Программа дисциплины «История западной культуры: культура Современности» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Программа дисциплины «История западной культуры: культура Современности» - страница №3/5

Лекция 3. Публичный мир «старого режима»: в обществе незнакомцев. Великая Французская революция как культурная революция.

Литература:

Мерсье Луи. Картины Парижа/ Пер. с франц. Изд. 2е, сокр. М.: «Прогресс-Академия», 1995: http://enlightment2005.narod.ru/private/Mercier/merc.htm

Сеннетт Р. Падение публичного человека. Пер. с англ. / Перевод О. Исаева, Е.Рудницкая, Вл. Софронов, К.Чухрукидзе. М.: «Логос», 2002. I. Проблема публичного. II. Публичный мир «старого режима». С. 9-134.

Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / Пер. с франц. В.Наумова. Под ред. И.Борисовой. М.: Ad Marginem, 1999. I. Казнь. Гл. 1. Тело осужденного. Гл. 2 Блеск казни. С. 7 – 102. III. Дисциплина. Гл. 3. Паноптизм. С. 285 – 334.

Ямпольский М. Жест палача, оратора, актера // Ad Marginem’93. М.,1994. (Исследования практик физиогномических (телесных) трансформаций. Образы тела, лица и жеста в эпоху Великой Французской Революции. Основные понятия (аффект, мимесис, удвоение, трансформация, монстр и т.д.): http://vive-liberta.narod.ru/biblio/yamp_zhest.htm


Много полезных материалов о Европе Нового времени и, в частности, о Великой французской революции, можно найти на сайте: http://vive-liberta.narod.ru/


Лекция 4. Открытие «частной жизни». Роль чтения. Почтовое сообщение. Частная переписка как культурная практика.


Литература:

Дарнтон Р. Читатели Руссо откликаются: сотворение романтической чувствительности // Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды французской культуры. М.: НЛО, 2002. С. 251 – 299 (см. аттач)

Ромашко С.А. Искушение иконоклазма: «Страдания юного Вертера» Гете в историко-культурной перспективе // Культ как феномен литературного процесса: автор, текст, читатель / Сборник статей. М.: ИМЛИ РАН, 2011. С. 141 – 153 (см. аттач)

Семинар 4. Шодерло де Лакло «Опасные связи».


Читать: Лакло Ш.де. Опасные связи. Любое издание.

Смотреть: «Вальмон» (1989, реж. Милош Форман)

Что делать:

Прочитайте роман «Опасные связи». Выберите одного из основных персонажей, чей образ показался Вам наиболее интересным.

Ответьте на вопросы:


    1. Какие типы персонажей представлены в романе Лакло? Какова система их жизненных ценностей? Подробно охарактеризуйте выбранного Вами персонажа, сделайте специальные закладки и выписки. Каково его (ее) отношение к любви, браку, смерти? Какова логика участия этого персонажа в сюжете произведения? Какой эпизод (какие эпизоды) с участием вашего персонажа кажутся вам наиболее значимыми? Каков тип его взаимоотношений с другими персонажами? Какие особенности европейской культуры 18 века можно выявить через рассмотрение образа выбранного вами персонажа?

    2. Каковы основные особенности экранизации романа Лакло, предпринятой Милошем Форманом? Как представлен в фильме ваш герой? Опишите его габитус (термин П.Бурдье). В чем отличие образа вашего героя в книге и в фильме? Насколько осовременен образ вашего героя в фильме? С чем это связано?



Лекция 5. Формирование публичной сферы. Габитус интеллектуала.


Семинар 5. «Габитус интеллектуала. «Автобиография» Бенджамина Франклина: из буржуа в интеллектуалы?»

Внимание!!! Семинар в первую очередь будет посвящен подробной работе с «Автобиографией» Бенджамина Франклина, поэтому сначала необходимо внимательно прочитать и проработать предложенный вашему вниманию фрагмент. Теоретическая литература поможет вам эффективно выполнить задание по комметированию франклиновского текста.

План семинара:

Обсуждение непонятного в прочитанных вами теоретических текстах (сформулируйте при необходимости вопросы к преподавателю) – 15 мин.

Комментирование Франклина – 1 ч. 05 мин.



Семинар

«Габитус интеллектуала. «Автобиография» Бенджамина Франклина: из буржуа в интеллектуалы?»

