Профессиональный лицей №18 Информатизация учебного процесса на уроках историко-обществоведческого цикла - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тема урока: «Правило Ленца. Вихревые токи». 1 56.83kb.
План районных мероприятий на весенних каникулах в учреждениях образования... 1 45.61kb.
Физкультминутки на уроках в математики 1 100.13kb.
Вам и не снилось: литературный вечер-знакомство с повестью Г. 1 187.8kb.
Гбоу нпо профессиональный лицей №13 №03(9) Ноябрь, 2013 год 1 212.17kb.
Аналитическая справка о результатах учебной деятельности во 2 четверти... 2 498.23kb.
Контрольная работа №2 Интернет-ресурсы на уроках географии 1 21.4kb.
Материально – техническое обеспечение учебного процесса моусош №1... 1 34.57kb.
Обеспеченность учебного процесса техническими средствами обучения 1 54.76kb.
Программа Межрегиональной конференции «Перспективы развития музыкального... 1 192.22kb.
Программа дисциплины для преподавателя Область применения: Данный... 1 174.49kb.
Личные данные: Ф. И. О. Русских Светлана Ивановна Место работы 1 118.32kb.
- 4 1234.94kb.
Профессиональный лицей №18 Информатизация учебного процесса на уроках историко-обществоведческого - страница №1/1


Управление начального профессионального образования при

администрации Приморского края

Учебно-методический кабинет
Профессиональный лицей № 18

Информатизация учебного процесса на уроках историко-обществоведческого цикла
Жандарова Л.В.

Возжова В.Н.

г. Находка

2005 г.


Информатизация учебного процесса на уроках историко-обществоведческого цикла. Авторы Жандарова Л. В., Возжова В. Н.

В работе охарактеризованы задачи информатизации на уроках истории, методически грамотно излагаются способы использования при подготовке и проведении уроков историко-обществоведческого цикла компьютера, сканера, видеотехники, а так же применение элементов тестового контроля на компьютере.

В работу включены методические разработки уроков, эффективные в условиях вариативного образования. Авторы рассматривают концептуально-методические подходы к процессу обучения. Работа предназначена для преподавателей истории и обществознания учреждений начального профессионального образования.

Работа обсуждалась на учебно-методической сессии от 24 апреля 2002 г. Протокол № 8.

Л. В. Жандарова, В. Н. Возжова

Методический кабинет ПЛ-18, 2002 г.

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».

А.С. Пушкин

Становление демократического государства, возрождение России и возвращение ее в мировую цивилизацию, курс на гуманизацию и гуманитаризацию образования значительно подняли престиж общественных наук.

Сегодня становится очевидным, что именно гуманитарное образование и военно-патриотическое воспитание формируют личность студента начального профессионального образования, готовят его жить в меняющемся мире, в грядущем эколого-информационном обществе, развивает способность осваивать информацию и принимать эффективные решения.

С конца 80 г. XX в. и по наши дни происходит оперативная замена политизированного и социализированного учебного материала, продолжается процесс деидеологизации, заполнение «белых пятен» нашей истории.

В этой ситуации сфокусированы все противоречия нашего общества, переживающего переходный период своего развития. Деидеологизация исторического образования на практике означало лишь его декомунизацию, отказ от марксистской идеологии. Духовный кризис общества сказался на процессе формирования системы ценностей наших учащихся.

В условиях острейшего кризиса массового сознания, отсутствия системы общенациональных ценностей и ориентиров очень важна военно-патриотическая воспитательная работа педагога и мастера производственного обучения.

Образовавшийся вакуум в системе ценностей заменяют цивилизационным и культурологическим подходами, но с точки зрения философии нет абсолютной истины, поэтому сразу резко, решительно отказываться от наработок прошлого неразумно. В условиях демократизации государство уже не навязывает учащимся какое-либо единственное мировоззрение, как это делалось раньше, а способствует реализации их права на свободный выбор взглядов и убеждений.

Стратегия современного воспитательного процесса и историко-обществоведческого образования одной из важнейших задач признает формирование новой структуры военно-патриотического воспитания, обеспечивающей становление целостной системы знаний о человеке и обществе на всех этапах обучения учащихся.

Новая концепция воспитания и образования позволяет более целенаправленно вести работу по формированию новой национально-государственной доктрины России, она призвана помочь каждому студенту системы профессионального образования освоить три круга ценностей:


  1. этнокультурных;

  2. общенациональных (российских);

  3. общечеловеческих (планетарных).

Обновленная система исторического образования, ориентированная на уровни мирового образовательного стандарта предполагает личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, использование компьютерных технологий, телекоммуникационных сетей глобального масштаба, внутренней нравственно-волевой регуляции учения учащихся. Новые задачи, стоящие перед преподавателями в системе профессионального образования предполагают необходимость введения специальных уроков по выработке умений и навыков, открывающих возможность для всех видов самостоятельной работы учащихся.

