Программа дисциплины Для заочной формы обучения по направлениям - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины: «история педагогики и философия образования» 1 240.14kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы музыкального развития... 1 302.06kb.
Программа по дисциплине «Валютное право» для студентов заочной формы... 1 78.76kb.
Рабочая программа дисциплины «Страховое право» Специальность: 030503... 2 412.79kb.
Руководство студентов 3 курса заочной формы обучения специальность... 1 353.24kb.
Экзаменационные вопросы по дисциплине «История культуры и искусств»... 1 27.61kb.
Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине... 1 8.84kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык» 1 303.74kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 2 739.29kb.
Методические рекомендации для студентов дневной и заочной формы обучения... 1 322.44kb.
Задание для студентов заочной формы обучения: ипф 1 курс, 1 семестр... 1 234.47kb.
Секция 2; Лимушин Виктор Павлович, доцент кафедры гуманитарного образования... 1 57.07kb.
- 4 1234.94kb.
Программа дисциплины Для заочной формы обучения по направлениям - страница №1/1



Уральская академия государственной службы

Кафедра философии и политологии


КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Рабочая учебная программа дисциплины

Для заочной формы обучения по направлениям



030900.62 Юриспруденция, 080100.62 Экономика,  080200.62 Менеджмент, 081100.62 Государственное и муниципальное управление

Квалификации выпускника:  бакалавр




Составитель:

Л.С. Чернов, к.ф.н., доцент


Екатеринбург

2011
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ



Название раздела



Стр.

1

Цели и задачи дисциплины




3

2

Место дисциплины в структуре ОПП (основной образовательной программы)


3

3

Требования к результатам освоения дисциплины


4

4

Структура дисциплины


9

5

Содержание дисциплины


9

6

Формы контроля и отчетности


24


РАЗДЕЛ 1. Цели и задачи дисциплины
Цели и задачи дисциплины: дать компетентные знания основных культурогических концепций и теорий, которые описывают и объясняют всю современную и прошлую культуру с позиции целостности и единства. Специфика курса заключается в объединении конкретных фактических знаний со знаниями предельно общего порядка. Конкретный, фактический материал истории художественной культуры и искусствознания дается в значительном объеме. Практические занятия ориентированы на конкретное знакомство с материалом современной культуры, на анализ культурных текстов, что позволяет увидеть культуру «изнутри», прочувствовать ее «плоть и кровь», сделать самостоятельные компетентные выводы в отношении культурно-исторической ситуации, как в исторической ретроспекции, так и в сегодняшнем мире и в современной России.

В соответствии с современными стратегическими тенденциями российского образования, часть итоговых экзаменационных вопросов «даётся» слушателям на самостоятельное обучение, что возможно только при прагматическом, компетентном и осмысленном подходе к процессу образования со стороны самих обучающихся.


РАЗДЕЛ 2. Место дисциплины в структуре ОПП (основной образовательной программы).
Дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу, базовой части, вариативной части вуза.

Базой для изучения культурологических проблем служит обширный исторический фактический материал, а так же знания, полученные при изучении таких дисциплин как философия, литература, изучаемая в средней школе, а так же психология, логика, история. Итоговый экзамен по дисциплине охватывает материал лекционного курса, семинарских и практических занятий, а также материал, вынесенный на самостоятельное изучение.


РАЗДЕЛ 3. Требования к результатам освоения дисциплины
3.1. По направлению «Экономика»
- выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).


3.2. По направлению «Юриспруденция»
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладать культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);


3. 3. По направлению ГМУ
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- стремлением работать на благо общества (ОК-1);

- знанием требований профессиональной этики и готовностью поступать в соответствии с этими требованиями; обладанием нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; обладанием гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения (ОК-2);

- знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии (ОК-3);

- знанием законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умением анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владением основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

- пониманием содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5);

- способностью и готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6).

3.4. По направлению «Менеджмент»
Выпускник должен обладать следующими знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);
- знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

- способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);

- умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);

- владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5);

- умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7).


3.5. В результате изучения дисциплины студент должен

знать:
- общие характеристики мифологического восприятия окружающего мира

- типологическую специфику античной культуры

- общие особенности культуры средневековья

- основные принципы и ценности религии христианства

- базовые ценности европейского Возрождения

- основания культуры Нового времени и Просвещения

- причины и следствия культурно-социальных реформ европейской и российской истории

- культурно антропологические характеристики и признаки русской ментальности

- причины и механизмы культурной модернизации и её влияние на жизнь человека и общества в целом

уметь:

- анализировать политические, социальные и гуманитарные процессы с точки зрения различных культурных подходов и тенденций

- аргументировано выразить главную мысль своего высказывания по вопросу культурного артефакта, события, текста

- сравнивать различные типологические и конкретные факты культуры

- анализировать и интерпретировать художественные произведения различных эпох, жанров и стилей

- анализировать и интерпретировать материальные факты различных культур



- провести различие между культурой традиционной и современной

- сравнивать культуры с позиций патриотизма, толерантности и плюрализма



владеть:

- основами и принципами понимания текстов различных культур

- умением сравнивать различные культурные факты, события и идеи

- способами сопоставления текста и контекста в культуре и обществе в целом

- методом структурного анализа культурных событий

- методом локально цивилизационного анализа и описания общества

- базовыми ценностными ориентациями в отношении культуры России


РАЗДЕЛ 4. Структура дисциплины
4. 1. Структура учебной дисциплины для заочной формы обучения (в часах).

