Программа дисциплины «экономическая социология» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Кафедра экономической социологии Программа дисциплины Экономическая... 2 359.4kb.
Программа дисциплины «Экономическая социология-2» 3 591.88kb.
Программа дисциплины «Экономическая социология» 3 546.31kb.
Программа дисциплины «Социология труда и занятости» 2 613.72kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «политическая социология» 1 512.5kb.
Программа дисциплины «Сравнительная социология» 1 207.02kb.
Программа дисциплины "Социология девиантного и нормативного " для... 1 209.29kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Для направлений: 040100. 1 182.82kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология коммуникаций» 1 444.15kb.
Программа дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля... 1 225.07kb.
Программа дисциплины «Социальная и экономическая антропология» 2 331.19kb.
Кафедра экономической социологии Программа дисциплины Экономическая... 2 359.4kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины «экономическая социология» - страница №1/1

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет психологии



Программа дисциплины

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ»


для направления 030300.68 «Психология» подготовки магистра

Автор Кузина О.Е.

kuzina@serviceline.ru

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


«Социология» экономической социологии

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ Радаев В.В.

«_____» _________________2006 г. «____»___________________2006 г

Утверждена УС факультета

психологии

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________2006 г.

Москва, 2006


Аннотация
Курс рассчитан на студентов, прослушавших базовые курсы экономической и социологической теории, с целью углубления их теоретических и практических знаний в области экономической социологии.

Курс состоит из четырех разделов. Сначала в наиболее общем виде рассматриваются предмет и метод экономической социологии. Затем идея о том, что экономическая социология изучает экономическое действие как форму социального, раскрывается через понятия укорененности экономического действия в социальных отношениях, внеконтрактых оснований контрактных отношений, социального значения денег и различных форм капитала.

В третьем разделе рассказывается о том, как основные теоретические понятия и схемы могут быть применены в исследовании современного рынка и решении управленческих проблем. В данном разделе речь идет о роли государства в экономике, о реформе высшего образования, о системе управления в экономической организации и о социальных институтах современного фондового рынка.

В заключительном разделе основные теоретические схемы экономической социологии применяются к проблемам формирования рынка в переходных экономиках. Рассматриваются причины возникновения и закономерности функционирования неформальной экономики и различные теории перехода от социализма к современной рыночной экономике.

Лекционные занятия дают представление о существующих теоретических моделях и эмпирических исследованиях в области классической и современной экономической социологии.

Учебная задача курса: В результате изучения курса студент должен:


  • знать основные теоретические подходы к объяснению экономического поведения, существующие в экономической социологии;

  • понимать преимущества и ограничения как экономического, так и социологического методов анализа;

  • иметь представление о результатах эмпирических исследований, проводившихся как за рубежом, так и в России по заявленной тематике.

Тематический план учебной дисциплины


п/п


Наименование

тем и разделов



ВСЕГО

(часов)


Аудиторные занятия

(час)


Самостоятельная работа

в том числе

Лекции

Семинары

Раздел 1 Метод экономической социологии: история становления

1

Предмет и метод экономической социологии

6

2

0

4

2

Основные направления экономической социологии

6

2

0

4

Раздел 2 Основные понятия современной экономической социологии

3

«Укорененность» экономического действия в социальных отношениях. Рынок как институт

6

2

0

3

4

Внеконтрактные основания контрактных отношений

6

2

0

3

5

Социальное значение денег

6

2

0

3

6

Формы капитала: экономический, социальный, культурный. Социальные сети.


6

2

0

3

Раздел 3 Общество и рынок

7

Государство и рынок

6

2

0

3

8

Образование и рынок

6

2

0

4

9

Рынки и иерархии

6

2

0

3

Раздел 4 Рынок в переходных экономиках

10

Неформальная экономика

6

2

0

4




ИТОГО:

54

20

0

34


Базовый учебник

Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики /Сост. и науч. Ред. В.В.Радаев, М., РОССПЭН, 2004.


Формы контроля:

Контрольная работа


Письменная контрольная работа проводится в аудитории в присутствии преподавателя и содержит вопросы на знание основных понятий и теории экономической социологии.

Перед началом работы выдается лист с заданиями, каждое из заданий оценивается в баллах. Наивысшая сумма баллов, которую может набрать студент, равна 10. Оценка выставляется по 10-ти и 5-ти балльной системе.

Ответ излагается письменно. Использование каких-либо материалов запрещается. За списывание студент удаляется с контрольной работы и ему выставляется 0 баллов.

Время работы – 15 мин.


Зачет


Письменный зачет проводится по завершению курса в аудитории в присутствии преподавателя.

Задаются вопросы:



  • на знание основных определений

  • на раскрытие основных теорий и моделей

  • на использование изученных теорий или понятий при решении управленческих проблем.

Ответ излагается письменно. Оценка выставляется по 10-ти и 5-ти балльной системе. Использование каких-либо текстов запрещается. За списывание студент удаляется с зачета и ему выставляется 0 баллов.

Время работы – 20 мин.



Итоговая оценка складывается из средневзвешенной средней оценки за

контрольную работу – 45%

зачетную работу – 55%

Зачет ставится в том случае, если студент набирает 4 и более баллов по 10-ти балльной системе.

Шкала оценки знаний студентов - Итоговая оценка по 10 (5) –балльным системам

10-балл

5-балл

Навыки и умения

1

2

Студент не знает базовых понятий, теорий, эмпирических исследований, рассматриваемых в курсе.

2

3

4

3


Студент в основном знает базовые понятия, теории, эмпирические исследования, рассматриваемые в курсе, полученные знания основных теоретических и эмпирических исследований фрагментарны.