Развитие компьютерного образования вызывает необходимость определенной систематизации компьютерных средств обучения.

С.Я. Батышев предлагает следующую классификацию уровней компьютеризации учебного процесса.

1 уровень предполагает создание образовательного пространства на основе глобальных компьютерных систем.

2 уровень, более низкий, предполагает создание обучающей среды на основе локальных компьютерных систем в рамках учебного заведения или класса.

3 уровень предполагает включение компьютерной техники в комплекс дидактических средств, обеспечивающих учебный процесс, в качестве элемента, активизирующего учебно-воспитательную деятельность учащегося.

Системы 1 и 2 уровней ориентированы на масштабное применение, но в настоящее время они чаще используются для решения проблем локального характера. Связано с тем, что внедрение их в учебный процесс требует существенных организационно-педагогических и прочих затрат, поэтому свое глобальное предназначение они станут выполнять лишь в перспективе. 3 уровень возникает из-за недостаточного финансирования. В условиях образовательных реформ особое значение в учебных заведениях приобрела инновационная деятельность, направленная на введение педагогических новшеств, куда входит и информатизация обучения.

По мнению ряда психологов, компьютер является таким средством человеческой деятельности, применение которого качественно меняет, увеличивает возможности нахождения и применения знаний каждым человеком, возможности познания. Масштабы проникновения компьютеров в инфраструктуру государства таково, что оказывает исключительно большое влияние на все происходящие процессы. Совокупность этих явлений, связанных с использованием компьютера, при решении практических и научных задач получило название информатизация образования. В настоящее время во всех направлениях образования и подготовки кадров ведется широкий поиск способов повышения интенсивности и качества обучения.

Актуальность проблемы компьютеризации и внедрение в процесс новых информационных технологий заключается в том, что современный период развития цивилизации общества характеризуется процессом информатизации. Одним из приоритетных направлений информатизации современного общества является информатизация образования, процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и специального использования информационных и коммуникационных технологий. Компьютер прочно вошел в жизнь современного общества, поэтому задача преподавателей нашего лицея является ориентация на подготовку рабочих повышенного уровня квалификации, что невозможно без обучения людей информационным технологиям.

В нашем лицее созданы три компьютерных класса на 8, 12, 14 компьютеров, один из кабинетов объединен в локальную сеть. Рабочие места преподавателей оснащены компьютерами, видеотехникой, сканерами. В лицее имеется доступ в Интернет. С помощью специалистов программирования «Консультант Плюс» база данных компьютеров лицея постоянно обновляется новыми государственными документами. В кабинете истории также имеется компьютер с CD, телевизор, видеомагнитофон, компьютерный учебник под редакцией Данилова А.А. «История России ХХ», состоящий из 4 компакт-дисков, компьютерные тестовые задания по истории России с древнейших времен до наших дней Кирилла и Мефодия; совместно с инженером-программистом мы создали компьютерные уроки для кабинета локальной компьютерной сети: «Как появился город у моря?», «Переселенческая политика П. А. Столыпина», «От февраля к октябрю», «Избранные страницы летописи Великой Отечественной Войны» и т.д. Мы ведем тесную связь с музейно-выставочным центром г. Находки, с архивом, что позволяет нам внедрять на уроках историко-обществоведческого цикла региональный компонент. Это очень важно для учащихся, так как они изучают историю родного города, учатся работать в архиве и решать проблемные ситуации. Изучение истории родного города и края играет крайне важную роль в воспитательной работе, учит ребят уважать историю своего Отечества.

С помощью компьютера создаются возможности по новому воспринимать учебный материал, осуществлять дифференцированный подход к учащимся, облегчается варьирование программ в зависимости от уровней и специальностей, а также осуществляется творческий подход при подготовке урока преподавателем, развивается научно-техническое творчество учащихся, что способствует повышению качества знаний и усвоению материала.

Современные образовательные и воспитательные программы учитывают региональную историю при доминанте общенациональных (государственных) ценностей.

Региональная тематика в вопросах военно-патриотического воспитания позволяет связать обучение и воспитание с жизнью своего города, края, с практикой сегодняшнего дня. Изучение истории своего региона в условиях начального профессионального образования позволяет приблизить лицеистское обучение к вузовскому, поскольку предполагает исследовательскую работу, проблемное понимание материала.

История своего региона в контексте общенациональной истории без излишней драматизации, в спокойном, взвешенном изложении способствует патриотическому воспитанию учащихся: прививается любовь к родному краю, к людям его населяющим, воспитывается гордость, национальное самосознание, чувство причастности к героическому прошлому своего народа, а значит формируется гражданская позиция у наших учащихся. Внеклассная, внеурочная работа по региональной тематике имеет важное образовательное значение, она способствует подъему общечеловеческого уровня культуры студентов.

