«Природные, социальные и экологические проблемы развития Индийского океана» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Природные, социальные и экологические проблемы развития Индийского океана» - страница №1/1

Научно – исследовательская конференция

Тема: «Природные, социальные и экологические проблемы развития Индийского океана».

Цель: Углубить и систематизировать знания об особенностях природы Индийского океана; продолжать совершенствовать практические умения характеризовать климатические условия океана, свойства водных масс, природные богатства, приводить примеры представителей органического мира, устанавливать источники загрязнения вод океана; развивать коммуникативные навыки, умение работать в малых группах.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:



  1. Организационный момент:

  • приветствие учащихся;

  • поверка присутствующих (слайд № 1)

  1. Мотивация учебной и познавательной деятельности:

Когда человек не знает,

к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет

попутным. (слайд № 2)



Сенека

Каждый человек имеет такое место в жизни, где он счастлив, где реализовываются главные мечты, место, куда постоянно стремится душа. Где так спокойно и чисто. К берегам нашего государства доставлена бутылочная почта. В

1560 году на берегу Англии бедный лодочник нашёл запечатанную бутылку с неизвестным посланием. Поскольку читать он не умел, то отнёс её местному судье. Как выяснилось, это было чрезвычайно важное военное сообщение. Чтобы предотвратить раскрытие военных тайн, английская королева назначила специальную должность Королевского Открывателя Бутылок. Только это официальное лицо имело право вскрывать «бутылочную почту». Я назначаю Королевским Открывателем Бутылок (секретарь). Письмо намокло, и часть его утеряна, но мы постараемся его прочитать.

Письмо: В декабре 2004 года произошло катастрофическое землетрясение, эпицентр которого находится в … океане за 250 км от … острова. Помогите нам выяснить, по какой причине началось землетрясение, и как долго мы будем терпеть бедствия?

- Ребята определите, на каком материке или острове это произошло, на берегу какого океана. Местные жители оставили нам также координаты того места

(0 о ш, 100 о в.д.)

На каком острове? А на берегу, какого океана? (слайд № 3)

Сегодня наша «творческая лаборатория» состоит из учёных разных специализаций: историков, статистов, климатологов, зоологов, местного населения, экологов, секретаря. Они собрались на конференцию с целью (слайд №4) обговорить современное состояние природы Индийского океана, использование его природных ресурсов и проблем, возникающих вследствие интенсивной хозяйственной деятельности в акватории океана.

К нам на конференцию пожаловали гости – представитель организации «Гринпис», представитель школьной экологической организации «Зелёный росток»



  1. Изучение нового материала:

Секции конференции: (слайд №5)

1 секция – историки

2 секция – статисты

3 секция – климатологи

4 секция – зоологи

5 секция – местные жители

6 секция - экологи

I секция – историки (2 человека)

Что исследуют, главная проблема: С какой целью проводятся исследования в Индийском океане. (слайд № 6)

1 докладчик.

Берега Индийского океана – один из районов древней  цивилизаций. Освоение океана началась с севера индийскими, египетскими и финикийскими мореплавателями, которые за 3 тыс. лет до н.э. совершали плавания по Аравийскому и Красному морям, по Персидскому заливу. Первые описания маршрутов плаваний по Индийскому океану составили арабы. Для европейской географической науки сведения об океане начали накапливаться со времени плавания Васко да Гамы (1497 – 1499).Когда Васко да Гама впервые проплывал водами Индийского океана к берегам Индии, он даже не представлял его размеры. В северном полушарии океан больше похож на большое море, глубоко врезанное в сушу. Однако некоторое время Индийский океан оставался менее исследуемой акваторией Земли. В конце 18в. первые промеры глубин провел здесь Дж. Кук. (Работа с картой)

2 докладчик.

По сравнению с другими океанами Индийскому учёные уделяли меньше внимания. Поэтому в 1960 году по инициативе ООН начала работу Международная индоокеанская экспедиция, длившаяся 6 лет. В ней принимало участие свыше 20 стран. Учёные завершили исследование срединно – океанического хребта океана, благодаря чему подтвердилось существование в Мировом океане единой системы срединных хребтов.

Вопрос: С какой целью была организована эта экспедиция?

