Программа дисциплины История мировой экономики для направления 080200. 62 Менеджмент - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины Креативность в бизнесе для направления 080200. 1 264.37kb.
Программа дисциплины Методы поддержки принятия маркетинговых решений... 1 258.33kb.
Программа дисциплины Отечественная история для направления 080200... 1 373.53kb.
Программа дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент для направления... 1 230.94kb.
Программа дисциплины Методы и модели в управлении  для направления... 1 154.44kb.
Программа дисциплины Управление финансами фирмы для направления 080200. 1 248.49kb.
Программа учебной дисциплины «Теория и история менеджмента» для направления... 4 657.7kb.
Программа дисциплины «Маркетинг» для направления 080200. 62 «Менеджмент» 1 196.41kb.
Программа дисциплины Проблемы антимонопольного регулирования для... 2 454.18kb.
Программа дисциплины Разработка и принятие управленческих решений... 1 188.49kb.
Программа дисциплины Анализ отраслевых рынков  для направления... 1 280.04kb.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину... 2 451.52kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины История мировой экономики для направления 080200. 62 Менеджмент - страница №1/1

Правительство Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет Менеджмента



Программа дисциплины

История мировой экономики

для направления 080200.62 Менеджмент


Автор программы: Офицеров-Бельский Д.В., кандидат исторических наук, доцент. DmitriyBelskiy@gmail.com





Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин «4» марта 2011 г.
Зав. кафедрой А.А.Борисов _______________________

Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ – Пермь «10» марта 2011 г.


Председатель Г.Е. Володина ________________________





Пермь, 2011



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1 Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 «Менеджмент», изучающих дисциплину «История мировой экономики».

Программа разработана в соответствии с:



  • Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики», в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет» по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (протокол Ученого совета НИУ ВШЭ от 02.07.2010 г. № 15);
  • Учебным планом университета по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент, утвержденным в 2010 г.



2 Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «История мировой экономики» являются:

- дать системное представление об основных закономерностях и направлениях развития мировой экономической истории и направлениях развития мировой экономики;

- постановка вопроса о месте России в этом процессе;

- понимание эволюции экономических явлений и понятий, хронологии развития рыночных институтов, важнейших технических и технологических, а также организационно-управленческих инноваций;

- развитие аналитических способностей и умения находить причинно-следственные взаимосвязи.


Цели ВПО в соответствии с Образовательным стандартом ГУ-ВШЭ по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент
2.1 В области обучения целью ВПО по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент является:

Подготовка выпускников к организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня, а также к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре.


2.2 В области воспитания личности целью ВПО по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» является:

Формирование необходимых менеджеру социальных и личностных качеств: гражданственности, толерантности, общей культуры, ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникативности, умению работать в команде, лидерских качеств.



3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:



  • Знать

- закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы

мировой и отечественной экономической и интеллектуальной истории;

- основные понятия и категории исторической науки, закономерности развития общества и мышления;


  • предмет и метод истории экономики;

  • периодизацию истории экономики;

  • место истории экономики в системе экономических наук;

  • хронологию возникновения и развития важнейших экономических и политических процессов в мировой истории;

  • основные принципы исторического исследования, включающего сбор информации и работу с источниками.

  • Уметь

- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных

и социальных наук в профессиональной деятельности;

- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;


  • уметь проводить сравнительный анализ процессов мировой истории и аналогичных процессов в истории России;

  • применять полученные теоретические знания для анализа социально-экономической политики;

  • использовать на практике полученные знания для оценки результатов проводимых экономических реформ.

  • Иметь навыки (приобрести опыт)

- публичной речи, аргументации, ведения дискуссии;

- философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества.

- аналитического изложения материала;
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Знает базовые ценности мировой культуры и готов опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии

ОК-1

Знает базовые ценности мировой культуры и готов опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии

Лекционный курс

Семинарские занятия

Выполнение домашних

заданий


Самостоятельная работа

Умеет анализировать и оценивать социально-экономические события и процессы, происходящие

в стране и мире, и занимает активную гражданскую позицию



ОК-3



Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

Семинарские занятия, дискуссионные технологии; работа с рекомендованной литературой; выполнение письменных работ.

Умеет анализировать и оценивать исторические события и процессы

ОК–4

Умеет анализировать и оценивать исторические события и процессы

Семинарские занятия; выполнение заданий, предполагающих пользование компьютером и Интернетом; выступления с докладами; самостоятельная работа.


4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Курс «История мировой экономики» предназначен для студентов дневного отделения 1 курса бакалавриата и является обязательным предметом. К началу изучения данного курса от студента достаточно освоения исторического и экономического материала на уровне знаний и компетенций, требуемых от выпускника средней школы, соответствующих её образовательному стандарту.

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении курсов «Экономическая теория и институциональная экономика» и «Теория и история менеджмента».

Краткая характеристика данной дисциплины.

Дисциплина является теоретической. Исторические факты приводятся в курсе как материал для теоретических обобщений, используются в качестве иллюстрации излагаемых закономерностей. Обзор регионально различных хозяйственных форм концептуально ограничен в курсе рамками рассмотрения экономических систем в русле магистрального течения всемирной истории. Соответственно, содержание глобальной экономической истории представлено в курсе эстафетой лидирующих форм хозяйствования.

В курсе применяются следующие формы обучения: лекции, семинарские занятия, консультации, самостоятельная внеаудиторная работа обучаемых. Основными видами занятий по данной дисциплине являются лекции и семинары. В ходе лекций преподаватель дает учащимся общее представление об основных историко-экономических структурах и тенденциях их изменения, как реализовавшихся в действительности, так и оставшихся в сфере возможного. При этом акцент делается на установлении взаимосвязи между экономикой прошлого и хозяйственными проблемами современности.

На семинарах учащиеся выполняют аналитические задания, показывают степень усвоения лекционного материала и выполнения домашних заданий, обсуждают концепции экономического развития, делают доклады, посвящённые отдельным эпизодам экономической истории, историческим формам экономики и тенденциям их изменения.



После изучения курса желательно, чтобы каждый учащийся имел четкое представление о главных исторических формах экономики и тенденциях трансформации экономической жизни, понимал связь исторической и современной экономической проблематики.
5 Тематический план учебной дисциплины



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Введение в историю экономики и методологию предмета. Основные черты развития первобытнообщинного и рабовладельческого способов производства

7

2







5

2

Основные черты развития феодального способа производства в Европе и Азии

7

2







5

3

Основные этапы развития капитализма свободной конкуренции

7

2







5

4

Экономическое развитие капиталистических стран между перовой и второй мировыми войнами (1918 - 1939 гг.)

7

2







5

5

Экономика стран с развитой рыночной системой после второй мировой войны

7

2







5

6

Экономическое развитие СССР

7

2







5

7

Становление рыночных отношений в современной России

7

2







5

8

Новые индустриальные страны и страны догоняющего развития во второй пол. XX-нач. XXI веков

7

2







5

9

Докапиталистическая экономика в Европе и Азии

10




4




6

10

Эволюция колониализма в XV-XX вв.

8




2




6

11

Экономическое развитие США в кон. XVIII–нач. XX вв. (до 1929 г.)

8




2




6

12

Восточно-азиатские экономики во вт. пол. XX-нач. XXI вв.

8




2




6

13

Кризисные явления в капиталистических экономиках в XVII-XXI вв.

10




4




6

14

Cпециализированные экономики в XX- XXI веках.

