученных в ходе эмпирических исследований сферы труда и занятости.
В результате освоения дисциплины «Социология труда и занятости» студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции













готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе

(формируется частично)



ОК-3

− демонстрирует способность участвовать в дискуссиях и ясно формулировать свою позицию

− владеет навыками организации эффективного взаимодействия с коллегами при работе в составе мини-групп

− демонстрирует умение планировать и распределять работу при подготовке коллективных презентаций


− подготовка к семинарским занятиям, и работа на них,

− подготовка тематических групповых презентаций



умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (формируется частично)

ОК-5

− анализирует содержание нормативных правовых актов в сфере трудового законодательства, регулирования предпринимательской деятельности, социальной политики и т.д.

− привлекает правовые источники информации при написании эссе



− посещение лекций, подготовка к семинарским занятиям, и работа на них,

− написание эссе, подготовка тематических групповых презентаций



способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (формируется частично)

ОК-10

− использует категориальный аппарат экономической социологии для объяснения социально-экономических проблем в сфере труда и занятости

− распознаёт теоретические модели занятости, лежащие в основании различных объяснений социальных феноменов и политических мер

− демонстрирует умение выстроить логику анализа проблемы в контексте экономико-социологического подхода к изучению труда и занятости


− посещение лекций, подготовка к семинарским занятиям, и работа на них,

− написание эссе, подготовка тематических групповых презентаций



владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (формируется частично)

ОК-13

− даёт определения основных типов источников научной информации

− владеет умением осуществлять поиск информации при подготовке презентаций и написании эссе

− применяет адекватные имеющимся данным процедуры статистического анализа


− подготовка к семинарским занятиям, и работа на них,

− написание эссе, подготовка тематических групповых презентаций



способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (формируется частично)

ПК-1

− читает обязательную литературу к семинарским занятиям и участвует в обсуждении на них,

− приводит различные аргументы в пользу противоположных точек зрения при подготовке письменных работ и подготовке тематических презентаций



− посещение лекций, подготовка к семинарским занятиям, и работа на них,

− написание эссе, подготовка тематических групповых презентаций



способность и умение использовать полученные знания в преподавании

социологических дисциплин (знание основ социально-экономических и гуманитарных дисциплин) (формируется частично)



ПК-12

− даёт определение основным категориям, используемым при анализе сферы труда и занятости

− использует примеры государственного регулирования экономики как основы формирования неформальных практик

− обладает презентационными навыками и навыками общения с аудиторией


− посещение лекций, подготовка к семинарским занятиям, и работа на них, написание эссе, подготовка тематических групповых презентаций


4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра дисциплина «Социология труда и занятости» является дисциплиной по выбору.



Изучение дисциплины «Социология труда и занятости» базируется на следующих дисциплинах:

  • «Социологическая теория»;

  • «Методы анализа социологических данных»;

  • «Экономическая теория (микроэкономика)»;

  • «Социальная и экономическая антропология»;

Основные положения дисциплины «Социология труда и занятости» должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • «Экономическая социология – 2»;

  • «Социология предпринимательства»;

  • «Основы социальной политики»;

  • «Основные социологические подходы к анализу организаций;


5. Тематический план учебной дисциплины



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1.

Введение. Предмет и содержание социологии труда.

5

2

-

-

3

2.

Возникновение и развитие социологии труда.

11

2

2

-

7

3.

Труд как система социальных отношений

5

2

-

-

3

4.

Социальные процессы в сфере труда

11

2

2

-

7

5.

Труд как категория культуры

5

2

-

-

3

6.

Основные подходы к анализу трудовой мотивации

11

2

2

-

7

7.

Занятость населения и рынок труда

11

2

2

-

7

8.

Социологический подход к анализу профессионального разделения труда

11

2

2

-

7

9.

Сегрегация в занятости и трудовая мобильность

11

2

2

-

7

10.

Социальное партнерство и регулирование рынка труда.

5

2

-

-

3

11.

Труд н занятость в современной России.

11

2

2

-

7

12.

Трудовая миграция в современном мире. Рынок труда государств СНГ

11

2

2

-

7




Всего часов

108

24

16

-

68

6. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

Модуль

Параметры

3




Текущий

Эссе

3

10 000 знаков без пробелов

Контрольная

работа


3

Письменная работа на 45 минут

Итоговый

Зачет

3

письменная работа на 1 час 20 минут


6.1. Критерии оценки знаний, навыков

Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Текущий и промежуточный контроль:


  1. Посещение лекций и семинарских занятий.

  2. Индивидуальные доклады и участие в обсуждениях на семинарских занятиях.

  3. Контрольная работа

  4. Тематические презентации в составе мини-групп.

  5. Письменная работа по итогам изучения курса (эссе).

Итоговый контроль: Письменный зачет.

Активность на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям:

  1. выступление с тематической презентацией в составе мини-группы. Презентация оценивается с учетом следующих требований: четкость постановки проблемы, соответствие привлекаемой литературы теме презентации, адекватность используемых эмпирических данных, правильность интерпретации эмпирических данных, итоговые выводы по теме презентации, вопросы для обсуждения в аудитории.

  2. индивидуальные доклады по темам семинарских занятий, на которых студент отсутствовал, либо не принимал участия в подготовке тематических презентаций в составе мини-групп. Текст доклада представляется в письменном виде, доклад оценивается исходя из следующих требований: четкость постановки проблемы, соответствие привлекаемой литературы теме презентации, адекватность используемых эмпирических данных, правильность интерпретации эмпирических данных, итоговые выводы по теме доклада.

  3. активность в ходе коллективных обсуждений на семинарах - вопросы и комментарии по темам семинарских занятий.

Контрольная работа

Контрольная работа проводится в середине курса в присутствии преподавателя и предполагает ответы на 3 открытые вопроса. Вопросы составлены с учетом материалов как лекционных, так и семинарских занятий. Время, отведенное на выполнение работы, — 45 минут.



Эссе

Требования к написанию эссе:

    • соответствие содержанию курса

    • проблемный и самостоятельный характер

    • соответствие привлекаемой литературы теме эссе;

    • логичность и последовательность изложения;

    • оригинальность и самостоятельность в изложении материала;

    • степень решения поставленных в эссе целей и задач;

    • формулировка четких и конкретных выводов;

    • качественное оформление работы (грамотное библиографическое описание цитируемых и приводимых в списке литературы источников).

Объем эссе (без учета титульной страницы, содержания и списка литературы) – не менее 15000 знаков). Минимальное количество привлекаемых источников должно составлять не менее 10 текстов, в том числе не менее 3 иностранных.

Эссе должно быть представлено не позднее, чем за 3 дня до проведения зачета.

Все эссе проверяются на наличие плагиата, при обнаружении которого за работу выставляется оценка 0 баллов.

Итоговая зачетная письменная работа выполняется в конце лекционного курса в присутствии преподавателя и предполагает ответы на 15 вопросов по пройденному курсу (как открытых, так и закрытых). Вопросы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. Время, отведенное на выполнение контрольной и экзаменационной работы – 1 час. 20 мин. Оценка за зачетную письменную работу не является блокирующей.

6.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Учебные пособия

Радаев В.В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005, 2008.

Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Современная экономика и социология труда: Учеб. пособие / Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ. Фак. экон. и соц. наук. М. : Экон-Информ, 2003. 230 с. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/150966.html

Grint K. The Sociology of Work. An Introduction. Second Edition. Cambridge. The Polity Press & Blackwell Publishing, 2003. (электронная версия)

Эренберг Р.Дж., Смит Р.С.. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М., изд-во МГУ, 1996. (электронная версия)



Основная и дополнительная литература дана по каждой теме.
7. Содержание дисциплины: лекции

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИОЛОГИИ ТРУДА.

Предмет социологии труда и основные задачи социологии труда. Социология труда как элемент общей системы знаний о труде, ее место в системе наук, анализирующих труд. Взаимосвязь социологии труда с другими частными социологическими дисциплинами: индустриальной социологией, социологией организаций, экономической социологией, социологией личности, социальной психологией.

Возможные критерии разграничения категорий труда и «не-труда». Основные подходы к определению категории «труд». Разграничение категорий «труд» и «творчество». Двойственный характер труда. Абстрактный и конкретный труд.

Экономика и социология как основные науки о труде. Человек как субъект труда глазами экономиста и социолога. Основные категории социологии труда. Простой процесс труда. Содержание индивидуального и общественного труда. Условия, организация и характер труда. Трудовая деятельность и трудовое поведение. Отношение к труду, удовлетворенность трудом и трудовая мобильность. Взаимосвязь основных категорий социологии труда.