Источник:

Франклин Б. Автобиография (сокр., см. аттач)



Читать:

Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали / Пер. с польского. М.: Прогресс, 1987. Там: Гл. Классическая модель буржуазной морали: Бенджамин Франклин. С. 234 – 264 (см. аттач)

Зомбарт В. Буржуа: К истории духовного развития современного экономического человека // Зомбарт В. Собрание сочинений в 3 тт. Т.1. СПб.: «Владимир Даль», 2005. С. 157 - 166 (фрагмент, см. аттач)

Козлова Н. Социально-историческая антропология: Учебник. М.: Ключ-С, 1998. Гл. 7. Интеллектуал (Интеллигент). С. 132 – 150 (см. аттач).



Мир Просвещения. Исторический словарь / Под ред. Виначенцо Ферроне и Даниеля Роша / Пер. с итал. Н.Ю. Плавинской под ред. С.Я. Карпа. М., 2003. Там:

Гудман Д. Социальные связи и формы общения. С. 259 – 265 (см. аттач).

Тортароло Э. Общественное мнение. С. 286 – 294. (см. аттач)

Игонне П. Соединенные Штаты Америки. С. 504 – 514. (см. аттач)



Задание:

  1. Прочитайте главу «Интеллектуал» из учебника Натальи Козловой и ответьте на Вопросы для самокотроля (С. 150). Проверьте свое понимание материала по Ключевым словам (С. 149 – 150). Выделите места, оставшиеся для вас непонятными.

  2. Прочитайте две словарные статьи (Гудмана и Тортаролло) из исторического словаря «Мир Просвещения» и зафиксируйте их основные тезисы. Запомните примеры, которые приводят авторы статей. Выделите места, оставшиеся для вас непонятными.

Вспомогательные вопросы:

-“Мнение общества” и “общественное мнение”: один и тот же феномен? Сравните два этих явления с точки зрения исторических, социальных и политических факторов, их определяющих.

- Как конструировалось общественное мнение: институты, акторы, практики и т.д. Какие новые формы коммуникации появляются в Европе XVIII века?

- Какое значение играло чтение для формирование сообщества? Что и как читали в Европе XVIII века?

- Были ли женщины включены в публичную жизнь эпохи Просвещения?


  1. Подумайте и ответьте на вопрос, как исторически связаны друг с другом понятия «интеллектуал», «общественное мнение» и «эпоха Просвещения».

  2. Прочитайте статью П. Игонне «Соединенные Штаты Америки» из словаря «Мир Просвещения». Как связаны исторические, социальные и культурные процессы, происходившие (и происходящие) в этой стране, с Проектом Просвещения? Выпишите все аспекты этого сопоставления.

  3. Прочитайте в сокращении первые главы из «Автобиографии» Бенджамина Франклина (см. аттач; при наличии интереса и возможностей рекомендуется прочитать этот текст полностью). Выделите в тексте и прокомментируйте репрезентативные (показательные) детали, которые могли бы служить поводом к размышлениям о габитусе как идеальном социальном типе и реальной биографии, в которой встречаются и взаимодействуют элементы разных габитусов. При комментировании каждого из фраментов важно делать отсылки к прочитанным вами теоретическим текстам и материалам уже состоявшихся лекций и семинаров. Траектория ваших поисков может быть обозначена следующим образом: Бенджамин Франклин: из буржуа в интеллектуалы? Готовы ли предложить свою версию биографии Франклина, исходя из проблематики нашего курса?

В рамках выполнения этого задания познакомьтесь с фрагментом из монографии В.Зомбарта «Буржуа» и главой из монографии М.Оссовской «Рыцарь и буржуа», которые посвящены анализу «Автобиографии» Франклина. С каких позиций (в какой логике) каждый из исследователей рассматривает этот источник и фигуру Франклина в целом? Какие аспекты его биографии каждый из них выделяет?

Лекция 6. Сентиментализм. Сентиментальное путешествие. Сентиментальная прогулка. Пейзажный парк.

Семья, любовь и дружба в эпоху сентиментализма. Универсальные сюжеты в литературе сентиментализма. Жанры «домашней литературы»: письмо, дневник.


