Программа дисциплины «Проблемы нарушения и защиты прав человека в середине второй половине 20 века - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Программа дисциплины «Проблемы нарушения и защиты прав человека в середине второй - страница №1/1

Санкт-Петербургский филиал

Государственного университета –

Высшей школы экономики


Кафедра прикладной политологии

Программа дисциплины


«Проблемы нарушения и защиты прав человека в середине - второй половине 20 века (на примере истории Холокоста в Европе)».


Для направления 030200.62 «Политология»

Курс II
Автор: доцент

кафедры прикладной политологии

Полковникова Татьяна Александровна

Согласовано УМО Одобрено на заседании кафедры

Зав. кафедрой ______________

_________________ «__» _________________ 2010 г.


«__» _____________ 2010 г.
Утверждено УМС

_________________


Председатель

__________________

«__» ____________2010 г.

Санкт-Петербург

2010


  1. Пояснительная записка.

Учебная программа курса предназначена для подготовки студентов по направлению «Политология». Данный курс является интегрированным, включающим знания по таким дисциплинам, как политология, правоведение, история отечества и зарубежных стран, культурология, этика.

Актуальность программы определяется, прежде всего, реалиями современного мира, для которого характерны различные проявления интолерантности, ксенофобии, экстремизма, антисемитизма, возрождение нацисткой идеологии, распространение ее среди молодежи.

Город Санкт-Петербург сегодня является не только культурным центром нашей страны, но, наряду с Москвой может считаться самым многонациональным городом. Мощные миграционные процессы и связанные с ними социальные, политические и культурные изменения оказывают огромное влияние на этническое и конфессиональное многообразие Петербурга. По данным Всероссийской переписи 2002 г. в городе проживают люди 140 национальностей.

В настоящее время в Санкт-Петербурге, как и в нашей стране и мире в целом, происходит нарастание экстремистских настроений, особенно среди некоторой части молодежи. Кроме крайних форм национализма и ксенофобии существует и бытовой национализм, внешне не слишком заметный, но охватывающий широкие слои населения, и потому тоже достаточно опасный.

Преподавание истории Холокоста, попытка осмысления его уроков – важная составная часть образования и воспитания молодежи в духе толерантности и уважения прав человека. Тема Холокоста сегодня изучается во многих странах. В последнее время и в России эта тема прочно вошла в различные учебные программы.

В 2009 году на Международной конференции по Холокосту в Праге Россия заявила о своем намерении вступить в международную авторитетную организацию по изучению и преподаванию темы Холокоста Таск Форс.

Тема Холокоста несет в себе большой нравственный потенциал, который может способствовать формированию готовности противостоять любым формам нетолерантного поведения. Важнейший довод в пользу изучения истории Холокоста, извлечения уроков из него – необходимость избежать в будущем подобных нарушений прав человека на религиозной, национальной, этнической основе. Чтобы противостоять ксенофобии, национализму, интолерантности нужно знать и понимать, их истоки и признаки.

Из актуальности данного курса вытекают его цели и задачи.
Основные цели курса:


  1. Формирование у студентов представлений об основных проблемах в области нарушения и защиты прав человека в середине-второй половине 20 века и роли в решении этих проблем государства и общества;

  2. Приобретение студентами систематических знаний по истории Холокоста в Европе, формирование представлений о Катастрофе как универсальном, всеобщем опыте нарушения прав человека, как проявления интолерантности в своем чрезвычайном виде;

  3. Подведение студентов к глубокому осмыслению значения извлечения «уроков» Холокоста, опасности повторения подобной трагедии;

  4. Содействие формированию у студентов стойкого неприятия идей расизма, фашизма, ксенофобии, умения противостоять современной неонацисткой пропаганде, попыткам «отрицания» Холокоста.


Задачи курса:


  1. овладение студентами категориально-понятийным аппаратом в данной области;

  2. получение навыков самостоятельного анализа исторических документов, научной литературы, современной публицистики по проблематике курса;

  3. ознакомление студентов с основными этапами Холокоста в Европе;

  4. приобретение студентами навыков применения полученных знаний для анализа современных ситуаций общественного развития, проявлений интолерантности, ксенофобии, этноцентризма, антисемитизма;

  5. формирование у студентов чувства уважения к другим культурам, психологической готовности к принятию «иного».