8




2




6




Итого:

108

16

16




76


6. Формы контроля знаний студентов

6.1. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4




Текущий

(неделя)


Эссе










3

2-2,5 тыс. слов, список литературы не менее 5 наименований

Реферат










8

2,5-3 тыс. слов, список литературы не менее 8 наименований

Итоговый

Зачет










12

Устный зачет, продолжительность ответа 15 минут


6.2. Критерии оценки знаний, навыков

6.2.1. Критерии оценки доклада на семинаре

- уровень владения знаниями по рассматриваемым вопросам;

- умение критически осмысливать полученную информацию;

- активность в дискуссиях;

- правильность решения задач;

-правильность ответа на вопросы преподавателя;

-умение сформулировать свою позицию по обсуждаемому вопросу и аргументировано её изложить;

-способность понять логику изложенного тезиса и определить своё отношение к нему;

- глубина раскрытия темы.

-полнота использования источников.

-логичность, связность изложения.

-стиль и грамотность изложения.

-раскрытие разных точек зрения и постановка дискуссионных проблем.

Работу студентов в форме подготовки и презентации докладов по избранным темам преподаватель оценивает, исходя из следующих критериев:

1.Содержание

- полнота представления материала.

- четкая формулировка выводов.

- последовательность в изложении

2.Оценка представления

- доступность, ясность излагаемого материала.

- умение заинтересовать.

- убедительность выступления;

- культура речи,

- соблюдение регламента выступления.

3. Ответы на вопросы

- уровень владения проблемой.

- уровень аргументации при ответе на вопросы.

Доклад оценивается от 0 до 2 баллов.

0 – тема доклада не раскрыта.

1 – тема доклада раскрыта, но имеются существенные недостатки в изложении, раскрытии проблемных моментов темы, полноте использования источников.

2 – тема доклада раскрыта, существенных недостатков в изложении, полноте использования источников и раскрытии проблемных моментов темы не имеется.


6.2.2. Критерии оценки эссе и рефератов

Цель эссе и рефератов – развитие у студентов навыков самостоятельной научной работы, анализа и сопоставления имеющихся точек зрения относительно конкретных научных и практических проблем, а также творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Таким образом, помимо высокого уровня освоения темы, четкого лаконичного изложения сути поставленной проблемы, эссе обязательно должно содержать самостоятельный анализ и выводы по поставленной проблеме, демонстрирующие собственную позицию студента. Общая форма изложения должна соответствовать жанру проблемной научной статьи.

Исходя из особенностей гуманитарных дисциплин, особое внимание уделяется такому жанру, как эссе. Эссе (опыт, набросок) – жанр философской, литературно-критической историко-биографической, публицистической прозы, предполагающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора. Формы эссе могут варьироваться от сравнительного анализа до анализа статистических данных по изучаемой проблеме, примеров, иллюстрирующих исследуемую проблему, анализа материалов с использованием изучаемых моделей. Простая компиляция не рассматривается кафедрой как соответствующая жанру эссе.

Объем эссе – 2-2,5 тыс. слов. Работа должна содержать :



введение (2 - 3 абзаца), в котором формулируется актуальность или цель написания работы, выбор и обоснование темы, определение рамок, в которых будет рассмотрена тема;

основную часть, где непосредственно и раскрывается тема, приводится анализ материалов по теме, сопоставление данных, аргументация, проводится сравнительный анализ, самостоятельный анализ автора, высказывается точка зрения автора по данной теме, и т.д.;

заключение (2-3 абзаца), которое содержит логически структурированные выводы или решение поставленной проблемы.

Возможно написание эссе в свободной творческой форме, при сохранении этих же критериев оценки. Вместо эссе по личному согласованию с преподавателем может быть подготовлена и представлена на практическом занятии мультимедийная презентация ppt. Критерии оценки – те же. Продолжительность сопутствующего доклада – 15 минут.

В период изучения курса «Экономической истории» каждый студент также должен выполнить реферативную работу. Рефера́т (нем. Referat, от лат. refere — докладывать, сообщать) — письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором обобщается информация из одного или нескольких источников. Обыкновенно реферат-доклад и реферат-обзор. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развёрнутый характер. Студент волен выбирать любую из этих форм.

Объем реферата – 2,5-3 тыс. слов. Работа обязательно должна содержать:



введение (до 1 страницы), в котором помимо актуальности темы также определяется круг литературы и источников, послуживших основой для реферативной работы;

основную часть, в которой автор представляет позиции относительно рассматриваемой проблематики, распространенные в научной и аналитической литературе, представляя одновременно и свое видение вопроса;

заключение (2-3 абзаца), которое содержит логически структурированные выводы относительно доминирующих подходов к объяснению или решению рассматриваемой темы и мнение автора относительно слабых и сильных сторон существующих подходов.

Работы обязательно должны быть отправлены преподавателю посредством электронной системы LMS



6.2.3. Критерии выставления оценки за итоговый контроль.

Итоговый контроль - экзамен проводится в устной форме. Билет содержит 2 вопроса. Ответ оценивается по десятибалльной шкале (критерии оценки – полнота изложения фактического содержания, понимание логики теоретической интерпретации).

Кроме того, преподаватель задает дополнительные вопросы. Неверный ответ или нелогичная интерпретация является основанием для понижения оценки от 1 до 6 баллов (например, максимальное снижение оценки происходит в случае, когда студент делает ошибку в периодизации важнейших событий человеческой истории на несколько веков и даже тысячелетий).
7. Содержание дисциплины

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИКИ И МЕТОДОЛОГИЮ ПРЕДМЕТА. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СПОСОБОВ ПРОИЗВОДСТВА



Лекция

Предмет, метод и задачи курса истории экономики. Функции истории экономики. Место истории экономики в системе экономических наук.

Марксистская и неомарксистская интерпретации мировой экономической истории. Взаимодействие производительных сил и производственных отношений и их роль в развитии цивилизации. Способ производства. Общественно-экономическая формация. Мир-системный подход И. Валлерстайна. Теория модернизации во второй пол. XX - нач. XXI вв. Критика теории модернизации и эволюция парадигмы.

Источники и историография экономической истории.

Основные черты и периодизация первобытного хозяйства. Предпосылки возникновения социального и имущественного неравенства. Разложение первобытнообщинного строя.

Особенности экономического развития древневосточных обществ. Особенности земледелия. Экономические функции государства. Патриархальное рабство.

Основные этапы развития Древней Греции и Древнего Рима. Экономика античных государств. Общее и особенное в развитии древнегреческих городов – государств и Древнего Рима. Античное рабовладение и его особенности. Кризис рабовладельческого строя. Основные направления колонизации, процессы феодализации.

Источники и историография экономической истории.


Количество часов аудиторной работы: 2 часа.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 4 часа (работа с литературой по теме).


Тема 2 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ФЕОДАЛЬНОГО СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА В ЕВРОПЕ И АЗИИ

Лекция

Экономическое развитие Франкского государства. Франция – классическая страна феодализма. Наследие Каролингов и структура феодального землевладения. Влияние католических орденов на экономический быт. Основные формы крепостнической зависимости. Аграрные и механические инновации. Иммунитет и феодальная раздробленность. Общее и особенное в развитии западноевропейских стран в эпоху феодализма.

Формирование лотарингской оси и полюсов экономического роста в Западной Европе. Эволюция государственности в XI-XII вв. Значение крестовых походов для образования левантийского и ганзейского кругов международной торговли. Коммунальные революции и экономика вольных городов.