№№

Форма обучения (заочная)

Лекции

Практические занятия

Самостоят. работа

Всего часов

Отчёт-

ность


1

ГМУ – 051

8

8

128

144

экзамен

2

Э – 031

8

8

128

144

экзамен

3

ГМУ – 031(в)

14

14

116

144

экзамен

4

ГМУ- 031

8

8

128

144

экзамен

5

М - 031

8

8

92

108

зачёт

6

Ю – 041(з)

8

8

92

108

зачет

7

Ю – 041(в)

10

10

88

108

зачет


РАЗДЕЛ 5. Содержание курса




5.1. Тематика лекционного курса.


темы

Название темы

Часы

Тема 1.

Предмет культурологии. Многообразие определений культуры*

2

Тема 2.

Особенности мифологического восприятия мира. Античность как тип культуры.

2

Тема 3.

Общие характеристики средневековой культуры*

2

Тема 4.

Культура эпохи Возрождения. Специфика культуры Северного Возрождения. Культура европейского Просвещения и Нового времени

2

Тема 5.

Культурологические теории и концепции современной эпохи. Специфика отечественной культурологи*

2

Тема 6.

Европейский и русский модерн конца Х1Х начала ХХ в.в.

2




Всего часов

12


Примечание: лекции №№1, 3, 5, помеченные «звёздочкой», на потоках ГМУ – 031(в) Ю – 041(в) читаются соответственно расписанию и возможному объединению с другими потоками. Материал, соответственно, усваивается самостоятельно.


5.2. Тематика семинарских занятий


темы

Название темы

Часы

Тема 1.

Самосознание русской культуры*

2

Тема 2.

Художественная культура европейского и русского модерна*

4

Тема 3.

Культура постмодернизма*

2



Всего часов


8


Примечание: практические занятия на потоках ГМУ – 031(в) , Ю – 041(в) могут читаться согласно действительному расписанию. Материал, соответственно, усваивается самостоятельно.
Форма отчетности: контрольная работа и экзамен (зачет), согласно учебному плану (см. Таблицу: Структура учебной дисциплины в часах).
5. 3. Базовая учебная, справочная и классическая литература по всему курсу
Базовая учебная литература


  1. Культурология. История мировой культуры. Хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов. М. 2008

  2. Культурология / Под ред. Г. В. Драча. М. 2009

  3. Культурология. Учебник / Под редакцией С.М. Иконниковой и В. П. Большакова. М. 2010


Справочная и классическая литература


  1. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. Культурология ХХ века. СПб., 1997.

  2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990

  3. Бачновская Н.Н. Основы культурологи: учебное пособие для ВУЗов., М., 2004

  4. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 1995.

  5. Георгиева Т.С. История русской культуры. Учебное пособие. М., 1999

  6. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1998

  7. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М., 2001.

  8. Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 в.в. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.

  9. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. - 2 изд. Переработанное и дополненное. – СПб. 2005

  10. Иллюстрированная энциклопедическая библиотека. Искусство Западной Европы: Германия, Нидерланды / Под ред. В. Бутромеева. М., 1996.

  11. Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. Книга для учителей в 3-х ч. Ч.2. Искусство Западной Европы 17-20 в.в. М., 1988.

  12. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб., 2001

  13. Кассирер Э. Определение человека в терминах человеческой культуры // Мир философии. Ч.2. Человек. Общество. Культура. М., 1991.

  14. Кнабе Г. Избранные труды. Теория и история культуры. М., 2006

  15. Кравченко А.И. Культурология. Учебное пособие. М., 2004

  16. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. Р.- н /Д., 2004.

  17. Культурология. Люди и идеи. Энциклопедия. М., 2006

  18. Культурология: учебное пособие / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 1998.

  19. Культурология: учебное пособие / Под ред. Радугина А.А. М., 2004.

  20. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 2000

  21. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1990.

  22. Мень А. История религии. Пути христианства: учебное пособие. М., 1998.

  23. Михайлов А.В. Языки культуры. Учебное пособие по культурологии. М., 1997.

  24. Орлов Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

  25. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

  26. Очерки по истории мировой культуры. Учебное пособие / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1997

  27. Очерки по истории мировой культуры. Учебной пособие / Под. Ред. Т.Ф.Кузнецовой. М., 1997

  28. Платонова Э.Е. Культурология: учебное пособие. М., 2003

  29. Семочкина М.Б. Культурология. Учебное пособие. Екатеринбург, 2001

  30. Сорокин П. Кризис нашего времени // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

  31. Студенческий словарь по культурологии. Екатеринбург, 2002

  32. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

  33. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

  34. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. Кагана М.С., Ю.В.Перова и др. СПб., 1998

  35. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

  36. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Вопросы философии 1988. №8.

  37. Фрейд З. Недовольство культурой // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

  38. Фромм Э Искусство любви. М., 1990.

  39. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

  40. Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992.

  41. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. №1.

  42. Хейзинга Й. Homo ludens: опыт определения игрового элемента культуры. М., 1992.

  43. Холл Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1997.

  44. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Р. -н /Д., 1997

  45. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. Р.- н /Д.,.1997

  46. Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Отв.ред. Радугин А.А. М., 2005

  47. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1999. Т.1.

  48. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.


5. 4. Программа лекционного курса




Тема 1. Предмет культурологии. Особенности мифологического восприятия мира. Античность как тип культуры

Культурология в системе гуманитарных наук. Культурология и философия, культурология и искусствознание, культура и идеология. Трудности определения предметного поля культурологии. Обыденное (феноменологическое) представление о культуре. Деятельностный, ценностный, диалоговый и структурный подходы к определению культуры. Культура и культ, культура и религия, культура и текст. Определения мифа и мифологии. Принципы первоначала и связи с Первопредком. «Миф как реальность» (Малиновский Б.) Образность и синкретичность мифологического восприятия мира. Мифология и ранние формы религии. Мифология и сказка.

