Программа дисциплины «Государственная политика в области культуры и туризма» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Администрации ярославской области показатели деятельности учреждений... 9 2785.71kb.
Приказом Министерства культуры и туризма Свердловской области 1 257.34kb.
«Государственная политика в области сохранения библиотечных фондов»... 4 1319.32kb.
Департамент культуры, туризма и молодежной политики Администрации... 8 2575.43kb.
Программа дисциплины «Политика и экономика США и Канады» 2 589.37kb.
Электронный отраслевой телефонный справочник 14 1641.35kb.
Программа «Развитие туризма в Карасукском районе Новосибирской области... 2 393.3kb.
Конспект лекций по дисциплине «Технология и организация въездного... 1 489.29kb.
Программа дисциплины «Культура и политика» 1 203.62kb.
Приложение №3 Приложение №4 1 72.34kb.
Программа дисциплины «История западной культуры» 1 194.45kb.
История СССР из Семейных Альбомов Ч. 4 80-е годы Афганистан 1 204.63kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины «Государственная политика в области культуры и туризма» - страница №1/1

«ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики»
Санкт-Петербургский филиал

Факультет менеджмента

Программа дисциплины

«Государственная политика в области культуры и туризма»

Curriculum

“Public Policy in the Areas of Culture and Tourism”

Для направления 080200 «Менеджмент» для магистерской программы «Менеджмент индустрии впечатлений»

Автор программы: к.филос.н, доцент Периль Борис Владимирович

bperil@yahoo.com

Одобрено на заседании кафедры менеджмента ВШЭ – Санкт-Петербург

«___»_________2013 г.

Утверждено на заседании кафедры менеджмента ВШЭ – Санкт-Петербург

«___»_________2013 г.

Санкт-Петербург, 2013


1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям магистра по направлению 080200 «Менеджмент» и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и студентов-магистров по направлению «Менеджмент», изучающих дисциплину «Государственная политика в области культуры и туризма».

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом НИУ ВШЭ, утвержденным ученым советом НИУ ВШЭ, протокол от 02.07.2010 г. № 15 //http:// www.hse.spb.ru/info/structure/standards-hse.phtml .

  • Образовательной программой по направлению

  • Рабочим учебным планом университета по направлению «Менеджмент» подготовки магистра.



2. Цели освоения дисциплины


Настоящая программа составлена на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников магистратуры по направлению «Менеджмент».

Изучение дисциплины «Государственная политика в области культуры и туризма» является важной частью профессиональной подготовки будущего магистра по направлению «Менеджмент». Данный курс необходим в качестве методологической основы для более углубленного изучения специфики управленческой деятельности в таких секторах услуг, как туризм, индустрия впечатлений, индустрия гостеприимства, учреждения наследия, культуры и искусств.



Целью курса «Государственная политика в области культуры и туризма» является формирование у студентов комплексного представления об основных направлениях государственной политики и государственного регулирования в отраслях культуры и и туризма в Российской Федерации и ведущих индустриальных странах мира. Данная учебная дисциплина ориентирована на практику. Большое значение уделяется case studies, анализу законодательства и нормативно-распорядительных актов органов государственной власти Российской Федерации и зарубежных стран.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать основные законодательные акты в области регулирования деятельности учреждений культуры, искусства и наследия Российской Федерации;

  • Знать основные федеральные законодательные акты Российской Федерации и законодательные акты субъекта федерации – Санкт-Петербурга в области регулирования туристической деятельности;

  • Знать основные полномочия органов федеральных государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов федерации по управлению отраслями культуры и туризма;

  • Знать основные направления реализации культурной политики в США, Великобритании, странах – членах Европейского Союза;

  • Знать основные инструменты государственного регулирования отрасли туризма в США, Великобритании, странах – членах Европейского Союза.


В результате изучения дисциплины магистрант осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения




Знает основные принципы и базовую терминологию «культурной политики» как самостоятельной научной дисциплины и области управленческой деятельности, знание приоритетов государственной политики в области культуры и туризма

Активные и интерактивные и методы организации учебного процесса. Акцент на самостоятельную работу студентов.