Основная дитература

Ромашов О.В. Социология труда и экономическая социология. М., ГАРДАРИКИ, 2007. Глава 1. сс. 9-18.

Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Современная экономика и социология труда: Учеб. пособие / Акад. нар. хозяйства при Правительстве РФ. Ф-т. экон. и соц. наук. М. : Экон-Информ, 2003. Глава 1. сс. 11-23. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/150966.html

Grint K. The Sociology of Work. An Introduction. Second Edition. Cambridge. The Polity Press & Blackwell Publishing, 2003. рр.6-42.

Kalleberg A.L., Sorensen A. B. The Sociology of Labor Markets. // Annual Review of Sociology, Vol.5 (1979),pp.351-379.

Дополнительная литература

Грановеттер М. Социологические и экономические подходы к анализу рынка труда: социоструктурный взгляд. // Западная экономическая социология: Сост. и науч. Ред. В.В.Радаев. Хрестоматия современной классики. М., РОССПЭН, 2004, сс. 369-400.

Полякова Н.Л. Труд в социологической теории. Вестник МГУ, серия 18 (социология и политология). 2004, №2.

Тема 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ ТРУДА.

Основные этапы становления зарубежной социологии труда. Историческое развитие понимания труда до возникновения социологии труда. Предпосылки возникновения научной социологии труда. Вопросы отчуждения и разделения труда в работах А.Смита, К.Маркса, Э.Дюркгейма, М.Вебера. Проблемы научной организации и стимулирования труда в работах Ф.Тейлора и Г. Форда. Социальная философия фордизма.

Теория бюрократической организации Вебера. Административная теория Файоля.

Доктрина «человеческих отношений» и Хотторнские эксперименты Э.Мейо. Возникновение и развитие концепции «качества рабочей жизни» и ее содержательное наполнение.. Эксперименты по «обогащению труда».

Основные этапы становления отечественной социологии труда. Дореволюционный этап развития социологии труда. Субъективная социология о роли общины (Н.К.Михайловский, В.В. Берви-Флеровский). Трудовая проблематика в работах М.И.Туган-Барановского, А.Лаппо-Данилевского. Марксистское направление (Г.В.Плеханов, А.А.Богданов, В.И.Ленин). Эмпирические исследования проблем труда в конце ХIХ -начале XX века.

Социология труда в России в послереволюционный период.. Развитие социологических идей о труде в 20-30-е годы. Научные взгляды С.Г.Струмилина, Н.Д.Кондратьева и А.В.Чаянова. Научная организация труда как ведущее направление в развитии организации труда в 20-30-е годы (А.К.Гастев, П.М.Керженцев, Н.А.Витке и др.). Свертывание социологических исследований в 30-е годы.

Возрождение российской социологии труда в 60-е годы. Исследования Е.Г.Антосенкова, ЛАГордона, А.Г.Здравомыслова, Э.В.Клопова, Н.И.Лапина, Н.Ф.Наумовой, Т.И.Заславской, Н.В.Рывкиной, О.И.Шкаратана, В.А.Ядова и др.

Основная литература

Радаев В.В. Экономическая социология. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. Глава 13 (сс.270-283).

Ромашов О.В. Социология труда и экономическая социология. М., ГАРДАРИКИ, 2007. Сс.34-47.

Социология труда: Учебник / Под ред. Н. И. Дряхлова, В. В. Щербины. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. Сс. 15-41.

Grint K. The Sociology of Work. An Introduction. Second Edition. Cambridge. The Polity Press & Blackwell Publishing, 2003. рр. 85-108.

Дополнительная литература

Бурдянский И. М. Против механицизма в рационализации: (Ошибочность и вредность «теории» рационализации О.А. Еманского). М., 1931.

Веселов Ю. В. Экономическая социология в России: история и современность // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Том 11. № 2.

Витке Н. А. Организация управления и индустриальное развитие (Очерки по социологии научной организации труда и управления). М.. 1924.

Гастев А. К. Как надо работать. М., 1972.

Голосенко И. А. Идеи Ф. Тейлора в дореволюционной России // Социол. исслед. 1991. №10.

Керженцев П. М. НОТ. Научная организация труда и задачи партии. М.; Пг., 1923.

Ковалевский М. М. Социология // Сочинения: В двух томах. Т. 1. СПб: Алетейя, 1997.

Тейлор Ф. У. "Принципы научного менеджмента". Гл.1. Предпосылки научного управления. http://finbook.biz/description.html?prm=109

Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Электронная версия: © «НиТ. Раритетные издания», 1998. Введение. http://www.improvement.ru/bibliot/ford/ford001.shtmБерви-Флеровский В.В. Избранные экономические произведения. В. 2 т. – М., 1958-1959, т. 1.У истоков НОТ. Забытые дискуссии и нереализованные идеи. Л., Изд-во Ленинградского ун-та, 1990.



Тема 3. ТРУД КАК СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Процесс труда, его структура и основные функции. Труд как целесообразная деятельность и как процесс.

Двойственная природа труда: труд как средство взаимодействия между человеком и природой и как основа взаимодействия между людьми в процессе производства. Разделение и кооперация труда. Перемена видов труда. Их исторический характер и формы проявления.

Труд как система социальных отношений. Сущность и структура трудовых отношений. Социальные субъекты трудовых отношений.

Характер и содержание труда; их взаимосвязь. Характер и социальная природа труда в аграрных, индустриальных и информационных обществах.

Технологические и функциональные особенности содержания труда в первичной, вторичной, третичной и четверичной сферах занятости. Влияние информационной технологической революции на содержание труда.

Рабочее место в индустриальном и информационном производстве. Экономический и социальный механизмы воспроизводства рабочих мест. Проблема сбалансированности рабочих мест по характеру и содержанию труда в контексте качества человеческих ресурсов. Классификация профессий и типология групп по характеру и содержанию труда.

Основная литература

Радаев В.В. Экономическая социология. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. Глава 13 (сс.270-283).

Ромашов О.В. Социология труда и экономическая социология. М., ГАРДАРИКИ, 2007. Сс.87-103.

Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Современная экономика и социология труда: Учеб. пособие / Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ. Фак. экон. и соц. наук. М. : Экон-Информ, 2003. Гл. 2, сс. 23-42; Гл. 3, сс. 42-61. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/150966.html

Токарская Н.М., Карпикова И.С. Социология труда. Учеб. пособие / Под ред. М.А. Винокурова. - М.: Университетская книга, Логос, 2006. Сс. 111-132.

Grint K. The Sociology of Work. An Introduction. Second Edition. Cambridge. The Polity Press & Blackwell Publishing, 2003. Сс. 15-37.



Дополнительная литература

Ващалова Т.В. Социальные факторы техносферы: опыт анализа статистики // СоцИс. - 2006. - № 1.

Грановеттер М. Социологические и экономические подходы к анализу рынка труда: социоструктурный взгляд. // Западная экономическая социология: Сост. и науч. Ред. В.В.Радаев. Хрестоматия современной классики. М., РОССПЭН, 2004, сс. 369-400.

Социология труда: Учебник / Под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербины. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. Сс. 45-67.

Pahl R. (ed.) On Work: Historical, Comparative and Theoretical Approaches. Oxford.-Basil Blackwell. 1988. Pp. 54-79.

Grint K. The Sociology of Work. An Introduction. Second Edition. Cambridge. The Polity Press & Blackwell Publishing, 2003. Сс. 45-84.

Kalleberg A.L., Sorensen A. B. The Sociology of Labor Markets. // Annual Review of Sociology, Vol.5 (1979),pp.351-379.

Тема 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СФЕРЕ ТРУДА.

Общая характеристика социальных процессов в сфере труда. Сущность и структура трудовой адаптации. Личностные и производственные факторы трудовой адаптации, ее виды и этапы. Объективные и субъективные показатели адаптированности работников. Взаимосвязь процессов мобильности и производственной адаптации.

Социальный контроль в сфере труда. Механизмы социального контроля. Виды и основные компоненты контроля трудового поведения. Социальные нормы, санкции, их классификация. Особенности санкций как оперативных (ситуационных) стимулов трудового поведения работников.

Социальные конфликты в сфере труда. Причины возникновения, стороны конфликта, динамика протекания трудовых конфликтов и механизмы их разрешения. Социологическая характеристика забастовки. Социальная напряженность в сфере труда и методы ее измерения. Эмпирические исследования трудовых конфликтов.

