Программа дисциплины «философия» для специальности 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля... 1 225.07kb.
Программа дисциплины "Культуры потребления" 1 265.19kb.
Программа дисциплины «Социология труда и занятости» 2 613.72kb.
Программа дисциплины «Разработка и технология производства рекламного... 3 338.53kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 109.82kb.
Программа дисциплины "Социология девиантного и нормативного " для... 1 209.29kb.
Кафедра экономической социологии Программа дисциплины Экономическая... 2 359.4kb.
Программа дисциплины «Алгебра и анализ» 1 186.6kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 1 268.08kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 3 164.15kb.
Программа дисциплины социология политики: мобилизационный подход... 1 177.52kb.
25 марта 1841, д. Новоселовка Ярославской губ. 24 апреля 1880, Москва 1 27.64kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины «философия» для специальности 040200. 62 «Социология» подготовки - страница №2/3

6 Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4




Текущий

(неделя)


Контрольная работа




1







Письменная работа длится 60 минут.

Эссе







1




Объем эссе - от 5 000 до 10 000 знаков (с пробелами). Шрифт Times New Roman. Кегль 12. Поля 2 см. Интервал 1,5

Реферат







1




Примерный объем реферата - от 15 000 до 30 000 знаков (с пробелами). Шрифт Times New Roman. Кегль 12. Поля 2 см. Интервал 1,5

Промежуточный

Зачет




1







Оценка за зачет складывается из оценки за письменную контрольную работу и накопленной оценки за работу на семинарских занятиях в 1-2 модулях

Итоговый

Экзамен










1

Экзамен - устное собеседование по билетам


6.1.Критерии оценки знаний, навыков



Требования к оформлению эссе и рефератов

Эссе – это письменная работа, в которой автор излагает свое видение той или иной рассматриваемой проблемы, предлагает аргументы в защиту своей позиции, рассматривает её сильные и слабые стороны. Эссе пишется в свободной форме. Список литературы и цитирование в эссе не являются обязательными.

Формальные требования:

  1. Объем: 5 000-10 000 п.з.

  2. Оформление: титульный лист по стандарту ВШЭ, шрифт 12, интервал 1,5, поля 2 см.

  3. Антиплагиат: не менее 80% авторского текста

  4. Срок сдачи: 31 марта

  5. Форма сдачи: эссе можно сдать в письменной или в электронной форме, прислав его на e-mail ayastrebtseva@gmail.com. В письме должны быть указаны ФИО студента, номер группы и форма письменной работы – эссе.

Реферат – это письменная работа, в основе которой лежит изучение первоисточников по выбранной студентом теме, а также работа с различного рода комментариями в виде отдельных изданий, статей и эссе.

Реферат включает в себя титульный лист, содержание работы, введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.

Во введении автор реферата должен обосновать выбор темы, её актуальность, обозначить цель и задачи исследования, сформулировать основную идею работы.

В основной части реферата должна быть последовательно раскрыта суть исследуемой проблемы, выявлены её теоретические и практические источники. Наряду с определением концептуальных воззрений тех или иных мыслителей на рассматриваемую проблему, желательно высказывание автором собственной позиции, подкрепленной соответствующими аргументами. Реферат предполагает цитирование первоисточников. Количество цитат не должно превышать 30% от общего текста работы. Все цитаты должны быть оформлены сносками с указанием выходных данных цитируемого источника (ФИО автора, название работы, год и место издания, номер страницы. Примеры оформления сносок см. http://culture.hse.ru/links).

В заключении подводятся итоги и делаются выводы. Заключение не должно содержать обоснований, а быть ёмким и кратким.

Список литературы должен содержать не менее четырех наименований, из которых минимум два должны быть первоисточниками – «классическими» текстами по философии. Список литературы не включает в себя учебники и учебно-методические пособия.



Формальные требования:

  1. Объем: 15 000-30 000 п.з.

  2. Оформление: титульный лист по стандарту ВШЭ, шрифт 12, интервал 1,5, поля 2 см.

  3. Антиплагиат: не менее 70% авторского текста

  4. Срок сдачи: 31 марта

  5. Форма сдачи: реферат можно сдать в письменной или в электронной форме, прислав его на e-mail ayastrebtseva @gmail.com. В письме должны быть указаны ФИО студента, номер группы и форма письменной работы – реферат.

Список возможных тем эссе и рефератов представлен п. 9.2. данной программы. За студентом сохраняется право предложить собственные темы при условии предварительной договоренности с преподавателем, читающим курс и/или ведущим семинарские занятия.


Промежуточный зачет проводится в конце 2-го модуля. Оценка за зачет складывается из оценки за письменную контрольную работу и накопленной оценки за работу на семинарских занятиях в 1-2 модулях.

Письменная контрольная работа проводится на последнем семинарском занятии во втором модуле или в заранее выделенное для этого дополнительное время по материалам лекций первого полугодия (по Античности и Средним векам).

В структуру работы входят: ряд тестовых заданий, две цитаты на выявление авторства, несколько терминов на определение (из списка терминов – п. 9.4.) и один открытый вопрос (примеры заданий – п.9.1.).


Итоговый экзамен проводится в конце учебного года и является обязательным. Экзамен представляет собой устное собеседование по списку терминов и по билетам по всем темам прослушанного курса. Примерный список вопросов к экзамену представлен в п.9.3. Уточненный список вопросов высылается на адреса учебных групп и вывешивается в системе LMS не позднее, чем за месяц до даты экзамена.

Оценка за экзамен является блокирующей, то есть при получении неудовлетворительной оценки за экзамен, итоговая оценка также становится неудовлетворительной.

Оценка за ответ на экзамене определяется на основании:

- глубины проработки студентом изученного материала, понимания логической связи между различными разделами программы;

- прочтения и умения пользоваться информацией, почерпнутой из рекомендованной литературы;

- степени понимания обсуждаемых вопросов, актуальности и практической значимости их решения;

- логической корректности, непротиворечивости и системности ответа на экзамене;

- способности студента к творческому подходу в изложении материала, а также к формированию собственного аргументированного мнения.





7 Содержание дисциплины



Тема 1. Философия как мудрость и как мировоззрение.

Понятия «мудрость» и «мировоззрение». Различные формы мировоззрения: обыденное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Особенности философского мировоззрения и его отношение к иным его формам.

Удивление и сомнение как причины стремления к мудрости. Исторические и культурные обстоятельства возникновения первых философских школ.

От мифа к Логосу. Основные проблемы и вопросы философии. Воспитательные функции философии: философия как возделывание (cultura) души (Цицерон).

Структура философского знания. Онтология, гносеология, эпистемология, логика, этика, эстетика, аксиология, антропология как базовые философские дисциплины.

Этапы исторического развития философии. Возникновение философии на Востоке. Веды. Древняя Греция: философия и математика, философия как «наука наук». Древнегреческая натурфилософия. Пифагор и открытие идеи философии. Философия как «любовь к мудрости». Образ философа в диалогах Платона. Понятие философии в «Метафизике» Аристотеля.


Основная литература

Философия/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. – М.: Гардарики, 2005. С.13-19,373-398,569-595 http://www.philosophy.ru/lib/history/history_1455.html



Дополнительная литература

Соколов В.В. От философии Античности к философии Нового времени. Субъект-объектная парадигма. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.

История философии/Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая – М.: АкадемПроект, 2005.

Чанышев А.В. Философия древнего мира. – М.: Высшая школа, 1999.


Тема 2. Древнегреческая философия.

Мифологическое и реальное в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». Представления о нравственности, мире, судьбе. «Теогония» Гесиода как мировоззренческий памятник. Представления о мудрости в раннегреческой литературе. Гномы «семи мудрецов».

Досократическая философия. Милетская школа. Элейская школа. Пифагорейская школа.

Учение Гераклита о логосе, единстве космоса и непрерывной изменчивости всех его проявлений. Принципы единства и борьбы противоположностей.

Космология Фалеса и физика Анаксимандра.

Учение Пифагора о числе. Учение о переселении душ. Космология. Катарсис.

Апории Зенона Элейского. Парменид и его поэма «О природе». Ксенофан и учение о едином боге.

Учение Эмпедокла о любви и воажде как двух космических силах. «Гомеомерии» Анаксагора.

Атомистический материализм Демокрита.

Paideia: cофисты как воспитатели в Афинах V в. до н.э. Софизмы. Противопоставление physis и nomos. «Антропологический поворот». Протагор и его тезис «человек есть мера всех вещей».

Гносеология и этика Сократа. Знание как незнание и как высшая добродетель. Майевтика.


Семинар 1. Древнегреческая философия.

1.Выделите основные досократические школы и охарактеризуйте каждую из них.

2.Как в философии досократиков разрешалась проблема субстанциального первоначала?

3. Что такое «апейрон» в космологии Анаксимандра?