5

6

4

Студент хорошо знает все основные понятия, теории, эмпирические исследования, имеет представление о программах и эмпирических исследованиях в данной области, в некоторых случаях способен интерпретировать факты в понятиях изученных теорий.

7

8

5

Студент хорошо знает все базовые понятия и теории, способен в основном применять полученные знания, то есть интерпретировать эмпирические факты в понятиях изученных теорий.

9

Студент очень хорошо знает все базовые понятия и теории, способен свободно применять полученные знания, то есть интерпретировать эмпирические факты в понятиях изученных теорий.

10

Студент проявил исключительные способности при изучении программы курса, полностью освоил рассматриваемые в курсе теоретические модели; имеет полное представление о программах и результатах эмпирических исследований в этой области, способен свободно применять полученные знания, то есть интерпретировать эмпирические факты в понятиях изученных теорий.


Содержание программы
Раздел 1 Метод экономической социологии: история становления

Лекция 1. Предмет и метод экономической социологии

Экономические действия людей в неоклассической экономической теории представлены как поведение расчетливых атомизированных индивидов, преследующих собственные эгоистические интересы. Эта предпосылка лежит в основе экономического анализа и представляет собой научную абстракцию. Хотя в повседневной жизни люди часто действуют под влиянием эмоций, доверия или привычки, оказываются зависимы от общественного мнения и подчиняются действующим нормам поведения. Почему же экономическая модель человека оказывается эффективным аналитическим средством? Всегда ли это упрощение работает? Какие альтернативные подходы к исследованию экономического поведения существуют? Какой подход выбрать, когда речь идет о принятии управленческих решений?

Формальное и субстантивное понимание термина «экономический» (Поланьи). Различие между экономикой и хозяйством. Экономическое действие как форма социального действия. Специфика социологического подхода к изучению экономического поведения. Модель экономико-социологического человека. Принцип методологического индивидуализма. Понятие рациональности в экономической и социологической науках.
Литература основная:
К.Поланьи

Два значения термина «экономический»

[1953] // Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Теодора Шанина. М.: Логос, 1999. С. 498-504. Оригинал: Polanyi K. Livelihood of Man. N.Y., 1977. P . 19-27.


Радаев В.В.

Предмет экономической социологии

В книге Экономическая социология, М., Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005, с 64-78.



Версия он-лайн (неполная)

Еще раз о предмете экономической социологии

Экономическая социология, Том 3, № 3. 2002. С. 21-35 http://www.ecsoc.msses.ru/NewText.php


М.Вебер

Понятие социологии и «смысла» социального действия

В книге Избранные произведения / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко; Коммент. А.Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1990, с. 602-612.

В электронном виде http://www.gorod.org.ru/biblio.shtml (498 Kb)

или


http://www.soc.pu.ru/materials/golovin/reader/weber/r_weber1.html

Michael Sandel



What Money Can’t Buy: The Moral Limits of Markets.

Tanner Lectures on Human Values, Oxford University, 1998. http://www.tannerlectures.utah.edu/lectures/sandel00.pdf



Литература дополнительная:
Фридмен М.

Методология позитивной экономической науки // THESIS, 1994. Т. 2. Вып. 4. С. 20-52 http://www.hse.ru/science/igiti/thesis.shtml

Оригинал: Milton Friedman. The Methodology of Positive Economics. In: M.Friedman.Essays in Positive Economics. Chicago: University of Chicago Press, 1953, p.3–43.


Автономов В.С.

Человек в зеркале экономической теории (Очерк истории западной экономической мысли). М.: Наука, 1993. Главы 1-2 http://ek-lit.agava.ru/avtosod.htm
Радаев В.В.

Хозяйственная мотивация и типы рациональности

В книге Экономическая социология, М., Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005, с 91-111.


Amartya K. Sen

Rational Fools: A Critique of the Behavioral Foundations of Economic Theory

Philosophy and Public Affairs, Vol. 6, No. 4. (Summer, 1977), pp. 317-344.

Stable URL: http://links.jstor.org/sici?sici=0048-3915%28197722%296%3A4%3C317%3ARFACOT%3E2.0.CO%3B2-Z

Смелсер Н., Сведберг Р

Социологический подход к анализу хозяйства.

В книге Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики /Сост. и науч. Ред. В.В.Радаев, М., РОССПЭН, 2004, с.27-34.

Оригинал:

Smelser N., Swedberg R. The Sociological Perspective on the Economy // The Handbook of Economic Sociology / N. Smelser, R. Swedberg (Eds.). Princeton: Princeton University Press, 1994. P. 3– .



Версия он-лайн // Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 4. С. 48-61.

http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php

Вопросы для самоподготовки

  1. Что имеется в виду под утверждением о том, что социология не занимается тем, что называют «человеческой натурой»?

  2. Что такое принцип методологического индивидуализма, и чем отличается реализация этого принципа в экономике и социологии?

  3. В чем различие содержательного и формального значения термина «экономический» по К. Поланьи?

  4. В чем различие между источниками экономической и хозяйственной мотивации?

  5. Что значит рассматривать экономическое действие как форму социального?

  6. Что такое смысл социального действия?

  7. Экономическая социология и социальная экономика: в чем различие?

  8. На каких предпосылках строится модель экономического человека? Почему эгоизм оказывается методологически предпочтительнее альтруизма?

  9. Может ли альтруистическое поведение быть рациональным?

  10. Что такое рациональность и как она понимается в ЭТ и ЭС?


Лекция 2 Основные направления экономической социологии

Хотя термин «экономическая социология» впервые появился в работе британского экономиста У.Джевонса, одного из авторов теории предельной полезности, формирование экономической социологии, как научного направления, заслуга социологов.