Периодизация античной культуры. Созерцательность, агональность, телесность – характерные признаки античной культуры. Космоцентризм античности. Античность греческая и римская. Описание человека в творчестве Гомера, Эсхила, Софокла, Еврипида.
Тема 2. Общие характеристики средневековой культуры
Периодизация европейского средневековья. Христианство как основной «стержень» средневековой культуры. Средневековая модель мира, средневековый хронотоп. «Технологическая революция» средневековья: распространение ветряных мельниц, изобретение кривошипа.

Общие черты Византийской цивилизации. Христианские догматы и ереси. Никео-Цареградский Символ веры.

Антропоцентричность, историзм и традиционализм средневековой культуры. Взгляды Августина Блаженного на свободу воли человека. Образы человека веры (св. Франциск) и воина веры (рыцаря) в средневековой культуре и искусстве. Французский народный эпос «Песнь о Роланде». Романский и готический стили в культуре средневековья.
Тема 3. Культура эпохи Возрождения. Специфика Северного Возрождения.
Общие черты эпохи Ренессанса. Возрождение античности, формирование образа нового человека. Человек как творец и художник. Универсализм человеческого интеллекта.

Художественная культура Итальянского Возрождения: периодизация. Творчество Данте, Петрарки, Леонардо.

Протестантизм и Реформация: религиозно-догматические и социально-культурные причины и основания. Жизнь и учение М.Лютера. Художественная культура Северного (Позднего) Возрождения. Трагический реализм Шекспира.

Творчество Босха и Дюрера. Народная культура Северной Европы в образах П. Брейгеля. Карнавальная культура в творчестве Ф. Рабле. Влияние гротескного реализма Рабле на европейскую художественную культуру.

Общие черты культуры Нового времени и Просвещения: ориентация на эксперимент и опыт в науке, секуляризация общественной жизни, антиклерикализм, рационализм и утопизм понимания общественных отношений. Новое отношение к природе в культуре Нового времени и Просвещения. Отрыв и отчуждение человека от природы. Становление культуры как второй природы. Миф о естественности человека.

Художественная культура Нового времени и Просвещения. Творчество Караваджо, Ван Дейка, Рембранта, Рубенса. Барокко, рококо, романтизм, сентиментализм. Французское Просвещение и Революция.



Тема 4. Культурологические теории и концепции современной эпохи. Специфика отечественной культурологии.

Культура и цивилизация. Первая критика цивилизации Руссо. Понимание культуры в творчестве Ницше и Шпенглера. Жизнь как метафизическое начало культуры. Дионисизм и аполлонизм у Ницше. Признаки упадка цивилизации у Шпенглера. Понимание культуры в психоанализе Фрейда. Архетипы коллективного бессознательного Юнга. Семиотическое понимание культуры. Игровая концепция культуры. Культура как текст и набор знаков.


«Русская идея» как модель и архетип отечественной культурологии. Вопрос о судьбе России у Чаадаева, Данилевского, Соловьева, Бердяева. Славянофильство и западничество в отечественной культурологии. Идеология евразийства.
Тема 5. Европейский и русский модерн конца 19 начала 20 веков. Становление постмодерна.
Западноевропейский и русский модерн. Нововременная культурная парадигма. Историческая сущность европейского модерна. Основные стили и направления в художественной системе 19-20 веков. Творчество Бодлера, Рембо, Джойса.

Модерн, утопия и «кризис культуры». Западный художественный авангард. Импрессионизм, постимпрессионизм, кубизм, экспрессионизм: основные представители, темы и сюжеты. Этапы развития импрессионизма. Импрессионизм и фотография. Модерн европейский и модерн русский: диалог и преемственность. Художественная культура русского "серебряного века": основные направления. Акмеизм, символизм, экспрессионизм.

Русский художественный авангард начала ХХ века. Авангард и модерн, авангард и массовая культура.

Теоретическая программа постмодернизма. Деконструкция, критика логоцентризма, образ ризомы как модели современной культуры.



Искусство и художественная культура второй половины ХХ века. Постмодернизм в искусстве, литературе, кино. Постмодернизм, авангард и культурная традиция. Постмодернизм и массовая культура. Постмодернизм в кино, литературе, поэзии. Русский постмодернизм - теория и практика: представители, специфика, особенности.


5.5. Темы семинарских занятий



Тема: Самосознание русской культуры – 4 часа.


  1. «Философические письма» П.Я. Чаадаева. Критика П. Я.Чаадаевым русской истории. Реакция русского общественного мнения на письма Чаадаева.

  2. Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского. «Русская идея» В.С. Соловьёва и Н.А.Бердяева.

  3. Идейная, политическая и философская целостность сборника "Вехи". Русская интеллигенция о самой себе и перспективах собственного развития.


Литература к теме:


  1. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. 1990. №1-2.

  2. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

  3. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. (Бердяев Н., Булгаков С., Гершензон М., Изгоев А., Кистяковский Б., Струве П., Франк С.) Свердловск, 1991.

  4. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии 1995. № 6.

  5. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопросы философии. 1990. №4.

  6. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. М. 1999.

  7. Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. М. 1997.

  8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

  9. Евлампиев И.И. Кириллов и Христос. Самоубийцы Достоевского и проблема бессмертия // Вопросы философии. №3. 1998.

  10. Живов В.М., Успенский Б.А. Метаморфозы античного язычества в истории русской культуры 18 века // Из истории русской культуры. М., 1996.

  11. Зарубина Н.Н. Без протестантской этики: проблема социокультурной легитимации предпринимательства в модернизирующихся обществах //Вопросы философии.2001. № 10.

  12. Зверев А. М. Лев Толстой - М.: Молодая гвардия, 2007. (Жизнь замечательных людей: серия биографий).