4. Каков смысл апорий Зенона и удалось ли ему с их помощью обосновать онтологическую концепцию элейской школы?

5. Расскажите об основных особенностях философии Сократа. Что нового он привнес в философию, и чем древнегреческая натурфилософия принципиального отличалась от последующей античной философии?

6. Что такое софистика, и какую роль она сыграла в развитии древнегреческой философии?
Основная литература

Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969, Т.1, с.267-315, 321-346.

Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. М.: Наука, 1989. С.33-66, 100-149, 156-257, 176-257, 274-414.

История философии/Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая – М.: АкадемПроект, 2001.

Философия/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. – М.: Гардарики, 2005. С.75-101.

Дополнительная литература

Адо П. Что такое античная философия?—М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999.

Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 2005.

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. – М.: Новое литературное обозрение, 2006.

Гомер. Илиада. Одиссея. – М.: Художественная литература, 1967.

Доброхотов А. Л. Введение в философию (http://www.philosophy.ru/edu/ref/dobr/)

Никифоров А. Л. Природа философии: основы философии. - М.: Идея-Пресс, 2001.

Платон. Апология Сократа//Платон. Соч. в 3-х тт. Т. 1. – М.: Мысль, 1970.

Платон. Федон//Платон. Соч. в 3-х тт. Т. 2. – М.: Мысль, 1970.

Чанышев А.В. Философия древнего мира. – М.: Высшая школа, 1999. С.178-190, 192-263.



Интернет-ресурсы: ИФ РАН: www.philosophy.ru
Тема 3. Философские идеи Античности.

Социальные корни и социальные идеи Античности.

Античные представления об истине: тождество бытия и мышления Парменида, истина - “несокрытость” Гераклита, релятивизм софистов. Платон и Аристотель о соотношении правдоподобного мнения и истинного знания.

Объективный идеализм Платона. Учение об идеях. Идея Блага, Добра и Красоты. Знание как припоминание.

Философское учение Аристотеля. Критика теории идей Платона. Проблема сущности. Учение о четырех причинах и Боге как перводвигателе. Понятия гилозоизма и гилеморфизма.

Политическая утопия Платона. Взаимосвязь теории познания, онтологии и этики Платона. Характер и структура платоновского государства. Типология форм правления.

Политическая философия Аристотеля. Учение о благе, справедливости и человеческом действии. Значение любви и дружбы в политической жизни. Типология видов общежития и понятие полиса. Правильные и неправильные виды социального устройства. Предмет и задачи этики, по Аристотелю. Критика Аристотелем этического интеллектуализма Сократа и Платона. Учение Аристотеля о высшем благе. Отличие трактовки понятия блага у Платона и Аристотеля. Аристотель о различных пониманиях счастья (блаженства) - соответствующих различным образам жизни. Созерцательная деятельность как высшее счастье. Блага-цели и блага-средства. Иерархия благ. "Благо само по себе". Понятие высшего блага. Счастье как добродетель; счастье как божественная награда за добродетель. Учение о добродетели. Этические и дианоэтические добродетели. Учение Аристотеля о золотой середине и нравственный релятивизм.

Философия эллинизма. Учение о логосе античных стоиков. Сенсуализм Эпикура: «Ум» как продолжение «чувства». Понятие «скепсис» у античных пирронистов. Скептицизм в его отношении к догматизму и агностицизму. Неоплатонизм, учение о Едином и об эманации.

Этика стоиков. Классификация благ. Самодостаточность добродетели. Идеал «апатии». Гедонизм Эпикура: наслаждение как критерий блага. Типология наслаждений. Этика скептиков-пирронистов. Атараксия.
Семинар 2. Основные идеи философов Античности.

1.Каков образ философа в “Апологии Сократа” Платона? Какими качествами, по мнению Платона, должен обладать настоящий философ? Мудрость и мудрец в понимании Сократа.

2.В чем суть майевтического метода Сократа?

3. Насколько обосновано решения афинян в отношении Сократа?

4. Мудрость в понимании Аристотеля. Почему “философия начинается с удивления”? Предмет философии. Почему так важно понять “начала” каждой вещи? Почему Аристотель называет философию “единственно свободной” и потому “лучшей” из наук?

5.Как возможно знание о чем-то? Тождественны ли законы бытия и законы мышления?

6.В чем суть платоновского учения об идеях и его критики Аристотелем?

7. Учение Аристотеля о сущности и о четырех причинах?

8. Учение об Эросе в диалоге Платона «Пир».

9. Понятия дружбы и любви в античной философии. Теории любви (дружбы) Платона и Аристотеля.


Основная литература

Философия/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. – М.: Гардарики, 2005. С.101-114.

Платон "Апология Сократа"// Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Общая редакция А. Ф. Лосева, В. А. Асмуса и А. А. Тахо-Годи, т.1. Москва, 1990 (Философское наследие 112), c. 70-97

Аристотель. Метафизика//Аристотель, Соч. в 4 тт.,Т .1, М., "Мысль", 1976. (Кн.1, гл.1,2,3,9; Кн.2, гл.12; Кн.4, гл.1,2,3,7; Кн.5, гл.2; Кн.6, гл.1; Кн.7, гл.1,3; Кн.8, гл.4)

Э8),

Платон. Пир//Платон. Соч. в 4-х томах. Т.2. – М.: Мысль, 1993.



Дополнительная литература

В.Васильев, А. Кротов, Д. Бугай “История философии” , М., 2005, с.71-74, 112-114.

Доброхотов А. Введение в философию, М. 1993, с. 3-15.

Гаспаров М. Занимательная Греция. М., 1996, с. 104-107, 212-217, 225-229.

Апресян Р.Г. От "дружбы" и "любви" - к "морали": об одном сюжете в истории идей//Этическая мысль. - М.: ИФРАН, 2000.

Гильдебранд Д. фон. Метафизика любви. - СПб.: Алетейя, 1999.

Фромм Э. Искусство любви. – М., 2004.

Интернет-ресурсы: ИФ РАН: www.philosophy.ru
Семинар 3. Открытие человека в Античности: платоновское учение о душе.

Разбор диалогов Платона “Федон” и «Федр»

1.Отношение философа к жизни и смерти

2.Представление Платона о мире истинного бытия и мире становления.

3.Отношение души и тела как центральный момент антропологии Платона.

4.Учение об анамнезисе (знании как припоминании) и метемпсихозе (переселении душ).

5.Четыре аргумента Платона в пользу бессмертия души.

6. Миф о колесницах, небесном предсуществовании и падении душ.

7. Понятие диалектики в её соотношении с софистикой и риторикой.
Основная литература

Платон. Федон//Соч., т.2, с. 13-94.

Платон. Федр//Cоч., т.2. с.159-222.

Философия/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. – М.: Гардарики, 2005. С.101-114.



Дополнительная литература

В.Васильев, А. Кротов, Д. Бугай “История философии” , М., 2005, с.103-124.

В. Асмус “Платон”, М. 1975, с. 27-77

Д. Эннес “Платон. Краткое введение”, М., 2006 с. 77-91

М. Гаспаров “Занимательная Греция”, М., 1996, с. 255-258

Чанышев А.В. Философия древнего мира. – М.: Высшая школа, 1999. С.327-363.



Интернет-ресурсы: ИФ РАН: www.philosophy.ru
Семинар 4. Политическая философия Платона.

Разбор диалога Платона “Государство” (фрагменты из 2 книги (о происхождении государства), 4 книги (образы идеального государства, справедливого человека, учение о душе), 8 книги (типы неправильных государств))

1.В чем состоит непреходящее значение истории философских идей для социального ученого?

2.Проблема вечного закона и позитивного закона государства как основной конфликт политической философии.

3.Характер и структура платоновского государства. Типология форм правления.

4.Платон о соотношение сословий государства и “частей души”. Учение о единстве четырех добродетелей. Четыре типа "дурного" государства. Роль философов в идеальном государстве.

5.Семейная политика Платона.
Основная литература.

Платон. Государство//Соч., т.3(1). С.206-273,327-389.

Философия/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. – М.: Гардарики, 2005. С.101-114, 482.

Дополнительная литература

Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 2005.

Чанышев А.В. Философия древнего мира. – М.: Высшая школа, 1999. С.327-363.

В. Асмус “Платон”, М. 1975, с. 27-77



Интернет-ресурсы: ИФ РАН: www.philosophy.ru
Семинар 5. Политическая философия Аристотеля.

Разбор трактата Аристотеля “Политика” (1 и 3 книги – о происхождении, цели и формах устройства государства).

1. В чем отличие философии Платона от философии Аристотеля?

2. Аристотель о происхождении и цели государства.

3. В чем отличие в этической концепции Аристотеля благ-целей от благ-средств. Иерархия благ. "Благо само по себе". Понятие высшего блага. В чем суть критики платоновского учения о благе Аристотелем? Счастье как добродетель и как божественная награда за добродетель.