Кого и почему именуют классиками экономической социологии? Становление экономико-социологического подхода в работах Э. Дюркгейма, К. Маркса, М. Вебера, К. Поланьи. Разнообразие исследовательских задач и направлений внутри экономической социологии. Основные направления развития современной экономической социологии: М. Грановеттер, Р. Сведберг, Дж. Коулмен, В.Зелизер, Н.Флигстин.
Литература основная:
Радаев В.В.

Эволюция социологического человека

В книге Экономическая социология, М., Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005, с 38-62.


Вебер М.

Протестантская этика и дух капитализма. Предварительные замечания.

В книге Избранные произведения / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко; Коммент. А.Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1990, с. 44-59.

В электронном виде http://www.gorod.org.ru/biblio.shtml (498 Kb)
Литература дополнительная:
Смелсер Н., Сведберг Р

Социологический подход к анализу хозяйства.

В книге Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики /Сост. и науч. Ред. В.В.Радаев, М., РОССПЭН, 2004, с.34- 49.

Оригинал:

Smelser N., Swedberg R. The Sociological Perspective on the Economy // The Handbook of Economic Sociology / N. Smelser, R. Swedberg (Eds.). Princeton: Princeton University Press, 1994. P. –26.


Richard Swedberg and Mark Granovetter 

A Brief History Of Economic Sociology

In Introduction to the Second Edition of The Sociology of Economic Life

Pp. 1-28 in Mark Granovetter and Richard Swedberg (eds.), The Sociology of Economic Life (Boulder, CO: Westview Press, 2001)



http://www.soc.cornell.edu/research/swedgranintro.html

Вопросы для самоподготовки

  1. Когда появился термин «экономическая социология»?

  2. Кого считают классиками экономической социологии и почему?

  3. Теория Маркса: экономическая социология или социальная экономика?

  4. Какие из идей М.Вебера мы можем отнести к экономико-социологическим?

  5. За что Дюркгейм критиковал политическую экономию? Какие альтернативы предложил?

  6. Что такое «новая экономическая социология»? Кто является автором этого термина?

  7. Какие основные направления экономической социологии существуют сегодня?

  8. Друзья и оппоненты современной экономической социологии: в каких социальных науках можно встретить идеи, созвучные экономико-социологическим, а в каких – таких идей практически нет?



Раздел 2 Основные понятия современной экономической социологии



Лекция 3 “Укоренненость” экономического действия в социальных отношениях. Рынок как институт.
Экономическая теория, основные постулаты которой базируются на утилитаристских принципах, в качестве предпосылок для моделирования экономического поведения использует идею об атомизированности, эгоистичности, информированности и рациональности индивидов. От социальных отношений, в которых было укоренено экономическое поведение в дорыночных обществах, она абстрагируется. Вместо них регулятором экономического поведения становится 'рынок'.

Это понятие является центральной категорией экономической науки. В классической экономической теории этим термином обозначают универсальный принцип, механизм распределения ресурсов в экономике, невидимую руку, которая движет и управляет поведением атомизированных, эгоистичных, информированных и рациональных индивидов.

По мнению Поланьи, рынок действительно важен для современной экономики, но когда труд, земля и деньги полностью отдаются на откуп игре свободных рыночных сил, общество разрушается. В попытке защитить себя общество ограничивает свободу рынка: возникают профсоюзы, политические партии рабочего класса.

В отличие от экономической теории в социологии рынок рассматривается в качестве социального института. Что это значит? Какие преимущества и ограничения у социологического подхода при анализе современных рынков в сравнении с экономической теорией?



Литература основная:
Поланьи К.

Экономика как институционально оформленный процесс

В книге Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики /Сост. и науч. Ред. В.В.Радаев, М., РОССПЭН, 2004, с.82-104.

Оригинал: Trade and Markets in Early Empires, 1957.

Неполная версия он-лайн // Экономическая социология, Том 3, № 2, С. 62-73 http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php
Грановеттер М.

Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности

В книге Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики /Сост. и науч. Ред. В.В.Радаев, М., РОССПЭН, 2004, с.131-156.

Оригинал: Granovetter M. Economic Action and Social Structure: The Problem of Embeddedness // American Journal of Sociology. 1985. Vol. 91. No. 3. P. 481–510.

Неполная версия он-лайн

// Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 3. С. 44-58. http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php


Литература дополнительная:
Веселов Ю.В.

Классики экономической социологии: Карл Поланьи

// Социологические исследования. 1999. № 1 http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2004/11/13/0000183375/Veselov.pdf


Флигстин Н.

Рынки как политика: политико-культурный подход к рыночным институтам

В книге Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики /Сост. и науч. Ред. В.В.Радаев, М., РОССПЭН, 2004, с.185-210.

Оригинал: Fligstein N. Markets as Politics: A Political-Cultural Approach to Market Institutions // American Sociological Review. 1996. Vol. 61. No. 4. P. 656–673.

Неполная версия он-лайн

// Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 1. С. 45-63. http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php


Рецензия В.В.Радаева на книгу К.Поланьи Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени //Экономическая социология, Том 3, № 2, С. 62-73 http://www.ecsoc.msses.ru/Book.php
Вопросы для самоподготовки:

  1. Почему Поланьи считает, что свободный рынок разрушает общество?

  2. В чем различие места и роли торговли в дорыночном и рыночном обществах?

  3. Почему Поланьи называет экономическую теорию «бизнес-идеологией»?

  4. Что такое «формы интеграции» и каково их место в теории К.Поланьи?

  5. Объясните, что имел в виду К.Поланьи под утверждением о том, что предложенные им формы интеграции не предполагают никакой последовательности во времени?

  6. Как Поланьи обосновывает идею о том, что формы интеграции не являются производными от индивидуального поведения акторов?

  7. В чем различия в обосновании понятия социальной укорененности экономического действия у М.Грановеттера и К. Поланьи?

