Программа дисциплины «философия» для специальности 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля... 1 225.07kb.
Программа дисциплины "Культуры потребления" 1 265.19kb.
Программа дисциплины «Социология труда и занятости» 2 613.72kb.
Программа дисциплины «Разработка и технология производства рекламного... 3 338.53kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 109.82kb.
Программа дисциплины "Социология девиантного и нормативного " для... 1 209.29kb.
Кафедра экономической социологии Программа дисциплины Экономическая... 2 359.4kb.
Программа дисциплины «Алгебра и анализ» 1 186.6kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 1 268.08kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 3 164.15kb.
Программа дисциплины социология политики: мобилизационный подход... 1 177.52kb.
25 марта 1841, д. Новоселовка Ярославской губ. 24 апреля 1880, Москва 1 27.64kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины «философия» для специальности 040200. 62 «Социология» подготовки - страница №3/3

8 Образовательные технологии


Большая часть лекций сопровождается видео-презентацией

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1.Примеры заданий в письменной контрольной работе:


Примеры тестовых заданий :

1. Укажите верное суждение:

1) Человек – существо социальное, биологические факторы не влияют на его поведение

2) Решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты

3) Человек и его поведение определяются биологическими законами

4) Человек является, прежде всего, социальным существом, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы

5) Поведение человека полностью определяется его генотипом
2. Какое из этих произведений было написано Аристотелем?

1) «Капитал» 2) «Государство» 3) «Метафизика»

4) «Левиафан» 5) «Сумма против язычников»
3. Средневековое учение о двойственности истины предполагает, что:


  1. Истина может быть как истинной, так и ложной

  2. Истина может иметь два различных источника

  3. Научная истина может быть относительной и абсолютной

  4. Истина может быть религиозной и философской



Пример цитаты на определение авторства:

«О яростном духе у нас составилось представление, противоположное недавнему. Раньше мы его связывали с вожделеющим началом, а теперь находим, что это вовсе не так, потому что при распре, которая происходит в душе человека, яростное начало поднимает оружие за начало разумное. По природе своей оно служит защитником разумного начала, если не испорчено дурным воспитанием. [...] В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала и число их одинаково»


Пример открытого вопроса:

«Сформулируйте пять доказательств бытия Бога, по Фоме Аквинскому».



    1. Примерные темы рефератов и эссе


  • Эволюция образа философа от Античности до Нового времени.

  • Философия и наука. Атомистический материализм Демокрита и современная физика.

  • Учение Платона о добродетели и знании (на основании диалога "Менон").

  • Судьба искусства в платоновском идеальном государстве. (Государство 10 кн., Ион).

  • Учение Платона о происхождении мира и человека (по диалогу “Тимей”)

  • Аристотель как критик Платона.

  • Аристотель об искусстве домохозяйства (экономике). (Политика, кн. 1)

  • Образ стоического мудреца в трактате Сенеки "О стойкости мудреца".

  • Философия эпикурейцев как терапия страха смерти (Эпикур "Письмо к Геродоту", "Письмо к Менекею", Лукреций "О природе богов", кн.3).

  • Августин Аврелий о феномене человеческой личности (“внутреннего человека”, «Исповедь»)

  • Гедонизм и эвдемонизм: наслаждение и счастье как критерий блага.

  • Проблема веры и разума как источников истины.

  • Концепции души Платона и Дж. Локка. Сравнительный анализ.

  • Учение Декарта о природе человека (1 часть трактата Декарта "Страсти души").

  • Либерализм Б. Констана и Фр. Гизо: сравнительный анализ.

  • Социальные утопии в истории общественной мысли (Платон, Мор, Компанелла, Маркс и др.).

  • Сравнительный анализ материалистической философии Древней Греции и французского материализма 18 в.

  • «Категорический императив» Канта. Возможности его практического использования.

  • Кантовский идеал вечного мира. (Кант И. К вечному миру).