Работая над региональным компонентом в системе воспитательной работы следует руководствоваться Законом об образовании «Развитие воспитания в системе образования России», Правительственной программой «Патриотического воспитания граждан России», на уровне нашего региона – решениями краевой научно-практической конференции руководителей и педагогических работников учреждений начального профессионального образования края по теме «Актуальные вопросы развития личности учащихся».

История своего края, города, своей семьи, своего народа начинается еще в школе, поэтому региональный компонент в системе военно-патриотической воспитательной работы в ПЛ-18 является логическим продолжением.

Материал о местной истории является неотъемлемой и обязательной частью историко-обществоведческого образования, но он будет интересен учащимся когда мастер и педагог проявят живой интерес к истории своего города, района. Военно-патриотическое воспитание должно осуществляться планомерно, системно, на научной основе. Поисково-исследовательская форма работы позволяет видеть причинно-следственные связи, закономерности событий истории местной в контексте истории государства и мировой цивилизации.

Работа по историческому краеведению предполагает уроки-экскурсии, вечера, викторины, игры по краеведению, работу с документами, фондами музея, изготовление наглядных пособий и т.д. И вот здесь индивидуальная работа является необходимым начальным элементом всего процесса формирования знаний по региональной истории. Л.С. Выготский (психолог-педагог) предупреждал: «Если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда позаботьтесь о том, чтобы реакции оставляли эмоциональный след в ученике». Именно поэтому уроки истории должны быть направлены не только на реализацию целей, связанных с формированием новых знаний, но и на приобщение учащихся к истории своего города и края. Чтобы комплексно подойти к вопросам воспитания в условиях начального профессионального образования следует помнить, что ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоцией.

Материал по истории нашего государства – велик и не всегда может быть изучен, рассмотрен на обычном комбинированном уроке. Поэтому здесь будут уместны лекционные и семинарские занятия. В своей работе предлагаем разработку урока-семинара «Реформы Петра I» и интегрированного урока (история и литература), с использованием информационных технологий «Избранные страницы летописи Великой Отечественной войны».

Остановимся на краткой характеристике этих типов уроков.

Урок, с использованием компьютерной технологии может состоять из следующих, логически взаимосвязанных этапов:


  • постановка задач;

  • текст, графика, фотографии;

  • предложение дополнительной информации;

  • помощь в выполнении задач;

  • вопросы (тест) для контроля и самоконтроля.

Урок-семинар предполагает:

  • коллективное обсуждение результатов самостоятельного изучения материалов;

  • высокую степень самостоятельности учащихся к семинару и активность во время коллективного обсуждения результатов этой подготовки;

  • применение поисково-исследовательских методов обучения;

  • использование в качестве домашнего задания опережающего задания (проверка домашнего задания будет совпадать с изучением нового материала);

  • изменение содержания работы учителя и учащихся на уроки: информационная функция деятельности преподавателя на семинаре ослаблена, а регулятивная и организаторская – ярко выраженная.

Семинары могут быть следующих типов:

  • защита проблемы;

  • малые группы;

  • круглый стол;

  • развернутое собеседование;

  • малые круглые столы;

  • обсуждение докладов и рефератов.


Избранные страницы летописи

Великой Отечественной войны

Тип урока: интегрированный (история и литература), с использованием информационных технологий, урок формирования новых знаний.


Форма проведения урока – устный журнал.

Образовательная цель:



  1. На материале местной истории показать факты проявления героизма находкинцев в годы Великой Отечественной войны.

  2. Ориентировать учащихся на понимание истории как процесса закономерного прогрессивного процесса развития общества, на объяснение связи: прошлое – настоящее – будущее.

  3. Закрепить у учащихся знание основных этапов Великой Отечественной войны. Умение выразительно читать стихи.

Развивающая цель:



  1. Закрепить у учащихся умение и навык работы с компьютером.

  2. Развивать интерес к поисковой деятельности на уроках истории и литературы.

  3. Развивать навык работы с картой и словарем.

  4. Развивать мышление, умение обобщать, синхронизировать исторический материал региональной истории и истории России.

  5. Формировать у учащихся умение давать оценку историческим событиям.

  6. Формировать представление о неразрывности истории и литературы.

Воспитательная цель:

Воспитать любовь к Родине, уважение к героическому прошлому своего народа, чувство патриотизма.
Межпредметные связи: история, литература, география, философия.
Оборудование:

Компьютер, телевизор, видео, карта, иллюстрации, фотодокументы, папка с приложениями, листы со справочным материалом, запись мелодии Александрова «Священная война».


План урока

I Орг. момент – 2 минуты.

II Работа со справочным материалом

III Формирование новых знаний по теме «Избранные страницы летописи Великой Отечественной войны». – 30 мин.

А) 1 страница устного журнала «Начало…»


  • Чтец 1, изображение на TV, музыкальное сопровождение «Священная война».

  • Слово учителя истории

  • Задание классу: откр. Карту 1; проследить основн. Направления ударов фашистов в 41г., нанести на к/карты.

  • Сообщение ученика о Себелеве С.М.

  • Чтец 2, Сообщение о «Катюше».