Владение знаниями в области применения инструментов культурной политики и политики в области туризма




Знание основных законодательных актов и нормативных документов в области государственного регулирования отраслей культуры и туризма

Активные и интерактивные и методы организации учебного процесса. Акцент на самостоятельную работу студентов.

Владение знаниями в области применения инструментов культурной политики и политики в области туризма




Владение информации об основных федеральных и региональных программах развития культуры и туризма

Активные и интерактивные и методы организации учебного процесса. Акцент на самостоятельную работу студентов.

Владение знаниями в области применения инструментов культурной политики и политики в области туризма




Знание основных направлений государственного финансирования (субсидирования) деятельности учреждений культуры, искусства, наследия

Активные и интерактивные и методы организации учебного процесса. Акцент на самостоятельную работу студентов.


4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к перечню факультативов, предлагаемых кафедрой менеджмента НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург для студентов второго курса магистратуры Факультета менеджмента по специализации «Менеджмент индустрии впечатлений».

5. Тематический план учебной дисциплины (Curriculum)




Название темы


Всего часов


Аудиторные часы

Самостоя-тельная работа


Лекции

Семинарские занятия

1.

«Основные направления государственной политики в области культуры, наследия и туризма в Российской Федерации»

6

2

4





2.

«Культурная политика как специфическая область управленческой деятельности»

6

2

4





3.

«Правовые основы государственной политики в области культуры, наследия и туризма в Российской Федерации»

6

2

4





4.

Субъекты (акторы) культурной политики

6

2

4





5.

Модели культурной политики.

4

2

2





6.

«Основные направления культурной политики Российской Федерации.

4

2

2





7.

«Культурная политика США.

4

2

2





8

Культурная политика Великобритании.


4

2

2




9.

Культурная политика стран Европейского Союза: Италия, ФРГ, Финляндия, Франция.

4

2

2





10.

Государственное регулирование отрасли туризма в индустриальных развитых странах

4

2

2








Всего:

48

20

28






6. Формы контроля знаний студентов


В соответствии с учебным планом подготовки магистров по направлению «Маркетинг в индустрии впечатлений» по курсу «Введение в менеджмент» предусмотрено проведение лекционных и практических занятий.

Формами контроля знаний студентов является текущий и итоговый контроль, а также контроль индивидуальной самостоятельной работы студентов.

Текущий контроль – осуществляется также путем проверки предусмотренной рабочим учебным планом 1 контрольной работы.

Итоговый контроль – зачет, проводится в письменной форме по окончанию изучения дисциплины.



Тип контроля

Форма контроля

Кафедра

Параметры

Текущий

Контрольная

работа


Менеджмента

тест из 20 вопросов на 40 мин.

Итоговый



Менеджмента

2 вопроса в письменной форме на 60 мин.


6.1. Критерии оценки знаний, навыков


Оценка знаний студентов осуществляется по 10-ти балльной шкале, где 1-3 балла соответствуют оценке «неудовлетворительно», 4-5 баллов – оценке «удовлетворительно», 6-7 баллов – оценке «хорошо» и 8-10 баллов – оценке «отлично».

6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине


Оценка студентов является накопительной. Итоговая оценка складывается из оценок всех форм контроля умноженных на коэффициент веса.

Накопленная оценка за текущий контроль выставляется по формуле:



Отек.= 0,4*Оконтр.работа+ 0,3*Осеминар+ 0,3*Осам.работа

Итоговая оценка выставляется по результатам сдачи студентом письменно зачета (вопросы к зачету и порядок его проведения прописаны в разделе 9.2 настоящей программы).

Результирующая оценка выставляется по формуле:


Орезультир = 0,5· Оитоговый + 0,5·Онакопл.

Округление итоговой оценки осуществляется преподавателем до целого числа в большую сторону (например, при набранной студентом итоговой оценки 5,6 ему будет выставлена итоговая оценка 6 баллов).

Оценки за текущий контроль студентам не округляются.

7. Содержание дисциплины


Тема 1

«Основные направления государственной политики в области культуры, наследия и туризма в Российской Федерации»

Необходимость государственного регулирования в области культуры, наследия и туризма. Инструменты государственного регулирования: (1) федеральные законодательные акты; (2) законодательные акты субъектов федерации и органов местного самоуправления, нормативные документы ведомств; (3) государственные программы в области культуры, наследия и туризма; (3) бюджетные субсидии федеральных органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления; (4) налоговые льготы и преференции т.д.



