Программа дисциплины Исследовательский семинар-3 для направления 030600. 62 История подготовки бакалавра - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История» подготовки... 1 250.99kb.
Программа дисциплины История искусства и литературы для направления... 1 340.55kb.
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар \"Политика... 1 187.79kb.
Программа дисциплины История Византии для направления / специальности... 1 152.19kb.
Программа дисциплины "Научно-исследовательский семинар "Новые направления... 1 258.88kb.
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» 4 614.55kb.
Программа дисциплины Человек в культуре средневекового Запада ... 1 310.21kb.
Программа дисциплины История правовых и политических учений для направления... 2 385.37kb.
Программа дисциплины «Разработка и технология производства рекламного... 3 338.53kb.
Программа дисциплины История и теория искусств для направления 030100. 1 255.69kb.
Программа дисциплины Отечественная история для направления 080200... 1 373.53kb.
Севилья классическая 1 129.17kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины Исследовательский семинар-3 для направления 030600. 62 История - страница №1/1

Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"»

Социально-гуманитарный факультет



Программа дисциплины

Исследовательский семинар-3
для направления 030600.62 История

подготовки бакалавра

Руководитель НИС: В.Р. Гущин, valerii2012@yandex.ru

Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин «___» _____________ 2013 г.


Зав. кафедрой _________________________А. А. Борисов

Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___» ____________ 20__ г.


Председатель ________________________ Г. Е. Володина
Пермь, 2014
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа научно-исследовательского семинара (далее – НИС) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Исследовательский семинар-3».


Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет “Высшая Школа Экономики”» по направлению подготовки 030600.62 «История», уровень подготовки – бакалавр, утвержденным 29.06.12, протокол № 38

  • Учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62 История, утвержденным в 2013 г.



  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения НИС обучения являются:


2.1 В области обучения – приобретение профессиональных знаний об основных проблемах, направлениях и методах современной исторической науки; умений и компетенций, связанных с поиском и использованием исторической информации; фундаментальную подготовку в области гуманитарных наук. Конкретные задачи, преследуемые курсом, таковы:

1) знакомство с социально-политическими явлениями и тенденциями на периферии античного мира, расширение исторического кругозора за счет сведений, дополняющих курс антиковедения и позволяющих соотнести однотипные исторические процессы, происходящие в разных частях античного мира для более глубокого и всестороннего их понимания;

2) овладение первичными навыками исследовательской работы;

3) овладение навыками аналитической работы с историческими источниками разных видов и исследовательской литературой;

4) овладения навыками реферирования и рецензирования научной литературы;

5) знакомство со структурой и правилами оформления научных работ.



2.2 В области воспитания личности – приобретение навыков и компетенций, способствующих формированию и развитию творческих способностей, коммуникативности, толерантности, способности к диалогу, настойчивости в достижении цели.
  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате участия в НИС

В результате освоения дисциплины студент должен:



  • Знать приемы и методы работы с источниками и исследовательской литературой в рамках заявленной темы, правила цитирования и оформления библиографического списка в научной работе.

  • Знать содержание социально-политических процессов на греческом Западе в V-III вв. до н. э. на базовом уровне;

  • Уметь самостоятельно сформулировать исследовательскую задачу, сформировать источниковую базу исследования, подобрать библиографию, систематизировать и обобщать итоги наблюдений.

  • Иметь навыки аналитической работы с источниками разных видов (письменные, эпиграфические, нумизматические), реферирования исследовательской литературы, в том числе на иностранных языках, в рамках заявленной темы.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:





Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной.

(СК-1)

совершенствует и развивает свой интеллектуальный и общекультурный уровень

работа с русскоязычной и англоязычной историографией

Способен применять профессиональные знания и умения на практике


(СК-2)

использует знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ

написание аналитических обзоров

Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области.

(СК-3)

самостоятельно приобретает и использует в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширяет и углубляет свое научное мировоззрение

написание аналитических обзоров

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)


(СК-6)

самостоятельно приобретает и использует в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширяет и углубляет свое научное мировоззрение

самостоятельное составление индивидуального плана работы, формирование источниковой и историографической базы

Способность осуществлять компьютерный анализ исторических источников (создание баз данных)


(ПК-1)

использует в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы

использование в текущей работе и при подготовке докладов электронных баз НИУ ВШЭ

способность к использованию иностранного языка для поиска и анализа иностранных источников информации

(ПК-3)

