Программа дисциплины «История искусства и дизайна» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Программа дисциплины «История искусства и дизайна» - страница №1/3




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «История искусства и дизайна»

для направления подготовки 072500.62 «Дизайн» подготовки бакалавра







Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет дизайна

Программа дисциплины «История искусства и дизайна»


для направления 072500.62 «Дизайн»

Авторы программы:

Бакина Т.В., ассистент,



tbakina@hse.ru

Волынская А.Г., старший преподаватель,



agvolynskaya@gmail.com

Михайлов А.А., ассистент,

amikhailov@hse.ru
Рикитянская М.Ю., ассистент,

mrikityanskaya@hse.ru

Рымшина Е.Н., старший преподаватель,



erymshina@hse.ru

Сувалко А.С., ассистент



suvalko@gmail.com

Талавер А.В., асстстент,



talaver.s@yandex.ru

Чмырева И.Ю., к.и.н.,



irinachmyreva@gmail.com

при участии:

Сергеев А. А., художник и куратор

arsush@gmail.com

Утверждена УС факультета Дизайна «5» сентября 2013 г.

Ученый секретарь Е.Н.Цховребадзе ________________________ [подпись]

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 072500.62 «Дизайн», изучающих дисциплину «История искусства и дизайна».

Программа разработана в соответствии с:



  • ОРОС 072500.62 «Дизайн» для образовательных программ для направления 072500.62 «Дизайн»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки для направления 072500.62 «Дизайн», утвержденным в 2013г.

1Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «История искусства и дизайна» являются: овладение общекультурными компетенциями в области истории искусства и дизайна; ориентация в современном поле дизайна.

2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать

  • основные виды, жанры, стили, историю и тенденции развития искус- ства и дизайна;

  • основные закономерности, историю культурно-исторических процессов и их связи с искусством и дизайном

  • основы и историю эстетики.



  • Уметь

  • анализировать проблемы культурных, гуманитарных и социальных процессов;

  • различать художественные стили в предметах материальной культуры и искусства различных эпох;

  • использовать полученные знания в профессиональной деятельности.



  • Иметь навыки (приобрести опыт)

  • Навыками работы с научно-методической литературой, анализа и систематизации культуно-исторических фактов и событий.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность


CК-10

Владеет знаниями в области истории искусства и дизайна, способен анализировать с историко-культурной точки зрения различные явления, умеет критически оценивать современные тенденции дизайна на основе полученных знаний, способен выделять наиболее значимые факты и явления в современном художественном процессе.

Лекции, контрольные задания по описанию отдельных художественных объектов, посещение выставок и художественных музеев.

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

СК-6

Способен подбирать аналитическую и исследовательскую литературу по заданной проблеме, умеет реферативно излагать источники, способен анализировать литературу, выделяя наиболее значимые идеи, умеет применять знания в решении практических задач.

Лекции, контрольные задания в форме подготовки и представлении презентации по заданной теме

Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза


СК-4

Способен анализировать научную литературу, выделять наиболее значимые идеи, которые могут быть полезны для практической работы, анализирует информацию из разных источников для решения конкретной профессиональной проблемы, способен систематизировать полученную информацию.

Лекции, контрольные задания по описанию отдельных художественных объектов, посещение выставок и художественных музеев



3Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин базовой части образования и блоку дисциплин, обеспечивающих общекультурную подготовку.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Философия

  • Иностранный язык



Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • иметь базовые знания в области иностранных языков

  • иметь базовые представления об истории и истории европейской философии Нового времени



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Креативное проектирование

  • История графического дизайна

  • Технологии кинопроизводства

  • Периодическое издание, бренд-айдентика, книжное издание, веб-портал и др. дисциплины из блока проектной линии образования.


4Тематический план учебной дисциплины






Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

Раздел 1. История кино

1.

Истоки кинематографии.

2

2










2.

Раннее кино: 1894 – 1913.

2

2










3.

Немое кино: 1913 – 1927.

2

2










4.

Европейские течения в немом кино. Появление звукового кино.

2

2










5.

Кинематограф 1930-е годов. Эволюция цвета в кинематографе.

2

2










6.