Арабские завоевания VII в., экономика, наука и культура арабских государств. Торговая экспансия арабских купцов средневековья.

Монгольские завоевания XIII века. Принципы взаимоотношений монголов и покоренных народов. Влияние монгольских завоевательных походов на экономики покоренных народов и на международную торговлю.

Феодально-бюрократические государства (Китай, Япония, Османская империя) как пример наиболее успешного развития традиционных обществ на Востоке. Кризис феодального уклада на Востоке в новое время. Патриархальные государства (Северная Африка, Центральная и Юго-Восточная Азия): особенности управления и цикличность развития. Потестарные и догосударственные образования как родоплеменная периферия феодально-бюрократических и патриархальных государств, консерватизм как основная черта их политического и социального функционирования.

Статус города и горожан. Вопрос о зачатках капитализма: соотношение эндегенных и экзогенных факторов. Проблема «отставания» стран Востока от Запада.
Количество часов аудиторной работы: 2 часа.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 4 часа (работа с литературой по теме).


Тема 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Лекция

Великие географические открытия и их влияние на экономическое развитие Европы. «Революция цен» и ее значение

Первоначальное накопление капитала как исходная точка становления капитализма. Особенности становления капиталистического способа производства в Голландии. Первоначальное накопление капитала в Англии. Промышленный переворот и его социально-экономические последствия. Развитие капиталистического сельского хозяйства, индустриализация Англии и ее первенство в мировом капиталистическом хозяйстве в домонополистический период. Отличительные черты генезиса капитализма во Франции. Французское мануфактурное строительство. Особенности развития капиталистических отношений в Германии. Предпосылки и основные этапы промышленной революции в Германии. Изменение структуры производства. «Прусский» путь развития капитализма в сельском хозяйстве в Германии. Таможенный союз

Становление экономики индустриального типа в США. Социальные и экономические предпосылки и последствия войны северо-американских колоний за независимость. Промышленный переворот в США. Фермерский путь развития капитализма севера США. Плантационное рабство на юге США. Экономические результаты гражданской войны 1861-1865г. Становление капитализма свободной конкуренции в Японии

Проблемы общего и особенного в экономическом развитии в эпоху капитализма свободной конкуренции

Прогресс науки, техники и технологии производства в последней трети ХIХ – начале ХХ века. Монополизация экономики. Концентрация и централизация производства и капитала. Образование финансового капитала и финансовой олигархии. Вывоз капиталов. Экономический и территориальный раздел мира

Особенности развития на рубеже ХIХ – ХХ веков США, Германии, Англии, Франции, Японии, России

Развитие монополистического капитализма в США. Экономический подъем конца XIX - начала XX века и его причины. Особенности экономической экспансии США. Развитие сельского хозяйства

Причины ускорения индивидуализации Германии, формирование крупной промышленности. Особенности формирования хозяйственной системы. Причины промышленного отставания Англии, колониальная экспансия и ее роль. Особенности структуры народного хозяйства Франции. Аграрные противоречия. Причины отставания французской промышленности.
Количество часов аудиторной работы: 2 часа.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 5 часов (работа с литературой по теме).


Тема 4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН МЕЖДУ ПЕРОВОЙ И ВТОРОЙ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ (1918 - 1939 гг.)

Лекция

Экономические итоги первой мировой войны. Причины укрепления позиций США. Версальский мирный договор. Возрождение экономики Германии.

Планы Дауэса Ч. и О.Юнга

«Великая депрессия» 1929 – 1933 гг. и обострение социальных противоречий.

Реформы администрации Ф.Д. Рузвельта («Новый курс»), их результаты и значение. Экономическая политика Италии в 1920-30-е годы. Экономическая политика в Германии в 1920-30-е годы.

План экономии английского банкира Дж.Мэя

Экономическая политика французского правительства Народного фронта
Количество часов аудиторной работы: 2 часа.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 5 часов (работа с литературой по теме).

Тема 5. ЭКОНОМИКА СТРАН С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМОЙ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Лекция

Экономические итоги второй мировой войны. План Маршалла и его вклад в возрождение послевоенного хозяйства стран Западной Европы. Экономическая программа Л.Эрхарда в ФРГ. Германское «Экономическое чудо» и выдвижение ФРГ на ведущие позиции в Европе в конце 50-х годов – 60-е годы

Развитие экономики Франции после второй мировой войны. Послевоенная национализация. Основные направления экономической политики Франции в 50 – 60-е годы. Индикативное планирование во Франции. Политика голлизма. Пересмотр приоритетов экономического развития Франции

Особенности развития британской экономики в послевоенный период


Количество часов аудиторной работы: 4 часа.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 6 часов (работа с литературой по теме).

Тема 6. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР

Лекция

Экономика СССР в годы НЭПа (1921 – 1929 гг.). Сущность НЭПа. Социальная эволюция советской деревни. Восстановление и перестройка промышленности. Основные общественно-экономические уклады; использование государственного капитализма, его основные формы. Развитие системы планирования. Денежная реформа 1922 – 1924 гг. Денежная реформа 1947 года и дальнейшие изменения в денежной системе. Отмена карточек

Экономические реформы 30-х годов. Реорганизация управления промышленностью. Кредитная реформа. Налоговая реформа

Экономические реформы 50-60-х годов и их результаты. Поиски путей совершенствования управления промышленностью и строительством. Совершенствование хозяйственного механизма. Меры по подъему сельского хозяйства. Хозяйственная реформа 1965 г. поиски путей совершенствования хозяйственного механизма


Количество часов аудиторной работы: 4 часа.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 6 часов (работа с литературой по теме).

Тема 7. СТАНОВЛЕНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

Лекция

Состояние экономики в конце 1991 года. Российский вариант перехода к рыночной модели хозяйствования по второй половине 1991 – 1995 годах. Проведение массовой приватизации и ее результаты.

Экономические преобразования в сфере аграрных отношений с 1991 по 1999 годы. Динамика жизненного уровня населения России за годы реформ.

Экономический кризис 1998 г. в России. Реформы 2000-х годов. Влияние кризиса 2008-н/в на российскую экономику. Вопрос об эффективности антикризисных мер.


Количество часов аудиторной работы: 2 часа.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 5 часа (работа с литературой по теме).


Тема 8. НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ И СТРАНЫ ДОГОНЯЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛ. XX-НАЧ. XXI ВЕКОВ

Лекция

Процесс деколонизации после второй мировой войны. Различия в стартовых позициях стран, освободившихся от колониальной зависимости. Дискуссия о влиянии стран с развитой экономикой на процессы модернизации развивающихся стран.

Экономики «азиатских тигров» («четыре малых азиатских дракона») – Гонконга, Сингапура, Тайваня, Южной Кореи.

Экономика Китая. Реформы Дэн Сяопина. Экономика Индии. Системные ограничители роста индийской экономики. Экономика Бразилии. Общие и частные проблемы модернизации стран БРИК.

«Ловушка специализации» стран догоняющего развития, пути диверсификации экономики. Влияние либеральной экономической политики на страны догоняющего развития. Вопрос об инвестиционной привлекательности развивающихся стран.
Количество часов аудиторной работы: 2 часа.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 5 часа (работа с литературой по теме).


Тема 9. ДОКАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА В ЕВРОПЕ И АЗИИ

Семинар

  1. Экономика Древней Греции и Рима – общее и особенное (значение рабского труда в экономике, пути формирования крупных состояний, налоговая и таможенная системы )

  2. Феодальная экономика в Европе XI-XVI вв. Сельское хозяйство, ремесло, торговля, финансы, налоговая и таможенная системы (хозяйство феодальных владений, городов, католической церкви).