4.Аристотелевское определение государства и гражданина. “Правильные” и “неправильные” формы государственного устройства.

5. Как Аристотель толкует понятие свободы?

6. Аристотель о проблеме частной собственности и рабстве (в сопоставление с платоновской концепцией).


Основная литература

Платон, "Государство"//Соч., т.3, кн.2, кн.4, кн.8.

Аристотель. Политика/ Пер. С.А.Жебелева// Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 376-387; 444-485.

Философия/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. – М.: Гардарики, 2005. С.101-114.

Аристотель. Никомахова этика (1)//Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1984. Кн.1-3, 6,10.

Дополнительная литература

Нерсесянц В. С. Политические учения древней Греции. М.: Наука, 1979.

В.Васильев, А. Кротов, Д. Бугай “История философии” , М., 2005, с. 97-102, 118-123.

К. Поппер “Открытое общество и его враги”, М. 1992, т.1, с.123-199.

В. Асмус “Платон”, М. 1975, с.120-145.

Дж. Барнс “Аристотель. Краткое введение”, М., 2006, с.156-167.



Интернет-ресурсы: ИФ РАН: www.philosophy.ru
Тема 4. Проблема истинного знания в Средние века.

Фома Аквинский об истине как “тождестве вещи и представления”. Проблема двух истин. Принцип «гармонии разума и веры». Рациональные доказательства бытия бога: космологическое, онтологическое, телеологическое.

Понятие вечного закона и идея порядка в философии Августина. Град земной и Град Божий. Средневековая схоластика. Спор об универсалиях.

Средневековье: философия как “служанка богословия”. Средневековые учения о Боге как истинном Бытии и высшем Благе. Представления о судьбе и назначении человека.

Специфика религиозной морали. Религия и миф. Понятие религиозного и философского бога. Теизм и деизм. Соотношение абсолютного и относительного в познании. Знание и мнение. Вера как необходимое условие познания.

Апофатическое и катафатическое богословие. Экзегеза и катехизис.

Добро и зло как основные категории морали. Эволюция представлений о добре и зле в истории средневековой философии. Теодицея.

Утешение философией: теизм С. Боэция, проблема судьбы, предопределения и человеческой свободы.


Семинар 6. Философия и теология. Проблема существования Бога.

  1. Что составляло предмет теологии в Средние века, и почему философия была «служанкой богословия»?

  2. Как средневековые философы решали вопрос о Боге? В чем отличие античной и средневековой его трактовок? Каковы функции Бога и его атрибуты?

  3. Дайте определение следующим понятиям: теизм, деизм, теоцентризм, теология, теодицея, пантеизм, атеизм, догматизм, свободомыслие, ересь.

  4. Каково отличие апофатического богословия от катафатического, согласно Псевдо-Дионисию Ареопагиту?

  5. В чем суть учения о «двух градах» Аврелия Августина?

  6. Можно ли рационально доказать существование Бога? Оцените философские попытки такого доказательства, предпринятые Ансельмом Кентерберийским и Фомой Аквинским.

  7. Ответственен ли Бог за существование в мире зла? Возможна ли теодицея?


Основная литература

Зеньковский В., прот. История русской философии. — М.: Республика, 2001.

Коплстон Ч.Ф. Средневековая философия. — М .: Энигма, 1997.

Философия/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. – М.: Гардарики, 2005. С.130-161, 618-640.



Дополнительная литература

Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969.

Ансельм Кентерберийский. Прослогион/Сочинения. - М.: Канон+, 1995. С. 123-166. (http://philosophy.allru.net/perv80.html)

Суини М. Лекции по Средневековой философии. — М.: Греко-латинский кабинет, 2001. С. 2-22, 62-78,149-162.

Аврелий Августин. Исповедь. — М.: Канон+, 2003. С. 5-48. (http://psylib.org.ua/books/avgus01/index.htm)

Аврелий Августин О граде Божием. — Минск: Харвест, 2000. С. 3-56. (http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000181/)

Антонов К.М. Философия религии в русской метафизике. - М.: ПСТГУ, 2008. С. 84-130.
Интернет-ресурсы

ИФ РАН: www.philosophy.ru

Интернет-библиотека Якова Кротова: www.krotov.info

Интернет библиотека Максима Машкова: www.lib.ru


Семинар 7. Понятия добра и зла как философские категории.

  1. Гносеологическая природа добра и зла, по Сократу.

  2. Природа добра и зла, по Платону. Собственное и постороннее зло.

  3. Три вида неразумия, по Аристотелю, и связанные с ними три вида человеческих пороков. Добро как добродетель.

  4. Христианство о природе добра и зла.

  5. Августин и манихейство. Добро и зло как два начала. «Исповедь» Августина и трансформация его представлений о добре и зле.

  6. Восточное христианство. Дионисий Ареопагит о добре и зле. Зло как недостаток добра.

  7. Катафатическая и апофатическая теология.


Основная литература

Августин. Исповедь. – М.: Канон+, 1997.

Аристотель. Никомахова этика (1)//Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1984.

Платон. Апология Сократа/Платон. Соч. в 3-х томах. Т. 1. – М.: Наука, 1968.

Платон. Гиппий Больший/Платон. Соч. в 3-х томах. Т. 1. – М.: Наука, 1968.

Платон. Протагор/Платон. Соч. в 3-х томах. Т. 1. – М.: Наука, 1968.

Соловьев Вл.С. Оправдание добра. Собр.соч. в 2-х томах. Т.1. – М.: Мысль, 1988.

Философия/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. – М.: Гардарики, 2005. С.101-106, 130-161.



Дополнительная литература

Бубер М. Образы добра и зла//Бубер М. Два образа веры. - М: АСТ, 1999.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М: Гардарика, 2004.

Кузнецова Г.В., Максимов Л.В. Природа моральных абсолютов. - М.: Наследие, 1996.


Скрипник А.П. Моральное зло. - М.: Политиздат, 1992.

Лосский И.О. Бог и мировое зло. - М.: Республика, 1994.



Интернет-ресурсы

ИФ РАН: www.philosophy.ru

Интернет-библиотека Якова Кротова: www.krotov.info

Интернет библиотека Максима Машкова: www.lib.ru


Тема 5. Натурфилософия эпохи Возрождения и философские основания гуманизма.

Общие черты философии Возрождения. Античный неоплатонизм и натурфилософский пантеизм.

Учение Николая Кузанского о бытии. Соотношение натуралистического и мистического пантеизма. Учение о бесконечности мира, микро- и макрокосмосе. Роль рассудка и разума в научном и философском познании.

Дж. Бруно о боге, субстанции и материи. Учение о бесконечности вселенной и бесчисленности составляющих её миров. Отношение Бруно к гелиоцентрической теории Коперника.

Гуманистические учения эпохи Возрождения (Петрарка, Манетти, Данте, Пикко дела Мирандола). Основные черты ренессансного гуманизма: самоценность земного бытия, человек – высшая ценность; мир – поле деятельности человека, его активного воздействия на природу; гармоническое единство материального и духовного, могущество разума и его автономность во взаимоотношениях с верой; отождествление этического и эстетического (Красота есть высшее Добро, Добро – высшая Красота). Элитарность гуманистической культуры (совершенство доступно всем людям, но не все люди стремятся к нему и достигают его).
Основная литература

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М.: Высшая школа, 1996.

Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. Учебник. М., ИНФРА-М, 1999.

Философия/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. – М.: Гардарики, 2005. С.195-214.



Дополнительная литература

Хрестоматия по истории философии. Т.1-3. М., Владос, 2001.

Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. М., "Проспект", 1997.
Тема 6. Трансформация политического идеала. Средние века и Возрождение.

Элементы социологического знания в античных и средневековых концепциях естественного права. Христианские теократические концепции: учение Августина Блаженного о “двух градах”; Фома Аквинский о государстве как исходящей от Бога силе, направляющей человека к нравственному совершенству.

Представления о политической власти: дискуссии о приоритете светской или духовной власти (Августин Блаженный, Фома Аквинский, Марсилий Падуанский).

Отношения человека и государства: человек для государства или государство для человека? Проблема справедливости. Проекты “справедливых” государств (Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла). Достижим ли политический идеал? Мораль и политика (Н. Макиавелли)


Семинар 8. Идея естественного права в социальной философии в Античности, в Средние века и в эпоху Возрождения.

1.Что такое естественное право в понимании древних?

2.В чем состоит ключевое изменение в понимании естественного права при переходе от стоических и юридических концепций к христианским?

3.В чем сходство и различие социально-философских концепций Августина и Фомы?

4. Что называется социальной утопией и какие социальные утопические идеи развивали Т. Мор, Т. Кампанелла, Фр. Бэкон?

5. Каково соотношение морали и политики в философии Н. Макиавелли?



Основная литература

Цицерон. О государстве // Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. Перевод В.О.Горенштейна. М.: Наука, 1966 (или любой другой год издания).

Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. Перевод и примечания М.Е.Сергеенко/ Издание подготовил А.А.Столяров. М.: Ренессанс, 1991. Книга III.

Философия/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. – М.: Гардарики, 2005. С. 212-214, 482-484.



Дополнительная литература

Филиппов А. Ф. Социология и космос // Социо-Логос. М.: Прогресс, 1991.

Филиппов А. Ф. Элементы социологического знания в античных и средневековых концепциях естественного права // История теоретической социологии / Под ред. Ю. Н. Давыдова. Т. 1. М.: Наука, 1995.

Интернет-ресурсы

ИФ РАН: www.philosophy.ru

Интернет-библиотека Якова Кротова: www.krotov.info

Интернет библиотека Максима Машкова: www.lib.ru


Тема 7. Философские проблемы новоевропейской науки. Эмпиризм и рационализм.

Познавательная деятельность. Роль сознания в процессе познания. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Логика как искусство правильного мышления и её место в познании. Логические законы. Понятие силлогизма. Доказательная аргументация, логические ошибки. Научное и вненаучное знание. Наука и лженаучные теории. Субъект, объект и предмет познания. Понятие научного метода. Теоретический и практический уровни познания. Ступени познавательной деятельности: чувственное, рациональное и интуитивное познание. Рационализм, эмпиризм, сенсуализм.

Эмпирическая методология Бэкона. Учение об идолах. Новая логика и индукция. «Знание – сила».

Учение Гоббса о познании: понимание ощущений как “призраков”. Локк и Беркли: критика врожденного знания. Юм о впечатлениях, представлениях (идеях) и ассоциации. Основные идеи и представители философии рационализма.

Р. Декарт: учение о методе. Четыре правила метода. Дедукция. Самосознание как основание достоверности. Духовная и материальная субстанции и их атрибуты. Спиноза: учение о Боге как единой бесконечной субстанции и ее модусах. Теория причинности Спинозы. Пантеизм.

Лейбниц: учение о монадах (“истинных атомах природы”).

Понятие и критерии научной истины. Практика как критерий истины. Границы познания. Сомнение, его функция в познании. Агностицизм и скептицизм.
Семинар 9. Философия науки в эпоху Нового времени.

1.Что такое разумность и рациональность? Какую роль в познании играет логическое мышление? Что такое логическая корректность?

2.Что такое силлогизм и каковы три основные логические законы, сформулированные Аристотелем?

3.Какие уровни познания существуют? В чем их отличие?

4.Что такое наука? Можно ли говорить о её эволюции? Какие этапы в становлении научного знания можно выделить?

5.Каковы основные тенденции в развитии науки в Новое время? В чем специфика новой методологии? Возможно ли их эффективное сочетание в рамках одной концепции эмпиризма и рационализма?

6.Теория познания Фр. Бэкона, учение об «идолах» и двух видах опыта.

7.

11.В чем принципиальное отличие в понимании истины новоевропейской философии от античной и средневековой философии?



12.Возможно ли достижение абсолютной истины? Научная истина абсолютна или относительна? Объективна или субъективна?

13.Какие критерии научной истины позволяют отличить её от иных видов знания, например, от истины религиозной?

14.Каковы недостатки, с точки зрения К. Поппера, принципа верификации, и какую альтернативу ему он предложил?

15.На чем основана классическая теория истины? Кто был её сторонником? Какие неклассические теории истины существуют и в чем их принципиальное отличие друг от друга?


Основная литература

Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969.

Основы теории познания: Учебное пособие. Под ред. Б.И. Липского. - СПб.: СПбГУ, 2000.

Философия/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. – М.: Гардарики, 2005. С.218-249, 400-419, 419-437.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М.: Высшая школа, 1996.

Дополнительная литература

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. - М.: УРСС, 2001.

Мамчур Е. А. Объективность науки и релятивизм. - М.: ИФ РАН, 2004.

Наука в культуре/Под ред. В.Н. Поруса. - М.: УРСС, 1998.

Порус В. Н. Рациональность, наука, культура. - М.: УРСС, 2002.

Пружинин Б. И. Рациональность и историческое единство научного знания. - М.: Наука, 1986.

Философия науки. Методология и история конкретных наук. - М.: Канон+ОИ "Реабилитация", 2006.

Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1999.

Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. - М., 1988.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. - М.: УРСС, 2001.

Порус В. Н. Парадоксальная рациональность. Очерки о научной рациональности. - М.: УРАО, 1999.

Интернет-ресурсы

ИФ РАН: www.philosophy.ru

Интернет-библиотека Якова Кротова: www.krotov.info

Интернет библиотека Максима Машкова: www.lib.ru


Семинар 10. Гносеологические идеи Локка, Гоббса и Беркли.

1.Локк о внешнем и внутреннем опыте, "простых идеях", проблеме первичных и


вторичных качеств. Понятие «tabula rasa».

2.Два класса идей Беркли. Анализ положения “Esse est perсipi aut percipere” (Быть значит восприниматься или воспринимать). Отрицание Беркли существования абстрактных идей и материи.

3. В чем основные аргументы критики Локком и Беркли теории врожденных идей?

4. Сенсуализм и номинализм Гоббса в трактовке происхождения знания. Учение о метках и знаках.


Основная литература

Т. Гоббс. Левифан - Соч. т.2, М., 1964, ч. 1, главы 1-5, 7-9, 14, 16, ч.2 гл.17

Д. Локк. Опыт о человеческом разумении. - Избранные философские произведения в двух томах. Т. I. М., 1960. (фрагменты)

Д. Беркли. О принципах человеческого знания. - Сочинения, М., 1978, ч. I, §. 1-11, 16-18, 22, 25-39.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М.: Высшая школа, 1996.

Философия/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. – М.: Гардарики, 2005. С.224-231.



Дополнительная литература

Д. Юм Трактат о человеческой природе" - Соч. в 2-х томах, М., 1966, т. 1, кН.1, ч.1, гл. 1, 3, 4, 6.

В.Васильев, А. Кротов, Д. Бугай “История философии” , М., 2005, с. 267-274, 285-292, 317-326, 326-342.

П. Гайденко, История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000, с.153-163, 305-317.



Интернет-ресурсы

ИФ РАН: www.philosophy.ru

Интернет-библиотека Якова Кротова: www.krotov.info

Интернет библиотека Максима Машкова: www.lib.ru


Семинар 11. «Сомнение» как основа философии Августина и Декарта.

1.Учение Блаженного Августина о Боге и человеке.

2. Аргументы в пользу очевидности человеческого существования (мышление, сомнение, заблуждение).

3. Сравните положения: «Ошибаюсь, следовательно, существую» и «Мыслю, следовательно, существую».

4.Процедура сомнения как основа метафизики Декарта. Основные положения рационалистической философии Декарта. Правила метода.

5. Различие скептицизма и агностицизма.

6. Принцип очевидности и достоверности знания. Учение о духовной и материальной субстанциях.

7.Учение Декарта о врожденных идеях и о душе.


Основная литература

Августин Аврелий О свободе воли II, 3, 7

Августин Аврелий О Троице, X, 10, 15-16

Августин Аврелий О граде Божием, XI, 26 (Августин о заблуждении)

Августин Аврелий Об истинной религии, 39, 72 (Августин о сомнении)

Р. Декарт Правила для руководства ума.- Сочинения в 2 - х томах, т. 1, М., 1989, правилa I-VII, IX, XIV.

Р. Декарт Рассуждение о методе. - Сочинения в 2 - х томах, т. 1, М., 1989, части I-IV.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М.: Высшая школа, 1996.

Философия/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. – М.: Гардарики, 2005. 139-143,234-240.

Дополнительная литература

В.Васильев, А. Кротов, Д. Бугай “История философии” , М., 2005, с. 266-284

П. Гайденко, История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000, с.111-181

М. Гарнцев, Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). М., 1987 (Ч.2, гл.II, 1 “Августин. Проблемы сомнения и самопознания”, Ч. 3, гл.II, 1 “Декарт. Отношение к Августину и схоластике. Проблема сомнения”)



http://psylib.org.ua/books/garnz01/index.htm

Интернет-ресурсы

ИФ РАН: www.philosophy.ru

Интернет-библиотека Якова Кротова: www.krotov.info

Интернет библиотека Максима Машкова: www.lib.ru


Тема 8. Новоевропейский политический либерализм и социальная философия Просвещения.

Политический либерализм Локка. Теория естественных прав человека и его гражданского состояния.

Отношение Гоббса к религии и церкви. Деизм Локка и Гоббса. Спиноза как критик религии и церкви. Д. Юм о психологических корнях религии. Сердце и разум в религии (Паскаль). Критика Паскалем деизма. Три пути к Богу, согласно Паскалю. Воинствующий атеизм французских материалистов эпохи Просвещения и его философское обоснование.

Этика Спинозы и его учение об аффектах. Учение Спинозы о свободе. «Свобода как познанная необходимость».

