Проект модели «Центр дистанционного образования «Трансформация» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Проект модели «Центр дистанционного образования «Трансформация» - страница №1/1



Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия»

Кафедра иностранных языков





Проект модели

«Центр дистанционного образования

«Трансформация»

на базе МОУ «Гимназия» г.Абакана





Абакан, 2010



Содержание


1. Актуальность создания центра дистанционного 3

образования (ЦДО) 3

2. Цели и задачи ЦДО 4

3. Структурная модель дистанционного образовательного центра 6

4. Структура сетевой образовательной программы 8

5. Назначение модулей ЦДО 9

Модуль контрольно-измерительных материалов и тестирования 10

Модуль-консалтинг для родителей 11

Моделирование пространства детства 11

5. Педагогическая поддержка ЦДО 11

7. Сетевое взаимодействие в рамках виртуального обучения 13

8. Ожидаемые результаты 14

9. План расходования денежных средств при реализации проекта 15

Заключение 16




1. Актуальность создания центра дистанционного

образования (ЦДО)

В связи с включением МОУ «Гимназия» в Программу «ваы» создание центра ДО как нельзя актуально.

Стремительное развитие сетевых информационных технологий открыло новые перспективы в учебном процессе. Они предполагают:


  1. формирование принципиально новых интегрированных технологий обучения, основанных на Интернет-технологиях;

  2. организацию дистанционного сетевого обучения, совместной деятельности образовательных учреждений, обеспечивающих возможность обучающимся осваивать предметные и ориентационные курсы, дающие возможность производить обмен ресурсами, информацией. Каждое учреждение, включенное в сеть, получает доступ ко всем ее объединенным ресурсам;

  3. для расширения сетевого взаимодействия с коллегами необходимо создание блогов учителей для виртуального общения и обмена опытом, создание блогов для обучающихся для интерактивного взаимодействия и виртуальной консультации обучающихся во внеурочное время, в дни непредвиденного прерывания учебной деятельности (карантин, больничный и т.д.), для сопровождения исследовательской деятельности обучающихся;

  4. ЦДО предполагает организацию самоподготовки одаренных детей: размещение олимпиадных заданий с ключами к ним, рекомендации по подготовке исследовательских работ и т.д.

  5. ЦДО позволит широкому кругу пользователей воспользоваться предложенными разработками внеклассных форм обучения, а также разместить свои предложения;

  6. при условии организации специализированных лингафонных IT-кабинетов возможно представление образовательных услуг по профильному обучению не только внутришкольно, но и для школ внешнего сетевого взаимодействия.

ЦДО предполагает сетевое взаимодействие, которое может иметь функции контактной сети, информационной, инструкционной и способствовать прогрессии обучения и развития учащихся, а также совершенствованию педагогического мастерства педагогов.



Психологическая карта

Назначение ЦДО состоит не только в оказании помощи обучающихся и педагогам при адаптации к новым условиям обучения, но и в учете психологического аспекта дистанционного образования. Оно направлено на социализацию и индивидуализацию обучающихся (смотри схему). Дистанционное обучение не только мотивирует внешний педагогический процесс (обучение/научение), но и стимулирует внутреннюю мотивацию (самообучение/самонаучение). Это взаимодействие активизирует становление личности, индивидуальности, а главное – ведет к результату.

Таким образом, наличие большого количества накопленного материала позволяет создать на базе МОУ «Гимназия» центр дистанционного образования.



2. Цели и задачи ЦДО



Цели ЦДО:

  1. оказание учебно-методической помощи обучающимся и педагогам в условиях удаленности друг от друга и не имеющим возможности очного взаимодействия и общения;

  2. трансформирование акцентов с традиционных способов передачи информации на оптимальные для усвоения материала аудиовизуальные.


Задачи ЦДО:

  1. разработать содержательную часть сайтов, включающую в себя ресурсы в текстовом, графическом, фотографическом вариантах, а также содержащую информацию в звуковом и видеофильмах.