Ответ: Зона разломов срединно – океанического хребта Индийского океана является «живым» участком земной коры. Об этом свидетельствуют наличие здесь горячих источников и частые землетрясения. Зондские острова – 100 действующих вулканов. В декабре 2004 года произошло катастрофическое землетрясение, эпицентр которого находился в Индийском за 250 км. от северной окраины Суматры. Пострадали люди в Индонезии, в Шри – Ланке, Индии, Таиланде, в Малайзии, Бирме, Бангладеш и на Мальдивских островах. Бедствие коснулось и некоторых стран Африки – Сейшельских островов, Сомали, Танзании, Кении.

II секция – статисты (2 человека)

Что исследуют, главная проблема: Сравнить статистические данные океанов и определить значимость Индийского океана. (слайд № 7)

1 докладчик. (слайд № 8 – 10 )



Схема № 1. Размеры Индийского океана относительно других океанов

Схема № 2. Максимальные глубины Мирового океана


Схема № 3.Максимальное количество осадков


Схема № 4. Солёность Мирового океана
Схема № 5. Температура вод Мирового океана

Проанализировав статистические данные, можно сделать вывод, что более всего признаков подобия у Индийский океана и Тихого.

2 докладчик

Проанализировав статистические данные, мы предлагаем вам выполнить раскодировку информации.



Задание №1: выполняется в бланках. (слайд № 11)

«Цифровой диктант»

– Прослушав утверждение, определите, о каком океане идет речь. Если речь идет о Тихом океане, запишите цифру «1», если об Индийском – цифру «2».

Тихий океан – 1
Индийский океан – 2

(Разъяснение задания)

1) Третий океан на Земле по величине.


2) Название океану дал Ф. Магеллан.
3) В этом океане расположен Марианский желоб.
4) Северной частью океан омывает материк Евразия.
5) Одно из морей океана имеет самую высокую соленость в мире.
6) Этот океан соединен с Северным Ледовитым океаном Беринговым проливом.
7) Богатейшее месторождение нефти на шельфе Персидского залива.
8) Самый теплый океан по температуре поверхностных вод.
9) На западе океан омывает Евразию, на востоке – Америку.
10) В северной части океана – мощное Муссонное течение.

IIIсекция – климатологи (3 человек)

Что исследуют, главная проблема: Почему Индийский океан является самым тёплым. (слайд № 12)

Метод «Микрофон»



  1. Я думаю, что особенности климатических условий Индийского океана определяются положением его большей части в экваториальных и тропических широтах. На климат также влияет огромный массив суши (материк Евразия) с севера, а также муссонная циркуляция. (Работа у карты)

  2. Поэтому, я считаю, что муссонная циркуляция формирует здесь муссонные круговороты течений (Южное Пассатное течение, Сомалийское, Муссонное). Такое явление наблюдается только в этом океане. Они меняют своё направление 2 раза в год.

  3. Вследствие этого вода прогревается на экваторе до + 27 0С +320С, на севере + 40 0С (Бенгальский залив).

  4. Зональность проявляется и в распределении атмосферных осадков: экватор 2000 – 3000 мм. в год, тропики 100 мм. в год (Персидский залив).

  5. Осадки влияют на солёность

Экватор – 34%0

тропики – 37 %о

Красное море – 40-42 %0

Задание №2: на контурную карту нанести географическую номенклатуру. (слайд № 12)

IV секция – зоологи (2 человека)

Что исследуют, главная проблема: Что обусловило своеобразность и уникальность животного и растительного мира. (слайд № 13)

1 докладчик. (слайд № 14)

Мы исследовали животный мир Индийского океана и выяснили, что в первой половине ХХ века недалеко от тропических берегов Африки была поймана рыба, ставшая настоящей сенсацией. Речь идёт о доисторической рыбе целакант (латимерия), вымершей, как считалось, ещё 70 млн. лет назад. Однако в 1938 году в африканских водах целакант был впервые выловлен живым. Современные целаканты являются одними из редчайших живых существ, которые практически не изменились на протяжении 400 миллионов лет. Имеют особую форму черепа, напоминающую мозговую коробку. Например, вместо характерного для всех позвоночных твердого позвоночника у целакантов имеется толстостенная эластичная трубка.