Натуралистическая трактовка человека. «Человек-машина» (Ламетри).

Проблема социального равенства и суверенитета в философии Ж.-Ж. Руссо. Социальная философия Монтескье.

Естественное состояние человека и теория общественного договора (Гоббс, Локк, Руссо).
Семинар 12. Политическая философия Т. Гоббса и Дж. Локка .


  1. Понятие суверенитета.

  2. Идея государства - "Левиафана" Гоббса. Классификация социальных групп.

  3. Проблема войны и мира в социальной философии Гоббса.

  4. Естественное состояние и естественные права человека.

  5. «Свобода» в трактовке Гоббса. Его отношение к свободе воли.

  6. Договорная теория государства.

  7. Учение Локка о собственности и государстве.

  8. Что такое свобода? Можно ли её определить как абсолютный произвол?

  9. Можно ли выработать объективные критерии свободы? Если да, то каковы они?

  10. Каковы основания для выделения различных типов свободы? В чем отличие нравственной свободы от свободы политической, экономической, правовой?

  11. Каково соотношение свободы и ответственности? Любая ли свобода с необходимостью влечет за собой ответственность?

  12. Каковы границы нравственной и правовой свободы?

Основная литература

Гоббс Т. Левиафан//Гоббс Т. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1991. Т. 2. Гл. 12, 13, 14, 17, 18, 21.

Философия: учебник/Под. ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. С. 200, 209-214, 217-223, 234-240, 246-249, 224-226.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М.: Высшая школа, 1996.

Философия/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. – М.: Гардарики, 2005. С.224-229, 506-509.

Интернет-ресурсы

ИФ РАН: www.philosophy.ru

Интернет-библиотека Якова Кротова: www.krotov.info

Интернет библиотека Максима Машкова: www.lib.ru


Семинар 13. Социальная философия как революционная сила.

1.Учение Ш.Л. Монтескье о типах общественного устройства.

2.Ж.Ж.Руссо и его понятие народного суверенитета. Критика неравенства. Идея общественного договора. Откуда берется проблематика суверенитета?

3.Что означает критика цивилизации у Руссо для его социальной философии?

4. Как соотносятся между собой концепция происхождения неравенства и понятие общей воли?

5. Какое значение имеет свобода в лозунге Великой французской революции «свобода, равенство, братство»? Какое значение категория свободы приобрела в теории общественного договора?

6.Как в рамках гражданского общества переосмысливается категория свободы? В чем её специфика?

7.Можно ли создать общество всеобщей свободы, в котором каждый представитель этого общества всегда будет наделен равной с другими степенью свободы?


Основная литература

Руссо Ж. Ж. Рассуждение о происхождении неравенства между людьми // Руссо Ж. Ж. Об Общественном договоре. М.: Канон-Пресс-Ц, 1998. Ч. 1.

Руссо Ж. Ж. Об Общественном договоре // Руссо Ж. Ж. Об Общественном договоре. М.: Канон-Пресс-Ц, 1998. Кн. 1-2.

Философия/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. – М.: Гардарики, 2005. С.249-255,258-260, 263-265, 510-512,522-525.



Дополнительная литература

Филиппов А. Ф. Систематическое значение политических трактатов Руссо для общей социологии // Руссо Ж. Ж. Об Общественном договоре. М.: Канон-Пресс-Ц, 1998.



Интернет-ресурсы

ИФ РАН: www.philosophy.ru

Интернет-библиотека Якова Кротова: www.krotov.info

Интернет библиотека Максима Машкова: www.lib.ru


Тема 9. «Критическая» философия И. Канта.

Истоки кантовской философии: рационализм Лейбница, скептицизм Юма.

Критика традиционной метафизики. Коперниканский переворот Канта.

Понятие трансцендентальной философии. Основной вопрос философии: как возможно синтетическое априорное знание? Аналитические и синтетические суждения. Априорные и апостериорные суждения. Вещи и явления. Понятие «вещь в себе». Трансцендентальная логика. Таблица категорий. Антиномичность мира.

Практическая философия Канта. Понятие автономной и гетерономной морали. Категорический и гипотетический императивы. Понятие вечного мира.

Неокантианство и его значение для социальной философии. Возникновение неокантианства, марбургская и баденская школы. Философия ценностей. Философия истории.


Семинар 14. «Критика чистого разума» И. Канта.

1.Границы человеческого познания. 3 основных вопроса философии Канта.

2.Основные понятия философии Канта: аналитические и синтетические суждения, априорные и апостериорные суждения.

3.Пространство и время как априорные формы чувственности. Трансцендентальное единство апперцепции.

4. Основные задачи трансцендентальной эстетики, аналитики и эстетики.

5. Отличие разума от рассудка? Идей от категорий?

6.Явления (феномены) и ноумены (вещи-в-себе). Учение о категориях.

7. В чем специфика неокантианского прочтения основных идей И. Канта?

8. В чем заключается особый статус ценностей, с точки зрения неокантианства? В чем особенность его трактовки гуманитарного знания?
Основная литература

И. Кант Кант. Критика чистого разума. – Сочинения в 6-ти тт. Т.3. M., 1964, с. 98-123, 128-141, 153-158, 189-213, 285-309, 405-409.

Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий: СПб.: Наука, 1997. Гл. V.

Философия/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. – М.: Гардарики, 2005. С.265-278.


Дополнительная литература.

В.Васильев, А. Кротов, Д. Бугай “История философии” , М., 2005, с.367-387.

П. Гайденко, История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000, с.317-339

Р. Скратон, Кант (краткое введение), М. 2006, с.26-88.

Гулыга А. Кант. М.: Соратник, 1994.

Интернет-ресурсы

ИФ РАН: www.philosophy.ru

Интернет-библиотека Якова Кротова: www.krotov.info

Интернет библиотека Максима Машкова: www.lib.ru


Семинар 15. «Критика практического разума» И. Канта.

1. Как связаны между собой теоретическая и практическая философия Канта?

2.Как соотносятся концепция свободы и следование законам у Канта?

3.Что такое Просвещение и в чем философский смысл идеи совершеннолетия, по Канту?

4.Автономия воли. Категорический императив. Право, государство, просвещение.

5.Идея вечного мира.

6.Априорность морали. Деонтология И. Канта.

7. Как в этике Канта согласуются причинность человеческих поступков и свобода, нравственный закон и свобода?

8. Как идея доброй воли связана у Канта с представлением об абсолютной необходимости нравственного закона?

9. Почему у Канта нравственный закон неизбежно приобретает форму категорического императива?


Основная литература

Кант И. Что значит ориентироваться в мышлении?// http://www.philosophy.ru/library/kant/ori.html

Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение?// http://wwli.iatp.by/filclub/kant_text.htm

Философия/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. – М.: Гардарики, 2005. С.278-282, 506-508..



Дополнительная литература

Кант И. Основы метафизики нравственности// http://lb.oppa.ru/index/HTMLs/filosofiya.htm

Гулыга А. Кант. М.: Соратник, 1994.

Интернет-ресурсы

ИФ РАН: www.philosophy.ru

Интернет-библиотека Якова Кротова: www.krotov.info

Интернет библиотека Максима Машкова: www.lib.ru


Тема 10. Философская система Гегеля.

Гегель – последний новоевропейский философ. «Феноменология духа» и ее положение в системе Гегеля.

Система Гегеля. Наука логики: бытие, сущность, понятие. Философия природы. Философия духа. Субъективный дух: антропология, феноменология духа, психология. Объективный дух: абстрактное право, моральность, нравственность, мировая история. Абсолютный дух: искусство, религия откровения, философия.

Основные понятия гегелевской философии (понятие, дух (субъективный, объективный, абсолютный)), сознание. Логика. Панлогизм. Учение о синтезе. Три основных закона диалектики. Учение о бытии.

Понятие хитрости разума. Разум в истории человечества.
Семинар 16. Философия духа и философия истории Гегеля.

1.Этапы становления абсолютного духа. Мировой Разум как субстанция и субъект истории.

3.Содержание и направленность истории, телеология истории.

4.Эпохи всемирно-исторического процесса. Разум в истории и «хитрость разума».

5. Гегель: правовое государство как “воплощение воли Божьей на земле”

6.Социальная философия Гегеля. Дух и свобода. Диалектика господства и рабства. Значение труда. 7.Мировая история как поступательное движение духа. Понятие государства. Государство и гражданское общество. Добрая воля как конкретизация абсолютной необходимости нравственного закона.

8. Какую роль свобода, разум и государство играют в философии истории Гегеля?
Основная литература

Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб: Наука, 1992.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993.

Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.

Философия/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. – М.: Гардарики, 2005. С.290-297, 512.

Дополнительная литература

В.Васильев, А. Кротов, Д. Бугай “История философии” , М., 2005, с.399-417.

Вл. Соловьев “Гегель” / Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

П. Гайденко, История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000, с.395-406.

