Продовольственное и денежное снабжение студентов красноярского края в годы войны (1941-1945) - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Законодательное собрание красноярского края закон красноярского края... 1 52.62kb.
Состав Совета по улучшению инвестиционного климата при Губернаторе... 1 130.18kb.
Курсовая работа по истории На тему: Особенности развития советского... 1 364.7kb.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг 1 328.39kb.
Официальная хроника 1 46.93kb.
Великая отечественная война (1941-1945) 1941, 22 июня 1 49.88kb.
Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 36 13819.75kb.
Городская научно-практическая конференция старшеклассников «В мир... 1 317.28kb.
К вопросу о физическом воспитании граждан красноярского края в послевоенные... 1 68.99kb.
Выборы Губернатора Красноярского края 8 сентября 2002 года сведения... 1 137.63kb.
Профессор р. А. Галкин 1 25.99kb.
”1941/1945” Семёнов Юрий Иванович – аспирант Дальневосточного института... 1 144.94kb.
- 4 1234.94kb.
Продовольственное и денежное снабжение студентов красноярского края в годы войны - страница №1/1

ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ И ДЕНЕЖНОЕ СНАБЖЕНИЕ СТУДЕНТОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В ГОДЫ ВОЙНЫ (1941-1945).

Москвитина Анастасия Сергеевна,

Научный руководитель Чеберяк Н.В.

Торгово-экономический институт
Во время Великой Отечественной войны система образования СССР явилась не только мощной кузницей кадров для различных отраслей народного хозяйства, но и выполняла важнейшие стратегические задачи, она по праву получила многогранное отражение в отечественной исторической литературе. Тем не менее, проблема организации снабжения студентов промышленными и продовольственными товарами так и не стала предметом специального научного исследования. Целью данной статьи является исследование системе снабжения учреждений гражданского образования функционирующей в Красноярском крае в период Великой Отечественной войны.

В годы войны на территории Красноярского края действовало 4 вуза с общей численностью студентов 1600 человек. Значительная часть студентов и преподавателей вузов в первые дни войны добровольцами ушли на фронт, оставшийся контингент активно привлекался местными властями на сельскохозяйственные и общественные работы.

Даже в наши дни в сознании обывателей прочно утвердилось представление о том, что настоящий студент – это голодный студент. Как нельзя лучше данное выражение характеризует положение студентов военного периода. С началом войны снабжение населения продуктами питания и предметами первой необходимости резко ухудшилось. Цены на продукты питания стремительно росли. Если летом 1941 года килограмм картофеля на колхозном рынке в г. Красноярске стоил 1-2 рубля, то в мае 1942-го уже 15 рублей. Цена на мясо установилась на уровне 70-180 рублей за килограмм. Получающий 90 рублей «ученических» тринадцатилетний Вениамин Белгородский вспоминал, что на втором году войны на базаре буханка хлеба стоила 300 рублей и столько же - ведро картошки, денег не хватало даже на самые необходимые продукты. Полуголодное существование дополнялось необустроенным бытом: студенты занимались в неприспособленных, холодных комнатах, без электричества.

Большое значение для решения этих проблем студентов имели постановления СНК СССР 10 февраля 1943 г. Совнарком СССР принял постановление «Об улучшении питания студентов вузов», которым устанавливалось снабжение студентов продовольственными товарами по нормам рабочих промышленности, транспорта и связи. В составе ВКВШ при СНК СССР создавался специальный отдел материально-бытового обслуживания студентов вузов. 15 сентября 1943 г. № 996 было издано постановление СНК «О размерах и порядке назначения стипендий в высших учебных заведениях и техникумах и об освобождении студентов от призыва в Красную Армию». Размеры стипендий существенно варьировались в зависимости от принадлежности студентов к тому или иному учебному заведению.



Таблица №1. Размер стипендий студентов ВУЗов и техникумов.

Курс

Важнейшие промышленные и транспортные ВУЗы

Промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, педагогические, медицинских и др. ВУЗы

Важнейшие промышленные и транспортные техникумы

Промышленные транспортные, сельскохозяйственные, педагогические, медицинские и др. техникумы

1-й

210 руб.

140 руб.

125 руб.

80 руб.

2-й

240 руб.

160 руб.

150 руб.

100 руб.

3-й

275 руб.

185 руб.

175 руб.

120 руб.

4-й

275 руб.

185 руб.

200 руб.

140 руб.

5-й

315 руб.

210 руб.

-

-

Постановлением СНК СССР от 15 сентября 1943 г. выделялись дополнительные средства для установления стипендий всем успевающим студентам вузов, тогда как ранее их выплачивали только тем, кто учился на «хорошо» и «отлично». Студентам и учащимся техникумов, имеющим отличные оценки по всем предметам, размер стипендии увеличивался на 25%. В конце войны распоряжению правительства централизованным снабжением были также охвачены учащихся краткосрочных курсов повышения квалификации при красноярских ВУЗах. На период обучения им выделялись продовольственные товары по нормам рабочих промышленности, транспорта и связи и хлеб по норме 500 гр.