2 докладчик. (слайд № 15)

Органический мир чрезвычайно богат в северной части тропической области океана ( Красное и Аравийское моря, Персидский и Бенгальский заливы).Здесь водятся многочисленные виды рыб – сардинелла, разные акулы, скумбрия, летучие рыбы. Такое богатство связано с поступлением вместе с речными водами материков в океан большого количества питательных веществ. В умеренных и полярных широтах Индийского океана обитает множество кальмаров, млекопитающие: киты, ластоногие, дельфины. Среди птиц встречаются альбатросы, фрегаты, пингвины.

Задание № 3: выполнить задание в бланке на соответствие логических пар. Учащиеся сдают листочки с ответами на проверку жюри. (слайд № 16)

V секция – местное население (2 человека)

Что исследуют, главная проблема: Какие социальные и экономические проблемы существуют у местного населения. Почему так притягивает сюда туристов. (слайд № 17)


  1. (Танец индийский). (слайд № 18)

Учитель: Уважаемые учёные, вы конечно же узнали какое государство представило нам свою культуру?

Докладчик: Уголок храмов, пляжи Гоа и съёмка индийского кино может развернуться прямо перед вашими глазами.

Острова Бали, Сейшелы, Красное море, Мальдивы – одно из самых популярных круглогодичных направлений мирового туризма. Это неудивительно: стабильно высокая температура воздуха и воды круглый год и красивая природа обеспечивают отличный пляжный отдых, а экскурсионная программа в Индонезии экзотична и разнообразна.

 Сюда едут в основном семейные пары в свадебные путешествия.



  1. Доклад. Индийский океан в настоящее время — самый опасный в мире. И не из-за акул, хотя они здесь водятся во множестве, а из-за морских разбойников — пиратов. Современные пираты — это не старые вояки с повязкой на глазу и деревянной ногой. Это преступники на быстроходных судах, вооруженные по последнему слову техники. Они нападают на яхты, грузовые суда и танкеры, грабят их, убивая экипажи и пассажиров. 
    Первые сведения о пиратах, начавших действовать у берегов Сомали, появились еще в 90-е годы прошлого столетия. Однако тогда их действия были разрозненными и несистемными. В начале нового века активность сомалийских пиратов усилилась. Только с марта 2005 г. по июнь 2006 г. они атаковали десятки торговых судов в Индийском океане. Уже тогда переходное правительство Сомали неоднократно обращалось к странам Восточной Африки с просьбой об оказании помощи в обуздании пиратов.
    20 мая 2007 г. ООН призвала к принятию международных мер против «бича пиратства» у берегов Сомали.
    В настоящее время пиратам в той или иной мере противостоит несколько корабельных групп и отдельных кораблей.

В целом, проблема пиратства у берегов Сомали чревата для мирового сообщества, по меньшей мере, тремя последствиями:

Во - первых, она создала реальную угрозу безопасности морского судоходства в этой зоне и уже негативно повлияла на ряд экономических процессов. Так, пираты сорвали сезон ловли тунца, вынудив уйти в близлежащие порты свыше 50 рыбопромысловых судов.

Во - вторых, доходы от пиратства, которые поступают за счет выкупов за захваченные суда и их экипажи, могут частично идти для подпитки многочисленных вооруженных конфликтов в Сомали. Кроме того, сами по себе отдельные захваченные суда могут стать источником получения оружия для различных группировок
В - третьих, действия пиратов могут в любой момент вылиться в крупную экологическую катастрофу, как это едва не произошло с танкером «Такаяма».

Однако в настоящее время Индийский океан стал опасным для исследования, в связи с пиратами, которые все чаще стали нападать на мирные суда.



VI секция – экологи (2 человека)

Что исследуют, главная проблема: Какие экологические проблемы и почему возникают в Индийском океане. (слайд № 19)

Экологические проблемы.

1 докладчик.



  1. Загрязнение нефтепродуктами

  2. Социальный уровень населения (нечистоты сбрасывают в реки, Бедные государства, уровень жизни)

  3. Выбросы с/хоз. отходов, химических отходов. Безобидные, практически никому не известные организмы, природные явления приобретают неожиданно угрожающие свойства. Кого беспокоили водоросли еще десяток лет назад? А между тем из-за неразумного сброса отходов промышленных и сельскохозяйственных предприятий в моря и реки там начали очень быстро развиваться разные виды водорослей, забирая большое количество кислорода и тем самым лишая его других жителей моря. Масляные и нефтяные пятна на поверхности морской воды мешают жизни птиц и других животных. Химические выбросы, отравляя морских животных, отправляют затем и людей, которые питаются ими. Есть ли выход?