Программа ориентирует студентов на самостоятельную работу, без которой невозможно полноценное освоение содержания курса, формирование необходимых компетентностей.

Содержание программы базируется на материалах современных исследований по теории и практике прав человека, истории Холокоста в Европе, и, в частности, на территории СССР.

Курс имеет интерактивный характер. Основными формами работы являются не только лекционные занятия, но и семинары, в процессе которых используются такие формы и способы работы:

- приемы развития критического мышления;

- дискуссии и дебаты;

- групповая работа;

- экскурсионная работа;

- просмотр документальных и художественных фильмов с последующим обсуждением;

- кейсы, дилеммы;

- работа с историческими документами;

- работа с материалами СМИ.


Методология курса.

Излагая такую непростую для восприятия тему, как тотальное нарушение прав человека в период Холокоста, необходимо, на наш взгляд, обратить внимание на следующие моменты. Прежде чем изучать Холокост как таковой, студенты должны иметь возможность познакомиться с нормальной жизнью еврейских общин до Катастрофы, с традицией и культурой еврейского народа (хотя бы фрагментарно). С этой целью в содержание курса включена экскурсия «Евреи Петербурга в 19 – начале 20 века».

Также необходимо донести до студентов мысль о том, что в результате Холокоста погибли не миллионы безымянных жертв, а конкретные люди, с их личной историей, внутренним миром, целые семьи с их культурой и традициями. В связи с этим хотелось бы добиться сопереживания и сочувствия людям того времени. Показать эмоциональную глубину различных аспектов Катастрофы позволит просмотр и обсуждение документальных и художественных фильмов, изучение художественной литературы по теме курса.
Формы работы студентов.

Данный курс предполагает проведение лекционных, семинарских, экскурсионных занятий, написание эссе, просмотр художественных и документальных фильмов с последующим обсуждением.


Виды контроля.

Текущий контроль: семинарские занятия, проверка заданий для самостоятельной работы, проверка портфолио.

Промежуточный контроль: эссе.

Итоговый контроль: зачет в форме презентации портфолио по курсу.


2. Содержание программы.
Интолерантность и ее проявления (2 часа лекции, 2 часа семинары).

Введение в курс. Понятие интолерантности. Этноцентризм. Стереотипы и предрассудки, их роль в жизни человека и общества. Этнонациональные стереотипы. Значение изучения истории Холокоста на современном этапе общественного развития.



Права меньшинств и права человека (2 часа лекции, 2 часа семинары).

Понятие прав человека. Эволюция понятия. Классификация прав человека. «Поколения» прав человека. Права меньшинств. Холокост и проблема нарушения прав человека. Проблемы защиты прав человека. Роль государства и общества в защите прав человека.



Характер и особенности антисемитизма (2 часа лекции).

Понятие антисемитизма. Антисемитизм от древности до наших дней (исторический обзор). Антисемитизм и этнонациональные стереотипы. Религиозный антисемитизм. Экономический антисемитизм. Политический антисемитизм. Расовый антисемитизм. Антисемитизм в России. Современный антисемитизм.



Мир между двумя мировыми войнами: историческая и политическая ситуация. Идеология нацизма и методы ее распространения (2 часа лекции, 2 часа семинары).

Итоги Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Последствия и итоги войны для Германии. Мировой экономический кризис и международные отношения. Идеология расизма: основные идеи и положения. Расовая теория и расизм. Расовая иерархия. «Чистота» крови. «Жизненное» пространство. Еврейский образ в нацистской идеологии. Методы распространения идеологии нацизма.



Немецкая политика в области прав человека в 1933 – 1939 гг. Антиеврейская политика. Нюрнбергские законы (2 часа лекции, 2 часа семинары).

Приход нацистов к власти в Германии. Нарушения прав человека. Изоляция, бойкот и террор: немецкая антиеврейская политика 1933-1939 гг. Нюрнбергские законы (1935 г.): беспрецедентное расистское законодательство. «Хрустальная ночь» (1938 г.). Отношение западных стран к антиеврейской политике в Германии. Эвианская конференция.



Политика нацистов на оккупированных территориях Европы (2 часа лекции, 2 часа семинары).