  • Чтец 3.

  • Сообщение учащегося о Блохине В.А., Работа на компьютере.

 Закрепление материала: задание 2 – вопрос классу, работа с к/картой и компьютером.

Б) 2 страница устного журнала: «Коренной перелом».



  • Чтец 4.

  • Задание 3 – портрет Волкова Б.Г.

  • Сообщение учащегося о защитнике Сталинграда – Волкове Б.Г., работа с компьютером.

  • Карта 2

  • Сообщение о находкинцах, сражавшихся под Курском.

 Закрепление материала: задание 4 – вопрос классу, работа с к/картой, компьютером.

В) 3 страница устного журнала «Освобождение…»



  • Чтец 5.

  • Сообщение учащегося о событиях 1944-1945г.

 Закрепление материала: Задание – вопрос классу, работа с компьютером и с к/картой.

Г) 4 страница устного журнала «Война в живописи и графике».



  • Работа с компьютером, музыкальное сопровождение «Священная война»

  • Чтец 6.

  • Чтец 7.

  • Чтец 8.

  • Чтец 9.

  • Чтец 10.

  • Чтец 11.

IV Подведение итогов – 5 мин.

V Домашнее задание – 3 мин. Написать сочинение-размышление на тему «Война…», используя анализ художественных произведений, в основе которых лежат исторические события.


Ход урока


  1. Организационный момент: приветствие, ознакомление с целями урока, инструктаж по технике безопасности при работе на компьютере.

  2. Работа со справочным материалом.

I страница устного журнала «Начало…» 1941г.

  1. На телевизоре идет изображение мемориала «Вечный огонь» в г. Находка. На фоне мелодии «Священная война».


Чтец 1 читает:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Такое все дышало тишиной,

Что, вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной,

Всего каких-то пять минут осталось!
Затем слово берет учитель истории:

Великая Отечественная война… Не иссякает память о ней. Великое испытание выпало на долю нашего народа, испытание, на которое история отвела 1418 дней и ночей, полных ужаса, слез, любви, страсти, героизма и мужества. Великая Отечественная война – это справедливая, освободительная война против фашистской Германии и её союзников.

22 июня 1941 года… Только что отзвучали звуки школьного вальса и все выпускники мечтали о будущем, строили планы, объяснялись в любви, ожидая радости и счастья, но все рухнуло… в 4 часа утра Германия, без объявления войны, напала на Советский Союз. Главными направлениями фашистских ударов стали Москва, Ленинград, Украина, а там и Кавказ.
Задание классу 1.

Проследить по карте на мониторе компьютера основные направления фашистских ударов в 1941 г. и нанести их на рабочие контурные карты.


Затем выступает учащийся, который, получив опережающее задание, провел поисковую работу и подготовил материал о находкинцах, участвовавших в сражениях под Москвой. Его рассказ сопровождается показом фотографии Себелева Серафима Михайловича на компьютере и видеоматериалами с экскурсии в МВЦ «Находка».

Доклады учащихся прилагаются.
Слово берет чтец 2.

Отбитую ценой солдатской крови.

Пускай мы не прошли и полпути,

Пускай звезда уходит в ночь устало,

Теперь на запад будем мы идти,

Вперед идти во чтобы то ни стало.

Шли бои на море, и на суше,

Грохотали выстрелы кругом.

Распевали песенку «Катюша»

Под Москвою, Курском и Орлом.


Проделав большую самостоятельную работу, проанализировав песенный фольклор того времени, учащийся представляет результаты своих поисков в виде сообщения об истории популярной песне военных лет «Катюша».

Сообщение прилагается.
Чтец 3.

Птицы смерти в зените стояли

Кто идет выручать Ленинград.

Не шумите вокруг – он дышит,

Он живой еще, он все слышит!

Как на влажном балтийском дне

Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: «Хлеба» -

До седьмого доходят неба…

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон смерть.
Об участии жителей г. Находки в обороне Ленинграда рассказывает следующий учащийся. Результатом его поисков стал материал о Блохине.

Доклад прилагается.
Задание классу 2.

Давайте вспомним из курса «истории Отечества 20в.» основные результаты военных действий 1941г.



Предполагаемый ответ.(прилагается)
Чтец 4.

  1. Мы открываем вторую страницу героического прошлого нашего народа «Коренной перелом»

  2. Будем жить, встречать рассветы,

Верить и любить,

Только не забыть бы это,

Лишь бы не забыть!
Задание классу 3.
Откройте на компьютере фотоприложение к этой странице (портрет Волкова Б.Г.)

Затем следуют выступления учащихся, которые в результате проделанной поисковой работы, представляют материал о Волкове Б.Г. (житель Находки), воевавшем под Сталинградом.



Приложения прилагаются.

Задание классу 4.

Проследите на карте, помещенной на компьютере, за ходом событий под Сталинградом и на Орловско-Курском направлении.