Классический голливудский фильм.

2

2










7.

Европейское послевоенное кино и Новый Голливуд.

2

2










8.

Кинематограф 1980-1990-е годов.

2

2










9.

Киноэклектика XXI века.

2

2













Итого

18

18










Раздел 2. История графического дизайна

1.

Элементы графического дизайна

2

2










2.

Базовые стили— классика (исторические стили), модернизм, постмодернизм.

2

2










3.

Геральдика, фалеристика, нумизматика — история знаков и символов.

2

2










4.

Рождение знака, его варианты. Логотип, значок, иконка.

2

2










5.

Фирменный стиль. История складывания, золотой век, современная подвижная ситуация.

2

2










6.

Системы графического дизайна — от навигационных систем в аэропортах к брендингу территорий

2

2










7.

История и развитие письменности

2

2










8.

История альтернативных печатных техник

2

2










9.

Краткая история книги

2

2










10.

Типографика. Этапы развития

6

2







2

11.

Цифровая революция в дизайне

2

2










12.

Принципы, технологии, тенденции современного графического дизайна

2

2










13.

Модерн, декаданс и начало искусства ХХ века

2

2










14.

Принципы авангардной типографики

2

2










15.

Веркбунд, Баухаус, Де Стиль

2

2










16.

Вхутемас и книжная культура 1920-30 в СССР

2

2










17.

Послевоенный интернациональный стиль — «корпоративный модернизм», принципы модульности, голландская и швейцарская школы

6

4







2

18.

Постмодернисткий дизайн

2

2










19.

Происхождение и история рекламы

2

2










20.

История плаката

2

2










21.

История журналов

2

2










22.

Трансформация обложки

2

2










23.

Дизайн и фотография

2

2










24.

Иллюстрация в графическом дизайне

2

2










25.

Социальный дизайн. Дизайн в городской среде

2

2













Итого

56

52







4

Раздел 3. История материальной культуры

1.

Вводная лекция. История материальной культуры как история визуальности.

2

2










2.

Культурные артефакты первобытного мира. Материальная культура цивилизаций Древнего Востока.

8

8










3.

Зарождение материальной культуры Европы.

8

8










4.

Упадок материальной культуры в середине первого тысячелетия. Раннее и классическое Средневековье.

10

8







2

5.

Материальная культура Эпохи Возрождения.

8

8










6.

Материальная культура раннего Нового времени (XVI-XVII вв.).

8

8










7.

Материальная культура Эпохи Просвещения и XIX в.

8

8










8.

Культурные артефакты Дальнего Востока и цивилизаций Азии.

6

6










9.

Материальная культура ХХ века: 1900-1950-е годы.

12

12










10.

Материальная культура ХХ века: 1960-2010-е годы.

14

12







2




Итого

84

80







4

Раздел 4. Современная архитектура

1. m

Эклектика и предшествующая архитектурная традиция. Базовые архитектурные понятия.

4

4










2.

Модерн.

4

4










3.

Небоскребы: растущие технологии и растущее небо.

2

2










4.

Рождение архитектуры из живописи: экспрессионизм, «де Стиль», советский авангард (Малевич, Татлин; Родченко, Эль Лисицкий).

2

2










5.

Рационализм и конструктивизм: две концепции формообразования

6

4







2

6.

Интернациональный стиль: Баухауз, Гропиус, Мис ван Дер Роэ.

2

2










7.

Архитектура Ле Корбюзье

2

2










8.

Ф. Л. Райт: органическая архитектура.

6

2







4

9.

А. Аалто: гуманистический модернизм.



2

2










10.

О. Нимейер: региональные интонации модернизма.

2

2










11.

Неоклассические мотивы. Архитектура и тоталитарные режимы.

2

2










12.

Архитектура СССР: Сталинский ампир ампир и неомодернизм.

4

2







2

13.

Необрутализм: реформация функционализма.


2

2










14.

Локальный феномен: Японская архитектура. Функционализм и Метаболизм: Танге, Маэкава и Кикутакэ, Курокава.


2

2










15.

Советский модернизм: избавление от излишеств.


2

2










16.