свободно пользуется русским и иностранным языками как средством делового общения

выполнение научного перевода текстов по специальности

способность работать с информацией из различных типов и видов источников

(ПК-7)

знает современные методологические принципы и методические приемы исторического исследования


постоянное знакомство с новейшим методологическим инструментарием и практическое применение методов


  1. Место НИС в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится блоку дисциплин вариативной части 1 и 2 годов обучения в и тесно связана с дисциплинами как базовой части («Источниковедение и информационные ресурсы истории», «История правовых и политических учений», «История искусства и литературы»), так и вариативной части образовательной программы («История Византии», «История исламской цивилизации», «Латинский язык», «Древнегреческий язык», «Церковнославянский язык», «Зарубежная археология»).
На первом году обучения дисциплина основывается на знаниях, полученных студентами в средней школе. Изучение данной дисциплины связано со следующими дисциплинами: «Введение в историю человечества», «Антиковедение», «Общая и историческая география», «Специальные исторические дисциплины», «Латинский язык», «Древнегреческий язык», «История правовых и политических учений», «История искусства и литературы» .
Для освоения учебной дисциплины на втором курсе, студенты должны владеть знаниями и компетенциями, относящимися к курсам 1 года обучения на факультете истории по программе бакалавра: «Антиковедение», «Общая и историческая география», «Специальные исторические дисциплины», «Латинский язык» (1 год обучения), «Древнегреческий язык» (1 год обучения), «История правовых и политических учений» (1 год обучения), «История искусства и литературы» (1 год обучения).

Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин «Теоретические и эмпирические основания исторической науки»


Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Иностранный язык;

  • Историческая текстология;

  • История исторической науки;

  • История правовых и политических учений;

  • История;

  • Структура научного текста;

  • Теория и история культуры;

  • Философия истории;

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: знать античную историю на уровне программы 1 курса бакалавриата по направлению «История»;

  • знать отечественную и всемирную историографию на уровне программы 1 курса бакалавриата по направлению «История»;

  • уметь работать с библиотечными фондами, научной периодикой, справочными материалами;

  • понимать термины и категории исторической науки;

  • уметь писать исследовательские работы разных жанров (эссе, рецензии, доклады, статьи);

  • уметь работать с компьютером, ориентироваться в Интернет-ресурсах;

  • знать английский язык и желательно другие языки для чтения научной литературы по специальности.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при проведении самостоятельной исследовательской работы.

  1. Тематический план НИС







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

«Афинская полития» в корпусе сочинений Аристотеля

24







8

16

2

История Афин в «Афинской политии» Аристотеля

26







10

16

3

Государственное устройство Афин по сведениям Аристотеля

26







10

16

4.

История Афин в сочинениях Аристотеля

32







16

16




ИТОГО:

108







44

64

6. Контроль знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4













Проверка знаний, полученных на занятиях и в процессе самостоятельной работы

Реферат







6







Итоговый

Зачет










*

письменный


6.1. Критерии оценки знаний, навыков
Студент должен продемонстрировать на текущем, промежуточном или итоговом контроле, чтобы получить оценку, владение компетенциями, соотносящимися с требованиями раздела 3. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем и называется - Оаудиторная.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 2/3* Отекущий + 1/3* Оаудиторная

где О текущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП:

Отекущий = n1·Ореф.

при этом n1 = 1,

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.
Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Озач

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: арифметический.

На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.

7. Содержание НИС


Раздел 1. «Афинская полития» в корпусе сочинений Аристотеля.
Тема 1. Исторические и политические сочинения Арстотеля (количество часов аудиторной работы – 4 часов, самостоятельная работа – 8 часа)

Предмет и задачи курса. Основные формы работ и требования к отчетности.

Философия и сочнения Аристотеля. «Этика», «Политика», «Политии». Политические режимы античности и их эволюция.

Реферирование и обсуждение монографии Доватур А.И. «Политика и политии Аристотеля. М-Л., 1965 (Отдел 1).

Доклад «Историческая концепция Аристотеля».

Тема 2. «Афинская полития»: общая характеристика(количество часов аудиторной работы – 4 часа, самостоятельная работа – 8 часа)

Находка и публикация «Афинской политии» в конце XIX в. В.П.Бузескул об «Афинской политии».

Реферирование и обсуждение монографий: Доватур А.И. «Политика и политии Аристотеля. М-Л., 1965 (Отдел 2, глава 2), Бузескул В. П. Введение в историю Греции. СПб., 2005.

Доклад «Афинская полития» в России».