  3. Торговые республики Севера Италии (Венеция, Генуя, Пиза) и Севера Германии (Ганзейский союз).

  4. Экономика Китая и Индии (с древнейших времен до 19 века) . Азиатский способ производства.

  5. Экономика кочевых тюркских и монгольских народов Азии. Сравнительный анализ с экономиками оседлых народов.

  6. Экономика арабских народов Ближнего востока. Расцвет и причины упадка.

Литература:

Фридрих Лист Национальная система политической экономии . Электронный ресурс. URL: http://economics.kiev.ua/index.php?id=613&view=article .

Виппер Р.Ю. История средних веков. Курс лекций. - С-Пб.: СМИОПресс. 2001

Штенцель А. История войн на море. -- М.: Изографус, ЭКСМО-Пресс. 2002.

Ганза: древний «общий рынок» Европы. - «ЗНАНИЕ - СИЛА» №.1, 1998.

История средних веков: В 2 т. Т. 1: Учебник / Под ред. С.П.Карпова. — 4-е издание. — М: Изд-во Моск. ун-та; Изд-во «Высшая школа», 2003. — 640 с.

Фюстель де Куланж Н. Д. Римский колонат. СПб. Типография М. М. Стасюлевича, 1908. Электронный ресурс: http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1262417074

Васильев, Л.С. История Востока. В 2 т. / Л.С. Васильев. - М., 1994.

История Востока. В Т. 4.

Новая история стран Азии и Африки: учебник для студентов вузов: в 3 ч. / под ред. А.М. Родригеса. - М., 2004. - Ч. 1-3.

Лиелайс А. Золото Инков. Рига, 1974. Электронный ресурс:



http://mesoamerica.narod.ru/Nonmeso/inca_gold.html

5. Баглай В.Е. «Ацтеки. История, экономика, социально-политический строй». М. 1998. Электронный ресурс: http://mesoamerica.narod.ru/aztecchap.html .

Ацтеки: империя крови и величия. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации». М. «ТЕРРА»—«TERRA» 1997.


Количество часов аудиторной работы: 4 часа.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 6 часов (подготовка к семинарскому занятию).


Тема 10 ЭВОЛЮЦИЯ КОЛОНИАЛИЗМА В XV-XX ВВ.

Семинар

  1. Два формата раннего колониализма – ограбление колоний, торговля в колониях. Влияние колониальных захватов на экономики европейских стран (формирование банковской системы и др.). «Первая революция цен» в Европе.

  2. Атавистические экономические формы (рабовладение в американских колониях)

  3. Три этапа колониализма - торговый колониализм (XVI-XVII вв.); период промышленного переворота в Европе (XVIII – пер. пол. XIX в.); период империализма, борьба за передел мира (конец XIX — начало XX в.).

  4. Последствия колониализма для народов Америки, Азии, Африки. Национально-освободительная борьба в колониях. «Этический курс» голландского колониализма.

Литература:

Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII в. т. 3. – М., 1992.

Бродель Ф. Игры обмена. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII в. т. 2. – М., 1988.

Васильев Л.С. История Востока. Том 2. М.: Высш. шк., 1994.

Вред и польза колониализма ЖУРНАЛ "КОММЕРСАНТЪ ВЛАСТЬ" № 31 (735) ОТ 13.08.2007. Электронный ресурс. URL: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=794495&print=true

Ерофеев Н.. Английский колониализм в сер. XIX в.-М., 1977.

Меньшиков А. С. Великие географические открытия. - М.: 1983.

Новая история Индии.-М., 1961.

Новая история стран зарубежной Азии и Африки.-Ленинград, 1971.

Новая История. (Учебник для ист. фак-тов ун-тов) Изд. 3-е. Под ред. Д-ра ист. наук Б.Ф. Поршнева М., “Мысль”, 1964

Новая история. 1871-1917. Учеб. Для студентов пе. Ин-тов по ист. спец. / Под ред. Н.Е. Овчаренко. – М.: Просвещение, 1984.

Проблема истории Индии и стран Среднего Востока.-М., 1972.

Субботин В.А. Колониалистское движение во Франции и Тропическая Африка 1870 - 1918 гг. // Проблемы колониализма и становление антиколониальных сил. М., 1979. C.37.

Тарабрин Е. А. Стратегия и тактика неоколониализма Англии. Москва, 1969

Шигалина О.И. Великобритания на Среднем Востоке.-М., 1990.


Количество часов аудиторной работы: 2 часа.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 6 часов (подготовка к семинарскому занятию).


Тема 11 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ США В КОН. XVIII–НАЧ. XX ВВ. (до 1929 г.)

Семинар

  1. Влияние миграции на экономику США в XIX и XX веках

  2. Экономические характеристики северных и южных штатов

  3. Фронтир как фактор развития экономики США

  4. Монополии и антитрестовское законодательство в США в кон. XIX-нач. XX веков. Акт Шермана.

  5. Факторы промышленного развития США в конце XIX- нач. XX веков.

Литература:

Абрамов А.И. Экономическая история США. Куйбышев, 1965.

Абрамов А.И. Экономическая история США. -Куйбышев, 1965.

Бурин С.Н. На полях сражений гражданской войны в США М., 1988

Деменьтьев И.П. Американская историография гражданской войны в США (1861-1865) М., 1963

Ефимов А.В. К истории капитализма в США. М., 1934

Ефимов А.В. Очерки истории США: (1492 - 1870). М.,1958.

Ефимов А.В. США: Пути развития капитализма. М.,1969.

Зубок А.И. Очерки истории США. М., 1956.

История США: в 4 т. М., 1983. Т. 1-2.

Кувалдин В.Б. Американский капитализм и интеллигенция. -М., -1983г.

Лан В.И. США. -М., 1975-1978гг.

Новая история стран Европы и Америки. Первый период. - М.:Высш. школа, 1997. - 415с.

Новая история стран Европы и Америки: первый период, под ред. Юровской Е.Е. и Кривогуза И.М., М., 1998

Полянский Ф.Я. Экономическая история капиталистических стран. -М., 1986.

Чунтулова В.Т. Экономическая история капиталистических стран. -М., 1985.

Шпотов Б.М. Промышленный переворот в США: В 2 ч. М., 1991

Экономическая история. Реформы и реформаторы. -М., 1995.
Количество часов аудиторной работы: 2 часа.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 6 часов (подготовка к семинарскому занятию).


Тема 12 ВОСТОЧНО-АЗИАТСКИЕ ЭКОНОМИКИ ВО ВТ. ПОЛ. XX-НАЧ. XXI ВВ.

Семинар


  1. Влияние США на модернизационные процессы в Японии, Корее и Тайване. Модернизация, вестернизация и конфуцианская традиция.

  2. Сингапурская нелиберальная модернизация.

  3. Реформы Дэн Сяопина в Китае. Можно ли рассматривать китайский путь как образец для реформ в России и развивающихся странах?

  4. Влияние экономических кризисов 1997-98 гг. и 2008-н\в на экономики восточноазиатских стран.

Литература:

Арин О. Миф об Азиатско-Тихоокеанском регионе // Азия и Африка сегодня, 1998 №1

Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны (1945-1995). Москва 1997

Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. – М. Экономика,1998. – 255с

Востока РАН, 2002. – 178с.

Дак Ву Нам “Опыт экономического развития Республики Корея в условиях рыночной системы”, 1993.

