Притяжение святынь российских - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Храм Христа Спасителя 1 14.79kb.
Программа для российских работодателей, направленная на повышение... 1 165.79kb.
Вклад российских соотечественников в культуру и науку зарубежных... 18 5394.73kb.
Особенности языковых норм российских радиоведущих 1 49.39kb.
Презентация российских городов и регионов бизнес-сообществу Среднеатлантического... 1 65.37kb.
Конкурс сочинений 1 43.31kb.
Советское притяжение (советский век глазами историков Казахстана) 2 528.36kb.
Формирование систем управления продажами в российских предпринимательских... 1 237.42kb.
Программа конференции Вызовы внедрения Базель II и III в российских... 1 19.18kb.
Политико-династические представления российских консерваторов и членов... 2 410.87kb.
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню космонавтики. Цели и задачи... 1 175.08kb.
Учебное пособие «Православие и русская культура» 2 500.88kb.
- 4 1234.94kb.
Притяжение святынь российских - страница №1/1

ПРИТЯЖЕНИЕ СВЯТЫНЬ РОССИЙСКИХ.
Паломничество – очень деликатная тема. Сейчас мы живем в рынке, «в капитализме» Это для верующего человека, возможно, лучше, нежели в атеистическом обществе. Но болезненно другое: деньги, торговля прямо у храмов и в храмах, суета, мешающие верующим людям и тем более насельникам монастырей и даже оскорбляющие их достоинство.

Время такое.

В автобусах с паломниками зачастую смешиваются самые разные люди, с разными взглядами и интересами, но то, что к концу путешествия эти взгляды сближаются, сомнений лично у меня не вызывает.
Сфера паломничества среди путешествующих все более популярна. В некоторых регионах местные власти заключают договоры с епархиями о развитии туристического и гостиничного бизнеса. Например, недавно такие соглашения подписали нижегородские и тверские власти.

Сейчас среди российских святынь и обителей по количеству посещений лидирует Троице-Сергиева лавра. Ее ежегодно посещают около 700 тысяч паломников.

Дивеево, где покоятся мощи Серафима Саровского, – около 400. Всего же по данным паломнического центра Московского патриархата в 2006 году паломничество к российским святыням совершили около трех миллионов человек.

Но все эти цифра весьма условны. Потому что отсутствует единая система сбора информации. Например, в Троице-Сергиевой лавре посетителей считают «воротники» монахи, стоящие у ворот.

В других местах это просто делается на глазок, часто исходя от числа проданных свечей, просвирок и других товаров в церковных лавках.

… Мы прибыли в Сергиев Посад 19 октября почти в восемь часов вечера. Темно. Накрапывает мелкий дождь. Оставив автобус неподалеку от источника, где позднее купались, молча идем вдоль мощных стен в Лавру. Каким - то образом до закрытия храма успеваем отдать записки и приложиться с огромным душевным волнением к раке с мощами Сергия Радонежского.

Более того, нам устюжанам, после душевных просьб открывают Никонов придел и впускают в Серапионову палатку где выставлены ковчеги с частицами мощей Андрея Первозванного и другими святынями Лавры. В этот придел ведет железная дверь, на которой заметно рваное отверстие от ядра, влетевшего во время одной из осад Лавры в смутное время в 1610 – 1612 годов.

В Никоновом приделе у меня вызвала гордость надпись над мощами святых, в которой сказано, что Сергий Радонежский за трапезой молчаливо и благоговейно выслушал Стефана Пермского, бывшего в те далекие дни в Москве.

В целом ощущение от Лавры и в Лавре не передать. Надо побывать там, чтобы эти ощущения понять.

Легкость, возвышенность чувств, торжество, доверительность и открытость к ближнему, понимание того, что Бог есть Любовь, приходит в Лавре и к людям невоцерковленным.

В пределах Лавры удивительный воздух, на аллеях цветут розы (в октябре) и благоухают другие растения. Газоны пострижены, деревья ухожены, мостовая под каплями дождя искрится, никаких следов никакого мусора…

Мусора не остается и в душе.

С такими чувствами да еще после освежающего взбодрившего купания едем на ночлег в городок Пересвет. (Вспомните, что Сергий Радонежский отпустил на Куликово поле двух иноков: Пересвета и Ослябю. Он благословил их вместе с Дмитрием Донским).

Под гостиницу здесь приспособлено какое-то общежитие из которого мы отбываем в шесть утра в город Истру и посещаем Ново-Иерусалимский мужской монастырь, где Президент Путин был на молебне в прошедшее Рождество.

Но накануне еще до приезда в Лавру были в совершенно удивительном месте – городе Тутаеве Ярославской области и побывали в Переславле Залесском, где начинал княжить Александр Невский.

