Программа дисциплины «история химии» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история и методология... 1 313.96kb.
Программа дисциплины «История русской музыки» 1 292.48kb.
Программа дисциплины «История искусства и дизайна» 3 1429.09kb.
Рабочая программа дисциплины: «история педагогики и философия образования» 1 240.14kb.
Программа дисциплины «Современная история России» 1 184.57kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «история политических и правовых... 2 413.32kb.
Программа дисциплины История Византии для направления / специальности... 1 152.19kb.
Программа дисциплины «История политической и правовой мысли зарубежных... 3 525.74kb.
Программа учебной дисциплины федерального компонента по специальности... 2 439kb.
Программа дисциплины "История архитектуры и интерьера" 2 478.91kb.
Программа дисциплины История искусства и литературы для направления... 1 340.55kb.
Роль «норманнской теории» иборьба м. В. Ломоносова с ней методические... 1 183.73kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины «история химии» - страница №1/1

Министерство образования и науки РФ
ФБГОУ ВПО «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Н.Г. Чернышевского»


ИНСТИТУТ ХИМИИ

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебно-методической

работе, профессор Елина Е.Г.

______________________________
"____" __________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины

«ИСТОРИЯ ХИМИИ»

подготовки бакалавра

050100 – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Профиль подготовки

ХИМИЯ

Квалификация выпускника



Бакалавр

Форма обучения - очная


Саратов, 2011


1. Целями освоения дисциплины «ИСТОРИЯ ХИМИИ» являются: сформировать у студентов знания по истории возникновения и развития химической науки; выработать компетенции работы с различными источниками информации, умениями ее переработки и использования в будущей профессиональной педагогической деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Дисциплина «ИСТОРИЯ ХИМИИ» относится к вариативной части дисциплин профессионального цикла – Б3+.В.10.

Для освоения дисциплины «История химии» студенты используют знания, умения, способы деятельности, сформированные в ходе изучения дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла: «История». Дисциплина «История химии» служит для расширения кругозора будущего учителя химии; способствует лучшему усвоению таких дисциплин, как: «Философия», «Общая и неорганическая химия», «Аналитическая химия», «Физическая химия», «Органическая химия и основы супрамолекулярной химии», «Химия высокомолекулярных соединений», «Методика обучения и воспитания химии», «Элективные курсы химического профиля», «Методика внеклассной работы», служит также информационной и методологической основой во время педагогической практики, при подготовке выпускных квалификационных работ.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История химии».

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование соответствующих компетенций учителя химии, в том числе:



общекультурных компетенций (ОК):

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);



общепрофессиональных компетенций (ОПК):

владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);



компетенций в области педагогической деятельности (ПК):

способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);



в области культурно-просветительской деятельности:

решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- основные закономерности историко-культурного развития общества на примере истории химии;

- историю зарождения и развития химической науки;

- место химической науки в системе научного знания;

- современные научные проблемы и перспективы развития химии;

уметь:

- анализировать исторические факты и достижения в области химии;

- применять полученные знания в организации учебно-воспитательного процесса во время практики и профессиональной деятельности;

владеть:

- технологиями приобретения знаний в области истории химии и их использования в профессиональной деятельности.




4. Структура и содержание дисциплины «История химии»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы; 108 часов.





п/п



Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Интерактивные формы обучения

Лекции

Прак-

тическ. занятия

Самостоятельная работа

Всего




1

Введение. Предал-химический период развития химии

1

1

2

2

1

5

Интерактивная лекция

Семинар



2

Алхимический период развития химии

1

2-3

2

4

1

7

Интерактивная лекция

Семинар

3

Иатрохимия. Техническая химия. Пневматическая и экспериментальная химия. Флогистика.

1

3-4

2

4

2

8

Интерактивная лекция

Семинар

4

Становление химии как науки. Химия в XVII-XVIII ВЕКАХ

1

5-6

2

4

2

8

Интерактивная лекция

Семинар

5

Химия первой половины XIX века. Открытие количест-венных законов химии

1

6-7

2

4

2

8

Интерактивная лекция

Семинар.

6

Классификация хими-ческих элементов. Периодический закон Д.И. Менделеева

1

8-9

2

4

2

8

Интерактивная лекция

Семинар

7

Основные вехи в открытии строения атома. Теория строения вещества

1

9-10

2

4

2

8

Интерактивная лекция

Семинар

8

Химия XX- XXI в.в.

1

11-12

2

4

1

7

Интерактивная лекция

Контрольная работа

9

Краткий очерк развития методики обучения химии

1

12-13

2

2

1

5

Интерактивная лекция

Семинар.

10

Элективный курс «ИСТОРИЯ ХИМИЯ»

1

14-15




4

4

8

Разработка проекта.