  2. создать интерактивный блок как-то: тесты, викторины, брейн-ринги, опросы и т.п. для обучающихся и в качестве предложений педагогам;

  3. разработать дидактическую систему, основанную на личностно-ориентированном подходе, предполагающую классификацию заданий по аспектам: отработка лексики, грамматики, чтения;

  4. формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий. Развивать учебную автономию.


3. Структурная модель дистанционного образовательного центра


Структурная модель ЦДО предполагает создание единого информационно-образовательного пространства, в котором обучающиеся и педагоги имеют возможность для личностного и профессионального саморазвития.


Интегративно-дифференцированное дистанционное обучение предполагает:

Сетевая образовательная программа состоит из 2 блоков: для учителей и для обучающихся.



4. Структура сетевой образовательной программы





  • школьный сайт;

  • методические лектории;

  • портфолио педагогов-профессионалов;

  • виртуальные методические недели;

  • семинары-практикумы;

  • семинары-презентации;

  • электронные пособия;

  • методические компакт диски;

  • Интернет-дискуссии, семинары, педсоветы, форумы;

  • виртуальные уроки, экскурсии, выставки;

  • разработки ситуаций развития;

  • доступ к информационным ресурсам, каталагам.



  • школьный сайт;

  • индивидуальные сайты;

  • дистанционная тьютерская служба;

  • Интернет-олимпиады;

  • дистанционный курс «Creative English»;

  • дистанционный курс «Компьютерный английский»;

  • портфолио учащихся;

  • электронные пособия;

  • центр диагностики и тестирования;

  • авторский сайт «English Together» (http://english-together.99k.org).

Предложенная программа позволит:

  • обеспечить систематическое наблюдение за освоением учащимися предметного курса;

  • проводить консультации коллег и учащихся в форуме «учитель – ученик», «учитель-учитель» в соответствии с расписанием в режиме он-лайн;

  • проверять домашние задания, контрольные и лабораторные работы, оценивать их и заносит оценку в электронный журнал;

  • вести переписку с учащимися по электронной почте и в форуме «учитель-ученик» с целью оптимизации их учебной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого.

  • общаться с родителями в учительском форуме, а также в системе сообщений и по электронной почте соответственно.

  • расширить спектра образовательных услуг в целях реализации индивидуальных образовательных запросов учащихся;

  • сохранить и (или) расширение контингента учащихся;

  • обеспечить учебный процесс квалифицированными педагогическими кадрами;

  • внедрить новые формы организации учебного процесса и новые формы оценивания достижений учащихся.

  • эффективно использовать время для обмена опытом с коллегами.



5. Назначение модулей ЦДО

Структурная модель ЦДО включает комплекс обозначенных модулей и служб:



Модуль нормативно-правовых документов включает:

  • методические письма МО РФ и РХ, инструкции, приказы, касающиеся разрабатываемого структурного модуля;

  • выдержки из «Новых государственных образовательных стандартов по иностранным языкам» (2-11 класс). – М.: Астрель, 2004 и Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды», которые рекомендуют создание и внедрение в учебный процесс современным электронных учебно-методических комплексов, их интеграцию с традиционными учебными пособиями.

Модуль педагогических знаний и технологий

Назначение модуля:



  • повышение профессионального уровня педагогов при использовании Интернет и информационных технологий;



  • ознакомление с оригинальными методиками ведущих российских и зарубежных педагогов, а также учителей-новаторов (практиков);

Педагогами кафедры иностранных языков разработаны требования к представляемым материалам:



  • прогрессивный характер материалов, наглядность, доступность, нелинейность и, как следствие, высокая степень усвоения;

  • закрепление в форме интерактивных вопросов;

  • задание для отработки практических навыков по теме;

  • информация о количестве правильно решенных тестовых заданий;

  • информация о количестве набранных баллах за тестовые задания;

  • виртуальный экзамен.

Данная модель предполагает описание сути этих технологий, ориентированных на групповую работу, обучение в сотрудничестве, проведение Интернет-конференций. ЦДО может стать актуальной

, виртуальной, дискуссионной площадкой: любой педагог сможет оставить свой отзыв, комментарий, задать вопросы авторам. Таким образом, ЦДО поможет педагогам развиваться в направлении IT-технологий, уйти от сложившихся шаблонов в работе, делиться опытом, способствовать саморазвитию.