Методы разрешения трудовых конфликтов в развитых странах Запада. Роль профсоюзов в урегулировании трудовых конфликтов. Функции арбитража в урегулировании трудовых конфликтов. Судебные и досудебные методы регулирования трудовых конфликтов.

Трудовые конфликты в современной России. Диагностика предконфликтных ситуаций на предприятии. Эмпирические исследования забастовочной активности в России.



Основная литература

Радаев В.В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. Сс. 269-299.

Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Современная экономика и социология труда: Учеб. пособие / Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ. Фак. экон. и соц. наук. М. : Экон-Информ, 2003..Гл. 4, сс. 61-81 http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/150966.html

Токарская Н.М., Карпикова И.С. Социология труда. Учеб. пособие / Под ред. М.А. Винокурова. - М.: Университетская книга, Логос, 2006. Сс. 111-132.

Grint K. The Sociology of Work. An Introduction. Second Edition. Cambridge. The Polity Press & Blackwell Publishing, 2003. Сс. 146-186.

Дополнительная литература

Employer Strategy and the Labour Market / Ed. J.Rubery, F.Wilkinson. Oxford: Oxford University Press, 1994.

Верховин В.И. Трудовое поведение. М., 2003.

Социология труда: Учебник / Под ред. Н. И. Дряхлова, В. В. Щербины. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. Сс.151-167, 175-207.



Тема 5. ТРУД КАК КАТЕГОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Труд как одна из фундаментальных ценностей хозяйственной культуры. Культура труда. Качество труда. Профессионализм. Личностный и институциональный уровни хозяйственной культуры и значение труда.

Функции хозяйственной культуры и труд. Ценность труда в традиционных обществах. Трудовая деятельность и ведение хозяйства в добуржуазных обществах. Субкультура «мещанских добродетелей» в традиционных обществах. Смыслы труда в буржуазной хозяйственной культуре. М. Вебер об особенностях капиталистической хозяйственной культуры. Хозяйственная активность как религиозный долг. Протестантизм и ценности профессионализма. Нравственная легитимизация предпринимательства. Отношение протестантской этики к богатству и успеху. В.Зомбарт об особенностях «высококапиталистического духа». Д. МакКлелланд о роли труда в условиях «достижителъного общества». Р.Мертон о противоречиях «достижителъного общества». Социалистическая хозяйственная культура. Мобилизационный характер хозяйственной культуры в СССР. Трудовые ценности в условиях социалистической хозяйственной культуры.

Трудовая культура и занятость в постиндустриальном обществе. Изменение базовых мотиваций деятельности и наделение профессионального труда новым смыслом. Падение интереса к индустриальным формам труда. Изменение концепции «экономического человека». Труд и культура «постмодерна». Изменения в трудовой культуре постиндустриального Запада. Изменение отношения к труду. Расширение массовой досуговой культуры. Изменение характера труда. Качественно новое состояние рабочей силы.



Основная литература

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. Сс. 60-95. http://www.gorod.org.ru/cntnt/club/nbiblioteka.html

Зомбарт В. Буржуа. Этюды по нравственной истории современного экономического человека. М., 1994. Отдел IV. Буржуа прежде и теперь. сс. 117-144.

Коваль Т.Б. Православная этика труда // Мир России. 1994. Т. 3. № 2. С. 54-96. http://ecsocman.hse.ru/text/33722289/ либо Коваль Т.Б. Этика труда православия. Общественные науки и современность. 1994. № 6. С. 55-70. http://ecsocman.hse.ru/text/18522535/

Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. Издательство Магистр. М., 1998. Гл.1-3. (электронная версия) либо Зарубина Н.Н. Социокультурные особенности хозяйственной деятельности. Социологические исследования. 1994. № 8-9. С. 47-58. http://ecsocman.hse.ru/text/16694679/

Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Современная экономика и социология труда: Учеб. пособие / Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ. Фак. экон. и соц. наук. М. : Экон-Информ, 2003. сс. 81-96. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/150966.html



Дополнительная литература

Булгаков С. Православие. Очерки учения православной церкви. М., 2000. С.230-246.; Булгаков С.Н. Церковь и социальный вопрос. // Христианский социализм. Новосибирск: Наука, 1991. С. 79-104.

Гвоздева Е. Особенности национальной работы. Отечественные записки, № 3 (12) (2003). http://www.strana-oz.ru/?numid=12&article=545

Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйственной деятельности // Социологические исследования, 1994, № 8-9.

Магун B.C. Российские трудовые ценности: идеология и массовое сознание. // Мир России. 1998. №4. сс. 113-144. http://www.isras.ru/research/publication.shtml?pubid-23 либо <

Эдельман О. Советские люди на рабочем месте (о расхищении социалистической собственности). Отечественные записки, № 3 (12) (2003). http://www.strana-oz.ru/?numid=12&article=551

Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987.

Коваль Т. Православная этика труда //Мир России. 1994. № 2.

Коваль Т.Б. «Духовные христиане»: религиозное своеобразие и этика труда. // Мир России. 1993. № 1.

Шкаратан О.И., Карачаровский В.В. Русская трудовая и управленческая культура. Опыт исследования в контексте перспектив экономического развития. Мир России. 2002. № 1.



Тема 6. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ.

Диспозиционные теории мотивации труда. Иерархия потребностей А. Маслоу. Теория мотивации Алдерфера (ERG теория). Двухфакторная теория мотивации Ф.Герцберга. Теория приобретенных потребностей Д.Мак-Клелланда.

Когнитивные теории мотивации труда. Теория общих ожиданий (Врум;Кэмпбелл). Синтетическая модель Л.Портера-Э.Лоулера. Теория баланса: теория справедливости С.Адамса. Теория Лока: постановка целей.

Типологическая концепция трудовой мотивации (В.И.Герчиков). Основная парадигма: мотивация избегания и достижения, особенности трудового поведения работников. Базовые типы трудовой мотивации: инструментальная, профессиональная, патриотическая, хозяйская, люмпенизированная. Факторы люмпенизации. Методика измерения структуры трудовой мотивации. Динамика мотивации персонала российских и западноевропейских экономических организаций.

Эмпирические исследования мотивации труда. Особенности мотивации труда в российских условиях.

Влияние опыта работы на формирование мотивации труда. Интерес к выполняемой работе как мотивирующий фактор. Влияние размера заработной платы и дополнительных выплат на мотивацию труда. Повышение в должности как фактор мотивации труда. Условия и график труда как факторы, влияющие на мотивацию.

Мотивация сотрудников и удовлетворенность работой. Значение и измерение удовлетворенности работой. Параметры удовлетворенности работой. Удовлетворенность работой и удовлетворенность жизнью. Удовлетворенность работой и выполнение работы. Современные исследования проблемы удовлетворенности работой.

Основная литература

Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности. Нижний Новгород: НИМБ, 2003. Сс. http://www.twirpx.com/file/65423/

Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек в его работа в СССР и после. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2003. Сс. 137-177.

Каверин С.Б. Мотивация труда. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. Сс. 11-30, 70-83. http://www.twirpx.com/file/373458/

Макгрегор Д. Человеческий фактор и производство // Социологические исследования, 1995, № 1, с. 146-151.

Херцберг Ф., Майнер М. Побуждение к труду и производственная мотивация // Социол. исслед. 1990. N 1. С. 122—131.

Maslow A.H. A Theory of Human Motivation. // Psychological Review. 1943. No 50, p. 370-396.

Типологическая модель мотивации В.И.Герчикова. http://www.delfy.biz/whatwedo/methods/tmg/

Дополнительная литература

Herzberg F. Work and the Nature of Man. // Industrial and Labor Relations Review. 1967, Vol. 20, No 3, p. 529-531.

Katzell R.A., Thompson, D.E. Work motivation: Theory and practice. // American motivation Psychologist. 1990. No 45(2), p. 144-153.

Locke E.A. Toward a theory of task motivation and incentives. // Organizational Behavior and performance. 1968. No 3, p. 157-189.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник для экономических спец. вузов. М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2006. сс. 143-187. http://www.twirpx.com/file/61899/

Герчиков В.И. Типологическая концепция трудовой мотивации. Часть 1. // Мотивация и оплата труда. 2005. № 2. С. 53-62.

Герчиков В.И. Типологическая концепция трудовой мотивации. Часть 2. // Мотивация и оплата труда. 2005. №3. С. 2-6.