Жуков С. Роль государства в сотворении "южнокорейского чуда"//Российский экономический журнал. – 1993. - № 5. - с. 98–104.

Изотов А. Япония: концепция выхода в лидеры. 1991г.

Ковалев М.М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси [PDF, полная версия 227 стр., 1854 Kb, 12/10/2004] Минск: БГУ, 2002. – 227 с. Электронный ресурс. URL: http://www.economy.bsu.by/library/Китайские_экономические_реформы.htm

Костюнина Г.М. Азиатско-тихоокеанская экономическая интеграция. – М., 2002.

Ку Бон Хо "Экономика Кореи: структурное урегулирование в целях экономического роста" - статья из журнала "Коммерсантъ", 1991г.

Кунадзе Г.Ф., Носов М.Г. Политика США в Восточной Азии // Электронный ресурс. URL: http://www.metal-profi.ru/library/politika_ssha.htm

М. Корнилов, «Япония, Южная Корея, Китай – особенности модернизации // Зарубежный опыт» 2000 г.

Портяков В.Я. Экономические реформы в Китае (1979-1999 гг.). – М.: Институт Дальнего

Потапов М.А. Внешнеэкономическая модель развития стран Восточной Азии. - 2004. - 240 с.

Шипаева В.И. Южная Корея в системе мирового капиталистического хозяйства. М., 1994
Количество часов аудиторной работы: 2 часа.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 6 часов (подготовка к семинарскому занятию).


Тема 13 КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ЭКОНОМИКАХ В XVII-XX ВВ.

Семинар


  1. Тюльпановый бум в Голландии в нач. XVII века.

  2. Неудачные экономические реформы Джона Ло («Отец инфляции») во Франции нач. XVIII века.

  3. Мировой экономический кризис 1857 г.

  4. Мировой экономический кризис 1870-х годов.

  5. Великая депрессия. Экономический курс Ф. Рузвельта.

  6. Экономический кризис 1970-х годов.

Литература:

Герасимов В.Д. Экономические кризисы и их особенности после второй мировой войны, М., Высшая школа,1974.

Гринин Л.Е., Коротаев А.В. Глобальный кризис в ретроспективе: Краткая история подъемов и кризисов: от Ликурга до Алана Гринспена. 2010. 336 с.

Замулин О. Концепция реальных экономических циклов и ее роль в макроэкономической теории // «Вопросы экономики». 2005. №1.

История США . Т. 3, 1918 – 1945 / Под ред. Г. Н. Севостьянова. — М.: «Наука», 1985.

Киндлбергер Ч., Алибер Р. Мировые финансовые кризисы. Мании, паники и крахи . Спб, 2010.

Кобяков А., Хазин М. Закат империи доллара и конец Pax Americana, М.: Издательство «Вече», 2003. Электронный ресурс. URL: http://www.patriotica.ru/enemy/kob_pax.html .

Кризис мирового капитализма» Дж. Сорос, 1999.

Митчелл У.К. Экономические циклы. Проблема и её постановка. - М.-Л.: 1930

Туган-Барановский М.И. Периодические промышленные кризисы. История английских кризисов. Общая теория кризисов. - М.: 1997, 581 с.

Хаберлер Г. Процветание и депрессия: теоретический анализ циклических колебаний. – Челябинск: Социум, 2005.

Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. – М.: 1959.

Шмелев Н. «Кризис внутри кризиса» //Вопросы экономики, 1998, №10,с.4-17.

Экономические кризисы 20 века. Электронный ресурс. URL: http://elitetrader.ru/index.php?newsid=57811

Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. – М.: Наука, 1999, 268 с.
Количество часов аудиторной работы: 4 часа.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 6 часов (подготовка к семинарскому занятию).


Тема 14 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ЭКОНОМИКИ В XIX-XXI ВЕКАХ.

Семинар


  1. Сырьевые экономики.

  2. Аграрные экономики.

  3. Оффшорные экономики (специализируются на предоставлении специальных налоговых режимов для нерезидентов).

  4. Туристические экономики.

  5. Высокотехнологичные экономики современности.

Литература:

Ian McLean Australian Economic Growth in Historical Perspective. Электронный ресурс. URL: http://www.economics.adelaide.edu.au/research/papers/doc/wp2004-01.pdf

P. J. Lloyd Australia’s Economic Diplomacy in Asia. Электронный ресурс. URL: http://www.asialink.unimelb.edu.au/__data/assets/pdf_file/0019/4195/mapp3.pdf

Tarek M. Harchaoui, Jimmy Jean, Faouzi Tarkhani Comparisons of economic performance: Canada versus Australia, 1983–2000. Электронный ресурс. URL: http://www.bls.gov/opub/mlr/2005/04/art4full.pdf

Бородаевский А.Д. Канада в системе международных экономических отношений. М.,1986г.

Исраелян Е.В. Канада и “большая семерка” // США: экономика, политика, идеология. 1997. № 1.

Мозель Т.Н. "История Канады в 70-е годы" Москва,1985г.

Овчиникова С.Г. Зоны свободного предпринимательства.-СПб.:изд-во СПбГУЭФ,1996
Количество часов аудиторной работы: 2 часа.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 6 часов (подготовка к семинарскому занятию).


8 Образовательные технологии.

Для проведения занятий со студентами бакалавриата используются технология дискуссионного диалога, развития критического мышления; компьютерные технологии, интерактивная связь через интернет.

При подготовке к семинарским занятиям, при написании эссе и рефератов целесообразно пользоваться Интернетом, электронными ридерами; при этом принципиально важно сохранить самостоятельное видение предмета или темы и отбирать лишь ту информацию, которая способствует их лучшему и опять же самостоятельному раскрытию.

В целях обеспечения успешности выступлений студентов с творческими работами и снятия возможных технических проблем предлагается следовать рекомендациям КЦ ПФ ГУ-ВШЭ по подготовке студенческих работ (S:\Common\Компьютерный центр\Рекомендации по подготовке презентаций.doc)


9 Оценочные средства для текущего и итогового контроля студента.

9.1 Тематика заданий текущего контроля.

Тематика эссе



  1. Финикийская торговля в Средиземноморье.

  2. Экономические аспекты греческой колонизации.

  3. Класс метэков в экономической и социальной жизни греческих полисов.

  4. Сравнительный анализ экономики Афин и Спарты.

  5. Переход от рабовладения к колонату в поздней Римской Империи.

  6. Банки в средневековой Европе .

  7. Экономические аспекты магдебургского права.

  8. Эпидемия чумы в XIV веке в Европе – экономические аспекты.

  9. Экономическая деятельность католической церкви в X-XVI вв.

  10. Теневая экономика в США в 1930-е годы.

  11. Экономические последствия Великих географических открытий для Испании.

  12. Экономические последствия Великих географических открытий для Португалии.

  13. Экономические последствия Великих географических открытий для Голландии.

  14. Экономические последствия Великих географических открытий для Англии.

  15. Экономические последствия Великих географических открытий для Франции.

  16. Влияние Великих географических открытий на внедрение новых сельскохозяйственных культур.

  17. Суть и содержание Навигационных актов 1651, 1660, 1663, 1672, 1696 гг.

  18. Финансовая политика Англии в отношении американских колоний.

  19. Экономические предпосылки независимости североамериканских колоний Британии. Бостонское чаепитие .

  20. История Британской Ост-Индской компании.

  21. Англо-голландское морское соперничество в 18 веке.

  22. Колониальная политика Германии на рубеже XIX-XX веков .