Европа на пороге войны. Захват и раздел Польши. Антиеврейская политика в оккупированной Польше. Создание гетто. Нацистское гетто как уникальное явление. Гетто: боль и надежда. Деятельность юденратов. Мир семьи в гетто. Противостояние распаду жизненных ценностей. Дилеммы гетто.



Мир детства и права ребенка в оккупированных странах (2 часа лекции, 2 часа семинары).

Дети в период Холокоста. Распад семей и изменение положения ребенка в семье. Анна Франк и ее дневник. Дети в гетто и концлагерях. Свидетельства выживших и уцелевших. «Три куклы».



Нацистский оккупационный режим и Холокост на территории СССР (2 часа лекции, 2 часа семинары)

Положение еврейского населения СССР к июню 1941 г.: основные цифры и тенденции. Нападение Германии на СССР. Осуществление плана «Барбаросса». Этапы и методы уничтожения. Геноцид еврейского и цыганского населения. Трагедия Бабьего Яра. Эйнзацгруппы и их пособники. Начало реализации политики «окончательного решения». Холокост у стен Ленинграда.



Те, кто были рядом (2 часа лекции, 2 часа семинары).

Коллаборационизм и коллаборационисты. Кто они - «стоящие в стороне». Виновны ли стоящие в стороне? Личная ответственность за равнодушие. Праведники Народов Мира. Критерии причисления к Праведникам Народов Мира. Виды помощи и способы спасения. Побудительные мотивы Праведников. Оскар Шиндлер. Рауль Валленберг. Пелагея Григорьева. Семья Глаголевых и другие.



Борьба и противостояние (2 часа лекции, 2 часа семинары).

Формы сопротивления нацистам: духовное и физическое сопротивление, индивидуальное и коллективное. Восстания в гетто. Восстание в Варшавском гетто. Партизанская борьба, семейные лагеря (Тувия Бельский). Восстания в лагерях смерти. Борьба в условиях тотального террора.



Мир фашистских концлагерей (2 часа лекции).

Система лагерей от прихода нацистов к власти до начала Второй мировой войны. Политический террор. Лагеря во время войны. «Индустрия» смерти. Лагерный мир: жизнь заключенного в лагере. Борьба за выживание и сопротивление. «Марши смерти».



Преступления и наказание. Уроки фашизма и новое внимание к проблеме нарушения прав человека (2 часа лекции, 2 часа семинары).

Реакция мира на Катастрофу европейского еврейства. Нюрнбергский процесс и его решения. Суды над нацистскими преступниками. Процесс Эйхмана. Проблема извлечения уроков из истории Холокоста. Катастрофа и память. Память о Холокосте в СССР и России. Отрицание Холокоста. Можно ли извлечь уроки из истории Холокоста?


3. Темы эссе.


  1. Стереотипы и предрассудки: какую роль они играют в жизни человека и общества.

  2. Права человека и Холокост.

  3. Можно ли извлечь уроки из истории Холокоста?

  4. Значение изучения истории Катастрофы на современном этапе развития общества.

  5. Катастрофа – этого нельзя не знать, этого нельзя не помнить.

  6. Нацистская идеология и методы ее распространения.

  7. Преломление темы Холокоста в литературе и кинематографе.

  8. Молчание мира? (реакция мирового сообщества на Катастрофу).

  9. Мир детства в период Холокоста.

  10. Праведники Народов Мира (персоналии по выбору студента).

  11. Кто они – «стоящие в стороне»?

  12. Виновны ли «стоящие в стороне»: личная ответственность за равнодушие.

  13. Дилеммы гетто.

  14. Деятельность юденратов.

  15. Мир семьи в гетто.

  16. Анна Франк.

  17. Януш Корчак.

  18. Восстания в гетто: «бунт обреченных»?

  19. Спасение и выживание в период Катастрофы.

  20. «Есть ли Бог после Аушвица»?

  21. Ксенофобия, антисемитизм, неонацизм как «вызовы» современного этапа цивилизационного развития.

  22. Память о Холокосте в СССР и современной России.

  23. «Забыть означало бы убить жертвы вторично» (Эли Визель).

  24. Яд-Вашем – «Память и имя».


4. Тематический план.





Темы

Аудиторные часы

Сам. работа

Лекции

Семинары

Итого

1.

Интолерантность и ее проявления

2

2

4

4

2.

Права меньшинств и права человека

2

2

4

6

3.