  • Учение о государстве как субъекте истории в философии Гегеля.

  • Гегель как классический и как современный мыслитель.

  • Критический анализ натуралистической трактовки человека французскими просветителями.

  • Анализ дихотомии Б. Паскаля «личного Бога» и «Бога учёных и философов».

  • Критический анализ нравственной философии Ф.М. Достоевского: идеалы и ценности.

  • Нравственность и право в работе Вл. Соловьёва «Оправдание добра».

  • Понятие справедливости как социальной и нравственной добродетели (Аристотель, Дж. Ролз)

  • Роль концепции предопределения и религиозной аскезы в становлении капиталистического производства (М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма)

  • Проблема свободы в философии Бердяева (О рабстве и свободе человека)

  • Абсолютная ответственность как выражение свободы в философии Сартра. Бытие и ничто. (Часть IV, глава I «Бытие и действие: свобода”, п. 1, 2, 3 или/и “Экзистенциализм – это гуманизм”)

  • Научно-техническая революция и современная экологическая ситуация. Перспективы развития постиндустриального общества.

  • Общественный идеал и историческое развитие: можно ли представить историческое изменение как становление общественного идеала? (Маркс, Шпенглер, Ясперс)

  • Соотношение рационального и ценностного в общественном сознании (Маркс, М. Вебер, Э. Фромм, П. Сорокин)

  • Проблема отчуждения человека в концепциях К. Маркса, Ж.-П. Сартра, Г. Маркузе и Э. Фромма. Сравнительный анализ.

  • Главные теоретические направления экзистенциализма (атеистический и религиозный) и своеобразие их политической позиции.

  • Понятие «научного сообщества» и его роль в обосновании парадигмального знания у Т. Куна.

  • Научные и политические революции. Сходства и различия.

  • Роль философии в становлении и развитии научного мышления.

  • Наука XX века и её основные достижения. Изменение места науки в общественном развитии в связи с научно-технической революцией.

  • Проблемы философии и методологии науки в работе М. Хайдеггера «Время картины мира».

  • Понятие справедливости как социальной и нравственной добродетели (Аристотель, Августин, Дж.Ролз)

  • Цели и методы манипулирования моральным сознанием (по работам Ф. Ницше).

  • «Жизнь как подражание искусству» (по работам М. Фуко «Воля к истине» и Р. Барта «Смерть автора»)

  • Учение Ламетри о человеке как особого рода «машине» и роль человека в современном мире.

  • Концептуальные построения общественной мысли эпохи Средневековья: теоцентризм и провиденциализм.

  • Место религии в жизни общества: история и современность.

  • Человек в мироощущении Востока и Запада.



    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  • Основные проблемы философии и структура философского знания.

  • Проблема происхождения философии. Философия и мифология.

  • Особенности древнегреческой философии, основные школы, проблемы, представители.

  • Философия Сократа и ее место в становлении европейской мысли.

  • Объективный идеализм Платона и его влияние на последующую философию.

  • Теория познания Аристотеля. Критика платоновской теории идей

  • Теория «идеального государства» Платона и политическая философия Аристотеля

  • Философия эпохи эллинизма: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

  • Основные проблемы средневековой европейской философии. Философия Августина Аврелия и Фомы Аквинского.

  • Гедонизм, эвдемонизм и утилитаризм как этические теории.

  • Философия эпохи Возрождения: проблемы, тенденции, представители

  • Эмпиризм и рационализм как два типа научного метода в Новое время.

  • Социально-политические идеи Н. Макиавелли и их значение.

  • Рационалистический метод Р. Декарта. Понятие скептицизма.

  • Теория происхождения государства по Т. Гоббсу и Ж.-Ж. Руссо. «Естественное состояние».

  • Космология Г.Лейбница: учение о монадах и их атрибутах. Возможные миры и действительный мир. Теодицея.

  • Философско-политические идеи французского Просвещения.

