Программа дисциплины «Методология исследования кино» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Методология исследования... 2 429.36kb.
Программа дисциплины «Теория и методология политических исследований» 4 302.53kb.
Программа трехдневного курса «Методология биографического исследования»... 1 76.2kb.
Программа дисциплины «Кино как социологический текст: практикум» 1 240.2kb.
Русский спортивный дискурс: теория и методология лингвокогнитивного... 2 819.43kb.
Программа учебной дисциплины История США u. S. History федерального... 1 178.15kb.
Ii международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование... 3 379.81kb.
Общие дисциплины направления Теория и методология современной коммуникативистики 2 461.12kb.
Программа межпрограммной дисциплины «Методы исследования организаций... 1 183.1kb.
Современные парадигмы политологического исследования: модели взаимодействия 2 681.85kb.
Программа дисциплины "История дизайна" 1 325.49kb.
Константин комаров поэзия — последняя атака 1 52.97kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины «Методология исследования кино» - страница №1/2




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Методология исследования кино» для направления 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет философии, отделение культурологии

Программа дисциплины «Методология исследования кино»
для направления 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра

Автор программы:

Левченко Я. С., PhD, профессор кафедры наук о культуре

факультета философии НИУ ВШЭ,



janlevchenko@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры наук о культуре «04» сентября 2013 г.

Зав. кафедрой В. А. Куренной


Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г

Председатель


Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь ________________________ [подпись]

Москва, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра изучающих дисциплину «Методология исследования кино».

Программа разработана в соответствии с:


  • ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ;

  • Образовательной программой направления 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 031400.62 "Культурология" подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.

2Цели освоения дисциплины


Целью факультативного курса «Методология исследования кино» является знакомство студентов с различными стратегиями, тактиками, методами и техниками работы с кино как материалом социальных и гуманитарных исследований.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать о современных подходах к анализу кино в его историческом развитии, а также в развитии интеллектуальных течений XX века. В рамках курса студенты осваивают различные приемы анализа фильма в зависимости от содержания и прагматики интерактивных заданий.

  • Формулировать свое собственное критическое суждение в рамках современных подходов к языку, эстетике и социологии кино.

  • Задавать необходимую критическую дистанцию в отношении кинематографа – в первую очередь, жанрового, массового, предлагающего потребителю удобно расфасованные идеологии под видом «общих мест» и «здравого смысла».

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы

ОК-9

использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
демонстрирует способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы

Лекции и семинары, знакомство с культурологической и другой гуманитарной литературой, участие в дискуссиях, чтение и анализ культурологических и философских текстов

способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ОНК-1

Демонстрирует способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы
Использует основные положения и методы социологии знания применительно к историческим и современным проблемам интеллигенции, интеллектуалов и идеологии

обладание навыками работы с теоретической и эмпирической научной информацией, знание способов ее получения и базовой обработки для решения научно-исследовательских, профессиональных и социальных задач

ОНК-2

Владеет навыками работы с теоретической и эмпирической научной информацией, а также навыками ее получения и базовой обработки для решения научно-исследовательских, профессиональных и социальных задач

Коллективный доклад

способен применять на практике приемы составления научных отчетов, обзоров, аналитических и экспертных документов

ПК-4

Демонстрирует способность написания научных отчетов, обзоров, аналитических и экспертных документов

Коллективный доклад, эссе, реферат, итоговая письменная работа

имеет навык научной презентации научной деятельности

ПК-7

Владеет навыками презентации научной деятельности, воспроиз-водит подготовленный заранее доклад, сопровождая его показом демонстрационного материала (отрывков из фильмов, изображе-ний), гибко взаимодействуя с аудиторией

Каждый студент один раз за курс должен будет написать эссе, реферат или прочитать доклад (который может быть осуществлен малой группой). Группа для доклада может состоять из 2-3 человек. Такая работа требует совместного предварительного обсуждения и планирования работы в группе. Кроме того, студенты должны сформулировать вопросы к аудитории, задать их в ходе семинара, модерировать обсуждение, а также получить обратную связь на презентацию в конце занятия.

способен понимать систематические связи между сферой культуры и социальной, общественно-политической и экономической жизнью, роль культуры в современной экономике и социальном структурировании общества, а также использовать свои знания в сфере практической инновационной деятельности

ПК-11

Интерпретирует и оценивает связи между сферой культуры и социальной, общественно-политической и экономической жизнью, роль культуры в современной экономике и социальном структурировании общества в рамках современных дебатов о роли интеллигенции, интеллектуалов и идеологии
Демонстрирует способность критически и нетривильно интерпретировать и оценивать современные дебаты и проблемы в указанной сфере

Лекции и семинары, знакомство с культурологической и социально-философской литературой, участие в дискуссиях, чтение и анализ культурологических и философских текстов

владеет навыками поиска, упорядочивания и обработки информации из различных

источников в социокультурной сфере, обладает компетенциями анализа, структурирования, обоснованного и наглядного изложения обработанной информации



ПК-14

Интерпретирует и оценивает культурные артефакты и практики, предложенные преподавателем, представляет связи между артефактами различных жанров и видов, обосновывает свое мнение по поводу данных артефактов.

