Программа дисциплины «История западной культуры: культура Современности» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Программа дисциплины «История западной культуры: культура Современности» - страница №4/5

Лекция 6. Феминизация культуры Нового времени. Роль женщины в сфере частной жизни.

Семинар 6. От Великой Французской революции к романтизму. Наполеон.


Читать:

Ямпольский М. Жест палача, оратора, актера // Ad Marginem’93. М.,1994. (Исследования практик физиогномических (телесных) трансформаций. Образы тела, лица и жеста в эпоху Великой Французской Революции. Основные понятия (аффект, мимесис, удвоение, трансформация, монстр и т.д.): http://vive-liberta.narod.ru/biblio/yamp_zhest.htm

Мережковский Д. Наполеон (1927): http://www.e-reading.biz/book.php?book=97095

Б.А.Успенский. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы // Успенский Б.А. Поэтика композиции. - СПб.: Азбука, 2000. Там: Иллюстрация: анализ наименований Наполеона в «Войне и мире» Толстого. С.52 – 59: http://philologos.narod.ru/ling/uspen-poetcomp.htm#52 .

Волгин И.Л., Наринский М.М. Диалог о Достоевском, Наполеоне и наполеоновском мифе // Метаморфозы Европы. М., 1993, с. 127-164: http://ec-dejavu.ru/n/Napoleon.html .

Задание:


  1. Прочитайте статью Михаила Ямпольского «Жест палача, оратора, актера» и последовательно ответьте на вопросы:

  1. От какой гравюры отталкивается Михаил Ямпольский в своей работе? Опишите ее иконографически: на какие детали обращает внимание автор?

  2. Какие социо-культурные последствия повлекло создание гильотины?

  3. Чудовище, монстр: почему ораторы эпохи Французской революции получают такие характеристики? Что означает выражение «физиогномический хаос риторики»? О каком глубинном изменении оно свидетельствует?

  4. Какие изменения в технике актерской игры происходят в эпоху Французской революции?

  5. Поясните концепцию репрезентативного «акме»: удвоение, выявление присутствия, соседство живого и мертвого. Какое новое означаемое появляется у репрезентации тела в эпоху Французской революции и Террора?

  6. Соберите в единый список всех художников (и художественные произведения), которых/которые упоминает в своей работе Ямпольский.

  1. Прочитайте три главы ("Устроитель хаоса", "Злой или добрый?" и "Commediante") из первого тома документального романа Дмитрия Мережковского «Наполеон» (1927). (По возможности прочитайте все 11 глав первого тома).

Прокомментируйте три тезиса Мережковского, используя максимум примеров из выделенных глав (при подготовке концентрируйтесь на конкретных деталях и частностях, будьте готовы их воспроизвести, в каждом комментарии у вас должно присутствовать не меньше 5 имен собственных и не меньше трех дат))
"Душа Наполеона — душа Революции"

"Сердце его — чаша смешения: капля какой-то жертвенной крови, еще не голгофской, упала в какую-то амброзию, еще не олимпийскую, и закипело смешение, брожение неистовое, — то, что мы называем «Наполеоновым гением»"

"Наполеон — „комедиант“ человечески-божественной комедии".

Как бы вы охарактеризовали в целом стиль Мережковского и его взгляд на Наполеона?



  1. *Опросите своих домашних и друзей (5-10 человек), попросив поделиться первыми ассоциациями, которые у них возникают при слове «Наполеон». Проанализируйте полученные результаты.

  2. Посмотрите статью о Наполеоне в Википедии, зафиксируйте основные этапы биографии Наполеона и 5 конкретных фактов, которые вы хотели бы запомнить.

  3. Прочитайте фрагмент из работы Б.А.Успенского «Поэтика композиции», посвященный анализу наименований Наполеона Бонапарта в «Войне и мире», зафиксируйте основные наблюдения Успенского, воспроизведите разрабатываемый им исследовательский сюжет.

  4. Прочитайте статью И.Волгина и М.Наринского, выделите главные тезисы и яркие наблюдения, связанные с функционированием наполеоновского мифа в русской литературе и культуре.



Лекция 7. Просвещение. Великая французская революция



Семинар 7. Великая французская революция: прощание со Старым порядком.
Читать:

Старобинский Ж. 1789 год: эмблематика разума // Старобинский Ж. Поэзия и знание: История литературы и культуры. Т. 2 / Пер. с фр. М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 358 – 409 (см. аттач).

