Программа дисциплины Право Европейского Союза для специальности 030501. 65 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации для студентов заочного отделения учебной... 2 441.22kb.
Рабочая программа дисциплины «Страховое право» Специальность: 030503... 2 412.79kb.
Программа вступительных испытаний на магистерскую программу 1 136.05kb.
Программа дисциплины «Информационное право» 3 363.12kb.
Программа дисциплины «Информационное право» 1 263.91kb.
Актуальные проблемы Европейского Союза 1 140.44kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 12. 1 499.85kb.
Рабочая программа дисциплины международное право (наименование дисциплины) 3 1096.88kb.
Рабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины) 2 753.74kb.
Рабочая программа дисциплины административное право (наименование... 3 1014.29kb.
Рабочая программа дисциплины римское право (наименование дисциплины) 3 636.38kb.
Руководитель Рабочей группы по совершенствованию таможенного законодательства 1 64.22kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины Право Европейского Союза для специальности 030501. 65 - страница №1/1

НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Программа дисциплины Право Европейского Союза для специальности 030501.65

«Юриспруденция» подготовки специалиста






Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет права

Программа дисциплины Право Европейского союза

для специальности 030501.65 «Юриспруденция» подготовки специалиста

Автор программы:

Гришина Т.А., к.ю.н., доцент kaf_admpravo@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры конституционного и административного «___»________ 2013 г

Зав. кафедрой И.В. Михеева_______________________


Рекомендована секцией УМС Право «___»____________ 2013 г

Председатель М.В. Клепоносова _______________________


Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2013 г.

Председатель В.М. Бухаров ________________________

Нижний Новгород, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1 Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 030501.65 «Юриспруденция», изучающих дисциплину Право Европейского Союза.

Программа разработана в соответствии с:

ГОС ВПО по специальности 030501.65 «Юриспруденция"

Образовательной программой по дисциплине Право Европейского Союза для высших учебных заведений по специальности 030501.65 «Юриспруденция»

Рабочим учебным планом университета по специальности 030501.65 «Юриспруденция» подготовки специалиста, утвержденным в 2013 г.


2. Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины «Право Европейского Союза» получить представление об истории возникновения Европейского Союза, основных его институтах, о праве Европейского Союза для последующего практического применения.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины студент должен:




  1. Знать понятия, основные характеристики Европейского Союза; основные закономерности возникновения, функционирования и развития Европейского Союза; закономерности развития основных институтов Европейского Союза.

  2. Уметь оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы.

  3. Иметь навыки работы с правовыми актами Европейского союза, анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; разрешения правовых проблем и коллизий.



4 Место дисциплины в структуре образовательной программы


Данная дисциплина для направления 030900.62 «Юриспруденция» является факультативом. Для освоения дисциплины «Право Европейского Союза» студент должен знать основной понятийно-категориальный аппарат теории государства и права, иметь представление об основах конституционного строя европейских государствах, а также их государственной политике.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:


  1. Теория государства и права

  2. История государства и права зарубежных стран

  3. Конституционное право России

  4. Конституционное право зарубежных стран

  5. Международное право


5 Тематический план учебной дисциплины





№ п/п

Наименование темы

Объем аудиторных часов

Самост.

работа


всего

лекции

семинары

11.

Введение

20

2

2

16

22.

Этапы создания ЕС

20

2

2

16

33.

Источники права ЕС

12

2

2

8

44.

Соотношение права ЕС и национального права

12

2

2

8

55.

Механизм реализации решений ЕС

20

2

2

16

66.

Основные институты Европейского союза

24

4

4

16




Итого:

108

14

14

80


6 Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий


Эссе




*







1-2 тыс. слов (25 ноября)



















Итоговый

Зачет





*







Устный зачет 120 мин.


    1. Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Для получения положительной оценки по контрольной работе студент должен показать усвоение понятийного аппарата и основных юридических концепций, а также базовые навыки анализа актов Европейского Союза и международно-правовых актов. При написании эссе студент должен демонстрировать способность провести самостоятельное исследование, сделать выводы на основе сведений, полученных из источников и научной литературы, обязательным требованием ко всем письменным работам является грамотность оформления и наличие научно-справочного аппарата.



На зачете студент должен демонстрировать усвоение не менее 70 % изученного материала, владение навыками анализа историко-правового источника, правильного применения норм, владение юридической терминологией, умение мыслить юридически.


7 Содержание дисциплины


ТЕМА 1.

Введение. Предметно-методологические основания истории европейского строительства.

Периодизация европейской интеграции. Истоки единого образования. Причины объединения. Исторические и концептуальные основания европейского строительства.
ТЕМА 2.