Сообщение о Прядун Н.Ф., участвовавшей в боях под Курском.

Задание классу 5

Укажите Сталинградскую и Курскую битву на к/карте.

Прошу ответить: как же можно оценить события1942-1943г.? Справедливо ли мы назвали вторую страницу нашего журнала «Коренной перелом»?

Предполагаемый ответ (приложение)

Открываем III страницу устного журнала - «Освобождение» 1944-45г.


Чтец 5.

Еще не зная дня и часа,

Когда наступит торжество,

Над Волгой и в степях Донбасса

Мы свято верили в него.

Освистанные смертным ветром,

В буранах, ливнях и пыли,

Мы километр за километром

К своей заветной цели шли.
Идет рассказ-отчет ученика, который получил опережающее задание поискового характера, подготовил сообщение о вкладе находкинцев в победу.

Сообщение прилагается.
IV страница нашего журнала – это необычная страница, потому что это чувства и мысли о войне застывшие в графике, оставшиеся в живописи, скульптуре…

Музыкальный фрагмент из песни «Священная война».

Показ иллюстраций на компьютере сопровождается декламацией следующих строк:

Чтец 6 Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок. Мой и твой.



Чтец 7 Я не хочу, чтоб голод Ленинграда

Коснулся их блокадною рукой.



Чтец 8 Я не хочу, чтоб доты обнажились,

Как раковая опухоль земли.



Чтец 9 Я не хочу, чтоб вновь они ожили

И чью-то жизнь с собою унесли.



Чтец 10 Пусть люди вскинут миллион ладоней

И защитят прекрасный солнца лик

От гари пепелищ и от хатынской боли

Навечно! Навсегда! А не на миг!



Чтец 11 Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок, мой и твой.

Пусть мир взорвется криком: «Нет! Не надо!

Мне нужен сын не мертвый, а живой!»




  1. Подведение итогов урока. Выступают учителя. Встречные вопросы студентов сразу же обсуждаются и решаются.

  2. Домашнее задание:

  1. Вспомните 2-3 художественных произведения, в основе которых лежат реальные исторические события.

  2. Напишите сочинение-размышление «Война…».

Такое домашнее задание позволяет использовать метод рефлексивного обучения, позволяющего видеть причинно-следственные связи прошлого настоящего будущего.


Реформы Петра I
Тип урока: семинар «Развернутое собеседование», урок формирования новых знаний с использованием новых информационных технологий.
Образовательная цель:

  1. Изучая историю российского государства в конце XVII в начале XVIII веков, узнать и осмыслить преобразования Петра Великого и его сподвижников.

  2. Познакомиться с фактами, которые доказывают масштабность преобразований Петра I и дают основание потомкам называть Петра не только Первым, но и Великим.



Развивающая цель:


  1. Закрепить у учащихся навык работы с компьютером.

  2. Развивать мышление, умение обобщать, сравнивать, делать выводы.

  3. Развивать навыки монологической речи.

Воспитательная цель:

Воспитать любовь к Родине, чувство патриотизма, гордость за свою страну и народ.
Межпредметные связи: литература, философия.
Оборудование: компьютер, иллюстрации, школьная доска, схемы.
План урока.


    1. Организационный момент – 2 минуты.

    2. Формирование новых знаний по теме: «Реформы Петра I» - 60 минут.




  1. Преобразования в экономике.

  2. Изменения в сословиях.

  3. Реформирование системы государственного управления.

  4. Реформы в армии и на флоте.

  5. Новое в образовании и культуре.




    1. Вывод (в виде сводной таблицы) – 5 мин.

IV.Подведение итогов – 5 мин.

V.Домашнее задание – 8 мин.


Ход урока.




  1. Организационный момент: приветствие, ознакомление с целями урока, инструктаж по технике безопасности при работе на компьютере.

  2. Формирование новых знаний по теме «Реформы Петра I»

Учитель.


Поскольку основой жизни является экономика, то и мы, не нарушая традиций, начнем с этих вопросов.

Докажите, что Россия во второй половине XVII века остро нуждалась в решительных переменах в экономике, и для этого созрели все необходимые предпосылки.


Выступает учащийся № 1, который накануне семинара получил опережающее задание.
Учитель.

В чем состояли экономические реформы Петра Великого? Как они повлияли на жизнь России?


Выступает учащийся № 2, который самостоятельно готовил это опережающее здание.
Задание классу.

По ходу урока заполните таблицу «Реформы Петра I». Найдите на мониторе таблицу № 1 и перепишите ее в тетрадь для дальнейшей работы.


Вопросы классу по докладам учащихся № 1 и № 2.

  • Какие изменения в экономике произошли при Петре I?

  • Как вы думаете, есть ли связь между экономическими реформами и сословными изменениями в стране? Ответы обоснуйте.

Учитель.


Безусловно, с реформами в экономике будут тесно связаны и преобразования в системе государственного устройства. Давайте проследим, каким же образом формировались органы управления до Петра I и докажем, что сословно-предствительная монархия нуждалась в преобразованиях.