Учащиеся делятся своими мнениями.

Всемирный день океанов - памятный день ООН. Отмечается ежегодно,

8 июня.

2 докладчик.

Перед вами влияния различных видов хозяйственной деятельности человека на природу Индийского океана. Составьте причинно – следственную цепочку.

( Проводит ученик с классом.)



«Экологический тренинг»

  1. Добыча полезных ископаемых из шельфа

  2. Загрязнение вод океана и побережья вредными веществами

  3. Обеднение органического мира

  4. Ухудшение состава и качества воздуха

  5. Ухудшается здоровье человека

-  В любом природном сообществе все взаимосвязано, и человек должен знать эти связи, чтобы не разрушить гармонию жизни природы. Океан играет огромную роль в формировании климата Земли.

IV. Закрепление изученного материала:

Секретарь: В конференции рассматривалось 6 проблемных вопросов, все они запротоколированы мною. (Решение проблемы протоколируется секретарём, и корабли одевают паруса определённого цвета по ходу принятия решений.)

(слайд № 20)

По первой секции - с какой целью проводятся исследования в Индийском океане.

Принятие решения: Экспедиции проводятся с целью изучения «живых» участков земной коры, чтобы избежать тяжёлых последствий, предупредить население.

По второй секции - сравнить статистические данные океанов и определить значимость Индийского океана.



Принятие решения: Статистика даёт нам возможность сравнивать, сопоставлять. Проанализировав диаграммы, мы приняли решения о том, что индийский океан самый тёплый, самый солёный и занимает 3 место по площади относительно других океанов.

По третьей секции - почему Индийский океан является самым тёплым.



Принятие решения: Исследовав климатические условия Индийского океана можно смело сказать, что он по праву является самым тёплым, так как большая его часть расположена в экваториальном и тропическом поясах.

По четвёртой секции - что обусловило своеобразность и уникальность животного и растительного мира.



Принятие решения: Так как этот океан самый тёплый, то это обусловило уникальность и разнообразие органического мира, наличие эндемиков, реликтов.

По пятой секции - какие социальные и экономические проблемы существуют у местного населения. Почему так притягивает сюда туристов.



Принятие решения: Проанализировав ситуацию социальных и экономических проблем, мы выяснили, что в Индийском океане появилось такое явление как пираты. Как устранить эту проблему? Нужно наладить уровень экономического развития в прилегающих к акватории странах, дать работу.

По шестой секции - какие экологические проблемы и почему возникают в И.о.



Принятие решения:

- Поставить очистные сооружения на нефтедобывающих установках

- Следить за составом и качеством воды и воздуха

- Ввести и контролировать штрафные санкции

- Прививать экологическое воспитание у местного населения

-Среди молодёжи проводить экологические акции, мероприятия

Ребята, мы составили коллективное обращение к представителю организации «Гринпис» с радикальными мерами решения экологических, социальных и экономических проблем. А второе письмо мы бы хотели передать представителю школьной экологической организации «Зелёный росток», как обращение ко всем школьникам. Рекомендуем Вам использовать разработанный материал на школьных экологических конференциях.

V. Итог урока:

Члены конференции проверяют бланки и выставляют оценки за работу на уроке.



Учитель:

Ты можешь сильным быть на деле,

И могут мчать тебя ветра.

Но если ты не видишь цели,

Не доберёшься никогда. (слайд № 21)

Итак, ребята, попрошу представить себе те эмоции, которые вы получили на уроке. Если та информация, которую вы сегодня услышали и увидели, была интересной, новой – наполните паруса ветром и отправьте их в путешествия по другим океанам, чтобы узнать ещё много нового (зелёный). Если урок был обычным, и вы ничего нового для себя не вынесли, то поднимите синие паруса. А если вы просто наблюдали за нашей конференцией с берега, поднимите красные паруса.

Объявляю заседание секций научно – исследовательской конференции закрытой.

VI. Домашнее задание:

- Изучить § 11 – 12 (слайд № 22)



Урок окончен, всем спасибо.