Итоговый контроль




16-17










36

экзамен

Всего часов

18

36

18

108






Содержание дисциплины

1. Введение. Предалхимический период развития химии. Задачи курса "История химии" и организация его проведения. Планирование индивидуальных заданий обучающихся по направлениям. Основные этапы развития науки. Предмет и задачи истории химии. Периодизация истории химии. Химические знания и представления древних о природе. Первые химические ремесла. Начатки атомистики в трудах древних философов.

2. Алхимический период развития химии. Возникновение арабской алхимии. Развитие алхимии в Египте, Греции, странах западной Европы. Достижения алхимиков в области развития науки и химического эксперимента. Биографические данные выдающихся алхимиков и их воззрения.

3. Иатрохимия. Техническая химия. Производственная и экспериментальная химия. Общая характеристика научных представлений эпохи Возрождения. Возникновение иатрохимии и ее основные результаты. Биографические данные выдающихся иатрохимиков и их воззрения. Возникновение технической химии и ее основные результаты. Биографические данные выдающихся химиков-техников и их воззрения. Возникновение пневматической химии и ее основные результаты. Биографические данные выдающихся химиков-пневматиков и их научные воззрения.

4. Становление химии как науки. Химия в XVII-XVIII ВЕКАХ. Возникновение теории флогистона. Основные последователи теории флогистона и результаты их научно-практических работ. Возникновение химии как науки. Основные химические достижения и химические производства. Биографические данные выдающихся российских химиков XVII-XVIII в.в.

5. Химия конца XVIII - первой половины XIX века. Открытие количественных законов химии. Крах теории флогистона. Кислородная теория горения и окисления. Новая химическая номенклатура. Возникновение аналитической химии. Открытие количественных законов и установление важнейших понятий химии. Триумф атомно-молекулярного учения. Возникновение и развитие органической химии и органического синтеза. Биографические данные выдающихся химиков того времени и их научные достижения.

6. Классификация химических элементов. Периодический закон Д.И. Менделеева. Первые попытки классификации химических элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Структура периодической таблицы. Биографические данные выдающихся химиков, разрабатывавших классификацию химических элементов, и их научные достижения.

7. Основные вехи в открытии строения атома. Теория строения вещества.

Возникновение и развитие представлений о строении вещества. Изомерия и структурная теория. Стереохимия. Биографические данные выдающихся химиков того времени, разрабатывавших теорию строения, и их научные достижения. Электролиз. Катодные, каналовые и рентгеновские лучи. Радиоактивность. Первые теории строения атома и их развитие. Становление современных представлений о строении атома. Биографические данные выдающихся химиков, внесших наибольший вклад в установлении структуры атома и развития периодического закона.



8. Химия XX- XXI в.в. Возникновение и развитие основных направлений физической и коллоидной химии. Термохимия. Химическая кинетика. Растворы и теория электролитической диссоциации. Физико-химические методы анализа. Дифференциация химии на дочерние науки. Химия в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, медицине, военном деле, быту и в других сферах деятельности человека. Химия в охране окружающей среды. Проблемы и перспективы развития химии, химической технологии, химической промышленности, среднего и высшего химического образования. Биографические данные выдающихся химиков XX века. Химики – лауреаты Нобелевской премии.

9. Краткий исторический очерк развития методики обучения химии. Методика преподавания химии как педагогическая наука. Возникновение и развитие методики преподавания химии. Выдающиеся методисты-химики и их вклад в совершенствование методов, приемов и средств обучения.

10. Элективный курс «ИСТОРИЯ ХИМИЯ». Элективные курсы в современной школе. Конструирование элективных курсов химического профиля. Элективные курсы по истории химии.

5. Образовательные технологии

Освоение дисциплины и формирование соответствующих компетенций у будущих учителей предполагает применение комплексного сочетания образовательных технологий, в том числе: личностно-ориентированные педагогические технологии; технологии, направленные на активизацию и интенсификацию учебной деятельности обучаемых; технологии, основанные на повышении эффективности организации учебного процесса; технологии развивающего обучения и критического мышления; технологии модульного (блочного) обучения; информационно-коммуникативные технологии; игровые технологии; технологии, основанные на деятельностном подходе к формированию компетенций будущего специалиста и др. Большинство аудиторных занятий дисциплины проводится с использованием интерактивных форм обучения, что отражено в таблице раздела 4 данной программы. Доля лекционных занятий дисциплины составляет 33,3% от общего числа аудиторных занятий.



6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Перечень вопросов для подготовки студентов к практическим занятиям (семинарам)

по дисциплине «ИСТОРИЯ ХИМИИ»

Наименование темы

Вопросы к семинару

Введение. Предалхимический период развития химии

1. Предмет и задачи Истории химии.