Тема 2

«Культурная политика как специфическая область управленческой деятельности»

Культурная политика как научная дисциплина. Культурная политика как область управленческой деятельности. Формирование культурной идентичности страны, региона, города как стратегическая цель культурной политики.

Культурная политика в системе политических, социальных институтов общества: (1) законодательная деятельность в сфере культуры, (2) системы управления культурными институтами, (3) культура и другие сферы социальной деятельности.

Культура и экономика. Культура как дополнительный рынок труда. Влияние культуры на смежные сектора экономики – туризм, общественное питание, гостиничный бизнес, художественные промыслы, издательская деятельность


Тема 3
«Правовые основы государственной политики в области культуры, наследия и туризма в Российской Федерации»

Необходимость государственного регулирования в области культуры, наследия и туризма. Инструменты государственного регулирования: (1) федеральные законодательные акты; (2) законодательные акты субъектов федерации и органов местного самоуправления, нормативные документы ведомств; (3) государственные программы в области культуры, наследия и туризма; (3) бюджетные субсидии федеральных органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления; (4) налоговые льготы и преференции т.д.

Международные конвенции по авторским и смежным правам (Гаагская и Женевская конвенции).

Международные институты в сфере культурной деятельности и наследия – ЮНЕСКО, Директорат культуры, молодежи и спорта Совета Европы, Генеральная дирекция по социальной политике Европейского Союза.


Тема 4
Субъекты (акторы) культурной политики
Акторы культурной политики: (1) государство и его институты, (2) органы управления культуры, (3) организации культуры и искусства (4) создатели художественных ценностей и их институциональные объединения (непосредственные творцы, их творческие объединения и союзы), (5) средства распространения и тиражирования культурных ценностей, (6) критики и пресса, (7) менеджеры учреждений культуры и искусства, (8) зрители, (9) спонсоры и меценаты, (10) общественные организации и объединения поддержки культуры.

Основные цели и задачи культурной политики: (1) сохранение и распространение культурных ценностей, (2) стимулирование творческой деятельности, (3) утверждение социальных норм поведения, (4) образование и воспитание, анимация культурной жизни.



Тема 5

Модели культурной политики.
Государство как патрон деятельности культурных институтов. Культура и идеология в тоталитарных режимах – тотальное огосударствление культуры. Иерархический подход к деятельности культурных институтов. Государственная цензура творческой деятельности. Цели и задачи культурной политики тоталитарного государство.

Культура и демократия. Обеспечение свободы творчества. Формы общественного контроля деятельности учреждений культуры и искусства. Цели и задачи культурной политики в условиях политических свобод.

Цензура в условиях демократических свобод. Культура и свобода совести.

Рыночно ориентированная модель культурной политики (laissez-faire). Свобода творчества и рынок. Произведение искусства – художественная ценность или товар. Государственный контроль за деятельностью учреждений культуры и искусства в условиях рыночной модели культурной политики. Цензура и рынок. Культура, рынок и свобода совести. Цели и задачи культурной политики в условиях рыночной модели культурной политики.



Тема 6
Основные направления культурной политики Российской Федерации.
Федеральные органы управления культурой – Министерство культуры РФ, Министерство по делам печати и средств массовой информации, Главное архивное управление и т.д. Ведомственные учреждения культуры и искусства (театры, библиотеки, музеи).

Децентрализация управления отраслью культуры и искусства в начале 90-х годов, ее достоинства и недостатки. Региональная и местная культурная политика.

Права собственности в сфере культуры и искусства. Приватизация объектов культуры.

Регулирование ввоза и вывоза культурных ценностей в Российской Федерации.

Функции Министерства культуры РФ. Основные подразделения. Бюджет Министерства культуры РФ и его департаментов.

Финансирование учреждений культуры и искусства: (1) объекты национального достояния, (2)учреждения культуры федерального подчинения, (3) объекты культуры регионального значения, (4) объекты культуры местного значения.

Финансирование по отраслям культуры: (1) драматические театры, (2) музыкальные театры и концертные организации, (3) библиотеки, (4) музеи и объекты наследия, (5) художественное образование, (6) клубы и народное творчество, (7) народные промыслы, (8) кинематограф.