Литература по разделу:
Учебники:

Немировский А.И. История древнего мира. Античность. М., 2007. С. 5-45.


Источники:

Аристотель. Афинская полития. М-Л., 1936.

Аристотель. Сочинения. М.,1984. Т.4.

Античная демократия в свидетельствах современнков. М., 1996.


Основная:

Бузескул В. П. Введение в историю Греции. СПб., 2005.

Доватур А.И. «Политика и политии Аристотеля. М-Л., 1965

Дополнительная:

Лурье С. Я. История Греции. СПб., 1993.

Пельман Р. Очерк греческой истории и источниковедения. СПб., 1999.

Формы и методы проведения занятий по разделу, используемые учебные технологии:

1) анализ данных источников по рассматриваемой теме, формирование навыков работы с письменными источниками;

2) реферирование и обсуждение исследовательских текстов (статей), формирование представлений о структуре научного текста;

3) подготовка докладов и сообщений, формирование навыков академического общения;

4) подготовка библиографического списка по теме реферата.
Раздел 2. История Афин в«Афинской политии» Аристотеля.

Тема 3. Древнейший период истории Афин (количество часов аудиторной работы – 5 часов, самостоятельная работа – 8 часа).

Несохранившее начало «Афинской политии». Социально-политческое устройство Афин в царский период.

Чтение и анализ текста: Аристотель«Афинская полития» (фрагменты, главы 1-3).

Формирование библиографического списка по теме занятия.



Тема 4. «Афинская полития» об архаическом и классическом периодах истории Афин (количество часов аудиторной работы – 5 часов, самостоятельная работа – 8 часа).

Архаический период: законодательство Солона, тираня Писистрата, реформы Клисфена.

Классический период: греко-персидские войны, деятельность Фемистокла и Аристида, реформа Эфиальта. Перикл и начало Пелопоннесской войны. Олигархический переворот 411 г. до н.э. тирания Тридцати.

Чтение и анализ текста: Аристотель«Афинская полития» (главы 4-41)

Доклад:ы «Законодательная реформа в Афинах», «Реформа Эфиальта»
Литература по разделу:
Учебники:

Немировский А.И. История древнего мира. Античность. М., 2007. С. 81-331.


Источники:

Аристотель. Афинская полития. М-Л., 1936.

Аристотель. Сочинения. М.,1984. Т.4.

Античная демократия в свидетельствах современнков. М., 1996.


Основная:

Бузескул В. П. Введение в историю Греции. СПб., 2005.

Доватур А.И. «Политика и политии Аристотеля. М-Л., 1965

Суриков И.Е. Проблемы раннего афинского законодательства. М., 2004.

Суриков И.Е. Античная Греция. Политики в контексте эпохи. Архаика и ранняя классика. М., 2005.
Дополнительная:

Берве Г. Тираны Греции. Ростов н/Д, 1997.

Белох К. Ю. История Греции. М., 2009. Т. 1-2.

История древнего мира / под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. М., 1983. Т. 2.

Лурье С. Я. История Греции. СПб., 1993.

Фролов Э. Д. Факел Прометея (очерки античной общественной мысли). Л., 1981.

Фролов Э. Д. Огни Диоскуров (античные теории переустройства общества и государства). Л., 1984.

Хаммонд Н. История Древней Греции. М., 2003.



Формы и методы проведения занятий по разделу, используемые учебные технологии:

1) анализ данных источников по рассматриваемой теме, формирование навыков работы с письменными источниками;

2) реферирование исследовательских текстов (статей), формирование навыков рецензирования научных работ;

3) подготовка докладов и сообщений, формирование навыков академического общения;

4) коллективные формы работы (дискуссии и обсуждения проблем в рамках темы семинара);

5) подготовка реферата по теме семинара.


Раздел 3. Государственное устройство Афин по сведениям Аристотеля
Тема 5. Политические институты Афин (количество часов аудиторной работы – 4 часа, самостоятельная работа – 6 часа).

Архонты, Совет 500 и Народное собрание: избрание и функционирование.

Чтение и анализ текста: Аристотель«Афинская полития» (главы 43-54)

Обсуждение разделов монографии Ehrenberg V. The Greek State. Oxford, 1969

Доклады: “Коллегия стратегов: возникновение и эволюция», «Остракизм в Афинах».

Тема 6. Формирование гражданского коллектива (количество часов аудиторной работы – 4 часа, самостоятельная работа – 6час) .

Наделение гражданскими правами. Эфебия. Гражданские списки и их проверка.