Характер и особенности антисемитизма

2

-

2

4

4.

Мир между двумя мировыми войнами: историческая и политическая ситуация. Идеология нацизма и методы ее распространения

2

2

4

6

5.

Немецкая политика в области прав человека в 1933 – 1939 гг. Антиеврейская политика. Нюрнбергские законы

2

2

4

6

6.

Политика нацистов на оккупированных территориях Европы

2

2

4

4

7.

Мир детства и права ребенка в оккупированных странах

2

2

4

4

8.

Нацистский оккупационный режим и Холокост на территории СССР

2

2

4

6

9.

Те, кто были рядом

2

2

4

6

10.

Борьба и противостояние

2

2

4

6

11.

Мир фашистских концлагерей

2

-

2

4

12.

Преступления и наказание. Уроки фашизма и новое внимание к проблеме нарушения прав человека

2

2

4

8




Итого

24

20

44

64



5. Учебно - методическое обеспечение программы.
Базовые учебники.


  1. Брухфельд С., Левин Пол А. Передайте об этом детям вашим. История Холокоста в Европе 1933 – 1945. – М.: «Текст», 2001.

  2. Гутман И., Галиль Н. Катастрофа и память о ней. – Иерусалим, издательство Яд-Вашем, 2007.


Основная литература.


  1. Абрамская И. Стоящие в стороне или стоящие рядом. - Иерусалим, издательство Яд-Вашем.

  2. Альтман И. Жертвы ненависти. Холокост в СССР 1941 – 1945. – М., 2002.

  3. Альтман И. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР. – М.: Фонд «Холокост», 2002.

  4. Альтман И. А., Гербер А.Е., Полторак Д. И. история Холокоста на территории СССР. - М.: Фонд «Холокост», 2002.

  5. Безансон А. Бедствие века: коммунизм, нацизм и уникальность Катастрофы. - М.: Издательство «МИК», 2000.

  6. Документы обвиняют. Холокост: свидетельства Красной Армии / Сост. Ф.Д. Свердлов. – М.: НПЦ «Холокост», 1996.

  7. Захаров В., Кулишов В. Начало начал. Германия 1933 – 1939 годы. – М.: «Совершенно секретно», 2000.

  8. Каменкович И. Ночь плачущих детей. – Баку, 1979.

  9. Кантор Ю. Вильм Хозенфельд, офицер вермахта: «Какие же мы трусы, если молчим, когда такое творится» // Известия. – 2003. – 10 ноября. – С. 12-13.

  10. Книга Праведников / Сост. И.А. Альтман, А.Е. Гербер, Д.И. Полторак. – М.: Фонд «Холокост», 2005.

  11. Петренко В.Я. До и после Освенцима / Ред. – сост. И.А. Альтман. – М.: Фонд «Холокост», 2000.

  12. Полторак Д.И. История Холокоста. 1933-1945 гг.: Пакет-комплект документ. материалов. – М.: НПЦ «Холокост», 1995.

  13. Рольникайте М.Г. И все это правда. – СПб.: Издательство «Золотой век», 2002.

  14. Франк А. Убежище: Дневник в письмах. – М.: Текст, 2001.



Дополнительная литература.


  1. Бойн Д. Мальчик в полосатой пижаме. Роман. – Пер. с англ. – М.: «Фантом Пресс», 2010.

  2. Визель Э. Ночь. Рассвет. День. - М.: Олимп, 1993.

  3. Гроссман В. Жизнь и судьба: Роман.- М.: Книжная палата, 1990.

  4. Кузнецов А. Бабий Яр. – М., 1989.

  5. Ларссон Я. Рауль Валленберг – Шведский институт, 2004.

  6. Леви П. Человек ли это? – М.: «Текст», 2001.

  7. Общая трагедия. Блокада. Холокост / Фонд «Историческая память»; Центр и Фонд «Холокост». – М., 2009.

  8. Погожев А.А., Стенькин П.А. Побег из Освенцима. Остаться в живых. – М., 2005.

  9. Сохрани мои письма…(сборник писем и дневников евреев периода Великой Отечественной войны). – М.: Центр и фонд «Холокост», издательство «МИК», 2007.

  10. Шур Г. Евреи в Вильно. Хроника 1941 – 1944. – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2000.