  • Теория познания И. Канта. «Критика чистого разума».

  • Этика И.Канта. Понятие «категорического императива».

  • Философская система Гегеля. Понятие абсолютного духа.

  • Философско-политические идеи И. Канта и Гегеля.

  • Философия истории Гегеля. Понятие исторической личности.

  • Философско-политические и этические взгляды Ф. Ницше.

  • Понятие справедливости как социальной и нравственной добродетели

  • Проблема соотношения добра и зла в истории философии.

  • Проблемы человека и свободы в философии Сартра и Камю.

  • Основные идеи прагматизма.

  • Современная западная философия: основные проблемы и направления.

  • Философские и политические взгляды русских философов конца 19-начала 20 вв.

  • Философская и научная картины мира. Критерии научного знания и научной истины.

  • Идея “позитивной философии” Конта. Понимание исторического процесса в позитивизме.

  • Теория научных революций. Понятие научной парадигмы и научно-исследовательских программ.

  • Материалистическое понимание истории в марксизме.

  • Формационный и цивилизационный подходы в интерпретации истории.

  • Эстетические проблемы философии.

  • Глобальные проблемы человечества.

  • Философская и научная картины мира.

  • Философия как наука об обществе.

  • Проблема истины в познании. Классические и неклассические теории истины.


9.4. ТЕРМИНЫ



0-й уровень

  1. Мировоззрение

  2. Мифология; мудрость

  3. Философия; наука; религия.

  4. Онтология; гносеология; эпистемология; логика

  5. Антропология; этика; эстетика; аксиология.

1-й уровень

  1. Субстанция; атрибут субстанции; модус субстанции.

  2. Атрибут, акциденция

  3. Монизм; дуализм; плюрализм.

  4. Материализм; идеализм (виды).

  5. Метафизика, диалектика.

  6. Теизм; деизм; пантеизм, атеизм.

  7. Космология, космогония

  8. Теогония, теодицея

  9. Декалог, Правило талиона

  10. Гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм

  11. Деонтология

  12. Императив/Заповедь/Максима/Оценочное суждение

  13. Апатия, аскетизм, агрессия, атараксия

  14. Морализм/Имморализм/Аморализм

  15. Моральный индифферентизм/Нигилизм

  16. Свобода воли/Автономия воли

  17. Сознание/Бессознательное/Сверхсознание

  18. Эгоизм/Разумный эгоизм

  19. Рационализм; сенсуализм; эмпиризм.

  20. Агностицизм; скептицизм.

  21. Антропоцентризм; антропоморфизм;

Антропософия

  1. Калокагатия

  2. Патристика; схоластика.

  3. Экзегеза, герменевтика.

  4. Естественное состояние; общественный договор.

  5. Первичные; вторичные качества; врождённые идеи

  6. Трансцендентальный; трансцендентный; априорная форма.

  7. Верификация, фальсификация.


2-й уровень

  1. Апории.

  2. Маевтика.

  3. Метемпсихоз, реинкарнация, катарсис.

  4. Анамнесис; миф о пещере.

  5. Миф о колеснице, миф об андрогине.

  6. Четыре причины; гилеморфизм; гилозоизм; перводвигатель.

  7. Полития, утопия.

  8. Академия; Ликей (перипатетика); Сад.


3 уровень

  1. Апофатическая (отрицательная); катафатическая (положительная) теология.

  2. Борьба двух градов.

  3. Томизм

  4. Теория двойственной истины

  5. 4 доказательства бытия Бога.

  6. Спор об универсалиях.

  7. Великое восстановление наук. Идолы разума (призраки).

  8. Картезианство; методическое сомнение; cogito ergo sum.

  9. Врождённые идеи; tabula rasa.

  10. Свобода как осознанная необходимость

  11. Четыре благородные истины, восьмеричный путь, золотая середина

  12. Монада; перцепция; апперцепция;

  13. «Esse est percipi» («существовать — значит быть воспринимаемым»).