Задание классу.

Найдите на мониторе «Схемы государственного управления» и щелчком «мышки» откройте эти схемы.
По желанию, один из учащихся делает сравнительный анализ схем государственного управления XIV-XVI в., XVI-XVII в., XVII(нач.) в., утверждая, что в эпоху Петра сословно-представительная монархия сменяется абсолютной. Абсолютизм все больше приобретает черты восточной деспотии, власть самодержца, поистине, безгранична.
Задание классу.

Не забывайте делать записи в таблице.


Учитель.

Почему же возникла необходимость реформирования вооруженных сил России в начале XVII в.? Как это происходило, какие последствия имело?


Выступает учащийся № 3, который готовил доклад на эту тему (опережающее задание).
Задание классу.

На мониторе найдите «Армия и флот» и откройте иллюстрации к этому пункту плана.


Учитель.

Петр I – личность неординарная, яркая, его преобразовательная деятельность была многогранна. Пушкин А.С. говорил о нем:

«То мореплаватель,

То плотник,

То академик,

То герой…»

Поэтому для Петра I имело принципиально важное значение развитие системы образования, различных направлений культуры и воспитания.
Задание классу.

Слушая сообщения по этому вопросу продолжайте работать над заполнением таблицы.


Выступают учащиеся № 4, 5 с рассказом и анализом изменений в образовании, культуре и быту при Петре I.
Вопрос классу.

Почему преобразования в быту, осуществленные Петром I, коснулись только дворянства и практически не затронули крестьян и некоторой части купцов и горожан?


III. Вывод по уроку.
Вопрос классу.

Представьте человека, который уехал из России в начале царствования Петра I и вернулся в завершающий период его правления. Какие перемены в стране ему показались бы значительными? Что бы больше всего его поразило? А что бы он нашел не изменившимся?


Фронтальные ответы с места.
Задание классу.

На мониторе компьютера найдите «Таблица № 2» и откройте ее.


Таблица № 2. «Реформы Петра I»

В экономике


В государственном управлении

В вооруженных силах

В области образования и культуры

Развитие мануфактур, увеличение числа наемных работников.

Создание Сената

Создание регулярной армии и военного флота

Создание казенных общеобразовательных («цифирных») школ и специальных учебных заведений. (Морская академия, школа мате-

Указы о приписных и посессионных крестьянах.

Создание Коллегий




матических и навигацких наук…)

Политика меркантилизма.

Подчинение церкви государству (Синод)




Расширился выпуск учебников

Ликвидация разницы между вотчиной и поместьем.

Магистраты




Введение гражданского алфавита

Увеличение повинностей крепостных крестьян (подушная подать).

Деление страны на губернии. Табель о рангах.




Открытие первого музея (Кунсткамера). Первая газета - Ведомости. Ассамблеи. Светское образование для женщин.

Сверьте свои записи в таблице в тетради с таблицей, помещенной на мониторе.
IV. Выставление оценок за работу на уроке, ответы на возможные вопросы учащихся.

V. Домашнее задание.

Откройте на компьютере «Домашнее задание»:


  1. Составить кроссворд по теме «Реформы Петра I» (26-30 слов), оформить его в качестве раздаточного материала для урока.

  2. Выбрать, какое из четверостиший в большей степени отражает содержание сегодняшнего семинара:

«Сей шкипер был тот шкипер славный,

Кем наша двигнулась земля,

Кто придал мощно бег державный

Рулю родного корабля»

А.С. Пушкин


«Он молвил: «Мне вас жалко,

Вы сгинете вконец;

Но у меня есть палка,

И я вам всем отец!»»

А.К. Толстой
Ответ обоснуйте.

В завершении работы хочется отметить, что нетрадиционные формы обучения (интегрированные уроки и уроки-семинары) с использованием компьютерных технологий весьма продуктивны, так как повышается интерес учащихся к процессу изучения. Интерактивные средства обучения обладают способностью «откликаться» на действия учащегося и преподавателя, учитывать индивидуальные, личностные особенности учащихся.

Уроки-семинары позволяют комплексно подходить к реализации проблем обучения, воспитания и развития, поскольку способствуют развитию мировоззренческих, образовательных и практических задач, развитию самостоятельности и творческого мышления.

Использование таблиц и схем на уроках истории способствует формированию и дальнейшему развитию логических способностей учащихся.

Фотографии и рисунки считаются, своего рода, документальными свидетельствами истории, поэтому их целесообразно использовать при объяснении или закреплении учебного материала.

Приложение № 1 к уроку «Избранные страницы летописи Великой Отечественной войны»

Блохин В.А.

