Программа дисциплины «История западной культуры: культура Современности» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Программа дисциплины «История западной культуры: культура Современности» - страница №2/5

Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

3 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа

*










Письменная работа 40 минут
















Эссе




*







5-7 тыс. зн.

Реферат




*







10-12 тыс. зн.

Коллоквиум

*













Домашнее задание

*

*







Реферирование оригинальных текстов с комментариями-ответами на вопросы

Промежу­точный

Зачет




*
















*







Педагогический тест

Итоговый

Экзамен

















Критерии оценки знаний и порядок формирования оценок по дисциплине


Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:

Орезультрующая Итог = 0.2·Оэкзамен + 0.4·Отекущий + 0.4·Оаудиторная

Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме экзамена – арифметический.

Накопленная оценка формируется следующим образом.

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях по их активности в дискуссиях, по правильности выполнения ими заданий на семинаре, по правильности их ответов на вопросы преподавателя. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем – Оаудиторная.

Оценка за текущий контроль учитывает результаты студента следующим образом:

Отекущий = 0.3· Оэссе + 0.3·Ореферат + 0.4·Отест

Накопленная оценка за 2-3 модуль может быть максимум 8 баллов:

4 балла – текущий контроль;

4 балла - аудиторная работа.

Экзамен в конце четвертого модуля проводится для тех, кто хочет повысить свою накопленную оценку:

А) повышение оценки (от 8) проходит в форме устного экзамена, который предполагает демонстрацию знания 4 текстов (см. примеры заданий итогового контроля);

Б) повышение оценки (от 0 до 8) проходит в форме устного экзамена по всему курсу (в билет входят два вопроса: первый – по лекциям и учебной литературе, теоретический материал; второй – по семинарам и текстам, практический материал).

Содержание дисциплины


Программа лекций

Содержание курса

Лекция 1. Придворная культура XVII-XVIII вв. Барокко и классицизм.


Императорский двор как театр власти. Ричард Уортман о способах презентации императорского мифа (сценариях власти). Риторика власти. Секуляризация церемониала коронации. Абсолютизация публичного в придворной культуре.

Барокко и классицизм как придворные стили. Избыточность и пышность как основа барочной эстетики. Нормативная эстетика классицизма. Высокое и низкое в эстетике классицизма. Торжественная ода. Франсуа Малерб. Классицистическая трагедия. Пьер Корнель и Жан Расин

Парадный портрет. Шарль Лебрен.

Искусство придворных празднеств и фейерверков. Балы и маскарады.



Литература:

Уортман Р.С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. (=Материалы и исследования по истории русской культуры. Вып.8). М.: ОГИ, 2002. – Т.1: От Петра Великого до смерти Николая I. – 608 с. Там: Введение. Сценарии власти. Пролог к части первой. Европейский фон. С. 17 – 41.

Элиас Н. Придворное общество: Исследования по социологии короля и придворной аристократии/ Пер. с нем. М.: Языки славянской культуры, 2002 366 с.

Семинар 1. Торжественная ода и парадный портрет в европейской культуре XVIII в.


Читать:

Корнель П. Сид (в любом издании): http://www.lib.ru/INOOLD/KORNEL/kornel1_2.txt

Расин Ж. Федра и др. трагедии (в любом издании): http://www.lib.ru/INOOLD/RASIN/

Смотреть:

Шарль Лебрен. Апофеоз Людовика XIV (1677): http://www.artrenewal.org/asp/database/image.asp?id=24548

Жан Луи Давид. Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года (1806-1807):

http://cartelen.louvre.fr/cartelen/visite?srv=car_not_frame&idNotice=22500 (линки на отдельные фрагменты картины)

Вопросы:


  1. Как выглядит барочное пространство? Каковы характерные черты представления мира в живописи и философии барокко? Как связаны барокко и абсолютная монархия?

  2. Как в жанре высокой трагедии отразились основные черты классицизма?

  3. Можно ли изображение на предложенных Вашему вниманию картинах рассматривать как конкретные образцы сценариев власти (термин Р.Уортмана)? Покажите это.