Модуль контрольно-измерительных материалов и тестирования


В настоящее время качественное образование может быть достигнуто за счет использования самых передовых технологий, контрольно-измерительных материалов и методики тестирования. Предлагаемые педагогами гимназии формы контроля направлены на развитие речевых умений в области говорения, чтения, понимания речи на слух и письма. Тестовая методика может успешно и эффективно применяться для выявления уровня сформированности рецептивных видов речевой деятельности (чтения, аудирования) и языковых навыков. Модуль предполагает размещение теоретического, методического и практического материалов по организации контроля, самоконтроля и индивидуального продвижения.

Данный модуль предназначен для:



  • оказания учебно-методической помощи учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом;

  • предоставление удобной образовательной среды и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации.

Модуль позволит:

  • формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий;

  • формировать умения и навыки критического мышления;

  • формировать навыки работы с большим объемом информации;

  • формировать навыки и умения формулировать проблему и вырабатывать стратегию ее решения;

  • формировать навык самоконтроля;

  • осуществлять автоматизированный контроль своей деятельности.

Модуль-консалтинг для родителей


Предназначен для консультирования родителей, взаимодействия с ними, осуществления контроля при выполнении заданий в режиме онлайн, для контроля прогрессии обучения ученика.

Моделирование пространства детства


Предназначен для обучающихся 1-4 классов. Ресурсы гимназии, хорошая оснащенность средствами ИТ позволяют оптимизировать процесс обучения иностранным языкам в начальной школе.

Модуль предполагает дополнительные электронные приложения, содержащие:



  • презентации в Power Point;

  • аудио- и видео- материалы для внеклассной деятельности и в качестве домашнего задания;

  • дополнительные возможности для работы с младшими школьниками представляют Интернет-ресурсы: виртуальные путешествия по странам изучаемого языка, занимательные задания, викторины, интерактивные языковые упражнения, творческий манеж и т.д.

Модуль синхронизации урочной и внеурочной деятельности

Модуль предполагает размещение предположений педагогов по проектированию ситуации развития в соответствии с учебным планом. Учителями ИЯ МОУ «Гимназия» накоплен обширный материал развития синхронизирующихся с учебными темами. Как интерактивная часть модуля разработки, сценарии развития могут быть размещены на сайте




Класс

Учебная тема

Ситуация развития

9

Книги – наши друзья

Шоу-презентация «Герои современной немецкой литературы»


5. Педагогическая поддержка ЦДО



Тьютерская служба и деятельность тьютера

Данная служба формируется для обеспечения высокого уровня внешней и создания условий для проявления внутренней мотивации к учению, а также способствует включению личности ученика в творческий познавательный процесс.

Правильно организованная тьютерская поддержка предполагает обмен идеями и совместное решение проблем с тьютором или другими обучающимися, а также получение помощи и оценки достигнутых результатов.

Тьютерская служба включает следующие составляющие:



Психологическое сопровождение. На начальном этапе задача состоит в оказании помощи ученику в адаптации к новым условиям обучения. Учёт психологических аспектов дистанционного образования направлен на ведущую форму учебной деятельности- самостоятельную работу.

Тьютерское сопровождение. Особая педагогическая технология, основанная на взаимодействии ученика и тьютора, в ходе которого обучающийся осознаёт и реализует собственные образовательные цели и задачи. Данное взаимодействие обеспечивает овладение учеником проектированием и исследованием, а также создаёт эффективность образовательной и рефлексивной деятельности.

Направления деятельности тьютера:

  • выявление индивидуальных личностных качеств обучающихся;

  • использование средств телекоммуникаций для общения с обучающимися;

  • организация работы с портфолио учеников;

  • проведение регулярных контактных сессий (смягчают синдром изолированности);

  • организация учебного материала и выработка рекомендаций.

Педагогу-тьютеру отводится решающая роль в организации рефлексивной деятельности.

Педагог совместно с обучающимся конструируют схему образовательной деятельности в соответствии с целями программы и своими собственными целями. Обозначается круг проблемных вопросов, которые ученик осмысливает. Находясь в рефлексивной позиции, обучающийся должен научиться анализировать свою учебную деятельность, осуществлять самоконтроль, производить личностную самооценку.