  13. Золотусский И. П. Гоголь. - М.: Молодая гвардия, 2007. (Жизнь замечательных людей: серия биографий).

  14. Илларион. Слово о законе и Благодати. М., 1999

  15. Интеллигенция //Степанов Ю.С. КОНСТАНТЫ: словарь русской культуры. М., Академический проект, 2001, С. 668 – 690

  16. Карасев Л.В. Русская идея // Вопросы философии. 1998. №8.

  17. Кондаков И.В. Архитектоника русской культуры // Общественные науки и современность. 1999. №1.

  18. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. Учебное пособие для ВУЗов. М., 1997

  19. Культурология. Уч. пособие под ред. Драча Г.В. Ростов-на-Дону., 2005.

  20. Литература и культура Древней Руси: словарь справочник. М., 1994.

  21. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства 18-19 в.в. СПб., 1994

  22. Скоробогацкий В.В. Социокультурный анализ власти. Екатеринбург, 2002

  23. Соболев (Архиепископ Серафим) Русская идея. Об истинно монархическом миросозерцании. М – СПб, 2002

  24. Соловьев В.С. Русская идея // Соловьев Вл. Соч. в 2-х тт. М., 1987. Т. 2

  25. Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. Краткая повесть об антихристе // Соловьев В. Соч. в 2-х т.т.Т.2. М., 1988.

  26. Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского Ф.М. Русские символисты. Импрессионизм мысли // Соловьев Вл. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.

  27. Степанов Ю. С. КОНСТАНТЫ: словарь русской культуры., М, Академический проект, 2001

  28. Русь, Россия, Русские, Россияне // Степанов Ю. С. КОНСТАНТЫ: словарь русской культуры: М. Академический проект, 2001. С. 151 – 171

  29. Толстой Л.Н. Исповедь // Собр. Соч. в 26-ти т. т. М., 1983.

  30. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. М., 1991.

  31. Трубецкой С.Н. О Святой Софии, премудрости Божией // Вопросы философии. 1995. №9.

  32. Франк С.Л. Пушкин об отношении между Россией и Европой // Вопросы философии. 1988. №10.

  33. Чаадаев П.Я. Философические письма. М., 1989

  34. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М., 1998.

  35. Щукин В.Г. Христианский Восток и топика русской культуры // Вопросы философии. 1995. №4.


Тема 2. Художественная культура европейского и русского модерна – 6 часов.


  1. Модерн в художественной культуре Европы конца 19 века. Импрессионизм, постимпрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм в художественной культуре конца 19 начала 20 веков.

  2. Символизм, акмеизм, футуризм как художественные школы и стили в русской культуре «Серебряного века». Модерн и авангард в живописи, литературе, музыке, театре, архитектуре. Противоречия и парадоксы культуры «Серебряного века».



Литература к теме


  1. Антология французского сюрреализма. М., 1994.

  2. Ахматова А., Блок А., Хлебников В., Мандельштам О. Хармс Д.. Стихи и любые тексты этих и других представителей символизма, акмеизма и футуризма.

  3. Барт Р. От произведения к тексту // Р. Барт – Избранные произведения. Семиотика. Поэтика. М.,1989.

  4. Блок А. О современном состоянии русского символизма. О назначении поэта. Крушение гуманизма. Стихия и культура. Искусство и революция. // Блок А. Собрание сочинений в 6 томах. Том 5. М. 1971. (Любые издания этих работ).

  5. Валье Д. Анри Руссо. М., 1995.

  6. Ван-Гог В. Письма. В 2-х т.т. М.-Л., 1935.

  7. Виленкин В.Я. Амадео Модильяни. М., 1996.

  8. Вислова А.В. Игра и театральность в культуре Серебряного века // Вопросы философии. 1997. №12.

  9. Гоген П. Письма. Ноа Ноа. Л., 1972.

  10. Гройс Б. Русский авангард. По обе стороны черного квадрата // Вопросы философии. 1990. № 11.

  11. Дали С. Живопись. Скульптура. Графика. М., 1992.

  12. Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. О себе и обо всем прочим. М., 1996.

  13. Ди Капуа М. Сальвадор Дали. Жизнь. Творчество. М., 1997.

  14. Диль Г. Миро. М., 1995.

  15. Диль Г. Модильяни. М., 1995.

  16. Диль Г. Пикассо. М., 1995.

  17. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс: театр абсурда – реальный театр // Театр. 1991. № 11.

  18. Жюльен Э. Тулуз-Лотрек. М., 1995.

  19. Золя Э. Эдуард Мане. Л., 1935.

  20. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

  21. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

  22. История русской литературы: ХХ века. Серебряный век. М., 1995.

  23. Кандинский В.В. О понимании искусства: стихи и статьи 1910-1920 гг. // Знамя. 1999. №1.

  24. Кожев А. Конкретная (объективная) живопись В.Кандинского // Человек. 1997. №5.

  25. Кроль А. Огюст Ренуар, жизнь и творчество. М., 1930.

  26. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура: теории, идеи, разновидности, образцы. М., 1978.

  27. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М.,1980.

  28. Культура: теории и проблемы. М., 1995

  29. Лакост М.-К. Кандинский. М., 1995.

  30. Лукшин И.П. Современное изобразительное искусство Запада. (О социально-эстетической и идеологической сущности модернизма). М., 1986.

  31. Ля Мур П. Мулен Руж: трагическая жизнь Тулуз-Лотрека. М., 1994.

  32. Малевич Казимир. Собрание сочинений в 5-ти т.т. Т.1. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы 1913-1929. г.г. М., 1995.

  33. Малюга Ю.Я. Культурология. М. 1998.

  34. Модернизм: анализ и критика основных направлений. (Экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство, гипер-реализм). М., 1987.