Свое первое ранение получил в сентябре 1942 года под Ленинградом. Пока лечился в госпитале, узнал о том, что в Находке у него родилась дочь, ее назвали Раисой, шли бои дальше, Виктор вернулся на фронт и со своим отделением шел вперед тяжелыми дорогами войны. О последнем бое Виктора рассказывает его командир Н.Г. Лященко: « Наши войска, преодолевая бешенное сопротивление врага, гнали его на северо-запад от Ленинграда. На Карельском перешейке рота подошла к водному рубежу. В первых рядах наступающей цепи вел свое отделение 22-летний коммунист Блохин. Переправившись на противоположный берег, отделение закрепилось, но туту ударил вражеский пулемет. Уничтожить его! - вот, что требовалось в этот миг. Прижимаясь к земле, сержант Блохин по-пластунски подполз к точке и гранатой уничтожил пулеметное гнездо. Теперь без помехи могли переправляться и задержавшиеся на том берегу другие подразделения. И вот сержант Блохин опять впереди со своим отделением; рота расширяла плацдарм.

Неожиданно в лоб наступающим ударил молчавший до сих пор пулемет противника. Рота залегла - сержант присмотрелся: пулемет бил из дзота. Вся рота видела, как Блохин спокойно собрал гранаты и пополз. Он быстро преодолел пригорок, скрылся в лощине и, обойдя дзот сбоку, появился у амбразуры. Затаив дыхание бойцы следили за каждым движением своего командира. Одна за другой прозвучали несколько очередей, потом в дзот полетели гранаты. Пулемет умолк. Но ненадолго. Тогда Виктор швырнул в амбразуру еще две гранаты. Всем уже казалось, что пулемет уничтожен. Но едва лишь рота поднялась, как немцы из дзота снова открыли огонь. Виктору не удалось заглушить его автоматными очередями, и он метнул последние гранаты. На минуту умолкнув, пулемет снова ожил, не давая бойцам возможности подняться. Местность перед дзотом была пристреляна заранее, и каждый выстрел стоил жизни не одному нашему солдату. Блохин обернулся, что-то крикнул товарищам и, бросившись вперед, грудью упал на амбразуру. Он уже не слышал и не видел, как неудержимо рванулись вперед его товарищи, которым от открыл дорогу. Дорогу к успеху в бою, к победе».

Это произошло 14 июня 1944 года, а 21 июля 1944 года Виктор Алексеевич Блохин посмертно удостоен звания Героя. Жена Героя Мария Яковлевна получила сообщение. Президиума Верховного Совета от 31 августа 1947 года о том, что муж погиб в боях за освобождение Родины смертью храбрых. «...За геройский подвиг, совершенный Вашим мужем Виктором Алексеевичем Блохиным в борьбе с немецкими захватчиками, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 2 июля 1944 года присвоил ему высшую степень отличия - Звание Героя Советского Союза». Сообщение пришло за подписью председателя Президиума Верховного Совета СССР - Н. Шверника. Имя Героя Советского Союза В. А. Блохнна золотом выбито на мемориале Славы защитников города - героя Ленинграда, в 49 километрах от города рядом с шоссе на Выборг на могиле Героя стоит памятный знак, на стене дома, где жил Виктор в деревне Тутнярь Кузнецкого района Пензенской области установлена мемориальная доска. (Только у нас в Находке нет улицы его имени?!).
Волков Б.Г.

Одним из участников Сталинградской битвы был наш земляк Волков Борис Георгиевич. Вот он как рассказывает: «У деревни Малые Юрки наши войска выбили немцев, но остались немецкие автоматчики, не дававшие возможность прохода в деревне. Рота, в которой был Волков Борис Георгиевич получила задание найти и уничтожить автоматчиков. При выполнении этого задания Борис Волков был ранен в грудь». Перед этим Волков подобрал с земли немецкий штык, но так как спрятать его в вещмешок не было времени, он сунул его за пазуху и быстро догнал своих товарищей. Ну а после ранения, когда медсестра разорвала гимнастерку., то обнаружился этот нож с вмятиной от пули, которая прошла по касательной слегка задев верхний слой кожи Кровь залила карман гимнастерки, где хранились комсомольский билет и красноармейская книжка. Оба документа оказались в крови. Но солдат остался жив благодаря немецкому штыку. (В Находке с 1947 г. работал на ДВРМЗ треста ДМГС).


Прядун Н.Ф.

Летом 1942 года Германия, обломавшая зубы о Москву, резко меняет направления своих ударов. Огромные силы брошены на захват Кавказа и Поволжья.

Сталинград - священная земля (с 1961 г. переименован в Волгоград). В целом Сталинградская битва продолжалась с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 года. Священная земля, пропитанная кровью, смешанная с осколками смертоносного металла, вечная свидетельница подвига советских солдат.

Воевала, вернее спасала жизни нашим раненым на Курской дуге Нина Федоровна Прядун в составе 84-ой стрелковой Карачевской гвардейской дивизии. Награждена Орденами «Отечественная война»,, «медалью «За боевые заслуги», «За подебу над Германией». А в мирное время Нина Федоровна Прядун «Заслуженный учитель РСФСР», «Отличник народного образования», Орден «Знак Почета», Орден «Октябрьской революции», преподавала в средней школе № 3.