Р. Коллингвуд, Идея истории, М. 1980, ч.III, § 7,8.

Гулыга А. Гегель. М.: Соратник, 1994.

Гегель Г. В. Ф. Наука логики. СПб.: Наука, 1997.

Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1994.



Интернет-ресурсы

ИФ РАН: www.philosophy.ru

Интернет библиотека Максима Машкова: www.lib.ru
Тема 11. Человек и общество. Человек как субъект истории.

Понятие истории. История как предмет философского изучения (философия истории). Проблема отчуждения: человеческая природа в тисках социальных функций. Возможно ли преодоление отчуждения? Сводим ли человек к “совокупности всех общественных отношений” (К. Маркс)? Фактор сознания в общественной деятельности человека.

Просвещение: основные черты исторического самосознания. Периодизация истории, прогресс разума у Тюрго и Кондорсе. Философия истории Ш.Л. Монтескье. Представления Ж.-Ж. Руссо о цивилизации и сущности человека.

«Идеи к философии истории человечества» Гердера. Законы общественного развития и образ будущего. Учение о расах.

Философия истории И. Канта в работе «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане». Смысл человеческой истории. Цель общественного развития - достижение «всеобщего правового гражданского общества». Программа философской всемирной истории.

«Философия истории» Гегеля. Учение о «хитрости разума». Структура исторического времени.

«Вечное возвращение« и «сверхчеловек» у Ницше. В. Дильтей: науки о природе и науки о духе. История как ряд культурных целостностей.


  1. Социология истории М. Вебера. Понятия "идеального типа" и "исторической каузальности". Роль ценностей в историческом исследовании.

Цивилизационный и формационный подходы к развитию культуры и общества.

Понятие общественного и исторического прогресса и его критерии. Противоречивость прогресса и его цели. Проблема смысла и направленности исторического прогресса.


Семинар 17. История как предмет философского анализа.

  1. Как эволюционировали представления об историческом процессе в общественной мысли?

  2. Что такое общественный прогресс, каковы его условия и критерии?

  3. В чем отличия цивилизационного подхода от формационного?

  4. Охарактеризуйте основные положения «Заката Европы» О. Шпенглера. В чем различие культуры и цивилизации.

  5. Охарактеризуйте основные положения «Постижения истории» А. Тойнби. Опишите механизм «вызов-ответ» в развитии цивилизаций. Какова роль элиты и массы, внешнего и внутреннего пролетариата в его концепции истории.

  6. Каковы основные идеи работы Н.Я. Данилевского «Россия и Европа»? Дайте определение понятиям культурно-исторического типа и законы исторического развития.

  7. Что К. Ясперс понимает по «осевым временем» и как толкует цель и смысл исторического развития?


Основная литература

Тойнби А. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1990.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991.

Ивин А.А. Философия истории. - М.: Гардарики, 2000.

Клягин Н.В. Человек в истории. - М.: ИФРАН, 1999.

Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. Учебник. - М.: Ключ-С, 1998.

Философия/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. – М.: Гардарики, 2005. С.307-312, 316-324, 439-455,519-522.

Шпенглер О. Закат Европы (любое издание)



Дополнительная литература

Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969.

Данилевский Н.М. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. – СПб.: Изд-во «Глаголъ», изд-во СПб ГУ, 1995.

Наука в культуре. Под ред. В.Н. Поруса. - М.: УРСС, 1998.

Порус В. Н. «Конец субъекта» или пострелигиозная эпоха//Разум и экзистенция. Анализ научных и вненаучных форм мышления. - СПб.: РХГИ, 1999. С. 93-113.

Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2001.

Реале Дж., Антисери Д.. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-4. - СПб.: Петрополис, 1997-98.

Карсавин Л. П. Философия истории. Спб., 1993.



Интернет-ресурсы: ИФ РАН: www.philosophy.ru

Интернет библиотека Максима Машкова: www.lib.ru


Тема 12. Социальная философия марксизма.

Возникновение марксизма и основные этапы его развития. Проблема отчуждения. Антагонистические противоречия и человеческая эмансипация. Переосмысление труда. Марксизм как научный социализм. Категории исторического материализма. Учение о товарном фетишизме, превращенных формах, социальной революции и диктатуре пролетариата.


Семинар 18. Гегель и Маркс.

1.Как понимается в марксизме его преемственность и новаторство по отношению к предшествующей философии?

2.Как соотносятся между собой диалектический и исторический материализм?

3.В чем состоит научное и идеологическое содержание марксистской социальной философии?

4. Особенности исторического процесса по Марксу, сущность буржуазии и пролетариата, их роль в историческом процессе.
Основная литература

Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Любое издание. Гл. 1.

Маркс К, Энгельс Ф. Немецкая идеология. Гл. 1. Любое издание (напр.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд., Т. 3. М.: Политиздат, 1956, или Маркс К. Социология. М.: Канон-Пресс-Ц, 2000).

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. Любое издание, напр.: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/41339

Философия/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. – М.: Гардарики, 2005. С.324-343.

Дополнительная литература

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К. Социология. М.: Канон-Пресс-Ц, 2000.

Давыдов Ю. Н. Введение. Отчуждение и культура // Маркс К. Социология. М.: Канон-Пресс-Ц, 2000.

Интернет-ресурсы

ИФ РАН: www.philosophy.ru

Интернет библиотека Максима Машкова: www.lib.ru
Тема 13. Проблема обоснования морали. Светские и религиозные основания морали.

Типы этических теорий в соответствии с пониманием источника морали: а) натуралистические концепции: мораль - результат развития природных закономерностей (Г. Спенсер, П.А. Кропоткин, школа социобиологии); б) социологические концепции: мораль - элемент общественной организации, разновидность социальной дисциплины (Т.Гоббс, Дж.С.Милль, марксизм, М.Вебер, Э. Дюркгейм) или репрессии (Ф.Ницше, З.Фрейд); в) "антропологические" концепции: мораль - качественная характеристика человека (Демокрит, киренаики, Аристотель, К.А.Гельвеций, Ж.-П.Сартр, Э.Фромм); г) супранатуралистические концепции: мораль обусловлена трансцендентным источником, данный в откровении божественный завет (Гераклит, Платон, Августин, Фома Аквинский, русская религиозно-философская традиция, Тейяр де Шарден).

Типы этических учений в соответствии с трактовкой морального идеала: а) гедонистические учения: высшей ценностью и целью человека является удовольствие (киренаики, А.Ф. де Сад); б) утилитаристские, или прагматистские учения: морально ценным является то, что служит определенной цели (софисты, Милль, Б.Франклин, Н.Г.Чернышевский, марксизм); в) перфекционистские учения: высшей ценностью является совершенство (Платон, Августин, Б.Спиноза, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев); г) "гуманистические" учения: высшей нравственной ценностью является человек (Шефтсбери, А.Шопенгауэр, Фромм).

Религия как общественный феномен. Сущностные характеристики религии. Религиозно-этические учения христианства, ислама, буддизма и конфуцианства.


Семинар 19. Этические основания мировых религий: христианства, ислама и буддизма.

1.Специфика религиозной морали (М. Вебер).

2.Основные положения этики иудаизма (понятие о жизни и Боге, Учение об абсолютной ценности человека как бессмертного духовного существа, Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу, Учение о полном господстве духовного начала над материей, Учение о воскресении из мертвых).

3. Основные отличия этики христианства от этики иудаизма. Что важнее для нравственного совершенствования человека – вера или поступки? "Любовь к ближнему" и "любовь даже к врагам". Принцип "непротивления злу насилием".

4. Пять столпов ислама, их возникновение и концептуальный смысл.

5. Понятие «куфр» и «джихад».

6. Отношение к женщине в исламе. Права женщины и обязанности.

7. Ислам и христианство: сходства и различия в понимании нравственных норм.

8. Учение о 4-х благородных истинах и о 8-ричном благородном пути в буддизме.
Основная литература

Библия (любое издание)

Августин. Исповедь. – М.: Канон+, 1997.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. - М.: Прогресс, 1990.

Крывелев И.А. История религий в 2-х томах. – М.: Мысль, 1975.

Коран (любое издание)

Философия/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. – М.: Гардарики, 2005. С.161-195, 616-640.

Дополнительная литература

Апресян Р.Г. Талион и золотое правило: критический анализ сопряженных контекстов//Вопросы философии, 2001, № 3. С. 72-84.

Вебер М. Социология религии: (Типы религиозных сообществ) (§ II. Религиозная этика и "мир")//Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994.

Мень А. Сын человеческий. Любое издание.

Религии мира. Под ред. Я.Н. Щапова. – М.: Просвещение, 1994.

Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований. М.: Рудомино, СПб.: Университетская книга, 1997.



Интернет-ресурсы ИФ РАН: www.philosophy.ru

Интернет библиотека Максима Машкова: www.lib.ru


Тема 14. Проблема социальной и нравственной справедливости.