  8. Как М.Грановеттер обосновывает то, что сетевые структуры должны рассматриваться в качестве альтернативного посредника в экономической деятельности?

  9. В чем различие между представлением о рынке, как механизме ценообразования, и рынке, как социальном институте?

Лекция 4 Внеконтрактные основания контрактных отношений

Типичные черты рыночных трансакций в повседневной жизни отклоняются от стандартной модели неоклассической экономики, в которой таковые выглядят как мимолетный обмен на совершенном рынке. Еще Дюркгейм обратил внимание на то, что невозможно с помощью формальных контрактов урегулировать права и обязанности сторон при всех возможных непредвиденных обстоятельствах. В этом случае взаимовыгодный обмен становится возможным только тогда, когда партнеры руководствуются одними и теми же нормами поведения. Такие нормы, будучи неотъемлемым основанием формального контракта, в самом контракте не прописываются, а опираются на доверие, взаимность и солидарность.

В институциональной экономике проблема неполноты формальных контрактов описывается в терминах теории трансакционных издержек, однако в этом случае акцент делается на проблемах мониторинга за выполнением сделки. Социологи же обращают внимание на то, что социальные связи, такие как знакомство поставщика и покупателя, репутация, принадлежность к одной социальной группе часто являются наиболее эффективным средством разрешения проблемы неполноты контракта. Какие западные и российские исследования в этой области существуют, и какие содержательные выводы делаются?
Основная литература:
Бауман З. Дарение и обмен, в книге Мыслить социологически М., Аспект Пресс, 1996, с. 95-104. http://www.auditorium.ru/books/798/
Ф. Вельтер, Т. Каутонен, А.Ю. Чепуренко, Елена Мальева

Структуры управления сетевыми сообществами малых предприятий и роль доверия: германо-российское сопоставление.

//Экономическая социология, 2004. Т. 5. №2, с. 13-36.


В.Радаев Неформальная экономика и внеконтрактные отношения в российском бизнесе. Неформальная экономика, 1999, под ред. Т. Шанина, с.40-60.
Дополнительная литература:
Stewart Macaulay

Non-Contractual Relations in Business: A Preliminary Study

American Sociological Review, Vol. 28, No. 1. (Feb., 1963), pp. 55-67.

Stable URL: http://links.jstor.org/sici?sici=0003-1224%28196302%2928%3A1%3C55%3ANRIBAP%3E2.0.CO%3B2-C


Toward a General Theory of Action: Theoretical Foundations for the Social Sciences

Talcott Parsons and Edward A. Shills, eds., Cambridge: Harvard University Press, 1951, p. 76-79.


Вопросы для самоподготовки:

  1. Что такое оппортунистическое поведение и как экономическая теория объясняет то, как экономические агенты избегают оппортунизма?

  2. Как это объясняют социологи?

  3. В чем, с точки зрения З.Баумана, различие между личностным и безличным взаимодействием?

  4. В чем отличие позиции Дюркгейма и Грановеттера по поводу того, что лежит в основании контрактных отношений?

  5. Почему контракты всегда являются неполными?

  6. При каких условиях у рыночных контрагентов возникает потребность в доверии?

  7. В какой степени по результатам исследования Центра политических технологий соблюдаются формальные деловые контракты в российском бизнесе, и где формальные договоренности оказываются недостаточными?

  8. Насколько часто по результатам исследования Центра политических технологий российские предприниматели прибегают к неформальным методам в случае нарушения соглашения?

  9. Как контрактные отношения достраиваются неформальными правилами деловой этики (по результатам исследования Центра политических технологий)?

Лекция 5. Социальное значение денег

В современной экономической социологии обращается внимание на то, что деньги не настолько обезличены, насколько это принято считать в социальных науках, Представление о том, что развитие денежных отношений приводит к замещению социальных и персонифицированных взаимосвязей между людьми на денежные и обезличенные отношения, подвергается сомнению.

Понятие политической нейтральности денег, развитое в экономической теории, в социологии оспаривается. Операции с деньгами и отношение к ним конституируется на основе тех социальных отношений, в которые вовлечены люди, а не абстрактных свойств денег самих по себе.

Покупательная способность денег, или то, что может быть на них куплено, может также зависеть от предшествующих акту обмена сетей социальных взаимоотношений, в которые встроен рыночный механизм. И в первую очередь речь идет о отношениях власти. Ценовой механизм, если его рассматривать в совокупности властных отношений в обществе, является не столько средством уравнивания спроса и предложения, сколько основой для исключения, ограничения доступа к ресурсам тех, кто не обладает достаточной властью.


Основная литература:
Зелизер В.

Создание множественных денег,

В книге Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики /Сост. и науч. Ред. В.В.Радаев, М., РОССПЭН, 2004, с.413-430.

Оригинал: Zelizer V. Making Multiple Money // Explorations in Economic Sociology / R. Swedberg (ed.). New York: Russel Sage, 1993. P. 193–212.

Неполная версия он-лайн

Электронный журнал Экономическая социология Том 3, № 4, 2002, c. 58-69. http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php


Viviana A. Zelizer

Human Values and the Market: The Case of Life Insurance and Death in 19th-Century America

The American Journal of Sociology, Vol. 84, No. 3. (Nov., 1978), pp. 591-610.

Stable URL: http://links.jstor.org/sici?sici=0002-9602%28197811%2984%3A3%3C591%3AHVATMT%3E2.0.CO%3B2-Q


Дополнительная литература:
N.Dodd Monetary Analysis in Sociology, in his book The Sociology of Money, Polity Press, 1994, pp.159-166.
Вопросы для самоподготовки:

  1. Что имеет в виду Н.Додд, когда говорит о том, что политическая нейтральность экономических теорий денег лишает эти теории практической релевантности.

  2. Что такое «социальные деньги» по мнению В.Зелизер?

