страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа дисциплины «Кино как социологический текст: практикум» - страница №1/1
![]() Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет социологии Программа дисциплины «Кино как социологический текст: практикум» для направления/ специальности 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра Автор программы: Николаев В.Г., к.с.н., доцент, vnik1968@yandex.ru Одобрена на заседании кафедры общей социологии «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Н.Е. Покровский Рекомендована секцией УМС «Социология» «___»____________ 20 г Председатель В.Г. Ледяев Утверждена УС факультета социологии «___»_____________20 г. Ученый секретарь Е.В. Надеждина ________________________ [подпись] Москва, 2011
1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Кино как социологический текст: практикум». Программа разработана в соответствии с:
2Цели освоения дисциплиныЦелью освоения дисциплины «Кино как социологический текст: практикум» является развитие у студентов базовых элементов профессиональной культуры, социологического воображения, навыков социологического мышления и применения социологических понятий при анализе различных явлений и событий. В рамках дисциплины эта цель достигается с помощью углубленного социологического анализа кинотекстов. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыДля направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра данная дисциплина является факультативной. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыковДля аудиторной работы на семинарских занятиях: Студент должен продемонстрировать:
Для эссе: Студент должен продемонстрировать:
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 7Содержание дисциплиныТема 1. Введение: социальная жизнь и кинотекст. Кино, исторические этапы его развития, его эволюция и тенденции, общекультурный контекст, соотношение кинотекстов с другими типами текстов. Способы использования кинотекстов для развития социологического воображения. Кинотекст как дополнительный источник опыта и материал для формирования социологических гипотез. Соотношение киноизображений и социальной реальности. Ограничения возможного использования кинотекстов в социологической работе.
Close-up. Историко-теоретический семинар во ВГИКе. Лекции. 1996-1997 гг. М., 1999. История зарубежного кино (1945-2000). М.: Прогресс-Традиция, 2005. Журнал «Искусство кино». Журнал «Киноведческие записки».
Урбанизация, городская социальная среда, жизненный мир городского человека, личность в условиях современного большого города. Тема обсуждается на материале фильма «Небо над Берлином» (реж. В. Вендерс). Дополнительная тема для обсуждения: позиции стороннего наблюдателя и участника, «аутсайдера» и «инсайдера». Основная литература: Вирт Л. Урбанизм как образ жизни // Избранные работы по социологии. М., 2005. Дополнительная литература: Вендерс В. Логика изображения. Эссе, тексты, интервью. СПб., 2003. Кудрявцев С., Таси Д. Ангелы у кромки экрана // Кинопарк. 1998, № 9. Парк Р.Э. Город как социальная лаборатория // Социологическая теория: История, современность, перспективы. Альманах журнала «Социологическое обозрение». СПб.: Владимир Даль, 2008. С. 29-43. Тема 3. Личность в современном мире. Личность в современном мире, влияние социальных условий на формирование личности, жизненный смысл успеха. Виртуальность публичных образов. Личность и социальный статус. Карьера и институты. Одиночество. Социальное время. Тема обсуждается на материале фильма «Гражданин Кейн» (реж. О. Уэллс). Дополнительная тема для обсуждения: газета как социальный институт. Основная литература: Эриксен Т.Х. Тирания момента. М., 2003. Дополнительная литература: Гражданин Кейн, или Видение во сне // Киноведческие записки. № 29, 1996. Цыркун Н. Гражданин Кейн // Искусство кино. № 11, 1991. Уэллс об Уэллсе. М.: Радуга, 1990. Парк Р.Э. Естественная история газеты // Парк Р.Э. Избранные очерки. М.: ИНИОН РАН, 2011. С. 241-256. Парк Р.Э. Новость как форма знания // Парк Р.Э. Избранные очерки. М.: ИНИОН РАН, 2011. С. 257-275. Парк Р.Э. Новость и интересная история // Парк Р.Э. Избранные очерки. М.: ИНИОН РАН, 2011. С. 276-285. Парк Р.Э. Моральный дух и новости // Парк Р.Э. Избранные очерки. М.: ИНИОН РАН, 2011. С. 286-304. Тема 4. Работа и человеческое «Я». Работа, социальный статус и человеческое «Я». Место труда в повседневном жизненном мире человека. Драма потери работы. Социологический смысл ситуации, в которой человек, придающий большую жизненную значимость работе, оказывается уволенным. Психологический смысл безработицы. Тема обсуждается на материале фильма «Последний человек» (в отечественном прокате «Человек и ливрея», реж. Ф.В. Мурнау).