  23. «Тюльпановый бум» и кризис в Голландии.

  24. Причины экономического упадка Голландии.

  25. История семьи и бизнеса Ротшильдов.

  26. Великий голод в Ирландии (1845-49) и политика британских властей.

  27. Аграрный сектор в Голландии в 19-21 вв.

  28. Голландская болезнь в экономике.

  29. Бреттон-Вудские соглашения.

  30. План Юнга и план Дауэса.

  31. План Маршалла.

  32. Нефтедобыча в США во второй пол. XIX века .

  33. Аграрный вопрос в США в кон. XIX-нач. XX вв.

  34. Гомстед-акт и аграрные отношения в США в конце XIX века .

  35. Прусский путь развития капитализма в сельском хозяйстве.

  36. Британский путь развития капитализма в сельском хозяйстве.

  37. Западно-европейский путь развития капитализма в сельском хозяйстве.

  38. Крупнейшие инфраструктурные проекты XIX века - Панамский и Суэцкий каналы (экономические и политические аспекты проектов).

  39. Милитаризация европейских экономик накануне первой мировой войны.

  40. Мировой экономический кризис 1870-х годов.

  41. Великая депрессия.

  42. Реформы администрации Ф.Д. Рузвельта («Новый курс»).

  43. Экономика оккупированныхГерманией территорий СССР в период II мировой войны.

  44. Экономика оккупированных Германией районов Западной Европы в период II мировой войны.

  45. Теория менеджеризма Ф. Тейлора.

  46. Позднеиндустриальная модернизация в США в 1900-1920-е годы.

  47. Фордизм и постфордизм.

  48. Северокорейская автаркическая экономика.

  49. Автаркическая экономика фашистской Италии.

  50. Германское экономическое чудо 1950-60-х гг.

  51. «Обратный курс» Дж. Доджа и К. Шоупа в Японии.

  52. Сингапурское экономическое чудо.

  53. Тайваньское экономическое чудо.

  54. Корейское экономическое чудо.

  55. Мировой экономический кризис 1970-х.

  56. Реформы Дэн Сяопинав Китае.

  57. Калифорнийская и Клондайкская золотая лихорадка.

  58. История компании Стандарт-Ойл.

  59. История рынка страхования Lloyd’s of London.

  60. История развития и соперничества компаний Apple и Microsoft (найдите различия в стратегиях руководства компаний).

  61. История компании IBM .

  62. История компании Goldman Sachs.

  63. История компании General Motors.

  64. История рынка ипотечного кредитования в США во второй пол. XX-нач. XXI вв.

  65. История рынка ипотечного кредитования в США.

  66. История рынка «мусорных облигаций» в США.

  67. Деятельность компании Drexel Burnham Lambert в 1970-80-е годы.

  68. Эволюция ТНК в XX веке .

  69. Швейцарская банковская система.

  70. Рейганомика.

  71. Экономические реформы М. Тетчер.

  72. Сырьевые экономики Ближнего Востока: общее и различное.

  73. Азиатские международные финансовые центры – генезис и роль в мировой финансовой системе и торговле.

  74. НЭП в СССР.

  75. Индустриализация в СССР.

  76. Косыгинские реформы в СССР.

  77. Сельскохозяйственное освоение степных зон в СССР в 1954-61 гг. («Освоение целины»).

  78. Теневая экономика в СССР.

  79. Кризис 1998 г. в России.

  80. Влияние демографического перехода на экономическое развитие стран Западной Европы.

  81. Влияние введения Евро на экономики Греции, Испании и Португалии .

  82. Крах Bank of Credit and Commerce International (самый громкий экономический скандал 1990-х).

  83. Мировой экономический кризис 1997-98.

  84. Аргентинский дефолт 2001.

  85. Экономические аспекты освоения космоса.

Тема эссе для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.


Тематика рефератов

  1. Средневековые торговые русские города – Новгород и Псков.

  2. Цеховой строй в ремесленном производстве в средневековой Европе.

  3. Роль пиратства в становлении капиталистической экономики в Англии.

  4. Аграрные отношения в Англии в 17 веке.

  5. Ганзейский союз.

  6. Революция цен в Европе – причины и последствия.

  7. Нидерландская революция в 17 веке.

  8. Буржуазная революция в Англии в 17 веке.

  9. Политика секуляризации в Англии и причины «огораживания».

  10. Экономическое значение буржуазной революции в Голландии.

  11. Экономический упадок в Голландии в 18 веке.

  12. Использование детского труда на ранних этапах развития капитализма в Европе.

  13. Чартистское движение в Англии.

  14. Движение луддитов.

  15. Появление независимых профсоюзов в Англии.

  16. Влияние женской эмансипации на экономическое развитие капиталистических стран.

  17. Факторы экономического развития России в конце ХIХ-ХХ веков.

  18. Опыт государственного регулирования экономики в странах запада в 1919-1939 гг.

  19. Хронология мероприятий и последствия радикальных экономических реформ в России в 1992 г.

  20. Наполеоновская континентальная блокада Англии.

  21. Влияние наполеоновских войн на экономическое развитие европейских стран.

  22. Последствия первой мировой войны для стран Западной Европы.

  23. Русское купечество: история развития, роль в экономическом развитии русского общества.

  24. Русская промышленность: от кустарных промыслов к мануфактуре.

  25. Экономическая политика Петра I.

  26. Экономическая политика Екатерины II.

  27. Новые предпринимательские сословия в России (крепостная и дворянская буржуазия).

  28. Промышленное предпринимательство в первой половине XIX века в России.

  29. Промышленный переворот в России в 1861-1900 г., «грюндерская лихорадка».

  30. Зарождение акционерных обществ и торгово-промышленных монополий в России.

  31. История банковского дела в России.

  32. Денежная реформа в России (1897 г.)

  33. Столыпинские реформы в России в нач. XX века.

  34. Экономические последствия Первой мировой войны для России.

  35. Экономическая политика Временного правительства России в 1917 году.

  36. Особенности развития капитализма во Франции.

  37. Особенности развития капитализма в Германии.

  38. Промышленный переворот в Англии и его особенности.

  39. Промышленный переворот во Франции и его особенности.

  40. Промышленный переворот в Германии и его особенности.

  41. Освоение Америки и формирование колониальной политики в Северной Америке.

  42. Экономические итоги войны в США за независимость.

  43. Промышленный переворот в США.

  44. Экономические причины и итоги войны в США 1860-1865 гг.

  45. Экономическое положение наиболее развитых стран мира в конце 19 века.

  46. Экономика Германии в конце 19 в начале 20 века.

  47. Экономика Китая в конце 19 в начале 20 века.

  48. Экономика Индии в конце 19 в начале 20 века.

  49. Потеря Англией промышленного и торгового лидерства в конце 19 в начале 20 века.

  50. Экономика Франции в конце 19 в начале 20 века, особенности экономического развития.

  51. Экономика США в конце 19 в начале 20 века. Значение иммиграции в развитии США.

  52. Политика «честного курса» Т.Рузвельта и «новой демократии» В.Вильсона, причины и последствия для экономики США.

  53. Особенности промышленного развития Японии в конце 19 века.

  54. Революция Мейдзи исин и её значение.

  55. Период «американского процветания» в экономике США – факторы его возникновения.

  56. «Великая депрессия» в США 1929-1933 гг., её причины и последствия.

  57. «Новый курс» Ф.Д.Рузвельта.

  58. Экономические последствия Первой мировой войны для Германии.