Этапы создания Европейского Союза. Причины образования первого европейского сообщества.

Декларация Шумана. Концепция Моннэ.

Сообщество как модель европейской интеграции.

Кризис европейского строительства (1954 – 1968 г.г).

Европейское объединение угля и стали. Европейское экономическое сообщество. Европейское объединение по атомной энергии.

Маастрихтский договор 1997 г. и его значение.

Эволюция Европейского Союза и европейского права.
ТЕМА 3.

Источники права Европейского Союза.

Характеристика основных источников. Общие принципы права.

Учредительные договоры. Нормативные правовые акты Евросоюза. Директивы. Решения. Рекомендации и Заключения. Постановления и решения Суда Европейских сообществ и их юридическая сила.

Международные договоры.

Особое место и роль обычая.

Прямое действие отдельных правовых актов.
ТЕМА 4.

Соотношение права Европейского Союза и национального права.

Взаимозависимость правопорядков Европейского Союза и государств – членов Европейского Союза. Роль Суда ЕС в развитии правопорядка в странах ЕС. Наднациональный характер права Европейского Союза. Примат права ЕС над национальным правом.

Коллизия норм права ЕС и норм национального права. Коллизии британского прецедентного права с нормами ЕС. Дело «Фактортэйм».
ТЕМА 5.

Механизм реализации решений Европейского союза. Роль Европейской комиссии. Как решается вопрос, если национальное правительство не выполнило решение органов Европейского Союза.

Судебный иск, его оформление. Порядок рассмотрения дел в СЕС.

Римский договор, применение статей 173 и 175.

Круг субъектов, имеющих право обращаться в СЕС (ст. 77 Римского договора). Принцип acte clair.

ТЕМА 6. Основные институты Европейского Союза.

Организационный механизм Европейского Союза. Понятие и структура. Источники правового статуса органов Европейского Союза.

Совет.

Европейский совет.

Европейский парламент. Состав и порядок формирования. Функции, процедуры работы.

Место в системе наднациональных органов Европейского Союза, сфера компетенции. Общая тенденция развития Европейского парламента.

Европейская Комиссия. Наднациональный характер Европейской Комиссии. Ее состав, функции. Обязанности, полномочия. Внешние функции ЕК. Права ЕК в отношении государств–членов ЕС. Тенденции развития Европейской Комиссии.

Суд Европейского Союза. Ведущая роль СЕС в системе институтов Союза. Функции и состав СЕС. Институт генеральных адвокатов. Западноевропейские правовые традиции. Юрисдикция СЕС. Процедура рассмотрения дел. Механизм реализации принятых решений.

Суд первой инстанции. Его связь с СЕС. Состав, функции, компетенция. Возможность апелляции.

Европейская счетная палата.

Европейский центральный банк.

Комитет постоянных представителей. Состав, функции, роль. Подкомитет заместителей постоянных представителей.

Экономический и Социальный Комитет. Консультативный статус ЭКОСОК. Состав и принцип формирования.

Европол.

Евроюст.

Тематика семинарских занятий.
ТЕМА 1. Введение в право Европейского Союза

Цель занятия: студент должен уяснить, что явилось причиной создания Европейского Союза. Каким образом из своеобразной международной организации ЕС совершает трансформацию в сторону государственного образования нового типа? В чем уникальность полученного результата? Как создание Европейского Союза повлияло на экономическую ситуацию в Европе? Каковы перспективы развития Европейского Союза?
План занятия:

  1. Европейский Союз: страны и народы;

  2. Состав Европейского Союза;

  3. Территория Европейского Союза;

  4. Официальные языки Европейского Союза;

  5. Официальные символы Европейского Союза.



ТЕМА 2. Этапы создания Европейского Союза

Цель занятия: в результате изучения данной темы студент должен составлять представление о предварительном и трех основных этапах создания и развития Европейского Союза. Необходимо рассмотреть экономические и политические предпосылки данного Союза, а также предпосылки идеологические и в области культуры. Следует проследить эволюцию ЕЭС к ЕС: от Римского договора к Маастрихтскому соглашению.
План занятия:

  1. Исторические предпосылки образования Европейского Союза. Общая характеристика послевоенной обстановки в Западной Европе;

  2. Учреждение Европейских сообществ, Парижский договор, образование ЕОУС;

  3. Римские договоры, образование ЕЭС и Евроатома. Единый европейский акт;

  4. Маастрихтский договор 1992 г. и образование Европейского Союза;

  5. Амстердамский договор. Эволюция Европейского Союза.