1960-е: Ревизия и антимодернистские тенденции: регионализм, историзм, постфункционализм, сюрреализм.


2

2










17.

Постмодернизм: Вентури, Мур, Джонсон. Дженкс. Диснейленд как постмодернистский проект.


6

2







4

18.

Хай-Тек: Роджерс, Пиано, Фостер, Нувель.


2

2










19.

Деконструктивизм: Эйзенман, Гери, Либескинд, Хадид и др.


2

2










20.

В поисках простоты: неомодернизм, минимализм.


2

2










21.

Новое градостроительство (80-90-е): Берлин, Шанхай, Дубай.


2

2










22.

Бумажная архитектура

2

2










23.

Новые технологии: экологическая архитектура. Архитектурное программирование.

4

4










24.

Архитектура музеев современного искусства.

2

2










25.

Новая Московская архитектура

2

2













Итого

73

60







12

Раздел 5. История фотографии

1.

Введение. Изобретение фотографии.

2

2










2.

Альфред Стиглиц и пикториалисты.

2

2










3.

Эволюция камеры. «Быстрые» и «медленные» камеры.

8

4







4

4.

Вальтер Беньямин «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости».

6

2







4

5.

Фотография «нового видения» (Neue Optik).

2

2










6.

Цифровая фотография. Мультимедиа.

2

2










7.

Военная фотография и фотожурналистика.

2

2










8.

Фотографичность. Автор фотографии.

2

2










9.

Презентация самостоятельных работ

4

4







8




Итого

36

20







16

Раздел 6. Теория фотографии

1.

Пространство современной фотографии. Вводная лекция. История формирования понятийного ряда, институциональность

4

4










2.

Фотография и коммуникация. Фотография и масс-медиа. Акцент - современное состояние фотографии на медиа-рынке. Экскурс в историю взаимоотношений фотографии и масс-медиа, рассмотрение роли фотографии в информационном пространстве

4

4










3.

Фотография и история. Документальная фотография, ее институализация и природа

8

4







4

4.

Фотография и текст. Манипуляция изображением и построение высказывания

4

4










5.

Фотография и общество. Любительская / массовая фотография / природа гаджетомании

4

4










6.

Пространство прикладной фотографии. Фотография в науке, фотография как инструмент идентификации и каталогизации

4

4










7.

Фотография и кинематограф: диалоги

6

6










8.

Фотография придуманного мира: реклама и мода

4

4










9.

Фотография на территории современного искусства

7

4







3

10.

Фотография как авторское высказывание (искусство фотографии). Территория "искусства фотографии" и его институтов

4

4













Итого

49

42







7

Раздел 7. Современное искусство

1.

Введение в философию современного искусства.

6

6










2.

Начало формальных экспериментов.

6

6










3.

Ар Нуво. Jugendstill

2

2










4.

Экспрессионизм, фовизм

2

2










5.

Сезаннизм

2

2










6.

Примитивизм и искусство аутсайдеров

2

2










7.

Кубизм

2

2










8.

Футуризм

2

2










9.

Классический абстракционизм

2

2










10.

Дадаизм, нео-дадаизм, флюксус

6

2







4

11.

Абстрактный экспрессионизм. Лирическая абстракция

2

2










12.

Геометрическая абстракция

2

2










13.

Реализм

2

2










14.

Неоклассицизм

2

2










15.

Сюрреализм. Метафизическая живопись

2

2










16.

Кинетическое искусство

2

2










17.

Концептуализм

2

2










18.

Поп-арт

2

2










19.

Фотореализм

2

2










20.

Постмодернизм

2

2










21.

Фигуративное искусство

2

2










22.

Акционизм

2

2










23.

Медиаискусство

6

2







4

24.

Паблик арт, лэнд арт

2

2










25.

Стрит арт, граффити

2

2










26.

Международный художественный рынок.

2

2













Итого

68

60







8

Раздел 8. Интернет, веб-дизайн и анимация.

1

Интернет и современность.

2

2










2

Предыстория современных медиа.

2

2










3

История сети как история интерфейсов.

2

2










4

Мобильность. Теория гаджетов.

