Приоритетный национальный проект «образование» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Приоритетный национальный проект «здоровье» семейная гостиная для... 1 98.22kb.
Школьное питание – одна из самых актуальных проблем на сегодняшний... 1 60.58kb.
План Образование «Второй Речи Посполитой. Советско-польская война... 1 260.97kb.
Сергей ковальчик: «человеку нужен полет» Журнал 1 57.61kb.
4-7 Национальный конкурс «Книга года» 8-9 Литературная премия «Национальный... 1 374.89kb.
Дипломная работа студентки 5-го курса очно-заочной формы обучения... 2 979.63kb.
Опыт коста-рики: национальный проект «создание культуры уважения... 1 210.86kb.
Национальный платежный форум россии при поддержке комитета государственной... 1 85.56kb.
Денис Ганич (партия "Национальный курс"), Евгений Фёдоров 1 738.65kb.
Детско-юношеский центр Змеиногорского района, проект «Образование. 1 78.5kb.
Направление: Педагогическое образование профиль: Магистерская программа... 6 977.35kb.
Г. В. Старшенбаум Суицидология и кризисная психотерапия 20 6119.67kb.
- 4 1234.94kb.
Приоритетный национальный проект «образование» - страница №1/10





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Технологический институт

Федерального государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»


ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»

(2006-2007 гг.)

М.А. Дедюлина, Е.В. Папченко
ЭТИКА
Учебное пособие

Таганрог 2007



ББК 87.7я73
Рецензенты:

А.Д. Майданский – доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Таганрогского института управления и экономики.

О.В. Шипелик – кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии Технологического института Южного федерального университета.

М.А. Дедюлина, Е.В. Папченко.

Этика. Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во Технологического института ЮФУ, 2007. – 112 с.

Данное учебное пособие представляет собой систематизированную информацию наиболее актуальных и дискуссионных проблем прикладной этики. Необходимость в такой информации очень значительна, особенно для студентов, специально изучающих этику. Учебные пособия по данной проблематике немногочисленны. Выбор тем по данному разделу этики осуществляется по принципу наибольшей значимости не только в границах какой-либо разновидности современной прикладной этики, но и в более широком, социокультурном ракурсе.

Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей.






Предисловие


Учение о нравственной деятельности и нравственных идеалах есть этика. «Настоящая суть этики – это субъективные идеалы, которые она ставит сознательной жизни и деятельности человека. Характеристическая особенность всех этих идеалов та, что они имеют задачею и целью вывести человека из узкого, тесного круга обособленной индивидуальности и поднять его до идеального типа человека. В числе этических идеалов на первом месте стоит стремление прежде всего к истине, правде и душевной красоте. В объективном смысле истина, правда и красота являются как результат стремления, как известное сочетание явлений и данных. Мы говорим о научных или теоретических истинах, о правде в законе, суде и управлении, о красоте действительных явлений и художественных произведений. В субъективном же смысле этими названиями означается то душевное расположение и настроение, с которыми человек работает в самых разнообразных сферах деятельности и без которых нельзя произвести ничего прочного значительного и полезного для себя и других»1.

А. Белый считал мораль «формой фантазии», но не произволом, а феноменом человеческого творчества – свободного, адогматического, ценностного по своей сути. Эту мысль он вынес из антропософии Р. Штейнера. Мораль не выводится, а непосредственно дается. По словам Ф. Бредли, нет никакой нужды задавать себе вопрос и с помощью научных процедур решать, что такое мораль. Ибо мораль – это то, что вокруг нас. Этика – не знание, а побуждение, глубочайший внутренний импульс, жизненная воля, жизнь сознания во всей полноте и глубине последнего. Нравственность – это особый способ решения жизненных проблем человека и социума, удовлетворение потребностей человеческой природы в духовно идеале и духовных ценностях2.

Что же такое этика? Именно такой вопрос себе задавал российский философ А.Ф. Лосев в начале ХХ века. В самом начале своих рассуждений он намеренно пытается избегать такой категории как нравственность. «Поэтому мы возьмем понятие не «нравственность», а просто «человеческая деятельность». Этика, значит, есть учение о человеческой деятельности. Человеческая деятельность составляется из отдельных поступков. Главнейший и самый первый вопрос этики поэтому состоит в определении границы доброго и злого, в определении того, что нравственно и что безнравственно»3.