  14. Аналитические и синтетические суждения.

  15. «Вещь сама по себе (вещь-в-себе)»; феномен; ноумен.

  16. Антиномии.

  17. Категорический императив (2 форму-лировки), гипотетический императив.

  18. Автономная этика/Гетерономная этика

  19. Абсолютная идея; природа; абсолютный дух.

  20. Панлогизм.

  21. Идеология, производительные силы — производственные отношения.

  22. Экзистенция.

  23. Воля к власти; имморализм; переоценка всех ценностей.

  24. Научные революции, парадигма, научно-исследовательские программы.





10 Порядок формирования оценок по дисциплине


Промежуточный контроль (зачет):

Озач = 0,5*Осем1 + 0,5*Оконт

Накопленная итоговая оценка по результатам работы за год:

Онак = 0,5*Озач + 0,25*Осем2 + 0,25*Оэссе 

Итоговая результирующая оценка:

Оит  = 0,8*Онак + 0,2*Оэкз

Где, Оит - итоговая оценка по дисциплине;

Онак - накопленная оценка по итогам работы в течение учебного года;

Осем1 - оценка за работу на семинарах в первом семестре;

Осем2 - оценка за работу на семинарах во втором семестре;

Оконт - оценка за письменную контрольную работу в конце второго модуля;

Оэссе - оценка за эссе;

Озач  - оценка за зачет  в конце первого семестра.

Способ округления оценки промежуточного контроля (зачет) и итогового контроля (экзамен) – арифметический (в пользу студента).

В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: подготовка домашнего задания, активное участие в дискуссии, написание творческих работ в виде небольших эссе во время семинарского занятия или дома по одной из наиболее дискуссионных тем, полнота раскрытия темы и творческий подход при подготовке доклада. При расчете накопленной оценки за работу на семинарских занятиях следует ориентироваться на общее количество семинаров минус 2.Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Qнакопленная.



На первой пересдаче «зачета» или «экзамена» учитывается накопленная оценка (соответственно, за первый семестр или за год), при второй пересдаче накопительная оценка аннулируется.
  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовый учебник


Философия/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. – М.: Гардарики, 2005 http://www.philosophy.ru/lib/history/history_1455.html

    1. Основная литература





  • Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969 http://socioline.ru/book/antologiya-mirovoj-filosofii-v-4-h-tomah-seriya-%C2%ABfilosofskoe-nasledie%C2%BB

  • Гайденко П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000 http://philosophy.ru/library/gaid/02/0.html

  • Зеньковский В., прот. История русской философии. — М.: Республика, 2001. http://www.e-reading-lib.org/book.php?book=149066

  • История философии/Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая – М.: АкадемПроект, 2005 http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf

  • Коплстон Ч.Ф. Средневековая философия. — М .: Энигма, 1997.

  • Основы теории познания: Учебное пособие. Под ред. Б.И. Липского. - СПб.: СПбГУ, 2000 http://uchebalegko.ru/v1639/?cc=1&view=txt

  • Порус В. Рациональность. Наука. Культура. М., 2012 http://www.lib.ru/FILOSOF/PORUS/racionalnost.txt

  • Реале Дж., Антисери Д.. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-4. СПб.: Петрополис, 1997-98.

  • Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М.: Высшая школа, 1996 http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Article/sok_evrfil.php

  • Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. М.: Наука, 1989. http://www.nsu.ru/classics/plato/vorsokratiker.htm

  • Этика: Учебник (для филос. фак-тов ун-тов)/Под общ. ред. А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко. - М.: Гардарики, 1999.


    1. Дополнительная литература





  • Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. Перевод и примечания М.Е.Сергеенко/ Издание подготовил А.А.Столяров. М.: Ренессанс, 1991.

  • Аврелий Августин. О граде Божием. Минск: Харвест, 2000 http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000181/

  • Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.

  • Адо П. Что такое античная философия? М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999.