  35. Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века: А.Бретон, Ж.-П. Сартр, Р.Барт, С.Дали, Г.Гессе, Ф.Кафка, О.Хаксли и др. М., 1986.

  36. Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. М., 1973.

  37. Перрюшо А. Жизнь Гогена. М., 1989.

  38. Перрюшо А. Жизнь Сезанна. М., 1991.

  39. Перрюшо А. Жизнь Сера. М., 1992.

  40. Перрюшо А. Жизнь Тулуз-Лотрека. М., 1990.

  41. Рей Р. Мане. М., 1995.

  42. Религиозное сознание и революция: Мережковский и Савинков в 1911 // Вопросы философии. 1994. № 10.

  43. Ренуар Ж. Огюст Ренуар. М., 1970.

  44. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. М., 2003.

  45. С веком наравне. Рассказы о мастерах западноевропейской живописи от Леонардо до Пикассо. М., 1977.

  46. Сабарьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки, история, проблемы. М. 1989.

  47. Самосознание европейской культуры ХХ в. М., 1991.

  48. Сартр Ж.П. Что такое литература?// Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 в.в. М., 1987.

  49. Словарь по французской живописи от средних веков до наших дней. Париж., 1989.

  50. Слотердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург, 2000.

  51. Соколова Б.М. Шрамы заживают, краски оживают: Кандинский - теоретик искусства, миротворец и моралист // Знамя. 1999. №2.

  52. Стенерсен Р. Эдвард Мунк. М., 1972.

  53. Стоун И. Ван Гог. Л., 1973.

  54. Тайандье И. Сезанн. М., 1995.

  55. Тарантино К. «А я иду в другую сторону». Беседа с режиссером // Искусство кино. 1999. № 1

  56. Хюттингер Э. Дега. М., 1995.

  57. Чегодаев А.Д. Импрессионисты. М., 1971.

  58. Шевалье Д. Пикассо. М., 1995.

  59. Эткинд А. Содом и Психея. Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М., 1996.

  60. Юин Р. Ван Гог. М., 1995.

  61. Юин Р. Гоген. М., 1995.


Тема 3. Культура современности и постмодернизма – 4 часа


  1. Модерн, современность и постмодерн. Постмодернистское отношение к культуре. За что пост-модерн критикует прошлое модерна?

  2. Художественная практика постмодернизма. Постмодернизм в литературе, кино, поэзии, музыке. Признаки «постмодернистического» произведения (текста). Постмодернизм в политике, моде, рекламе, повседневной жизни.


Литература к теме


  1. Астафьев Я.У. Постмодернизм в познании общества // Политические исследования и современность. 1992. № 3.

  2. Барт Р. От произведения к тексту. Война языков. Смерть автора // Р. Барт. Избранные произведения. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

  3. Богомазов Н. «Москва – Петушки»: историко-литературный и актуальный контекст // Новое литературное обозрение, 1999. № 4 (38).

  4. Генис А. Вавилонская башня. Очерки современной массовой культуры. М., 1997.

  5. Гречко П.К. Интеллектуальный импорт, или о переферийном постмодернизме // Общественные науки и современность. 2000. № 2.

  6. Гулыга А.В. Что такое пост-современность?//Вопросы философии.1988. №12.

  7. Давыдов Ю.Н. Патологичность состояния постмодерна // СОЦИС.2001.№ 11

  8. Делез Ж. Логика смысла. Предисловие М. Фуко. М., 1998.

  9. Делёз Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения, Екатеринбург, У-Фактория, 2007

  10. Касаткина Татьяна. Литература после конца времен // Новый мир. 2000. № 6.

  11. Козловски П. Современность постмодерна // Вопросы философии.1995. №10.

  12. Культурология. Уч. пособие под ред. Драча Г.В.- Ростов-на-Дону., 1995.

  13. Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1997.

  14. Малюга Ю.Я. Культурология. - Уч. пособие. М., 1998.

  15. Панарин А.С. Постмодернизм и глобализация: проект освобождения собственников от социальных и национальных обязательств // Вопросы философии. 2003. № 6

  16. Плуцер-Сарно А. Словарь и словарная статья как жанр словесности // Новое литературное обозрение. 2000. № 4 (44).

  17. Разлогов К.Э. Экран как мясорубка культурного дискурса // Вопросы философии. 2002. № 8.

  18. Рорти Ричард. Постмодернистский буржуазный либерализм // Логос. Философско-литературный журнал. 1999. № 9 (19).

  19. Руднев В.П. Словарь культуры 20 века. М. 2003 (Любое издание данного словаря).

  20. Студенческий словарь по культурологии. Екатеринбург, Уральская Академия государственной службы, 2002

  21. Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. № 4.

  22. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М. 2003

  23. Хоружий С.С. «Проблема Постчеловека…» // Философские науки, 2008, № 2.

  24. Чешков М.А. Новая наука, постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии. 1995. № 4.

  25. Чучин-Русов А.Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика? // Вопросы философии. 1999. № 4

  26. Эко Умберто. Отсутствующая структура. М., 1999.

  27. Энциклопедический словарь по культурологии. - Под ред. А.А. Радугина. М., 1997.

  28. Эпштейн М. От модернизма к постмодернизму // Новое литературное обозрение. 1995. № 16.


РАЗДЕЛ 6. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОТЧЕТНОСТИ
Контрольная работа

Общие правила к контрольной работе по культурологии





  1. Контрольную работу необходимо выполнить строго по варианту. В работе должны быть представлены ответы на все пять предложенных вопросов.

  2. Объем работы составляет 10 страниц печатного текста1. В том случае, если предоставляется рукописный вариант работы, текст пишется крупным и разборчивым почерком.