Заботясь о благосостоянии студенчества, правительство решало важную задачу по обеспечению притока молодых специалистов в важнейшие отрасли народного хозяйства. Задачи расширения и укрепления военной экономики, восстановления и развития народного хозяйства в освобожденных районах требовали подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим образованием.

Значение поддержки со стороны государства сложно переоценить. Реализация постановлений правительства на практике привели к улучшению питания и продовольственного снабжения студентов; снабжения промышленными товарами; повышению уровня медицинского обслуживания; организации снабжения учебными принадлежностями; улучшению условий проживания студентов в общежитиях. Несмотря на тяжелые условия военного времени, красноярские вузы добивались сравнительно высокой успеваемости. Вместе с тем при анализе динамики роста стипендий следует учесть, что реальный жизненный уровень той или иной группы населения в период войны регулировался не столько размером денежных выплат со стороны государства, сколько нормой снабжения по карточкам и качеством отоваривания фондов.

Продовольственные карточки студентам выдавались на каждый календарный месяц через учебное управление. Неработающие студенты получали по «иждивенческим карточкам» по 400 гр. хлеба в день. Ослабленные, но хорошо учившиеся студенты, кроме основных продовольственных карточек имели возможность получать «Усиленное дополнительное питание». Получив в профкоме талоны «УДП», которые в студенческой среде расшифровывались как «умрёшь днём позже» студент мог ежедневно завтракать и ужинать, или же получить дополнительно 200 гр. крупы или хлеба. Так, например, из общего числа студентов и профессорско-преподавательского состава медицинского университета 654 человека, талоны на усиленное дополнительное питание получали ежедневно 300 человек по 200 гр. хлеба.

Из рукописи очевидца: «В годы войны студенты получали продовольственные карточки на хлеб – по 400 гр. на день, на крупу – 600 гр. на месяц, на сахар и жиры – по 200 гр. на месяц. Однако фактически никакого сахара и крупы мы на руки не получали.

Питание в студенческих столовых в военный период не отличалось высокой калорийностью. Меню в столовых строилось с учётом получения ежедневного обеда из двух блюд при полном отоваривании по карточкам всех продуктов кроме сахара, который отоваривался сухим пайком в университетской столовой, а чтобы пообедать там, нужно было иметь продовольственную карточку, от которой за тарелку супа и за несладкий чай отрезали талон на крупу, сахар и жиры, а если обед был получше, отрезали сразу два-три талона. За 10 дней, в лучшем случае, за две недели, мы расходовали все карточки, кроме хлебных, и остальное время жили полуголодными. Каждый мечтал поесть вдоволь хлеба!

«Зимой в столовых варили «щи» из горячей воды и крупно нарубленной мёрзлой капусты, в которые добавляли несколько звездочек растительного масла. На второе – почти всегда селедка (кусочек) и ложка какого-либо гарнира, на третье – несладкий чай, но иногда давали компот или кисель». Студенты давали этим блюдам шутливые названия: так за интригующим названием «Голубая ночь» скрывался суп из свекольной ботвы, «Осенью» называли воду с горохом, «Карими глазками» - уху из головок воблы. Но и такой обед получить было не просто. По воспоминаниям студентов военного времени: «К середине занятий, а они начинались в 9 часов, уже хотелось есть. Голод донимал». «В студенческих столовых не было посуды: ложек, тарелок, стаканов. Чтобы пообедать приходилось выстаивать длинную очередь. Чтобы сэкономить время, некоторые студенты носили с собой в портфеле ложку и плошку».

Кроме Высших учебных заведений накануне войны в г. Красноярске действовали 7 школ ФЗО, 4 ремесленных и 2 железнодорожных училища, в которых рабочие профессии осваивали около 2,5 тысячи человек, среди которых большой процент составляли подростки до 18 лет выходцы из сельской местности.

В соответствии с приказом Народного комиссара торговли СССР от 11 апреля 1942 г. № 64 обслуживание общественным питанием учащихся гострудрезервов осуществлялось Отделами рабочего снабжения (ОРС) предприятий, на базе которых состояли школы и училища. Продукты на изготовление пищи для учащихся отпускались в пределах норм карточек рабочих базового предприятия. Учащиеся, проходившие производственное обучение на подземных работах, в горячих и вредных цехах полагалось питание по нормам, установленным для рабочих соответствующих профессий, а для перевыполняющих нормы выработки за счёт лимитов предприятий, для которых учащиеся выполняли заказы. В районах крайнего севера снабжать указанных учащихся по группе рабочих с добавлением второго горячего питания. Второе горячее питание полагалось также учащимся железнодорожных училищ.

Кроме продуктов питания каждому учащемуся профтехучилища после окончания обучения было положено выдать в личное безвозмездное пользование следующее имущество: полупальто на вате, рабочий костюм, одна пара ботинок, 2 пары нательного белья, головной убор, 2 пары носков, 3 носовых платка, ремень брючный.



Таблица№2. Нормы снабжения учащихся гострудрезервов в граммах на человека в месяц, согласно нормативно-правовым актам правительства.