Джуелл Л. Индустриально-организационная психология. СПб.: Питер, 2001. Сс. 168-213. http://www.twirpx.com/file/181046/

Кобьелл Клаус. Мотивация в стиле экшн. Восторг заразителен! Альпина Бизнес Букс. М., 2006. 48 стр. http://www.twirpx.com/file/162862/

Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. Татлыбаева А.М. СПб.: Евразия, 1999.

Ньюстром, Джон В., Дэвис, Кейт. Организационное поведение. (пер.с англ.) СПб., Издательство «Питер», 2000. Сс. 107-151.

Патрушев В.Д., Бессокирная Г.П., Темницкий А.Л. Рабочие на частном предприятии: мотивация, оплата труда и удовлетворенность работой. // Социологические исследования. 1998. №4, с. 34-41.

Попова И.М. Бессокирная Г.П. Изменилась ли мотивация труда наемных рабочих за 90-е годы. Методология и метода изучения, результаты и перспективы исследований. // Мир России. 2005. Т. 14. № 4, с. 105–137.

Ребров А. Факторы формирования мотивации работников российских организаций. http://www.delfy.biz/library/motiv/motiv_50.html

Ребров А.В. Влияние мотивационной структуры работника на эффективность труда: постановка проблемы // Современный менеджмент: вопросы теории и практики. М.: Лика, 2007. С. 124-129. http://www.delfy.biz/library/motiv/motiv_46.html

Теории управления Херцберга и МакГрегора. / Учебное пособие для студен­тов вузов. М.: Академический Проект, 2000. Гл.20. http://do.gendocs.ru/docs/index-2425.html?page=22



Тема 7. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И РЫНОК ТРУДА.

Занятость населения как социально-экономическая категория. Концепции занятости. Основные функции занятости. Социально-демографические группы в сфере занятости. Региональные аспекты занятости.

Рынок труда: понятие, структура и модели. Механизм действия рынка труда. Предложение и спрос на рынке труда. Обеспечение оптимальной мобильности рабочей силы на рынке труда. Национальные рынки труда. Международный рынок труда.

Социальные функции рынка труда. Социально сбалансированное рыночное хозяйство.

Сегментация и гибкость рынка труда. Двухсекторная модель рынка труда (П. Дерингер и М.Пиор); ее критика. Особенности занятости в первичном и вторичном секторе рынка труда. Причины сегментации на рынке труда.

Понятие и типы гибкости рынка труда. Причины повышения гибкости рынка труда в последней четверти ХХ века. Основные направления повышения гибкости рынка труда (реорганизация рабочего времени, нестандартные формы занятости, изменение системы найма и увольнения, совершенствование процедур определения и изменения заработной платы). Причины распространения нестандартных форм занятости. Защищенность занятости в условиях повышения гибности рынка труда.

Последствия гибких трудовых отношений. Многосекторная модель внутрифирменного рынка труда (Дж. Аткинсон).

Внутрифирменный рынок труда, его особенности. Административные правила и процедуры. Кадровая политика фирм. Причины существования внутрифирменных рынков. Долгосрочные трудовые отношения: взаимные преимущества работника и работодателя. Трансакционные издержки на рынке труда. Эффективность внутрифирменных рынков труда.

Безработица. Виды безработицы: вынужденная незанятость, фрикционная (текущая), структурная, временная, сезонная безработица. Социальная защита от безработицы. Особенности безработицы на российском рынке труда. Статистические данные об уровне и динамике безработицы в России.

Основная литература

Грановеттер М. Социологические и экономические подходы к анализу рынка труда: социоструктурный взгляд. // Западная экономическая социология: Сост. и науч. Ред. В.В.Радаев. Хрестоматия современной классики. М., РОССПЭН, 2004, сс. 369-400.

Капелюшников Р. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М.: Высшая школа экономики, 2001.сс. 30-133.

Doeringer P.B. Internal Labor Markets and Noncompeting Groups // The American Economic Review. 1986. Volume 76. Issue 2. P. 48-52. http://links.jstor.org/

Kalleberg A. Nonstandard Employment Relations: Part-time, Temporary and Contract Work. Annual Review of Sociology, Vol. 26 (2000), pp. 341-365. http://links.jstor.org/

Piore M. Labor Market Segmentation: To What Paradigm Does It Belong? // The American Economic Review. 1983. Volume 73. Issue 2. Papers and Proceedings of the Ninety-Fifth Annual Meeting of the American Economic Association. P. 249-253. http://links.jstor.org/



Дополнительная литература

Cappelli P.; Cascio W. F. Why Some Jobs Command Wage Premiums: A Test of Career Tournament and Internal Labor Market Hypotheses. The Academy of Management Journal > Vol. 34, No. 4 (Dec., 1991), pp. 848-868. http://links.jstor.org/

Doeringer P., Piore M. Internal Labor Markets and Manpower Analysis. Lexington, MA: D.C. Heath, 1971.Gagala Ken. The Dual Urban Labor Market. Journal of Black Studies Vol. 3, No. 3 (Mar., 1973), pp. 350-370 http://links.jstor.org/

Doeringer P.B. Internal Labor Markets and Noncompeting Groups // The American Economic Review. 1986. Volume 76. Issue 2. P. 48-52. http://links.jstor.org/

Granovetter M. Small is Bountiful: Labor Markets and Establishment Size // American Sociological Review. 1984. Vol. 49. P. 323-324. http://links.jstor.org/

Kalleberg Arne L.; Sorensen Aage B. The Sociology of Labor Markets. Annual Review of Sociology, Vol. 5 (1979), 351-379. http://links.jstor.org/

Malcolmson J.M. Work Incentives, Hierarchy and Internal Labor Markets // Journal of Political Economy. 1984. Vol. 92. P. 486-507. http://links.jstor.org/

McNabb Robert; George Psacharopoulos. Further Evidence of the Relevance of the Dual Labor Market Hypothesis for the U. K. The Journal of Human Resources > Vol. 16, No. 3 (Summer, 1981), pp. 442-448 http://links.jstor.org/

Piore M. Dualism in the Labour Market: a responce to uncertainty and flux. The case of France. // Revue economique, 1978, Vol.29 #1, pp. 26-48.

Piore M. Labor Market Segmentation: To What Paradigm Does It Belong? // The American Economic Review. 1983. Volume 73. Issue 2. Papers and Proceedings of the Ninety-Fifth Annual Meeting of the American Economic Association. P. 249-253. http://links.jstor.org/Solow R.M. Theories of Unemployment. // The American Economic Review. March 1980. Vol.70, No.l.



Тема 8. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА.

Место профессионалов в общественном разделении труда. (Э.Дюркгейм). Профессия ученого и политика (М.Вебер). Профессиональная этика (Т.Парсонс)

Современные социологические концепции профессионализма. Теория черт (trait model) и структурно-функционалистский подход к определению профессии. Особенности англо-американской и европейской моделей профессионализма. Различение занятия («occupation») и профессии («profession»). Критерии профессионализма.

Конфликтологические концепции профессионализации. Нео-веберианский и нео-марксистский подход к определению профессии: модель профессии как институциональной монополии на рынке труда и модель профессии в рамках теории классов.

Позиции профессионалов в социальной структуре. Рост значения знания в современном обществе. Место профессионалов в концепциях технократического, постиндустриального и информационного общества. (Т.Веблен, Д.Белл, Д.Гелбрейт, П.Друкер, А.Тоффлер, М.Кастельс). Профессиональный статус как критерий стратификации.

Профессионалы и менеджеры: конфликт интересов и поиск компромисса. «Человек организации» (У.Уайт). Менеджеры как новые профессионалы. Претензии менеджеров на профессиональный статус и специфика менеджериального проекта.

Тенденции развития профессиональных групп в современной России на примере врачей, учителей, инженеров и менеджеров. Замещение интеллигенции профессионалами и специалистами (В. Ильин).

Основная литература

Вебер М. Наука как призвание и профессия. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. http://www.gorod.org.ru/cntnt/club/nbiblioteka.html

Лукша О. Социология профессиональных групп: определение понятий. Под ред. Мансурова В.А. Профессиональные группы интеллигенции. Москва: Изд-во Института социологии, 2003. http://ecsocman.hse.ru/rubezh/msg/18169878.html

Романов П.В., Ярской-Смирнова Е.Р. (ред.) Антропология профессий. Саратов: Центр социальной политики и гендерных исследований: Изд-во "Научная книга", 2005. Сс.13-50. http://www.twirpx.com/file/326273/

Романов П.В., Ярской-Смирнова Е.Р. Мир профессий: пересмотр аналитических перспектив. Социологические исследования. 2009. № 8. С. 25-35. http://ecsocman.hse.ru/text/23910585/

Benson J. Kenneth. The analysis of bureaucratic-professional conflict: functional versus dialectical approaches The Sociological Quartely, 1973, vol.14, pp. 376-394.