Ямпольский М. Жест палача, оратора, актера // Ad Marginem’93. М.,1994. (Исследования практик физиогномических (телесных) трансформаций. Образы тела, лица и жеста в эпоху Великой Французской Революции. Основные понятия (аффект, мимесис, удвоение, трансформация, монстр и т.д.): http://vive-liberta.narod.ru/biblio/yamp_zhest.htm
Литературный текст:

Блейк Уильям. Французская революция (см. фрагмент в аттаче)


Презентация по изображениям, анализируемым в текстах Старобинского и Ямпольского.
План семинара:

  1. Прочитайте фрагмент из монографии Жана Старобинского «1789 год: эмблематика разума» и последовательно ответьте на вопросы:

  1. Жан Старобинский пишет, что «ни один момент в истории не оставляет такого ощущения текста, отмеченного неким продуманным стилем», как Французская революция. Поясните этот тезис.

  2. С какой целью автор обращается к анализу художественных произведений эпохи Французской революции? В какой взаимосвязи находятся историческое событие и искусство?

  3. «Этот замок стоил двести миллионов, дворец чудес в Сен-Клу- двенадцать, и во сколько же обошелся Малый Трианон?»--для представителя какого габитуса характерно такое рассуждение? Каков исторический генезис понятия «третье сословие»?

  4. Какие ключевые мотивы возникают в художественных произведениях в связи с образом аристократии? О чем это свидетельствует, по мнению автора?

  5. Какие «элементарные метафоры» приобретают новое звучание в эпоху Французской революции? Какие ключевые «эмблематические образы» выделяет автор? Солнечный миф Французской революции:что это - описание или творение реальности? Как через эту призму автор объясняет значение момента казни короля?
    Вспомните, как и в какие моменты использовалась солярная символика в «сценариях власти» во Франции до революции.

  6. Можно ли сказать, что Просвещение «подготовило» Французскую революцию? Каких авторов и какие феномены особенно важно при этом учитывать? Какую роль сыграла в революции идея универсальных принципов? Как мыслило себя «третье сословие»?(Ключевые понятия: коллективное "я" нации, универсализм, общая воля, народный суверенитет.)

  7. Поясните тезис Алексиса де Токвиля: «Французская революция поступала с этим миром точно так же, как религиозные революции с миром иным».

  8. Архитектор Картремер де Кенси настаивал на тождественности морального величия и величия пропорций: какое значение приобретает классицизм в эпоху Французской революции? Можно ли его назвать главным стилем эпохи? Как проявлялась «эмблематика разума» в работах неклассицистических художников?

  9. Какие новые церемонии появляются после Французской революции? Назовите и опишите их. В чем отличие новых революционных празднеств от придворных? Какое значение приобретает акт клятвы? В чем его отличие от коронации короля?

  10. Соберите в единый список всех художников (и художественные произведения), которых/которые упоминает в данном фрагменте Старобинский.Внимательно рассмотрите иллюстрации, добавленные к тексту.




  1. Прочитайте статью Михаила Ямпольского «Жест палача, оратора, актера» и последовательно ответьте на вопросы:

  1. От какой гравюры отталкивается Михаил Ямпольский в своей работе? Опишите ее иконографически: на какие детали обращает внимание автор?

  2. Какие социо-культурные последствия повлекло создание гильотины?

  3. Чудовище, монстр: почему ораторы эпохи Французской революции получают такие характеристики? Что означает выражение «физиогномический хаос» риторики? О каком глубинном изменении он свидетельствует?

  4. Какие изменения в технике актерской игры происходят в эпоху Французской революции?

  5. Поясните концепцию репрезентативного «акме»: удвоение, выявление присутствия, соседство живого и мертвого. Какое новое означаемое появляется у репрезентации тела в эпоху Французской революции и Террора?

  6. Соберите в единый список всех художников (и художественные произведения), которых/которые упоминает в своей работе Ямпольский. Соотнесите его со списком

по монографии Старобинского и сделайте выводы.


  1. Прочитайте фрагмент из поэмы английского поэта Уильяма Блейка «Французская революция» (1791). Основываясь на опыте чтения Старобинского и Ямпольского и их анализе визуальных произведений, проанализируйте образы из поэмы Блейка. Попытайтесь их увидеть, мысленно нарисовать. Какую картину революции рисует (пишет) Блейк? Подберите соответствующие цитаты.

Лекция 8. Стратегии жизнетворчества в культуре романтизма. Между литературой и жизнью: биографический миф романтиков. Природа в понимании романтиков. Романтическое путешествие.

Семинар 8. «Немецкий романтизм в музыке и живописи»

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ - МУЗЫКА




  1. МУЗЫКА(Почему в связи с романтизмом мы говорим о музыке?): Прослушайте предложенные произведения, прочитайте предложенные литературные произведения, а также статьи из музыкальной энциклопедии:

* Во время прослушивания композиций постарайтесь зафиксировать свою реакцию.