  3. На титульном листе необходимо обозначить вариант работы, фамилию слушателя, номер его потока и группы. Не следует помещать каждый листок работы в отдельный пластиковый файл, достаточно одной папки (или файла) для всей работы.

  4. Работа пишется самостоятельно по материалам прочитанных источников. При цитировании указывается цитируемый источник (постранично). При общей оценке работы данному пункту уделяется самое важное значение.

  5. Допускается использование дополнительной учебной и классической литературы, не указанной в предлагаемом к каждому варианту списке. Интернет-ресурсы используются с указанием адреса электронной страницы.

  6. При возникновении спорной (проблемной) ситуации на экзамене во время ответа, преподаватель обращается к контрольной работе и повышает (или понижает) оценку студенту, в зависимости от того, как студент отвечает на заданные уже по контрольной работе вопросы.

Вариант 1. (А-Д)

Вопросы


  1. Общее описание античности как типа культуры. Агональность, пластичность, телесность, теоретичность, открытость и другие характерные черты античной культуры.

  2. Взаимоотношение героев и богов в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, поэмах Эсхила, Софокла, Еврипида, «Энеиде» Вергилия. (Для примера необходимо «взять» одно произведение любого из этих авторов по выбору и ответить на следующие вопросы: как герои и боги общаются, о чём они говорят, насколько свободны люди в этом общении, какие знаки посылают боги героям, могут ли люди противостоять богам и в каких случаях, за что боги наказывают героев и в каких случаях помогают им?)

  3. Общее сопоставление античности «греческой» и «римской» (примеры из области философии, литературы, мифологии, архитектуры, повседневности).

  4. Как повлияла античность на европейскую культуру (религию), науку, рациональность?

  5. Привести примеры античных сюжетов в современной мировой художественной культуре. Почему античные сюжеты актуальны и интересны для современного человека? Провести конкретный разбор 1-2 примеров на «материале» современных кино, музыки, поэзии, литературы, театра.



Литература


  1. Аверинцев С.С. Античная риторика и судьбы античного рационализма.- С.С.Аверинцев. Образ античности. СПб, 2004.

  2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М, 1997

  3. Вергилий «Энеида» М. 1987 (любое издание)

  4. Гомер «Илиада», «Одиссея». М. 1997 (любое издание)

  5. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М. 1998

  6. Дмитриева Н.А. Акимова Л.И. Античное искусство. Очерки. М. 1986.

  7. Еврипид «Медея», М, 2003 (любое издание)

  8. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону. 1995

  9. Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону. 1997

  10. Культурология. / Под ред. А.А. Радугина, М. 2005

  11. Культурология. Энциклопедия-словарь. / Под ред. А.Н. Марковой. М. 1998

  12. Лосев А. Ф. Гомер. Предисл. А. А. Тахо-Годи. М.: Молодая гвардия, 2006. (Жизнь замечательных людей: серия).

  13. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. М. 1997.

  14. Мифы народов мира. М. 1997

  15. Семочкина М.Б. Культурология. Екатеринбург, 2001

  16. Словарь античности. Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.

  17. Софокл «Царь-Эдип», М., 1998

  18. Топоров В. Эней – человек судьбы, М., Радикс, 1993.

  19. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь, Ростов-на-Дону., 1997

  20. Энциклопедический словарь по культурологии / Под ред. А.А. Радугина М. 1997

  21. Эсхил. «Орестея», М., 1987


Вариант 2 (Е-К)

Вопросы


  1. Общая характеристика средневековой культуры

  2. Портрет (образ) рыцаря в средневековой литературе.

  3. Романский стиль в художественной культуре средних веков (примеры).

  4. Готический стиль в средневековой художественной культуре (примеры).

  5. Привести примеры догматических и обрядовых различий Католической и Православной Церкви.



Литература


  1. Августин Аврелий «Исповедь». М. 1998 (Любое издание).

  2. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб. 1995

  3. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М. 1998

  4. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М. 1984

  5. Жильсон Э. Разум и Откровение в Средние века // Богословие в культуре средневековья. Киев. 1992. с. 5 – 49

  6. Карташев А.В. Вселенские Соборы. М. Республика, 1994

  7. Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону. 1997

  8. Культурология. / Под ред. А.А. Радугина М. 2003

  9. Культурология. Энциклопедия-словарь. / Под ред. А.Н. Марковой. М. 1998

  10. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. М. 1992.

  11. Ле Гофф Ж. Другое средневековье. Время труд и культура Запада. Екатеринбург. 2000

  12. Лосев А.Ф. Filioque – как душа всего католицизма….Прельщённость тварью в католичестве //Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М. Мысль. 1993. С. 874 - 883

  13. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. М. 1997

  14. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М. 1987.

  15. Поснов М. Э. История христианской Церкви. Киев. 1991

  16. Православная Церковь. (Католицизм, протестантизм, современные ереси и секты России). Под редакцией митрополита С.-Петербуржского и Ладожского Иоанна. СПб. 1994

  17. Семочкина М.Б. Культурология. Учебное пособие. Екатеринбург. 2001

  18. Хейзинга Й. Осень средневековья. М. 1988

  19. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, 1997

  20. Честертон Г. Франциск Ассизский // Вопросы философии. 1989. №1

  21. Шпагин А. Религия войны. Субъективные заметки о богоискательстве в советском военном кинематографе // Искусство кино. 2005. № 5

  22. Энциклопедический словарь по культурологии / Под ред. А.А. Радугина М. 1997

  23. Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке, М. 1995.


Вариант 3 (Л-Н)
Вопросы

  1. Общая характеристика культуры Возрождения. Парадоксы эпохи.

  2. Великие художники и творцы итальянского Ренессанса (примеры).

  3. Почему культуру Возрождения называют эпохой гуманизма? В каких значениях используется в культурологии слово «гуманизм»?