2. Связь Истории химии с другими науками.

3. Значение Истории химии.

4. Периодизация Истории химии.

5. Химические знания первобытного человека.

6. Химические знания в Древнем Египте, включая 2 век н.э.

7. Химические знания в Древнем Китае, включая 2 век н.э.

8. Химические знания в Древней Индии, включая 2 век н.э.

9. Древняя натурфилософия, включая 2 век н.э.


Алхимический период развития химии

1. Общая характеристика развития общества и науки в средние века.

2. Арабская алхимия.

3. Джабир ибн Гайян (Гебер).

4. Абу Бакр ар-Рази.

5. Абу Али ибн Сина (Авиценна).

6. Алхимия в Западной Европе.

7. Альберт Великий.

8. Роджер Бэкон.

9. Раймонд Луллий.

10. Василий Валентин.

11. Алхимическая символика.

12. «Теоретическая база» алхимии.

13. Результаты развития химии в период Средневековья.

14. Состояние ремесленной химии в период Средневековья.



Иатрохимия. Техническая химия. Производственная и экспериментальная химия.

1. Общая характеристика развития общества в эпоху Возрождения.

2. Иатрохимия.

3. Парацельс.

4. Андреас Либавий.

5. Иоганн ванн Гельмонт.

6. Франсуа Сильвий.

7. Химическая технология в эпоху Возрождения.

8. Бернар Палисси.

9. Иоганн Глаубер.

10. Металлургия в эпоху Возрождения.

11. Ванночо Бирингуччо.

12. Георгий Агрикола.

13. Техническая химия в Древней Руси (11-17 вв.).

14. Техническая иатрохимия в Древней Руси (11-17 вв.).

15. Успехи химии эпохи Возрожения.


Становление химии как науки. Химия в XVII-XVIII ВЕКАХ.

Теория флогистона.



1. Общая характеристика развития общества и естествознания во второй половине 17 века.

2. Общая характеристика состояния и развития химии во второй половине 17 века.

3. Роберт Бойль – основатель научной химии.

4. Николя Лемери.

5. Иоганн Кункель.

6. Теория флогистона.

7. Георг Шталь.

8. Этьен Жоффруа.

9. Химия в России в середине 18 века. М.Ломоносов.

10. Торберн Бергман.

11. Пневматическая химия.

12. Генри Кавендиш.

13. Джозеф Пристли.

14. Карл Шееле.

15.Кислородная теория горения. Антуан Лавуазье.


Химия первой половины XIX века. Открытие количественных законов химии. Становление органической и стереохимии.

1. Общая характеристика состояния и развития химии на рубеже 17-18 вв.

2.Луи Морво.

3. Антуан де Фуркруа.

4. Клод Бертолле.

5. Луи Вокелен.

6. Мартин Клапрот.

7. Общая характеристика состояния и развития химии на рубеже 17-18 вв. в России.

8. Иеремия Рихтер.

9. Жозеф Пруст.

10. Джон Дальтон.

11. Йенс Якоб Берцелиус.

12. Герман Гесс.

13. Жозеф-Луи Гей-Люссак.

14. Амедео Авогадро.

15. Становление органической химии.

16. Юстус Либих.

17. Фридрих Велер.

18. Роберт Бунзен.

19. Жан Батист Дюма.

20. Шарль Жерар.

21.Август Кекуле.

22. Александр Бутлеров.

23. Владимир Марковников.

24. Становление стереохимии.

25. Якоб Вант-Гофф.

26. Адольф Байер.

27. Эмиль Фишер.

28. Михаил Кучеров.

29. Николай Зинин.

30. Марселен Бертло.



Классификация химических элементов. Периодический закон Д.И. Менделеева. Становление физической химии

1. Классификация в становлении и развитии естественных наук.

2.Классификация химических элементов И. Дёберейнера.

3. Классификация химических элементов А. Шанкуртуа.

4. Классификация химических элементов Д. Ньюлендса.

5. Классификация химических элементов Л. Мейера.

6. Дмитрий Менделеев – краткая биография.

7. Открытие периодического закона.

8. Развитие учения о периодичности.

9. Открытие благородных газов.

10. Гидратная теория растворов.

11. Работы Д. Менделеева в области химической технологии.

12. Работы Д. Менделеева в области метрологии.

13. «Основы химии» Д.И. Менделеева.

14. Становление физической химии



Основные вехи в открытии строения атома. Теория строения вещества.

1. Основные вехи развития атомистики древнегреческих философов.

2. Первые открытия, доказывающие сложность строения атома.

3. Майкл Фарадей.

4. Вильгельм Гитторф, Уильям Крукс, Вильгельм Рентген.

5. Анри Беккерель.

6. Мария Склодовская и Пьер Кюри.