…Тутаев – это бывший до 1918 года Романов-Борисоглебск. Новая власть переименовала городок в память о погибшем красноармейце. А история у этого местечка на Волге очень богата и интересна.



Первое упоминание относится к 1238 году. Тогда сюда пробрались многие беженцы из центральной России убегая от нашествия монголов. Потом пришли «мнихи, и постави храм во имя святых страстотерпцев двою брату князей русьских Бориса и Глеба и прозвашася весь Борисоглебска».

На другой стороне Волги князь Угличский Роман Владимирович (княжил с 1261 по 1285 год) основал городок Романов, заложив соборную церковь Воздвижения Святого Креста.

С 1822 года для удобства управления эти поселения были объединены в город Романов-Борисоглебск.

Очень красивый и милый городок с населением, как мне сказали, в 70 тысяч жителей и семью действующими храмами!

Волга здесь неширока, но глубока, ходят четырехпалубные красавцы -теплоходы. По берегу новостройки тех людей, которые ездят на «крутых» иномарках. Наверное, как подумалось, самые верующие из них или, возможно, крупные жертвователи ставят дома неподалеку от ограды храмов…

Тутаев интересен для паломника в первую очередь чудотворным образом Всемилостивого Спаса, написанного Дионисием Глушицким 550 лет назад. На потемневшей от времени иконе высотой в три метра изображен Господь Иисус Христос Вседержитель. Икона находится в Воскресенском соборе и все устюжане приложились к ней, поучаствовав в литургии.

К этой иконе дважды поклонялся святейший патриарх Алпексий II приезжавший сюда в 1993 и 1997 годах.

Икона настолько велика, что на крестных ходах ее несут более 40 человек. В этом же храме сохранились замечательные настенные росписи, показывающие сюжеты священной истории. Особенно хороша южная галерея летнего храма Воскресенского собора.

И еще. У входа в храм возле церковной лавки мы заметили среди прочих образ Св. Прокопия. Никто не смог ответить нам устюжский это или устьянский Прокопий. Там просто написано –«Ус». Похоже на изображение Пр. Прокопия, но вот кочерег в его руке нет.

Многие паломники из нашей группы в Тутаево исповедались и причастились святых таин.


На противоположном берегу Волги, в Романове, мы не были, но со смотровой площадки долго любовались его панорамой и в том числе храмом Покрова Пресвятой Богородицы, в котором находится другая чудотворная икона – «Прибавление ума»

После трапезы переехали в другой чудный городок – Переславль Залесский. Здесь на берегу Плещеева озера юный царевич, будущий император Петр 1 учился воинскому мастерству, строил первый флот и шел на своем ботике во главе эскадры-мечты…

Здесь же стоит один из старейших в России мужской монастырь – Никитский.

После благословения я надеваю на шею в полутемном храме пудовые вериги. И чувствую (всего несколько секунд) их холодную железную тяжесть Подобные носил несколько лет основатель монастыря Никита Столпник, как сказано в местном повествовании от 1186 года – «Одев вериги и белокаменную шапку».

Его убили разбойники в той пещере, где он нес свое послушание. Сейчас это центральное место монастыря со специальной часовней.

Устав монастыря очень строг, настолько, что женщине в брюках, как мне думается, уже никогда не отмолиться за тот грех, что она их на себя одела.(Об этом говорится в назиданиях вывешенных на холодной каменной стене у входа в храм).

В город Истра женщины из нашей паломнической группы стремились с особым желанием. Там в Новоиерусалимском мужском монастыре хранятся мощи мученицы Татианы. После посещения службы мы были участниками экскурсии по монастырю созданного по замыслу патриарха Никона.

Первоначально топография, топонимика и церковные сооружения Нового Иерусалима воспроизводили главные христианские святыни Палестины и представляли Российскую Палестину пространством пять на 10 километров. Главный храм Воскресенского монастыря освященного в 1685 году сооружен по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме. Есть здесь и Голгофа, и гора Фавор, и пещеры Гроба.

Мне удалось побывать в настоящем Иерусалиме и должен сказать, что копия очень походит на оригинал. Может быть, на стенах слишком много лепнины, что связано с женским влиянием императриц Российских, старающихся украсить храм после его постройки во времена Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и царей Иоанна и Петра Алексеевичей.

Настоящий же храм Гроба Господня в Иерусалиме очень суров.

Там множество приделов, отданных в распоряжение христиан разных национальностей: греков, армян, русских, эфиопов, сирийцев, коптов и др.

А здесь 29 приделов, Это отдельные храмы, где можно совершать богослужения. Никон мечтал о 365, но был лишен сана и сослан в ссылку, не успев закончить замысел. В храме очень холодно (на улице плюс пять градусов и дождь), настолько, что о купании в близлежащем источнике(он был неподалеку от храма) думать уже не хочется хотя некоторые паломницы (в специальной кабинке) все же обливались водой из ведра.