Последний человек // Искусство кино. № 12, 1964. Тема 5. Социальный статус, мобильность, отношения господства. Социальный статус. Статусные системы современного общества. Социальная мобильность. Отношения господства. Комплементарность ролей и статусно-ролевые инверсии. Символы классового статуса. Тема обсуждается на материале фильма «Слуга» (реж. Дж. Лоузи).
Кино Великобритании. М.: «Искусство», 1970. Тема 6. Семья и брак в современном обществе. Семья и брак в современном обществе. Бедность и семья. Конфликт поколений. Тема обсуждается на материале фильма «Дитя» (реж. братья Дарденны, 2005).
Фильм «Все о Шмидте». Тема 7. Социология знания и релятивизм. Социология знания. Релятивизм. Ангажированность; зависимость восприятия и интерпретации ситуации от интересов и ценностных ориентаций. Множественность интерпретаций и реальность. Тема обсуждается на материале фильма «Расёмон» (реж. А. Куросава, 1950).
Расёмон // Искусство кино. № 12, 1990. Тема 8. Тотальные институты I: психиатрическая больница. Понятие тотальных институтов. Значимость изучения тотальных институтов для социологии. Психиатрическая больница как тотальный институт: мир персонала и мир пациента; институт и человеческое Я; обезличивание; стигматизация. Тема обсуждается на материале фильма «Полет над гнездом кукушки» (реж. М. Форман, 1975).
Концлагерь как тотальный институт. Воздействие тотального института на личность: социализация в тотальном институте. Палач и жертва: комплементарность ролей. Тема обсуждается на материале фильма «Ночной портье» (реж. Л. Кавани, 1974).
Организованная преступность. Криминальная субкультура. Этический релятивизм как социальный феномен. «Город в городе». Тема обсуждается на материале фильма «Крёстный отец» (фильм 1, реж. Ф.Ф. Коппола, 1971). Возможно использование фильма «Перекресток Миллера» (реж. братья Коэны).
Социология расовых отношений и расовых предрассудков. «Чужак». Мы-группа и они-группа. Этноцентризм и культурные различия. Стереотипы. Тема обсуждается на материале фильма «Страх съесть душа» (реж. Р.-В. Фассбиндер, 1974).
Глобализация, столкновение цивилизаций, культурный контакт, маргинальность, война. Тема обсуждается на материале фильма «Апокалипсис сегодня» (реж. Ф.Ф. Коппола, 1979).
Логос. 2003. № 1. Специальный выпуск «Война». Стоунквист Э. Маргинальный человек // Личность. Культура. Общество. 2006. Т. 8. Вып. 1. Дополнительная литература: Голенопольский Т., Шестаков В. Кинематограф 70-х. М.: «Знание», 1978 Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000. Конрад Дж. Сердце тьмы (в любом издании) Ливингстон Д. Путешествия по Южной Африке. М., 2002. Ливингстоны Д. и Ч. Путешествие по Замбези (в любом издании). Селин Л.-Ф. Путешествие на край ночи (в любом издании) Хомский Н. 9-11. М., 2001. С. 43-66. 8Образовательные технологииЗанятия (в том числе лекционные) проводятся в интерактивном режиме. Занятия строятся вокруг обсуждения конкретных кинофильмов, те или иные компоненты которых (сюжет, эпизоды, линии развития и т.д.) могут быть продуктивно рассмотрены под социологическим углом зрения. Анализ кинофильмов на занятиях предполагает социологическую интерпретацию студентами их содержания в целом, а также рассмотрения социологического содержания конкретных частей, сюжетных линий, персонажей, деталей и т.д. Предметом обсуждения становятся различия между реальной социальной жизнью и ее киноизображением. Условием успешной работы студентов в предлагаемом курсе является предварительное знакомство с обсуждаемым фильмом. Относительно каждого кинофильма предлагается некоторый круг возможных тем для социологической интерпретации и обсуждения. Перечень тем для обсуждения может расширяться и дополняться по инициативе студентов. Для облегчения и расширения интерпретативной работы студентам дается по каждому из обсуждаемых кинофильмов дополнительная литература (как научная, так и художественная). Отдельные фильмы, включенные в программу, могут быть заменены другими. 