Коммерческие организации культуры и искусства. Негосударственные некоммерческие (неприбыльные) учреждения культуры и искусства.

Творческие союзы и объединения.

Возрождение традиций меценатства в Российской Федерации в 90-е годы ХХ века.

Деятельность российских и зарубежных благотворительных фондов в финансировании инновационных проектов учреждений культуры и искусства Российской Федерации.
Тема 7
Культурная политика США.
Особенности рыночно ориентированной модели культурной политики США.

Основные источники финансирования некоммерческих организаций культуры и искусства: (1) федеральные (2) региональные, (3) муниципальные, (4) доходы от основной деятельности, (5) спонсорские средства.

Налогообложение некоммерческих учреждений культуры и искусства США.

Национальный фонд искусств и Национальный гуманитарный фонды как проводники федеральной политики в области культуры и искусства.

Агентства искусств штатов и местные агентства искусств.

Филантропическая деятельность в сфере культуры и искусства.

Динамика развития коммерческого сектора искусств (индустрия развлечений) – парки развлечений, коммерческие театры, кинопрокат, музыкальный бизнес (концерты и звукозапись).

Современные компьютерные технологии и проблемы защиты авторских и смежных прав.



Тема 8

Культурная политика Великобритании.
История государственного патронажа учреждений культуры и искусства в Великобритании. Принцип финансирования учреждений культуры и искусства «…на расстоянии вытянутой руки».

Совет по делам искусств Великобритании и его роль в финансировании учреждений культуры и искусства. Другие общественные агентства – Британский институт кино, Совет по делам ремесел и т.д.

Реформа системы финансирования учреждений культуры и искусства в Великобритании. Создание Министерства наследия в 1992 году. Децентрализация финансирования учреждений культуры и искусства.

Роль Советов по делам искусств Шотландии и Уэльса в реализации региональной культурной политики.

Национальная лотерея и ее роль в финансировании обновления материально-технической базы учреждений культуры и искусства Великобритании.

Роль Британского совета в финансировании международных некоммерческих проектов в области культуры, искусства и образования.



Тема 9

Культурная политика стран Европейского Союза: Италия, ФРГ, Финляндия, Франция.
Сохранение национальной идентичности как цель национальной культурной политики стран-членов Евросоюза в условиях процессов Европейской интеграции.

Становление современной культурной политики Франции в середине 60-х годов. Создание Министерства культуры Французской Республики. Централизованная система распределения бюджетных субсидий учреждениям культуры и искусства.

Структура и функции Министерства культуры Франции. Финансирование учреждений культуры и искусства региональными правительствами и местными органами самоуправления.

Протекционизм Правительства Франции в отношении национального кинематографа, музыки и театра. Введение ограничений на прокат зарубежных фильмов в кинотеатрах и по телевидению, а также на звучание в эфире англоязычной музыки.

Децентрализованная система финансирования учреждений культуры и искусства земельными правительствами и органами местного самоуправления в ФРГ.

Распределение полномочий по финансированию учреждений культуры и искусства в Италии между Министерством культуры и искусств и Министерством наследия. Децентрализация финансирования региональных и местных музеев и библиотек в Италии 1982 года. Программы поддержки национального кинематографа

Министерство образования Финляндии и финансирование национально и региональных советов искусств. Совет искусств Финляндии – программы государственной поддержки национальной художественной интеллигенции. Региональные программы поддержки искусства в Финляндии.
Тема 10
Государственное регулирование туристической отрасли в индустриальных развитых странах.
Развитие современной индустрии туризма в индустриально развитых странах. Виды туризма. Значение государственного регулирования туризма. Туризм как бизнес и национальная идентичность. Туризм и формирование рынка труда. Туризм и смежные отрасли национальной экономики: индустрия гостеприимства, общественный транспорт, изготовление книжной и сувенирной продукции и т.д. Туризм и развитие городов.

Государственное регулирование туризма в Великобритании – Департамент туризма Министерства культуры, спорта и средств массовой коммуникации. Государственно-частное партнерство индустрии туризма и культуры в Великобритании. Стратегия развития культурного туризма. Региональные программы развития туризма в Великобритании. Стратегия развития туристической отрасли в Шотландии.