  59. «План Дауэса» сущность и последствия.

  60. Экономическая политика германского фашизма.

  61. Экономика Англии в 1919-1939 гг.

  62. Экономика Франции 1919-1939 гг.

  63. Экономическое содержание плана Маршалла для послевоенной Европы.

  64. Последствия Второй мировой войны для экономики США.

  65. Реформы Л.Эрхарда в Германии. Социальная рыночная экономика.

  66. Экономическое развитие ФРГ в 1970-2000 гг. 20 века.

  67. Экономика Франции после Второй мировой войны. «Дирижизм», «Индустриальный императив», «Промышленная переориентация».

  68. Экономика Великобритании после Второй мировой войны. «Тетчеризм».

  69. Влияние демократических свобод в обществе на эффективность экономического развития США и Европы.

  70. Экономический лоббизм в США.

  71. Экономические реформы в Советской России в 1917-1919 гг.

  72. Экономические причины и сущность Новой экономической политики в России 1921-1924 гг.

  73. Денежные реформы в СССР в 1922-1924 и в 1947 гг.

  74. Кредитная реформа конца 1920 – начала 1930 гг. в СССР.

  75. Налоговая реформа конца 1920 – начала 1930 гг. в СССР.

  76. Коллективизация сельского хозяйства в 1929-1932 гг.

  77. Реформы Е.Т. Гайдара.

  78. Приватизация и залоговые аукционы в России в 1990-е годы.

  79. Коррупция и антикоррупционные меры в России в 1990-2000-е годы.

  80. Динамика жизненного уровня населения России в 1990-е годы.

  81. Создание ООН и системы международных экономических институтов (МБРР, МБР, МВФ, ГАТТ).

  82. Бреттон-Вудская валютная система.

  83. Экономические последствия второй мировой войны для Японии. Роль США в послевоенном развитии Японии.

  84. «Рейганомика» и её значение для экономики США.

  85. Государственное регулирование экономики во Франции во второй пол. XX века.

  86. Миграция умов как фактор экономического развития России.

  87. Миграция умов как фактор экономического развития США.

  88. Миграция как фактор экономического развития Великобритании.

  89. Миграция как фактор экономического развития Франции.

  90. Интеграционные процессы в мире. Западноевропейская экономическая интеграция.

  91. Североамериканская зона свободной торговли (NAFTA).

  92. «Зеленая утопия» - экономические доктрины европейских экологов в нач. XXI века.

Тема эссе для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.


9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Теория стадий роста У. Ростоу

  2. Теория модернизации

  3. Формационная теория К.Маркса

  4. Мир-системная теория И.Валлерстайна

  5. Докапиталистическая экономика в Европе

  6. Торговля в средиземноморье в античности (финикийцы, Карфаген, Греческий мир)

  7. Экономика Афин и Спарты – сравнительный анализ

  8. Экономика Древней Греции и Рима – общее и особенное (значение рабского труда в экономике, пути формирования крупных состояний, налоговая и таможенная системы )

  9. Экономика варварских народов Европы до XI в.

  10. Феодальная экономика в Европе XI-XVI вв. Сельское хозяйство, ремесло, торговля, финансы, налоговая и таможенная системы (хозяйство феодальных владений, городов, католической церкви).

  11. Торговые республики Севера Италии (Венеция, Генуя, Пиза) и Севера Германии (Ганзейский союз).

  12. Докапиталистическая экономика в Азии и в Новом Свете

  13. Экономика Китая и Индии (с древнейших времен до 19 века) . Азиатский способ производства.

  14. Экономика арабских народов Ближнего востока. Расцвет и причины упадка.

  15. Экономики коренных народов Америки – майя, инков, ацтеков.

  16. Вопрос о причинах экономического отставания неевропейских народов к XVI веку.

  17. Влияние Великих географических открытий на экономики Испании, Голландии, Англии.

  18. Эволюция колониализма в XV-XX вв.

  19. Два формата раннего колониализма – ограбление колоний, торговля в колониях. Влияние колониальных захватов на экономики европейских стран (формирование банковской системы и др.).

  20. «Первая революция цен» в Европе.

  21. Три этапа колониализма - торговый колониализм (XVI-XVII вв.); период промышленного переворота в Европе (XVIII – пер. пол. XIX в.); период империализма, борьба за передел мира (конец XIX — начало XX в.).

  22. Последствия колониализма для народов Америки, Азии, Африки. Национально-освободительная борьба в колониях. «Этический курс» голландского колониализма.

  23. Экономическое развитие США в к. XVIII–нач. XX вв. (до 1929 г.)

  24. Влияние миграции на экономику США в XIX и XX веках

  25. Экономика Северных и Южных штатов

  26. Промышленное развитие США в конце XIX- нач. XX веков.

  27. Великая депрессия в США.

  28. Экономические реформы Петра I в России.

  29. Экономические реформы С.Ю.Витте и П.А.Столыпина в России в нач. XX века.

  30. Индустриализация и коллективизация в СССР.

  31. Экономика СССР в 1950-1980-е годы.

  32. Перестройка в СССР.

  33. Кризисные явления в экономике России и реформы 1990-2000-х годов.

  34. Развитые экономики в 1950-70-е годы.

  35. Влияние технологического прогресса (микрочиповая революция) на развитые и развивающиеся экономики

  36. Восточно-азиатские экономики во вт. пол. XX-нач. XXI вв.

  37. Влияние США на модернизационные процессы в Японии, Корее и Тайване. Модернизация, вестернизация и конфуцианская традиция.

  38. Сингапурская нелиберальная модернизация.

  39. Реформы Дэн Сяопина в Китае. Можно ли рассматривать китайский путь как образец для реформ в России и развивающихся странах?

  40. Экономические реформы Р.Рейгана в США («рейганомика») и М.Тетчер в Великобритании.

  41. Экономика США в 1990-2000-е годы.

  42. Экономики европейских стран в 1990-2000-е годы.

  43. Влияние экономических кризисов 1997-98 гг. и 2007-н\в на экономики восточноазиатских стран.

  44. Кризисные явления в капиталистических экономиках в XVII-XX вв.

  45. Демократический и рыночный транзит в постсоциалистических странах

  46. Экономический кризис 2007 – н/в. Причины, последствия для экономик различного типа.


10. Порядок формирования оценок по дисциплине

В НИУ ВШЭ – Пермь принята следующая система весов:

20% результирующей оценки – оценка за работу на семинарских занятиях;

40% результирующей оценки – взвешенная сумма оценок за контрольные мероприятия;

40% результирующей оценки – оценка за итоговый (или промежуточный контроль).

Таким образом, 60% результирующей оценки – это накопительная оценка и 40% – это оценка за итоговый (или промежуточный контроль).

Результирующая оценка рассчитывается с помощью взвешенной суммы накопительной оценки и оценки за зачет.

Накопительная оценка рассчитывается с помощью взвешенной суммы оценок за отдельные формы текущего контроля. К формам текущего контроля относятся контрольные мероприятия (эссе и реферат), которые определены учебным планом.

Формулы расчета оценок:

О текущая = n1О1 + n2О2 + n3О3

где Оi – оценки за контрольные мероприятия (эссе, реферат)



ni – вес контрольных мероприятий (определяются преподавателем и ∑ni=1 или 100%), при этом

Веса по контрольным мероприятиям:

n1 = 40% - эссе,

n2 = 60% - реферат.