  3. Что такое «домашние деньги» и как этот пример показывает ограниченность рациональной модели денег?

  4. В чем специфика денег как подарка?

  5. Какой смысл вкладывает В.Зелизер в понятие институциональных денег?

  6. При каких условиях деньги приобретают моральную ценность, и когда они, напротив, становятся «грязными деньгами»?

  7. Каким образом происходило обозначение денег в качестве подарка?

  8. От чего зависит ценность денег? Приведите примеры того, когда один рубль в представлениях людей может быть не равен одному рублю.

  9. Как пример со становлением системы страхования жизни иллюстрирует тезис о социальной укорененности финансового поведения индивидов?

Лекция 6. Формы капитала: экономический, социальный, культурный. Социальные сети.

Экономическая теория исходит из представления об атомизированности экономического агента, оппортунизм которого сдерживается благодаря, с одной стороны, конкуренции, а с другой – общепринятой морали. С точки зрения М.Грановеттера, оба аргумента бьют мимо цели: один недооценивая роль социальных отношений, а другой – переоценивая ее. На деле же, экономические действия встроены в сети межличностных взаимоотношений. Каким образом они производят доверие и порядок в экономической жизни?

Для экономистов капитал является основным понятием, с помощью которого описывается главный принцип, регулирующий экономическое воспроизводство. П.Бурдье предположил, что употребление данного понятия можно расширить, использовав его для описания воспроизводства общества в целом, а не только ее экономической составляющей. Какие преимущества у социологических понятий культурного и социального капитала по сравнению с узкой экономической трактовкой?

В отличие от Бурдье, который под социальным капиталам понимает потенциал сетей межличностного взаимодействия, в которые вовлечен индивид, и силу которых он может мобилизовать для достижения собственных целей, Р.Патнэм связывает социальный капитал с существованием социальных норм в обществе, создающих условия для коллективных действий, и со степенью доверия индивидов общественным институтам.

Казалось бы, обе формы социального капитала должны взаимодополнять друг друга, и попытка вывести определение, связующее оба, можно найти у Дж. Коулмена, однако на деле дефицит деперсонифицированного доверия зачастую компенсируется за счет формирования закрытых локальных сетей взаимодействия, и тем самым блокирует демократические механизмы развития.
Основная литература:
Бурдье П.

Формы капитала

В книге Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики /Сост. и науч. Ред. В.В.Радаев, М., РОССПЭН, 2004, с.519-536.



Оригинал: Bourdieu P. The Forms of Capital // The Sociology of Economic Life / M. Granovetter, R. Swedberg (eds.). 2nd ed. Boulder: Westview Press, 2001. P. 96–111.

Неполная версия он-лайн

Электронный журнал Экономическая социология,Том 3, № 5, 2002, с.60-73. http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php  

 

Пауэлл У., Смит-Дор Л.


Сети и хозяйственная жизнь

В книге Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики /Сост. и науч. Ред. В.В.Радаев, М., РОССПЭН, 2004, с.226-280.

Оригинал: Powell W., Smith-Doerr L. Networks and Economic Life // The Handbook of Economic Sociology / N. Smelser, R. Swedberg (eds.). Princeton: Princeton University Press, 1994. P. 368–402.

Неполная версия он-лайн

//Экономическая социология. Том 4, N 3, 2003 http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php
Дополнительная литература:
Радаев В.В.

Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация

//Экономическая социология Том 3, № 4, 2002, с. 20-33. http://www.ecsoc.msses.ru/Mag.php


Mark S. Granovetter

The Strength of Weak Ties

The American Journal of Sociology, Vol. 78, No. 6. (May, 1973), pp. 1360-1380.

Stable URL: http://links.jstor.org/sici?sici=0002-9602%28197305%2978%3A6%3C1360%3ATSOWT%3E2.0.CO%3B2-E


Дж. Коулмен Капитал социальный и человеческий, Общественные науки и современность, 2001, №3, с. 122-139.
Portes, Alejandro.

Social Capital: Its Origins and Applications in Modern Sociology. Annual Review of Sociology, 1998. 24:1-24


  1. Кто является авторами теории человеческого капитала, и в чем заключаются ее основные положения?

  2. Что такое социальный капитал? В чем различие в определениях социального капитала, которые были даны П.Бурдье и Р. Патнемом?

  3. Что такое культурный капитал? В чем его отличие от человеческого капитала?

  4. Что такое инкорпорированное, объективированное и институционализированное состояния капитала? Приведите примеры культурного и социального капиталов во всех этих формах.

  5. Что такое конвертация капитала и как она осуществляется? Проиллюстрируйте как это происходит на примере социального и культурного капитала.

  6. Какие подходы к исследованию сетей в хозяйственной жизни существуют в социологии?

  7. Что способствует выживанию и устойчивости сетей? Почему сети дают сбои? Проиллюстрируйте это на примерах из хозяйственной жизни.

  8. Что такое мост, сильная и слабая связь по Грановеттеру? В чем заключается сила слабых связей? Почему слабые связи важны для сетевых сообществ, по мнению М.Грановеттера? Что происходит, если таких связей у сообщества нет?

  9. Как можно операционализировать теоретические конструкты социального и культурного капитала для эмпирического исследования?

Раздел 3 Общество и рынок

Лекция 7. Государство и рынок

В данном разделе рассмотренные ранее основные социологические понятия применяются при анализе управленческих проблем макро и микро уровня. Первой такой задачей является анализ роли государства в экономике. На протяжении ХХ века проблема взаимоотношения государства и экономики стояла в центре, как политических, так и академических дебатов.

