Процесс формирования метапредметных результатов средствами метапредметных категорий в клубе «Гринвич» для учащихся 5-6 классов в усл - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Озера Омской области» 1 90.76kb.
Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных... 1 262.3kb.
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности Программа рассчитана... 1 120.4kb.
Характеристика обучающегося 1 класса мбоу «Гимназия №8» окончил(а) 1 50.24kb.
Публикации: «Учимся жить вместе» 1 57.52kb.
Выявление и сопровождение обучения одарённых учащихся начальной школы... 1 241.88kb.
Семинара «Алгоритм составления программ по предметам и внеурочной... 1 206.76kb.
Информация о реализации фгос (ноо, ооо) в 2013 -2014 уч году 1 96.84kb.
Комплексы физкультурных минуток для учащихся 1 11 классов. Для учащихся... 1 17.37kb.
Семинар «Современные средства оценки качества образования в условиях... 1 37.02kb.
Угроза исключения участника из ооо, или как мы помогли решить корпоративный... 1 67.94kb.
Открытое письмо директорам и владельцам бизнеса, тем, кто хочет реально... 1 65.07kb.
- 4 1234.94kb.
Процесс формирования метапредметных результатов средствами метапредметных категорий - страница №1/1

Колымагина О. М.,

учитель географии и экономики муниципального

бюджетного общеобразовательного

учреждения «Базовая школа с филиалами

Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. Александровска Пермского края



Процесс формирования метапредметных результатов средствами метапредметных категорий в клубе «Гринвич»

для учащихся 5-6 классов в условиях перехода на ФГОС ООО

(из опыта функционирования краевой экспериментальной площадки)

Материалы выступления на II Всероссийской научно-практической конференции Университетского округа НИУ ВШЭ «Инновационное развитие современной школы: практика и подходы к реализации новых образовательных стандартов»


Мир, в котором мы живем, сложен и многообразен, но, в то же время, целостен, поэтому зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких учебных заведениях. Причиной, на наш взгляд, является то, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. С введением новых ФГОС есть надежда, что ситуация кардинально изменится, поскольку в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Становится ясно, что в рамках имеющихся предметных форм обучения получить качественный результат, соответствующий новым стандартам во всей своей полноте, невозможно, поэтому в 2011 – 2012 учебном году мы и решили разработать и внедрить в практику работы школы проект «Работа с метапредметными категориями при реализации ФГОС ООО».

«Мета» – означает «стоящее за». Метапредметы — это предметы, отличные от предметов традиционного цикла, поэтому мы, реализуя проект, создали новую учебную форму и соответствующую ей модель (Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования, 2007).

Новизна

Во-первых, обычно учащийся, работая с материалом литературы, математики, биологии, истории и т. д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на занятие по работе с метапредметными категориями, ученик не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную универсальную категорию. Он как бы заново открывает эти понятия. И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же формой (Громыко Н.В. URL: http://www.gly.ru/).

Во-вторых, школьники осваивают определенные способы деятельности и понимают, что через их освоение можно выходить на любые школьные предметы, т. е. начинает видеть межпредметные связи, но не по типу ассоциативного наталкивания материала, а за счет того, что осваиваются универсальные учебные умения.

В-третьих, в быстро меняющемся мире очень важно уметь работать с информацией, выделяя главное и второстепенное, реализация данного проекта позволяет сформировать у школьников это универсальное действие.

В-четвертых, в процессе реализации проекта организовывается погружение всех учителей, работающих в пятых классах в тематику занятий учащихся (взаимообучение педагогов - это одна из современных форм повышения квалификации, поэтому для учителей, которые погружены в проект, открывается возможность и стимул к саморазвитию).

Основная идея

Разработать и провести систему занятий по работе с метапредметными категориями для учащихся 5-6 классов и реализовать их через краткосрочные курсы во внеурочной деятельности (клуб путешественников Гринвич), а полученный результат перенести в урочный процесс.

«Мета» указывает на более высокий уровень интеграции, обобщения, универсальности. Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними.  Метапредметность не может быть оторвана от предметности (Хуторской А.В. URL:http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm).

Существует две формы метапредметов

1. Связка между предметами

2. Отдельные учебные курсы (Знание, Знак, Проблема, Задача и др.)