О накопительная = k1Отекущая + k2Оаудиторная

где ki – вес текущей и аудиторной оценки, при этом k1=2/3, k2=1/3


О результирующая = q1Онакопительная + q2Оитог.контроль

где qi – вес накопительной оценки и оценки за итоговый контроль, при этом q1=0,6, q2=0,4



11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1 Базовый учебник

История мировой экономики / Под ред. Г.Б. Поляка, 2012



11.2 Основная литература

Яковлева Е. А. , Агафонова М.С / История мировой экономики, учебное пособие, Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая академия, 2010

http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=143327

11.3 Дополнительная литература

1941. Забытые победы Красной Армии: Военно-исторический сборник (редактор-составитель Владислав Гончаров). - М.: Яуза, Эксмо, 2009;

Административно-территориальное устройство России: История и современность. – М., 2008

Айрапетов О. Внешняя политика Российской империи (1801 – 1914). – М., 2006.

Алексеев В.И. Роль церкви в создании русского государства: Период централизации – СПб., 2004

Белкин В.Д. Национальные проекты, приоритеты президентского послания и их финансирование//ЭНСР. 2006. №3(34);

Бояринцев В. Перестройка: от Горбачева до Чубайса. – М., 2005.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII в. т. 3. – М. Прогресс, 1988.

Бродель Ф. Средиземноморское море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II. В 3-х ч. – М.: Языки славянской культуры. 2002

Бродель Ф. Что такое Франция? Кн. 1.: Пространство и история. – М.: Издательство Сабашниковых, 1994.

Бродель Ф. Что такое Франция? Кн. 2. – М.: Издательство Сабашниковых , 1994

В.Б. Супян. Американская экономика: новые реальности и приоритеты ХХ1 века. М., Анкил, 2001.

Великая забытая война. Неизвестные войны ХХ века. - М.: Эксмо. Яуза. 2009;

Виткина Ю., Родионов А. Налоговые преступники эпохи Путина. Кто они? М., С-Петербург. Вершина. 2007;

Делягин М. Возмездие на пороге. Революция в России: когда, как, зачем/Михаил Делягин.- М.: Новости, 2007;

Зефиров М.В., Д.М. Дегтев Д.М. Все для фронта? Как на самом деле ковалась победа.- М.: АСТ.2009;

Иноземцев Владислав. Природа и перспективы путинского режима//Свободная мысль. 2007. №2. С.55;

Иуда. Анатомия предательства Горбачева. Б.Олейник, В.Павлов, Н.Рыжков. М., Изд-во алгоритм. ЭКСМО. 2010;

Кива А. Российские реформы в контексте мировых опыта. – М., 2007

Конституции зарубежных государств: Великобритания. Франция. Германия. Италия. Европейский Союз. США. Япония. Индия: Уч. Пособие/Сост., пер., В.В. Маклаков. - М.: Вольтерс Клувер, 2007;

Курс политологии: Учебник/ под ред. проф. Грязновой А.Г. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М. 2011;

Макарова Е.А. Национальная мысль и национальное сознание в Англии//Национальная идея в Западной Европе в Новое время. Очерки истории/Отв. ред.В.С. Бондарчук. М., 2005.С.120-121;

Матвеев Р.Ф. Методологии политического анализа. – Изд-во: Издательский центр «Наука», 2008;

Медведев Р. Владимир Путин: второй срок. – М., 2006.

Мунчаев Ш.М. Политическая история России. От смутного времени до Беловежской пущи/Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов.-2-е изд., пересмотренное - М.: Норма, 2009;

Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История Отечества: Уч. пособие, Изд. 4. М., 2008.

Ожиганов Э.Н. Моделирование и анализ политических процессов: Учебное пособие/Э.Н. Ожиганов - М.: Российский ун-т дружбы народов, 2009.

Перестройка: 20 лет спустя/М. Горшков, Л. Бызов, Е. Памохова и др.//Власть.-2005.-№5.-С.25-46;

Петров В. Кремлевский момент истины. М., 2005; Россия. Идеология здравого смысла. Псков, 2007;

Пименов Л.А. Идея нации во Франции Старого порядка//Национальная идея в Западной Европе в Новое время. М., 2005;

Пляйс Я.А. Центр и регионы постсоветской России в поисках новой модели взаимоотношений. Тезисы//Демократия и управление. Информационный бюллетень исследовательского комитета РАПН по сравнительной политологии СП-РАПН. №2(5). 2008;

Политическая история России: учебное пособие /Отв.ред. В.В.Журавлев. – М., 2009

Политические институты на рубеже тысячелетий: ХХ-ХХI вв./В.И. Борисюк, Г.И. Вайнштейн, И.Е. Городецкая и др.; Отв. Ред. К.Г. Холодковский. -2-е изд., стереотип.- Дубна: Феникс+, 2005;

Политические отношения и политический процесс в современной России/Под общ. ред. В.И.Коваленко. М., Из-во Московского университета. 2010;

Полторанин М. Власть в тротиловом эквиваленте. Наследие царя Бориса. Эксмо. АЛГОРИТМ. М., 2011;

Проект Россия. Третье тысячелетие.- М.:ЭКСМО, 2009;

Российские политические практики. Ежемесячный аналитический бюллетень. Научный эксперт. М. 2007, 2008, 2009;

Салонин М. Анатомия катастрофы (2-е изд. перераб. и испр.). - М.: Эксмо. 2009;

Самоваров Александр. Перспективы русского национализма: национализм с человеческим лицом. М., 2008;

Сирота Н.М., Геополитика: Краткий курс/Н.М.Сирота; Национальный открытый институт России г. С-Петербург. СПб.: НОИР, 2009;

Смирнов А. Национализм: нация = коллективное действие: пустое означающее//Логос. 2006. №2. С.162;

Соловей В.Д. Кровь и почва русской истории. М., 2008;

Соловей Т., В.Соловей В. Несостоявшаяся революция. Исторические смыслы русского национализма. - М.: ФЕОРИЯ, 2009;

Стародубская И.В., Мау В.А. Великие революции от Кромвеля до Путина. – М., 2004

Стратегия России в историческом и мировом пространствах. Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 5 июня 2009г.). - М.: Научный эксперт, 2009;

Третьяков В. Бесхребетная Россия.2002-2006.М., «Российская газета», «Московские новости»,2006;

Тэтчер М. Искусство управления государством: Стратегия для меняющегося мира: Пер. с англ./Ред. Е. Харитонова. - М.: Альпина Паблишен, 2003;

Центральная Азия в составе Российской империи. М, 2008. С. 136;

Шацилло В. Последняя война царской России. - М.: Эксмо. Яуза.2010;

Шейнис В. Взлет и падение парламента. Переломные годы в российской политике (1985-1993). – М., 2005

Юрчик Е.Г. Представление о нации и национальное самосознание в Испании. Х- начало ХХ в.//Национальная идея в Западной Европе в Новое время. Очерки истории./Отв. ред. В.С. Бондарчук. М., 2005;

Якунин В., Багдасарян В., Сулашкин С. Западня. Новые технологии борьбы с Российской государственностью. Эксмо. АЛГОРИТМ. М., 2010.


11.4. Справочники, словари, энциклопедии

-

11.5. Программные средства

Для чтения электронных документов в формате pdf и djvu используются следующие программные средства:


    • STDU Viewer 1.5.597

    • Adobe Reader XI 11.0.0

11.6. Дистанционная поддержка дисциплины


12. Материально-техническое обеспечение дисциплины

При проведении лекционных занятий преподавателем и презентации студентами результатов работы в форме докладов могут использоваться компьютер и мультимедийный проектор.