5 августа 1943 года были освобождены г.Орел и г.Белгород. Началась полная стратегическая инициатива СССР до конца войны.

Осенью 1943 года немцы ушли за Днепр. Легко сказать «ушли за Днепр». Советские войска 21 сентября 1943 г. вышли к Днепру.

В 1943 году Советский Союз достиг общего экономического и военного перевеса над фашистской Германией. Одновременно страна приступила к восстановлению народного хозяйства в освобожденных районах. 1943 год еще вошел в историю 2-ой мировой войны тем, что прошла Тегеранская конференция глав правительств СССР, США и Великобритании, была достигнута договоренность о совместных действиях против фашизма.

В 1944 г. начинается и завершается Белорусская операция. К октябрю 1944 года полностью освобождена Белоруссия, войска вступили в Польшу, из большой части Прибалтики изгнаны фашисты. На юге страны в августе в Ясско-Кишиневской операции решительная победа Советской Армии. А в конце 1944 года Советская Армия успешно провела операции в Северной Норвегии, вступила в Венгрию. Вышли из союзников Германии и направили свое оружие против фашистов Румыния и Болгария.

И вот он главный итог осенне-зимних боев; В октябре 1944 года -восстановлены полностью границы Советского Союза от Баренцева моря до Черного моря. 1944 год известен еще и тем в ходе II-ой мировой войны, что США и Великобритания открыли, наконец, 2-ой фронт, и начали бои в Северной Франции.

16 апреля 1945 года началось самое последние и грандиозное по масштабности сражение - Берлинская операция, с 16 апреля до 8 мая !

Почти 60 часов шел беспрерывный бой за рейхстаг. В штабных документах нашей Армии рейхстаг именовался «объект 105», а в апреле 1945

года для воинов, бравших Берлин мишенью и целью № 1. Слова Верховного Главнокомандующего «Водрузить над Берлином Знамя Победы!» - звучал, как приказ каждому. 30 апреля Михаил Егоров и Мелитон Кантария сделали это! (бои закончились 2-го мая).

8 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции. Бои еще продолжались, затянулись в Чехословакии с 6 по 11 мая. 9 мая провозглашается Днем Победы.

Сегодня в Находке 1289 ветеранов Великой Отечественной войны. Призывались они на войну в разных военкоматах, по разному сложились их фронтовые судьбы, но объединяет их любовь к Родине, солдатская работа. Пусть каждый из вас, дорогие ветераны, шел разными дорогами войны, все вы стали защитниками Отечества, спасителями мира. О каждом из вас и обо всех вместе мы с гордостью говорим: «Они сражались за Родину!».

Уходят участники Великих событии истории. Уйдут последние свидетели Великой войны. И только Память в бессонном карауле стоит на страже былого.

39

40


Приложение № 2 к уроку «Реформы Петра I».


Таблица № 1. «Реформы Петра I»


В экономике


В государственном управлении

В вооруженных силах

В области образования и культуры













Иллюстрации к п.II, 4.



00023

00024

00025

Армия

Флот

Обмундирование солдата и полковника

Схемы центрального государственного управления:



IX-XIII в.

Великий князь Киевский




Старшая дружина Младшая дружина




XIV-XV в.

Великий князь Московский




Боярская Дума Казна Дворец




Наместники



XVI-XVII в.

Царь


Боярская Дума Земский собор

Приказы



XVII в.

(Петр I)
Император


Генерал-прокурор

Сенат Синод




Коллегии

Губернатор


Список используемой литературы


  1. Алексашина А.Н. 1000 вопросов и ответов по истории: Учебное пособие. – М.: АСТ, 1997 г.




  1. Альтов Г. И тут появился изобретатель. – М.: Дет.лит., 1989 г.




  1. Буганов В.И. Петр Великий и его время. – М.: Наука, 1989 г.




  1. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.: Изд-во ВИТА-ПРЕСС, 2002 г.




  1. Знаменская Р.А. Все предметы школьной программы в схемах и таблицах: История. География. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997 г.




  1. Кириллов В.В. Курс истории России XVI-XX веков. – М.: «Аквариум»; 1998 г.




  1. Матюшина Г.Н. Историческое краеведение. – М.: Просвещение, 1980 г.




  1. Платонов Г.Ф., Кантерова И.Я. Методика преподавания философии: проблемы перестройки. – М.: Изд-во «Высшая школа», 1991 г.




  1. Простов Н.И. Кружковая работа по истории и обществоведению. – М.: Просвещение, 1984 г.




  1. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем? : Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990 г.


Содержание





  1. Введение: проблемность в преподавании истории.

  2. Активные формы обучения:

А) Использование информационных технологий на интегрированном уроке (региональная история и литература)

Б) Проведение урока-семинара



  1. Приложения к разработкам уроков.

  2. Список использованной литературы.

  3. Содержание.