Дополнительная литература

Абрамов Р.Н. Социологические интерпретации профессий Р. Дингуэлла: к пониманию англо-саксонской традиции исследования занятий. В кн.: Профессиональные группы: динамика и трансформация. Москва: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2009. http://soc.hse.ru/socinst/publications/15665510.html

Абрамов Р.Н. Социальный анализ процессов профессионализации российских менеджеров // Рубеж (альманах социальных исследований). 2001. № 16-17. http://ecsocman.hse.ru/text/17584963/

Беккер Г. Природа профессии.// Этика успеха: вестник исследователей, консультантов и ЛПР., Выпуск 3/94. Тюмень- Москва, 1994, с.82-90.

Ильин В.И. "Белые воротнички" в современной России: новые средние слои или конторский пролетариат? // Рубеж: Альманах социальных исследований 1996. №8- 9, с. 98-121.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ,2000.

Braverman, H., L, Labour and Monopoly Capitalism: the Degradation of Work in the Twentieth Century, Monthly Review Press, 1974.

Freidson E. The changing nature of professional control. // Annual Review Sociology 1984. 10: p.1-20.

Gross E., Etzioni A., Organization in Society N.Y. 1975.

Parsons T. The Professions and Social Structure (1939).// Parsons T. Essays in Sociological Theory (Revised Edition). New-York The Free Press, 1966. p. 34-46.

Wilensky H. The Professionalization of Everyone? // American Journal of Sociology 70 (2): 137-158, 1964.

Тема 9. СЕГРЕГАЦИЯ В ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Методологические подходы к исследованию сегрегации на рынке труда. Формы сегрегации (расовая, этническая, гендерная, возрастная). Понятие вертикальной и горизонтальной сегрегации.

Методы измерения сегрегации и основные источники информации. Соотношение и содержательный смысл основных индексов сегрегации. Характеристика статистических данных, используемых для расчета различных индексов.

Отраслевая сегрегация на российском рынке труда. Профессиональная сегрегация и ее причины. Теоретические подходы к объяснению причин возникновения и сохранения сегрегации в занятости.

Возможности воздействия на профессиональную сегрегацию через инструменты социальной политики. Оценка эффективности различных инструментов социальной политики в отношении профессиональной сегрегации.

Взаимосвязь профессиональной сегрегации и трудовой мобильности.

Экономически подходы к анализу трудовой мобильности. Теория «соответствия» работника рабочему месту («job-matching theory») (Jovanovic, 1979, Flinn, 1986). Теория шоков производного спроса (Jovanovic et al., 1990; Davis et al., 1995). Экономические модели, объединяющие концепцию соответствия и шоков производного спроса (Bull, Jovanovic, 1988; Jovanovic, Moffitt, 1990).

Социологические подходы к анализу трудовой мобильности. Профессиональная организация как канал вертикальной циркуляции и как тестирующая, отборочная и распределяющая инстанция. (П.Сорокин). Индивидуальное трудовое перемещение (Т.Заславская, Р.Рывкина).

Влияние различных факторов на вероятность индивидуальной трудовой мобильности.

Горизонтальная внутрипрофессиональная циркуляция индивидов. Межпрофессиональная и внутрипрофессиональная мобильность. Межпоколенная восходящая и нисходящая трудовая мобильность.

Воздействие трудовой мобильности на социальные процессы и организацию общества. Классификация форм трудовой мобильности и взаимосвязь между ними.

Статистика трудовой мобильности и проблемы измерения. Трудовая мобильность в переходной экономике: опыт России и стран Центральной и Восточной Европы.



Основная литература

Анкер, Р. Теории профессиональной сегрегации по признаку пола: аналитический обзор. // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики / Отв. редактор и составитель, к.э.н. Е.Б. Мезенцева. М.: ИСЭПН РАН - МЦГИ - “Русская панорама”, 2002. сс.299-328.

Мальцева О.И., Рощин С.Ю. Гендерная сегрегация и трудовая мобильность на российском рынке труда. М., ГУ-ВШЭ, 2006. Сс. 51-130.

Сорокин П. Социальная мобильность. М., Academia LVS, 2005.сс. 87-119.

Jovanovic B., Moffitt R. An Estimate of a Sectoral Model of Labor Mobility. // Journal of Political Economy, 1990, vol. 98, № 4 p. 827-852.

Flinn C.J. Wages and Job Mobility of Young Workers. // Journal of Political Economy, 1986, vol. 94, № 3 p. 88-110, June.



Дополнительная литература

Jovanovic B. Job Matching and the Theory of Turnover. // Journal of Political Economy, 1979, vol. 87, № 5 p. 972-990.

Bull C., Jovanovic B. Mismatch Versus Derived-Demand Shift as Causes of Labor Mobility. // Review of Economic Studies. 1988, Vol. 55, № 1, p. 169-175.

Watts, Martin. Occupational Gender Segregation: Index Measurementand Econometric Modeling. // Demography, Volume 35, Issue 4 (Nov., 1998), pp. 489-496. (JSTOR) http://links.jstor.org/

Евстратова, Е.. Измерение профессиональной сегрегации по признаку пола// Современная экономическая теория. Материалы научной конференции “Ломоносовские чтения” - 1996. М., Экономический ф-т МГУ, ТЕИС, 1997, сс. 78-80.

Королев И.Б. Оценка уровня сегрегации по полу. (Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, г. Москва). http://www.actuaries.ru/fscr/scienceconf/2001/nov23/36f.htm



Тема 10. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА.

Содержание, принципы и организация социального партнерства, деятельности социальных партнеров. Объединения предпринимателей, профсоюзы и государство в системе социального партнерства. Виды договоров и соглашений социальных партнеров. Рекомендации Международной организации труда (МОТ) по организации социального партнерства на национальном уровне.

Различия в методах регулирования рынка труда в различных типах государств благосостояния. Особенности политики занятости и ее инструментов в условиях «либерального», «социал-демократического» и «консервативного» режимов государства благосостояния.

Выбор стратегии регулирования рынка труда. Институциональная поддержка политики на рынке труда. Пассивная и активная политика на рынке труда, их особенности.

Цели и инструменты реализации политики занятости. Группы населения с пониженной конкурентоспособностью: проблемы трудоустройства.

Субъекты политики занятости. Особенности деятельности государственной и частной служб занятости. Макроэкономическое регулирование занятости в переходной экономике.

Развитие социального партнерства в России. Социальное партнерство в переходной экономике.

Основная литература

Бек У. Безработный капитализм. http://www. academy-go. ru/Site/GrObsh/Publications/Beck2.shtml.

Кейнс. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., «Гелиос-АРВ». 1999. Гл.18. Сс.228-238. Электр.версия: http://ek-lit. newmail. ru/keynsod.htm.

Нестандартная занятость в российской экономике. /Под ред. В.Гимпельсона т Р.Капелюшникова. М., ГУ-ВШЭ, 2006.сс.15-60.

Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Современная экономика и социология труда: Учеб. пособие / Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ. Фак. экон. и соц. наук. М. : Экон-Информ, 2003. сс. 61-81. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/150966.html

Дополнительная литература

Костин Л.А. Международная организация труда. М.: Экзамен, 2002.

Ромашов О.В. Социология труда и экономическая социология. М., ГАРДАРИКИ, 2007. Сс. 161-189.

Российский рынок труда: путь от кризиса к восстановлению. Всемирный Банк, 2002.

Социальное рыночное хозяйство. Теория и этика экономического порядка в России и Германии. / Под ред. В.В.Автономова. СПб. 1999.

Эренберг Р.Дж., Смит Р.С.. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М., изд-во МГУ, 1996. Сс.500-537.

Esping-Andersen, G. The Three Worlds of Welfare Capitalism, Cambridge: Polity Press. 1990.

Тема 11. ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

Факторы формирования спроса и предложения на рабочую силу в период административного рынка. Кризис модели поголовной обязательной занятости.

Формирование российского рынка труда и новых форм занятости в 90-е годы. Структура и динамика спроса и предложения рабочей силы на российском рынке труда. Феномен массовой скрытой безработицы. Вторичная занятость и ее особенности в условиях современной России. Занятость и оплата труда в государственном и частном секторах экономики.

Сегментация рынка труда. Гибкость сегментированного рынка труда. Социальные группы на рынке труда России. Женщины и молодежь на рынке труда. Структура и динамика российской безработицы. Массовая безработица специалистов - особенность рынка труда современной России.