Эволюция представлений о справедливости в истории философии. Моральные, правовые и социально-экономические аспекты проблемы справедливости.

Справедливость как соблюдение всеми членами общества договора, уважение чужого права на собственность и на свободу. Справедливость как мера соотношения прав и обязанностей, деяния и воздаяния. Справедливость и милосердие (человеколюбие).

Либеральная концепция справедливости. Справедливость как норма и как принцип. Классический утилитаризм, его критика Дж. Ролзом. Либертарная критика теории справедливости Дж. Ролза.

Проблема насилия и ненасилия. Критерии насилия. Философия непротивления злу насилием Л.Н. Толстого и его критика И.А. Ильиным. Насилие как способ конструктивного разрешения социальных конфликтов.

Военная этика. Принципы справедливой войны. Реализм и пацифизм. Теория справедливой войны в работах Августина и Ф. Аквинского.


Семинар 20. Моральные проблемы современности.

1.Научно-техническая революция и современная экологическая ситуация. Перспективы развития постиндустриального общества. Понятие глобальных проблем человечества. Римский клуб, его концепция и деятельность. Технократия. Нравственные и социальные аспекты социального и научно-технического прогресса.

2.Понятия насилия и ненасилия. Почему насилие является этической проблемой? Каковы этические критерии насилия? Возможно ли оправдание насилия? Может ли насилие быть легитимным? (М. Вебер).

3.Философия непротивления злу насилием Л.Н. Толстого и её критика И.А. Ильиным в работе «О сопротивлении злу силой».

4.Эвтаназия и смертная казнь как формы насилия. Может ли быть насилие во благо? Основные доводы «за» и «против» эвтаназии и смертной казни. Нарушение и отстаивание нравственных норм в процессе смертной казни и эвтаназии.

5. Военная этика. Становление теории справедливой войны как определенного ответа на ужасы войны.

6.Роль Августина, Фомы Аквинского в развитии теории справедливой войны.

7.Этика войны и мира. Реализм и пацифизм. Две формы пацифизма: а) непротивленчество пассивного пацифизма духовного и идейного противостояния войне и силе; б) пацифизм активного ненасильственного сопротивления.

8.Основные принципы справедливой войны.
Основная литература

Гроций Г. О праве войны и мира. - М.: Госюрлитиздат, 1956.

Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории//Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1988.

Этика: Учебник (для филос. фак-тов ун-тов)/Под общ. ред. А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко. - М.: Гардарики, 1999.

Вебер М. Политика как призвание и профессия. – М., 2001.

Ильин И.А. О сопротивлении злу силой// http://www.philosophy.ru/library/il/01/11.html

Когда государство убивает…Смертная казнь против прав человека. – М.: Прогресс, 1989.

Огурцов А.П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы//Вопросы философии, 1994, №3.

Философия/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. – М.: Гардарики, 2005. С.297-307,553-561.

Дополнительная литература

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М: Гардарика, 2004.

Аристотель. Никомахова этика (1)//Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1984.

Ролз Дж. Теория справедливости. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995.


Соловьев Вл.С. Оправдание добра. Собр.соч. в 2-х томах. Т.1. – М.: Мысль, 1988.

Ницше Ф. К генеалогии морали: Полемическое сочинение//Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1990.

Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики//Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. - М.: Республика. 1992.

Платон. Горгий//Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1990.

Хёффе О. Политика, право, справедливость. Основоположения критической философии права и государства. - М.: Гнозис, 1994.

Нибур Р. Почему Церковь не стоит на позициях пацифизма?//Христос и культура: Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. - М.: Юристъ, 1996.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М: Гардарика, 2004.

Рейчес Дж. Активация и пассивная эвтаназия. – М.: Этическая мысль, 1990.

Смертная казнь: за и против/Составители Шишов О.Ф., Парфёнова Т.С. – М.: Юрилическая литература, 1989.

Интернет-ресурсы

ИФ РАН: www.philosophy.ru

Интернет библиотека Максима Машкова: www.lib.ru
Тема 15. Эстетика. Философия искусства.

Понятие эстетического. Красота и прекрасное как предмет эстетики. Эстетические  ценности и их роль в человеческой жизни.  

Эволюция эстетических воззрений в истории мысли от Античности до постмодернизма. Механизмы художественного творчества.

Просвещение о роли искусства в обществе, его связи с наукой и нравственностью. Красота как форма истины и добра. Проблема художественного идеала. Значение категории вкуса для развития искусства и эстетики.

Определение эстетики в творчестве И. Канта как “науки о правилах чувства вообще”. Противопоставление эстетического и морального отношения, категория возвышенного как связующее звено между этикой и эстетикой. Красота как субъективная целесообразность.

Жизнь и идеал. Поиск преодоления их трагического разрыва в творчестве И.-Ф. Шиллера. Эстетическое воспитание. Роль эстетики в диалектическом идеализме Гегеля. Прекрасное в природе и искусстве. Искусство как способ самопознания человека, а история искусства – последовательное развертывание и воплощение идеала. Идея неизбежного конца искусства. Ф. Ницше “Рождение трагедии из духа музыки”. Разрыв между красотой и трагической сущностью мира. «Аполлоническое» и «Дионисийское» начала в искусстве.

Модернизм как отклик на потрясения эпохи. Ситуация в эстетике постмодернизма. Проблема соотношения “высокого искусства” и “китча”.
Семинар 21. Эстетика как философская дисциплина.

1.Определите предмет эстетики. Выделите и охарактеризуйте основные этапы и направления становления западноевропейской эстетической мысли.

2.В чем суть учения о катарсисе в античной философии?

3.Что такое калокагатия?

4.Какова роль Цицерона в разработке теории художественного стиля?

5.Охарактеризуйте своеобразие средневековой эстетики по отношению к иным эпохам в развитии искусства. В чем суть учения Фомы Аквинского о природе прекрасного?

6.В чем своеобразие философии искусства в эпоху Просвещения? Можно ли говорить о том, что в своих представлениях о красоте просветители были наследниками античного мировоззрения?

7.Как «эстетику» понимал И. Кант? В чем своеобразие его отношения к искусству и красоте?

8.Почему философы искусства Нового времени видели трагический разрыв между жизнью и идеалом? Как этот разрыв пытались преодолеть модернисты?
Основная литература

Борев Ю. Эстетика. - М.: Астрель, 2005.

Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. - М.: Аспект-Пресс, 2000.

Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерки истории эстетической аксиологии. - М.: Республика, 1994.

Философия/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. – М.: Гардарики, 2005. С.553,595-616.

Дополнительная литература

Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969.

Вольтер Ф.М.А. Эстетика. Статьи. Письма. - М.: Искусство, 1974.

Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика. - М.: Искусство, 1968 – 1971. Т.1 – 3.

Гете И.-В. Об искусстве. - М.: Искусство, 1975.

Дидро Д. Эстетика и литературная критика. - М.: Худ. лит-ра, 1980.

История эстетической мысли. Становление и развитие эстетки как науки. М.: Искусство, 1990. Т.5.

Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. - М.: Политиздат, 1990.

Кант И. Критика способности суждения. - М.: Искусство, 1994.

Мартынов В.Ф. Философия красоты. – Минск.: Тетра Система, 1999.

Сартр Ж.-П. Фрагменты из трактата “Бытие и небытие”//Эстетические ценности в системе культуры. - М.: Институт философии, 1986.

Сартр Ж.-П. Что такое литература? // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – XX вв. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

Эстетика Дидро и современность. -М.: Изобр.искусство, 1989.

Яковлев Е.Г. Эстетика. Учебник для ВУЗов. – М.: Гардарики, 2002.



Интернет-ресурсы: ИФ РАН: www.philosophy.ru

Интернет библиотека Максима Машкова: www.lib.ru


Тема 16. Идея «позитивной» философии и современные методологические проблемы общественных и гуманитарных наук

Первый позитивизм (Конт, Милль, Спенсер).

О. Конт: понятие “позитивной философии” и ее связь с прочими науками. Социология – ее предмет и метод. Значение “позитивный” у Конта. Закон “трех стадий”. Позитивная религия Конта.

«Позитивные» требования к современному научному знанию. Социальная полезность науки.

Второй позитивизм. Постпозитивизм. Утилитаризм Д.С.Милля.

Классические и неклассические теории истины. Абсолютная и относительная истина. Принципы верификации и фальсификации (К. Поппер). Проблема оснований и предпосылок знания. Фундаментализм и антифундаментализм – различные подходы к проблеме обоснованности знания.

Специфика социального и гуманитарного знания. Структура и функции социально-научных теорий. Гуманитарное знание как сочетание науки и здравого смысла, идеологии, художественного восприятия мира. Специфика критериев научности в гуманитарном знании.

Проблема субъективного и объективного в социальных и гуманитарных науках. Проблема методологии. Рациональная реконструкция в социальном и гуманитарном исследовании.