Национальное законодательство о развитии туризма в США. Федеральное агентство - Национальная организация туризма. Федеральные программы развития туризма. Региональные программы развития туризма.

Национальные программы развития туризма Италии. Национальное управление по туризму. Региональные программы развития туризма в Италии.

Государственное регулирование туристической отрасли во Франции. Лицензирование туристической деятельности. Роль министерства транспорта и общественных работ в качестве государственного регулятора туристической деятельности. Специализированные государственные туристические агентства Франции: Национальное агентство по отпускным поездкам, Французское агентство туристического инжиниринга, Наблюдательный совет по делам туризма.

Национальное законодательство Испании в области туризма. Национальный совет по туризму Министерства экономики Испании как государственный регулятор развития туристической отрасли.




Библиография:

Основные федеральные законы в области культуры, наследия и туризма:




  1. Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";

  2. Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";

  3. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации";

  4. Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" ;

  5. Федеральный закон от 5 апреля 1998 года № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»;

  6. Федеральный закон от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах";

  7. ФЗ от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

  8. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 4, главы 69-71 - Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ;

  9. Федеральный закон от 2 июля 2013 года № 187-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях»;

  10. ФЗ № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации».

Базовые учебники:

Данный курс является авторским, базовый учебник отсутствует.



Рекомендуемая литература:

  1. Востряков Л.Е. Региональная культурная политика пореформенной России: субъектное измерение - CПб.: Изд-во СЗАГС, 2005. - 344 с.

  2. Арнольдов А. И. Культурная политика: от идеи к практике // Наука о культуре: итоги и перспективы: Науч.-информ. сб. – М.: РГБ; Информкультура, 2002. – № 2. – С. 3-11.

  3. Арнольдов А. И. Культурная политика: реалии и тенденции. – М.: МГУКИ, 2004. – 64 Бабков «Галерейный бизнес. Российский и зарубежный опыт». М., 2012, 420 с.

  4. Бабков «Продюсирование городов и культурный туризм». М., 2011, 408 с.

  5. Как стать успешным промоутером. Концертный бизнес в России., М., 2011, 192 с

  6. Эл Либерман, Пат Эсгейт «Революция в маркетинге развлечений». М., 2011, 236 с.

  7. Жидков В. С. Государственная культурная политика // Ориентиры культурной политики. – М.: ГИВЦ МК РФ, 2001. – № 6. – С. 49-86. 
    Жидков В. С. Культурная политика и формирование картины мира // Символы, образы, стереотипы: исторический и экзистенциальный опыт. – СПб.: Эйдос, 2000. – С. 41-58. Жидков В. С., Соколов К. Б. Культурная политика России: теория и история: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2001. – 592 с.Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье: Культура и культурные институты в XXI веке / Пер. с англ., предисл. М. Гнедовского; Фонд «Институт культурной политики». – М.: Классика-XXI, 2003. – 95 с. – (Культурные стратегии).

  8. Саймон М. Культурная политика: краткое руководство // Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры: Сб. материалов. – М.: Либерея, 2002. – (Альманах «Приложение к журналу "Библиотека"»). 

  9. Гнедовский В.М., Аверченкова С.В., Гнедовский М.Б. Капитализируя гений места и дух времени: Стратфорд-на-Эйвоне – Веймар – Ясная Поляна: культурное наследие как фактор устойчивого регионального развития/. – Тула: Изд. дом «Ясная Поляна», 2008. – 80с.

  10. Странствующая столица: роль культуры в развитии территории. М.: Институт культурной политики, 2007. – 196 с. (Серия «Культурные стратегии»).

  11. Ричард Флорида. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Издательский дом «Классика XXI», 2005 

  12. Чарльз Лэндри. Креативный город М.: Издательский дом «Классика XXI», 2005


Рекомендуемые информационные ресурсы:

  1. Министерство культуры Российской Федерации: http://www.mkrf.ru

  2. Национальный фонд искусств США: http://www.nea.gov

  3. Совет по делам искусств Англии: http://www.artscouncil.org.uk

  4. Совет по делам искусств Шотландии: http://www.creativescotland.org.uk

  5. Национальный совет по туризму Италии: http://www.italiantourism.com

  6. Департамент туризма Великобритании: http://www.visitbritain.org