Семинар 5. Семинар «Революция чтения в XVIII веке. Феномен романомании. Эпистолярные романы Руссо и Гете и их читатели».
Источники:

Ж.-Ж. Руссо. Юлия, или Новая Элоиза (1761) (см. аттач)

И.-В. Гете. Страдания юного Вертера (1774) (см. аттач)
Читать:

Дарнтон Р. Читатели Руссо откликаются: сотворение романтической чувствительности // Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды французской культуры. М.: НЛО, 2002. С. 251 – 299 (см. аттач)



Ромашко С.А. Искушение иконоклазма: «Страдания юного Вертера» Гете в историко-культурной перспективе // Культ как феномен литературного процесса: автор, текст, читатель / Сборник статей. М.: ИМЛИ РАН, 2011. С. 141 – 153 (см. аттач)
Задание:

  1. Познакомьтесь с кратким содержанием романов Руссо и Гете (см. аттачи) и в обязательном порядке прочитайте вынесенные в отдельные файлы фрагменты из романов. При наличии желания и возможностей можно прочитать романы целиком (если вам удастся это сделать к моменту итогового проставления оценок по курсу – сообщите мне об этом, я готова побеседовать с вами и добавить бонусный балл). Ответьте на вопросы:

    1. Охарактеризуйте главных героев романов Руссо и Гете – Сен-Пре и Вертера. Опишите их габитус. Что в них общего с точки зрения происхождения, рода деятельности, повседневных привычек и образа мыслей и чувств?

    2. Что объединяет сюжеты двух этих романов? В чем их принципиальное отличие?

    3. Каковы особенности и функции эпистолярной формы обоих романов? Чем характеризуется эпистолярный слог главных героев (с точки зрения синтаксиса, лексического состава, метафорики, интонации)?

  2. Прочитайте статью Роберта Дарнтона и ответьте на вопросы, актуализировав в том числе и содержание автобиографии Бенджамина Франклина:

    1. Почему чтение важно рассматривать в исторической перспективе?Какие источники для этого могут быть использованы?Воспроизведите последовательность и логику исследования Дарнтона с точки зрения работы с источниками.

    2. Опишите габитус главного героя исследования, Жана Рансона. Можно ли назвать его типичным буржуа? Является ли его страсть к чтению интеллектуальным занятием?

    3. Какой должна была быть «ходовая» книга в XVIII веке? Какие книги, напротив, плохо продавались и почему? Найдите описание типографий в «Автобиографии» Бенджамина Франклина: в чем различие и сходство взглядов на книгу издателя и читателя?

    4. Как Рансон называл Руссо в письмах?О чем свидетельствует такое отношение к человеку, с которым он никогда не встречался? Сколько томов Руссо было в библиотеке Рансона?

    5. Поясните тезис Руссо: "культура=развращенность". Как это убеждение сказывается на его представлении об идеальном читателе? Отвечают ли его идеалу реальные читатели?

    6. В чем близость работ Руссо и протестантской религиозности Рансона?

    7. Каким образом и какое новое измерение культурной фигуры автора задает Руссо?

    8. Сравните устройство семейной жизни Франклина и Рансона: какие аспекты значимы в каждом случае?

    9. Поясните концепцию «революции в чтении» Рольфа Энгельзинга. Согласен ли Дарнтон с этой гипотезой?

  3. Прочитайте статью Сергея Ромашко и ответьте на вопросы:

    1. Какие дополнения в концепцию «революции в чтении» Р. Энгельзинга вносит С. Ромашко?

    2. В чем заключался феномен "чтениемании" второй половины XVIII века?

    3. Опишите аффективный характер чтения, характерного для читателя XVIII века. Воспроизведите метафорику чтения как болезни, чтения как безумия и чтения как поедания.

    4. С. Ромашко определяет возникновение эмотивной связи с литературным произведением, его сюжетом и героями как компенсаторный механизм: в результате каких социокультурных процессов появляется идея того, что книга или автор должны быть «лучшим другом» читателя?

    5. Докажите, что реакция читателей «Вертера» носила культовый характер. Можно ли обнаружить элементы культа в почитании Жана Жака Руссо Рансоном? Как вообще С.Ромашко определяет литературный культ?

    6. В какой логике С.Ромашко обращается к эссе Вальтера Беньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»? Какие тезисы он доказывает, апеллируя к Беньямину?

    7. Какие основополагающие черты сентиментализма выделяет С.Ромашко?

    8. Автор говорит о критике "консервативных наблюдателей". Кто они: интеллектуалы, аристократия, священнослужители? Объясните логику их критики.

    9. Как Ф.Николаи пародировал «Вертера»? Какие еще произведения, «демонтирующие» культ гетевского героя, можно назвать?

  4. На основании прочитанного и собственного опыта чтения подумайте над вопросом: практики чтения XVIII века—достояние истории или современность?

<< предыдущая страница   следующая страница >>