Исследователь может прийти к тому выводу, что ни добра, ни зла нет в человеке, что существует только человеческая деятельность, в которой добро и зло являются не больше, как разными сторонами одного и того же явления. Все вышеперечисленное требует доказательства, т.е. разработки учения о добре и зле, а потому эта часть этики должна существовать независимо от того или иного взгляда на ее предмет. Найдя границу, отделяющую добро от зла, появляется необходимость отдельно изучать как первое, так и второе, порознь и во взаимоотношении. В метафизике нравственности имеем в виду факт существования добра и зла независимо от того, как при различных условиях в каждом отдельном человеке это добро и зло может осуществиться. Психология же нравственности изучает явления добра и зла в человеке, т.е. задается вопросами чисто эмпирического характера, оставляя этические вопросы рациональной психологии на попечение метафизики. Эти же особенности психологической части этики проводят демаркационную линию и между нею и обыкновенной психологией. «Задача этической психологии совпадает с задачей обыкновенной психологии до тех пор, пока она старается изучить факты нравственной жизни безоценочно с моральной точки зрения. После изучения нравственной жизни, так сказать, в сыром ее виде, изучающий этику начинает применять тот нравственный критерий, который у него выработался раньше». Можно согласиться, с точкой зрения Лосева, что «этика есть учение о человеческой деятельности, исследование которой может совершаться с трех точек зрения: 1) решает вопрос о добре и зле, чтобы иметь критерий для оценки нравственных поступков и определить возможность применения этого критерия; 2) изучает эмпирическую сторону нравственности, как она является у отдельных индивидуумов и обществ; 3) дает способы осуществления идеалов».



Правильно замечает Ю. Хабермас, что «пока философия верила в то, что она способна обозреть всю целокупность природы и общества, она хозяйничала в тех на первый взгляд твердо установленных границах, в которые вписывалась жизнь индивидов и сообществ. Учение о благой жизни и справедливом обществе, этике и политике отличала цельность. Но по мере ускорения темпов социальных изменений период заката этих моделей нравственной жизни становится короче. Справедливое общество представляет всем лицам распоряжаться временем своей жизни так, как они хотят. Оно гарантирует каждому равную свободу развивать этическое самопонимание для того, чтобы в соответствии с собственными возможностями и благими намерениями осуществить в действительности персональную концепцию благой жизни»4.

Данное пособие представляет собой систематизированную информацию наиболее актуальных и дискуссионных проблем прикладной этики. Необходимость в такой информации очень значительна, особенно для студентов, специально изучающих этику. Учебные пособия по данной проблематике немногочисленны. Выбор тем по данному разделу этики осуществляется по принципу наибольшей значимости не только в границах какой-либо разновидности современной прикладной этики, но и в более широком, социокультурном ракурсе.

Тема №1. ПРЕДМЕТ ЭТИКИ


Особенность современной этики заключается в том, что она в ХХ веке «оживает, превращается из мертвой науки в плоть и кровь живой жизни». Возникает необходимость разобраться в природе этого феномена. Тем более что в последнее время в западной этике наметился переход именно к этой проблематике. Об этом свидетельствуют специальные зарубежные журналы по этике. Например, с начала 70-х годов ХХ в. в журнале «Этика» стали появляться статьи по этим проблемам, а вскоре был основан новый журнал «Философия и общественные дела», посвященный прикладным проблемам философии, а позже – в 90-х годах – еще один журнал «Прикладная философия». Сегодня журнал «Этика» на две трети состоит из статей, посвященных прикладным этическим проблемам, при минимальном количестве чисто академических статей. Можно констатировать факт, что в начале нового тысячелетия возник новый образ этики никогда ранее не существовавший. На первый взгляд, кажется, что может быть общего между медициной, политикой, правом, экологий, бизнесом. Вышедший в 1995 году международный энциклопедический словарь «Этика», впервые начинает публиковать статьи по прикладной этике. Этот словарь в тот момент был единственной обзорной работой охватывающей такие сферы этического исследования как: биоэтика («генная инженерия», «суррогатное материнство»), «права животных», экологическая этика («природа и ее права», «выбросы»), политическая и юридическая этика («шпионаж», «смертная казнь»), военную этику, сексуальную, политическую, компьютерную, этику искусства, цензуры, и т.п. Издатели данной престижной работы стремятся не только воспроизвести и отразить в ней современные достижения прикладной этики, но попытались объяснить генезис и причины возникновения этого особого вида этики. Основная причина – рост человеческих знаний и технологических возможностей.

Возникновение и сущность этики. Уже в начале ХХ века был поставлен вопрос о необходимости переосмысления задач этики, нахождения новых путей и методов, по сравнению с традиционной этикой. Дж. Э. Мур был первым, кто выступил с критикой всех традиционных направлений этики. Он подробно проанализировал недостатки и ошибки метафизической этики И. Канта, натуралистической этики, в самых различных ее разновидностях, утилитаристской, эмотивистской этики, и показал, что ни одно из существовавших в этике направлений не в состоянии решить ни один из ее основополагающих вопросов – что такое добро, идеал, правильное поведение, счастье. С этого – критического настроя – началось развитие западной этики в ХХ в. И этот негативно-критический настрой оказался весьма конструктивным. Дж. Мур положил начало целому особому периоду в существовании этики, получившему общее название метаэтики. В русле метаэтики были подвергнуты строго логическому анализу все основополагающие этические понятия: добро, идеал, долг, правильное и неправильное и др. Результаты анализа в целом ряде случаев были весьма неутешительными для этики. В последующем критика уже метаэтики завершилась почти единодушной решимостью обратиться от сухой логики к жизненным фактам моральной, социальной и психологической эмпирики.