  4. Что такое Реформация и Протестантизм? Что реформировали реформаторы и против чего протестуют протестанты?

  5. Специфика Северного Возрождения. Влияние протестантизма на Северное (позднее) Возрождение.



Литература


  1. Античное наследие в культуре Возрождения. М. 1984.

  2. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М. 1978

  3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса, М. 1990. (Любое издание этой книги).

  4. Брион М. Дюрер М.: Молодая гвардия, 2006. (Жизнь замечательных людей: серия).

  5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер Макс. Избранные произведения. М. 1990. С. 61 – 208.

  6. Зарницкий С. В. Боттичелли - М.: Молодая гвардия, 2007. (Жизнь замечательных людей: серия.)

  7. Маклюэн М. «Страстное увлечение точными измерениями начинает доминировать в эпоху Ренессанса» // Маршалл Маклюэн. Галактика Гуттенберга. Становление человека печатающего. М. 2005. С. 293 - 298

  8. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М. 1986.

  9. Ильина Т.В. История искусств. М. 1993.

  10. Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону. 1997

  11. Культурология. Энциклопедия-словарь. / Под ред. А.Н. Марковой. М. 1998

  12. Культурология. / Под ред. А.А. Радугина М. 2005

  13. Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М. 1987

  14. Соловьев Э. «Прошлое толкует нас». М. 1988

  15. Энциклопедический словарь по культурологии / Под ред. А.А. Радугина. М. 1997


Вариант 4. (О – С)
Вопросы.

  1. Общая характеристика культуры Нового Времени и Просвещения. Влияние классической науки и философии на мировоззрение эпохи.

  2. Барокко и рококо как художественные стили эпохи Нового Времени (привести конкретные примеры).

  3. Классицизм в русской художественной культуре 18 -19 в.в.

  4. Сентиментализм в Европе и России: художники, поэты, писатели.

  5. Романтизм в Европе и России (описание и краткий анализ одного произведения в стиле романтизма).


Литература


  1. Бах. Моцарт. Бетховен. Шуман. Вагнер: Биографические очерки/ Авт.: С. А. Базунов, М. А. Давыдова, И. А. Давидов. - М.: Республика, 1999. (Жизнь замечательных людей).

  2. Бетховен. Мейербер. Глинка. Даргомыжский. Серов: биографические повествования / И. А. Давыдов и др. ; сост., общ. ред., послесл. Н. Ф. Болдырева, - Челябинск: Урал LTD, 1998.

  3. Блок А. О романтизме // А. Блок Собрание сочинений в шести томах. Т. 5. М. 1971. С. 473 – 485

  4. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм ХV – ХVIII в. в. М. 1986.

  5. Державин. Жуковский. Лермонтов. Тургенев. Лев Толстой: биографические повествования / С. М. Брилиант и др. ; сост., общ. ред. и послесл. Н. Ф. Болдырева, Челябинск: Урал LTD, 1998. (Жизнь замечательных людей).

  6. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М. 1986.

  7. Избранная проза немецких романтиков. В 2 – х томах. М. 1979.

  8. Ильина Т.В. История искусств. М. 1993

  9. Культура эпохи Просвещения. М. 1993

  10. Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону. 1997

  11. Культурология. / Под ред. А.А. Радугина М. 1997

  12. Культурология. Энциклопедия-словарь. / Под ред. А.Н. Марковой. М. 1998

  13. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства 18 -19 в. в. СПб. 1994

  14. Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина / Вступ. ст. Б. Ф. Егорова. - М.: Молодая гвардия, 1998. (Жизнь замечательных людей).

  15. Мольер. Вольтер. Руссо. Дидро. Ренан: биографические очерки/ Авт.: М. В. Барро, И. М. Каренин, С. Н. Южаков, Р. И. Сементковский, С. Ф. Годлевский ; ред.: В. А. Смирнов-Денисов и др.. - СПб.: Редактор: Глория: Кристалл, 1998. (Жизнь замечательных людей).

  16. Очерки по истории мировой культуры. М. 199748. Рабле. Сервантес. Шекспир. Мильтон. Свифт: биографические очерки / А. Анненская и др., СПб.: Глория: Кристалл, 1998. (Жизнь замечательных людей).

  17. Фан И.Б. От героя до статиста. Метаморфозы западноевропейского гражданина. Екатеринбург, 2006


Вариант 5 (Т - Я)

Вопросы


  1. Художественный стиль «модерн» в западноевропейской культуре ХIХ - ХХ в.в. Понятие модерна в «искусствоведческом», «культурологическом» и философском смыслах.

  2. Импрессионизм и постимпрессионизм как живописные школы в Европе и России. Модернизм и авангард в искусстве и культуре. Сходство, различие, тождество, преемственность?

  3. Общая характеристика культуры «Серебряного века» в России. Поэтические школы, направления, объединения художников, поэтов, актёров в России эпохи «Серебряного века». (Символизм, акмеизм, футуризм, «Мир искусства», «Цех поэтов», «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и др. Описать художественную программу одной из школ).

  4. Парадоксы художественной культуры советского периода. Способствует ли тоталитарный режим творчеству или подавляет его? (Ответ аргументировать примерами).

  5. За что постмодернизм критикует культуру модерна? Пример «постмодернистского» произведения (текста) в литературе, кино, живописи, архитектуре, моде и т.д. с кратким описанием и анализом на 1 страницу.



Литература


  1. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность М. 1999

  2. Герман М.Ю. Импрессионизм и русская живопись (альбом). Аврора. СПб., 2005

  3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М. 1986.

  4. Зверева В. Позывные гламура. Культурная экспансия или новая идеология? // Искусство кино. 2006. № 11

  5. Ильина Т.В. История искусств. М. 1993

  6. Импрессионизм. Иллюстрированная энциклопедия. Биографии художников, коллекционеров, критиков., СПб, - М., - 2004., Илл.