Внутрифирменные рынки на российских предприятиях.

Особенности нестандартной занятости на российском рынке труда. Временная и непостоянная занятость. Случайная занятость. Занятость в неформальном секторе.



Основная литература

Нестандартная занятость в российской экономике. /Под ред. В.Гимпельсона т Р.Капелюшникова. М., ГУ-ВШЭ, 2006. Сс. 179-217.

Гимпельсон, В., Капелюшников Р., Рыжикова З. Движение рабочих мест в российской экономике: в поисках созидательного разрушения. Препринт WP3/2012/03. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 46 стр. http://www.hse.ru/data/2012/04/05/1251237418/WP3_2012_03.pdf

Капелюшников Р.И. Конец российской модели рынка труда?: Препринт WP3/2009/06. — М.: Изд. дом Государственного университета — Высшей школы экономики. — 80 с. https://www.hse.ru/data/2010/05/04/1216406865/WP3_2009_06ff.pdf

Магун В.С. Трудовые ценности экономически активного населения семи стран мира // Мы и они: Россия в сравнительной перспективе / Под ред. В.А. Мау, А.А. Мордашева, Е.В. Турунцева. М., 2005. http://ecsocman.hse.ru/text/29608236/

Дополнительная литература

Гимпельсон В.Е. Увольнение работника на рынке труда: влияние локуса контроля на восстановление занятости //Социологический журнал. 1995,№2.

Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Поли- и монозанятые в российском обществе: социально-структурный анализ. Социологические исследования. 2004. № 2. С. 43-51. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/216863.html

Жидкова Е.М. Ориентация на незанятость среди проблемных групп на рынке труда. Социологические исследования. 2005. № 3. С. 52-62. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/209864.html

Капелюшников Р. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М.: Высшая школа экономики, 2001.Сс.199-232.

Капелюшников. Р.И. Спрос и предложение высококвалифицированной рабочей силы в России: кто бежал быстрее? М.: НИУ ВШЭ, Препринт WP3/2011/09, Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 68 стр. http://www.hse.ru/data/2011/11/14/1272855699/WP3_2011_09-f.pdf

Ощепков А.Ю. Гендерные различия в оплате труда в России. // WP3/2006/08. – М.: ГУ ВШЭ, 2006. – 52 с. http://new.hse.ru/C3/C18/preprintsID/default.aspx?view=WP3/2006/08&filter=

Тема 12. ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. РЫНОК ТРУДА ГОСУДАРСТВ СНГ.

Теоретические подходы к анализу миграционных процессов. Неоклассический подход к анализу миграций (Todaro, 1976); «новая экономическая теория трудовой миграции» (Stark), теория «миграционной сети», или «кумулятивной причинности» (D.Massey, 1990); концепция «миграционных систем» (Мэри Критц); синтетическая теория международной миграции (D.Massey); теория миграционного перехода (Martin and Taylor, 1996); трудовая миграция и этапы демографического перехода (Дирк ван де Каа).

Социологические аспекты трудовой миграции. Неквалифицированная трудовая миграция и включенность в родственные и клановые миграционные сети. Высококвалифицированная трудовая миграция и включенность в профессиональные миграционные сети. Снижение роли государства в привлечении высококвалифицированных мигрантов. Интернационализация профессий через признание и утверждения квалификаций в региональных организациях. Масштабы и причины эмиграции квалифицированной рабочей силы из России в 90-е годы.

Трудовые мигранты и принимающее общество: проблемы институциональных согласований. Трудовые мигранты и формальные институты принимающего общества. Трудовые мигранты в принимающем обществе и неформальные институты. Взаимодействие трудовых мигрантов и принимающего общества как процессы институциональных согласований и рассогласований.

Распространение неформальности и сокращение поля формального в отношениях трудовых мигрантов и принимающего общества в современной России. Возможные решения в преодолении институциональных рассогласований.

Причины роста числа трудовых мигрантов в России в 90-е годы. Этнический характер трудовой миграции. Виды трудовой миграции в Российской Федерации.

Трудовые миграции на постсоветском пространстве. Китайские землячества в России. Трудовые мигранты из государств СНГ: характер миграций, квалификация, тип занятости, территориальная специфика.

Основная литература

Iredale R. (2001) The Migration of Professionals: Theories and Typologies // International Migration, № 39 (5). Pp. 7–26.

Дмитриев А.В., Пядухов Г.А. Этнические группы мигрантов и конфликты на анклавных рынках труда. Социологические исследования. 2005. № 8. С. 90-100. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/281731.html

Петров В. Трудовые мигранты и принимающее общество: проблемы институциональных согласований. // Трудовая миграция. Вопросы управления и защиты прав трудящихся-мигрантов в России: Сборник статей. – М.: ТЕИС, 2005. (Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир; Вып. 14). Сс.37-46. http://www.demostudy.ru/menu.htm

Массей, Дуглас. Cинтетическая теория международной миграции. //Мир в зеркале международной миграции: Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир / Гл. ред. В.А. Ионцев. — М.: МАКС-Пресс, 2002. — Вып. 10. Сс. 132-148. http://www.demostudy.ru/menu.htm

Тюрюканова Е. Женская трудовая миграция. Демоскоп Weekly, № 201 – 202, 2 - 22 мая 2005, http://demoscope.ru/weekly/2005/0201/analit04.php



Дополнительная литература

Meyer Jean-Baptiste (2001) Network Approach versus Brain Drain: Lessons from the Diaspora // International Migration, № 39 (5). Pp. 91–110.

Todaro Michael P. (1976) Internal Migration in Developing Countries. Geneva: International Labor Office, 1976.

Massey Douglas S. (1990) Social Structure, Household Strategies, and the Cumulative Causation of Migration // Population Index No 56. Pp. 3–26.

ван де Каа, Дирк. О международной миграции и концепции второго демографического перехода. // Мир в зеркале международной миграции: Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир / Гл. ред. В.А. Ионцев. — М.: МАКС-Пресс, 2002. — Вып. 10. http://www.demostudy.ru/menu.htm

Ионцев В.А. (1999) Международная миграция населения: теория и история изучения. М.: Диалог МГУ.

Ушкалов И.Г., Малаха И.А. (2000) «Утечка умов» как глобальный социальный феномен // «Социологические исследования», №3. // Мир в зеркале международной миграции: Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир / Гл. ред. В.А. Ионцев. — М.: МАКС-Пресс, 2002. — Вып. 10. http://www.demostudy.ru/menu.htm

Принудительный труд в современной России. Нерегулируемая миграция и торговля людьми. Международная организация труда. М. 2004.

Вакуленко Е., Цимайло В.. Учёт нелегальной миграции населения: методы и оценки. Демоскоп Weekly, № 479 – 480, 26 сентября - 9 октября 2011, http://demoscope.ru/weekly/2011/0479/analit02.php

Прохорова А. Политика интеграции мигрантов в России: пример оценки с использованием индекса интеграции MIPEX. Демоскоп Weekly, № 479 – 480, 26 сентября - 9 октября 2011, http://demoscope.ru/weekly/2011/0479/analit05.php

Иванова Т. Трудовая миграция россиян: экономические и социальные эффекты. По результатам социологического исследования - «Трудовая миграция как фактор интеграционных процессов в рамках Единого Экономического Пространства». URL:http://migrocenter.ru/science/science030.php

Столкер П. Работники без границ: влияние глобализации на международную миграцию. // Отечественные записки. - 2004. - №4, с. http://strana-oz.ru/2004/4/rabotniki-bez-granic-vliyanie-globalizacii-na-mezhdunarodnuyu-migraciyu

Тюрюканова Е. Трудовая миграция в Россию. Демоскоп Weekly, № 315 – 316, 1 - 20 января 2008. http://demoscope.ru/weekly/2008/0315/tema01.php

Мукомель В. Экономика нелегальной миграции в России. Демоскоп Weekly, № 207 – 208, 20 июня - 14 августа 2005. http://demoscope.ru/weekly/2005/0207/tema01.php

Менц, Георг . Полезные" гастарбайтеры, обременительные беженцы и вторая волна сокращения социальных расходов: связь между миграцией и государством всеобщего благосостояния. / "Прогнозис", 2007, №1 (9), с. 117-141 либо Демоскоп Weekly, № 315 – 316, 1 - 20 января 2008. http://demoscope.ru/weekly/2008/0315/analit01.php

Садовская Е. Международная трудовая миграция и денежные переводы в республиках Центральной Азии: стратегия выживания или стратегия развития? / Международная миграция: экономика и политика: Сборник статей/ Гл. ред. В.А. Ионцев. - М.: ТЕИС, 2006. (Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир; Вып. 18). с. 68-84) либо Демоскоп Weekly, № 315 – 316, 1 - 20 января 2008. http://demoscope.ru/weekly/2008/0315/analit03.php



Содержание программы: семинары (тексты для обсуждения)

В ходе семинарских занятий студенты должны освоить навыки самостоятельной работы с оригинальными текстами, посвященными проблемам социологии труда, а также самостоятельно провести, обработать и представить результаты мини-исследования, посвященного выявлению трудовых ценностей и жизненных планов в студенческой среде.