Чтение и анализ текста: Аристотель«Афинская полития» (глава 42).

Реферирование статьи: Davies J.K. TheAthenian Citizenship. The Descent Group and the Alternatives // Classical Journal. 1977/1978. Vol. 73. P.105-121.

Доклад «Закон 451/50 гг. до н.э. о гражданстве.».

Тема 7. Народный суд (количество часов аудиторной работы – 2 часа, самостоятельная работа – 4 час).

Чтение и анализ текста: Аристотель«Афинская полития» (глава 55).

Обсуждение статьи монографии Кудрявцева Т.В. Народный суд в демократических Афинах. СПб., 2008.

Доклад «Аристотель о народном суде Афин».

Подготовка сообщения на тему «Политика и политии Аристотеля о государственном устройстве Афин».
Литература по разделу:
Учебники:

Немировский А.И. История древнего мира. Античность. М., 2007. С. 81-331.


Источники:

Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М., 1984. Т. 4.

Аристотель. Афинская полития. М-Л., 1936.

Аристотель. Сочинения. М.,1984. Т.4.

Античная демократия в свидетельствах современнков. М., 1996.
Основная:

Кудрявцева Т.В. Народный суд в демократических Афинах. СПб., 2008.

Суриков И.Е. Проблемы раннего афинского законодательства. М., 2004.
Дополнительная:

Белох К. Ю. История Греции. М., 2009. Т. 1-2.

История древнего мира / под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. М., 1983. Т. 2.

Лурье С. Я. История Греции. СПб., 1993.

Хаммонд Н. История Древней Греции. М., 2003.
Раздел 4. История Афин в сочинениях Аристотеля

Чтение и анализ этических сочинений Аристотеля («Эвдемонова этика» и др.)


Тема 8. История Афин в этических сочинениях (количество часов аудиторной работы – 8 часов, самостоятельная работа – 8 часа)

Источники:

Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М., 1984. Т. 4.

Аристотель. Афинская полития. М-Л., 1936.

Аристотель. Сочинения. М.,1984. Т.4.

Античная демократия в свидетельствах современнков. М., 1996.
Основная

Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. - М. :Норма: НИЦ, ИНФРА-М., 2012

Дополнительная:

История древнего мира / под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. М., 1983. Т. 2.

Лурье С. Я. История Греции. СПб., 1993.

Хаммонд Н. История Древней Греции. М., 2003.


Тема 9. История Афин в «Риторике» Аристотеля (количество часов аудиторной работы – 8 часов, самостоятельная работа – 8 часа)
Источники:

Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М., 1984. Т. 4.

Аристотель. Афинская полития. М-Л., 1936.

Аристотель. Сочинения. М.,1984. Т.4.

Античная демократия в свидетельствах современнков. М., 1996.
Основная

Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. - М. :Норма: НИЦ, ИНФРА-М., 2012
Дополнительная:

История древнего мира / под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. М., 1983. Т. 2.

Лурье С. Я. История Греции. СПб., 1993.

Хаммонд Н. История Древней Греции. М., 2003.



Формы и методы проведения занятий по разделу, используемые учебные технологии:

1) анализ данных источников по рассматриваемой теме, формирование навыков работы с письменными источниками;

2) реферирование исследовательских текстов (статей), формирование навыков рецензирования научных работ;

3) подготовка докладов и сообщений, формирование навыков академического общения;

4) коллективные формы работы (дискуссии и обсуждения проблем в рамках темы семинара);

5) работа с фото- и видеоматериалами, подготовка презентации в рамках темы семинара (виртуальная экскурсия).


  1. Образовательные технологии


Дисциплина состоит из практических занятий, в ходе которых отрабатываются навыки и приемы научного исследования в рамках индивидуальных и коллективных форм работы (доклады, презентации, рефераты, коллоквиумы); навыки работы с источниками и исследовательской литературой (рефераты), подбора и апробирования аргументации (дискуссии, доклады), подбора библиографии; усваиваются нормы научной этики и правила ведения дискуссий.
  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1. Вопросы для оценки качества освоения НИС


1. Афинский полис в царский период

2. От царей к полису

3. Аристократический полис

4. Политический кризис VI в. до н.э.

5. Законодатльная рформа: Солон

6.Законодательная реформа: Клисфен

7. Тирания Писистрата

8. Афины после Писистрата

9.Афинская демократия: от Клисфена до Перикла

10. Архэ (империя )и афинское государство.

11. Кризис демократии в период Пелопоннесской войны

12. Тирания 30.