В представлении либералов государственное вмешательство в экономику неизбежно приводит к нарушениям в функционировании рыночного механизма размещения ресурсов и снижению эффективности экономической системы в целом, поэтому оно должно быть сведено к минимуму. Либеральные взгляды, пережившие ренессанс в 80-ые годы ХХ века, в настоящее время подвергаются критике. Какие альтернативные идеи о роли государства в экономике разработаны в экономической социологии? В чем их преимущества и ограничения?
Основная литература:
Блок Ф.

Роли государства в хозяйстве

В книге Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики /Сост. и науч. Ред. В.В.Радаев, М., РОССПЭН, 2004, с.569-599.

Оригинал: Block F. The Role of the State in the Economy // The Handbook of Economic Sociology / N. Smelser, R. Swedberg (eds.). Princeton: Princeton University Press, 1994. P. 691–710.

Неполная версия он-лайн

//Экономическая социология. Том 5, N 2, 2004, С. 37-56
Волков В.В.

Государство

В книге Силовое предпринимательство: экономико-социологический анализ, Издательский дом ГУ-ВШЭ, Глава 2, с 28-44.

Электронная публикация в журнале Экономическая социология Том 4. № 2. Март 2003 Формирование государства как исторический процесс http://www.ecsoc.msses.ru/Mag.php
Дополнительная литература:
Frank Dobbin; Frank R. Sutton

The Strength of a Weak State: The Rights Revolution and the Rise of Human Resources Management Divisions

The American Journal of Sociology, Vol. 104, No. 2. (Sep., 1998), pp. 441-476.

Stable URL: http://links.jstor.org/sici?sici=0002-9602%28199809%29104%3A2%3C441%3ATSOAWS%3E2.0.CO%3B2-3

Theodore P. Gerber

Market, State, or Don't Know? Education, Economic Ideology, and Voting in Contemporary Russia

Social Forces, Vol. 79, No. 2. (Dec., 2000), pp. 477-521.

Stable URL: http://links.jstor.org/sici?sici=0037-7732%28200012%2979%3A2%3C477%3AMSODKE%3E2.0.CO%3B2-W


Вопросы для самоподготовки

  1. Что такое государство?

  2. Какова его роль в экономике? Какие теории на этот счет существуют?

  3. В чем суть экономико-социологического подхода к исследованию государства?

  4. В чем различие между политикой суверенитета и политикой в обычном понимании этого слова?

  5. Мафия и государство: общее и различия.

  6. В чем суть Веберовской концепции власти и доминирования?

Лекция 8. Образование и рынок

С социологической и социально-экономической точек зрения образование на современном этапе развития общества играет центральную роль, как на макро, так и на микро уровне. Представление о том, что инвестиции в образование, при прочих равных условиях, приводят как к росту материального достатка индивидов, так и улучшению экономических показателей на макроуровне, разделяется как экономистами, так и некоторыми социологами.

В переходных экономиках Центральной и Восточной Европы основным вопросом реформы высшего образования в 1990-ые годы стала задача расширения доступности высшего образования, повышения его качества и нахождение устойчивых источников финансирования помимо средств, выделяемых на высшее образование из бюджета страны. Рост приема на платные отделения можно расценить как рост доступности высшего образования, если рассматривать его в свете меритократического подхода, который связывает наличие высшего образования с более высокими жизненными шансами людей и большим уровнем их материального вознаграждения.

Однако постулат о том, что образование экзогенно детерминирует последующий профессиональный статус и уровень материальной обеспеченности индивидов, требует дополнительной аргументации. Ведь если образование является не столько человеческим капиталом в экономическом смысле этого слова, сколько культурным капиталом, который привилегированные группы используют для своего воспроизводства, то получение образования может даже ухудшить положение низкостатусных, депривированных групп, поскольку в этом случае заработки после окончания не оправдают сделанных ими затрат на образование и упущенных доходов в процессе его получения. Какой из подходов: меритократический или воспроизводственный применить при анализе проблемы платности высшего образования?


Основная литература:
M. T. Hallinan

Equality of Educational Opportunity

Annual Review of Sociology, Vol. 14. (1988), pp. 249-268.

Stable URL: http://links.jstor.org/sici?sici=0360-0572%281988%2914%3C249%3AEOEO%3E2.0.CO%3B2-H


Дополнительная литература:
Sunhwa Lee; Mary C. Brinton

Elite Education and Social Capital: The Case of South Korea

Sociology of Education, Vol. 69, No. 3. (Jul., 1996), pp. 177-192.

Stable URL: http://links.jstor.org/sici?sici=0038-0407%28199607%2969%3A3%3C177%3AEEASCT%3E2.0.CO%3B2-E


Социальное расслоение возрастной категории. Выпускники 80-х. в постсоветском пространстве / Под. ред. М. Титмы. М.: ИС РАН, 1997.

Вопросы для самоподготовки

  1. Что такое доступность образования? Какую роль играет образование в обществе?

  2. Каким образом образование связано с социальным неравенством?

  3. Как объясняют теории человеческого капитала и культурного капитала влияние образования индивида на уровень его заработков?

  4. Вырастет ли доступность высшего образования при расширении/введении платного образования в странах с переходными экономиками?

Лекция 9. Рынки и иерархии

Для Вебера отличительной особенностью современного буржуазного капитализма, в отличие от его предшествующих форм, стало появление капиталистического предприятия, основанного на инструментальной рациональности. На таком предприятии складывается иерархическая структура позиций, управление которой осуществляется на бюрократических принципах.

Усложнение иерархической структуры с течением времени приводит к децентрализации управления и переходу к управлению интересами. Границы между рынком и фирмой размываются. Каковы современные представления о структуре и функционировании современной организации?

Какие организационные стратегии применяли восточно-европейские фирмы в ситуации высокой неопределенности системной трансформации?


Основная литература:
Уильямсон О.