Первостепенная задача тьютера – способствовать формированию рефлексивной культуры обучаемого, когда органично соединяются нормативные требования, субъектные устремления и личностная интерпретация социальных предписаний.

В подобном случае можно будет говорить о сформированности рефлексивной компетентности.



Служба «Образовательное Интернет проектирование» предназначена для консультирования и вовлечения участников сетевого поля в проектную деятельность, выработки алгоритма работы над проектом и его сопровождения. Возможна организация сотрудничества нескольких образовательных учреждений РХ над одним Интернет-проектом. Данная служба разрабатывает и размещает на сайте основные теоретические и методические положения по организации проектной деятельности.

Модуль «Служба экспертизы, рецензирования и анализа» предназначен для отбора качественных материалов, размещаемых на сайтах. Для этого предполагается создание экспертной комиссии из числа компетентных педагогов во главе с научным руководителем. Размещение материалов возможно только после соответствующего решения экспертной комиссии.

7. Сетевое взаимодействие в рамках виртуального обучения

Под сетевым взаимодействием мы понимаем способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических, кадровых ресурсов. Эти ресурсы могут меняться в ходе взаимодействия.

Сетевое взаимодействие возможно при определенных условиях: совместная деятельность участников сети; общее информационное пространство; механизмы, создающие условия для сетевого взаимодействия.

Предполагаемые аспекты для сетевого взаимодействия:








Для сетевого взаимодействия становится важным проектирование такого содержания, которое будет обога­щать и педагогическую деятельность учителя, и учебную – школьников.

Сетевое сотрудничество как учителей, так и обучающихся основывается на следующих принципах:



  • принцип увлекательности, образовательного азарта: чтобы участники сетевого взаимодействия испытывали желание слышать, понимать и разви­вать позиции друг друга. (Сетевая газета для обучающихся; Сетевая методическая газета для учителей)

  • принцип навигационной прозрачности и со­держательной упорядоченности — предполагает, чтобы содержание сетевого взаимодействия обретало презентационно - устойчивые фор­мы, позволяющие эффективно подключаться к данному взаимодействию всё новым и но­вым участникам, но при этом грамотно и кор­ректно систематизировать и упорядочивать прошлые взаимодействия. (Семинары-практикумы, педагогические сессии, рабочие офисы)

  • принцип открытости. Любое локальное се­тевое взаимодействие будет потенциально жизнеспособным, если оно будет от­крыто к саморазвитию, к саморасширению, к сетевому взаимодействию с новыми парт­нёрами, что должно обеспечиваться особыми формами организации этого сетевого взаи­модействия. (Интернет-конференции, блоги учителей, форумы для учителей и обучающихся)

  • принцип языковой адекватности. Язык се­тевого взаимодействия должен быть языком понимания. (Создание тезауруса для участников сетевого сообщества по общим темам и проектам)

  • принцип свободной импровизации.

  • принцип теоретической и информационной корректности.

  • принцип образовательной ответственности и эффективности. (Экспертиза и анализ).

Гимназия уже много лет сотрудничает с дистанционными образовательными центрами (Дистанционная математическая школа ДМШ г. Новосибирск); является организатором заочных международных игр-конкурсов, в частности «Британский Бульдог»; имеет опыт организации работы сетевой межшкольной газеты «Новый День» является экспериментальной площадкой по созданию и апробации интеркультурной образовательной модели «Многоязычие и поликультурность».

Сетевое взаимодействие рассматривается как вариант педагогического взаимодействия, которое сохраняет его сущность и основные параметры:



  • в основе лежит совместная деятельность детей и взрослых;

  • присутствует прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь;

  • возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере;

  • определяет взаимопреобразование его участников на принципах доверия и творчества, паритетности и сотрудничества,

  • учитывает личностные характеристики взаимодействующих субъектов, обеспечивает освоение социальных навыков;

  • содействует установлению взаимоотношений, взаимоприятию, поддержке, доверию и др.