Следующий после метаэтики – второй период в развитии западной этики – ознаменовался именно таким поиском прорыва к реальной жизни – к социологии и психологии морали. Этот второй – назовем его дескриптивным – период просуществовал не слишком долго, всего два-три десятилетия. Исследование эмпирических фактов из области социологии и психологии морали – убедительно показали, что и здесь этика еще не обретает своего главного предмета: конкретного человека, на протяжении всей своей жизни сталкивающегося с реальными моральными проблемами. Ведь и социология, и психология морали все-таки имеют дело все с тем же усредненным, а значит абстрактным индивидом, объектом моральных норм и их транслятором. Именно здесь человек уже становится главным предметом изучения, а науку начинают интересовать все детали, все конкретные подробности его поведения с моральной точки зрения, т.е. конкретные ситуации, где на карту ставятся не только деньги и благополучие людей, но часто и сама жизнь.

Третий период – новейший, текущий – в развитии западной этики, как мы полагаем, представляет собой период прикладной этики. «На наших глазах этика в течение текущего столетия прошла путь от сугубо теоретического, абстрактно-логического, методологического анализа в виде метаэтики – до, может быть, высшего своего достижения – до решения самых насущных, острых, больных, прямо и непосредственно касающихся живого человека проблем – до биоэтики и прикладной этики в целом. Такова одна из весьма правдоподобных гипотез относительно причин возникновения прикладной этики: тупик метаэтики был благополучно преодолен за счет возникновения сначала дескриптивной, а затем и прикладной этики. Как пишет Л.В. Коновалова: «Сам термин “прикладная” наука возник внутри естествознания, внутри фундаментальной науки. Из нее он был вскоре перенесен в гуманитарные науки, в том числе, в философию и этику. Важно подчеркнуть лишь, что для такого разграничения теоретической и прикладной разновидностей одной и той же науки необходимо только одно условие: чтобы теоретическая ее часть достаточно хорошо развилась и как бы достаточно далеко ушла от практики. В этике это сделала метаэтика, которая провозгласила себя принципиально отличной от нормативной этики, а значит, от этики, обращенной к практике, к жизни».

Если заглянуть в классические учебники по этики, то практически все авторы единодушно пролеживают две тенденции развития традиционной этики: теоретичность – ориентация на выработку строго научной теории – и «практичность» – подчеркивание особого характера этического знания – его направленности на практику, необходимости его приложения к решению реальных, жизненных задач. Самое интересное, то, что именно И. Кант, говоря современным языком, может считаться и первым «прикладником». Даже виды прикладной этики И. Кант наметил именно те, которые, через 200 лет стали основными видами современной прикладной этики: антропологические, педагогические, политические и др. проблемы. Именно Канту удалось предвидеть и те проблемы, которые, казалось бы, уже полностью зависят от ситуации конца ХХ в. В его трудах содержатся высказывания об эвтаназии, о моральном статусе эмбриона и др.



Появление и стремительное развитие прикладной этики в последней четверти ХХ столетия явилось почти для всех полной неожиданностью. Согласимся с утверждением Л.В. Коноваловой, что «прикладная этика – это особый вид этики не потому, что она накладывается на новый проблемный материал, а потому, что она дает новое понимание проблем морали, представляет собой новый вид этики, новый подход к проблемам самой этики. Она предъявила новые требования к развитию этики, по-новому формулирует ее предмет, ставит перед этикой новые задачи. Она представляет собой новый вид этики потому, что дает новое понимание этики. Наше понимание сущности прикладной этики, это важно подчеркнуть, исходит еще и из того, что в современной западной этике прикладная этика буквально на наших глазах превращается из отдельной части внутри структуры этики в почти самостоятельную этическую науку. Она развивается во многом параллельно этике, но как бы постепенно и замещает ее, более преобладая в объеме и уровне.

Основной причиной возникновения прикладной этики стала – гуманизация всей жизни человека и общества, понимание ценностей индивидуально-личностного характера, а каждая из трех версий в отдельности и совокупность всех их вместе взятых выразили лишь те конкретные условия и формы, в которые вылился этот процесс в области этики в конце двадцатого столетия ее существования. Так, Э. Фромм в работе «Человек для самого себя» полагает, что именно гуманистическая этика помогает преодолеть человеку крайности: с одной стороны религию с ее догмами веры, а с другой стороны релятивизм, который не видит ничего устойчивого в нравственных представлениях человека. Гуманистическая этика считает, что ценностные суждения могут быть выработаны на основе разума. Разумно познавая себя, человек может быть «самим собой» и «для самого себя» В данной этике «добро – раскрытие человеческих сущностных сил, а добродетель – ответственность по отношению к собственному существованию. Злом же является всякая помеха развитию человеческих способностей, а пороком – безответственность по отношению к себе. Эта этика рассматривается им как «прикладная наука искусства жить».