Возле стен – множество каменных погребальных плит с известными фамилиями как Татищевы, Бестужевы-Рюмины. В самом храме упокоена жена полководца Александра Суворова.

Волоколамское шоссе уводит нас дальше в Серпухов.

Здесь совершенно удивительный мужской Высоцкий монастырь, известный уже на весь православный мир чудотворной иконой «Неупиваемая чаша» и многими другими святынями.

Ежемесячно в монастырь приходит около 1000 писем с просьбой о помощи. Помощи спасти от пьянства, наркомании, курения либо блуда.

И еще 20000 записок от людей, побывавших здесь с той же просьбой. Имена этих людей поминаются в специальных молебнах. Сама икона обвешана благодарными подарками от спасаемых людей. Здесь оставлены золотые серьги и кольца, браслеты и часы, много женских украшений от тех женщин, что приезжают и молятся о спасении своих близких.

Кого здесь только нет. Церковная лавка наполнена людьми, пишущими записки о выздоровлении. Приезжают отовсюду: с Урала и Украины, Севера и Юга. Есть даже негры.

Мы тоже все приложились к чудотворной иконе. Каждый со своими мыслями.

Очень заметную память оставило у устюжан общение с монахом Федором. Дело в том, что в тот вечер мы ночевали в монастыре, а он был на послушании, организовывал ужин, выдавал постельное белье.(До этого делал замечания в храме тем кто разговаривал либо мешал иным способом богослужению).

Оказалось, что замечания он сделал почти всем нам за тот или иной проступок в строгом монастырском храме. Поэтому, придя в гостиницу, паломники стояли, можно сказать, по стойке «смирно». И не напрасно. Перед ужином монах попросил прочить вечернее «Правило» и лишь потом сели за стол и позднее распределились кто куда по комнатам. Мы, несколько мужчин, оказались в номере, где стояло 10 двухъярусных кроватей, разделяемых тумбочками, и больше ничего.(Все очень чисто, аккуратно, в целом гостиница выполнена по евростандарту) Там уже спали «трудники», поэтому укладывались в темноте как впрочем и вставали в темноте в 5 часов утра.

Но при получении постельного белья удалось поговорить с Федором по простому.

Он с длинной бородой стоял со связкой ключей в длинной рясе, подпоясанной ремнем, шапочке и очень походил на отца Анатолия из фильма «Остров». Очень спокойно, философски отвечал на наши вопросы. С юмором, даже рассказал анекдот. Говорить с ним очень легко и можно, как показалось, до бесконечности.

Аргументы его просты и фундаментальны. Замечательно добрый человек.

Но надо было спать. Утром он пожелал нам в дорогу ангела хранителя
Нас ждала Москва. Вначале Покровский женский монастырь и мощи блаженной Матроны Московской, затем Свято-Данилов мужской монастырь с мощами Даниила Московского и, наконец, Храм Христа Спасителя.

Утро началось с Покровского монастыря. К Матроне здесь в Москве огромные очереди. Одна к чудотворному образу на стене храма, вторая к мощам. Причем необходимо принести к мощам цветы. Потом головки и веточки от них раздают.

Одновременно в храме проходит служба. Мы были в субботу, и народу было очень и очень много. В очереди стояли часа два.

Все удалось.

Свято-Данилов монастырь встретил удивительной чистотой, покоем, благорасположением. Казаки не давали фотографировать, как, впрочем, это было и в других храмах во время поездки, хотя все кто хотел, ухитрялись это сделать.

Очень понравилась трапеза в Даниловом монастыре. Просто чудесный обед. Салаты, сметана, приправы, борщ, рыба и картофельное пюре, морс, пироги, печенье и конфеты. Не помню, что-то еще. Длинные трапезные столы, светлые стены с иконами, любовное с молитвой обхождение. Приятные сотрапезники. Как говорят, не ушел бы.

Но уходить надо. В Храм Христа Спасителя. О нем говорить можно бесконечно как и блуждать по его залам. В этот храм, как и во все другие, пускают бесплатно. Здесь лишь более жесткий контроль за вещами. Проверяют, как при посадке в самолет.

Размеры столь внушительны, что кружится голова. Очень много людей, иностранцев, мы разбрелись кто куда и каждый искал что-то свое. Каждый это свое нашел и через два часа мы встретились в автобусе и по Павелецкой набережной мимо Кремля и Красной площади поехали домой. В Великом Устюге были в 9 часов утра . Путь от Москвы занял часов 16-17.

Уже около Великого Устюга «Многая лета» пропели фирме «Устюг-тур. Всего мы проехали более 2000 километров.

Пока все.




На снимках: Новый Иерусалим; усыпальница Патриарха Никона.