В связи с этим каждый семинар по времени делится на две части:

А. проведение мини-исследования среди студентов курса и обсуждение презентаций, подготовленных студентами.

Б. обсуждение классических работ по социологии труда

А. ПРОВЕДЕНИЕ МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ КУРСА И ОБСУЖДЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ПОДГОТОВЛЕННЫХ СТУДЕНТАМИ



Семинар 1.

Проведение анкетирования. Организационные вопросы, связанные с вводом данных и организацией их обработки

Для проведения мини-исследования группа разбивается на 4-5 подгрупп, каждая из которых готовит свой тематический раздел в рамках мини-исследования. Объект мини-исследования – сами студенты III курса. После заполнения анкеты студенты должны ввести полученные данные, сформировать массив и провести несложный анализ полученных результатов по своей теме.

Результаты мини-исследования каждая подгруппа представляет в виде небольшой презентации (около 20 мин.), для которой выделяется время на каждом семинаре.

Структура презентации по итогам анкетирования.

Цель презентации: – дать краткий обзор основных теоретических подходов, которые могут быть использованы для разработки и интерпретации гипотез мини-исследования.

Часть 1. Теоретические подходы к проблеме

1. постановка проблема

2. цель и задачи исследования

3. основные категории

4. теоретические модели, используемые для объяснения результатов своего исследования

5. тестируемые гипотезы

Часть 2. Обзор эмпирических исследований по теме

1. Примеры эмпирических исследований по своей теме для России (минимум 2), с указанием автора, названия работы, цели исследования, используемых теоретических концепций/подходов, полученных результатов и их интерпретации.

2. Примеры эмпирических исследований по своей теме для других стран (2) (можно использовать как англоязычную, так и русскоязычную литературу), с указанием автора, названия работы, цели исследования, используемых теоретических концепций/подходов, полученных результатов и их интерпретации.

3. Выводы по результатам представленных 4-х исследований, и их сравнительный анализ.

Часть 3. Представление и интерпретация полученных эмпирических результатов

1. методология проведенного мини-исследования

2. основные эмпирические результаты

3. обсуждение и интерпретация результатов в рамках выбранных теоретических концепций

Критерии оценивания презентации: за презентацию группа может получить максимум 5 баллов, обсуждение и вопросы оцениваются индивидуально в 1 дополнительный балл.

*** *** ***



Б. ОБСУЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ РАБОТ ПО СОЦИОЛОГИИ ТРУДА

Семинар 2.

1. Трудовая деятельность в примитивных сообществах. Проблемы разграничения труда и иных видов деятельности.

2. Трудоизбыточность и недоиспользование трудовых ресурсов

Текст для обсуждения:

Маршалл Салинз. Экономика каменного века. Раздел «Домашний способ производства: структура недопроизводства». ОGI, Mосква, 1999.(сс. 53-101)

Дополнительная литература:

Александр Никулин. Искусство господства и сопротивления в концепции Джеймса Скотта. / Отечественные записки. № 3 (12) (2003). http://www.strana-oz.ru/?numid=12&article=528

А. В. Чаянов. Организация крестьянского хозяйства. (фрагмент из книги: Из книги А.В Чаянов "Крестьянское хозяйство. Избранные труды", Москва, "Экономика", 1989, стр. 196-213). http://www.ruralworlds.msses.ru/classical/chayanov/chayanov-vved.html

Теодор Шанин. Три смерти Александра Чаянова. Социологический журнал, 1995, № 1. http://www.yabloko.ru/Themes/History/Shanin/3-deaths-of-chaynov.html

Вопросы для обсуждения:

1. Социальная организация «работы» и «неработы» в примитивных сообществах

Виды деятельности, включающиеся в понятие «работы» и «неработы». Как структурировано в примитивных сообществах время работы и время досуга? Существует ли граница между работой и иными видами деятельности? Какова средняя продолжительность рабочего дня у различных примитивных племен?

Ради каких видов деятельности происходит отвлечение людей от трудового процесса? Мотивация труда в примитивных сообществах: можно ли рассматривать ее в категориях современной экономики?

Каково представление об «интенсивности труда» у примитивных племен? Как компенсируются «сверхзатраты энергии и сил» в тех племенах, где рабочий день более продолжительный? Каково культурное обоснование подобной компенсации?

Чем можно объяснить особенности разделения труда по полу и возрасту в различных примитивных сообществах? Какой тип разделение труда является доминирующим в рамках домашнего способа производства?

2. Трудоизбыточность и недоиспользование трудовых ресурсов

Чем объяснить тот факт, что реальный объем производства и реальная численность проживающего населения существенно ниже, чем расчетные значения?

Почему домашний способ производства предполагает постоянное недоиспользование ресурсов? Какими факторами это обусловлено?

В чем состоит суть правила Чаянова? Какую социологическую интерпретацию Вы могли бы дать для его объяснения? Является ли оно, на Ваш взгляд, универсальным законом? При каких условиях это правило может быть применимо для анализа современного общества?

Каким образом традиционная экономика проявляет себя в тех случаях, когда она оказывается втянутой в рыночные отношения? Когда и почему в антропологии сформировалась точка зрения, что «туземцы — прирожденные ленивцы»?

Почему домашний способ производства можно охарактеризовать как «антиизбыточный»?

*** *** ***

Семинар 3.

Принципы научной организации труда Ф.Тейлора

Текст для обсуждения:

Фредерик Уинслоу Тейлор. "Принципы научного менеджмента". http://www.humans.ru/humans/102544

Вопросы для обсуждения:

1. Какое представление о справедливости Тейлор вкладывал в основание своей системы научной организации труда?

2. Каким образом в системе Тейлора перераспределяется власть и ответственность по сравнению с традиционным типом управления? Кто, по мнению Ф.Тейлора, несет основную ответственность за результаты производства – работники или менеджеры?

3. Усиливает ли система Тейлора конкуренцию между работниками или, напротив, ведет к росту солидарности между ними?

4. Как Тейлор представлял себе систему трудовых мотивов работника? А менеджера?

5. Для каких стран система Тейлора наиболее применима? Какими особенностями должна обладать система ценностей и национальный менталитет, чтобы тейлоровские методы управления трудом работали эффективно?

6. Можно ли применить тейлоровские методы к творческому труду? Дайте обоснование своего ответа.

7. Какие факторы обеспечили жизнеспособность тейлоризма? Каким образом в систему Тейлора встроена возможность социальной мобильности?

8. Видите ли Вы внутренние противоречия в системе управления трудом, разработанной Тейлором? Подтвердите это на примере текста.

9. При применении идей Тейлора о научной организации труда зарплата рабочих возрастала в среднем на 60%. Попытайтесь объяснить, почему эта система временами встречалась самими рабочими «в штыки»?

10. Можно ли применить тейлоровские методы к учебному процессу? Есть ли элементы тейлоровской системы в МГУ? Если да, то в чем они заключаются? Насколько это эффективно, с Вашей точки зрения?

*** *** ***

Семинар 4.

Социальная философия Г.Форда

Текст для обсуждения:

Генри Форд. Моя жизнь, мои достижения. / Первая публикация на русском языке: Ленинград, "Время", 1924 (перевод под ред. инженер-технолога В.А.Зоргенфрея). Электронная версия: © «НиТ. Раритетные издания», 1998. http://www.improvement.ru/bibliot/ford/ford001.shtm

Дополнительная литература:

Б.М.Штопов. Социально - экономические эксперименты Генри Форда. /Проблемы теории и практики управления. 2002. № 6. С. 109-113. http://www.masters.donntu.edu.ua/2004/kita/ukrainsky/library/history.pdf

Вопросы для подготовки к семинару

1. Принципы организации сборки. Монотонная работа – плюсы и минусы. (по материалам глав 5,7)

2.Организация управления. Карьерный рост и отбор персонала. (по материалам главы 6)

3. Принципы оплаты труда (по материалам главы 8)

4. Стратегия ценообразования и отношение к максимизации прибыли (по материалам глав 10-12)

5. Причины бедности и отношение к филантропии (по материалам глав 13,15)

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Г. Форд: «решение вопроса о заработной плате устраняет девять десятых психических вопросов, а конструкционная техника решает остальные». Насколько эта мысль Форда актуальна в настоящее время в России? Если да, то для каких категорий населения? Можно ли утверждать, что с формальным переходом к постиндустриальному обществу действительно происходит массовый отход от этой парадигмы?