8. Ожидаемые результаты

Разрабатываемые и модернизируемые в рамках проекта учебные и методические материалы позволят существенно повысить уровень профессиональной готовности педагогов к использованию Интернет и информационных технологий в обучении школьников, а также способствовать формированию языковых и личностных компетенций как педагогов, так и обучающихся.

Благодаря такой форме сотрудничества участники почерпнут много нового и полезного для своей работы. Педагоги, прежде всего, получат методическую помощь в том или ином вопросе, смогут приобрести новые контакты весьма полезные для своей работы.

Сетевое взаимодействие актуально и не просто имеет место быть, но и должно совершенствоваться. ЦДО поможет развиваться в направлении IT-технологий, даст возможность постоянного общения с коллегами, обмена опытом, заниматься самообразованием.

Таким образом, мы видим, что широкое использование современных телекоммуникационных, информационных и компьютерных технологий и, в первую очередь технологий глобальной сети Интернет, остается одной из перспективнейших форм работы при сетевом межмуниципальном взаимодействии.

9. План расходования денежных средств при реализации проекта





Статья расходов

Сумма, руб.

Программное обеспечение проекта

20 000

Методическое обеспечение

2 000

Расходные материалы

2 000

Администрирование системы, техническое сопровождение оборудования и информационных сетей

9 000

Затраты на хостинг

4 000

Консультационные услуги

3 000

ИТОГО:

40 000



Заключение



Информационно-методическое обеспечение деятельности ЦДО

В течение многих лет на кафедре иностранных языков МОУ «Гимназия» создавалась база дидактических материалов на электронных носителях. Создана обширная база контрольно-измерительных материалов по английскому, немецкому, французскому языкам для всех возрастных групп. Разработаны авторские программы-тренажеры по грамматике, домашнему чтению (авторы: Сицукова Г.С., Щукина Н.М., Кондратенко Л.И., Павлова С.Ю., Дудаль Е.В.). Подготовлена коллекция дидактических презентаций страноведческого характера, тематических презентаций. Имеется большой опыт в разработке уроков с использованием ИКТ, виртуальных экскурсий, ситуаций развития по иностранным языкам. Накоплен определенный опыт по обобщению опыта педагогов, созданию портфолио, авторский алгоритм построения уроков, алгоритм презентации педагогического опыта. Подготовлен большой материал по использованию новейших педагогических технологий. Работает 2 дидактических сайта кафедры (http://www.the-cranberries.ru/ и http://www.english-together.99k.org автор: Щукина Н.М.). Учителями кафедры разработаны программы спец. курсов, элективных курсов, программ дополнительного образования по иностранным языкам (английский, немецкий, французский языки). Считаем, что накопленный материал представляет интерес для учащихся, студентов и преподавателей.

Имеется опыт использования средств компьютерной коммуникации: синхронные и асинхронные персональные Web-страницы, чат, электронная почта, форум и блоги. Таким образом, вышеперечисленные ресурсы помогают создать на базе МОУ «Гимназия» Центра Дистанционного Образования.

В создании и разработке материалов ЦДО принимают участие ведущие педагоги кафедры иностранных языков, методисты ХРИПК и ПРО, программисты, психологи. Для руководства ЦДО предполагается пригласить компетентного научного руководителя.



Список литературы


  1. PCWEEK. Russian edition. - №5 (227). – 2009.

  2. «Дистанционное образование». - №№1-12. – 2008.

  3. Итоги эксперимента в области дистанционного обучения и перспективы развития дистанционных образовательных технологий. (Решение коллегии от 26.05.2002). // Инновации в образовании .-2002.- №4. - С. 4-27.

  4. Ибрагимов. И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учебное пособие для студ. вузов. - М.:Академия,2005.-336 с .

  5. Интернет в гуманитарном образовании: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е. С. Полат.- М.: Владос, 2001.-272 с.

  6. В. Канаво. «Достоинства и недостатки дистанционного обучения через Интернет» (http://www.curator.ru/doplus.html)

  7. В. Канаво. «Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через Интернет» (http://www.curator.ru/method.html)

  8. Киреева, Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов // Инновации в образовании .-2009.-№ 4. - С. 38-40.

  9. http://www.curator.ru