Литература:

Барокко и классицизм в истории мировой культуры: Материалы Международной научной конференции. Серия «Symposium». Выпуск 17. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – 146 С.: http://anthropology.ru/ru/texts/gathered/baroque/index.html

Барт Р. Из книги «О Расине» // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова.— М.: Прогресс, 1989. С. 142 – 232:

http://yanko.lib.ru/books/cultur/bart-all.htm#_Toc34616974 Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко/ Общ. ред и послесловие В.А.Подороги. Пер с фр. Б.М.Скуратова. М.: «ЛОГОС», 1998. Глава 3: Что такое барокко? С. 49-70. http://www.highbook.narod.ru/philos/deleuse_pli/deleuze_pli_gl3.htm Гл. 9: Новая гармония. С. 209-242:

Жирмунская Н.А. Трагедии Расина // Расин Ж. Трагедии. Серия «Литературные памятники». Издательство «Наука», Сибирское отделение, Новосибирск, 1977:



http://www.lib.ru/INOOLD/RASIN/rasin0_2.txt

Козлова Н.П. Классицизм Пьера Корнеля // Корнель П. Пьесы.М.: Московский рабочий, 1984: http://www.lib.ru/INOOLD/KORNEL/kornel0_1.txt


Лекция 2. Новое время. От традиционного общества к обществу модерна. Буржуа как антропологический тип.


Разрыв пространства и времени в обществе Модерна. Роль печатного слова. Личность в цивилизации Модерна: от предопределенности к бремени выбора. Модерн как цивилизация риска, проекта и нормы. Норма/девиация. Дисциплинарные практики.

Буржуа как новый антропологический тип. Жизнь в мире практических абстракций. Профессиональный долг. Концепция призвания М.Вебера: божественная легитимация (оправдание) мирской профессиональной деятельности. Развитие буржуазной рациональности. Типы самоконтроля в буржуазной среде. Время-деньги.


Литература:

Бергер П. Понимание современности // Социологические исследования. 1990, № 7.

Бродель Ф. Игры обмена. М., 1988. Гл. Капиталистические выбор и стратегия. С. 398 – 432.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Зомбарт В. Буржуа. М., 1994.

Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология: Учебник. М.: Ключ, 1999. Тема 5. Буржуа: Жизнь в мире практических абстракций. С. 80-98. Тема 6. От традиционного общества к модерну: человек и люди. С. 99-131.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.

Франклин Б. Автобиография (любое издание).

Фуко М. История безумия в классическую эпоху. Спб., 1997.

Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996. Гл. Право на смерть и власть над жизнью. С. 238-268.

Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999 / http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Fuko_Tyrm/index.php

Фукс Э. История нравов: В 3х т. М., 1993-1994. Т. 3.


Berger P. Facing up to Modernity. N.Y., 1977

Berger P., Berger B., Kellner H. The Homeless mind. Modernisation and consciousness. N.Y., 1974

Giddens A. The consequences of Modernity. Stanford, 1990.

Giddens A. Modernity and Self-Identity. Stanford, 1990.


Семинар 2. Ж.-Б. Мольер. «Мизантроп», «Мещанин во дворянстве».


Читать:

«Мизантроп» (1666) : http://lib.ru/MOLIER/molier2_2.txt

«Мещанин во дворянстве» (1670): http://lib.ru/MOLIER/meshanin.txt

Задание:

Найдите в пьесах отражение проблематики, связанной с рождением и развитием буржуазной культуры, со становлением культуры большого города, с формированием публичной сферы и культуры светского общения. Какие локусы (места) городской жизни упомянуты в этих пьесах? Какие типы героев представлены? В чем суть конфликтов в одной и другой пьесе? Сделайте культурологический анализ этих произведений.

Обязательное условие ответа на семинаре - использование цитат из текста. Подготовьте тезисы и цитаты заранее, дома, ДО семинара.


Литература:

Зомбарт В. Буржуа. М., 1994.

Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология: Учебник. М.: Ключ, 1999. Тема 5. Буржуа: Жизнь в мире практических абстракций. С. 80-98. Тема 6. От традиционного общества к модерну: человек и люди. С. 99-131 (см. аттач)

Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.

Сеннет Р. Падение публичного человека / Пер. сангл. / Перевод О. Исаева, Е. Рудницкая,

Вл. Софронов, К. Чухрукидзе. М.: "Логос", 2002. 424 с. Гл.1-2. С. 9 - 135.

Элиас Н. О процессе цивилизации/ Социогенетические и психогенетические исследования / Пер. А.М.Руткевича. Т. 1, 2. М., СПб.: Университетская книга, 2001. Т. 1: 332 с. Т. 2: 382 с.

Элиас Н. Придворное общество. Исследования по социологии короля и придворной аристократии/ Пер. с нем. М.: Языки славянской культуры, 2002. 366 с..



<< предыдущая страница   следующая страница >>