1. Франц Шуберт

  1. «Лесной царь»: http://musike.ru/index.php?id=49

И. Гете «Лесной царь»: http://lib.ru/POEZIQ/GETE/tsar.txt

  1. «Зимний путь»/Шарманщик: http://musike.ru/index.php?id=52


2. Роберт Шуман

  1. «Любовь поэта»/ И розы, и лилии; Во сне я горько плакал: http://musike.ru/index.php?id=73

  2. «Карнавал»/ Арлекин: http://musike.ru/index.php?id=72


3. Ференц Лист

  1. «Годы странствий»/Мыслитель: http://musike.ru/index.php?id=106


4. Рихард Вагнер

  • «Лоэнгрин»/Сон Эльзы: http://musike.ru/index.php?id=82

  • «Кольцо Нибелунга»/ Полет Валькирии: http://musike.ru/index.php?id=80


5. Карл Мария фон Вебер

“Волшебный стрелок”/ Сцена в волчьем ущелье: http://musike.ru/index.php?id=56


6. Густав Малер

«Земная жизнь» из цикла «Волшебный рог мальчика»: http://www.muzcentrum.ru/news/2010/12/item4294.html

Первая симфония: http://www.muzcentrum.ru/news/2011/01/item4366.html

Третья симфония:



http://www.muzcentrum.ru/news/2011/01/item4366.html

(см. и другие материалы о Малере на том же сайте)




  1. На основе музыкальных произведений и вспомогательных статей, выделите ключевые сюжеты музыки романтизма. Будьте готовы подробно их прокомментировать: тезис + аргументация.




  1. На основе предложенных статей и музыкальных произведений выделите ключевые жанры музыки романтизма.




  1. Ознакомьтесь с биографиями композиторов, зафиксируйте годы их жизни, выпишите по 3 значимых факта, обратите отдельное внимание на связь творчества и биографии.




  1. Посмотрите предложенные фрагменты из современных фильмов, ознакомьтесь с сюжетами фильмов, ответьте на вопрос: в каком контексте актуализируется наследие романтизма сегодня? Какие его элементы оказываются наиболее востребованными в массовой культуре?
    Обратите внимание на то, как сняты предложенные фрагменты (планы, монтаж и т.д.)



    • «Белый Тигр», Вагнер: https://vimeo.com/79722547

Краткое содержание фильма: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D0%B8%D0%B3%D1%80_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)




    • «Рождение», Вагнер: http://www.youtube.com/watch?v=lpJj9c2OV-0

Краткое содержание фильма:



http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC,_2004)


    • «Пианистка», Шуберт и Шуман: https://vimeo.com/79724753

Краткое содержание фильма:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B0_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)


    • «Пианино», современная интерпретация музыки романтизма: https://vimeo.com/79727146

Краткое содержание фильма:


http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%BE_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ – РОМАНТИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ


  1. ЖИВОПИСЬ: Каспар Давид Фридрих

Обратившись к материалам приложений, познакомьтесь с подробностями жизненного и творческого пути Каспара Давида Фридриха, выделите в его биографии романтические мотивы.
Опишите позы людей и сюжеты картин. Постарайтесь поразмышлять над тем, во что превратился физиогномический хаос Французской революции (К кому/чему обращаются герои картин? Можно ли представить их диалог между собой? Какое место отведено зрителю?)


  1. Человек романтизма

Посмотрите работы Фридриха:

Странник над морем тумана (1818, http://www.wikipaintings.org/en/caspar-david-friedrich/the-wanderer-above-the-sea-of-fog ),

Четыре возраста (1835, http://www.wikipaintings.org/en/caspar-david-friedrich/the-stages-of-life),

Пасхальное утро (1835, http://www.wikipaintings.org/en/caspar-david-friedrich/easter-morning ),

Мужчины у моря (http://www.wikipaintings.org/en/caspar-david-friedrich/two-men-by-the-sea),

Мужчина и женщина, созерцающие Луну (http://www.wikipaintings.org/en/caspar-david-friedrich/man-and-woman )

На отплывающем корабле (http://www.wikipaintings.org/en/caspar-david-friedrich/on-board-of-a-sailing-ship )


  1. Природа романтизма: http://www.wikipaintings.org/en/caspar-david-friedrich/mode/all-paintings/2

  • выделите ключевые сюжеты;

  • элементы пейзажа;

  • зафиксируйте времена года / дня и природные состояния;

  • вспомните курс по философии культуры и ответьте на вопрос: какое значение природа играла для философов романтизма (Кант, Шеллинг)



<< предыдущая страница   следующая страница >>