  7. Культура эпохи Просвещения. М. 1993.

  8. Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону. 1997

  9. Культурология. Энциклопедия-словарь. / Под ред. А.Н. Марковой. М. 1998

  10. Культурология. / Под ред. А.А. Радугина М. 2004

  11. Ланглад Жак де. Оскар Уайльд, или Правда масок / Пер. с фр. - М.: Молодая гвардия: Палимпсест, 2006. (Жизнь замечательных людей: серия биографий).

  12. Малюга Ю.Я. Культурология. М. 1998

  13. Называть вещи своими именами. М. 1986.

  14. Николаева О. Симулякры постмодернизма // Николаева О. Православие и свобода. М., 2002

  15. Очерки по истории мировой культуры. М. 1997

  16. Померанц Г. После крушения последних канонов // Искусство кино. 2007. № 11.

  17. Полушин В Л. Николай Гумилев: жизнь расстрелянного поэта, М.: Молодая гвардия, 2007.

  18. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М. 2003

  19. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М. 2004

  20. Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. № 4.

  21. Шпагин А. Религия войны (Заметки о богоискательстве в советском кинематографе) //Искусство кино, 2005, №5.

  22. Штайнер Р. Шиле. Полуночная душа художника. Арт-родник, издание на русском языке, 2002



Перечень основных слов, терминов, понятий, имен и авторов, необходимых для освоения курса и сдачи экзамена.
Авангардизм, Августин, Агональность, Акмеизм, Анимизм, Античность, Архетип, Барокко, Босх, Брейгель, Ван-Гог, Веласкес, Готика, Диалог, Догмат, Дюрер, Еврипид, Ересь, Игра, Импрессионизм, Караваджо, Кривошип, Культура, Культурология, Логоцентризм, Лютер, Мане, Мифология, Орест, Отчуждение, Первопредок, Позднее Возрождение, Постимпрессионизм, Протестантизм, Ренуар, Ризома, Рококо, Роланд, Романизм, Русская идея, Символ веры, Синкретизм, Славянофильство, Созерцательность, Софокл, Структурализм, Троица, Филиокве, Франциск Ассизский, Футуризм, Хармс, Эдип, Экспрессионизм, Эсхатология, Эсхил
Контрольные вопросы по всему курсу




  1. Проблема теоретического определения культуры. Культурология в системе наук. Сущность и функции культуры.

  2. Особенности мифологического восприятия мира. Мифология – религия – сказка.

  3. Античность как тип культуры.

  4. Художественная культура Античности. Проблема отношения людей и богов в греческой мифологии.

  5. Догматические и обрядовые различия Западной и Восточной Христианских Церквей.

  6. Общие черты средневековой культуры. Место человека в средневековой «картине мира».

  7. Основные черты художественной культуры Средних веков. Живопись, архитектура, литература средних веков.

  8. Гуманизм эпохи Возрождения. Художественная культура эпохи Возрождения.

  9. Южное и Северное Возрождение. Влияние протестантизма на художественную культуру Позднего (Северного) Ренессанса.

  10. Реформация и протестантизм. Богословская «реформа» Мартина Лютера и её значение в жизни европейской культуры.

  11. Общие черты культуры Нового времени и Просвещения. «Рационалистическая картина мира». Влияние науки на европейскую культуру 17-18 в.в.

  12. Барокко и рококо в художественной культуре России.

  13. Барокко и рококо в художественной культуре Европы.

  14. Классицизм в художественной культуре России и Европы

  15. Романтизм и сентиментализм в художественной культуре Европы и России

  16. Культурологические взгляды П.Я.Чаадаева

  17. Концепция культурно-исторических типов Н.Данилевского.

  18. «Русская идея» В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева.

  19. Художественная культура советского времени. Влияние Великой Отечественной войны на художественную культуру советской эпохи. Творчество и цензура в советской культуре.

  20. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в европейской культурологии. Философия культуры Ф. Ницше и О. Шпенглера.

  21. Культура и бессознательное: З.Фрейд и К.Г. Юнг. Источники культурного творчества в психоаналитической теории и аналитической психологии. Архетипы коллективного бессознательного (примеры).

  22. «Массовая культура»: возникновение, специфика, функции. Положительные и отрицательные черты массовой культуры.

  23. Игровые подходы к определению культуры. Культура как диалог и текст.

  24. Художественная культура «Серебряного века» в России: общие черты, школы, объединения, направления.

  25. Русский художественный авангард. Авангардизм и модернизм в культуре.

  26. Сборник «Вехи» - рефлексия российской интеллигенции на свое место в российской культуре.

  27. Импрессионизм, постимпрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм – направления западного искусства 19-20 в.в. Пути и парадоксы авангардного искусства в 20 веке.

  28. Искусство и культура второй половины 20 века. Проблема кризиса культуры.

  29. Теоретическая программа постмодернизма: деконструкция, децентрация, ризоматический образ мира, «виртуализация» объективного мира. Культура в пост - историческую эпоху.

  30. Художественная практика постмодернизма. Черты, качества и признаки художественной культуры постмодернизма. Парадоксы культуры постмодернизма.

  31. Культура и «антикультура»: виды, формы и проявления субкультуры современной цивилизации (мода, музыка, кино, театр, литература, поэзия). Феномен маргинализма в современном российском обществе и мировой культуре.

  32. Тенденции, пути, направления современной художественной культуры России. Россия в диалоге культур Запада и Востока, традиции прошлого и проектов будущего.


1 Шрифт 14, интервал полуторный, верхнее, нижнее, правое поле – 2 см. Левое поле – 3 см.