Вертикальная интеграция производства: соображения по поводу неудач рынка

В книге: Теория фирмы. СПб.: Экономическая школа, 1995. С. 411-442 http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/27405


Д.Старк

Гетерархия: неоднозначность активов и организация разнообразия в постсоциалистическиих странах.

В книге Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу, Москва 2002, с 47-96.

      Электронная версия: Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 2. С. 115-132.
Дополнительная литература:
Coleman J.

The Corporate Actor as a System of Action

In Coleman J. Foundations of Social Theory, First Harvard University Press, 1990, pp. 421-450.


Neil Fligstein; Robert Feeland

Theoretical and Comparative Perspectives on Corporate Organization

Annual Review of Sociology, Vol. 21. (1995), pp. 21-43.

Stable URL: http://links.jstor.org/sici?sici=0360-0572%281995%2921%3C21%3ATACPOC%3E2.0.CO%3B2-B


Вопросы для самоподготовки


  1. Что такое трансакционные издержки?

  2. Что такое провалы рынка и почему они делают выгодной интернализацию производства?

  3. Как понятие «сетевой организации» разрешает проблему рынков и иерархий, сформулированную О.Уильямсоном?

  4. Что такое гетерархия, с точки зрения Д.Старка?

  5. Как понятие «гетерархии» разрешает проблему рынков и иерархий, сформулированную О.Уильямсоном?

  6. Какие организационные стратегии применяли восточно-европейские фирмы в ситуации высокой неопределенности системной трансформации?


Раздел 4 Рынок в переходных экономиках

Лекция 10. Неформальная экономика

Почему возникает неформальная экономика? Какие функции она выполняет? Каким образом можно на нее воздействовать?

Два подхода к неформальной экономике: неформальная занятость как удел тех, кто не имеет возможности устроиться в формальном секторе, стратегия выживания, анахронизм и неформальная занятость как массовый ответом на коррумпированность легальной экономики.

Что такое неформальная экономика? Типологии НЭ: домашняя, коммунальная, подпольная (Дж.Гершуни), «вне закона» - «вопреки закону» (С.Барсукова). Функции неформальной экономики.

Парадоксы неформальной экономики (Портес).
Основная литература:
Портес А. Неформальная экономика и ее парадоксы

В книге Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики /Сост. и науч. Ред. В.В.Радаев, М., РОССПЭН, 2004, с.303-339.

Оригинал: Portes A. The Informal Economy and Its Paradoxes // The Handbook of Economic Sociology /N. Smelser, R. Swedberg (eds.). Princeton: Princeton University Press, 1994. P. 426–449.

Неполная версия он-лайн

На русском Экономическая социология. Том 4, № 4. 2003 http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php


Доплонительная литература:
Де Сото Э.

Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М.: Catalaxy, 1995.

http://www.libertarium.ru/libertarium/way
Барсукова С.Ю.

Неформальная экономика: причины развития в зеркале мирового опыта. Экономическая социология (электронный журнал) Том 1, № 1, 2000. http://www.ecsoc.msses.ru/Mag.php
Капелюшников Р. И.

Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. Экономическая социология (электронный журнал) Том 2, № 2, 2001. http://www.ecsoc.msses.ru/Mag.php
Вопросы для самоподготовки

  1. Что такое неформальная экономика?

  2. В чем причина ее существования? Каковы ее функции в обществе?

  3. В чем видит А.Портес "парадоксы" неформальной экономики?

  4. Надо ли бороться с теневой экономикой, и какие меры экономической и социальной политики можно применять?

Примерный перечень вопросов к контрольной работе и зачету по всему курсу

На контрольной работе зачете студенты должны будут ответить на ряд вопросов:



  1. вопросы на определения

  2. вопросы по материалам лекций

1. Определения:

Предмет экономической социологии, метод экономической социологии, экономическое действие, социальное действие, социальная укорененность, экономический человек, аномия, рынок, реципрокность, перераспределение, экономический в широком и узком смыслах, социальные деньги, институты, концепция контроля, экономический капитал, социальный капитал, человеческий капитал, культурный капитал, внеконтрактные отношения, неформальная экономика, "мост", сила связи, оппортунизм, неформальная экономика.



  1. Вопросы по лекциям (см. вопросы для самоподготовки)

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

1.Что имеется в виду под утверждением о том, что социология не занимается тем, что называют «человеческой натурой»?

2.Что такое принцип методологического индивидуализма, и чем отличается реализация этого принципа в экономике и социологии?

3.В чем различие содержательного и формального значения термина «экономический» по К. Поланьи?

4.В чем различие между источниками экономической и хозяйственной мотивации?

5.Что значит рассматривать экономическое действие как форму социального?

6.Что такое смысл социального действия?

7.Экономическая социология и социальная экономика: в чем различие?

8.На каких предпосылках строится модель экономического человека? Почему эгоизм оказывается методологически предпочтительнее альтруизма?

9.Может ли альтруистическое поведение быть рациональным?



10.Что такое рациональность и как она понимается в ЭТ и ЭС?

  1. Когда появился термин «экономическая социология»?

  2. Кого считают классиками экономической социологии и почему?

  3. Теория Маркса: экономическая социология или социальная экономика?

  4. Какие из идей М.Вебера мы можем отнести к экономико-социологическим?

  5. За что Дюркгейм критиковал политическую экономию? Какие альтернативы предложил?

  6. Что такое «новая экономическая социология»? Кто является автором этого термина?

  7. Какие основные направления экономической социологии существуют сегодня?

  8. Друзья и оппоненты современной экономической социологии: в каких социальных науках можно встретить идеи, созвучные экономико-социологическим, а в каких – таких идей практически нет?

  9. Почему Поланьи считает, что свободный рынок разрушает общество?

  10. В чем различие места и роли торговли в дорыночном и рыночном обществах?