2

2










5

Будущее интернет-технологий. Футурология.

2

2










6

Внешние расширители человека. Киберскептицизм.

2

2










7

Появление видеоигр. Протожанры.

2

2










8

История игровых автоматов.

2

2










9

Становление индустрии. Теория жанров. Hardcore gaming.

2

2










10

Концептуальный геймплей. Видеоигры как искусство.

2

2










11

Игры девяностых: игровые франшизы и первые онлайн-игры.

2

2










12

Видеоигры двухтысячных: мультиплатформенность, casual gaming.

2

2










13

MMORPG: эскапизм и фетишизм в виртуальных мирах

2

2










14

Трансформация интеракции: гибель жанров.

2

2










15

Ранняя и классическая американская анимация.

2

2










16

Советская анимация.

2

2










17

Европейская анимация.

2

2










18

Японская анимация.

2

2










19

Современная анимация: сериалы в примитивной технике.

2

2










20

Современная анимация: CGI и 3D-модели

2

2













Итого

40

40










Раздел 9. Национ.альные школы дизайна

1.

Российская школа дизайна

2

2










2.

Швейцарская школа дизайна

2

2










3.

Голландская школа дизайна / Немецкая школа дизайна

2

2










4.

Польская школа дизайна / Этторе Соттсасс и группа «Мемфис»

2

2










5.

Французская школа дизайна

2

2










6.

Японская школа дизайна

2

2










7.

Английская школа дизайна / Американская школа дизайна

2

2










8.

Международные биеннале и профессиональные конкурсы

2

2










9.

Проекты издательств «Книга», «Искусство», «Советский художник». Аркадий Троянкер.

2

2










10.

СХКБ Легпром и М. Шварцман. Михаил Аникст. Максим Жуков. Валерий Акопов

2

2










11.

Ведущие книжные иллюстраторы: Бениамин Басов. Марк Клячко. Юрий Ващенко. Андрей Костин. Геннадий Калиновский. Николай Попов.

2

2










12.

Перестроечный плакат: Ефим Цвик. Игорь Майстровский и группа «Плацкарт». Александр Чанцев. Юрий Боксер

2

2










13.

Проблемы шрифтовой культуры в послевоенный период. Владимир Ефимов. Ведущие книжные дизайнеры: Николай Калинин, Борис Трофимов. Александр Коноплев.

2

2










14.

Евгений Корнеев и радикальное макетирование книг и многостраничников.

2

2










15.

Современный плакат: Остенгрупп и Арбейтсколлектив. Евгений Добровинский, Владимир Чайка, Андрей Логвин, Андрей Шелютто, Юрий Сурков, Юрий Гулитов, Дмитрий Кавко.


5

2







3

16.

Современный российский промдизайн: Вадим Кибрадин,

Максим Максимов, Сергей Смирнов, Владимир Пирожков



2

2













Итого

35

32







3

Раздел 10. Введение в историю сценографии

1.

Концепции оформления сценического пространства – исторический экскурс. Театр античности, средневековья и Возрождения.

2

2










2.

Индийский, китайский, японский традиционные театры

2

2










3.

Театр барокко, классицизма и первой половины XIX века

2

2










4.

Сценографические реформы европейского и английского театра конца XIX – начала XX века. Русское театрально-декорационное искусство второй половины XIX – начала XX века

2

2










5.

Русские сезоны в Париже, Лондоне, Нью-Йорке. Художники круга С.П. Дягилева.

2

2










6.

Художники театра К.С. Станиславского и театра В.Э. Мейерхольда. Сценографические концепции театров А.Я. Таирова и Е.Б. Вахтангова

2

2










7.

Российская сценография 1960 – 2000: Давид Боровский, Даниил Лидер, Александр Васильев, Март Китаев, Энар Стенберг, Илмарс Блумбергс

4

2







2

8.

Российская сценография 1960 – 2000: Валерий Левенталь, Владимир Серебровский, Сергей Бархин, Эдуард Кочергин, Игорь Попов, Олег Шейнцис. Трендовые сценографические концепции современного театра

2

2













Итого

18

16







2




Итого курс

476

420







56


следующая страница >>