7. Эрнест Резерфорд.

8. Эксперименты по установлению числа Авогадро.

9. Модели строения атома. Изотопы.

10. Ядерные реакции.

11. Искусственно полученные химические элементы.

12. Химические элементы в живой природе.

13. Химические элементы в неживой природе.

14. Основы координационной химии.

15. Развитие теории химической связи.


Химия XX- XXI в.в.

Обзор работ Нобелевских лауреатов по химии (по выбору студента по 4 работы)

Краткий очерк развития методики обучения химии

1. Предмет и задачи методики обучения химии.

2. Первые учебники химии за рубежом.

3. Обучение химии в школах России до 1917 года.

4. Обучение химии в школах России (СССР) в 1917-1941гг.

5. Обучение химии в школах СССР в годы Великой отечественной войны.

6. Обучение химии в школах СССР в 1946-1991 гг.

7. Обучение химии в школах России в настоящее время.

8. Обзор учебно-методической литературы для школ в настоящее время.



Элективный курс «История химии»


Каждый студент разрабатывает план элективного курса на 8-10 уроков по индивидуальной теме и проводит его презентацию.

Контрольные вопросы для определения усвоения знаний студентами

1. Предмет и задачи истории химии. Периодизация истории химии.

2. Химические знания и представления древних о природе. Первые химические ремесла.

3. Начатки атомистики в трудах древних философов.

4. Возникновение арабской алхимии. Развитие алхимии в Египте, Греции, странах западной Европы. Достижения алхимиков в области развития науки и химического эксперимента.

5. Общая характеристика научных представлений эпохи Возрождения. Возникновение иатрохимии и ее основные результаты.

6. Возникновение технической химии и ее основные результаты.

7. Возникновение пневматической химии и ее основные результаты. Возникновение химии как науки.

8. Химия в России в XVII-XVIII веках. Основные химические производства

9. Возникновение теории флогистона. Основные последователи теории флогистона и результаты их научно-практических работ. Крах теории флогистона.

10. Кислородная теория горения и окисления. Новая химическая номенклатура. Возникновение аналитической химии.

11. Открытие количественных законов и установление важнейших понятий химии. Триумф атомно-молекулярного учения.

12. Возникновение и развитие органической химии и органического синтеза. Возникновение и развитие представлений о строении вещества. Изомерия и структурная теория. Стереохимия. 13. Первые попытки классификации химических элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

14. Первые теории строения атома и их развитие. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома.

15. Возникновение и развитие основных направлений физической и коллоидной химии. Термохимия. Химическая кинетика. Растворы и теория электролитической диссоциации.

16. Дифференциация химии на дочерние науки.

17. Химия в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, медицине, военном деле, быту и в других сферах деятельности человека. Химия в охране окружающей среды.

18. Современные проблемы и перспективы развития химии, химической технологии, химической промышленности, среднего и высшего химического образования.

19. Методика преподавания химии как педагогическая наука. Возникновение и развитие методики преподавания химии.

20. Элективные курсы по истории химии в школе.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Литература основная

1. Миттова И.Я., Самойлов А.М. История химии с древнейших времен до конца ХХ века. – М.: Интеллект, 2009.

2. Зефирова О. Н. Краткий курс истории и методологии химии. — М.: Анабасис, 2007. — 140 с. — ISBN 5-91126-004-2.

3. Штремплер Г.И., Мандрюк О.А. Краткий курс истории химии: Учеб. пособие для студентов хим. специальностей. – Саратов:, 2008. – 155 с.: ил.



Ресурсы Интернет

1. Левченков С.И. Краткий очерк истории химии. Учебное пособие для студентов химфака РГУ. 2006. Электронный ресурс/ Режим доступа: http://www.vixri.ru/?p=730.

2. Ресурсы Интернет. Ключевые слова – история химии, открытие химических элементов, законы химии, химия, неорганическая химия и т.д.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Технические средства обучения

1. Компьютер мультимедийный с пакетом прикладных программ (текстовых таблиц, графических и презентационных); с возможностью подключения к Интернет; аудио и видео выходы, с приводами для чтения и записи компакт-дисков; оснащенный акустической колонкой.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО направления подготовки 050100 Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 года, № 337. Профиль «Химия» ФГОС ВПО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 года, № 788 с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки бакалавра 050100 – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; профиль ХИМИЯ.
Программа одобрена на заседании кафедры химии и методики обучения Института химии СГУ от 29 августа 2011 года, протокол № 15.
Автор: профессор кафедры химии и методики обучения Института химии СГУ
_______________________________ Штремплер Г.И.
Зав. кафедрой химии и методики обучения, д.х.н. ____________ Пчелинцева Н.В.
Директор Института химии, д.х.н. профессор ___________________ Федотова О.В.