  11. Почему Поланьи называет экономическую теорию «бизнес-идеологией»?

  12. Что такое «формы интеграции» и каково их место в теории К.Поланьи?

  13. Объясните, что имел в виду К.Поланьи под утверждением о том, что предложенные им формы интеграции не предполагают никакой последовательности во времени?

  14. Как Поланьи обосновывает идею о том, что формы интеграции не являются производными от индивидуального поведения акторов?

  15. В чем различия в обосновании понятия социальной укорененности экономического действия у М.Грановеттера и К. Поланьи?

  16. Как М.Грановеттер обосновывает то, что сетевые структуры должны рассматриваться в качестве альтернативного посредника в экономической деятельности?

  17. В чем различие между представлением о рынке, как механизме ценообразования, и рынке, как социальном институте?

  18. Что такое оппортунистическое поведение и как экономическая теория объясняет то, как экономические агенты избегают оппортунизма?

  19. Как это объясняют социологи?

  20. В чем, с точки зрения З.Баумана, различие между личностным и безличным взаимодействием?

  21. В чем отличие позиции Дюркгейма и Грановеттера по поводу того, что лежит в основании контрактных отношений?

  22. Почему контракты всегда являются неполными?

  23. При каких условиях у рыночных контрагентов возникает потребность в доверии?

  24. В какой степени по результатам исследования Центра политических технологий соблюдаются формальные деловые контракты в российском бизнесе, и где формальные договоренности оказываются недостаточными?

  25. Насколько часто по результатам исследования Центра политических технологий российские предприниматели прибегают к неформальным методам в случае нарушения соглашения?

  26. Как контрактные отношения достраиваются неформальными правилами деловой этики (по результатам исследования Центра политических технологий)?

  27. Что имеет в виду Н.Додд, когда говорит о том, что политическая нейтральность экономических теорий денег лишает эти теории практической релевантности.

  28. Что такое «социальные деньги» по мнению В.Зелизер?

  29. Что такое «домашние деньги» и как этот пример показывает ограниченность рациональной модели денег?

  30. В чем специфика денег как подарка?

  31. Какой смысл вкладывает В.Зелизер в понятие институциональных денег?

  32. При каких условиях деньги приобретают моральную ценность, и когда они, напротив, становятся «грязными деньгами»?

  33. Каким образом происходило обозначение денег в качестве подарка?

  34. От чего зависит ценность денег? Приведите примеры того, когда один рубль в представлениях людей может быть не равен одному рублю.

  35. Как пример со становлением системы страхования жизни иллюстрирует тезис о социальной укорененности финансового поведения индивидов?

  36. Кто является авторами теории человеческого капитала, и в чем заключаются ее основные положения?

  37. Что такое социальный капитал? В чем различие в определениях социального капитала, которые были даны П.Бурдье и Р. Патнемом?

  38. Что такое культурный капитал? В чем его отличие от человеческого капитала?

  39. Что такое инкорпорированное, объективированное и институционализированное состояния капитала? Приведите примеры культурного и социального капиталов во всех этих формах.

  40. Что такое конвертация капитала и как она осуществляется? Проиллюстрируйте как это происходит на примере социального и культурного капитала.

  41. Какие подходы к исследованию сетей в хозяйственной жизни существуют в социологии?

  42. Что способствует выживанию и устойчивости сетей? Почему сети дают сбои? Проиллюстрируйте это на примерах из хозяйственной жизни.

  43. Что такое мост, сильная и слабая связь по Грановеттеру? В чем заключается сила слабых связей? Почему слабые связи важны для сетевых сообществ, по мнению М.Грановеттера? Что происходит, если таких связей у сообщества нет?

  44. Как можно операционализировать теоретические конструкты социального и культурного капитала для эмпирического исследования?

  45. Кто является авторами теории человеческого капитала, и в чем заключаются ее основные положения?

  46. Что такое социальный капитал? В чем различие в определениях социального капитала, которые были даны П.Бурдье и Р. Патнемом?

  47. Что такое культурный капитал? В чем его отличие от человеческого капитала?

  48. Что такое инкорпорированное, объективированное и институционализированное состояния капитала? Приведите примеры культурного и социального капиталов во всех этих формах.

  49. Что такое конвертация капитала и как она осуществляется? Проиллюстрируйте как это происходит на примере социального и культурного капитала.

  50. Какие подходы к исследованию сетей в хозяйственной жизни существуют в социологии?

  51. Что способствует выживанию и устойчивости сетей? Почему сети дают сбои? Проиллюстрируйте это на примерах из хозяйственной жизни.

  52. Что такое мост, сильная и слабая связь по Грановеттеру? В чем заключается сила слабых связей? Почему слабые связи важны для сетевых сообществ, по мнению М.Грановеттера? Что происходит, если таких связей у сообщества нет?

  53. Как можно операционализировать теоретические конструкты социального и культурного капитала для эмпирического исследования?

  54. Что такое трансакционные издержки?

  55. Что такое провалы рынка и почему они делают выгодной интернализацию производства?

  56. Как понятие «сетевой организации» разрешает проблему рынков и иерархий, сформулированную О.Уильямсоном?

  57. Что такое гетерархия, с точки зрения Д.Старка?

  58. Как понятие «гетерархии» разрешает проблему рынков и иерархий, сформулированную О.Уильямсоном?

  59. Какие организационные стратегии применяли восточно-европейские фирмы в ситуации высокой неопределенности системной трансформации?

  60. Что такое неформальная экономика?

  61. В чем причина ее существования? Каковы ее функции в обществе?

  62. В чем видит А.Портес "парадоксы" неформальной экономики?

  63. Надо ли бороться с теневой экономикой, и какие меры экономической и социальной политики можно применять?

Автор программы: _____________________________/ Кузина О.Е./