13. Афинские магистратуры (коллегии архонтов, стратегия

14. Представительные учреждения Афин: Совет 500

15. Народное собрание и суд в Афинах

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение НИС

    1. Базовый учебник

Кузищин В.И. История древней Греции. - М. :Академия, 2011



    1. Основная литература



Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. - М. :Норма: НИЦ, ИНФРА-М.,2012 http://92.242.59.41:2087/catalog.php?item=booksearch&code=%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B9%20%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B8#

    1. Дополнительная литература


Берве Г. Тираны Греции. Ростов н/Д, 1997.

Бузескул В. П. Введение в историю Греции. СПб., 2005.

Виппер Р. Ю. История Греции в классическую эпоху (IX-IV вв. до н. э.). М., 1916.

Грант М. Классическая Греция. М., 1998.

Доватур А.И. Политика и политии Аристотеля. М; Л., 1965.

Дэвис Дж. К. Демократия и классическая Греция. М., 2004.

История древнего мира / под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. М., 1983. Т. 2.

Зайцев А.И. Перикл и его преемники (к вопросу о приемах политического руководства в древности) // Политические деятели античности, средневековья и Нового времени. Л., 1983. С. 23-27.

Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н.э. М. 1964.

Кондратюк М.А. Архэ и Афинская демократия // Античная Греция. Т. 1. М., 1983

Карпюк С.Г. Клисфеновские реформы и их роль в социально-политической борьбе в позднеархаических Афинах // ВДИ. 1986. № 1.

Кондратюк М.А. Архэ и Афинская демократия // Античная Греция. Т. 1. М., 1983.

Корзун М.С. Политическая цель процессов против друзей Перикла и причины Пелопоннесской войны // Вестник БГУ. Сер. III. 1971. № 2. С. 8-14.

Коршунков В.А. Эфиальт и значение реформ Ареопага // Античное общество и государство. Л., 1988. С.66-84.

Коршунков В.А. Религиозные, судебные и политические полномочия Афинского ареопага // Античность и ранее средневековье. Социально-политические и этнокультурные процессы. Н.Новгород, 1991. С. 37-42.

Кудрявцева Т.В. Гелиэя в контексте афинских державных отношений // Мнемон. 2007, Вып. 6. C.23-40.

Кудрявцева Т. В. Народный суд в демократических Афинах. СПб., 2008.

Лурье С.Я. История Греции. СПб., 1993.

Маринович Л.П. Античная и современная демократия: новые подходы к сопоставлению. М., 2007.

Суриков И.Е. Остракизм в Афинах. М., 2006.

Суриков И.Е. Еще раз о законодательствах Драконта и Солона в Афинах (полемические заметки). Часть II // Из истории античного общества. Нижний Новгород, 2009. Вып. 12. С. 28-46.

Суриков И.Е. Аристократия и демос. Политическая элита архаических и классических Афин. М., 2009.

Туманс Х. Военная организация греков в архаическую эпоху (Афины VIII-VI вв. до н.э.) // Античное общество. Проблемы политической истории. СПб., 1997.

Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла. СПб, 2002.

Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Л.,1988.

Фролов Э.Д. Сообщества друзей // Альтернативные сообщества в античном мире. СПб., 2002.

Фролов Э.Д. Парадоксы истории – парадоксы античности. СПб.. 2004

Цуканова М.А. Ареопаг до Солона // Вестник ЛГУ. Сер. история, язык, литература. Вып. 2. № 8. 1972. С. 59-65.

Цуканова М.А. Аристотель о периоде главенства Ареопага после 480 г. до н.э. (к истолкованию ta epitheta в «Афинской политии» 25.2) // Античный мир и археология. Саратов, 1972. Вып. 1. С. 143-153.


    1. Справочники, словари, энциклопедии


Всемирная история. М., 1955-1956. Т. 1-2.

История Европы. М., 1988. Т. 1.

Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. Т. 1-3.

Мифы народов мира. Энциклопедия / гл. ред. С. А. Токарев. М., 1994. Т. 1-2.

Словарь античности / под ред. В. И. Кузищина. М., 1989.

Советская историческая энциклопедия. М., 1961-1976. Т. 1-16.


    1. Программные средства


Используется стандартный пакет Microsoft Office.
    1. Дистанционная поддержка НИС


Использование системы LMS.
  1. Материально-техническое обеспечение НИС


В процессе изучения дисциплины ведется работа с наглядными пособиями и картами, используются видео- и фотоматериалы.