В ходе курса студенты постоянно сталкива-ются с задачей проин-терпретировать недо-статочно изученные культурные артефакты или практики без об-ращения к критиче-ской литературе, исходя только из уже накопленного иссле-довательского опыта.



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для специализаций направления 031400.62 "Культурология" подготовки бакалавра настоящая дисциплина является факультативной.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:



  • Теория и история зарубежной литературы

  • История западной культуры

  • Визуальные исследования

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:



  • обладать культурой мышления, речи и письма, способен к поиску, выбору и структурированию информации, постановке целей и выбору релевантных средств ее достижения (ОК-1)

  • уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, использовать в коммуникации компьютерные средства визуальной репрезентации (ОК-2)

  • быть готовыми к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);  способными находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4)

  • использовать основные гуманитарные методы теоретического и экспериментального исследования (ОК-10)

  • уметь работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13)

  • владеть культурой мышления, в письменной и устной речи правильно и убедительно оформлять результаты мыслительной деятельности, владеть различными жанрами письменной речи (ИК-1)

  • уметь использовать в социальной, познавательной и профессиональной сферах деятельности навыков работы с персональным компьютером, программным обеспечением, сетевыми ресурсами, умение пользоваться базами данных (ИК-2)

  • понимать основные процессы и тенденции, протекающие в современной культуре, умеет проанализировать культурные явления в широком социальном и историческом контексте (ПК-1)

  • иметь навык академического письма (ПК-6)



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Политика и культура

  • Визуальная культура

5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия
























Понятийный аппарат киноведческого анализа и причины его дефицита на постсоветском пространстве. Обзор базовых понятий курса. История кино в свете конкуренции понятий. Монтаж как первый теоретический проект в области кино. Кейсы – «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна (1926), «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова (1929).

6

4

2

0

0



Тело в кино: статика и динамика. Kammerspiel. Рождение субъективной камеры. Основные категории экспрессионизма, сходства и отличия его киноверсии от театра, живописи, литературы первой половины 1920-х гг. Кейсы – «Последний человек» (1924) Фридриха Вильгельма Мурнау, «Кабинет восковых фигур» (1924) Пауля Лени.

4

2

2

0

0



Свет как средство выразительности. Исторический экскурс в проблему светописи. Взаимоотношения света и тела, света и сюжета. Графические возможности кино. Кейсы – «Экстаз» Густава Махаты (1932), «Аталанта» Жана Виго (1933)

4

2

2

0

0



Время и проблема повествования в кино. Модели развертывания сюжета. Кейс – «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса (1941)

4

2

2

0

0



Пространство как совокупность альтернатив. Пространственный вызов. Трэвеллинг и глубинная мизансцена. Кейс – «Веревка» Альфреда Хичкока (1948)

4

2

2

0

0



Машина памяти в кино. Рождение цитатной парадигмы в послеовенном кинематографе. Кейс – «Земляничная поляна» Ингмара Бергмага (1957)

4

2

2

0

0



Жест и взгляд в кино. Опыты чистой визуальности. Может ли звуковой кинематограф обходиться без слов. Кейс – «Карманник» Робера Брессона (1959)

4

2

2

0

0



Технические предпосылки «новой волны». Ручная камера и проблемы экзистенциализма в кино. Кейс – «На последнем дыхании» Жана-Люка Годара (1959)

4

2

2

0

0



Хаос сознания. Поиски путей рефлексии в кино. Кейс – «Восемь с половиной» Федерико Феллини (1963)

4

2

2

0

0



Структура персонажей в жанровом кино. Пародийные решения типажей. Кейс – «Хороший, плохой, злой» Серджо Леоне (1966)

4

2

2

0

0



Мораль как объект, насилие как язык описания. Этика авторского кино во второй половине XX века. Кейс – «Избавление» Джона Бурмана (1972)

4

2

2

0

0



Точка зрения и проблема дискурса в кино. Оппозиция повествования и дискурса. Кейс – «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа (1982)

4

2

2

0

0



Прошлое как объект реконструкции и вторичной документации. Конфликт интерпретаций. Кейс – «Миг невинности» Мохсена Махмальбафа (1994)

4

2

2

0

0



«Смерть автора» в кино. Док-стилистика. Коллективный проект против демиургической кустарности. «Я тебя люблю» Павла Костомарова и Александра Расторгуева (2011)

4

2

2

0

0




следующая страница >>