  • Ансельм Кентерберийский. Прослогион/Сочинения. М.: Канон+, 1995 http://philosophy.allru.net/perv80.html

  • Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры. М., 1997.

  • Антонов К.М. Философия религии в русской метафизике. М.: ПСТГУ, 2008.

  • Апресян Р.Г. От "дружбы" и "любви" - к "морали": об одном сюжете в истории идей//Этическая мысль. М.: ИФРАН, 2000.

  • Апресян Р.Г. Талион и золотое правило: критический анализ сопряженных контекстов//Вопросы философии, 2001, № 3.

  • Аристотель. Сочинения в 4 т. М.: Мысль, 1984.

  • Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 2005.

  • Асмус В.Ф. Платон. М. 1975.

  • Барнс Дж. Аристотель. Краткое введение. М., 2006.

  • Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.

  • Бердяев Н.А. Философия свободы // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.

  • Беркли Д. О принципах человеческого знания. - Сочинения, М., 1978.

  • Библер В. С. На гранях логики культуры. М., 1997.

  • Библия (любое издание)

  • Борев Ю. Эстетика. М.: Астрель, 2005.

  • Бубер М. Образы добра и зла//Бубер М. Два образа веры. М: АСТ, 1999.

  • Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

  • Вебер М. Политика как призвание и профессия. – М., 2001.

  • Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. - М.: Прогресс, 1990.

  • Вебер М. Социология религии: (Типы религиозных сообществ) (§ II. Религиозная этика и "мир")//Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.

  • Вольтер Ф.М.А. Эстетика. Статьи. Письма. М.: Искусство, 1974.

  • Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

  • Гайденко П. Прорыв к трансцендентному. М., 1997.

  • Гарнцев М Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). М., 1987.

  • Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М.: Новое литературное обозрение, 2006.

  • Гегель Г. В. Ф. Наука логики. СПб.: Наука, 1997.

  • Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.

  • Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1994.

  • Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб: Наука, 1992.

  • Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993.

  • Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика. М.: Искусство, 1968 – 1971. Т.1 – 3.

  • Гете И.-В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975.

  • Гидденс Э. Постмодернизм // Философия истории / Ред. Ю.А. Кимелев. М., 1995.

  • Гильдебранд Д. фон. Метафизика любви. СПб.: Алетейя, 1999.

  • Гоббс Т. Сочинения в 2-х томах. М.: Мысль, 1991.

  • Гомер. Илиада. Одиссея. М.: Художественная литература, 1967.

  • Гроций Г. О праве войны и мира. М.: Госюрлитиздат, 1956.

  • Гулыга А. Гегель. М.: Соратник, 1994.

  • Гулыга А. Кант. М.: Соратник, 1994.

  • Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М: Гардарика, 2004.

  • Давыдов Ю. Н. Введение. Отчуждение и культура // Маркс К. Социология. М.: Канон-Пресс-Ц, 2000.

  • Данилевский Н.М. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. – СПб.: Изд-во «Глаголъ», изд-во СПб ГУ, 1995.

  • Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. (С приложением статей Страхова). М.: Книга, 1991.

  • Декарт Р. Сочинения в 2-х томах, т. 1, М., 1989.

  • Джеймс У. Что такое прагматизм?//Вестник Московского Университета. Cерия 7 «Философия», №3, 1993.

  • Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М.: Худ. лит-ра, 1980.

  • Доброхотов А. Л. Введение в философию. М., 1993 http://www.philosophy.ru/edu/ref/dobr/

  • Евлампиев И.И. История русской философии. Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2002.

  • Ивин А.А. Философия истории. М.: Гардарики, 2000.

  • Ильин И.А. О сопротивлении злу силой// http://www.philosophy.ru/library/il/01/11.html

  • История теоретической социологии. М., 1997.

  • История эстетической мысли. Становление и развитие эстетки как науки. М.: Искусство, 1990. Т.5.

  • Каменский З.А. Философия славянофилов. Иван Киреевский и Алексей Хомяков. СПб.: РХГИ, 2003.

  • Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990.

  • Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994.

  • Кант И. Основы метафизики нравственности// http://lb.oppa.ru/index/HTMLs/filosofiya.htm

  • Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение?// http://wwli.iatp.by/filclub/kant_text.htm

  • Кант И. Сочинения в 6-ти тт. M., 1964.

  • Кант И. Что значит ориентироваться в мышлении?// http://www.philosophy.ru/library/kant/ori.html

  • Кантор В.К. Русская классика, или Бытие России. - М.: РОССПЭН, 2005.

  • Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ). М.: РОССПЭН, 2001.

  • Карсавин Л. П. Философия истории. Спб., 1993.

  • Клягин Н.В. Человек в истории. М.: ИФРАН, 1999.

  • Когда государство убивает…Смертная казнь против прав человека. – М.: Прогресс, 1989.

  • Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. Учебник. М.: Ключ-С, 1998.

  • Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.

  • Коллингвуд Р. Идея истории. М. 1980.

  • Конт О. Дух позитивной философии. СПб, 2001, ч.I, гл.1

  • Коран (любое издание)

  • Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. М.: Аспект-Пресс, 2000.

  • Крывелев И.А. История религий в 2-х томах. М.: Мысль, 1975.

  • Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. Учебник. М., ИНФРА-М, 1999.

  • Кузнецова Г.В., Максимов Л.В. Природа моральных абсолютов. М.: Наследие, 1996.
    Скрипник А.П. Моральное зло. М.: Политиздат, 1992.

  • Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995.

  • Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

  • Кьеркегор С. Страх и трепет//Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993

  • Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1994.

  • Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: УРСС, 2001.

  • Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Избранные философские произведения в двух томах. Т. I. М., 1960.

  • Лосский И.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994.

  • Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.

  • Малиновский Б. Избранное: динамика культуры. М., 2004.

  • Мамчур Е. А. Объективность науки и релятивизм. М.: ИФ РАН, 2004.

  • Маркс К. Социология. М.: Канон-Пресс-Ц, 2000.

  • Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. Любое издание, напр.: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/41339

  • Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Любое издание. Гл. 1.

  • Мартынов В.Ф. Философия красоты. Минск.: Тетра Система, 1999.

  • Межуев В. М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М., 2006.

  • Мень А. Сын человеческий. Любое издание.

  • Наука в культуре/Под ред. В.Н. Поруса. М.: УРСС, 1998.

  • Нерсесянц В. С. Политические учения древней Греции. М.: Наука, 1979.

  • Нибур Р. Почему Церковь не стоит на позициях пацифизма?//Христос и культура: Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М.: Юристъ, 1996.

  • Никифоров А. Л. Природа философии: основы философии. М.: Идея-Пресс, 2001.

  • Ницше Ф. К генеалогии морали: Полемическое сочинение//Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990.

  • Огурцов А.П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы//Вопросы философии, 1994, №3.

  • Пирс Ч.С. Закрепление верования. Как сделать наши идеи ясными//Вопросы философии. №12, 1996.

  • Платон. Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1993.

  • Поппер К. Открытое общество и его враги, М. 1992.

  • Порус В. Н. «Конец субъекта» или пострелигиозная эпоха//Разум и экзистенция. Анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб.: РХГИ, 1999.

  • Порус В. Н. У края культуры. Философские очерки. М., 2008.

  • Порус В.Н. Парадоксальная рациональность. Очерки о научной рациональности. - М.: УРАО, 1999.

  • Проблемы методологии гуманитарных наук // Эпистемология & философия науки. 2007, т. XII.

  • Пружинин Б. И. Рациональность и историческое единство научного знания. М.: Наука, 1986.

  • Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2001.

  • Рейчес Дж. Активация и пассивная эвтаназия. М.: Этическая мысль, 1990.

  • Религии мира. Под ред. Я.Н. Щапова. М.: Просвещение, 1994.

  • Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий: СПб.: Наука, 1997.

  • Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

  • Розов Н. С. «Осень» и будущая «весна эпистемологии: перспективы номологического синтеза в социальных науках // Эпистемология & философия науки. 2007, т. XII.

  • Ролз Дж. Теория справедливости. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995.
    Соловьев Вл.С. Оправдание добра. Собр.соч. в 2-х томах. Т.1. – М.: Мысль, 1988.

  • Руссо Ж. Ж. Об Общественном договоре. М.: Канон-Пресс-Ц, 1998.

  • Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.

  • Сартр Ж.-П. Фрагменты из трактата “Бытие и небытие”//Эстетические ценности в системе культуры. М.: Институт философии, 1986.

  • Сартр Ж.-П. Что такое литература? // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – XX вв. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

  • Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм//Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 319-344.

  • Скратон Р. Кант (краткое введение). М. 2006.

  • Смертная казнь: за и против/Составители Шишов О.Ф., Парфёнова Т.С. М.: Юридическая литература, 1989.

  • Соколов В.В. От философии Античности к философии Нового времени. Субъект-объектная парадигма.М.: Эдиториал УРСС, 1999.

  • Соловьев В.С. Русская идея // Соловьев В.С. Сочинения в 2-х тт. Т. 2. М.: Правда, 1989.

  • Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории//Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988.

  • Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве // Соловьев В.С. Сочинения в 2-х тт. Т. 2. М.: Правда, 1989.

  • Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерки истории эстетической аксиологии. - М.: Республика, 1994.

  • Суини М. Лекции по Средневековой философии. М.: Греко-латинский кабинет, 2001.

  • Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1990.

  • Филиппов А. Ф. Систематическое значение политических трактатов Руссо для общей социологии // Руссо Ж. Ж. Об Общественном договоре. М.: Канон-Пресс-Ц, 1998.

  • Филиппов А. Ф. Социология и космос // Социо-Логос. М.: Прогресс, 1991.

  • Филиппов А. Ф. Элементы социологического знания в античных и средневековых концепциях естественного права // История теоретической социологии / Под ред. Ю. Н. Давыдова. Т. 1. М.: Наука, 1995.

  • Философия и культура. М., 1991.

  • Философия науки. Методология и история конкретных наук. М.: Канон+ОИ "Реабилитация", 2006.

  • Философия науки: методология и история конкретных наук. М., 2006.

  • Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. Учебник. М.: ИНФРА-М, 1999.

  • Франк С. Л. Смысл жизни // Смысл жизни. Антология. Вып. 2. М., 1994.

  • Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

  • Фромм Э. Искусство любви. М., 2004.

  • Хёффе О. Политика, право, справедливость. Основоположения критической философии права и государства. М.: Гнозис, 1994.

  • Хрестоматия по истории философии (русская философия): Учебное пособие для вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 672 с.\

  • Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. М., "Проспект", 1997.

  • Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2002.

  • Цицерон. О государстве // Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. Перевод В.О. Горенштейна. М.: Наука, 1966.

  • Чанышев А.В. Философия древнего мира. М.: Высшая школа, 1999.

  • Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики//Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика. 1992.

  • Шпенглер О. Закат Европы (любое издание)

  • Шютц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.

  • Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований. М.: Рудомино, СПб.: Университетская книга, 1997.

  • Эстетика Дидро и современность. М.: Изобр.искусство, 1989.

  • Юм Ю. Трактат о человеческой природе//Соч. в 2-х томах, М., 1966, Т. 1.

  • Яковлев Е.Г. Эстетика. Учебник для ВУЗов. М.: Гардарики, 2002.

  • Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.



11.4. Программные средства


Не используются

11.5.Дистанционная поддержка дисциплины


Перед началом очередной лекции на адреса учебных групп лектором высылаются рабочие таблицы с указанием базовых элементов презентации
  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины


  • Проектор (для лекций и семинаров)

<< предыдущая страница