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Тематика заданий текущего контроляКак форма текущего контроля используется эссе. Примерная тематика эссе 1. Урбанизм как образ жизни (по фильму «Небо над Берлином»). 2. Одиночество в городе (по фильму «Небо над Берлином»). 3. Функционирование современной газеты (по фильму «Гражданин Кейн»). 4. Авторитарная личность (по фильмам «Гражданин Кейн» и «Слуга»). 5. Символы классового статуса (по фильмам «Слуга» и «Последний человек»). 6. Социальный смысл потери работы (по фильму «Последний человек»). 7. Городской тип личности (по фильмам «Небо над Берлином», «Гражданин Кейн» и «На последнем дыхании»). 8. Семья и брак в современном обществе (по фильмам «Красота по-американски», «Дитя» и «Гражданин Кейн»). 9. Конфликт «определений ситуации» и «реальность» (по фильму «Расёмон»). 10. Процедуры превращения «гражданина» в «пациента» (по фильму «Пролетая над гнездом кукушки»). 11. Подпольный мир пациентов психиатрической клиники (по фильму «Пролетая над гнездом кукушки»). 12. Мир пациентов и мир персонала в психиатрической клинике как тотальном учреждении (по фильму «Пролетая над гнездом кукушки»). 13. Влияние тотального института на личность (по фильмам «Пролетая над гнездом кукушки и «Ночной портье»). 14. Закрытый мир организованной преступности (по фильму «Крестный отец»). 15. Социализация в патологических социальных средах (по фильмам «Крестный отец» и «Ночной портье»). 16. Культурный конфликт и маргинальность (пор фильму «Апокалипсис сегодня»). 17. Глобализация и война (по фильму «Апокалипсис сегодня»). 18. Проявления расовых предрассудков в повседневной жизни (по фильму «Страх съесть душа»). 19. Сплетни и пересуды как средство социального контроля и инструмент оказания морального давления (по фильмам «Страх съесть душа» и «Последний человек»). 20. Мир потребления и личность (по фильму «В движении»). По согласованию с преподавателями студент может взять для эссе другую тему, не включенную в приведенный список, и использовать киноматериал, не включенный в программу курса. Тема для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке. 9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныЗачет по курсу проводится в форме устного доклада студента по материалу его эссе (возможно, с презентацией) продолжительностью 10 минут, после которого задаются вопросы по докладу (студентами и преподавателем). Содержание вопросов определяется темой доклада. 10Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает работу студента на семинарских (практических) занятиях, эссе и доклад (с ответами на вопросы по нему) на зачете. Оценки за все эти виды работы влияют на итоговую (результирующую) оценку по дисциплине. Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских (практических) занятиях по следующим критериям: регулярность выступления на занятиях и участия в дискуссиях; формулировка релевантных вопросов; соответствие выступлений на занятиях обсуждаемым вопросам; точность высказываний; грамотное пользование понятиями; отсылки к социологической литературе и обсуждаемому киноматериалу. Оценку за работу на семинарских (практических) занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная. Самостоятельная работа студентов отдельно не оценивается. Качество этой работы оценивается через качество выступлений на семинарских занятиях, эссе, устного доклада на зачете и ответов на вопросы к докладу.
Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета – в пользу студента. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине. 11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины11.1Базовый учебникПо своему замыслу и характеру курс не предполагает самостоятельного учебника. Поскольку его задача состоит в том, чтобы помочь студентом более осмысленно освоить понятийный аппарат социологической теории, в качестве базовых могут быть взяты учебники по общей социологии, являющиеся базовыми для дисциплины «Социологическая теория»: Гидденс Э. Социология. М., 1999 (или любое другое издание этой книги). Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М., 2005. 11.2Основная литератураGoffman E. Asylums (любое издание). Частичный перевод на рус. яз.: Гоффман Э. Моральная карьера душевнобольного пациента // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 2001. № 1; Гофман Э. Об особенностях тотальных институций // Личность. Культура. Общество. 2008. Том X. Вып. 3-4. С. 38-50. Вирт Л. Урбанизм как образ жизни // Избранные работы по социологии. М., 2005. Гоффман Э. «Я» и другой // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. II. Вып. 3-4. Гоффман Э. Символы классового статуса // Логос. 2003. № 4-5. Джеймс У. О некоторой слепоте у людей // Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии. М.: ИНИОН РАН, 2010. С. 10-28. Ландеско Дж. Организованная преступность в Чикаго // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. II. Вып. 3-4. Леви П. Канувшие и спасенные: II. Серая зона // Индекс/Досье на цензуру. 2011. № 24. http://index.org.ru/nevol/2011-24/14-levi.html; или http://www.intelros.ru/readroom/nevolia/nev-24-2011/9599-kanuvshie-i-spasennye.html Леви П. Человек ли это? М., 2001. Николаев В.Г. Использование киноматериалов в преподавании социологии (2009, рукопись; предоставляется студентам в электронном виде) Парк Р.Э. По ту сторону наших масок // Личность. Культура. Общество. 2001. Т. III. Вып. 1. Хьюз Э.Ч. Работа и человеческое Я // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2003. № 4. С. 138-151. Эриксен Т.Х. Тирания момента. М., 2003. 11.3Дополнительная литератураClose-up. Историко-теоретический семинар во ВГИКе. Лекции. 1996-1997 гг. М., 1999. Агамбен Дж. Свидетель // Синий диван. № 4, 2004. Акутагава Рюноскэ. Рассказы (любое издание) Барт Р. Мифологии. М., 2004. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996 (или в сборнике: Беньямин В. Озарения. М., 2000. С. 122-152). Вендерс В. Логика изображения. Эссе, тексты, интервью. СПб., 2003. Власова О.А. Эрвин Гофман: микросоциология опыта и социальная феноменология тотальных институций // Личность. Культура. Общество. 2008. Том X. Вып. 3-4. С. 32-38. Голенопольский Т., Шестаков В. Кинематограф 70-х. М.: «Знание», 1978. Гражданин Кейн, или Видение во сне // Киноведческие записки. № 29, 1996. Добротворский С. Кино на ощупь. СПб.: «Сеанс», 2001. Дубин Б. Послесловие к книге Примо Леви «Канувшие и спасенные» – http://gazeta.rjews.net/dubin-primo.shtml Журнал «Искусство кино». Журнал «Киноведческие записки». История зарубежного кино (1945-2000). М.: Прогресс-Традиция, 2005. Кизи К. Пролетая над гнездом кукушки (любое издание) Кино Великобритании. М.: «Искусство», 1970. Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000. Колодяжная В. Кино Италии (1945-1980). М.: ВГИК, 1998. Конрад Дж. Сердце тьмы (в любом издании) Краснова Г. Кино ФРГ. М.: «Искусство», 1987. Кудрявцев С., Таси Д. Ангелы у кромки экрана // Кинопарк. 1998, № 9. Леви П. Канувшие и спасенные. М.: Новое издательство, 2010. Леви П. Передышка. М., 2002. Ливингстон Д. Путешествия по Южной Африке. М., 2002. Ливингстоны Д. и Ч. Путешествие по Замбези (в любом издании). Маклюэн М. Понимание медиа. М., 2003; 2010 (3-е изд.). Глава 29. Маршалл Т.Х. Работа и богатство // Избранные очерки по социологии. М., 2006. Парк Р.Э. Город как социальная лаборатория // Социологическая теория: История, современность, перспективы. Альманах журнала «Социологическое обозрение». СПб.: Владимир Даль, 2008. С. 29-43. Парк Р.Э. Естественная история газеты // Парк Р.Э. Избранные очерки. М.: ИНИОН РАН, 2011. С. 241-256. Парк Р.Э. Моральный дух и новости // Парк Р.Э. Избранные очерки. М.: ИНИОН РАН, 2011. С. 286-304. Парк Р.Э. Новость и интересная история // Парк Р.Э. Избранные очерки. М.: ИНИОН РАН, 2011. С. 276-285. Парк Р.Э. Новость как форма знания // Парк Р.Э. Избранные очерки. М.: ИНИОН РАН, 2011. С. 257-275. Последний человек // Искусство кино. № 12, 1964. Расёмон // Искусство кино. № 12, 1990.
Уэллс об Уэллсе. М.: Радуга, 1990. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1991. Хомский Н. 9-11. М., 2001. С. 43-66. Цыркун Н. Гражданин Кейн // Искусство кино. № 11, 1991. 12Материально-техническое обеспечение дисциплиныПолный комплект оборудования для просмотра кинофильмов; проектор и экран (для докладов-презентаций); доска и маркеры; ксерокс для печати раздаточных учебных материалов; компьютер. Автор программы: В.Г. Николаев |