ТЕМА 3. Источники права Европейского Союза

Цель занятия: при изучении данной темы студент должен понять, что право ЕС своими корнями уходит в национальные правопорядки, хотя в основу правопорядка ЕС положены международные нормативные акты. Необходимо проанализировать характер бесспорных и признанных официально источников права ЕС, таких как: договоры, постановления, директивы, решения. Особое внимание следует уделить таким источникам права как решения Суда ЕС и общие принципы права.
План занятия:

  1. Общие вопросы;

  2. Учредительные договоры;

  3. Нормативные правовые акты Евросоюза;

  4. Решения Суда ЕС;

  5. Общие принципы права;

  6. Международные договоры.


ТЕМА 4. Соотношение права ЕС и национального права

Цель занятия: студент должен уяснить объективную взаимозависимость правопорядка ЕС и государств-членов ЕС. Следует проследить связь правопорядка ЕС с национальными правопорядками. Для полноты понимания соотношения права ЕС и национального права необходимо проследить как этот вопрос разрешен в толкованиях СЕС и решениях конкретных дел.


План занятия:

  1. Роль СЕС в развитии правопорядка ЕС;

  2. Толкование СЕС документов и решение дел;

  3. Примат права ЕС над правом национальным;

  4. Коллизии права ЕС и национальных норм;

  5. Прямое действие актов ЕС.



ТЕМА 5. Механизм реализации решений ЕС

Цель занятия: студент должен разобраться в вопросе: «Что происходит, если национальное правительство не выполняет решение органов ЕС?» Студенту следует изучить систему органов, куда может обращаться пострадавшая сторона. Более подробно необходимо рассмотреть деятельность Европейской Комиссии, на которую согласно Римскому договору возложен надзор за правильностью действий государств-членов ЕС. Именно ЕК наблюдает за тем, чтобы на всем пространстве ЕС нормативные союзные акты осуществлялись единообразно. Особое внимание следует уделить роли СЕС.
План занятий:

  1. Роль ЕК в механизме реализации решений Европейского Союза;

  2. Порядок рассмотрения дела в СЕС;

  3. Дело об «индейках»;

  4. Ответственность за неисполнение решений ЕС.


ТЕМА 6. Основные институты Европейского Союза

Цель занятий: студент должен составить четкое представление: какими институтами представлен Европейский Союз; их состав, порядок формирования, функции, процедуры работы, их место в системе наднациональных органов ЕС. Необходимо уметь разграничивать институты ЕС и органы Европейского Союза. Особое значение необходимо придать изучению судебной системы ЕС.
План занятия:

  1. Организационный механизм Европейского Союза;

  2. Совет Европейского Союза. Состав, порядок формирования, полномочия;

  3. Европейский парламент. Состав, порядок формирования, внутренняя организация, полномочия, порядок работы и принятия решений;

  4. Европейская Комиссия. Состав, порядок формирования, внутренняя организация, полномочия, процедура принятия решений;

  5. Органы правосудия. Судебная система ЕС. Суд ЕС. Состав, порядок формирования, внутренняя организация, полномочия. Судебные палаты;

  6. Европейская Счетная Палата;

  7. Европейский Совет;

  8. Европол;

  9. Евроюст.



8 Образовательные технологии

В ходе изучения дисциплины основное внимание уделяется аналитической работе с источником, а также активной работе студентов с кейсами из практики установлений Суда Европейского Союза. Несколько семинарских занятий в связи с этим посвящается проведению ролевых и деловых игр.



9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Темы эссе:





  1. Правовое регулирование интеграционных процессов государств-членов Европейского Союза: история и современность.

2.   Проблемы политико-правовой интеграции государств-членов Европейского Союза на современном этапе.

3.    Право Европейского Союза – новая правовая система. Ее сущность, тенденции эволюции.

4.   Источники права Европейского Союза.

5.   Система права Европейского Союза.

6.   Принципы права Европейского Союза.

7.    Соотношение права Европейского Союза и права его государств-членов.

8.    Прецедентное право Европейского суда и Суда первой инстанции.

9.    Правовое положение Европейского сообщества по атомной энергии.

10.    Европейское Сообщество: правовые основы организации и деятельности.

11.    Компетенция Европейского Союза.

12.    Элементы наднациональности в Европейском Союзе и его правовой системе.

13.    Правовой статус Совета Европейского Союза.

14.    Правовой статус Европейского парламента.

15.    Правовой статус Европейской комиссии.

16.    Правовой статус Европейской счетной палаты.

17.    Законодательный процесс в Европейском Союзе.

18.    Органы судебной власти Европейского Союза.

19.    Правовой режим общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза.

20.    Правовые основы сотрудничества полиций и судебных органов государств-членов Европейского Союза в уголовно-правовой сфере.