Прикладная этика возникла (и отдельные ее области и разновидности будут возникать) там и тогда, где возникала или будет возникать угроза жизни и существованию человека и человечества, опасность ущемления его неотъемлемых прав и интересов – будь то сфера биологического эксперимента, медицинского обслуживания или экологического выживания, там, где предпринимались попытки в очередной раз «обойтись без этики», поставить на первое место какие-то соображения минутной выгоды, экономической необходимости или чьих-то интересов, отодвинуть этические соображения на второй план, там, где возникала новая опасность для жизни и страх смерти. Этика немедленно бросалась в эти лакуны, «отсеки» и сферы для того, чтобы вновь и вновь защищать интересы человека и его жизнь, напоминать о его правах и его достоинстве, о его самоценности и приоритетности перед всем прочим. Вот эта необходимость новой защиты человека в новых условиях конца ХХ века – в его больных точках – и стала главной причиной возникновения такого явления, как прикладная этика. Так, еще в 1988 г. вышла в свет в США одна из первых книг, в названии которой стоит термин «прикладная этика» – «Прикладная этика и этическая теория». Цель и задачи помещенных в сборнике статей, состояли в том, чтобы исследовать этические проблемы, выдвигаемые современным технологическим прогрессом. Этики давно уже бьют тревогу по поводу непредвиденных опасностей.

Интерес к прикладной этике начинается в 60-е гг. ХХ в., когда в Америке стало возникать движение за гражданские права, а чуть позже в Европе возникли студенческие движения, наименованные затем как молодежная революция, движение новых левых, хиппи и пр. Затем Вьетнамская война породила целую волну общественных дискуссий по моральным проблемам – справедливости, равенства, гражданского неповиновения, ненасилия, борьбы за мир, за ядерное разоружение и еще позже – за охрану окружающей среды, за предотвращение глобальных катастроф. Одной из самых популярных работ по этике последних десятилетий на Западе стала не теоретическая, и не учебная работа, а книга «Моральные проблемы» под редакцией Дж. Рейчелса – антология статей по прикладной этике, которая заменила собой и теоретические работы, и учебные пособия, неоднократно переиздавалась и является самым широко распространенным текстом для введения в курс этики. Следующей волной общественного интереса к прикладной этике стала, конечно, биоэтика. Новые достижения в медицине и биологических науках вызвали новые этические проблемы, со многими из которых человечество не сталкивалось никогда ранее за всю свою предшествующую историю – в частности, клонирование, искусственное оплодотворение или суррогатное материнство. Стало быть, во всех видах прикладной этики, – заметим особо, речь идет не о профессиональной этике той или иной профессии, а именно о другой, как бы оборотной стороне деятельности той или иной профессии, о ее общественном резонансе, о последствиях данной профессиональной деятельности, которые необходимо контролировать (и ограничивать) извне.



Предметом нормативной этики должны быть особые разновидности моральных проблем – те, которые носят исторически сложившееся название «моральных дилемм». Дилеммами называются такие проблемы, которые не имеют простого и однозначного решения, в которых содержатся противоречия, не поддаются формальному анализу. Моральные дилеммы подразделяются на два вида. Первый, когда человек обязан делать два противоположных поступка, поскольку оба они — правильные. Второй, когда человек одновременно и должен, и не должен совершать один и тот же поступок (например, намеренное прекращение жизнеобеспечивающего лечения в случае постоянной и необратимой комы). Внутренние проблемы существуют именно в самой морали, точнее, в том, как она применяется к жизни, к практике дают возможность ее изучать как сферу дилемм. Именно поэтому мораль – сфера дилемм, и решать их повседневно, на протяжении всей жизни – удел и призвание человека. Из решения моральных дилемм, из размышлений над ними, из рассуждения в процессе их анализа, собственно, и выросла этика.

А современная прикладная этика выросла из необходимости решать моральные дилеммы современности, происхождение которых весьма разнообразно – от ситуации смертельной болезни до загрязнения окружающей среды. Следовательно, прикладная этика представляет собой решение современных моральных дилемм. Современная действительность породила множество моральных дилемм, они реально существуют, и прикладная этика показывает, каковы возможности их решения. Моральных дилемм существуют тысячи, поэтому все перечислить и назвать, а тем более проанализировать – невозможно.



следующая страница >>