При разработке нашего проекта мы придерживались первой формы, т. е. осуществление связи между учебными дисциплинами посредствам метапредметных категорий («фундаментальных образовательных объектов»). Фундаментальные образовательные объекты  ключевые сущности, отражающие единство мира и концентрирующие в себе реальность познаваемого бытия (Хуторской А. В., 2000). Это универсальные узловые точки основных образовательных областей.

Их примеры





  • Определение и понятие.

  • Рисунок и схема.

  • Знание и информация.

  • Цель и задача.

  • Роль и позиция.

  • Модель и способ.

  • Содержание и форма.

  • Знание и незнание.

  • Порядок и хаос.

  • Изменение и развитие.

  • Простое и сложное.




Мы использовали категории, которые, на наш взгляд, необходимы пятиклассникам в обучении, адекватны возрастным возможностям учащихся, объединив их в блоки.

  • Определение и понятие.

  • Знание и информация.

  • Рисунок и кластер.

  • Таблица и график.

  • Задача.

В рамках блока — «Определение и понятие» — у школьников формируется способность работать с понятиями, овладевать конструктом, который лежит в основе любого понятия.

В рамках другого блока «Знание и информация» школьники учатся различным способам работы с информацией, «черпать» знания из текста, правильно задавать вопросы и т. д.

В рамках блоков «Рисунок и кластер», «Таблица и график» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что хотят сделать, учатся преобразовывать информацию. Поэтому исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала.

В 2012-2013 году нами был введен новый блок – «Задача». В блоке «Задача» школьники учатся выходить из проблемной ситуации с явно заданной целью, которую необходимо достичь, осваивают технологию перевода проблем в задачи.

Схема реализации каждого блока

1. Реализация краткосрочного курса во внеурочное время

2. Погружение педагогов в тему блока, презентация полученного опыта, подведение итогов каждого блока, выявление проблем, возникших в ходе реализации

3. Применение на уроках отработанной формы

4. Сдача разработок метапредметных занятий в школьный банк

Отслеживание промежуточных результатов

Школьники ведут журнал достижений («судовой журнал»), где фиксируется динамика достижений каждого, учителя готовят выступления-отчеты о ходе реализации блоков. Выявляются проблемы и намечаются пути их решения.

Перенос результата внеурочной деятельности на урок

Ожидаемый результат

Учебно-педагогический эффект

Умение видеть учащимися межпредметность знания, т.е. возможность применять универсальную форму (метапредметную категорию) на разных учебных предметах; преобразовывать информацию.

Увеличение эффективности учебной деятельности детей, повышение интереса к обучению.

Повышение уровня развития УУД учащихся: мышления, коммуникации, анализа, сопоставление, рефлексии и т.д.



Методический эффект

Развитие мышления нового типа и профессионализма самого педагога.

Включение в предметное преподавание работу с метапредметными категориями позволит преобразовать сами учебные предметы и педагогический стиль.

Создание школьного банка разработок метапредметных занятий.



Первые итоги и перспективы развития

Проект реализуется два учебных года, участниками проекта стали 10 педагогов школы, работающих в 5-6 классах, и 100 учащихся. За это время создан школьный банк метапредметных заданий, повысился интерес школьников к обучению и осознание, что все школьные предметы связаны. Уникальным опытом, кроме того, можно считать и то, что учителя, реализуя блоки, не ограничиваются «узкопредметной» тематикой, а подбирают материал, который личностно значим для ребенка. Создаются ситуации, когда учащиеся самостоятельно выстраивают свою образовательную траекторию согласно собственным интересам и запросам, а не заключены в жесткие рамки, созданные учителями. В 2013-2014 учебном году мы ставим перед собой задачу - разработать индикаторы, позволяющие более точно оценивать уровень достижения метапредметных результатов обучения школьников, что является очень актуальным в свете внедрения новых ФГОС ООО.


Библиографический список




  1. Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования // Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. С.159-182.

  2. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М., 2000.


Электронные ресурсы


  1. Громыко Н.В. Мыследеятельностная педагогика и новое содержание образования. Метапредметы как средство формирования рефлексивного мышления у школьников [Электронный ресурс] / Н.В. Громыко. URL: http://www.gly.ru/ (дата обращения: 16.09.2012).

  2. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№1. URL:
    http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm  (дата обращения: 99.08.2013).