21.    Европол: правовые основы организации и деятельности.

22.    Контрольные органы Европейского Союза (Омбудсман, Счетная палата).

23.    Международно-правовые связи Европейского Союза.

24.    Вопросы борьбы с преступностью в праве Европейского Союза.

25.    Интеллектуальная собственность в праве Европейского Союза.

26.    Правовые основы таможенного союза ЕС.

27.    Таможенное и антидемпинговое законодательство Европейского Союза.

28.    Свобода перемещения граждан Европейского Союза.

29.    Граждане третьих стран и свобода перемещения работников.

30.    Правовые основы визовой и иммиграционной политики ЕС.

31.    Правовое положение Европейского центрального банка.

32.    Правовые последствия перехода к евро.

33.    Взаимоотношения между Европейским центральным банком и национальными центральными банками в рамках Европейской системы центральных банков.

34.    Роль органов Европейского Союза в осуществлении антимонопольного законодательства Европейского Союза.

35.    Свобода движения капиталов в Европейском Союзе.

36.    Правовые основы взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза.

Вопросы к зачету:





  1. Европейский Суд и Европейские сообщества;

  2. Состав Европейского Союза. Порядок вступления новых государств-членов;

  3. Территория Европейского Союза;

  4. Граждане и народы ЕС;

  5. Официальные языки ЕС;

  6. Официальные символы;

  7. Исторические предпосылки образования ЕС;

  8. Основные этапы формирования ЕС;

  9. Парижский договор, образование ЕОУС;

  10. Римские договоры, образование ЕЭС и Евроатома;

  11. Единый европейский акт;

  12. Маастрихтский договор 1992 г. и образование Европейского Союза;

  13. Амстердамский договор;

  14. Источники права ЕС;

  15. Учредительные договоры;

  16. Нормативные правовые акты ЕС;

  17. Общие принципы права;

  18. Решения Суда;

  19. Международные договоры;

  20. Механизм принятия решений ЕС;

  21. Институты и органы ЕС;

  22. Совет ЕС, состав, порядок формирования, полномочия, внутренняя организация;

  23. Европейский парламент. Состав, порядок формирования, полномочия, внутренняя организация работы;

  24. Европейская Комиссия. Состав, порядок формирования, полномочия, порядок работы и принятия решений;

  25. Органы правосудия. Судебная система ЕС. Суд ЕС, порядок формирования, внутренняя организация. Юрисдикция СЕС. Процедура рассмотрения дел. Механизм реализации принятых решений. Суд первой инстанции;

  26. Европейская Счетная палата. Состав, полномочия;

  27. Европол. Функции и полномочия. Руководящие органы и должностные лица;

  28. Соотношение права ЕС и национального права. Наднациональный характер права ЕС. Прямое действие актов ЕС. Коллизии права ЕС и национальных норм.



10 Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: . Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: уровень подготовки докладов и выступлений, качество домашних работ, конспектов.

Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущая = О эссе

Онакопленная = 0,5·Отекущая + 0,2·Осам.р+ 0,3·Оаудит.

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.


Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на зачете:
Оитоговый = 0,2·Озачет + 0,8·Онакопленная
Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: арифметический.
На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.


Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1 Базовый учебник

«Право Европейского Союза» под ред. проф. С.Ю. Кашкина. – М.: Эксмо, 2010

    1. Основная литература


  1. Морченко М.И., Дерябина Е.М. Право ЕС. Вопросы истории и теории: учебное пособие: М. Проспект, 2010
    1. Дополнительная литература


От первого лица: разговоры с Владимиром Путиным. М. 2000

Смирнов В. Мини-Конституция для макси-Европы. / Вся Европа. №11. 2007 // http://www.alleuropa.ru

Соколов С. ЕС: реформу пишем, Конституция в уме. // Русский журнал. 2007

История европейской интеграции (1945 – 1994 г.г.) под ред. Наумовой А.С., Эмерсона Б.М. – М.,2005 г.

Европейский Союз. – М.: Путеводитель, 1988.

Европейский Союз. Федералистские концепции европейского строительства. – М., 1996.


  1. http://actualcomment.ru

  2. http://www.kommersant.ru

  3. http://www.perspectivy.info

  4. http://ru.wikipedia.org


Кроме того, рекомендуются следующие периодические издания:

  • «Государство и право»

  • «Евро»

  • «Европейский Союз: факты и комментарии»

  • «Журнал российского права»

  • «Международная жизнь»

  • «Московский журнал международного права»



12 Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения лекций используется проектор, ноутбук, экран.

Для проведения семинарских занятий используются печатные материалы с текстами практических заданий.



Автор программы к.ю.н., доцент Т.А. Гришина