Естествознание, математика и общественные науки. Возможности и пределы математизации и формализации социально-научных теорий.

Антропологизм объектов социального и гуманитарного знания. «Отнесение к ценности». Натуралистическая и культурцентристская методологические программы.

Личность в социальных теориях. Творческая деятельность как предмет научного исследования. Проблема распада личностных структур («эра постчеловека»).

Герменевтические методы в гуманитарном знании. Г. Шпет о «понимании» как условии социокультурной целостности. Текст и гипертекст современной культуры.

Аналитические методы в социально-научном знании. Проблема формирования смыслов в коммуникативных актах.

Проблема распространения идей синергетики на область социально-научного исследования. Является ли общество самоорганизующейся системой? Проблема построения оптимальных «сценариев» развития локальных и генеральных систем.


Семинар 22. Идея «позитивной» науки и место социо-гуманитарных дисциплин в современной структуре научного знания.

1.Назовите основные научные положения позитивизма?

2.В чем специфика понимания науки О. Контом?

3.В чем отличие понятий парадигма (Т. Кун) и научно-исследовательские программы (И.Лакатос)?

4.Что такое научно-технический прогресс?

5.Что называют глобальными проблемами человечества? Какую роль в их решении играет Римский клуб? Какие пути решения глобальных проблем возможны?

6. Чем социо-гуманитарные науки отличаются от наук точных и естественных?

7. Какова роль субъекта в науке?

8. Что понимается под прогностической функцией науки и выполняет ли эту функцию современная философия?

9. В чем различие между пониманием и описанием исследуемого явления?

10. Что такое герменевтика?
Основная литература

О. Конт, Дух позитивной философии. СПб, 2001, ч.I, гл.1

Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.

Проблемы методологии гуманитарных наук // Эпистемология & философия науки. 2007, т. XII.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1994.

Порус В. Н. Рациональность, наука, культура. М., 2002.

Философия/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. – М.: Гардарики, 2005. С. 398-437.

Дополнительная литература

В.Васильев, А. Кротов, Д. Бугай “История философии” , М., 2005, с. 464-472.

История теоретической социологии. М., 1997, т.1, раздел 1, глава 3 (с.87-140), раздел 2, главы 1-2, с. 210-287.

Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.

Розов Н. С. «Осень» и будущая «весна эпистемологии: перспективы номологического синтеза в социальных науках // Эпистемология & философия науки. 2007, т. XII.

Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.

Философия и культура. М., 1991.

Философия науки: методология и история конкретных наук. М., 2006.

Франк С. Л. Смысл жизни // Смысл жизни. Антология. Вып. 2. М., 1994.

Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2002.

Шютц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.



Интернет-ресурсы

ИФ РАН: www.philosophy.ru

Интернет библиотека Максима Машкова: www.lib.ru
Тема 17. Русская философия XIX-XX вв. Между Западом и Востоком.

Россия между Западом и Востоком. Спор славянофилов и западников о европейской сущности России и её самобытности. Понятие «соборность» в философии славянофильства (А.С. Хомяков). Кружок Н.В Станкевича и либеральное западничество.

Линейный прогресс как основа историософии западников и славянофилов 40-х годов ХIХ века и критика идеи человечества как единого субъекта истории в учении о культурно-исторических типах Н.Я. Данилевского.

Миросозерцание Ф.М. Достоевского. Нравственная философия. Идеалы и ценности.

Философская система В.С. Соловьева. Идея всеединства и софиология. Учение о богочеловечестве. Историсофия и идея всемирной теократии. «Оправдание добра».

С.Н. Булгаков: как возможна религиозная философия? «Конкретная метафизика» П.А. Флоренского (теодицея и антроподицея). Философия свободы и творчества Н.А. Бердяева.


Семинар 23. Русская философская традиция.

1.В чем специфика русской философии по отношению к западноевропейской? Какие основные темы разрабатывали русские мыслители XIX-XX веков?

2. Какие культурно-исторические типы выдели в истории Данилевский и каковы их основные черты? Что Данилевский противопоставил универсализму славянофилов в трактовке человечества как единого субъекта истории?

3. Что такое софиология, историософия, всеединство, богочеловечество?

4. Какова суть учения В. Соловьева о всемирной теократии?
Основная литература

Хрестоматия по истории философии (русская философия): Учебное пособие для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 672 с.\

Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1-2. (Любое издание).

Бердяев Н.А. Философия свободы // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989 (серия «Из истории отечественной философской мысли»). С. 12-250.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. (С приложением статей Страхова). - М.: Книга, 1991.

Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве // Соловьев В.С. Сочинения в 2-х тт. Т. 2. М.: Правда, 1989 (серия «Из истории отечественной философской мысли»).

Философия/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. – М.: Гардарики, 2005. 343-371,513,516-518,595-604, 740-760.

Дополнительная литература

Евлампиев И.И. История русской философии. Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2002.

Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Советский писатель, 1991.

Соловьев В.С. Русская идея // Соловьев В.С. Сочинения в 2-х тт. Т. 2. М.: Правда, 1989 (серия «Из истории отечественной философской мысли»).

Каменский З.А. Философия славянофилов. Иван Киреевский и Алексей Хомяков. – СПб.: РХГИ, 2003..

Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ). - М.: РОССПЭН, 2001.

Кантор В.К. Русская классика, или Бытие России. - М.: РОССПЭН, 2005.

Интернет-ресурсы

ИФ РАН: www.philosophy.ru

Интернет-библиотека Якова Кротова: www.krotov.info

Интернет библиотека Максима Машкова: www.lib.ru


Тема 18. Философия прагматизма и экзистенциализма.

Основные особенности, проблемы и направления современной философии.

Философия прагматизма. Принцип прагматизма (Ч. С. Пирс). Метод прояснения понятий. Логическая абдукция Пирса. Учение о знаке. Успех и польза как новые категории философии. Эмпиризм Джемса. Критерий истины. Связь истины и опыта. Инструментализм Дьюи. Познание как инструмент успешной деятельности.

Философия экзистенциализма. Религиозный и атеистический экзистенциализм. Основные представители экзистенциализма. Кьеркегор, Бердяев, Сартр, Хайдеггер, Яперс.

Учение о бытии как экзистенции (существовании). «Существование предшествует сущности». Подлинное и неподлинное существование. Проблемы человека и свободы в философии экзистенциализма. Основные категории философии экзистенциалистов – одиночество, заброшенность, выбор, свобода, произвол.
Основная литература

Ч.С. Пирс. Закрепление верования. Как сделать наши идеи ясными//Вопросы философии. №12, 1996.

У. Джеймс Что такое прагматизм?// Вестник Московского Университета. Cерия 7 «Философия», №3, 1993.

С. Кьеркегор. Страх и трепет//Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993

Ж.-П. Сартр. Экзистенциализм – это гуманизм//Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 319-344

Философия/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. М.: Гардарики, 2005. С. 667-680, 726-740, 760-773.



Дополнительная литература

В. Васильев, А. Кротов, Д. Бугай. История философии. М., 2005, с. 435-445, 506-516, 544-571.

П. Гайденко Прорыв к трансцендентному. М., 1997, с.11-70, 254-319.

Интернет-ресурсы

ИФ РАН: www.philosophy.ru

Интернет-библиотека Якова Кротова: www.krotov.info

Интернет библиотека Максима Машкова: www.lib.ru


Тема 19. Философия культуры XIX-XX веков. От модернизма к постмодернизму.

Культура как философская категория. Философия культуры в структуре философского знания. Классическая модель культуры (гуманизм, историзм, рационализм). Историко-материалистическая концепция культуры. Позитивистская философия культуры. Г. Риккерт: науки о духе и науки о культуре. Символическая теория культуры Э. Кассирера. Структурализм и постструктурализм о культуре.

Критика европейской культуры Ф. Ницше. Культура и цивилизация (О. Шпенглер, Н. А. Бердяев). Проблема кризиса европейской культуры (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, Х. Ортега-и-Гассет). Концепции «посткультурной действительности» в европейском постмодернизме.

«Столкновение цивилизаций» (С. Хантингтон) или диалог культур? Перспективы культуры в современную эпоху.


Основная литература

Философия/Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. – М.: Гардарики, 2005. С.595—616, 796-828.



Дополнительная литература

Гидденс Э. Постмодернизм // Философия истории / Ред. Ю.А. Кимелев. М., 1995.

Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.

Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры. М., 1997.

Библер В. С. На гранях логики культуры. М., 1997.

Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995.

Малиновский Б. Избранное: динамика культуры. М., 2004.

Межуев В. М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М., 2006.

Порус В. Н. У края культуры. Философские очерки. М., 2008.



Интернет-ресурсы

ИФ РАН: www.philosophy.ru

Интернет-библиотека Якова Кротова: www.krotov.info

Интернет библиотека Максима Машкова: www.lib.ru




<< предыдущая страница   следующая страница >>