2. Если фордистская модель действительно характеризуется высоким уровнем отчуждения труда и его дегуманизацией, то чем можно объяснить тот факт, что именно фордистские методы управления трудом продолжали преобладать в большинстве развитых стран вплоть до конца 70-х годов? В чем, на Ваш взгляд, заключается привлекательность фордистской модели?

3. Можно ли утверждать, что в настоящее время фордистские методы управления трудом полностью отошли в прошлое? Если нет, то приведите примеры производств, где они продолжают вполне успешно существовать и сегодня.

4. Причины бедности и решение социальных проблем в представлении Генри Форда. Каково соотношение индивидуальных и структурных причин бедности в концепции Форда? Применим ли подход Форда в современных российских условиях?

5. Один автомобиль на всю жизнь + одна модель и только черного цвета – это фактическая концепция рекламной кампании Форда. Возможна ли такая стратегия производства на сегодня? Если нет, то почему? (к теме про стратегию ценообразования).

6. Почему Г.Форд уделял такое большое внимание проблемам ценообразования? Все ли исчерпывается только ценовой конкуренцией? Если нет, то на каком типе конкуренции Форд делает акцент?

7. Соотношение нормы и массы прибыли. В чем принципиальное отличие Форда от других предпринимателей его времени? Почему он, не стремясь к максимальной норме прибыли, богател быстрее своих конкурентов?

*** *** ***



Семинар 5.

Форд или Тейлор? (командная игра)

Идея семинара – командная игра «за и против». Для проведения игры группа предварительно (на предыдущем семинаре) разбивается на 2 команды.

В ходе игры каждой команде предстоит охарактеризовать наиболее сильные стороны защищаемой концепции и дать убедительную критику слабых сторон той концепции, которую защищает противоположная команда.

I) мини презентации на 2-3 минуты (один человек от команды на один вопрос по теме)

вопросы к презентациям по концепции:

1. основная идея модели

2. эффективность и успех модели

3. эффективность и применимостьв наши дни (примеры)

4. заработная плата (какую роль отводят авторы оплате труда)

5. взгляд на общество: социальные проблемы (бедность и т.д.) – место социальным проблемам в концепции, взаимосвязь предложенной организации трудового процесса и функционированием общества).

II) «противостояние» (два человека от каждой команды, один рассказывает о преимуществах своей модели, другой критикует недостатки концепции соперников):

1. Плюсы и преимущества концепции

2. Минусы и недостатки модели команды проивников

III) Вопрос-ответ (от каждой команды поступает два вопроса соперникам, дается время на обдумывание по 5 минут, потом заслушивается ответ и правильный ответ от задававших вопрос)

IV) Подведение итогов, победителям плюс 3 балла.

*** *** ***



Семинар 6.

Труд в традиционном крестьянском хозяйстве

Труд в надомной промышленности как переходная форма от крестьянского труда к индустриальному

Текст для обсуждения:

Райнхард Зидер. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII — XX вв.). Москва, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997.

Глава I. Крестьянская семья сс. 10-71.

Глава II. Семьи сельских рабочих надомников. Сс. 72-102

(работа по подгруппам)



Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Труд в традиционном крестьянском хозяйстве

1. Какими путями происходило привлечение в крестьянское хозяйство дополнительных рабочих рук?

2. В чем заключались основные особенности производства и труда в крестьянских хозяйствах в земледельческих и животноводческих регионах?

3. Каким образом было организовано разделение труда по признаку пола в крестьянских хозяйствах? Какими факторами определялось разделение труда между крестьянином и крестьянкой, работниками и работницами в XVIII-XIX вв.?

4. В чем заключалась зона ответственности женщин в крестьянском хозяйстве? Какие региональные особенности существовали в этом отношении? В каких регионах доминирование мужчин было более выраженным и почему?

5. Каким образом происходило распределение доходов от сельскохозяйственного производства между мужчинами и женщинами? К каким рынкам женщины имели преимущественный доступ?

6. Какими видами доходов могли распоряжаться мужчины? На какие цели расходовались эти средства? К каким рынкам мужчины имели преимущественный доступ?

7. В каком возрасте и в каких формах происходило приобщение детей к трудовой деятельности? Какое место отводилось детям в рабочей иерархии, охватывавшей крестьянских детей работоспособного возраста и работников?

2. Труд в надомной промышленности как переходная форма от крестьянского труда к индустриальному

1. Опишите основные особенности экономики домашней промышленности. Какие факторы способствовали ее распространению? Почему «двойная экономика», сочетающая ведение сельского хозяйства и надомный труд, оказалась весьма неустойчивой экономической формой?

2. В каких районах в первую очередь происходило развитие домашней промышленности? Как связано развитие домашней промышленности с порядком наследования крестьянских хозяйств?

3. Какими мотивами диктовалось намерение крестьян перейти от сельского хозяйства к надомному труду? С какими рисками был связан отказ от «двойной экономики»?

4. Каким образом надомники пытались защищать свои экономические интересы? Какие формы конкуренции порождала надомная промышленность?

5. Какими экономическими критериями руководствовались рабочие надомники? В чем отличие этих критериев от тех, которые типичны для городских наемных рабочих?

6. Какие изменения произошли с домашней промышленностью под давлением фабричной конкуренции?

7. Опишите особенности гендерного разделения труда в семьях рабочих-надомников. Как современники воспринимали стирание «гендерной границы» в разделении труда?

8. Как влиял рост доходов надомников на потребительские предпочтения? Чем объясняется невозможность долгосрочного планирования бюджета в семьях надомников?

*** *** ***

Семинар 7.

Проблемы удовлетворенности трудом и трудовой мотивации в условиях социализма.

Текст для обсуждения:

А.Г.Здравомыслов, В.А.Ядов. Человек и его работа В СССР и после. М., Аспект-Пресс, 2003.

Вопросы для обсуждения:

1. Методологические предпосылки и гипотезы исследования

2. Объективные и субъективные характеристики отношения к труду

3. Мотивы трудовой деятельности и их связь с содержанием труда

4. Особенности личности рабочего и отношение к труду

5. Мотивация и отношение к труду: тенденции 90-х годов

*** *** ***

Семинар 8.

Труд в обществе будущего.

Тексты для подготовки и обсуждения:

1. У.Бек. Общество риска или на пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. Гл.VI. С.202-223.

2. Михаэль Бехтель. Будущее труда. Размышления, взгляды, перспективы.

http://www.moskau.diplo.de/Vertretung/moskau/ru/04/Publikationen/Sozialpolitik/Datei__Arbeitszukunft,property=Daten.doc

3. О.Тоффлер. Будущее труда. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Toffler/_FutW.php

Цель занятия: сформулировать основные представления о будущем труда (на основе работ О.Тоффлера, У.Бека, М.Бехтеля).

Группа делится на 3 команды. Цель каждой команды – сформулировать основные идеи работы и показать ее сильные и слабые стороны в сопоставлении с двумя другими авторами.

1-я команда: Будущее труда в представлении О. Тоффлера.

2-я команда: Будущее труда в представлении У.Бека

3-я команда: Будущее труда в представлении М.Бехтеля

Вопросы для обсуждения:

1. Какие формы занятости могут заменить в будущем систему наемного труда? (режим, рабочее время, реорганизация повседневной жизни)

2. Безработица в будущем/добровольный труд/гибкая и нестандартная занятость

3. Изменяющаяся роль образования. Тренинг на рабочем месте. Новые профессии

4. Новый работник: стиль, мотивы, ценности

5. Сильные стороны данной концепции

6. Возможные критические замечания в адрес данной концепции

7. Вопросы (по 1 вопросу к текстам других команд) – придумывает вся команда

Итоги подводятся жюри по результатам:

1. Презентации основных характеристик каждой концепции (по 1 чел. на каждый сюжет)

2. Ответов по поводу данной концепции на вопросы представителей двух других команд (все члены команды)

3. Вопросов, подготовленных для двух других команд (все члены команды)



следующая страница >>