Наименование

продовольственных товаров



Согласно Приказу СНК СССР от 14 сентября 1943 года № 476/1464

Согласно Постановлению СНК СССР от 21 сентября 1945 года № 2412

Мясо

2300

2300

Крупа, макароны -

1400

2500

Жиры

750

750

Сахар

600

150

Сыр

150

150

Мука

300

1500

Молоко

-

3000

Чай

30

30

Картофель

12000

12000

Овощи

9000

9000

Яйца

6 шт.

6 шт.

Хлеб

700

700

За годы войны нормативно закреплённый рацион учащихся начального и среднего профессионального образования практически не менялся (за исключением трёх пунктов). Как видно из таблицы №2 питание учащихся гострудрезервов было довольно скромным, но и такой объём продовольствия был большой роскошью для военного времени. Однако на практике торгующие организации края и предприятия общественного питания производственных баз, при которых были организованы училища и ФЗО из года в год не выполняли законодательных предписаний по снабжению учащихся. В докладных записках в управление Крайтрудрезервов отражено реально положение дел со снабжением продовольствием. Практически всем ремесленным и железнодорожным училищам и ФЗО фонды продовольствия в полном объёме не отоваривались. Так, в Минусинском ремесленном училище №5 Енисейского пароходства на контингент учащихся в 223 человека за январь-февраль 1945 г. недопоставлено продуктов: мяса-рыбы 67 кг., крупы и макарон – 452 кг., жиров – 36 кг., сахара и кондитерских изделий – 240 кг., сыра – 67 кг, муки для подболтки при приготовлении блюд – 134 кг., чая - 14 кг., картофеля – 58 кг., овощей – 1595 кг., яиц – 2676 шт. Качество выделяемых продуктов, особенно в зимний период, было низким: гнилые помидоры, мороженная капуста, прогорклое растительное масло. Иногда до 50% выделенных овощей были непригодны для употребления в пищу. Мясо и рыба выделялись в исключительных случаях, а зачастую заменялись всё теми же мороженными овощами или мукой.

Меню дневного рациона было очень ограничено: утром и вечером давали хлеб и чай, обед был однообразен, в основном мучнисто-крупяной (суп крупяной, суп-рассольник, каша). Овощи, как правило, отсутствовали. А если и были, то только соленые помидоры или листы зеленой капусты. Бывало, что даже нормированные продукты питания (такие, как сахар) не отпускались в сроки. Ситуация с питанием осложнялась тем, что в ремесленных училищах и школах ФЗО трудились дети, эвакуированные из других областей (Смоленской, Ленинградской, Харьковской), и они не имели возможности получать поддержку от родителей. Подростки, работающие на канифольном заводе, ели на улице, причем пища доставлялась им в холодном виде, зачастую порции были неполными. Даже на заводе № 4 им. К.Е.Ворошилова, который считался образцовым, нередко были случаи, когда учащиеся ремесленного училища № 1 из-за постоянных хищений продуктов работниками питания оставались голодными. В некоторых училищах ребята, доведённые до отчаянья, устраивали забастовки и отказывались от еды, называя приготовленную пищу тюремной баландой. Некачественное питание отрицательно влияло на производительность труда и здоровье учащихся. Нередки были случаи заболевания авитаминозом, туберкулезом, малокровием.

Многие подростки воровали. Наиболее "сообразительные" в целях получения дополнительных обедов занимались подделкой обеденных талонов на питание. Другие сколачивали уголовные шайки, занимались грабежами, вымогательством, вытаскивали из карманов жителей продовольственные карточки, делали подкопы под складские помещения. Часто преступления совершались от безысходности. Так, у подростка С.М. Чернышева, работавшего слесарем на заводе № 477, в общежитии украли белье и хлебные карточки. Руководство завода, к которому он обращался, никакой ему помощи не оказало, при этом не забыло пожурить мальчишку за «ротозейство». Оставалось одно - воровать. 3 августа 1942 г. Чернышев у проходившего по улице гражданина выхватил из рук булку хлеба, но тут же был пойман. На него без промедления завели уголовное дело. Только за июль-август 1942 г. в г. Красноярске было осуждено около 40 учеников ФЗО.

Большая часть учащихся была совершенно раздета и не обута. Из-за нехватки обуви не выходили на работу учащиеся, прикрепленные к заводу № 580. В ремесленном училище № 3 вообще не выдавали табельного обмундирования. По этой причине ученики прогуливали, начинали симулировать. Тяжелые условия работы, несвоевременное снабжение одеждой, обувью, бельем вели к побегам учащихся из школ. Качественные изменения в снабжении учащихся гострудрезервов начала меняться только в конце 1940-х годов.



Таким образом, в годы войны в снабжении студентов Красноярских вузов и учащихся гострудрезервов наблюдались значительные трудности, многие из которых так и не были преодолены. Тем не менее, поддержка со стороны государства сферы образования во время войны не позволила произойти резкому сокращению количества учебных заведений и их контингентов. Советская система образования успешно решала проблему обеспечения военной экономики высококвалифицированными кадрами и рабочими специалистов.